Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВУЗ / НАУЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SMALL / INNOVATIVE ENTERPRISES / UNIVERSITY / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадаев М. М., Александрова С. Ю.

В статье рассматриваются особенности и проблемы создания, функционирования и развития малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIVE COMPANIES WITH UNIVERSITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the characteristics and problems of creation, operation and development of small innovative companies on the basis of cost of scientific and educational organizations.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации»

Начальные условия определяются с помощью специальной формулы Брауна. Значения коэффициентов а0, a^ и а2 в этих

формулах находятся с помощью метода наименьших квадратов.

Используя приведённый метод прогноза можно на практике использовать, при создании системы управления запасами при реализации проектов по строительству автодорог.

Литература:

1. В. П. Бочарников, Fuzzy-технология: математические основы. Практика моделирования в экономике. Издательство: Наука, 2001 г.

2. Эффективное управление запасами / Джон Шрайбфедер ; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 304 с.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бадаев М.М., преподаватель Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова Александрова С.Ю., аспирантка МГТУ им. Н. Э. Баумана

В статье рассматриваются особенности и проблемы создания, функционирования и развития малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, ВУЗ, научные и учебные организации.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIVE COMPANIES WITH UNIVERSITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Badaev M., lecturer, Griboedov Institute of International Law and Economics Aleksandrova S., the post-graduate student, MGTU

The article deals with the characteristics and problems of creation, operation and development of small innovative companies on the basis of cost of scientific and educational organizations.

Keywords: small, innovative enterprises, university, scientific and educational organizations.

В настоящее время переход к инновационному развитию экономики возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развития рынка инноваций, что, в свою очередь, неразрывно связано с обеспечением становления и устойчивого развития малых инновационных предприятий, инновационная активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста.

Малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития.

Таким образом, одна из последних инициатив Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева в сфере инновационной политики

— создание вузами и НИИ малых предприятий с целью коммерциализации, доведения до производства научных разработок и идей — является чрезвычайно своевременной и важной. В рамках Федерального Закона №217-ФЗ от 02.08.2009г. бюджетным вузам и НИИ разрешено учреждать малые инновационные компании.

Данный закон создает необходимые предпосылки для формирования «хребта» экономики знаний - инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно, ведь за высокотехнологичными предприятиями будущее российской инновационной экономики.

С одной стороны, в бюджетных научных и образовательных учреждениях остро ощущается нехватка средств, ресурсов, с другой — есть перспективные научные разработки, которые, в случае их успешной реализации, могли бы приносить существенный доход.

Фактически малые предприятия существовали при вузах и раньше (так, например, в МГУ до выхода нового закона было создано 85

таких предприятий), но вузы не имели права участвовать в формировании их уставного капитала. Часто профессора институтов организовывали небольшие компании, которые тесно сотрудничали с кафедрами, брали на работу студентов, внедряли новые разработки. Но формально учебные заведения к этим компаниям никакого отношения не имели: вуз не мог помогать малому предприятию, но и не получал дивиденды в случае успеха.

С принятием нового закона прописаны правовые основания для того, чтобы вузы могли вкладывать свои ресурсы в создание таких предприятий.

Основной целью данного закона является обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования.

Законом установлена обязанность научных и образовательных учреждений при создании такого общества уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (Минобрнауки России). Уведомление о факте создания предприятия должно быть направлено в течение 7 дней с момента его государственной регистрации. Также в указанный государственный орган должны быть направлены сведения о внесении вновь созданного общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Инновационные предприятия при вузах могут быть созданы в форме общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества.

Научные и образовательные учреждения могут создавать хозяйственные общества единолично либо с привлечением других лиц в качестве учредителей. Доля научных и образовательных учреждений в уставном капитале создаваемых ими фирм должна быть более 25 %

(для акционерных обществ) и более 1/3 (для обществ с ограниченной ответственностью). Доля других лиц, участвующих в уставном капитале хозяйственного общества, должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

Также закон регламентирует, что доходы от распоряжения долями в уставных капиталах малых инновационных предприятий, а также часть их прибыли должны поступать в их самостоятельное распоряжение и направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных учреждений.

В целях реализации Федерального Закона №217-ФЗ Правительством принимается ряд мер, направленных на поддержку и развитие малых инновационных фирм при вузах.

Рособразованием разработаны и разосланы по вузам методические рекомендации по созданию малых инновационных предприятий, а также подготовлено два проекта постановления правительства. Первый касается конкурса программ поддержки малого инновационного предпринимательства в вузах, рассчитанный на три года с общим объёмом госфинансирования в восемь миллиардов рублей. В конкурсе, который стартует весной 2011 года, смогут принять участие все российские вузы вне зависимости от ведомственной принадлежности. От каждого вуза разрешается подать одну заявку. Отбор будет осуществляться на основе анализа достижений вуза за последние три года и оценки его потенциала в научно-инновационной сфере. Среди критериев:

• количество результатов интеллектуальной деятельности, поставленных на бюджетный учёт,

• количество созданных в вузе компаний по ФЗ-217,

• количество рабочих мест в этих компаниях,

• количество преподавателей, задействованных в работе компаний;

• объём внебюджетных средств;

• объём НИОКР, выполняемых в вузе и другие.

По итогам конкурса 50—60 вузов смогут значительно усилить инновационную составляющую своей деятельности.

Ещё одна инициатива Минобрнауки — выделение малым инновационным предприятиям дополнительных субсидий. Из федерального бюджета на эти цели предполагается направить 14 миллиардов рублей за три года (в 2010-м — 6 миллиардов, в 2011-2012-м — по четыре). Задача — развитие кооперации вузов и производственных предприятий, отбор и поддержка проектов, обладающих высоким потенциалом для организации нового высокотехнологичного производства, включая разработку бизнес-планов.

Каждое вузовское предприятие на конкурсной основе сможет получить до 100 миллионов рублей в год при обязательном условии — обеспечении предприятием стопроцентного софинансирования. Средства будут выделяться на выполнение опытно-конструкторских работ. Производственное предприятие обязано будет предоставить информацию о ходе выполнения комплексного проекта и объёмах выпускаемой продукции в течение пяти лет после окончания действия договора.

Впервые Минобрнауки предлагает запустить программу, в рамках которой будут предоставляться бюджетные деньги на НИОКР ненаучным организациям, а производственным предприятиям с целью получения не отчёта, а создания инновационного продукта и его продажи.

В текущем году также планируется увеличить размер безвозмездных грантов для предприятий при вузах с 300 тысяч рублей до 500 -тысяч. В 2011-ом году Минэкономразвития направит на развитие инноваций 3—4 миллиарда рублей.

Помимо прочего, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (забирает 1,5% средств федерального бюджета на науку, в 2010 году - 2,4 млрд. рублей) создал проект «Старт-наука». Фактически для финансирования привузовских инновационных старт-апов. Также, в связке с ним в ноябре 2009 года Российская венчурная компания учредила Фонд посевных инвестиций объемом в 2 млрд рублей. Наконец, в «Роснано» утверждают, что также могут включиться в работу, если деятельность вузовского предприятия связана с нанотехнологиями, а оценочный объем его продаж через 5 лет составит не менее 250 млн рублей. Подобные перспективы есть у компании «Манэл», в конце апреля созданной при Томском го-суниверситете. Уставной капитал новой фирмы благодаря госкорпорации составил 100 млн рублей.

Почти за полгода с принятия данного Федерального Закона в 44 -вузах Рособразования (из подведомственных 364) было создано 116 хозяйственных обществ с 881 рабочим местом. В целом же, по предва-

рительным оценкам, 121 вуз готов открыть 925 предприятий и предоставить работу более 11 тысячам человек.

Первое малое предприятие зарегистрировала Московская государственная академия тонкой химической технологии: фирма разрабатывает материалы с разными характеристиками, например, гидрофобными, изоляционными.

В МГТУ им. Н. Э. Баумана открыты три предприятия, которые используют научные разработки вуза: «Центр технического проектирования и промышленного дизайна», «Центр технической физики» и «Центр малой энергетики». В планах - появление еще 6-8 подобных предприятий.

В Таганрогском технологическом институте действует шесть малых предприятий. По расчетам вузовских экспертов, два из них через полгода станут прибыльными. Вообще-то малые предприятия при институте стали появляться еще в 90-е годы, сейчас их около тридцати. Все успешно работают, но юридически они никакого отношения к альма-матер не имеют. В отличие от тех шести, что были созданы уже после принятия закона, разрешающего вузам предпринимательскую деятельность.

В Томске после того, как закон вступил в силу, было открыто уже 16 таких фирм. Десять из них создали на базе Томского политехнического университета, четыре в Томском государственном университете, еще по одному в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники и Томском государственном архитектурно-строительном университете.

В настоящее время в Кузбассе зарегистрировано 4 малых инновационных предприятия при вузах - в сфере информационных технологий, пищевой промышленности, технических наук. Одно в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности, два в Юр-гинском технологическом институте (филиале) Томского политехнического университета, еще одно предприятие действует в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета. Еще 9 малых инновационных фирм при вузах планируется создать в первом полугодии 2011 года.

В 2010 году на базе Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева создано три малых инновационных предприятия. Они занимаются технологической обработкой материалов, созданием судов на воздушной подушке, еще планируется открыть три предприятия, которые будут заниматься высокотехнологичным производством.

В Мордовском госуниверситете им. Н.П. Огарева на сегодняшний день официально зарегистрировано малое предприятие «Электронная техника - МГУ». Оно функционирует на базе факультета электронной техники, в 2011 году планируется создать еще 10 малых предприятий.

В Красноярском государственном медицинском университете также созданы три малых инновационных предприятия, ещё несколько будут организованы в ближайшее время.

На сегодняшний день в Челябинской области создано 19 малых инновационных предприятий при вузах, в том числе 11 при ЮжноУральском государственном университете, семь - при Челябинском государственном университете, одно - при Академии ветеринарной медицины.

Изначально предполагалось, что малые инновационные предприятия на базе вузов и НИИ позволят обеспечить вчерашних студентов дополнительными рабочими местами, создаваемыми в вузах. Особенно этого закона ждали в крупных научных и студенческих центрах, где кризис обострил проблему трудоустройства выпускников. Материальные и интеллектуальные ресурсы вузов позволят создать базу для реализации творческих способностей молодежи, преподавательского состава. В этом случае появляется и надежда на то, что резко сократится отток российских ученых на Запад. Ведь теперь все свои научные проекты и разработки они могут воплощать на родине.

Однако уже сейчас очевидно, что в законе есть концептуальные и организационные недоработки, а также положения, конфликтующие с другими законодательными актами, что препятствует реализации закона в полной мере.

Существенным фактором, затрудняющим создание малых инновационных предприятий, является незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать инновационные проекты.

В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5-10% от необходимых объемов. Развитие же малых инновационных предприятий финансируется в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми. Ограниченность таких источников приводит к торможению роста числа малых инновационных предприятий.

Программа стартового финансирования, проводимая Фондом содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы и местными программами поддержки малого бизнеса, не в состоянии переломить отрицательные тенденции и компенсирует в лучшем случае небольшую часть «естественной убыли» малых инновационных предприятий. Сводных данных по поддержке малого инновационного предпринимательства местными бюджетами нет, но можно предположить, что их влияние на динамику МИП также невелико, может быть за исключением столиц и некоторых крупных городов.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой, и значимых успехов на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. На западе эта функция все чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить ее своими силами - именно это становится основой венчурных подходов. У нас на большинстве предприятий имеется значительное количество собственных разработчиков, и в первую очередь предприятия стремятся загружать их, а не сторонние организации. Те немногие наши венчурные проекты, которые заканчиваются продажей созданных предприятий, показывают, что покупатели - это, как правило, зарубежные фирмы или инвесторы. То есть создание венчурных предприятий это работа на зарубежные рынки со всеми вытекающими отсюда сложностями. Еще одним важным обстоятельством является существующая у нас в настоящее время сложность «выхода» инвестора из создаваемого венчурного предприятия - это также не способствует развитию венчурного бизнеса.

Поскольку зарубежные схемы венчурного финансирования плохо работают в российских условиях, целесообразно подумать о разработке модификаций схем венчурного финансирования, позволяющих привлечь венчурное финансирование в условиях неразвитого фондового рынка, избытка предложений по разработке НИОКР, неразвитой системы «выхода» из создаваемых венчурных предприятий.

Следует также отметить, что в последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов. В большинстве таких случаев слово «венчурный» в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

Серьезным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег инвестиций крупных производственных предприятий. Большая часть промышленных предприятий пока не заинтересована в оплате (или не в состоянии оплатить) НИОКР. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут только очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики. В последнее время начато несколько проектов по финансированию перспективных разработок такими компаниями, но масштабы этой деятельности пока незначительны.

Другой путь привлечения рыночных денег в инновационные предприятия - это ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов выхода предприятий на рынки с готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки своих новых разработок.

В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Следует отметить также зарождающуюся систему финансирования инноваций бизнес-ангелами. В настоящее время в России создано несколько объединений частных инвесторов. Пока объемы финансирования малых инновационных предприятий по этой схеме незначительны.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Возникают также вопросы при оформлении бюджетными организациями патентов на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, а так же ноу-хау.

В настоящее время в России отсутствует законодательно закрепленный механизм по передаче ноу-хау (секретов производства) с точки зрения бухгалтерии: не формализовано, как поставить ноу-хау (а не патент) на баланс для последующей передачи обществу в виде части уставного капитала.

Ключевой проблемой является отсутствие налоговых льгот. Вновь создаваемое инновационное предприятие не может использовать упрощенную систему налогообложения, поскольку существующее законодательство прямо запрещает использовать такую схему при значительной доле бюджетной организации в уставном капитале предприятия.

Проблемным вопросом остается аренда помещения и научного оборудования. Как правило, малое предприятие заинтересовано подобрать для своей работы помещение с невысокой арендной платой. К счастью, в настоящее время во многих регионах работают бизнес-инкубаторы, одной из задач которых и является льготное предоставление помещений для первых лет работы молодых компаний. Но все же значительным конкурентным преимуществом является работа компании вблизи профильных лабораторий и кафедр университета: в этом случае можно ожидать резкого повышения результативности как внедренческой, так и научной деятельности. Ведь если предприятие работает в инновационной сфере, внедряет новые технологии, ему жизненно необходимо обеспечивать дальнейшие научные разработки в выбранной сфере деятельности - техника и технологии в современном мире меняются очень быстро.

Как показала практика, со стороны вузов и НИИ ведётся далеко не такая активная работа по реализации закона, как это ожидалось изначально. Многие учреждения до сих пор не внесли изменений в свои уставы, чтобы иметь право на создание малых компаний. Пока это сделано только в 244-х вузах, подведомственных Рособразованию.

Чтобы сделать малые инновационные предприятия при вузах значимым явлением в экономике России мы предлагаем следующий комплекс мероприятий по их поддержке и развитию:

• доработать законодательную базу, регламентирующую деятельность малого инновационного бизнеса при вузе с учетом его специфики, путем формирования отлаженной и сбалансированной правовой системы включающей:

- общее законодательство по инновационной политике - доктрину, содержащую нормы государственного содействия распространению в стране технических знаний и новых технологий;

- законы по защите прав интеллектуальной собственности;

- доработку законодательной базы в части защищенности прав ректоров вузов (некоторые руководители вузов вынуждены отказываться от создания малых инновационных предприятий из-за боязни необоснованных обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств)

• утвердить льготную арендную плату для малых привузовских предприятий, которая должна составлять в первый год работы - 40 процентов рыночной стоимости арендуемого помещения, во второй год — 60 процентов, в третий — 80 процентов.

• обеспечивать малые инновационные предприятия при вузах госзаказом,

• интенсивно привлекать источники внешнего финансирования, разрабатывая модификации схем венчурного финансирования инновационных проектов, бизнес-ангельскую сеть, поощряя участие малых инновационных предприятий при вузах в международных проектах.

• оптимизировать систему налогообложения малого привузовско-го бизнеса:

- разрешить использовать упрощенную систему налогообложения,

- легитимизировать получение дивидендов бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.