Научная статья на тему 'Праймериз как форма политического участия: история становления института'

Праймериз как форма политического участия: история становления института Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1748
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИНСТИТУТ ПРАЙМЕРИЗ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ГОЛОСОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ELECTIONS / INSTITUTE PRIMARIES / FOREIGN PRACTICE PROVISIONAL VOTING / POLITICAL ACTIVITY / POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болховитина Татьяна Сергеевна

Предварительные выборы праймериз становятся полноценным политическим институтом благодаря открытым внутрипартийным соревнованиям, в которых участвуют члены партий. Для рядовых граждан также представляется возможным проявить свою политическую активность и участие. Автор рассматривает качественные характеристики феномена первичных выборов, опыт организации праймериз в США, Италии, Германии, Австрии, Финляндии, Швейцарии. Отмечается демократическая и конституционно-правовая ценность праймериз, выявляются актуальные процедурные проблемы организации, связанные с эффективным проведением предварительного голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARIES AS A FORM OF POLITICAL PARTICIPATION: THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE INSTITUTE

Preliminary elections or primaries becomes a political institution through open intraparty competition in which participate the members of the parties. For ordinary citizens is also possible to show its political activity and participation. The author examines the qualitative characteristics of the phenomenon of primary elections, the experience of the organization of primaries in the United States, Italy, Germany, Austria, Finland, and Switzerland. It is noted democratic and constitutional value of the primaries, identifies relevant procedural issues, organizations related to the efficient conduct of early voting.

Текст научной работы на тему «Праймериз как форма политического участия: история становления института»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 323

ПРАЙМЕРИЗ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА

Т.С. Болховитина

Предварительные выборы - праймериз - становятся полноценным политическим институтом благодаря открытым внутрипартийным соревнованиям, в которых участвуют члены партий. Для рядовых граждан также представляется возможным проявить свою политическую активность и участие. Автор рассматривает качественные характеристики феномена первичных выборов, опыт организации праймериз в США, Италии, Германии, Австрии, Финляндии, Швейцарии. Отмечается демократическая и конституционно-правовая ценность праймериз, выявляются актуальные процедурные проблемы организации, связанные с эффективным проведением предварительного голосования.

Ключевые слова: выборы, институт праймериз, зарубежные практики предварительного голосования, политическая активность, политическое участие.

Выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления предстают, как известно, высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Своеобразной предстадией выборов принято считать проведение праймериз (от англ. primaries, primary - первичный, первоначальный). Это сравнительно молодой политический институт. Первым государством, применившим его, стали Соединенные Штаты Америки в 1842 году, а первым штатом, принявшим в 1903 году закон об обязательном внедрении данной практики, стал Висконсин [1].

Следует отметить, что в научной литературе и избирательной практике отсутствует единство в трактовке данного термина. Так, в США в его понимание вкладывают «предварительные выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов Демократической и Республиканской партий» [2, с. 528].

К особенностям американского института праймериз можно отнести следующий момент: в предварительных выборах могут участвовать жители, не имеющие права голосовать на всеобщих президентских выборах. К данному числу относят проживающих в Гуам, Пуэрто-Рико и других зависимых территориях.

Несмотря на вековое существование предварительного голосования, в США до сих пор не принят единый федеральный закон, который регулировал бы порядок его проведения. Эти вопросы находятся в компетенции самих штатов. Кроме того, указанный институт не является обязательным - каждый штат

вправе самостоятельно определять процедуру его проведения [3, с. 30-31]. Исходя из этого, не во всех 50 штатах проводят праймериз, в 11 из них проводят партийные конференции или референдумы - кокусы (англ. caucus) (например, Айова, Минессота и т.д.).

Процедура проведения партийных выборов не имеет унифицированного порядка, поэтому процедура подготовки и проведения праймериз в штатах, где они предусмотрены, имеет свои особенности. Проиллюстрируем на примере.

Одним из основных условий возможности участия в праймериз является регистрация кандидата в качестве члена партии, поддержку которой он намеревается получить. Помимо этого кандидат должен доказать, что он обладает определенным потенциалом для участия в выборах. Например, в штате Теннеси необходимо представить 25 подписей однопартийцев, в штате Нью-Йорк - 25 тыс. подписей. При этом сбор подписей сопровождается также дополнительными условиями. В Нью-Гэмпшире достаточно заплатить в местный бюджет налог в размере 1 тыс. долларов США. В таких штатах, как Северная Дакота, Юта, Род-Айленд, вопрос о допуске того или иного лица к участию в праймериз решается на специально проводимом собрании местной партийной организации [4, с. 89].

Как видим, в американских штатах предусмотрена своя процедура проведения предварительных выборов. Из этого следует, что в США существует столько же различных видов праймериз, сколько штатов.

Приведем основные виды праймериз, имеющих универсальный характер. Среди них по степени открытости для избирателей можно выделить:

-закрытые праймериз;

-открытые праймериз;

-общие праймериз.

Закрытые праймериз представляют собой предварительное голосование, в котором участвуют только те избиратели, которые являются членами соответствующей партии.

Открытые праймериз доступны для всех зарегистрированных избирателей штата вне зависимости от партийной принадлежности, при этом представители одной из партий могут голосовать за одного из оппонентов. Несмотря на свободное волеизъявление, предусмотрено одно ограничение: избиратель обычно может принять участие в праймериз только одной политической партии.

На общих праймериз избиратели могут участвовать в голосовании, проводимом обеими партиями.

Представляется, что наиболее демократичными из приведенных трех видов являются открытые и общие праймериз. Весьма характерно для данных типов отсутствие ограниченного круга лиц, обладающим правом определения будущих кандидатов от партии. Это значит, что любой желающий может принять участие в процедуре предварительного голосования, отдав предпочтение тому или иному кандидату и выразив, таким образом, свою волю. Подобная возможность способствует повышению активности избирателей, а также позволяет учитывать мнение большего их числа.

Закрытые праймериз, в первую очередь, нацелены на обеспечение участия рядовых партийцев в формировании партийных списков и выявление кандидатур для выдвижения на выборах на единоличные должности [5, с. 33]. Следует отметить, что в США не раз возникали сомнения относительно конституционности проведения закрытых праймериз, но Верховный Суд США не поддержал данную позицию [6].

В зависимости от характера итогов праймериз разделяют на обязательные и необязательные. В первом случае члены партии обязаны отдать свой голос за одержавшего победу кандидата. При необязательных праймериз такое предписание отсутствует: при голосовании член партии вправе отдать свой голос любому кандидату, независимо от того, победил он в предварительных выборах или нет.

С одной стороны, необязательные праймериз более демократичны, поскольку не ограничивают члена партии - избирателя в выборе при голосовании. Однако, с другой стороны, обязательные праймериз в большей степени отвечают непосредственной цели их проведения. На внутрипартийном голосовании определяется кандидат, который пользуется наибольшей поддержкой, его партия делегирует на выборы на уровне всего государства. Таким образом, она выражает ему доверие свое и членов партии. Поэтому член партии в любом случае должен поддерживать отобранного кандидата, поскольку в данном случае он представляет не только самого себя как лидера, но в первую очередь - саму партию.

Помимо общепринятой классификации праймериз (закрытые и открытые) в американской системе выделяют еще несколько типов:

- полуоткрытые праймериз: зарегистрированный избиратель заранее не объявляет, за какую партию он будет голосовать. Перед входом в кабину для голосования он запрашивает бюллетень конкретной партии. Сущность полуоткрытых праймериз весьма схожа с открытыми, но отличие состоит в использовании избирателем специального бюллетеня конкретной партии;

- run-off голосование: характеризуется тем, что бюллетень для голосования не ограничивается одной партией, и два кандидата на всеобщие выборы избираются вне зависимости от их партийной принадлежности. Особенность данного типа предварительного голосования состоит в том, что второй тур требуется, только если ни один кандидат не набирает большинства голосов в первом туре [7].

Процедура праймериз сама по себе предполагает голосование с целью избрания одной конкретной кандидатуры от политической партии для ее дальнейшего участия в выборах соответствующего уровня. Это характерно для мажоритарной избирательной системы, применяемой в США [8, с. 363].

В Российской Федерации выборы депутатов в Государственную Думу VII созыва, которые состоялись 18 сентября 2016 года, прошли по смешанной избирательной системе [9]. Таким образом, 225 из 450 депутатов Государственной Думы РФ были избраны по партийным спискам (пропорциональная система). Таким образом, от одной политической партии был выдвинут не один кандидат, а несколько кандидатов, то есть был составлен так называе-

мый «партийный список». Сообразуя это с охарактеризованной процедурой, проводимой в США, использование термина «праймериз» представляется некорректным. Вместо него чаще всего используется понятие «предварительное голосование» [10, а 117].

Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» [11] подпунктом «и» пункта 2 статьи 21 партиям предписывается закреплять в уставе порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности. В пункте 8.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» закреплено, что «проведение предварительного внутрипартийного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления» [12].

Таким образом, несмотря на достаточно продолжительное, по сравнению с другими государствами, существование праймериз в США, процедура их проведения все еще остается несовершенной:

-отсутствует единый федеральный закон и, следовательно, унифицированный порядок организации и проведения предварительных выборов;

-обязательность проведения праймериз закреплена далеко не во всех штатах;

-специальный закон, регулирующий проведение праймериз, также принят не во всех штатах.

Но в любом случае праймериз зарекомендовали себя положительно. Американскими учеными отмечено, что система предварительного голосования содержит в себе одновременно три группы конституционных ценностей:

-права избирателей на эффективное и осмысленное голосование на выборах;

-интересы политических партий в сохранении своей автономии и идеологической чистоты;

-совместное участие Федерации и ее субъектов в обеспечении легитимности и конкурентности процесса выдвижения кандидатов и конечном выявлении кандидата, способного к публичному управлению [13, а 905].

Институт предварительного голосования широко зарекомендовал себя не только в США, но и других государствах. Так, в Италии праймериз на региональном уровне проводятся с 2004 года, а на общегосударственном - с 2005-го. Это открытые выборы, инициируемые партийными коалициями. Во Франции праймериз - это выдвижение или самовыдвижение кандидатов, которых поддерживает избиратель. Такая система работает в Дании и Бельгии.

В Германии, Австрии, Финляндии и Швейцарии члены политических партий проводят закрытые праймериз, выдвигая кандидата на пост президента. Кроме того, закрытая система праймериз работает и в Японии.

Подводя итоги исследованию становления института праймериз, необходимо отметить, что демократическая и конституционно-правовая ценность праймериз многопланова и состоит, как минимум, в следующем:

- формировании рационально действующего избирателя, который, по определению Э.Даунса, американского экономиста и политолога, автора теории рационального поведения избирателей, есть «рационально мыслящий индивид, делающий свой политический выбор вовсе не под давлением среды, а вполне сознательно, повинуясь только собственным интересам» [14, с. 235];

- демократизации политических партий, превенции их бюрократической консервации. Благодаря институту праймериз сводится к минимуму возможность появления внутрипартийной группировки, довлеющей над остальным аппаратом и как бы определяющей все дальнейшие действия партии. Предварительные выборы обеспечивают участие избирателей в перераспределении политических сил. Говоря об этом, нельзя не вспомнить слова известного французского социолога XX века М. Дюверже: «Система праймериз ведет...к развитию внутренних группировок и соперничеству их руководителей. Избиратели праймериз могут быть арбитрами такого соперничества» [15, с. 427];

- стимулировании политических партий в целом и партийных деятелей, в частности, к конструктивной работе с избирателями не только в агитационный период, но и в период между выборами [5, с. 35].

Перечисленные качественные характеристики рассматриваемого нами феномена со всей очевидностью говорят в пользу института праймериз. Участие в предварительном голосовании дает возможность привлечь к активной политической деятельности избирателей. Реальная возможность оказывать влияние на формирование списков кандидатов на предстоящие выборы позволит гражданам серьезнее отнестись к процедуре выборов в целом, будет способствовать повышению их гражданской ответственности.

Список литературы

1. История праймериз в США. Информационное агентство России ТАСС. Официальный сайт. URL: http://special.tass.ru/info/2628066 (дата обра-

gosudarstvennoe-pravo/instituit-praimeris

element-partiynoy-demokratii-mirovoy-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 10.02.2017).

8. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. проф. М.В. Баглая. М.: Норма, 2004. 832 с.

9. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ. 24.02.2014. № 8. Ст. 740.

10. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Институационализация самоорганизации граждан: теоретико-методологические аспекты // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 116-124.

11. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.

12. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ru/ (дата обращения: 10.04.2017).

13. Flanders Chad. What do we want in Presidential Primary? An Election Law Perspective // University of Michigan Journal of Law Reform. Summer 2011. Vol. 44. Issue 4. Р. 905 - 906.

14. Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. 366 с.

15. Дюверже М. Политические партии: пер. с фр. Л.А.Зиминой. М.: Гаудеамус: Академический проект, 2013. 558 с.

Болховитина Татьяна Сергеевна, канд. полит. наук, доц., зав. кафедрой, info a hfrane. brk. ru, Россия, Брянск, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Брянский филиал

PRIMARIES AS A FORM OF POLITICAL PARTICIPATION: THE HISTORY OF THE

FORMATION OF THE INSTITUTE

T.S. Bolkhovitina

Preliminary elections or primaries becomes a political institution through open intraparty competition in which participate the members of the parties. For ordinary citizens is also possible to show its political activity and participation. The author examines the qualitative characteristics of the phenomenon of primary elections, the experience of the organization of primaries in the United States, Italy, Germany, Austria, Finland, and Switzerland. It is noted democratic and constitutional value of the primaries, identifies relevant procedural issues, organizations related to the efficient conduct of early voting.

Key words: elections, Institute primaries, foreign practice provisional voting, political activity, political participation.

Bolkhovitina Tatyana Sergeevna, candidate of political sciences, associate professor, head of the department, infoabhfrane.brk.ru, Russia, Bryansk, Bryansk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.