Научная статья на тему 'CLASSIFICATION AND MODELS OF THE HEALTHCARE SYSTEMS'

CLASSIFICATION AND MODELS OF THE HEALTHCARE SYSTEMS Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
HEALTHCARE MODELS / MEDICAL INSURANCE / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Baizhunussov Erik

Существует множество различных классификаций моделей здравоохранения. В каждой стране исторически складывается и развивается свой собственный путь развития системы здравоохранения и свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Казахстан выбрал свой путь развития здравоохранения, который состоит из элементов различных моделей здравоохранения, вместе с тем существенно отличающийся от классических моделей медицинского страхования.Әлемде денсаулық сақтау жүйесінің модельдерінің әр түрлі жіктеуі бар. Әр елдің өз тұрғындарының денсаулығын нығайту үшін медициналық көмек көрсетуге арналған экономикалық ресурстарды тартуға және осы саланы дамытуға бағытталған, тарихи қалыптасқан өз жолы болады.Қазақстан денсаулық сақтау жүйесінің әр түрлі модельдерінің элементтерінен тұратын, бірақ медициналық сақтандырудың классикалық модельдерінен едәуір ерекшеленетін өз даму жолын таңдадыThere are many different classifications of healthcare models. Each country historically formed and developed its own way of development of the healthcare system and its way of bringing economic resources to provide medical care, preservation and promotion of public health. Kazakhstan has chosen its own way of developing healthcare, which consists of elements of different models of healthcare, at the same time significantly different from the classical models of health insurance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Baizhunussov Erik

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CLASSIFICATION AND MODELS OF THE HEALTHCARE SYSTEMS»

Review article

J Health Dev 2017;4 (25):15-20

CLASSIFICATION AND MODELS OF THE HEALTHCARE SYSTEMS

Erik Baizhunussov

Managing Director for Medical Assistance of the Social Health Insurance Fund, Astana, Kazakhstan

Abstract

There are many different classifications of healthcare models. Each country historically formed and developed its own way of development of the healthcare system and its way of bringing economic resources to provide medical care, preservation and promotion of public health. Kazakhstan has chosen its own way of developing healthcare, which consists of elements of different models of healthcare, at the same time significantly different from the classical models of health insurance. Keywords: healthcare models, medical insurance, Kazakhstan

TYÜiHdeMe

Элемде денсаулы; са;тау жyüeciHihi модельдер^ц эр тYрлi жiктеуi бар. Эр елдщ вз тургындарыныц денсаулыгын ныгайту YUiiH медициналы; квмек кврсетуге арналган экономикалы; ресурстарды тартуга жэне осы саланы дамытуга багытталган, тарихи ;алыптас;ан вз жолы болады.

Казахстан денсаулы; са%тау жуйеашц эр тYрлi модельде^шц элементте^нен туратын, вра; медициналы; са;тандырудыц

классикалы; модельдерiнен едэуiр ерекшеленетн вз даму жолын тацдады.

Krnmmi свздер: денсаулы; са;тау ЖYйесiнiц модельдерi, медициналы; са;тандыру, Казахстан

Резюме

Существует множество различных классификаций моделей здравоохранения. В каждой стране исторически складывается и развивается свой собственный путь развития системы здравоохранения и свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения.

Казахстан выбрал свой путь развития здравоохранения, который состоит из элементов различных моделей здравоохранения, вместе с тем существенно отличающийся от классических моделей медицинского страхования. Ключевые слова: модели здравоохранения, медицинское страхование, Казахстан

УДК 614; 614.2; 614:33 Postal code: 010000

Денсаулыц сацтау xyùeciHi^ модельдерi мен оларды жктеу

Классификация и модели систем здравоохранения

Recieved: 21-12-2017 Accepted: 27-12-2017

Address: Kunayeva Street 14/3, 11th floor, Astana, Kazakhstan

Phone: 8 7172 647 050

E-mail: b.erik@fms.kz, b.erik65@mail.ru

Corresponding author: Erik Baizhunussov, Managing Director for Medical Assistance of the Social Health Insurance Fund, Astana, Kazakhstan

(Classification and models of the healthcare systems)

(Eric Baizhunussov)

Актуальность

Общеизвестно, что идеальной модели здравоохранения в мире не существует. В каждой стране исторически складывается и развивается свой собственный путь развития системы здравоохранения и свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения определяется сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, традиционно сложившихся в каждой стране

A. С. Банин [1].

Целью исследования является определение направлений моделей систем здравоохранения.

Существует множество различных классификаций моделей здравоохранения, как по авторам, так и по странам экономическим особенностям моделей и т.д.

С точки зрения социально - политического устройства государства исследователи выделяют следующую, наиболее полную классификацию систем здравоохранения:

-классическую; -плюралистиче скую; -страховую; -национальную;

-социалистическую [2]. Некоторые российские ученые предлагают три основных типа систем здравоохранения:

-утилитарную; -коммунотарную; -либеральную [3].

Большинство авторов, в том числе

B.З. Кучеренко, К.Д. Данишевский [4] выделяют следующие модели здравоохранения:

-универсальная (модель Бевериджа); -социального страхования (модель Бисмарка); -южная модель (Испания, Португалия,

Греция);

-социал-демократическая (Скандинавская

модель);

-консервативная корпоративная (Япония); -латиноамериканская;

-система здравоохранения индустриальных государств восточной Азии;

-система здравоохранения стран с переходной экономикой.

Экспертами Всемирной Организации Здравоохранения предложена классификация, в соответствии которой выделяют 3 типа систем здравоохранения:

1. Система Бевериджа, государственная;

2. Система Бисмарка, основанная на всеобъемлющем страховании здоровья;

3. Рыночная система здравоохранения (частная, либеральная).

В настоящее время ни одна система в чистом виде не укладывается ни в одну из этих моделей. Реформы проводятся во всех странах они заимствуют друг у друга идеи или отдельные элементы. Глобализация экономик стран мира повлияли и на развитие систем здравоохранения.

Система Бевериджа

Система Бевериджа появилась в Англии в 1911 году, ее быстро поддержала почти треть населения. Система, введенная премьер - министром Великобритании Дэвидом Ллойд - Джорджем, имела отличительную особенность, сохранившуюся до настоящего времени. Оплата работы врачей зависела от количества зарегистрированных пациентов, которых он обслуживал. Основной принцип оплаты

- деньги следуют за пациентом - оставлял им право свободного выбора врача, а сумма гонорара зависит от числа пациентов, их пола, возраста и социального статуса. Подушевая оплата включает и средства для стационарного лечения, что утверждает необоснованную госпитализацию в случаях, когда лечение в домашних условиях эффективнее и дешевле. Английская система стимулирует врача общей практики своевременно проводить профилактическую работу, это дешевле, чем бороться с последствиями развившейся болезни. В 1948 году правительство лейбористов утвердило реконструированную Бевериджем систему, основанную на всеобщем бесплатном здравоохранении. Расчет Бевериджа на то, что бесплатная государственная медицина позволит лучше лечить пациентов и приведет к снижению расходов на здравоохранение, оказался утопическим. Расходы, наоборот, увеличились в несколько раз. Требования пациентов к здравоохранению возросли, как только стало очевидным, что за лечение больше не нужно платить. Говоря о британском здравоохранении, нельзя не упомянуть о ее основных реформаторах

- «железной леди» Маргарет Тетчер и премьера Тони Блэра. Маргарет Тетчер провозгласила новую концепцию развития национальной службы и разрешила объединяться на добровольной основе нескольким врачам общей практики в фондодержателей. Большая группа врачей получала годовой бюджет, включающий средства на лечение и профилактику заболеваний, требующих дорогостоящего стационарного лечения и услуг узких специалистов. Теперь единичный случай тяжелого заболевания не мог разорить группу фондодержателей, так как их общий бюджет снижал риск банкротства. Такой принцип фондодержательства позволяет Англии расходовать в 1,5 - 2 раза меньше средств при сопоставимом качестве медицинского обслуживания по сравнению с другими развитыми странами. Тони Блэр, убедившись в эффективности фондодержательства, ввел обязательным объединение врачей в крупные группы фондодержателей [5,6].

Система Бисмарка

Система Бисмарка созданная канцлером Отто фон Бисмарком в 1883 году. Она до сих пор служит

основой в здравоохранении Германии и многих стран мира. Система социального страхования в Германии насчитывает более чем 100-летнюю историю развития. Особенностью системы обязательного медицинского страхования Германии является то, что качество медицинских услуг не зависит от объема взносов каждого человека. Обеспеченные люди несут расходы за малоимущих, а здоровые - за больных. Это дает возможность создавать социальную защищенность, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой вынуждая больных нести все бремя расходов из собственного кармана. Таким образом, в основе ОМС лежит распределительный принцип финансирования [7,8]. В настоящее время услугами медицинского страхования охвачено более 90% населения. Объем медицинских услуг обязательного медицинского страхования достаточно широк и включает в себя: а) амбулаторно

и стационарное лечение, при этом пациент имеет право свободного выбора врача; б) выплата денежного пособия в связи с потерей заработка вследствие болезни; в) медицинская помощь матерям, которая распространяется застрахованным и не застрахованным замужним женщинам и др. Принцип финансовой самостоятельности, лежащий в основе организации медицинского страхования в Германии дает больничным кассам полное право на принятие решений по всем финансовым вопросам.

Финансирование ОМС производится:

а) за счет взносов, поровну уплачиваемых работодателями и работающими по найму;

б) за счет средств пенсионного фонда;

в) за счет средств федерального ведомства по труду, которые они оплачивают за безработных;

г) в незначительном объеме финансирование производится так же за счет государственных дотаций. Важным источником финансирование системы обязательного медицинского страхования в Германии является, например, частичная оплата медикаментов. Стоматологических услуг [9,10]. Модель обязательного медицинского страхования в Германии стабильно функционирует и постоянно развивается, поэтому изучение данного опыта представляет практический интерес.

Рыночная система здравоохранения, страховая медицина в США значительно отличается от западноевропейской. Конституция США не предусматривает государственного обеспечения медицинской помощью всех граждан, кроме социально незащищенных слоев населения. Не существует в США и единой национальной системы медицинского страхования, в то же время на здравоохранение расходуется в 1,5-2 раза больше, чем в западноевропейских странах. Государственную страховку имеют 27% населения, из них 13% страхует «Медикэр» (для медицинской помощи пожилым людям после 65 лет), 10% - «Медикейд» (для помощи безработным, неимущим и инвалидам) и 4% ветеранов

армии. Большинство американцев пользуются услугами частных страховых компаний и выбирают одну из схем страхования: схему возмещения, известную под названием «плата за услугу», или схему регулируемого предоставления медицинских услуг. При первой схеме страховая компания возмещает 80% расходов, 20% платит держатель страховки. Вторая схема построена по принципу профилактической философии, подчеркивая важность поддержания здоровья в хорошем состоянии. При второй схеме, в отличие от первой, возмещаются расходы, связанные с профосмотрами, иммунизацией, лечением, направленные на лечение алкоголизма и наркомании. Вторая схема начинает доминировать над первой, тем более, что величина соплатежа меньше (10 долларов). Введение соплатежей стало стандартом в США, поскольку считается, что до тех пор, пока пациенты не начнут платить хотя бы какие-то деньги за услуги, которые они получают, они мало ценят эти службы [11-14].

Казахстан

Глава государства Н.А. Назарбаев неоднократно в своих выступлениях подчеркивал важность установления солидарной ответственности в вопросах охраны здоровья и приводил данные Всемирной организации здравоохранения о влиянии образа жизни на здоровье человека, доля которого составляет 50%, в то время как здравоохранение имеет влияние всего 10%.

В сентябре 2014 года на открытии ^сессии Парламента Республики Казахстан V созыва Глава государства дал поручения по внедрению системы обязательного социального медицинского страхования, а в 80 шаге программного документа страны «100 конкретных шагов для реализации 5 институциональных реформ» четко определил необходимость внедрения обязательного медицинского страхования, что должно дать новый импульс для дальнейшего развития здравоохранения.

Была создана Межведомственная рабочая группа с привлечением специалистов Всемирного Банка, которой был проведен анализ отечественной системы здравоохранения и развитых стран мира, в качестве базовых ориентиров были взяты показатели стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).

Текущая ситуация показала, что Республика Казахстан инвестирует в здравоохранение существенно меньше, чем развитые страны мира.

В странах ОЭСР наблюдается стабильная тенденция роста расходов на здравоохранение, где средний показатель составляет 9,4% от ВВП.

В Казахстане расходы на здравоохранение снизились с 4,2% в 2000 году, до 3,6% в 2013 году. При этом максимальный объем финансирования здравоохранения 4,5% от ВВП приходился на 2009 год.

Доля государственных расходов на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) от общих государственных

расходов в Республике Казахстан составляет 1,8% от ВВП, среднее по ОЭСР - 6,7% от ВВП.

При одинаковом объеме обязательств, уровень финансирования услуг первичной медико-санитарной помощи в Казахстане составляет 95 долларов США на 1 жителя и 558 долларов США в среднем по странам ОЭСР.

При этом, в республике существует выраженная импорт зависимость лекарственных средств и медицинского оборудования, что вынуждает покупать их практически по тем же ценам что и страны ОЭСР.

Сохраняется неконкурентоспособность

уровня оплаты труда медицинских работников (0,9 к среднемесячному заработку по стране), по сравнению со странами-членами ОЭСР (в 2-3 раза выше среднемесячного заработка), дефицит врачей общей практики (23%), слабая обеспеченность лекарственными средствами (в Казахстане - 44,4 доллара США на 1 жителя, в странах-членов ОЭСР

- 300,9 долларов США соответственно), низкая доступность услуг медицинской реабилитации, паллиативной помощи.

Остается не реализованным принцип солидарной ответственности государства,

работодателей и граждан за свое здоровье. При этом, ожидания населения и цели Республики Казахстан устанавливаются уже на уровне развитых стран ОЭСР. Однако, Казахстан, инвестируя на цели здравоохранения гораздо меньше средств, добился значительного прогресса, благодаря масштабному реформированию системы здравоохранения начатого с 2005 года.

Ежедневно, более 300 тысяч человек посещает поликлиники, более 6 000 получают стационарное лечение, каждый день на свет появляются более 1 000 новорожденных и проводятся около 2 000 операций, 18 тысяч граждан пользуются услугами скорой помощи.

В 2010 году внедрены принципы Единой национальной системы здравоохранения, создан Единый плательщик услуг ГОБМП, сформирована конкурентная среда, внедрены новые формы управления и финансирования, ориентированные на развитие автономности медицинских организаций, усовершенствована тарифная политика, создана устойчивая национальная система аккредитации, получившая признание со стороны ISQua (Международного общества по качеству), внедрена дифференцированная оплата труда медицинских работников (средний заработок увеличился в 2,4 раза), изменилось поведение пациентов уже ориентированного на качество.

Все это способствовало ежегодному приросту ожидаемой продолжительности жизни на 0,57 лет (ЕС

- 0,24 года), ежегодному темпу снижения материнской смертности на 3,4 на 100 тысяч родившихся живыми (ЕС - 0,8), ежегодному темпу снижения младенческой смертности на 1,11 на 1000 родившихся живыми (ЕС -0,33).

Подобный прогресс демонстрирует не только эффективность инвестиций, но и указывает на возможное исчерпание резервов дальнейшего развития. Тем более, Казахстан стоит перед глобальными тенденциями.

Старение населения стало важнейшей социально-демографической проблемой всех развитых странах. С одной стороны, это приводит к росту спроса на медицинские услуги, с другой к увеличению демографической нагрузки на работающих (68,4 лет в 2010 году и 71год в 2015 году).

Наибольшее потребление специализированной медицинской помощи происходит в возрасте до 5 лет, 20-35 лет (за счет женщин репродуктивного возраста) и у лиц старше 65 лет. Однако, чем выше ожидаемая продолжительность жизни (далее - ОПЖ), тем выше потребление в возрасте старше 65 лет. Сегодня в республике 8% населения старше 65 лет уже потребляет 17% стационарных услуг, с ростом ОПЖ будут потреблять до 32%.

Рост численности населения республики с 17,3 миллионов в 2015 году до практически 22 миллионов в 2030 году и переход на международные стандарты обеспеченности врачами (с 1 врача на 2200 прикрепленного населения, на 1 врача на 1500 прикрепленного населения) приведут к росту количества врачей по всем основным видам и формам медицинской помощи.

Изменение структуры населения приведет к изменению и структуры заболеваемости. На первый план выйдут хронические заболевания, которые требуют других подходов к организации лечения и профилактики, чем инфекционные заболевания (каждый человек будет доживать до собственного рака).

Законом «Об обязательном социальном медицинском страховании» создан Фонд социального медицинского страхования Республики Казахстан (далее - Фонд) в виде некоммерческой организации, в форме акционерного общества со 100% долей акций у государства. Национальный банк управляет активами Фонда. Фонд подотчетен обществу, Парламенту и Правительству Республики Казахстан [15].

В мировой практике все системы здравоохранения имеют смешанную структуру финансирования. Проанализированы 54 страны, гарантирующие охват всего населения медицинской помощью.

Следует отметить, что во всех моделях государственный бюджет является одним из существенных источников финансирования здравоохранения (в США удельный вес

государственных расходов в 2011 году - 46%, а в Сингапуре - 31%).

Международный опыт показывает, что наиболее эффективными и финансово устойчивыми являются модели СМС, в которых действует принцип социальной солидарности (сборы по возможностям,

а доступ одинаковый), закреплена ответственность государства, работодателя, гражданина, общий объем финансирования здравоохранения составляет не менее 6% к ВВП (нижний уровень ОЭСР), имеется высокий уровень саморегуляции, регулирование цен на медицинские услуги производится на уровне заключения договоров (контрактирование), действует принцип контрцикличности (уровень финансирования привязан к экономическому показателю), доминирует единый стратегический закупщик.

С учетом изложенного, разработана модель СМС, основанная на партнерстве государства, работодателей и граждан с уровнем финансирования отвечающего потребностям населения и наличием стратегического закупщика.

Система СМС будет состоять из участников обязательного социального медицинского страхования, совокупности норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками.

Участниками системы обязательного социального медицинского страхования будут являться: плательщики - государство, работодатели и работающие граждане, Фонд социального медицинского страхования (стратегический закупщик), получатели ГОБМП, поставщики медицинских услуг, поставщики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, уполномоченные организации и органы.

СМС будет всеобщим и обязательным для граждан Республики Казахстан и оралманов, иностранных граждан и лиц, без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и иностранных граждан, и лиц, без гражданства осуществляющих на территории Республики Казахстан деятельность, приносящую доход.

Отчисления на социальное медицинское страхование будут осуществлять государство, работодатели, работники, а также самостоятельно занятые лица, не являющееся работодателями и не имеющие работников (далее - самозанятые лица).

Использование средств ОМС будет исключительно для предоставления ГОБМП, при этом, приоритетность будет отдана первичной медико-санитарной помощи и обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.

Государство будет обеспечивать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансирование медицинской помощи детям в возрасте до 18 лет, беременным женщины, а также женщинам находящимся в отпусках в связи с рождением ребенка и воспитывающие ребенка до достижения им возраста трех лет, многодетным матерям, награжденные подвесками «Алтын алвд», «Кушс алвд», пенсионерам, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам, лицам, обучающимся в интернатных организациях, по очной форме обучения в организациях

технического и профессионального, после среднего, высшего и послевузовского образования и лицам, зарегистрированным в качестве безработных.

Таким образом, внедрение СМС в Республике Казахстан позволит получить результаты для государства в виде финансово - устойчивой системы здравоохранения, впервые будет введена социальная ответственность гражданина за свое здоровье.

Гражданам будет обеспечена доступность к качественной медицинской помощи, снизится уровень неформальных платежей.

Поставщики услуг приобретут стимул к внедрению новых корпоративных методов управления, новых медицинских технологий, получат стабильность финансирования и конкурентоспособную заработную плату.

Формирование единой солидарной системы обязательного медицинского страхования обеспечит гарантии граждан на получение бесплатной медицинской помощи со стороны государства, что будет являться вкладом в человеческий капитал, как главного фактора формирования и развития инновационной экономики страны.

Однако нужно отметить, что, вобрав в себя принципы наиболее распространенных и удачных моделей здравоохранения различных стран, модель Казахстана имеет ряд специфических особенностей характерных только для данной модели.

Классический принцип страхования подразумевает договорные отношения между страховщиком, страхователем и застрахованным для возмещения затрат в случае возникновения страхового случая. В этом вопросе страны мира выбирают или государственную систему с единым фондом (монопсоническая модель) или рыночную модель с множеством страховых организаций (полипсоническая модель).

И первая и вторая модели имеют целый ряд существенных недостатков и преимуществ. Казахстан выбрала монопсоническую модель, отказавшись от договорных отношений, страховых полисов, как основного документа застрахованного и многих других признаков обязательного медицинского страхования.

Главным страхователем в системе выступает государство, покрывающее расходы более 10 млн. населения. Работодатели, работающее население и самозанятые обязаны делать отчисления самостоятельно из своих доходов, при этом их размеры минимальны по сравнению с другими странами.

Таким образом, основным источником финансирования здравоохранения остаются бюджетные средства, как в модели Бевериджа, социальная ориентированность платежей, как в модели Бисмарка и рыночные принципы распределения ресурсов, создающая условия для развития конкуренции.

Выводы

Учитывая вышеизложенное, можно отметить,

что модели здравоохранения строились в зависимости от экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, традиционно сложившихся в каждой стране. Суть солидарной идеологии в здравоохранении заключается в обеспечении равного доступа населения к определенному набору наиболее важных медицинских услуг. Социально необеспеченные люди освобождаются от платежей, но имеют доступ к получению медицинской помощи.

Таким образом, выполняется принцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного. Однако этические нормы

Литература

1. Banin AS. Sovershenstvovanie upravlenie sistemoj zdravoohranenie regiona na osnove klasternogo podhoda (Improving the management of the health care system in the region based on the cluster approach) [in Russian]. Avtoreferat diss. Tomsk; 2008:25.

2. Shhepin VO, Tishhuk EA. Opyt zarubezhnogo zdravoohranenija: uroki i vyvody (Experience of foreign healthcare: lessons and conclusions) [in Russian]. Problemy social'noj gigieny zdravoohranenija i istorii mediciny. 2005; 95:43-50.

3. Togunov IA. Tipologija sistem zdravoohranenija i organizacionno pravovoe pole medicinskih uslug (Typology of health systems and the organizational and legal framework of health services) [in Russian]. Problemy gorodskogo zdravoohranenija: Sbornik, vypusk 5. SPb.: izd. ShIH Sp6GU. 2000:44-47.

4. Kucherenko VZ, Danishevskij KD. Naibolee izvestnye sistemy zdravoohranenija razvityh stran (The most well-known health systems of developed countries) [in Russian]. Jekonomika zdravoohranenija. 2000:7(46): 5-12.

5. Kudrjavceva AA, Plam RG, Chernova GV. Strahovanie zdorovja (opyt Velikobritanii) (Health insurance (UK experience)) [in Russian]. M.: «Ankil». 2003:126 р.

6. Korjakova O. Velikobritanija moderniziruet zdravoohranenie [Jelektronnyj resurs] (UK modernizes health care [Electronic resource]) [in Russian]. Rezhim dostupa: llhttpllwww. rosmedstrach.ru

7. Antropov VV. Zdravoohranenie v Germanii: iscelenie dlja vseh (Health in Germany: healing for all.) [in Russian]. Sovremennaja Evropa. 2006;3: 124-135.

8. Bova FS. Model' medicinskogo strahovanija FRG kak al'ternativnyj variant razvitie otechestvennoj strahovoj mediciny (The model of medical insurance of Germany as an alternative option development of domestic insurance medicine.) [in Russian]. Terra

нередко конфликтуют с экономическими принципами, поэтому медицина в этом случае рассматривается, как любой другой товар. Больше имеешь средств, соответственно, больше и лучшего качества можешь получить медицинских услуг. Эта идеология хорошо вписывается в рыночную систему здравоохранения.

Казахстан выбрал свой путь развития здравоохранения, который состоит из элементов различных моделей здравоохранения, вместе с тем существенно отличающийся от классических моделей медицинского страхования.

Ecjnjmbrc. 2011; 4(2): 66-70.

9. Sistemy zdravoohranenija v Evrope. Analiz sovremennyh strategij (Health systems in Europe. Analysis of modern strategies.) [in Russian]. Evropejskoe regional'noe bjuro VOZJ «GEOTAR Medicina», M. 2000:431 p.

10. Lavrova JuA. Objazatel'noe medicinskoe strahovanie opyt FRG (Compulsory medical insurance experience of Germany) [in Russian]. Finansy. 2003; 8:47-49.

11. Shvedova NA. Tendencii XXI veka: zdravoohranenie SShA kak faktor social'no-politicheskoj stabil'nosti (Trends in the 21st Century: US Health as a Factor of Socio-Political Stability) [in Russian]. SShA-Kanada: jekonomika, politika, kul'tura. 2000; 3:23-29.

12. Pilipcevich NN. Zarubezhnyj opyt realizacii razlichnyh modelej finansirovanija zdravoohranenija (Foreign experience in implementing various models of health financing) [in Russian]. Voprosy organizacii i informatizacii zdravoohranenija. 2006; 1:4770.

13. Roik VD. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt organizacii i sovershenstvovanija nacional'nyh sistem social'nogo strahovanija (Foreign and domestic experience in organizing and improving national social insurance systems) [in Russian]. Analiticheskij vestnik Soveta Federacii RF. 2006; 13:5-7.

14. Kucherenko VZ., Sokolov AG., Martynchik SA. Osnovnye napravlenija modernizacii rynka medicinskogo strahovanija (The main directions of modernization of the medical insurance market) [in Russian]. Jekonomika zdravoohranenija. 2008; 22: 5-10.

15. KurmangalievaA.D., TokezhanovB.T., NadyrovK.T., Tanirbergenov S.T., Shajhybekova G.T., Ermekbaev K.K. Proekt Zakona Respubliki Kazahstan «Ob objazatel'nom social'nom medicinskom strahovanii» (Draft Law of the Republic of Kazakhstan "On Compulsory Social Health Insurance") [in Russian]. Menedzher zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. 2015; 4(17): 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.