Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МИП / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серёгин Р.С.

В статье рассмотрены системы функционирования малых инновационных предприятий при вузах США, Германии и Швеции. Проанализированы формы стимуляции и поддержки развития малых инновационных предприятий, на основе анализа зарубежного опыта выявлены инструменты, использование которых может быть применимо в России. Составлена модель устойчивого функционирования малых инновационных предприятий и сформулированы основные характеристики данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ

© Серёгин Р.С.1

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье рассмотрены системы функционирования малых инновационных предприятий при вузах США, Германии и Швеции. Проанализированы формы стимуляции и поддержки развития малых инновационных предприятий, на основе анализа зарубежного опыта выявлены инструменты, использование которых может быть применимо в России. Составлена модель устойчивого функционирования малых инновационных предприятий и сформулированы основные характеристики данной модели.

Ключевые слова: инновации, малые инновационные предприятия, МИП, научные разработки.

На сегодняшний день, учитывая масштабность рыночных взаимосвязей, заинтересованность научно-техническими разработками постоянно возрастает, обеспечивая конкурентоспособность экономических направлений страны, в связи с этим стратегическое значение приобретает скоростное развитие и поддержка инновационной деятельности, в частности малых предприятий на базе вузов. Отличительной чертой зарубежного опыта является постоянный рост государственной заинтересованности во взаимодействии всех ступеней инновационной деятельности, основной их которых являются перспективные и талантливые участники, представляя лишь единичный составляющий элемент всей структуры, но при отсутствии которого, существование инновационной системы невозможно.

Малые предприятия в основном имеют незначительные ресурсные возможности, при этом проявляя повышенный уровень активной деятельности в инновационной сфере, которая включает широкий диапазон возможных рисков. Для обеспечения максимальной поддержки и стабилизации процесса развития малых инновационных предприятий в Америке вступил в силу правительственный документ, последние изменения в который были внесены в 1992 г., раскрывающий следующие цели:

1. Сопровождение процесса технологических инноваций;

2. Участие в привлечении одаренных людей по направлению высокотехнологических разработок;

3. Возможность использования результатов деятельности для внедрения поставленных целей федеральных законов, направленных на

1 Старший преподаватель Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, аспирант Сибирского государственного технологического университета.

поддержание и получение нового уровня знаний и способов их применения при разработке технологии.

4. Помощь при продвижении научно-технических идей в системе инновационных технологий, в соответствии с заказами федеральных структур;

5. Привлечение малых предприятий в деятельность фирм квалифицированного уровня в сфере инноваций с целью удовлетворения потребностей страны в специфических разработках и исследованиях.

Для реализации поставленных задач в рамках закона были разработаны национальные программы с финансированием из госбюджета и предоставлением участникам малых инновационных структур широкого спектра возможностей для осуществления и внедрения разработок, среди которых выделяют следующие:

1. 8В1Я - предусматривает финансирование малых инновационных предприятий на основе конкурсного выбора и в соответствии с заявками федеральных структур. На основании чего заключается контрактное соглашение или предоставляется фиксированный премиальный фонд. Средства выделяются только на начальные этапы постановки деятельности, предусматривая технологическое ее обоснование со сроками внедрения до полугода и созданием образца продукта или технологии со сроком реализации до трех лет.

2. 8ТТЯ - имеет отличия от предыдущей программы в том, что финансирование предоставляется только на совместные проекты с неприбыльными структурами научно-исследовательской сферы организаций страны. При сопоставлении доли вклада участия в проекте, на долю малого предпринимательства распределяется до 40 %, в научную организацию исследовательской деятельности до 30 %. Оформление основы выполняемых работ и доля финансирования учитывается в соответствии с заказами и планами научных разработок федеральных организаций [2].

Координирование осуществляемой деятельности по обеим программам выполняет Административная структура малого бизнеса ^ВА), которая обеспечивает информационную базу для участников, регулярно размещает в прессе информацию о направлении осуществляемой инновационной деятельности организаций-исполнителей с формированием отчетности правительству по выполнению поставленных задач. Кроме перечисленных функций Административная структура контролирует и поддерживает следующие программы:

- займы, с включением гарантийных обязательств;

- предоставление кредитных средств малому бизнесу;

- оказание помощи по вопросам менеджмента.

Стимулирование прогресса в развитии сферы деятельности предусматривается законодательной базой страны путем исключения уплаты налогов

на различные виды затрат по осуществлению испытательных работ, производству опытных стандартов, покупки документации и приборной базы, уплаты услуг по патенту и др.

При рассмотрении основы формирования фонда денежных затрат на развитие и существование малых инновационных предприятий, их можно разделить на внешние и внутренние источники, последние их которых формируются путем собственных накоплений в процессе развития предприятия. Финансирование вне системы, которое основывается на частных источниках обеспечения, предоставляет такие возможности, как кредитная или займовая схема от страховых, благотворительных, венчурных фондов, в том числе с использованием капитала, образуемого при акционировании. Использование частных кредиторов необходимо, при их выборе учитывается временной интервал пользования предоставляемых средств, размеры возможных издержек при накоплении долговых обязательств, учитывая долю потери контроля над предприятием.

К одному из наиболее востребованных источников получения денежных инвестиций для развития инновационного бизнеса относят венчурный или рисковый капитал, формируемый на базе частных вкладов. Рассматриваемое понятие содержит определение капитала, предоставляемого профессионалами в области финансирования, для поддержки вновь организуемым и прогрессивно растущим предприятиям, определяющим превалирующий уровень развития среди конкурентов.

В большинстве случаев венчурные вложения используются в наукоемких и новых интенсивно развивающихся направлениях, в частности там, где имеется возможность расширения рыночных отношений, а именно:

- электроника;

- телекоммуникации;

- программное обеспечение и компьютерная техника;

- медицинские исследования;

- биотехнологии.

Имея высокий уровень отраслевого технологического развития, указанные сферы деятельности обеспечивают большую жизнеспособность малым инновационным структурам, при сопоставлении с малым бизнесом в целом.

Структура венчурного финансирования складывается из формального (институционально профессионально управляемые компании) и неформального (вложения частных инвесторов) рынка капиталовложений. Отмечено, что формирование последнего вида финансовой поддержки малых предприятий, основывается на многообразии единичных инвесторов, которые заинтересованы в развитии новых фирм различного профиля. Неформальный венчурный капитал образуется путем накоплений от частных лиц, при выделении ими значительных сумм, обеспечивая финансирование предприятий в процессе формирования и начальном этапе деятельности.

Формальный капитал образуют профессионально управляемые фирмы, которые являются частными ограниченными партнерствами, владеющими венчурными фондами. Во главе структуры выступает менеджер, который вносит в фонд определенную сумму денежных средств или это действие осуществляет управляющая компания. Остальную часть капитала вносят ограниченные партнеры, но они не участвуют в управлении фондом. На создание структуры уходит более десяти лет, и она начинает свою деятельность только тогда, когда денежные накопления достигают определенных размеров. После этого момента денежные сборы останавливаются, и деятельность фонда направляется в сторону поиска, выбора и оценивания работы с малыми предприятиями.

Имеющиеся риски при вложении денежных средств нивелируются финансированием организаций перспективного профиля деятельности, в том числе путем инвестирования нескольких компаний на разных стадиях развития. Средства фонда используются за первые несколько лет деятельности малого предприятия, но существование фонда продолжается до момента завершения процесса развития организации и полного возмещения используемых вложений с получением дополнительного дохода.

Организационная структура венчурного фонда постоянно развивается, совершенствуясь и приспосабливаясь к новым направлениям бизнеса. Среди уже сформировавшихся схем образования венчурного фонда, выделяются и новые формы, а именно малые частные их структуры, которые работают на совместных коммерческо-государственных инвестициях. В их состав входят исследовательские организации и собственные венчурные фонды.

Еще одним видом институциональных фондов являются партнерства, которые создаются при высших учебных заведениях для инвестирования инновационных открытий, внедрения и последующего ведения наукоемких технологий или новых видов продукции, разработанных на основе вузовских исследований.

Финансирование на основе венчурного фонда имеет значительные отличия от стандартного банковского кредитования, которое заключается в долгосрочном получении прибыли, обеспечивая гарантии предотвращения банкротства предприятия в случае нарушения сроков погашения кредитных обязательств. Преимуществом пользования венчурной формы инвестирования также является отсутствие залога или другого вида обеспечения на вкладываемые средства.

Использование венчурного инвестирования обладает привлекательными перспективами, но получить финансирование не простая задача, в первую очередь требуется полное обоснование требуемой суммы денежных затрат, необходимых для вложения. Тонкость процедуры заключается не просто в представлении бизнес идеи, а раскрытии перспективного роста использования нового продукта, технологии или стратегии управления.

Использование основ зарубежных параметров развития МИП, которые организуются при вузах различных стран, позволило раскрыть и охарактеризовать их организационно-структурные составляющие и обосновать экономический приоритет деятельности таких организаций в России.

Основы развития малых инновационных подразделений при вузах за рубежом отмечаются еще в середине прошлого столетия, этот механизм успешно процветает по настоящий момент, постоянно совершенствуя эффективность их функционирования. Следует выделить используемые практические наработки таких стран, как Швеция, США и Германия, где этот принцип взаимовыгодной деятельности успешно используется.

Учебные заведения высшего уровня в Германии на своей базе основывают индивидуальные структуры поддержки предпринимательской деятельности в рамках малых объемов, среди которых выделяются следующие крупные научно-исследовательские Общества:

1. Фраунгофера;

2. Макса Планка;

3. Гельмгольца;

4. Лейбница.

Перечисленные организации имеют на своей базе подразделения, которые оказывают поддержку инновационных методов и разработок при их внедрении в университетах. В сферу помощи, способствующей воплощению новых идей, входят следующие аспекты деятельности:

- разработка бизнес-проекта документов;

- предоставление консультативных услуг при организации малого предприятия;

- финансовая поддержка;

- внедрение продукта на промышленном уровне.

В настоящее время более трехсот технологических центров инновационного развития способствуют продвижению перспективных проектных разработок начинающих предпринимателей, имеющих организационную структуру фирмы на базе образовательных или научных учреждений. Приоритет отдается работам, затрагивающим такие сферы деятельности, как:

- биотехнологии;

- энергосбережение;

- информационно-коммуникационное направление;

- лазерные разработки;

- оптические технологии;

- материаловедение;

- медицинское оборудование;

- технологии сохранности окружающего пространства.

Малые предприятия, работающие в сфере высокотехнологических разработок, могут также воспользоваться фондами венчурного инвестирова-

ния, одним из которых является фонд НГСЕ Его работа направлена на поддержание новых внедрений по выпуску инновационных продуктов или материалов малыми предприятиями, при этом обеспечивая паевую часть капиталовложений в среднем около миллиона евро. Денежные средства предоставляются на одно предприятие, кроме того обеспечивается необходимое сопровождение при основании деятельности, с сопутствующим внедрением менеджмента [1].

В Швеции была разработана оптимальная модель функционирования малого предприятия, которая совмещает в себе возможности вузов при внедрении коммерческой деятельности на базе использования ими итогов инновационных разработок. Основа модели содержит взаимное получение прибыли от новой технологии, идущей как в бюджет государства, так и непосредственно фирме. Условия сотрудничества коммерческих структур и вузов могут иметь следующие варианты:

1) создание специализированных отделений, которые функционируют на основе коммерциализации итогов деятельности;

2) основание подразделений, обеспечивающих консультативную помощь в юридическом и экономическом направлении;

3) организация специальных консалтинговых центров и форумов по связям с внешними участниками рынка;

4) создание холдинговых фирм, в Швеции их учреждено более 14, которые обеспечивают полноправное владение и управление акциями компаний, способствуя коммерческому распространению итогов деятельности, полученных при вузе.

Еще одной формой взаимовыгодного сотрудничества между вузами, государством и бизнесом являются экспертные центры, представляя связующее звено между исследовательской фирмой университета и нескольких бизнес партнеров из сферы индустрии. Основным направлением в деятельности центров является осуществление междисциплинарных исследований, имеющих проблемные показатели, с уклоном преобразования новых идейных соображений и познаний в инновационные виды услуг, процессов или продуктов [1].

На территории Америки широко используется принцип триады, основанный на знаниях и интеллектуальных возможностях вузовской ступени обучения через лаборатории национального уровня к коммерциализации технологического функционирования малых инновационных структур.

Практическая деятельность представляет собой основание национальных лабораторных подразделений на базе крупных университетов страны, вокруг которых образуются малые и средние предприятия. Возможности вузов полностью обеспечивают процесс долгосрочности инновационных разработок, они передают перспективные проекты коммерческим лабораториям и промышленным компаниям. Основная часть имеющихся открытий и

изобретений США была продуктом именно МИП, организованных на базе вузов [3].

Таким образом, рассмотренные формы стимуляции и поддержания в развитии малых инновационных предприятий за рубежом могут использоваться для их функционирования при вузах в России, что содержит в себе следующие критерии, определяющие создание и перспективное развитие инновационной системы:

- Цель. Поддержание и развитие экономического уровня, определяющего конкурентоспособность, путем формирования и внедрения новых продуктов и услуг.

- Функции. Поиск, выбор и привлечение интеллектуальных, технических или технологических ресурсов, а также финансовых и организационных факторов, используемых для реализации поставленной цели. А также определение направления развития в соответствующем профиле деятельности.

- Структура. Наличие источников необходимых ресурсов, функционирующего механизма их использования в наукоемкие услуги и товары, а также наличие потребительского рынка.

Использование совмещения процесса текущего обучения в вузах с научно-исследовательской деятельностью является весомым фактором в привлечении интеллектуальных и перспективных людей в развитие малых предприятий на их базе. Это доказывает факт получения основной части научных разработок именно в высших учебных заведениях, которые финансируются из государственного фонда, федерального и регионального значения. Оказание поддержки со стороны бюджета страны в большей мере используется в странах Европы.

На основе анализа опыта функционирования инновационного предпринимательства за рубежом определены характеристики, которые применимы и для нашей страны, а именно:

- развитие сферы государственных вузов, которые способствуют согласованию и регуляции условий при поддержке и функционировании малых высокотехнологических структур;

- бюджетное финансирование при осуществлении внешних экономических связей при возможности выхода на уровень зарубежных рыночных отношений, а также создание условий для поставки продукции за пределы страны, обеспечивая ее соответствие межгосударственным нормативным документам;

- формирование структуры привлечения потенциала крупных предприятий для обеспечения финансирования инновационных организаций более мелкого масштаба, включая развитие форм их взаимодействия, таких как лизинг, создание венчурного фонда и т.д.;

- создание организаций по экспертной оценке разрабатываемых проектов при вузах, что обеспечивает право выбора приоритетного на различных стадиях инновационного процесса, позволяя минимизировать продвижение неэффективных предложений;

- содействие в развитии исследовательских центров при вузах, которые являются связующим звеном между образовательным учреждением и инновационной компанией.

На основании имеющихся результатов формируется модель устойчивого функционирования малых предприятий на базе вузов, которая содержит в себе структуры внутриферментных связей и взаимодействия с субъектами из вне среды инновационного процесса.

Список литературы:

1. Александрова С.Ю. Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2012.

2. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kfpp.ru/analytics/material/innovation.php (дата обращения: 14.03.2016).

3. Попова И.И. Малые инновационные предприятия и их взаимодействие с субъектами инновационного процесса [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 9. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2013/09/2966 (дата обращения: 14.03.2015).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

© Фомина И.Б.1

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Дан обзор и анализ современного состояния и перспектив развития национальной и региональных инновационных систем на основе разработки и координации действий субъектов ЮФО в части реализации региональной инновационной политики и выработки новых подходов к формированию кластерной структуры экономики Юга России.

Ключевые слова Южный федеральный округ, региональная экономика, кластер, тенденции и факторы развития, национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационная политика.

1 Доцент кафедры Экономики, финансов и природопользования, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.