Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2002. Вып. 3 (№ 21)
Современная политэкономия (Сяньдай Чжэнчжи Цзинцзисюэ)
/ Под ред. Чэнь Эньфу. Шанхай: Шанхай цайцзин дасюэ чубаныпэ, 2000. 509 с.
В 2000 г. в Шанхае в серии «Учебные материалы» вышла из печати книга «Современная политэкономия», подготовленная коллективом преподавателей Шанхайского финансово-экономического университета под руководством профессора Чэнь Эньфу. Она предназначена для студентов высших учебных заведений Китая, обучающихся по экономическим специальностям, и учащихся партийных школ.
Появление настоящего издания обусловлено самим ходом общественного развития и эволюцией экономической теоретической мысли в Китае в годы реформ. С началом экономических преобразований в Китае (после 1978 г.) была произведена коренная переоценка всего мирового экономического наследия, в том числе произошло переосмысление и марксистской политэкономии, ее места в мировой экономической мысли. При этом за ней был сохранен статус главного экономического учения, фундамента всех общественных наук, что в условиях Китая связано с необходимостью обеспечения политической стабильности в стране, устойчивости позиций Коммунистической партии Китая (КШС) и, следовательно, условий для успешного осуществления экономической модернизации. Это принципиально отличает Китай от большинства бывших социалистических стран, включая Россию, в одночасье отвергших марксизм и воспринявших рыночную идеологию.
Распад мировой социалистической системы, рыночные преобразования в самом Китае, сопровождавшиеся сокращением общественного сектора экономики и отказом от некоторых социалистических завоеваний, породили в стране горячие дискуссии о судьбе социализма, характере современного китайского общества, общем векторе и конечной цели развития. Поскольку классическое марксистское политэкономическое учение не могло дать ответа на эти вопросы, возникла проблема его развития, соединения с достижениями западной экономической теории и практикой китайских реформ.
Именно такую попытку и предприняли авторы настоящего издания, предварительно проведя работу по «очищению» классической марксистской политэкономии от происшедших в ней под воздействием политической конъюнктуры искажений. Главная задача авторов учебника состояла в объяснении с позиций марксизма и с учетом достижений мировой экономической мысли различий между капиталистической и социалистической рыночной экономикой, обосновании социалистического характера современного китайского общества.
Книга является новаторской как по структуре, так и по содержанию. К числу недостатков традиционного способа подачи материала авторы относят формационный подход с противопоставлением двух систем - социалистической и капиталистической и соответственно действующих в них законов, а также догматизм, отход от традиций марксистской экономической науки, бездоказательность ряда положений, конъюнктурность, манипулирование категориями западной экономической теории и многое другое.
Новизна предложенного авторами подхода к интерпретации марксистской политэкономии состоит в следующем.
1. Новая структура. Впервые вместо традиционных для Китая шести разделов политэкономии (посвященных капиталу, собственности на землю, наемному труду, государству, внешней торговле и мировому рынку) предложена пятичастная структура,
которая по-прежнему в значительной степени основывается на структуре «Капитала»
*
К. Маркса. Первая часть посвящена процессу прямого производства, вторая - процессу обращения, третья - процессу производства, взятому в целом, четвертая часть -государственной экономике, пятая часть - международной экономике.
2. Новый метод. Авторы отказались от использовавшегося прежде деления политэкономии на две части — политэкономию капитализма и социализма, от рассмотрения различных экономических законов и категорий отдельно для этих систем. В данной книге предлагается принцип изложения от общего к частному (анализ общих категорий - анализ особых категорий). В большинстве разделов пособия вначале дается общая характеристика той или иной экономической категории, затем рассматривается ее проявление в условиях капиталистического и социалистического общества. Например, в главе о заработной плате вначале повествуется о ее общей сущности, затем - о природе заработной платы при капитализме и социализме; в разделе, посвященном рыночной экономике, после описания ее общих черт и закономерностей подчеркиваются особенности капиталистической и социалистической рыночной экономики. При изложении материала авторы использовали не только методы марксистского анализа, т. е. методы исторического и диалектического материализма, но также неоинституциональный подход, метод «затраты—выпуск» и некоторые другие.
3. Новые взгляды. Часть разделов книги, посвященных природе заработной платы, распределению по факторам производства, классам и социальным группам, функциям государственной экономики, экономической глобализации и ряду других аспектов, в определенном смысле представляет собой оригинальное исследование. По целому ряду вопросов предложено теоретическое развитие идеи, например раздел «Способы производства прибавочной стоимости» дополнен характеристикой особенностей создания прибавочной стоимости в современных условиях, раздел «Всеобщий закон капиталистического накопления» - характеристикой особенностей этого процесса в Китае и т. д. Кроме того, предложен новый концептуальный подход к интерпретации таких явлений, как электронные деньги, дефляция, человеческий капитал, Интернет-экономика, типы экономического роста, законы рынка, экономические циклы, государственная экономическая безопасность.
4. Новые материалы. В данном издании получили отражение самые последние исследования по проблемам социализма и капитализма зарубежных и китайских ученых, а также труды западных экономистов.
Во введении излагаются основные принципы марксистской политэкономии, подчеркивается ее прогрессивный характер. Научную значимость и практическое значение марксистской политэкономии авторы видят в том, что она представляет собой руководящую идеологию пролетариата в проведении социально-экономической революции и теоретическую основу экономического строительства в Китае. То, что Дэн Сяопин назвал социализмом с китайской спецификой, - это результат объединения марксизма с китайской действительностью.
Авторы развеивают сложившееся заблуждение о различии между марксистской и западной экономической наукой (новой и классической), согласно которому первая сосредоточивает свое внимание только на производственных отношениях, а вторая - на размещении ограниченных общественных ресурсов. Различие между ними, полагают авторы, состоит не в этом, поскольку оба течения экономической мысли так или иначе
У К. Маркса - процесс производства капитала («Капитал». Т. 1).
**
У К. Маркса - процесс капиталистического производства, взятый в целом («Капитал». Т. 3).
затрагивают оба аспекта, а в различном подходе к проблеме размещения ресурсов. Марксистская экономическая наука выделяет не только плановые и рыночные, но также частные и общественные способы размещения ресурсов. Западная экономическая наука при изучении размещения ресурсов исходит из предпосылки о бесконфликтности капиталистических производственных отношений и в центр внимания помещает внешнее проявление отношений между человеком и вещью, или между людьми. Согласно К. Марксу, исходившему из позиций исторического материализма, способы размещения ресурсов находятся в состоянии постоянного изменения и развития, при различных экономических отношениях имеют специфическое социальное содержание и способ выражения. Западная же экономическая мысль не склонна связывать способ размещения ресурсов с характером общественного строя.
Наиболее интересный раздел книги посвящен характеристике капиталистической и социалистической систем, их эволюции и особенностям сосуществования в современный период. По мнению авторов, несмотря на распад социалистического блока, в мире по-прежнему существуют две различные по своей природе экономические системы -капиталистическая и социалистическая. Сохраняется и их противостояние,* которое в современных условиях не является абсолютным, поскольку обе системы постоянно взаимодействуют между собой и даже заимствуют друг у друга некоторые элементы. В качестве коренной черты капиталистического общества, отличающего его в принципе от прочих общественных формаций, авторы, вслед за К. Марксом, выделяют отношения между частным капиталом и наемным трудом. Социалистическая система является более прогрессивной, поскольку в ее основе лежит совместный труд. При наемном труде человек зависит от капитала, а в условиях совместного труда, основывающегося на совместной собственности индивидов на средства производства, работник является свободным человеком и собственником произведенных им товаров. Причем это положение выполняется в условиях не только плановой, но и рыночной социалистической экономики.
За всю историю своего существования капиталистическая система претерпела значительную эволюцию. Условия наемного труда и жизни населения в современных капиталистических странах заметно улучшились. Произошли большие изменения в механизме функционирования экономики, состоящие в расширении экономических функций и социальных обязательств государства, повышении роли государственного регулирования экономики, внедрении элементов плановости в народное хозяйство и т.д. Были открыты возможности для участия работников в управлении предприятием на основе владения акций. Все эти изменения сыграли важную роль в уменьшении экономических колебаний, смягчении социальных противоречий, обеспечении социальной стабильности, устойчивого экономического роста. Вместе с тем коренные противоречия капитализма, которые не могут быть преодолены в рамках этой системы, сохранились - это противоречие между общественным характером производства и частной собственностью на капитал, противоречие классовых интересов буржуазии и пролетариата, товарный фетишизм. Авторы признают, что на современном этапе капитализм обладает определенной жизненной силой и даже демонстрирует преимущество в конкуренции с социализмом, но считают, что, как и любое явление в мире, он не вечен. Развитие внутренних противоречий
*
Противостояние этих систем проявляется в разных областях, в частности в политике: в социалистических странах на современном этапе политическая власть находится в руках пролетариата; в капиталистических странах - в руках буржуазии или ее представителей. В экономическом отношении в социалистических странах существует система собственности с ведущей ролью общественной экономики, а также система распределения дохода, где главным является принцип распределения по труду; в капиталистических странах главными являются частная собственность и принцип распределении по капиталу.
капитализма непременно приведет к его перерождению в социалистическую систему.
Ссылаясь на то, что о характере новой формации, которая придет на смену капитализму, и этапах в ее развитии классики марксизма говорили только в общих чертах, авторы пособия проводят идею о многовариантности путей построения социализма и моделей социалистической экономики, различной продолжительности этапов в зависимости от конкретных условий той или иной страны. В Китае интерес к определению этапов в развитии социализма резко возрос в конце 1970-х годов. Среди китайских политэкономов до сих пор не существует единой точки зрения относительно критериев их выделения, продолжительности и количества, однако все они сходятся в том, что с 1949 г. Китай находится на начальной стадии социализма, которая продлится еще примерно до середины XXI в.
По мнению авторов, победа социализма в Китае (раньше, чем в индустриально развитых странах) не была преждевременной и ошибочной. Поспешной была лишь попытка построить «чистый социализм» (после 1949 г.) с его радикальными социалистическими преобразованиями, отменой института частной собственности, что в условиях отсталости производительных сил, наличия феодальных пережитков во всех сферах жизни общества обусловило нарушение закона соответствия производительных сил производственным отношениям. В этой связи то, что происходит в Китае после 1979 г., интерпретируется авторами как приведение в соответствие производительных сил, уровень развития которых по-прежнему остается невысоким, производственным отношениям.
Отличие современной социалистической экономической системы в Китае от той, о которой говорил Маркс, очевидное. Прежде всего у Маркса отсутствует понятие «рыночный социализм», тогда как сегодня в Китае проводится курс на создание «социалистической рыночной экономики», используются рыночные механизмы в распределении ресурсов, формируются рынки факторов производства. Если существуют рыночные отношения, значит, сохраняется и товарный фетишизм. Во-вторых, это многоукладный характер китайской экономики, выражающийся в сосуществовании социалистической общественной собственности и других видов собственности несоциалистического характера. В сегодняшнем Китае существует частная собственность, значит, присутствуют и отношения эксплуатации. Далее в системе распределения действует принцип распределения не только по труду, но и по другим факторам производства (в том числе по капиталу и земле). Использование в Китае на современном этапе различных способов распределения авторы объясняют тем, что на начальной стадии социализма вследствие низкого уровня развития производительных сил объективные условия для использования только принципа распределения по труду еще не сложились. Поскольку факторы производства принадлежат разным владельцам, их подключение к распределению является справедливым и позволяет повышать отдачу от использования факторов. Распределение по факторам производства практикуется в основном в необщественной экономике, но применение этого принципа, по убеждению авторов, целесообразно также и в общественном секторе для повышения заинтересованности и работников, и владельцев факторов.
*
Основными признаками социалистической системы, которые отмечали и К. Маркс, и В.И. Ленин, являются: 1) общественная собственность на средства производства; 2) плановая экономика; 3) распределение по труду. К. Маркс выделял два этапа в развитии коммунизма, но не говорил об их продолжительности. Впоследствии первый этап стал называться «социализмом», второй — «коммунизмом». Ленин говорил об этапах в развитии собственно социализма: этап «начальной стадии социализма», «полной победы социализма» и «развитого
социализма».
**
Например, участие работника в распределении прибыли на основе владения им акций.
При этом распределение по труду, существующее сегодня в Китае, является рыночным по своему характеру, так как общество еще находится на этапе товарной экономики и существует многообразие форм собственности. Особенность его состоит в том, что роль этого способа распределения ограничивается общественным сектором; субъектом распределения по труду является предприятие, а не общество; работники, занятые на разных предприятиях, выполняющие одинаковую работу и затрачивающие одинаковое количество трудового времени, получают различное вознаграждение в силу различий между этими предприятиями в эффективности производства.
Противоречит Марксу и то, что в социалистической рыночной экономике рабочая сила является товаром. По убеждению авторов, отрицать это - значит отрицать существование в сегодняшнем Китае товарной экономики. В социалистической рыночной системе работник имеет двойственный статус: с одной стороны, он выступает сособственником общественных средств производства, с другой - так как нельзя выделить долю общественного имущества каждого работника, он вынужден на основе трудового контракта вступать с предприятием в отношения трудового обмена и на определенный срок уступать ему право собственности на свой труд.
В соответствии с принципом исторического материализма переход от капитализма к социализму - это объективный закон развития человеческого общества, однако этот процесс - не обязательно последовательный, на этом пути возможны отклонения и повторы. Это значит, что следует допускать вероятность возврата от социализма к капитализму. Именно это произошло в случае стран Восточной Европы и России, отказавшихся от социализма из-за неэффективности экономической системы, которую он порождает. Пример Китая и других стран, своевременно проведших соответствующие структурные преобразования в рамках прежней системы, показывает, что такой вариант развития событий вовсе не является безальтернативным, что вопрос эффективности системы не обязательно связан с ее характером (социалистическим или капиталистическим).
Задача авторов заключалась не только в том, чтобы показать отличия социалистического общества в Китае от социализма в понимании К. Маркса, но также в объяснении различий социалистической рыночной экономики от капиталистической. Этой теме посвящен отдельный один из разделов рецензируемой работы.
По убеждению авторов, рыночная экономика не является обязательным атрибутом капиталистического общества — рыночная организация, рыночные механизмы могут сочетаться с различными социально-экономическими системами, и это сочетание определяет специфику рынка в зависимости от системы. Общий признак рыночной экономики (как социалистической, так и капиталистической) - распределение общественных ресурсов рынком. Основные отличия социалистической рыночной экономики («рыночного социализма») от капиталистической состоят в том, что главной формой собственности является общественная, а главным способом распределения -распределение по груду. Именно эти принципы и являются ключевыми при определении социалистического характера общества.
Поскольку существуют различия в характере системы, различна и роль некоторых экономических законов. Так, например, заработная плата при капитализме и социализме имеет различную природу. При капитализме она воплощает отношения эксплуатации работника капиталистом, представляет собой превращенную форму стоимости рабочей силы. При социализме зарплата есть форма распределения по труду, реализация принципа равного вознаграждения за равный труд. Точно так же прибыль в капиталистическом обществе - это превращенная форма прибавочной стоимости, возникающая на основе эксплуатации капиталом наемного труда и находящаяся в собственности капиталиста. В
социалистическом обществе прибыль представляет собой денежное выражение создаваемой прибавочным трудом работника стоимости, принадлежит работникам совместно, используется в расширенном общественном производстве, отражает не отношения эксплуатации, а интересы работника, предприятия и государства. Различна и роль закона стоимости: при капитализме его регулирующая роль является стихийной, осуществляется с запозданием, что обусловливает нерациональность в использовании ресурсов и значительные экономические колебания; в условиях социализма закон стоимости не является единственным способом регулирования спроса и предложения, так как социалистическая экономика находится под воздействием планового механизма и других экономических законов.
Авторы показывают, что переход на рыночные принципы хозяйствования вовсе не предполагает полного отказа от планирования народного хозяйства и устранения государства из сферы экономики. Изменяется лишь характер планирования (с директивного на индикативный), происходит трансформация роли государства в экономике и методов регулирования. Практиковавшаяся в Китае (до 1979 г.) и других социалистических странах централизованная модель управления народным хозяйством не подвергается тотальной критике. Признается, что такая модель играет положительную роль на этапе ликвидации бедности и отсталости, обеспечения политической стабильности, но со временем должна подвергаться модификации, иначе она начинает тормозить развитие производительных сил в стране, подавляет инициативу и самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности, приводит к неэффективному использованию национальных ресурсов.
Действие рыночного механизма благоприятствует более эффективному, чем в условиях традиционной плановой системы, размещению ресурсов в экономике, и это является главным достоинством рыночной экономики. Вместе с тем преимущества рыночного регулирования по сравнению с плановым проявляются только в коротком периоде и актуальны только для части общественных ресурсов. Рыночный механизм является несовершенным, роль рыночного регулирования в ряде отраслей экономики ограничена, стремление субъектов рыночной деятельности к частной выгоде приводит к отклонению от долгосрочных целей экономического развития. В современной рыночной экономике слабости и недостатки рыночного механизма восполняются государством, которое на основе перераспределения ресурсов в экономике обеспечивает общественные интересы на макроуровне. Отмечается, что усиление регулирующей функции государства в сфере экономики во второй половине XX в. было общей тенденцией в странах Запада.
В отличие от модели плановой экономики, в социалистической рыночной экономике (т.е. в сегодняшнем Китае) масштабы государственной собственности и вмешательства в экономику значительно меньше, основной акцент делается на использовании косвенных методов регулирования. Однако по сравнению с западными странами с рыночной экономикой роль государства в Китае намного важнее — государство не только осуществляет перераспределение ресурсов, но и вмешивается в сферу первичного распределения национального дохода в целях предотвращения чрезмерной поляризации общества и обеспечения социальной справедливости, выполняет некоторые дополнительные функции, в частности контролирует банковскую и финансовую системы и гарантирует социалистический характер экономики на основе поддержания определенной доли государственной и коллективной собственности.
В разделе, посвященном монополистическому капиталу, говорится, что на современном этапе капитализм находится на государственно-монополистической стадии развития. Отмечается, что появление государственно-монополистического капитала (ГМК) было связано с ростом государственного вмешательства в экономику. В социалистических странах, в том числе и в Китае, в свое время возникла разновидность ГМК —
административная государственно-монополистическая экономика (ГМЭ). В КНР с 1978 г. осуществляется переход от административной к рыночной государственно-монополистической экономике. На современном этапе базу социалистической ГМЭ представляют монопольные предприятия со 100%-ным государственным участием и с контрольным пакетом акций в руках государства, но появились также монополии, созданные негосударственными предприятиями, в том числе иностранными компаниями.
У государственно-монополистической экономики в условиях капитализма и социализма существуют как общие черты, так и коренные различия. В условиях капитализма ГМК обслуживает интересы небольшого числа монополистов и выражается в эксплуатации рабочих со стороны капиталистов. При социализме ГМК служит интересам широких трудящихся масс, целям социализма, а именно развитию общественных производительных сил, уничтожению эксплуатации, достижению всеобщего благосостояния. Масштаб ГМЭ в социалистическом обществе намного больше, чем в капиталистическом.
Вопреки широко распространенному на Западе мнению об исчезновении классов в результате объединения пролетариата и буржуазии авторы признают современное западное общество классовым, исходя из того, что использование в капиталистических странах частным капиталом наемного труда пока что является очевидным. Позитивные сдвиги в условиях найма в странах Запада в XX в. обусловили лишь внешнее изменение отношений между рабочим классом и буржуазией, коренная же сущность капиталистических производственных отношений осталась неизменной. Предприятия по-прежнему управляются крупными акционерами, несмотря на распространение практики владения работниками акциями своих предприятий. Доходы имущего класса возрастают значительно быстрее уровня оплаты наемных работников.
Одновременно принимаются во внимание происшедшие в классовой структуре изменения, в частности появление во второй половине XX в. в западных странах широкой прослойки так называемого «среднего класса». По мнению авторов, «средний класс» не является самостоятельной социальной группой, независимой от буржуазии и пролетариата. Он состоит из двух частей - большая часть его относится к рабочему классу, так как не имеет собственных средств производства, малая часть - к капиталистам (топ-менеджеры).
Современное китайское общество также является классовым, при этом за годы реформ классовая структура общества, положение различных классов в социальной иерархии изменились. В общей сложности выделяется пять социальных групп (рабочий класс, крестьяне, интеллигенция, частные предприниматели, кадровые служащие (ганьбу)). Интересным представляется определение классовой принадлежности крестьян не по роду деятельности, а по месту прописки, в частности лица, не занимающиеся сельскохозяйственным производством, но проживающие на селе, по-прежнему причисляются к категории крестьян. В годы реформ повысился статус интеллигенции, которая теперь по своему имущественному статусу рассматривается как одна из категорий рабочего класса. С точки зрения доходов, авторами отмечается прежде всего значительное расслоение внутри классов, особенно в классе крестьян, и наиболее быстрый рост за годы преобразований благосостояния частных предпринимателей, хотя экономическая роль этой социальной группы не совпадает с ее политическим статусом.
В разделе о первоначальном накоплении капитала в Китае авторы выделяют этап первоначального капиталистического и социалистического накопления, отмечают различный характер этих двух видов накопления капитала. Способ первоначального накопления капитала при социализме отличается от капиталистического тем, что он нацелен на уничтожение эксплуатации и направлен на обогащение трудового народа. В Китае этот процесс длился с 1949 по 1956 г. Основными источниками социалистического первоначального накопления в Китае были конфискованный крупный бюрократический
капитал, выкупленная государством средняя и мелкая частная собственность, кооперация в сельском хозяйстве. Помощь социалистических стран (прежде всего СССР) в этом процессе была вспомогательной.
Значительная часть пособия посвящена земельным отношениям. Для Китая этот вопрос является особенно насущным по той причине, что система современного землепользования в стране находится в процессе формирования. В годы реформ в системе собственности на землю произошли большие изменения: право пользования землей было отделено от права собственности и превратилось в самостоятельное имущественное право. Был создан рынок прав на пользование землей и введен принцип платности за ее использование. При этом две формы собственности на землю - государственная (городские земли) и коллективная (сельские земли) — остались неизменными.
В последние годы в Китае достаточно популярным становится мнение о необходимости создания в стране рынка земли, без которого рыночная экономика якобы не является полноценной, о передаче земли в частную собственность, что послужит важным стимулом для развития сельского хозяйства, повышения его производительности, которая стала снижаться с середины 1980-х годов. В противовес этому мнению авторы учебного пособия на основе изучения зарубежной практики землевладения показывают, что и в условиях рыночной экономики можно сохранить общественную собственность на землю, создав рынок прав на ее использование. Именно такая модель землепользования, распространенная во многих развитых странах (Канада, Сингапур и др.), лучше всего подходит условиям Китая. Авторы допускают возможность введения разнообразных форм владения землей ввиду значительных контрастов в уровне развития китайских регионов, но считают, что необходимости повсеместного введения частной собственности на землю в Китае не существует.
В конечном счете настоящая книга убеждает читателя в том, что понятия «рынок» и «социализм» не являются взаимоисключающими, формирование рынка не обязательно предполагает переход к капитализму, так как Китай, оставаясь в рамках социалистической системы, достаточно успешно решает задачи экономической модернизации, создает гибкую и эффективную экономику.
В целом рецензируемая работа представляет собой оригинальное и достаточно смелое, с точки зрения соединения марксизма с современной китайской реальностью, исследование. Конечно, далеко не все содержащиеся в ней положения кажутся убедительными и бесспорными. Вызывает сомнение правомерность использования для описания характера социалистического общества политэкономических категорий, применявшихся К. Марксом в отношении капиталистической системы, превращение их в общие черты рыночной экономики, применимые в условиях как капитализма, так и социализма. Авторы как будто не хотят замечать принципиальных различий между социалистической и капиталистической экономическими системами. По сути, они пытаются стереть грани между ними, искусственно соединить их. Доводы авторов в пользу того, что современный Китай по-прежнему является социалистическим, звучат неубедительно, ибо сами авторы в конечном итоге вынуждены согласиться с тем, что по большинству формальных признаков современное китайское общество уже нельзя считать социалистическим.
Канд. экон. наук Л.В. Попова