Научная статья на тему 'Зарубежный опыт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний'

Зарубежный опыт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4963
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Леонид Андреевич, Туринова Татьяна Ивановна

Рассмотрены системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Германии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Франции, Дании, Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко Леонид Андреевич, Туринова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

распространения сосны, при- сорастительным условиям, а обеспечит выживание вида I

уроченной к олигатрофным ле- экотипическая изменчивость более ксероморфных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быков Б.А. Фитоценоз как саморегулирующая система // Вестник АН КазССР. 1967. № 1. С. 2937.

2. Вангниц П.Р. Ленточные боры. М.: Госбумиздат. 1953. 153 с.

3. Голубинский С. С. Ленточные боры Западно-Сибирского края (Физико-географический и экономический очерк) //Труды Лебяжинской ЗонЛОС. Свердловск-М.: Гослестехиздат. 1934. Вып. 1. С. 4-20.

4. Грибанов Л. Н. Степные боры Алтайского края и Казахстана. - М.; Л.: Гослесбумиздат, 1960. 156

с.

5. ДоспеховБ.А. Методика полевого опыта. М.: Агропромиздат. 1965. 423 с.

6. Заблоцкий В.И., Куприянов А.Н. Позиционная и структурная устойчивость сосновой формации. // Антропогенное воздействие на лесные экосистемы. Барнаул. 2002. С. 96- 99.

7. Ключников М.В. Омоложение ленточных боров //Ботанические исследования Сибири и Казахстана. Вып. 5. Барнаул: изд-во АлтГУ. 1999. С. 111-112.

8. Лащинский Н.Н. Структура и динамика сосновых лесов Нижнего Приангарья. - Новосибирск. 1981. 272 с.

9. Месоед И.Ю. Основные типы леса и естественное возобновление сосны в средней части ленточных боров // Тр. Лебяжинской ЗонЛОС. Свердловск-Москва, 1934. Вып.1. С. 50-73.

10. Сукачев В.Н. Основные понятия лесной биогеоценологии // Основы лесной биогеоценологии. М.: Наука. 1964. С. 5-49.

11. ШиманюкА.П. Сосновые леса Сибири и Дальнего Востока. М. 1962. 185 с.

□ Авторы статьи:

Куприянов Андрей Николаевич

- докт.биол.наук, проф., директор Кузбасского ботанического сада КемНЦ СО РАН

Заблоцкий Владимир Ильич

- канд.биол.наук, Главный лесничий Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай

УДК 368.941.4

Л.А. Шевченко, Т.И. Туринова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

На протяжении последних лет в России ведется работа по совершенствованию системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В целях поиска наиболее оптимальных путей решения поставленной задачи представляется необходимым изучение практического опыта зарубежных стран.

Модель социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ФРГ имеет более чем вековую историю. В то же время ее нельзя признать устаревшей, и в настоящее время опыт про-

фессионального страхования Германии представляется весьма интересным для российской системы социального страхования.

Система страхования охватывает три направления экономической деятельности и насчитывает около 110 страховых организаций: 35 промышлен-

ных, более 20 сельскохозяйственных, более 50 муниципальных, которые страхуют за счет госбюджета государственных служащих, лиц без определенной профессии, студентов,

школьников, воспитанников

детских садов. Членство в них, за редким исключением, носит

обязательный характер, что способствует оптимизации дифференцированного подхода к страхованию и более широкому охвату страхованием различных слоев населения и реализации принципа обязательности социального страхования. [1,3]

Все страховые организации можно охарактеризовать как юридические лица, действующие под контролем государства, с закрепленным за ними правом на самоуправление.

В организационном и управленческом отношении система очень ограничено, связана с другими видами страхо-

вания. Форма страховой организации в большинстве случаев устанавливается и определяется необходимостью наиболее эффективного и экономически целесообразного управления.

Финансирование также отличается от других видов страхования. Данные организации независимы от госбюджета и планов государственных финансовых органов. Страховые взносы оплачиваются исключительно работодателями по методу возмещения расходов предыдущего года и дифференцируются по страховым рискам.

Концентрация всего комплекса услуг, связанного с несчастными случаями, в одной организации позволяет страховщикам проводить эффективную профилактику травматизма и профзаболеваний.

Мероприятия по профилактике на производстве поощряются экономическими мерами стимулирования. Предусматривается пять видов дифференциации размеров страховых взносов. Четыре первичных (дифференциация страхового

поля по отраслям, категориям риска, изменение классов риска, связанных с изменением технологии производства и предоставление премий в зависимости от эффективности проведенных мероприятий) и один вторичный (с учетом произошедших несчастных случаев).

Финансирование по данной схеме оправдало себя. В то время как по всем другим видам страхования наблюдается тенденция повышения взносов, отнесенных к заработной плате. Взносы на страхование от несчастных случаев с 1950 г. снизились, как в абсолютном, так и в относительном показателях (доля среднего размера взноса в страховом бремени всей системы социального страхования снизилась с 5,83 % в 1960 г., до 3,59 % в 1994 г.). [2, 3]

Основными принципами организации немецкой системы является ее основательность в обеспечении всесторонней со-

циальной защиты пострадавших на производстве, реализуемой путем замены ответственности работодателя на соответствующую общественно-правовую обязанность системы страхования.

Возмещение вреда имеет следующую особенность: пострадавший не несет никаких расходов, даже в случаях явных нарушений техники безопасности с его стороны, за исключением умышленного. Обеспечение страховыми пособиями здесь рассматривается в качестве общего принципа, и вопрос виновности вынесен за рамки сферы работник-работодатель. Возмещение осуществляется вне зависимости от формального подтверждения страховых отношений и уведомления работодателем страховщика, что обеспечивает более надежную и эффективную защиту прав застрахованных. Проведение реабилитации осуществляется специализированными клиниками, которые являются особыми учреждениями, попадающими под действие специальных положений.

Система страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний стимулирует их профилактику. Система освобождает работодателя от ответственности за несчастный случай, но не от ответственности за обеспечение безопасных условий труда. Тесная связь профилактики с реабилитацией и денежной компенсацией имеет фундаментальное значение.

Система страхования от несчастных случаев ФРГ характеризуется высокой степенью самостоятельности страховых организаций при ограниченном участии государства и отраслевой привязанностью.

Структурные изменения в экономике могут вызвать непредсказуемое увеличение финансового бремени для некоторых организаций. В настоящее время это относится к угледобывающей промышленности,

где число работающих шахтеров за последнее десятилетие существенно снизилось, но несмотря на это страховые организации выплачивают пенсии, установленные в те времена, когда шахтеров было в несколько раз больше. [3]

В отличие от Германии основу страхования от несчастных случаев Швеции составляет государственная система, финансируемая из госбюджета и путем налогообложения предпринимателей. Система охватывает 4,2 млн. чел. и основана на принципах: обязательности;

дополнения к общей системе страхования; экономического механизма - возмещения восполняемых потерь (моральный ущерб возмещается через дополнительные системы страхования - по коллективному договору); компенсации потерянного работником дохода.

Субъектами страхования является все экономически активное население: работники, работодатели, самозанятые, учащиеся системы среднего и высшего образования с наличием производственной практики.

Большая часть рынка труда применяет вспомогательную систему страхования, охватывающую 3,3 млн. чел. и основанную на коллективных договорах между социальными партнерами - организациями работодателей и профсоюзами. В Швеции существенно развито профсоюзное движение, действует 5 крупных профсоюзов.

Кроме того, практикуется индивидуальное страхование, охватывающее около 400 тыс. чел, и групповое страхование категорий трудящихся с преобладанием коллективного характера труда (спортсмены и др.), охватывающее 900 тыс. чел. [2]

Программа вспомогательного коллективного страхования работает по принципу «отсутствия вины» при подаче требования о компенсации. Деятельность данной системы не регулируется законодательством и с точки зрения закона ее наличие

не обязательно, однако такая система работает на основе эффективного партнерства между работодателями и профсоюзами.

Основным принципом законодательства Швеции является правило, гласящее, что к рассмотрению принимаются заявления всех застрахованных со всеми особенностями их организмов. Этот принцип может привести к возникновению существенных трудностей при оценке проблем со здоровьем, так как в Швеции не существует официально принятого списка профессиональных заболева-

ний. Поэтому сложность отнесения заболеваний к профессиональным, которое заключается в подтверждении истинных причин заболевания, является очень трудным делом и, следовательно недостатком шведской системы. [3]

Шведские правовые нормы, регулирующие оплату компенсаций пострадавшим, и правовые нормы, регулирующие контроль проведения профилактических мероприятий, существуют отдельно друг от друга и не связаны между собой. Уровень несчастных случаев не влияет на сумму взносов, выплачиваемых работодателями. Отсутствует контроль за введением в действие профилактических мероприятий.

Затраты на обеспечение безопасности и гигиены труда включаются на предприятиях в себестоимость продукции.

Одним из важных факторов, влияющих на уровень декларируемых несчастных случаев, является система автоматического согласования выплат, получаемых от системы компенсации профессионального

ущерба и системы выплаты общих пособий соответственно.

При высоком уровне количества обращений пострадавших, отмеченном специалистами, 65-75 % случаев признаются страховыми.

Шведскую модель многие критикуют за «пассивизацию

населения». Однако главное достижение этой системы - гарантированная государством защищенность человека. [2] Шведская модель имеет ряд положительных особенностей: большая концентрация функций у государства, в отличие от ФРГ; постепенное совершенствование на основе накопленного опыта на протяжении свыше 100 лет. Размер страховых с 1981 по 2001 гг. изменился с

0,60 до 1,38 %, что свидетельствует об их высокой стабильности в течение длительного периода времени. В государственной системе работают 13,2 тыс. чел. (в России примерно 16-18 тыс. чел.), при этом в каждом муниципальном учреждении Швеции задействовано от 3 до 100 специалистов различного профиля, обязательно работает медэксперт, чего пока к сожалению нет в России. [2]

В настоящее время в Швеции порядок рассмотрения обращений пострадавших имеет тенденцию ужесточения. Материальное возмещение обеспечивается в случае, если работник, получивший травму, не восполняет потери самостоятельно (в принципе исключено возмещение, многократно превышающее доход работника до страхового случая). Травма вследствие нарушения дисциплины рассматривается в ином порядке. Умышленное повреждение здоровья не возмещается. До финансово-экономического кризиса 1993 г. все жалобы по оплате больничных листов рассматривались в пользу заявителя и оплачивались в 100 %-ом размере, впоследствии сниженном до 80 %, что позволило избежать симуляции заболеваний. Ущерб или заболевание даже в тех случаях, когда они имеют причинно-следственную связь с работой, не компенсируются, если только не приводят к продолжительному отсутствию на работе (свыше 180 дней, до кризиса период согласования был 90 дней) или к постоянной нетрудоспособности. По прогнозам

специалистов ожидается, что число декларируемых случаев профессионального ущерба в ближайшем будущем будет значительно снижено. [2, 3]

В Финляндии страхование от несчастных случаев осуществляют 16 негосударственных компаний, деятельность которых координирует Федерация организаций страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сотрудничающая с профсоюзами, работодателями, Министерством социального обеспечения и здравоохранения. Контроль этой сферы деятельности осуществляет Парламент.

Государство гарантирует социальную защиту пострадавшим на производстве даже в случае банкротства какой-либо из 16 компаний, принимая их обязательства (прецедента отмечено не было). Федерация обладает правом изъятия лицензии у страховой компании, нарушающей законодательство.

Страхователи по уровню страхового риска разделены на 250 групп, средний страховой тариф - 1 % фонда оплаты труда, а фактические ставки находятся в пределах 0,5 - 2,5 %. В год регистрируется около 140 тыс. страховых случаев. Из общего числа заявленных случаев не подтверждаются 6 - 7 %. В Финляндии наряду с трудовыми судами действует система страховых судов. Из числа обжалованных в судах случаев - около 15 % решаются положительно. [2]

В Бельгии система страхования разделена на две подсистемы: страхования от несчастных случаев, возглавляемая соответствующим государственным фондом и страхования от профзаболеваний.

Страхование от несчастных случаев осуществляется в основном 19 частными компаниями, объединенными в Союз ЧСК, принцип организации и контроль за деятельностью которых, сходны с финской моделью.

Союз был создан в целях координации по установлению одинаковых страховых тарифов для одних и тех же видов деятельности. Существует около 900 видов экономической деятельности (в соответствии с европейской кодификацией) и примерно столько же тарифов. [2]

Предприятию представляется базовая величина тарифа для данного вида экономической деятельности и с учетом состояния безопасности и гигиены труда устанавливается индивидуальный страховой тариф.

При установлении индивидуального тарифа учитывается динамика травматизма и степень его тяжести. Страховые компании изучают состояние безопасности и гигиены труда на предприятии и могут предложить осуществить предупредительные мероприятия, которым уделяется большое внимание.

Страхование от профессиональных заболеваний осуществляется государственным фондом.

В Бельгии установлено ограничение выплат - в 25 тыс. евро в год. Как показывает практика, частные страховые компании не признают около 5 % общего числа декларируемых несчастных случаев. [2]

В Дании существует общее социальное законодательство, которое финансируется и управляется государством, и параллельно существует схема компенсаций от несчастных случаев, которая финансируется работодателями, а управляется государственными органами.

По сравнению с общим законодательством эта схема имеет следующие специфические черты. Схемой охвачены только работники промышленности и торговли; схема финансируется только работодателями (несчастные случаи рассматриваются в качестве профессиональных рисков, компенсации за их последствия - как часть накладных расходов работодателей,

что является гарантией защиты предпринимателя от банкротства и одновременно обеспечением гарантий пострадавшим); с финансовой точки зрения схема действует только на принципах частного страхования.

При рассмотрении вопроса о необходимости поддержки частной страховой схемы придается большое значение принципу снижения риска производственного травматизма путем улучшения условий труда, что влияет на взносы, уплачиваемые работодателем. Страховые компании обеспечивают работодателям информационную поддержку о соотношении размеров взносов и мероприятий по охране труда.

Законодательством гаран-

тируется обязательное страхование от несчастных случаев каждого лица, работающего на постоянной или временной основе на работодателя, охватывая все работы, независимо от того оплачиваемая работа или нет, в личном или домашнем хозяйстве работодателя, либо в связи с выполнением частных услуг для него или его семьи, а также школьников и студентов. Если работодатель нарушает обязательства по страхованию, пострадавшему страховым учреждением гарантирована компенсация авансом.

Отличительной чертой законодательства Дании является принцип, согласно которому пострадавший на производстве, имеет также право на пособия в соответствии с общим законодательством о социальном обеспечении, которое регламентирует медицинское обеспечение и социальное, основанное на оценочных принципах помощи нуждающимся.

Законодательство о страховании от несчастных случаев является частью общего социального законодательства, но оно отличается от него двумя важными моментами: 1) закон не затрагивает все население, а только работников по найму; 2) финансируется не за счет нало-

гообложения всего населения, а за счет работодателей и действует не на национальной основе, а на основе частного страхования.

Во Франции разработан список, насчитывающий 1200 профессиональных рисков, по одному из которых классифицируют каждое производство в соответствии с его основной деятельностью. Такая классификация дает возможность определить те элементы, которые являются специфическими для производства с похожими рисками.

Тариф взноса устанавливается отдельно по каждому предприятию. Производства,

входящие в одно предприятие и разделенные географически, имеют разные тарифы, но методы установления тарифа, применяемые ко всем производствам, принадлежащим одному предприятию, зависят от общей численности работников предприятия в целом.

Стоимость риска конкретного производства равняется общей сумме выплат компенсаций за несчастные случаи.

Для крупных предприятий, имеющих базу статистических данных, позволяющих провести анализ работы в прошлом для страхования будущих рисков с минимальными погрешностями, тариф взносов корректируется в соответствии с их специфическими рисками. Для мелких предприятий такая индивидуализация тарифов одинакового уровня для всех производств не применяется.

При выполнении мероприятий по улучшению условий труда применяется два метода поощрения работодателей: увеличение важности индивидуализации тарифов и возможность уменьшения взносов с работодателей, обеспечиваю-

щих больше предусмотренных минимальных мер безопасности. Также практикуются дополнительные взносы в размере от 25 до 200 % обычных взносов с работодателей, деятель-

ность которых имеет неудовле-творитель-ные оценки. Другой метод регламентирован декретом от 16 сентября 1977 г., определяющим одну из форм оказания давления на работодателей с целью поощрения их инициативы по обеспечению безопасности работников или соблюдения правил безопасности, предусмотренных законом.

Снижение тарифов для работодателей, проявляющих

инициативу по предупреждению несчастных случаев, осуществляется по согласованию с соответствующими органами сроком на 1 год в размере не более 25 %.

Французская система считается одной из самых сложных, но она закладывает принципы введения схемы страхования от несчастных случаев в рамках общей системы социального страхования. Размер страховых взносов при этом виде страхования должен обеспечивать достаточные средства для предотвращения несчастных случаев на производстве и в то же время обеспечивать основные расходы, связанные с риском несчастных случаев на производстве. Взносы, уплачиваемые работодателями Франции, начиная с 1946 г., покрывают расходы на компенсации за эти случаи и заболевания. [3]

Система страхования от несчастных случаев Японии находится под контролем правительства, которое собирает с

работодателей страховые взносы, рассчитываемые путем умножения общей заработной платы, выплачиваемым всем работникам на предприятии в год на ставку страхового взноса. Ставка определяется для каждой категории предприятий, принимая во внимание уровень несчастных случае в прошлом году и другие факторы. Оценочная система применяется при определении ставки страхового взноса для различных отраслей промышленности.

Специальные исключительные меры по увеличению или снижению взносов, определяемые посредством оценочной системы, начиная с 1997 г. принимаются к малым и средним предприятиям, которые ввели специальные мероприятия по защите безопасности и здоровья своих работников.

Каждое социально ориентированное государство гарантирует своим гражданам компенсации за несчастный случай или профзаболевание, при этом системы компенсаций изменяются от страны к стране. Существуют государства, например Голландия, которые предоставляют эти компенсации через общее социальное законодательство без специального законодательства о трудовых увечьях. Подобная система существует в Норвегии, но в ней пособия из общей схемы социального обеспечения дополняются специальными компенса-

ционными выплатами за медицински подтвержденную инвалидность и трудовые увечья. Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организационно-правовых форм социального страхования. Способы организации руководства данными системами изменяются в зависимости от степени участия государства (от полного государственного контроля до страховых учреждений, руководство которыми осуществляется непосредственно членами этих объединений и профсоюзами). Во всех случаях установленные законодательством системы находятся под защитой государства. Это объясняется тем, что участие государства в самоуправляемых системах позволяет минимизи-ровать нежелательные явления, возникающие в случаях, когда системы управляются только государством или только на основе самоуправления. [3,4]

В рамках совершенствования российской системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний необходимо детальное изучение многолетнего, оправданного временем, опыта зарубежных стран, с целью применения при дальнейшей разработке российской нормативно-правовой базы всех положительных моментов и лучших традиций зарубежных систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов С.В., Куделина Л.А., Мелехин А.И. Германская модель социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. // Вестник ФСС, 2001. - № 3.

2. Збышко Б.Г. Пути совершенствования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Справочник специалиста по охране труда. -2003, № 11.

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Учебное пособие /Под ред. В.Н. Говоркова. -М.: НЦ ЭНАС, 2003. -160 с.

4. Фильев В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие. -М.: Интел-Синтез, 1997. -176 с.

□ Авторы статьи:

Шевченко Туринова

Леонид Андреевич Татьяна Ивановна

-докт. техн. наук, проф., зав..каф. - аспирант каф. аэрологии, охраны

аэрологии, охраны труда и природы труда и природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.