Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования упрощенных режимов налогообложения (на примере законодательства стран СНГ) '

Зарубежный опыт регулирования упрощенных режимов налогообложения (на примере законодательства стран СНГ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
упрощенная система налогообложения / специальный налоговый режим / единый налог / налог / доходы / расходы / налоговая нагрузка / объект налогообложения / simplified taxation system / special tax regime / single tax / tax / income / expenses / tax burden / object of taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Михайлович Кособродов, Богдан Ярославович Лазарев

Большое значение для совершенствования правовых норм, регулирующих специальные налоговые режимы, в том числе упрощенную систему налогообложения, имеет изучение зарубежного опыта. Такое изучение не только дает возможность осуществить оценку состояния национального налогового законодательства, но и определить перспективы его развития. В статье изложены результаты сравнительно-правового исследования налогового законодательства стран СНГ относительно упрощенной системы налогообложения. Сделан вывод об имеющихся содержательных и технико-юридических различиях между законодательством стран СНГ в части конструирования упрощенной системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Михайлович Кособродов, Богдан Ярославович Лазарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in regulating simplified taxation regimes (using the example of the legislation of the CIS countries)

The study of foreign experience is of great importance for improving the legal norms governing special tax regimes, including the simplified taxation system. Such a study not only makes it possible to assess the state of national tax legislation, but also to determine the prospects for its development. The article presents the results of a comparative legal study of the tax legislation of the CIS countries regarding the simplified taxation system. The conclusion is made about the existing substantive and technical and legal differences between the legislation of the CIS countries in terms of designing a simplified taxation system.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования упрощенных режимов налогообложения (на примере законодательства стран СНГ) »

Закон и право. 2024. № 4. С. 73-76. Law and legislation. 2024;(4):73-76.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-73-76 EDN: https://elibrary.ru/ALFXUL

NIION: 1997-0063-4/24-192 MOSURED: 77/27-001-2024-3-392

Зарубежный опыт регулирования упрощенных режимов налогообложения (на примере законодательства стран СНГ)

Владимир Михайлович Кособродов1, Богдан Ярославович Лазарев2

1 Московский международный университет, Москва, Россия

2 ООО «ИНСТАМРТ ТЕХНОЛОДЖИС», Московская область, Химки, Россия

1 kosobrodov@mail.ru

2 sfbogdanec@gmail.com

Аннотация. Большое значение для совершенствования правовых норм, регулирующих специальные налоговые режимы, в том числе упрощенную систему налогообложения, имеет изучение зарубежного опыта. Такое изучение не только дает возможность осуществить оценку состояния национального налогового законодательства, но и определить перспективы его развития. В статье изложены результаты сравнительно-правового исследования налогового законодательства стран СНГ относительно упрощенной системы налогообложения. Сделан вывод об имеющихся содержательных и технико-юридических различиях между законодательством стран СНГ в части конструирования упрощенной системы налогообложения.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, налог, доходы, расходы, налоговая нагрузка, объект налогообложения.

Для цитирования: Кособродов В.М., Лазарев Б.Я. Зарубежный опыт регулирования упрощенных режимов налогообложения (на примере законодательства стран СНГ) // Закон и право. 2024. № 4. С. 73—76. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-73-76 ББЫ: https://elibrary.ru/ALFXUL

Foreign experience in regulating simplified taxation regimes (using the example of the legislation of the CIS countries)

Vladimir M. Kosobrodov1, Bogdan Ya. Lazarev2

1 Moscow International University, Moscow, Russia

2 INSTAMRT TECHNOLOGIES LLC, Moscow region, Khimki, Russia

1 kosobrodov_z@mail.ru

2 sfbogdanec@gmail.com

Abstract. The study of foreign experience is of great importance for improving the legal norms governing special tax regimes, including the simplified taxation system. Such a study not only makes it possible to assess the state of national tax legislation, but also to determine the prospects for its development. The article presents the results of a comparative legal study of the tax legislation of the CIS countries regarding the simplified taxation system. The conclusion is made about the existing substantive and technical and legal differences between the legislation of the CIS countries in terms of designing a simplified taxation system.

Keywords: simplified taxation system, special tax regime, single tax, tax, income, expenses, tax burden, object of taxation.

For citation: Kosobrodov V.M., Lazarev B.Ya. Foreign experience in regulating simplified taxation regimes (using the example of the legislation of the CIS countries) // Law and legislation. 2024;(4):73—76. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-73-76 EDN: https://elibrary.ru/ALFXUL

Original article

© Кособродов В.М., Лазарев Б.Я. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

В странах Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) важная роль отводится поддержке субъектов малого бизнеса, например, для данныгх субъектов введены специальные налоговые режимы, в том числе упрощенная система налогообложения. Упрощенная система налогообложения применяется, например, в Азербайджане [2, гл. 17], Беларуси [3, гл. 32], Казахстане [1, гл. 77, пар. 3], Киргизии [4, гл. 55], Узбекистане [5, раздел XX], а налоговым законодательством Молдовы и Туркмении данный специальный налоговый режим не предусмотрен [6, с. 39].

Перечень налогоплательщиков, имеющих право применять данный режим налогообложения, в странах СНГ схож с нормами российского законодательства — организации и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого бизнеса.

В ряде стран СНГ установлены предельные значения показателей по величине дохода, численности работников, доли уставного капитала, принадлежащей другим юридическим лицам, при соответствии которым организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Следует отметить, что законодательством стран СНГ также предусмотрены виды деятельности, осуществляя которые организации и индивидуальные предприниматели не имеют права перейти на упрощенную систему налогообложения. Данные виды деятельности схожи с перечнем, который установлен Налоговым кодексом РФ; и к ним, в частности, относятся следующие:

■ производство подакцизной продукции;

■ добыча полезных ископаемых;

■ игорный бизнес;

■ страховая деятельность;

■ банковская деятельность и др.

Следует отметить, что только в России и на

Украине иностранные организации, а также юридические и физические лица — нерезиденты не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. С одной стороны, снятие такого ограничения может способствовать привлечению в экономику государств иностранных инвестиций, а с другой — потеснит с рынка отечественных представителей субъектов малого бизнеса [6, с. 40].

С учетом опыта стран СНГ перечень налогоплательщиков, не имеющих права применять

упрощенную систему налогообложения в России, необходимо дополнить:

1) налогоплательщиками, имеющими налоговый долг на момент подачи в налоговый орган уведомления о переходе на уплату единого налога, кроме безнадежного налогового долга, возникшего в результате форс-мажорных обстоятельств. Благодаря введению такого ограничения недобросовестные организации и индивидуальные предприниматели не смогут переходить на режим налогообложения с более низкой налоговой нагрузкой;

2) организациями и индивидуальными предпринимателями, которые чаще всего не относятся к субъектам малого бизнеса и осуществляющие:

■ риэлтерскую деятельность;

■ лизинговую деятельность.

В свою очередь, из такого перечня в Российской Федерации необходимо исключить нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.

Отметим, что в законодательстве не всех стран СНГ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели не имеют право применять упрощенную систему налогообложения в случае наличия структурных подразделений, филиалов и представительств. При этом сложно представить хотя бы одну успешную организацию, не стремящуюся открыть структурные подразделения и выйти на новые территории и рынки сбыта. Поэтому для поддержки развития малого бизнеса, роста его доли в валовом внутреннем продукте страны такие организации необходимо исключить из перечня субъектов, которым запрещено переходить на уплату единого налога.

В большинстве стран СНГ плательщики единого налога не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением Казахстана [1, подп. 2 п. 1 ст. 680] и частично Беларуси [3, п. 1.1.2 ст. 326.].

В соответствии с законодательством Беларуси организации и индивидуальные предприниматели не уплачивают налог на добавленную стоимость, если средняя численность их работников с начала года по отчетный период включительно не превысила 50 человек, а размер валовой выручки нарастающим итогом с начала года не превысил 40 млн руб.1 [3].

1 Сумма рассчитана на основании курса валют ЦБ РФ на 21.05.2023 (1 рубль = 30,0333 белорусских рублей).

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

Однако освобождение плательщика от НДС имеет как плюсы, так и минусы. Например, налоговое законодательство Узбекистана субъектам малого предпринимательства предоставляет право выбирать статус плательщика НДС [5]. Также в законодательстве Беларуси установлены дифференцированные налоговые ставки. Например, для лиц, применяющих урощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость, налоговая ставка установлена в размере 5%, а для лиц, которые уплачивают налог на добавленную стоимость, — 3% [3, п. 1 ст. 329]. Соответствующее положение можно было бы также внести в Налоговый кодекс РФ, чтобы плательщики упрощенного налога не потеряли часть своих поставщиков, подрядчиков, покупателей и заказчиков.

За исключением России и Азербайджана в большинстве стран СНГ налогоплательщики упрощенного налога не имеют права выбора оптимального для них объекта налогообложения, так как законодательством установлен единственный объект налогообложения — доходы или валовая выручка.

С одной стороны, организациям и предпринимателям легко рассчитать сумму налога, отсутствуют необходимость документального подтверждения величины понесенных расходов и риски, связанные с их неправильным учетом. С другой стороны, такие субъекты предпринимательской деятельности не могут влиять на величину налога путем планирования и перераспределения расходов [6, с. 42].

Также во многих странах СНГ установлены дифференцированные налоговые ставки, зависящие от вида и места предпринимательской деятельности, оборота реализации, категории налогоплательщиков.

Например, в Азербайджане установлены следующие налоговые ставки:

■ стандартная ставка — 2%;

■ для лиц, занимающихся торговой деятельностью, деятельностью по общественному питанию, ставка установлена в размере 8 %;

■ для налогоплательщиков, осуществляю -щих грузовые и пассажирские перевозки, установлены твердые налоговые ставки и др. [2, гл. 17, ст. 220].

Однако их сложная дифференциация может привести к неправильному применению обычной налоговой ставки, а также дополнительных коэффициентов или ставок и, как следствие, к неправильному исчислению величины налога, начислению пеней и штрафов [6, с. 43].

В соответствии с законодательством некоторых стран СНГ сумма исчисленного единого налога подлежит корректировке.

Так, в Республике Казахстан эту величину следует изменить в сторону уменьшения на 1,5% от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности, если среднемесячная заработная плата по итогам отчетного периода составила у индивидуального предпринимателя не менее 23-кратного, а юридических лиц — не менее 29-кратного месячного расчетного показателя, действующего на первое число налогового периода2 [1, п. 2 ст. 687].

Аналогичное положение, введенное в Налоговый кодекс РФ, может способствовать росту средней заработной платы работников, величины уплачиваемых страховых взносов, сокращению выплат серой заработной платы и, как следствие, привлечению более квалифицированных специалистов, стремительному созданию новых рабочих мест представителями малого бизнеса [6, с. 43].

В Республике Узбекистан для плательщиков налога на добавленную стоимость сумма исчисленного единого налогового платежа уменьшается на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, но не более чем на 50% от суммы единого налога [5, ст. 360].

Похожее положение для случаев, если налогоплательщикам будет разрешено выбирать статус плательщика налога на добавленную стоимость при применении упрощенной системы налогообложения в России, необходимо ввести в Налоговый кодекс РФ с целью снижения величины налогового бремени.

Таким образом, по аналогии с Российской Федерацией во всех странах СНГ, где применяются специальные налоговые режимы, введена упрощенная система налогообложения.

Следует отметить, что упрощенная система налогообложения, применяемая в странах СНГ, имеет при существующих различиях свои достоинства и недостатки. Устранение последних позволит повысить популярность и эффективность применения указанной системы.

Такое устранение невозможно без подробного анализа практики применения данного специального налогового режима у соседей и, соответственно, адаптации лучших положений нало-

2 Месячный расчетный показатель на 1 января 2020 г. равен 2651 тенге = 15 225 руб. (сумма рассчитана на основании курса валют ЦБ РФ на 21.05.2020 (100 рублей = 17,4116 казахстанских тенге).

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2024

гового законодательства каждой из этих стран к собственным экономическим условиям [6, с. 44].

Список источников

1. Кодекс Республики Казахстан от 25.12.2017 № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // https:// online.zakon.kz (Дата обращения: 21.05.2023)

2. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики от 11.07.2000 № 905-IQ // https:// online.zakon.kz (Дата обращения: 17.05.2023)

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-3 // http://www.nalog.gov.by (Дата обращения: 17.05.2023)

4. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17.08.2008 № 230 // https://www.alta.ru (Дата обращения: 16.02.2020).

5. Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12.2007 № 3РУ-136 // С3 Республики Узбекистан. 2007. № 52.

6. Курочкина Н.В. Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого бизнеса в странах Содружества Независимых Государств / Н.В. Курочкина, А.В. Падыганов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 29. С. 38—48.

References

1. Code of the Republic of Kazakhstan dated

25.12.2017 № 120-VI «On taxes and other mandatory payments to the budget (Tax Code)» / / https://online .zakon.kz (Accessed: 21.05.2023)

2. Tax Code of the Republic of Azerbaijan dated 11.07.2000 № 905-IQ // https://online .zakon.kz (Accessed: 17.05.2023)

3. Tax Code of the Republic of Belarus dated

30.12.2018 № 159-Z // http://www.nalog.gov.by (Accessed: 17.05.2023)

4. Tax Code of the Kyrgyz Republic dated 17.08.2008 № 230 // https://www.alta.ru (Accessed: 16.02.2020)

5. Tax Code of the Republic of Uzbekistan dated 12/25/2007 № ZRU-136 // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan». 2007. № 52.

6. Kurochkina N. V. Analysis of the practice of applying the simplified taxation system by small businesses in the countries of the Commonwealth of Independent States / N.V. Kurochkina, A.V. Pa-dyganov // Financial analytics: problems and solutions. 2016. № 29. Pp. 38-48.

Информация об авторах

Кособродов В.М. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и уголовного права и процесса

Лазарев Б.Я. — проектный менеджер

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the authors

Kosobrodov V.M. — candidate of law, associate professor, associate professor of the department of civil and criminal law and procedure Lazarev B.Ya. — project manager

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.