Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования административной ответственности за нарушение законодательства в сфере высшего образования'

Зарубежный опыт регулирования административной ответственности за нарушение законодательства в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / административно-правовое регулирование / законодательство об образовании / административные правонарушения / административная ответственность / защита прав граждан в сфере образования / образовательные отношения / education / administrative and legal regulation / legislation on education / administrative legal offences / administrative liability / protection of the citizens rights in the field of education / educational relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алан Асланбекович Озов

Проведен анализ основополагающих законодательных актов бывших стран-участниц Советского Союза, регулирующих образование, на предмет закрепления положений, устанавливающих основания и условия применения административной ответственности в этой сфере. Вместе с тем, рассмотрены нормы административного права данных стран, связанные с регламентацией административной ответственности в образовательном процессе. Сделан вывод о возможности использования отдельных механизмов правового регулирования в целях совершенствования российского законодательства по вопросам установления административной ответственности в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алан Асланбекович Озов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of regulation of administrative responsibility for violation of legislation in the field of higher education

The fundamental legislative acts of the former Soviet Union member states, regulating education, have been analyzed in order to enshrine the provisions establishing the grounds and conditions for the application of administrative responsibility in this sphere. At the same time, the norms of administrative law of these countries related to the regulation of administrative responsibility in the educational process have been considered. The conclusion is made about the possibility of using certain mechanisms of legal regulation in order to improve the Russian legislation on the establishment of administrative responsibility in the sphere of higher education.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования административной ответственности за нарушение законодательства в сфере высшего образования»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-149-155 EDN: https://elibrary.ru/zmtamn NIION: 2003-0059-7/23-912 MOSURED: 77/27-003-2023-07-111

Зарубежный опыт регулирования административной ответственности за нарушение законодательства в сфере высшего образования

Алан Асланбекович Озов

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Москва, Россия,

ozovaa@minobrnauki .gov.ru

Аннотация. Проведен анализ основополагающих законодательных актов бывших стран-участниц Советского Союза, регулирующих образование, на предмет закрепления положений, устанавливающих основания и условия применения административной ответственности в этой сфере. Вместе с тем, рассмотрены нормы административного права данных стран, связанные с регламентацией административной ответственности в образовательном процессе. Сделан вывод о возможности использования отдельных механизмов правового регулирования в целях совершенствования российского законодательства по вопросам установления административной ответственности в сфере высшего образования.

Ключевые слова: образование, административно-правовое регулирование, законодательство об образовании, административные правонарушения, административная ответственность, защита прав граждан в сфере образования, образовательные отношения

Для цитирования: Озов А. А. Зарубежный опыт регулирования административной ответственности за нарушение законодательства в сфере высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 149-155. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-149-155. EDN: ZMTAMN.

Original article

Foreign experience of regulation of administrative responsibility for violation of legislation in the field of higher education

Alan A. Ozov

Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia, ozovaa@minobrnauki.gov.ru

Abstract. The fundamental legislative acts of the former Soviet Union member states, regulating education, have been analyzed in order to enshrine the provisions establishing the grounds and conditions for the application of administrative responsibility in this sphere. At the same time, the norms of administrative law of these countries related to the regulation of administrative responsibility in the educational process have been considered. The conclusion is made about the possibility of using certain mechanisms of legal regulation in order to improve the Russian legislation on the establishment of administrative responsibility in the sphere of higher education.

Keywords: education, administrative and legal regulation, legislation on education, administrative legal offences, administrative liability, protection of the citizens rights in the field of education, educational relations

For citation: Ozov A. A. Foreign experience of regulation of administrative responsibility for violation of legislation in the field of higher education. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):149-155. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-149-155. EDN: ZMTAMN.

«Чтобы каждый человек, и каждый орган общества ... стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод». Преамбула Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.

Формирование полноценной, целостной личности, которая могла бы способствовать развитию и процветанию общества происходит в ходе множества различных социальных процессов, ключевым

© Озов А. А., 2023

из которых является образование. Его ценность безусловно признается мировым сообществом.

Ст. 26 Декларации о защите прав человека 1948 г., ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 13, 13.2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., акты Организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), направленные на формирование общеправового поля регулирования сферы образования

служат ориентиром для развития национального законодательства современных стран.

Существующие на сегодняшний день условия социально-экономического развития в Российской Федерации обусловливают потребность в совершенствовании регулирования как сферы образования вообще, так и высшего образования в частности. В послании к Федеральному Собранию Президента РФ от 21 февраля 2023 г. особо отмечено, что развитие системы образования с учетом запросов рынка труда, возрождение традиционной базовой подготовки специалистов с высшим образованием являются приоритетными задачами, стоящими перед государством1.

Одним из условий достижения поставленных целей, является реформирования системы мер административно-правового воздействия на образовательную среду. Административная защита в данном случае рассматривается в качестве одной из форм гарантий права на образование, установленного в положениях Конституции РФ, а также Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В ряде современных исследований отмечается несовершенство существующих административно-правовые механизмы охраны права и свобод в сфере образования [2, с. 6; 10].

Так, основу регулирования административно-правовой ответственности в сфере российского высшего образования образует разрозненный массив норм [9, с. 158-178], закрепленных в ряде глав (прим. 5, 6, 13, 18, 19 и др.) Административно-правового кодекса Российской Федерации. В связи с этим актуальным являются вопросы как о систематизации существующего нормативного материала [5], так и об устранении пробелов в административно-правовом регулировании [1; 8].

Сложившаяся ситуация обуславливает интерес к зарубежным моделям решения вопроса административно-правовой ответственности в сфере образования. Выбор способов воздействия на сферу образования в зарубежных странах тесно связан с их историческим путем развития законодательства об административных деликтах, в связи с чем особый интерес представляют подходы бывших стран-участниц Советского Союза.

Государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, можно разделить на две группы: вошедшие в Содружество Независимых государств

(далее — СНГ) и отказавшиеся от участия в данной международной организации.

В первую группу входят два вида субъектов: Грузия и Украина как страны, покинувшие СНГ, а также Латвия, Литва и Эстония, как государства, которые в данную организацию никогда не входили.

Ко второй группе, на сегодняшний день, относятся Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Узбекистан, а также Туркменистан как ассоциированный член-наблюдатель2.

Законодательство государств, входящих в первую группу, в большинстве случаев не содержит норм, посвященных комплексному регулировании вопросов административной ответственности в сфере высшего образования.

В законодательных актах Грузии3 и Украины4 отсутствует указание на основания и условия наступления административной ответственности в рассматриваемой сфере.

Единственным примером, касающемся рассматриваемого вопроса, содержащимся в Законе Латвии «Об Административной ответственности» является п. 8 ст. 115, закрепляющий право государственной службы качества образования на осуществление процесса административного правонарушения5. При этом, основополагающее законодательство в сфере латвийского образования находится на стадии активного реформирования.

В Законе Литовской Республики «О высшем образовании» 2000 г.6 вопрос административной ответственности затрагивается в части недопущения нарушения процедуры лицензирования вузов (п. 3 ст. 15). Действие данного положения обеспечивается наличием в Кодексе об административных правона-

1 Послание Президента Федеральному Собранию // URL:// http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70565.

2 Интернет-портал СНГ // URL://https://e-cis.info/

3 Закон Грузии от 18 декабря 2009 г. N° 2380 «О высшем образовании» // URL://https://www.matsne.gov.ge/ru/document/do-wnload/32830/45/ru/pdf.

4 Закон Украины от 5 сентября 2017 г. № 2145-VIII «Об образовании» // URL://https://kodeksy.com.ua/ka/ob_obrazova-nii/statja-17.htm.

5 Закон Латвии от 25 октября 2018 г. «Об Административной ответственности» // URL://https://lawyer-khroulev.com/wp-con-tent/uploads/2022/06/Zakon-Latvii-ob-administrativnoj-otvet-stvennosti-2019.pdf.

6 Закон Литовской Республики от 21 марта 2000 г. № VIII-1586 «О высшем образовании» // URL://https://e-seimas.lrs.lt/rs/lega-lact/TAD/TAIS.105752/format/OO3_ODT/.

JURISPRUDENCE

рушениях Литовской Республики ст. 214.9, устанавливающей ответственность за незаконную организацию обучения или учебы7.

В законодательных актах стран, никогда не входивших в состав СНГ, положения, касающиеся правового регулирования административной ответственности в сфере высшего образования на сегодняшний день, отсутствует.

Более того, стоит отметить, что в Эстонской Республике существует специфический подход к регулированию ответственности за совершение административных правонарушений: деяния, образующие составы административного деликта, регулируются в рамках уголовного права [6].

В свою очередь, странами постсоветского пространства, входящими в состав СНГ, была организована разработка Модельного закона «Об ответственности участников образовательного процесса» (далее — МЗ), итоговый вариант которого был принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в приложении к постановлению МПА СНГ № 38-8 в 2012 г. [7].

Данный акт представляет собой совокупность структурированных, последовательно изложенных норм, регулирующих вопросы ответственности участников процесса образования как сложного социального явления. Указанный акт определяет перечень субъектов правоотношений, основания наступления их юридической ответственности, специфику административной ответственности как одной из форм юридической ответственности. В ст. 12 гл. III «Ответственность участников образовательного процесса» установлено, что административные правонарушения являются одним из видов нарушения в сфере образования. Модельный кодекс можно оценить, как в достаточной мере логичную, проработанную моделью правового регулирования вопросов ответственности участников образовательного процесса, в том числе, в ее административном аспекте, которая может служить ориентиром для совершенствования национального законодательства.

В сущности, модельный закон представляет собой акт рекомендательного характера, принимаемый, как правило, какой-либо надгосударственной или международной организацией в рамках разработки массива модельного законодательства (от англ. «model law») [4], содержащий в себе типовые законодательные нормы, служащие ориентиром для национального за-

конодательства конкретной страны-участницы организации [11]. Однако, его положения в полном объеме не были воспроизведены ни в одной из государств-членов СНГ. Существующий объем правовых норм и механизм регулирования вопроса административной ответственности в сфере образования в странах СНГ значительно различается. Показательным в данном случае является специфика основного законодательного акта, регулирующего сферу образования, и его взаимосвязь с положениями административно-правового законодательства.

Из девяти зарубежных государств-членов СНГ, в двух — Армения8 и Таджикистан — помимо детализированных законов об образовании действуют отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере высшего образования.

При этом, Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Республики Армении 2004 г. не содержит прямого указание на возможность наступления административной ответственности касательно всех участников образовательного процесса за совершенные ими правонарушения. Законодатель в данном случае ограничился указанием в п. 7 ст. 6 закона на то, что вуз несет ответственность за свою деятельность перед индивидом, обществом и государством.

В свою очередь, ст. 39 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Республики Таджикистан9 2009 г. содержит указание на то, что как физические, так и юридические лица несут ответственность за нарушение данного закон в порядке, установленном государством законодательством, при этом прямое указание на возможность наступления административной ответственности участников образовательного процесса также, как и в армянском законодательстве, отсутствует.

При этом, ни Кодекс Республики Армения «Об административных правонарушениях» 1985 г.10, ни

7 Кодекс Литовской Республики от 25 июня 2015 г. «Об административных правонарушениях» // URL://https://www.in-folex.1t/ta/103787:str214-9.

8 Закон Республики Армения от 18 января 2005 г. N° ЗР-62 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // URL://https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=75853.

9 Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 г. № 531 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // URL://https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28115.

10 Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 6 декабря 1985 г. (в ред. 16 ноября 2023 г. № ЗР-332) // URL://https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=77148.

Кодекс об административных правонарушениях Таджикистана 2008 г.11, ни не содержит специальной главы, предусматривающей ответственность за противоправные деяния в сфере образования. Однако ст. 118 кодекса Таджикистана установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, в том числе аудиовизуальным, информационным технологиям (компьютерам), учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, что является специальным составом правонарушения по отношению к ст. 112 АПК, устанавливающей общую ответственность за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм.

В Азербайджане12, Киргизии13, Туркменистане14, а также Узбекистане15 отсутствует специальный законодательный акт, регулирующий отношения в сфере высшего образования, при этом, на их территории действует общий закон об образовании как многоэтапном процессе, положения которого зачастую корреспондируют с нормами административного права.

П. 1 ст. 1 Закона Азербайджанской Республики «Об образовании» 2009 г. установлено, что нарушители законодательства об образовании несут ответственность в установленном законом порядке.

Данное положение тесно связано со ст. 181 Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках 2015 г.16, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства об образовании, которое может быть выражено в лишении лица права на образование, допущение психологического насилия в отношении учащегося, привлечение учащихся к работам и мероприятиям, не связанным с процессом обучения, а также нецелевое использование образовательных грантов.

Отдельно, ст. 182 данного кодекса установлена ответственность за нарушения права лица на образование по причине заражения ВИЧ.

Ст. 52-1 Закона Кыргызской Республики «Об образовании» 2003 г. установлено положение, аналогичное норме азербайджанского закона об образовании. При этом, введенный в действие Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях 2021 г.17 не содержит специальной нормы или главы, устанавливающей ответственность за правонарушения в сфере образования.

При этом, ранее, в исследованиях в сфере правового регулирования кыргызского образования, например, И. А. Дмитриенко, указывалось на доминирующую позицию административного регулирования образовательного процесса и возможность зарождения и развития отдельной отрасли кыргызского права — образовательного права [2].

В свою очередь, при наличии указания на то, что «лица, виновные в нарушении законодательства об образовании, несут ответственность в установленном порядке», в ст. 71 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» 2020 г., в положениях Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности установлена ответственность за воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми профессионального образования (ст. 47), а также противоправное вмешательство в профессиональную деятельность работников образовательной организации (ст. 197.5).

В Законе «Об образовании» Республики Туркменистан 2013 г. содержаться положения, устанавливающие ответственность отдельных субъектов образовательного процесса, в частности, должностных лиц образовательных учреждений и педагогических работников (ст. 44, 55). В ст. 59 данного кодекса также установлено, что нарушение его положений влечет ответственность, установленную законодательством Туркменистана.

11 Кодекс об административных правонарушениях Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 г. № 455 // URL:// https://eurasiangroup.org/files/Legislation_RUS/Tadjikiston/su-pervision/4/kodeks_respubliki_tadzhikistan_ob_administrativ-nyh_pravonarusheniyah.pdf.

12 Закон Азербайджанской Республики от 29 декабря 2015 г. № 96-VQ «Об утверждении Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках» // URL://https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=36865427

13 Закон Республики Кыргызстан от 30 апреля 2003 г. № 92 «Об образовании» // URL://http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216?ysclid=lq3mfvfpd2843650355.

14 Закон Туркменистана от 4 мая 2013 г. «Об образовании» // URL://https://continent-online.com/Document/?doc_id=3340 6860#pos=2;-58.

15 Закон Республики Узбекистан от 23 сентября 2020 г. № ЗРУ-637 // URL://https://lex.uz/ru/docs/5013009.

16 Закон Азербайджанской Республики от 29 декабря 2015 г. № 96-VQ «Об утверждении Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках» // URL://https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=36865427.

17 Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128 // URL://http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/112306.

JURISPRUDENCE

В Законе Туркменистана «Об административных правонарушениях» 2013 г.18 стоит отметить ст. 366 «Нарушение правил организации и ведения образовательной деятельности», содержащуюся в гл. 21, регулирующей ответственность за нарушение порядка управления, которая устанавливает ответственность за нарушение правил организации и ведения образовательной деятельности, установленных законодательством. В том числе, административная ответственность по данной статье наступает в случае неосуществления образовательных программ в полном объеме и нарушения порядка приема в учреждения образования, установленного законодательством Туркменистана в сфере образования (п. 2 и 3 ст. 366).

Интересным примером правового регулирования вопроса административной ответственности в сфере образования является модель регламентации, установленная в Республике Казахстан.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» 2007 г. вопрос об ответственности за нарушение законодательства в сфере образования установлен в гл. 11. Ст. 67 данной главы содержит указание на то, что ответственность в рассматриваемом случае наступает в соответствии с законами Республики Казахстан.

В Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП РК) содержится отдельная гл. 23, регулирующая ответственность за совершение административных правонарушений в области образования, физической культуры и спорта19.

Установление единого комплекса норм для данной области общественной деятельности обусловлено историческим советским и постсоветским опытом управления государством социально-культурной сферой, к которой относятся образование, культура, наука, здравоохранение и спорт, как единый комплекс.

По мнению отдельных авторов, в частности, Л. В. Крестинской, среди стран-участниц СНГ казахстанское законодательство представляет собой наиболее полную совокупность структурно выделенных норм, регулирующих административную ответственность в сфере образования [3].

В ст. 409 КоАП РК, закреплен ряд составов административных правонарушений в сфере образования, ответственность за которые предусматривается на территории Республики Казахстан, в числе которых особенно стоит отметить:

1) невыполнение представителями организации образования своих обязательств, если вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним это повлекло причинение легкого вреда здоровью воспитанников (п. 3);

2) несоблюдение образовательными организациями различных типовых правил, принятых в сфере образования (подп. 1-5 п. 4);

3) необеспечение учредителем (учредителями) организации высшего образования в срок, установленный законом Республики Казахстан, перевода обучающихся для продолжения обучения и передачи их личных дел в другие организации высшего образования (п. 4.1);

4) создание и деятельность организационных структур политических партий в организациях образования (п. 5);

5) несоответствие предоставляемых образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта (п. 6);

6) несоблюдение организациями образования требований по обеспечению доступа обучающихся и воспитанников к сети Интернет (п. 7.2);

7) нарушение законодательства о статусе педагога (п. 7.3)20;

8) допущение к преподаванию лица, не имеющего на это права (п. 7.5);

9) проявление неуважения к педагогу (п. 7.6).

Отдельными пунктами установлена административная ответственность за повторное совершение отдельных указанных правонарушений (прим. п. 4.2, 7.4, 7.7 ст. 409 КоАП РК).

Данная статья является единственной в гл. 11 КоАП РК. С одной стороны, это свидетельствует об отсутствии детализированной проработки законодателем вопроса регулирования административной ответственности в сфере образования с технической стороны.

С другой стороны, составы правонарушений, закрепленные в пунктах ст. 409 КоАП РФ касаются

18 Кодекс Туркменистана от 29 августа 2013 г. №446-^ «Об административных правонарушениях» // URL://https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62468.

19 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-Ш «Об образовании» // URL://https://on1ine.zakon.kz/Document/? doc_id=31577399&pos=6858;-45#pos=6858;-45.

20 Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 293-У1 «О статусе педагога» // URL://https://on1ine.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=32091648&pos= 1 ;-8#pos= 1 ;-8.

деяний, совершаемых различными участниками образовательного процесса, являются актуальными (изменения в статью вносились в 2019 г.21) и затрагивающими широкий спектр аспектов образовательной деятельности, что демонстрирует внимание законодателя к объективно существующим потребностям общества в сфере регулирования образовательного процесса.

В Белоруссии, так же как и в Казахстане, на смену специализированному законодательству в сфере высшего образования22 пришел единый, при этом, кодифицированный акт: Кодекс Республики Беларусь об образовании был принят 2011 г.23 и стал основой правового регулирования образовательного процесса в стране. Схожий подход к правовому регулированию можно отметить в Кодексе Республики Молдова об образовании 2014 г.24.

При этом, внимание законодателя в данных кодексах направлено на урегулирование специфических видов ответственности в сфере образования: дисциплинарной — в Беларуси, и публичной — в Молдавии.

Указание на то, что ответственность, в том числе, административная, за нарушение законодательства в сфере образования наступает в соответствии с иными законодательными актами, ни в белорусском, ни в молдавском кодексе об образовании не содержится. Административные кодексы этих стран также не выделяют глав или статей, регулирующих ответственность за деяния в сфере образования.

Таким образом, анализ законодательства стран СНГ как в сфере регулирования образовательного процесса, так и связанных с ним норм административного права позволяет сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизмы регулирования сферы образования, в том числе, административно-правового характера в странах бывших участниках Советского Союза находятся на стадии развития.

При этом, правовое регулирование высшего образования как сферы общественных отношений возможно на основании специального закона о высшем образовании, закона об образовании общего характера (как с выделение отдельных статей, посвященных регулированию высшего образования, так и без них), а также кодекса об образовании. При этом, вид законодательного акта не влияет на учет взаимосвязи положений, установленных в нем, с необходимостью

установления административной ответственности за их нарушение.

Удачным можно признать подход, реализованный в казахстанском законодательстве. Выделение отдельной главы в кодексе об административных правонарушениях соответствуют факту существования сферы образования как отдельной области ад-министративно-деликтного регулирования. Данный прием может быть применен в процессе реформирования российского административного законодательства.

Список источников

1. Баранова С. А. К вопросу о необходимости кодификации норм об административной ответственности за нарушения в сфере образования // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 1 (1). С. 27-30.

2. Дмитриенко И.А. административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Кыргызской Республике: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Бишкек, 2015.

3. Крестинская Л. В. Административная ответственность за нарушение законодательства об образовании в Российской Федерации и Республике Казахстан // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 2. С. 234-239.

4. Кирилловых А. А. Модельное законодательство стран-участников содружества независимых государств в сфере образования: некоторые проблемы практической реализации // Право и образование. 2018. № 10. С. 10-15.

5. Крестинская Л. В. К вопросу о кодификации норм об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации

21 Закон Республики Казахстан от 1 апреля 2019 г. № 240-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка» // URL://https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=32061061 &pos= 1 ;-8#pos= 1;-8.

22 Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З «О высшем образовании» // URL://https://kodeksy-bel.com/zakon_ rb_o_vysshem_obrazovanii.htm.

23 Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З «Об Образовании» // URL://https://pravo.by/document/?guid= 3871&р0=Ик1100243.

24 Кодекс Республики Молдова от 17 июля 2014 г. № 152 «Об образовании» // URL://https://lexed.ru/zakonodatelstvo-ob-ob-razovaшi/kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-obrazovaшi/kodeks-respubliki-moldova-ob-obrazovanii.php.

JURISPRUDENCE

об образовании // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. № 4. С. 502-506.

6. Мандрыка Н. М., Пономарев А. В. Административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, в зарубежных странах // Modern Science. 2021. № 4-3. С. 284-288.

7. Модельный закон «Об ответственности участников образовательного процесса». Принят постановлением на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 3 апреля 1999 г. № 13-8 // СПС «Гарант».

8. Назинцева А. Ю. Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование // Административное право и процесс. 2023. № 6. С. 62-64.

9. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: моногр. / Л. В. Андриченко, В. Л. Баранков, Б. А. Булаевский и др.; под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой. М. : ИЗиСП, 2015.

10. Скоробогатов А. В., Борисова Н. Р. Инновации в образовательном законодательстве как средство повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 555-559.

11. Шестакова Е. Модельное законодательство СНГ // ЭЖ-Юрист. 2005. № 42. С. 3.

References

1. Baranova S. A. To the question of the need to codify the norms on administrative responsibility for violations in the field of education // Scientific Digest of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (1). Р. 27-30.

2. Dmitrienko I. A. Administrative-legal regulation of higher professional education in the Kyrgyz Republic: auth. diss. ... doct. of legal sciences. Bishkek, 2015.

3. Krestinskaya L. V. Administrative responsibility for violation of legislation on education in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan // Siberian Legal Review. 2019. Vol. 16. № 2. P. 234-239.

4. Kirillovykh A. A. Model legislation of the countries-participants of the Commonwealth of Independent States in the field of education: some problems of practical implementation // Law and Education. 2018. № 10. P. 10-15.

5. Krestinskaya L. V. To the issue of codification of norms on administrative responsibility for violation of the legislation of the Russian Federation on education // Vestnik of the Omsk Law Academy. 2018. Vol. 15. № 4. P. 502-506.

6. Mandryka N. M., Ponomarev A.. V. Administrative responsibility for offenses related to corruption in foreign countries // Modern Science. 2021. № 4-3. P. 284-288.

7. Model Law «On the Responsibility of Participants of the Educational Process». Adopted by resolution at the thirteenth plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS member states on April 3, 1999 № 13-8 // LRS «Garant».

8. Nazintseva A. Yu. Actual problems of bringing to administrative responsibility for violation of the right to education // Administrative Law and Process. 2023. № 6. P. 62-64.

9. Educational legislation of Russia. A new milestone of development: a monograph / L. V. Andric-henko, V. L. Barankov, B. A. Bulaevsky, etc.; ed. by N. V. Putilo, N. S. Volkova. M. : IZiSP, 2015.

10. Skorobogatov A. V., Borisova N. R. Innovations in educational legislation as a means of improving the effectiveness of legal regulation of relations in the field of education // Juridicheskaya tekhnika. 2021. № 15. P. 555-559.

11. Shestakova E. Model legislation of the CIS // EJ-Jurist. 2005. № 42. P. 3.

Информация об авторе

А. А. Озов — референт Правового департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Information about the author

A. A. Ozov—Referent of the Legal Department of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.