Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития социального партнерства'

Зарубежный опыт развития социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1491
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕМЕЦКАЯ БУРЖУАЗИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / PUBLIC ENTERPRISES / GERMANY BOURGEOISIE / SOCIAL EQUITY / INDUSTRIAL DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осипов Егор Михайлович

В статье анализируется зарубежный опыт создания народных предприятий и развития социального партнерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF SOCIAL PARTNERSHIP DEVELOPMENT

The article analyses the foreign experience of public enterprises creation and social partnership development

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития социального партнерства»

кто, дает средние оценки значимости и удовлетворенности деятельностью региональных бизнес-ассоциаций и не уверены в важности участия в их деятельности для профессионализации предпринимательской деятельности. Это аморфная группа, которая в зависимости от вектора изменений регионального делового климата будет частично перетекать либо в группу «активистов-общественников», либо в группу «скептиков-индивидуалистов».

Список литературы

Дахин, А.В. Социальная инициатива в стратифицированном социокультурном пространстве современной России: Искание пути от идеи до действия // Диалог мировоззрений: поиск стратегии в пространстве инициатив и движений. - Н. Новгород, 2008.

Радаев, В.В. Экономическая социология. - М., 2000.

© Орлова Л.В., 2010 Осипов Е.М.

зарубежный опыт развития социального партнерства

ОСИПОВ Егор Михайлович - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected])

Аннотация: В статье анализируется зарубежный опыт создания народных предприятий и развития социального партнерства. Ключевые слова: социальное партнерство, народное предприятие, немецкая буржуазия, социальная справедливость, производственная демократия.

Стремясь предотвратить рост социального недовольства и обострение классовой борьбы в сфере распределения и перераспределения национального дохода, немецкая буржуазия сегодня пытается насаждать в рабочем классе дух предпринимательства, мелкобуржуазные иллюзии. Как и в 50-60-е гг. XX в., она вновь обращается к испытанным средствам маскировки сущности процесса концентрации капитала, пропагандируя «совла-

дение собственностью» посредством введения различных систем «диффузии капитала». По данным журнала «Шпигель», 60 акционерных обществ ФРГ, среди них такие крупнейшие монополии, как Сименс, Хехст, Дойче Банк и др., издают так называемые акции персонала, представляя работникам этих фирм «доли участия» в их капитале.

Сторонники этой политики стремятся привлечь широкие слои трудящихся масс на сторону государственно-монополистического капитализма, т. е. раздувают иллюзии, будто «накопление имущества» у лиц наемного труда ведет к социальному выравниванию, будто «совладение» средствами производства делает излишней борьбу за право трудящихся на участие в управлении производством и экономикой1. Такой подход выбран отнюдь не случайно. «Накопление имущества работниками» должно позволить как заявлял член правительства и теоретик СП Вернер Майхофер, «оттеснить на задний план борьбу за распределение национального дохода» и создать нового «экономического гражданина», который сегодня в своей личности воплощает и соединяет противоположные и чреватые классовой борьбой интересы труда и капитала2.

Союзы предпринимателей и поддерживающие капитализм политические партии придают большое значение такого рода методам, которые особо важны для усиления «интеграции» рабочего класса в существующую систему. В документах ГКП дается следующая оценка политики «накопления имущества»: «В системе поддерживания империалистического господства в ФРГ в настоящее время выступает на первый план стремление привязать рабочий класс к государственно-монополистическому капитализму, с помощью обещания реформ и частичных уступок, с помощью так называемого «социального партнерства». Именно это стоит за «... демагогией о «накоплении имущества» у работников намного труда»3.

Монополистический капитал разработал несколько вариантов «накопления имущества». Их можно подразделить на четыре группы:

• распределение «народных акций»;

• выпуск ценных бумаг с твердым процентом;

• соглашение об инвестиционной заработной плате на основе «коллективных договоров»;

• поощрение добровольного накопления посредством премий.

Сущность политики «накопления имущества» трудящимися массами

можно оценить, с нашей точки зрения, следующим образом. Во-первых, для наемного работника не может быть подлинного накопления имуще-

1 Utz A. Die Sozialpartnerschaft in Wirtschart, Gesellschaft und Staat. - Stuttgart. 1978.

2 Der Spiegel. - 1974. - № 11.

3 Einheit. - 1975. - № 1. - S. 126.

ства, пока средства производства и основные виды имущества составляют капиталистическую собственность.

Во-вторых, «накопление имущества» способствует развращению классового сознания работников. Оно направлено на то, чтобы прочно привязать работников к капиталистическому предприятию и путем внедрения в их сознание «чувства собственности» превратить их в активных защитников капиталистической системы.

В-третьих, «накопление имущества» рассматривается буржуазией как инструмент для уменьшения влияния социализма, в рамках которого окончательно решена проблема частного присвоения и накопительства.

Сочетание всех форм и методов «приобщения пролетариата к собственности» создает в целом весьма значительную систему маскировки растущего экономического бесправия трудящихся масс. Посредством мер «совладения собственностью» монополистическая буржуазия рассчитывает привить пролетариату представление о его новом, якобы «хозяйском положении» и «^предпринимательских функциях», о слиянии его материальных интересов с интересами подлинных хозяев предприятий.

С этой целью буржуазия организовала продажу «народных акций» трудящимся по льготным ценам с так называемой социальной скидкой на рассрочку. Подобное распространение «народных акций», как отмечали буржуазные идеологи, должно способствовать разрешению противоречий, возникающих между трудом и капиталом. Факт присвоения «народным акционером» части им же созданной прибыли выдавался буржуазией и выдается до настоящего времени за «рассеивание капиталистической собственности», которое якобы коренным образом улучшает и изменяет социально-классовую структуру западногерманского общества. На самом же деле подобные мероприятия с «народными акциями» не дают права собственности на средства производства и, в свою очередь, не разрешают антагонистических противоречий в условиях буржуазного общества, которые присущи только ему.

Чего стоят в этих условиях рассуждения апологетов капитализма о «росте благосостояния» рабочего класса? Еще более убедительным является относительное ухудшение положения рабочего класса, в полной мере раскрывается фальшь буржуазных концепций об «общности интересов» труда и капитала. Как видим, с развитием капитализма происходит все большее обнищание рабочего класса. Это еще раз подтверждает вывод, сделанный Лениным, что происходит «относительное обнищание рабочих, т. е. уменьшение их доли в общественном доходе. Сравнительная доля рабочих в быстро богатеющем капиталистическом обществе становится все меньше, ибо все быстрее богатеют миллионеры»1.

1 Ленин, В.И. Полн. собр. соч. - Т. 22. - С. 222.

Статистический анализ показывает, что собственность в рамках пресловутой доктрины «социального партнерства» распределяется неравномерно между «социальными партнерами». Так, лишь 9,2% «самостоятельных хозяев» имели доход менее 2000 марок на семью в месяц, а почти половина - более 4000 марок, в то время как среди рабочих к первой из указанных категорий относилось 56,6% семей, а ко второй - 7,3%. Западногерманский журнал «Штерн» вынужден признать, что в стране «миллион живут в нищете». Все это делает отношения между «социальными партнерами» более острыми и они не могут не вылиться в открытые массовые выступления всех трудящихся за свои социальные, экономические и политические права.

Самая крупная и нерешенная до сих пор социально-экономическая проблема объединенной Германии - высокая и устойчивая безработица. Правда, она отнюдь не явилась только следствием объединения, во всяком случае, в западной части страны: более чем двухмиллионная армия безработных стала постоянной в ФРГ с середины 80-х гг. В 90-е гг. она ежегодно росла на 200-300 тыс., и к ней добавлялось более миллиона безработных в новых федеральных землях. Если в начале 90-х гг. полагали, что высокая безработица на востоке - это кратковременное явление переходного периода, то теперь становится ясно, что вместе с социально-экономической моделью ФРГ в новые федеральные земли занесена и хроническая структурная безработица.

Отсутствие заметных улучшений вплоть до 1998 г. можно объяснить устойчивым нежеланием предпринимателей инвестировать в новые мощности. Кроме того, ярко проявилась негибкость германского рынка труда. Проверенная десятилетиями система тарифной автономии стала давать сбои и действовать против роста занятости. Несмотря на сдержанную тарифную политику в 1997-1999 гг., предприниматели не уверены, смогут ли их партнеры по тарифным переговорам выдерживать курс на ограничение зарплаты (а значит, и на расширение занятости) достаточно длительное время.

Разумеется, работники радуются и росту зарплаты, и дополнительным выплатам. Но рабочие места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки. Ясно, что предприниматели содержать их не собираются. Ликвидация рабочих мест или нежелание создавать новые в первую очередь обусловлены их неконкурентоспособностью, а последняя стала прямым следствием разбухших социальных благ, размер которых не увязывался с производительностью труда.

Следует иметь в виду и предстоящие демографические изменения -уменьшение количества активных работников и рост числа пенсионеров. В настоящее время в Германии на одного пенсионера приходится 2,25 работника, а расчеты показывают, что к 2040 г., на одного пенсионера при-

дется уже всего 1,4 работника. Последствия этого для социальной сферы ясны.

Таким образом, объединение Германии, ухудшение конкурентоспособности немецкой экономики и демографические тенденции настоятельно требуют пересмотра основ так называемого социального рыночного хозяйства. Не только политические партии, но и профсоюзы и предприниматели все лучше осознают, что необходимо повысить гибкость и уровень участия трудящихся в управлении производством. Если этого добиться не удастся, перед страной откроются довольно мрачные перспективы.

Формирование социального партнерства на уровне предприятий можно проследить на американском опыте, зарождение которого можно, по-видимому, отнести к 1974 г., когда был принят закон, относящий «Программу наделения акциями собственников» (в английской транскрипции ЭСОП) к категории программ правомочных льгот и пособий работникам. Этот закон позволял высвободить из-под налогообложения до 50% валовой прибыли, направляемой на покупку акций работниками. Речь идет о тех работниках, которые в рамках про граммы ЭСОП смогли перейти к форме коллективного владения акционерным капиталом нанявшей их фирмы. С тех пор сектор рабочей собственности в американской экономике получил бурное развитие. Сегодня более чем 10 тыс. предприятий США частично или полностью принадлежат 11 млн работников, занятых на этих пред-приятиях1.

Изучение специалистами опыта создания за рубежом так называемых народных предприятий позволяет сделать некоторые выводы, имеющие отношение к развитию социального партнерства на производственном уровне. Во-первых, из трех форм собственности: частной, с наемным трудом; кооперативной, когда все основные средства производства предприятия принадлежат трудовому коллективу; и так называемой формы собственности с долей работников в капитале, последняя по всем основным показателям превосходит первые две. Именно эта причина в последнее десятилетие вынуждает мир капитала осуществлять социальную революцию в производственных отношениях мирным путем на принципах социального партнерства.

Партнерские отношения в рамках программы ЭСОП в первую очередь предполагают право работников распоряжаться результатами своего труда, т. е. никто не имеет права изъять их у него без его согласия. Отсюда следует, что в системе социального партнерства на государственном (макроуровне), как и на микроуровне, должна быть предусмотрена эффективная система защиты этого права.

1 См.: США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 1. - С. 38.

Формально функция защиты прав работников предприятий при акционировании с долевой собственностью работников возлагается на орган представительной власти в пределах уставных полномочий предприятия -власти законодательной в лице Совета директоров, избираемого общим собранием трудового коллектива (акционеров). Его прерогативой являются основные, контрольные функции и стратегическое планирование деятельности предприятия. Привлечение работников к управлению обычно ограничивается уровнем низовых структур, переведенных на хозрасчетные отношения и экономическую самостоятельность, и расширением возможностей для творчества и инициативы. Вне зависимости от общего направления на партнерство и демократизацию производства традиционной по-прежнему остается профсоюзная форма защиты прав работников через коллективный договор. При этом эффективный механизм защиты интересов трудового коллектива в части формирования федерального и муниципального налогообложения отсутствует, т. е. коллектив не в состоянии каким-то образом защитить произведенный прибавочный продукт со стороны «непроизводительной» сферы общества.

Любопытно отметить, что расцвет «производственной демократии» и социального партнерства в Западной Европе в послевоенный период произошел не без влияния советской системы, во времена которой на предприятиях Союза ССР действовал, и не всегда лишь формально, ряд представительных органов трудящихся: фабрично-заводские комитеты профсоюза, советы трудового коллектива, постоянно действующие производственные совещания, местные отделения Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, общественные бюро кадров, товарищеские суды и др. В тот период советские идеологи очень гордились системой самоуправления трудовых коллективов у себя в стране и всячески поносили социал-реформизм и соглашательство профсоюзов на капиталистическом Западе. А что теперь? Упразднив большинство представительных органов трудящихся на предприятиях (а на государственном уровне их не было никогда, если не считать бывшего ВЦСПС), идеологи рыночной экономики уповают на механизм социального партнерства в форме РТК. Деятельность этой трехсторонней комиссии за прошедшие три года не принесла, однако, заметных успехов в стабилизации социальной обстановки в России. В ряде регионов сохраняется довольно напряженное положение и время от времени возникают забастовки, правда, пока еще главным образом предупредительные.

Сопоставляя результаты социального партнерства в России и в других странах мира, важно отметить, что наиболее успешно этот метод разрешения противоречий между трудом и капиталом применяется в тех государствах Запада, где благодаря продуманной социальной политике создан обширный «средний класс». Именно на почве материального достатка

большинства наемных работников возможно сотрудничество трудящихся и работодателей на компромиссной основе. В современной же России в результате непоследовательной политики правительства продолжаются негативные процессы дифференциации текущих доходов и стремительное расслоение населения на бедных и богатых в пропорциях, которые и не снились самым «отпетым» капиталистическим странам. В итоге в бывшем когда-то уравнительным обществе происходит небывалая для цивилизованного мира поляризация общественных групп, а средний класс не только не расширяется, но даже вымывается в той его части, которую можно считать существующей. Не контролируемый должным образом процесс приватизации и акционирования предприятий, а также рост организованной преступности в стране никак не способствуют расширению и углублению социального партнерства на здоровых началах рыночной конкуренции. Все более заметной становится несостоятельность нынешних властных структур в регулировании социально-трудовой сферы жизни нашего общества.

Мировой опыт показывает, что без четкой правительственной политики в распределении национального дохода и участия трудящихся в управлении производством нельзя надеяться на общественное согласие в масштабах страны и ее отдельных регионов. Тем не менее президентским указом в июле 1995 г. упразднен Совет по социальной политике, который был образован 19 мая 1994 г. Порой кажется, что главной заботой наших правительственных чиновников является отыскание своей личной ниши в период первоначального накопления капитала ценой престижа государственной власти. Иначе чем объяснить неспособность правительства справиться с проблемой неплатежей по заработной плате для одной пятой работников промышленности и с хроническим невыполнением законов и указов о регулярной индексации ставок, окладов и пенсий в соответствии с ростом инфляции и дороговизны жизни? Возникают и другие вопросы, на которые нет удовлетворительного ответа. В частности: можно ли всерьез надеяться на «социальное партнерство» с наемными работниками, потребительская корзина которых на грани нищеты?

К месту еще раз напомнить, что относительный успех социального партнерства в развитых странах Запада объясняется рядом факторов социально-экономического порядка. Во-первых, начиная еще с середины XX в. профсоюзы в Западной Европе, Северной Америке и Японии добились так называемого стандартного семейного бюджета, обеспечившего автомобилизацию населения, механизацию домашнего хозяйства, мобильность работников в городах и подъем фермерских хозяйств на селе. Вторым достижением профсоюзов и социал-демократических партий явилось принятие общенациональных систем социального обеспечения, включающих пенсии по возрасту, пособия по болезни, инвалидности, безработице, медицинское страхование и т. п. Третьим крупнейшим завоеванием массовых

профсоюзов на Западе является сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени работников, используемого для приобщения к благам образования, науки и культуры. Прав был К. Маркс, когда утверждал, что свободное время - это главное общественное богатство. Продвижения на пути к такому богатству, как и к другим названным выше достижениям, у наших властей и профсоюзных объединений пока нет и в ближайшей перспективе, судя по всему, не предвидится.

В итоге напрашивается грустный, но объективный вывод: традиционное корыстолюбие и забвение жизненных интересов народа со стороны правящей верхушки в царской России привели к падению монархического режима в октябре 1917 г., а некомпетентность и отрыв партгосноменклатуры от реалий жизни в бывшем СССР привели к его разрушению и во многом способствовали компрометации идей социализма в мире. Неспособность нынешней политической элиты совладать со своей тягой к комфортной жизни на фоне общего обнищания населения грозит дискредитацией идей «социально ориентированной рыночной экономики», по меньшей мере, в масштабах нашей страны.

Список литературы

Веселова, Е.Р. Локальное нормотворчество в организации // Трудовое право. - 2004. - № 9.

Данилова, О.В. Внутрикорпоративный механизм реализации политики социальной ответственности // Вестник Финансовой академии. - 2005. -№ 3.

Джинджолия, А.Ф. От социального партнерства к социально-корпоративным технологиям. - М., 2001.

Карпова, И.Н. Социальное государство в эпоху глобализации // Гражданин и право. - 2006. - № 11.

Карсетская, Е, Михайлов, И., Мошкович, М. Социальное партнерство // Экономико-правовой бюллетень. - 2006. - № 9.

© Осипов Е.М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.