Страхование
актуальные проблемы дифференциации страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем установления надбавок и скидок к страховым тарифам
С.Н. ЯШИН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью» Нижегородский государственный технический университет
им. Р. Е. Алексеева
А.М. АВДЕЕВА, начальник отдела организации страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
В статье отмечается, что при полном охвате всех работодателей обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний тарификация имеет важное экономическое значение. Оптимизация страхового тарифа путем его дифференциации с помощью установления надбавок и скидок будет эффективна, только если будет носить массовый и сбалансированный характер. Для этого, по мнению авторов, в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам необходимо внести коррективы.
Ключевые слова: охрана, труд, расходы, страхование, производство, заболевание, взносы, тариф.
Вопрос тарификации в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет важное народнохозяйственное значение. Под действие данного вида страхования попадают
все работодатели, использующие труд работников, подлежащих страхованию в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон), а это более 4,4 млн страхователей в целом по России, в том числе 789 тыс. страхователей по Приволжскому федеральному округу и более 104 тыс. страхователей Нижегородской области. Оптимизация страхового тарифа позволяет не только обеспечить осуществление гарантированных Законом страховых выплат, но и побуждать страхователей к проведению мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, улучшение условий и охраны труда. Оптимизация стала особенно актуальна в условиях экономического кризиса, когда страхователи находятся в
поиске способов сокращения своих расходов. С другой стороны, действующим законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены механизмы, позволяющие страхователю значительно снизить свои расходы на охрану труда и страхование от профессиональных рисков, однако до настоящего времени лишь немногие страхователи были заинтересованы в использовании этих возможностей.
Вероятность получения трудового увечья на предприятиях, осуществляющих разные виды деятельности, различна. Поэтому обоснованной является дифференциация страхового тарифа по группам страхователей — классам профессионального риска, предусмотренная ст. 21 Закона. Порядок отнесения конкретного страхователя к тому или иному классу профессионального риска регламентирован «Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005г. №713.
Однако, как бы ни были схожи предприятия, входящие в одну группу, такая методика максимально точно описывает лишь общие тенденции этой группы (отрасли, подотрасли). Не учитываются субъективные особенности каждого конкретного страхователя. Например, все предприятия, чьим основным видом деятельности является добыча каменного угля подземным (закрытым) способом, отнесены к одному коду по ОКВЭД — 10.10.12. Но условия труда, а следовательно, и уровень профессионального риска на них существенно различается. Есть шахты газовые и негазовые, сверхкатегорийные по газу, опасные по горным ударам, выбросам и т. п., существуют шахты с разным расположением пластов — пологие и крутые. Опасность на газовых шахтах во много раз выше, чем на негазовых, на шахтах с крутым падением пластов производственный травматизм гораздо серьезнее, чем на обычных пластах. Далеко не всегда можно объяснить различия в уровне профессионального риска только разными горно-геологическими условиями эксплуатации месторождений. Некоторые предприятия сохранили свои профилактические структуры (санатории-профилактории, медсанчасти и др.), другие по разным причинам отказались от финансирования мероприятий по охране труда.
Для стимулирования страхователей к снижению производственного травматизма и профзабо-леваемости, поощрения предприятий, имеющих низкий уровень профессионального риска, и на-
казания тех, чей уровень риска выше среднего по группе (виду деятельности), применяются скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренные п. 1 ст. 22 Закона. Порядок установления надбавки и скидки регламентирован «Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Методика), утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 05.02.2002 г. № 11 в редакции Постановления Фонда социального страхования РФ от 20.04.2006 г. № 49.
Особенности Методики таковы, что в настоящее время скидку к страховому тарифу проще получить крупным промышленным предприятиям. А более половины страхователей, получивших надбавку, — мелкие или неплатежеспособные предприятия. Для малого предприятия, численность и фонд оплаты, а значит и начисленные страховые взносы которого невелики, даже случай легкой производственной травмы, не повлекший за собой стойкой утраты трудоспособности, произошедший в расчетном периоде, может стать причиной установления надбавки. С другой стороны, маловероятно превышение всех трех основных показателей, применяемых при установлении скидки и надбавки к страховому тарифу, у крупного страхователя над их значениями, среднему по данному виду деятельности (коду по ОКВЭД). Кроме того, большинство крупных предприятий имеют подразделения, чья деятельность направлена на охрану труда и оздоровление работающих (отделы охраны труда, лаборатории, медсанчасти, санатории-профилактории), их силами проводят мероприятия по охране труда. Этого нет на большинстве мелких предприятий, которые не уделяют должного внимания данным мероприятиям и в нарушение действующего законодательства их не проводят. Поэтому несмотря на то, что на большинстве мелких предприятий производственный травматизм и про-фзаболеваемость отсутствуют, получить им скидку не удается. В таблице 1 приведено распределение страхователей, которым установлены надбавки и скидки, по численности работников. Доля страхователей, относящихся к субъектам малого бизнеса (с численностью работников до 100 человек), получивших надбавку к страховому тарифу, больше, чем получивших скидку. Среди средних и крупных страхователей (с численностью работников от 100 человек) больше доля получивших скидки.
Таблица 1
Распределение страхователей, которым установлены надбавки и скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по численности работников по Нижегородской области, 2008 год
Показатель Надбавки к страховому тарифу Скидки к страховому тарифу
Количество страхователей, которым установлены 124 18
в том числе — страхователи с численностью застрахованных работников менее 15 чел., % 9,7 0
— страхователи с численностью застрахованных работников более 15 и менее 100 чел., % 58,9 16,7
— страхователи с численностью застрахованных работников более 100 и менее 250 чел., % 15,3 16,7
— страхователи с численностью застрахованных работников более 250 и менее 1000 чел., % 12,9 44,4
— страхователи с численностью застрахованных работников более 1000 чел., % 3,2 22,2
Сумма дополнительно начисленных (недоначисленных) страховых взносов в 2008 году в связи с их установлением (тыс. руб.) 7466,6 9845,1
Из таблицы 2 следует, что численность страхователей, получивших надбавку к страховому тарифу, на порядок больше, чем получивших скидку. Но сумма дополнительно перечисленных взносов в связи с установлением надбавки обычно превосходит сумму недополученных взносов в связи с действием скидки. По Нижегородской области в 2007 г. отношение суммы надбавки к сумме скидки составило 0,56, в 2008 г. — 0,76. Аналогичное превышение сумм скидок над суммами надбавок наблюдается и в целом по России. Подобный дисбаланс приводит к снижению доходной части бюджета обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и професси -ональных заболеваний и несбалансированности его с расходами на возмещение вреда пострадавшим на производстве и финансирование мероприятий предупредительного характера.
Согласно Методике скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Фондом на текущий календарный год в размерах не
Таблица 2
Установление скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по Нижегородской области, 2007—2008гг.
Показатель 2007 2008
Количество страхователей, получивших надбавку к страховому тарифу 122 124
— в процентах от общего числа страхователей 0,13 % 0,12 %
Сумма надбавок, тыс. руб. 7171,2 7466,6
Количество страхователей, получивших скидку к страховому тарифу 21 18
— в процентах от общего числа страхователей 0,02 % 0,02 %
Сумма скидок, тыс. руб. 12869,7 9845,1
более 40 % страхового тарифа исходя из следующих основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год:
— Показатель «а» — отношение суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и професси -ональных заболеваний в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
— Показатель «Ь» — количество страховых случаев на тысячу работающих.
— Показатель «с» — количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один страховой случай.
Надбавка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения основных показателей страхователя больше утвержденных средних значений аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. Скидка же устанавливается в случае, если значения основных показателей страхователя меньше средних значений аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. Кроме того, страхователь должен осуществлять финансово-хозяйственную деятельность не менее 3 лет, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, проводить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда (не менее 90 % подлежащих им работников), и аттестацию рабочих мест по условиям труда (не менее 30 % рабочих мест).
Механизм установления надбавки и скидки к страховому тарифу будет исполнять функцию по стимулированию страхователей к снижению профессионального риска только при условии, если будет носить массовый и сбалансированный характер. Это возможно при внесении следующих изменений, которыми следует откорректировать Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам:
(1) Отменить строгое превышение всех трех основных показателей профессионального риска над их среднеотраслевыми значениями для установления надбавки и превышение значений трех основных среднеотраслевых показателей над аналогичными показателями страхователя для получения скидки. Это позволит оценивать уровень профессионального риска путем установления скидки и надбавки гораздо большему количеству страхователей. Следует устанавливать надбавку к страховому тарифу всем страхователям, у которых сумма отношений персональных основных показателей к аналогичным показателям по группе (виду деятельности по ОКВЭД) больше трех, и скидку тем страхователям, у которых данный показатель меньше трех.
(2) Внести возможность учета страховых случаев со смертельным исходом. Зачастую несчастные случаи на производстве со смертельным исходом при отсутствии у пострадавшего иждивенцев и супруги не влекут выплаты страхового обеспечения. Однако возникновение у страхователей таких страховых случаев, как наиболее тяжелых, катастрофических по своим социальным последствиям, безусловно должно характеризовать уровень профессионального риска страхователя как высокий. Показатель тяжести страховых случаев (с) в настоящее время учитывает только потери рабочего времени в связи с временной нетрудоспособностью. Поэтому сегодня это единственный показатель, который не отражает влияние несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на уровень профессионального риска. А при нулевом значении этого показателя, какими бы высокими не были другие два, надбавка к страховому тарифу не может быть установлена. Поскольку среднее количество рабочих дней в году — 250, в этих пределах будут колебаться (в зависимости от даты страхового случая) потери рабочего времени в связи со смертью работника. Было бы целесообразно устанавливать потери рабочего времени в связи со смертельным страховым случаем исходя из реального количества дней временной нетрудоспособности по данному страховому случаю, но не менее 125 дней.
(3) Поскольку ни аттестация рабочих мест, ни проведение обязательных медицинских осмотров непосредственно на уровень профессионального риска не влияют, следует отказаться от учета этих показателей при установлении скидки к страховому тарифу. Обязанность проведения работодателем аттестации рабочих мест и обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентирована Трудовым Кодексом РФ, контроль за соблюдением исполнения трудового законодательства возложен на государственную инспекцию труда и органы по труду исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы по труду местного самоуправления. Включая в расчет скидки показатели, характеризующие проведение аттестации рабочих мест и обязательных медосмотров, Фонд социального страхования РФ берет на себя не свойственную ему функцию контроля за исполнением трудового законодательства. Кроме того, формально проведение аттестации рабочего места не уменьшит опасности или вредности условий труда на нем, поскольку в ходе аттестации оно может быть признано или не признано аттестованным. Безопасным может быть только рабочее место, признанное аттестованным. В свою очередь проведение обязательных медицинских осмотров формально, без проведения лечения, необходимость которого выявлена в ходе осмотра, и без отстранения от работы лиц, которые по состоянию здоровья не могут продолжать работать во вредных и (или) опасных условиях, также не повлечет за собой снижения профессионального риска. То есть сам факт проведения вышеперечисленных мероприятий не приводит к снижению профессионального риска. Кроме того, финансирование — частичное или в полном объеме аттестации рабочих мест может быть проведено за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний согласно закону о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год. Таким образом, финансируя аттестацию рабочих мест, а потом на основании проведенной аттестации устанавливая скидку к страховому тарифу, Фонд дважды по одному основанию уменьшает сумму страховых взносов. Также отказ от учета указанных показателей при расчете скидки к страховому тарифу сделает возможным ее установление по инициативе Фонда, что избавит и страхователей, и исполнительные органы фонда от излишней бумажной волокиты.
(4) Необходимо разработать механизмы выравнивания сумм скидок и надбавок. Если суммы
установленных скидок будут недополучены в любом случае, то получение сумм установленных надбавок в полном объеме сомнительно из-за возможности несвоевременной уплаты страховых взносов рядом страхователей, а также их неплатежеспособности. Все это повлечет уменьшение доходной части бюджета и, как следствие, дефицит бюджета. Поэтому целесообразно было бы при установлении надбавки (или скидки, поскольку она устанавливается в более поздние сроки) учитывать собираемость страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний так же, как это делается при расчете страховых тарифов. Исходя из принципа сбалансированности, сумма скидок и сумма надбавок должны быть числами если не равными, то, по крайней мере, одного порядка. Скидки не должны быть установлены на сумму, значительно превышающую сумму ранее установленных надбавок. Такой баланс достижим только при прогнозировании сумм, дополнительно перечисленных за счет надбавок и недополученных за счет скидок. Исходя из величины установленных надбавок и фонда заработной платы за предшествующий период у страхователей, получивших надбавку, возможно спрогнозировать величину дополнительно полученных страховых взносов в расчетном периоде. Эта сумма должна быть сопоставима с прогнозной величиной скидок, установленной страхователям, обратившимся за скидкой к страховому тарифу. Это возможно, если после установления надбавок и определения суммы страховых взносов, подлежащих дополнительному перечислению в связи с установлением надбавок, в бюджете Фонда социального страхования РФ устанавливается не превышающая вышеназванную сумму квота для установления скидок. Исполнительные органы Фонда смогут устанавливать скидки в пределах выделенных квот или пропорционально прогнозируемым суммам скидок. Это можно делать в централизованном порядке благодаря используемой Фондом Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах». Следует отметить, что такой порядок выравнивания сумм надбавок и скидок не будет являться для Фонда чем-то принципиально новым: аналогичным образом Фонд планирует свои расходы на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров и предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, за-
нятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Также для уменьшения разницы между суммами скидок и надбавок рационально устанавливать надбавку не с мая, а с начала года, для чего следует сместить период расчета надбавок с апреля на декабрь.
Эффективность применения вышеперечисленных корректив была оценена на примере предприятий авиационной промышленности Нижегородской области, входящих в Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности. По состоянию на 01.01.2009г. на 12 предприятиях, входящих в указанный профсоюз, трудились 27 588 работников, застрахованных в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что составляет 1,71 % от всего количества наемных работников области. Все предприятия относятся к субъектам крупного и среднего бизнеса и являются бюджетообразующими для городов, в которых находятся. Начисленные взносы указанных страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2008 г достигли 74,8 млн руб., что составило 5,9 % от всех начислений по данному виду страхования в целом по области. Деятельность указанных предприятий охватывает все этапы создания летательных аппаратов, от научных исследований и разработок до изготовления комплектующих и сборки, ими осуществляются виды экономической деятельности, соответствующие следующим кодам по ОКВЭД: 24.66.4, 28.74, 29.60, 33.20, 35.30, 35.30.3, 35.30.5, 73.10. За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний лицам, получивших трудовые увечья на предприятиях указанного профсоюза, в 2008 г. было выплачено страховое обеспечение в общей сумме 34,3 млн руб., еще на 13,9 млн руб. были уменьшены страховые взносы за счет направления их части на проведение страхователями предупредительных мероприятий. Таким образом, начисленные указанным страхователям взносы в 1,96 раза превышают расходы Фонда по данным страхователям. Указанными предприятиями постоянно проводятся мероприятия по охране труда как за свой счет, так и в счет уплаты взносов страховщику. Однако, в анализируемом 2008 г. ни один из указанных страхователей не получил ни скидку, ни надбавку к страховому тарифу, в то время как на некоторых предприятиях наблюдаются высокий уровень производственного травматизма и про-
фзаболеваемости, а расходы Фонда, связанные с возмещением вреда пострадавшим на них работникам, превышают страховые взносы. Причина этого — п. 4 Методики: надбавка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения всех основных показателей профессионального риска страхователя больше утвержденных средних значений аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. Скидка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения всех основных показателей профессионального риска страхователя меньше утвержденных средних значений аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. Значения индивидуальных и средних значений основных показателей профессионального риска приведены в таблице 3, где а — показатель удельного веса затрат страхователя, Ь — показатель частоты страховых случаев, с — показатель тяжести страховых случаев, авэд, Ьвэд, свэд — средние аналогичные показатели согласно кодам по ОКВЭД.
Применив предложенные изменения (1), (2), (3), получим расчет скидок и надбавок, отраженный в таблице 4, где с' — показатель тяжести страховых случаев с учетом влияния несчастных случаев со смертельным исходом на профессиональный риск (с применением предложения (2)), Ррасч, Срасч — расчетные значения надбавки или скидки соответс-
твенно (с применением предложения (1), (3)), Р, С — значения надбавки или скидки, которые следует установить страхователю: согласно п. 5, 8, 13 Методики размер скидки и надбавки устанавливается в процентах к страховому тарифу с точностью до целых значений, если расчетное значение надбавки (скидки) выше 40 %, она устанавливается в размера 40 %.
Если бы в 2008 году расчет надбавок и скидок предприятиям авиационной промышленности Нижегородской области, входящим в Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, был выполнен с учетом предложенных изменений, их совокупные страховые взносы равнялись бы 56,6 млн руб., что составило 117 % от всех расходов Фонда социального страхования РФ по указанным страхователям. Таким образом, можно было бы добиться соответствия страховых взносов и выплат, позволяющего не только обеспечить осуществление законодательно гарантированных выплат, но и побуждать страхователей к проведению мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профзаболе-ваемости, улучшение условий и охраны труда как по отдельному страхователю, так и по группам страхователей в целом.
Следует также отметить, что для определения страхового тарифа однородной по уровню профессионального риска группы страхователей и определения скидки и надбавки используются схожие по
Таблица 3
Основные показатели профессионального риска предприятий авиационной промышленности нижегородской области, входящих в российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, и средние значения аналогичных показателей по видам экономической деятельности, являющихся основными для указанных предприятий, 2008г.
коды по оквэд Индивидуальные Средние основные
наименование страхователей основные показатели показатели
а Ь с авэд Ьвэд с вэд
Нижегородское ОАО «Гидромаш» 35.30.5 0,49 0,32 79 0,35 3,37 46,77
ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» 35.30.3 1,43 1,34 32,44 0,77 2,59 66,42
ОАО «Нормаль» 35.30.5 0,39 0 0 0,35 3,37 46,77
ОАО Производственно-конструкторское объединение «Теплообменник» 3.30 0,33 0,33 273 0,61 1,86 72,38
ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» 29.60 0,12 0,87 103,67 0,59 3,43 47,58
ОАО «Арзамасское научно-производственное предприятие «Темп-Авиа» 33.20 0,43 1,89 11,33 0,56 1,01 56,31
ОАО «Арзамасское опытно-конструкторское бюро «Импульс» 73.10 0,69 0 0 0,51 0,89 48,98
Арзамасский филиал ФГУП «Научно-исследовательский 73.10 0 0 0 0,51 0,89 48,98
институт стандартизации и унификации»
ОАО «Гидроагрегат» 35.30.3 0,19 1,91 53,17 0,77 2,59 66,42
ОАО «Павловский машиностроительный завод «Восход» 35.30.5 0,57 1,69 8,33 0,35 3,37 46,77
ОАО «Дзержинский опытный завод авиационных материалов» 24.66.4 0,07 3,18 14,33 0,72 2,72 56,21
ООО «Шатковский завод нормалей» 28.74 0,48 0 0 0,36 1,8 51,33
Таблица 4
Расчет надбавок и скидок к страховым тарифам предприятиям авиационной промышленности Нижегородской области, входящим в Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, с учетом предложенных изменений на основе данных за 2008г.
Наименование страхователей Индивидуальные основные показатели Надбавка к страховому тарифу, % Скидка к страховому тарифу, %
а Ь с' Ррасч Р Срасч С
Нижегородское ОАО «Гидромаш» 0,49 0,32 79 6,17 6
ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» 1,43 1,34 32,44 4,74 5
ОАО «Нормаль» 0,39 0 0 62,55 40
ОАО Производственно-конструкторское объединение «Теплообменник» 0,33 0,33 273 49,68 40
ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» 0,12 0,87 103,67 11,83 12
ОАО «Арзамасское научно-производственное предприятие «Темп-Авиа» 0,43 1,89 11,33 1,72 2
ОАО «Арзамасское опытно-конструкторское бюро «Импульс» 0,69 0 0 54,74 40
Арзамасский филиал ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» 0 0 0 100 40
ОАО «Гидроагрегат» 0,19 1,91 74 30,27 30
ОАО «Павловский машиностроительный завод «Восход» 0,57 1,69 8,33 22,88 23
ОАО «Дзержинский опытный завод авиационных материалов» 0,07 3,18 14,33 49,09 40
ООО «Шатковский завод нормалей» 0,48 0 0 55,94 40
Таблица 5
Отнесение отдельных отраслей экономики к классам профессионального риска в 2008г.
Наименование вида Код по Класс проф. Страховой Показатель удельного
деятельности ОКВЭД риска тариф веса затрат (аю1|)
Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, 14.05.21 11 1,2 7,35
кроме алмазов, самоцветов и янтаря
Производство пищевых ферментов 15.89.3 3 0,4 0,02
Производство искусственного корунда 26.82.5 11 1,2 0,01
Производство стального горячекатаного листового (плоского) проката 27.16.2 16 1,9 0,04
Производство алюминия 27.42 7 0,8 28,27
Производство отливок 27.5 13 1,4 10,86
сути своей показатели. А именно — интегральный показатель профессионального риска и показатель удельного веса затрат. Значение авэд большее единицы свидетельствует о недостаточности страховых взносов для осуществления страховых выплат пострадавшим в данной области, вид деятельности по ОКВЭД является «безбилетным пассажиром», получающим дополнительное финансирование за счет страхователей, осуществляющих другие виды деятельности. С другой стороны, значение авэд существенно меньшее единицы говорит о необоснованной многократной завышенности страхового тарифа для предприятий отрасли. В таблице 5 представлены значения показателей удельного веса затрат для некоторых видов экономической деятельности.
Таким образом, установление скидки или надбавки к страховому тарифу страхователю не будет эффективным и обоснованным без корректного установления страхового тарифа в рамках одной
группы (вида деятельности по ОКВЭД) или класса профессионального риска.
Список литературы
1. Павлюченко Г. В. Социальное страхование: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. 412 с.
2. Порядок определения классов профессионального риска и отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Научное издание / Под ред. Г. П. Дегтярева, М.: ООО «Редакция издания «Социальное страхование», 2001. — 192 с.
3. СапрыкинаН. В., Ксандопуло С. Ю, Одинцов С. И., Александрова А В., Чапова Е. С. Экономическая заинтересованность страхователей в снижении профессионального риска в сфере строительства // Вестник государственного социального страхования. 2008. № 6.