Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ БИСМАРКА / МОДЕЛЬ БЕВЕРИДЖА / МОДЕЛЬ СЕМАШКО / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шилова Е.А.

В статье рассмотрены основные аспекты реализации государственной политики в сфере здравоохранения зарубежных стран. Определены основные модели систем здравоохранения, рассмотрены их положительные и отрицательные моменты. В результате сделан вывод о том, какую модель можно применить на практике в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 351.77

Шилова Е.А.

магистрант

РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (Россия, г.Москва)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты реализации государственной политики в сфере здравоохранения зарубежных стран. Определены основные модели систем здравоохранения, рассмотрены их положительные и отрицательные моменты. В результате сделан вывод о том, какую модель можно применить на практике в России.

Ключевые слова: модели системы здравоохранения, медицинское страхование, частная система, модель Бисмарка, модель Бевериджа, модель Семашко, зарубежный опыт.

Здравоохранение является важнейшим компонентом социальной политики государств. Охрана здоровья и создание условий для здорового образа жизни должны обеспечивать благосостояние человека и устойчивость социально-экономического развития.

В зависимости от способов финансирования, форм и методов контроля объема и качества медицинской помощи, механизмов стимулирования поставщиков и потребителей медицинских услуг выделяют следующие модели системы здравоохранения:

- Бисмарка (немецкая);

- Бевериджа (английская);

- Семашко (советская);

- Частная (например, США).

Наиболее широко используется в мировой практике страховая система здравоохранения (Бисмарка).

Для модели Бисмарка характерны следующие признаки:

- публично-правовой орган самоуправления осуществляет страхование;

- работодатель освобождается от ответственности;

- финансирование медицинского обслуживание осуществляют за счет взносов в систему социального страхования;

- имеется разграничение между страховым бюджетом и общенациональным бюджетом.

Многие зарубежные страны применяют страховую систему здравоохранения, в том числе страны Европейского союза. Она представлена Германией, Австрией, Бельгией, Нидерландами и Францией. Успешным опытом функционирования системы здравоохранения Бисмарка является немецкий опыт. Рассмотрим более подробно особенности системы управления здравоохранением в Германии.

Финансовая основа системы здравоохранения в Германии - фонды социального страхования. Принцип функционирования системы - взаимопомощь застрахованных, которая состоит в распределении нагрузки между всеми, посредством совместного финансирования страховых услуг. Выплату страховых взносов осуществляют совместно наемный работник и его работодатель в равных соотношениях. Величина обязательного страхового взноса зависит от их доходов.

Исключением является взнос на страхование от несчастного случая на производстве, этот страховой взнос выплачивается полностью работодателем. Ответственность ежемесячного перечисления всех взносов в больничные кассы, осуществляющие поступившие средства между соответствующими социальными фондами и Федеральным агентством по труду, несет также работодатель. Величины поступающих взносов, как правило, недостаточно для покрытия расходов медицинских организаций, поэтому государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования.

Характеризуя систему здравоохранения Германии, основанную на системе обязательного медицинского страхования, можно отметить также следующие моменты:

1. Каждый регион (земля) имеет разработанные стратегический (на несколько лет) и ежегодный планы развития больничной сети. Их основой является оценка потребностей населения и определение мощности больниц, которая необходима для их

удовлетворения. Также компетенцией органов управления здравоохранением являются - визирование крупных инвестиций, в том числе проектов строительства новых учреждений, закупки дорогостоящей медицинской и прочей техники.

2. Больничная помощь предоставляется в соответствии с жесткой системой правил, они определены Германским социальным кодексом. Для заключения договора на оказание медицинской помощи по ОМС больницы должны в обязательном порядке участвовать в программах обеспечения качества. Набор критериев качества и проведение мониторинга за их выполнением установлен федеральными и региональными органами государственного управления.

3. Важный элемент системы здравоохранения - совокупность программ оказания медицинской помощи, финансируемых на уровне земель, в отношении лиц, которые не участвуют в схеме обязательного медицинского страхования в связи с недостаточным уровнем доходов.

4. При обязательном страховании все члены семьи застрахованного являются совместно застрахованными без внесения дополнительных взносов при условии, что доход каждого из них не превышает установленный минимум (327 евро в старых и 322 евро в новых землях). Поэтому систему ОМС рассматривают как основной вариант предоставления медицинской помощи для людей, имеющих низкий уровень дохода, либо для семей, имеющих единственный источник доходов, а также для пожилых людей.

5. Все практикующие врачи обязаны застраховать свою профессиональную ответственность. В этом случае появляется еще один источник финансирования (при совершении врачебной ошибки) - страховая компания врача, совершившего ошибку. [2]

Следующим примером механизма организации функционирования здравоохранения является система Бевериджа. Это государственная система здравоохранения, представленная такими странами как Великобритания, Канада.

Основными характеристиками государственной системы здравоохранения являются:

- наличие центрального и регионального планирования (при планировании медицинской помощи преимущество имеет центральное планирование);

- имеется высший орган руководства системой здравоохранения, поэтому управление системой здравоохранения осуществляется централизованно;

- финансирование здравоохранения осуществляют посредством прямого налогообложения (средства формируются в федеральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали);

- централизованное финансирование обеспечивает контроль рост стоимости медицинских услуг, реализуется государственный контроль медицинских услуг;

- основную часть медицинских учреждений предоставляет государство, характерен охват медицинской помощью всего населения. [1]

Также на государство возложены следующие полномочия:

- подготовка медицинских кадров;

- планирование развития сети медицинских организаций;

- финансирование текущих и инвестиционных расходов системы здравоохранения;

- развитие медицинской науки;

- проведение профилактических мероприятий и обеспечение бесплатной медицинской помощи населению.[2]

Ярким примером системы Бевериджа является Великобритания, где доминирует бюджетное страхование. Определяющий принцип системы медицинского страхования в Великобритании - общедоступность медицинских услуг для всех жителей страны.

Основная черта системы здравоохранения Великобритании - финансирование медицинской помощи, предоставляемой населению из средств государственного бюджета и частично за счет части социального налога, выплачиваемого наемными работниками и работодателями.

Главным примером частной системы здравоохранения является США.

Источником средств для оплаты медицинской помощи в системе частного финансирования выступают индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. В настоящее время США - единственная страна, в которой предоставление медицинского обслуживание осуществляется в основном на платной

основе, то есть финансирование американской модели здравоохранения осуществляется за счет частного страхования.

Работодатель покупает страховку для всех своих сотрудников у страховых компаний. Условия страховки (набор медицинских услуг) зависит от того, сколько за нее заплатит работодатель.

Соответственно, проблемы частной системы здравоохранения - наличие высокой стоимости медицинской помощи и низкого приоритета профилактической работы, разный уровень доступности медицинской помощи для населения различных социальных групп и недостаточное внимание к пациентам, получающим медицинскую помощь за счет государственного финансирования.

Данные проблемы привели к необходимости существенного реформирования системы здравоохранения, которое началось с 2010 г. и внесло значительные изменения в организацию медицинской помощи населению. Текущая реформа здравоохранения США проходит согласно закону «О защите пациентов и доступности медицинской помощи», который включает четыре основных направления преобразований.

1) Введение обязательного медицинского страхования для всего населения. Теперь каждый житель США обязан быть застрахованным. Для этого введена система льгот в отношении различных групп населения (малоимущие, молодые люди и т. д.), также имеются льготы и для работодателей. До начала реформ страхование было необязательным, объем оказываемых медицинских услуг определялся доходом человека или желанием его работодателя оплатить страхование в определенном объеме.

2) Введено регулирование страховых тарифов и объемов медицинской помощи, которые предоставляются по страховке. Это подразумевает обязанность страховых компаний устанавливать приоритеты (разный уровень стоимости) для различных групп населения. Базовый пакет страхования определяет государство, он состоит из профилактики и диагностики заболеваний, лекарственного обеспечения в поликлинике, долговременного ухода и стационарного лечения.

3) Еще одним направлением реформы является регулирование цен на медицинские услуги и повышение их качества: создаются комиссии, которые будут

заниматься оценкой эффективности способов лечения, а также страховых компаний и частных врачей [2].

Несмотря на высокую стоимость реформы, правительство США оценивает ее как экономически эффективную как в прямых, так и косвенных издержках. Общая стоимость реформы составляет около 940 млрд. долл.

Проведенный выше анализ показывает существенное различие как финансовых, так и организационных механизмов и инструментов реализации государственной политики в сфере здравоохранения. При этом главной целью системы здравоохранения любой страны является поддержание и укрепления состояния здоровья населения. Наиболее информативным индикатором состояния здоровья, а значит, и достижения поставленной цели, является ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин при рождении в анализируемых странах (табл. 1).

Таблица 1

Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении, лет [3].

Страна 1990 г. 2017 г. Темп прироста, %

Мужчина Женщина Мужчина Женщина Мужчина Женщина

Германия 71,9 78,4 78,3 83,1 8,9 6,0

Великобритания 72,9 78,3 78,6 82,5 7,8 5,4

США 71,7 78,6 76,5 81,3 6,7 3,4

Россия 63,2 73,9 66,5 77,9 5,2 4,3

Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни, как мужчин, так и женщин возросла во всех анализируемых странах. Однако, даже при положительных темпах в России этот показатель значительно отстает от всех представленных государств. Поэтому необходимо применять успешный опыт функционирования здравоохранения, отдельные его элементы Германии и Великобритании. Говорить о частной системе здравоохранения применительно в России не является возможным, так как сложившейся уровень доходов населения не позволит ее реализовывать.

Список литературы:

1. Головина Н.А. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в сфере здравоохранения. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции.- 2017. - С. 285-289.

2. Шибалков Иван Петрович. "Оценка эффективности организации системы здравоохранения: зарубежный опыт" // Вестник науки Сибири. - № 1 (20).- 2016.- С. 6676.

3. Официальный сайт Росстата России: Режим доступа //http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.