УДК 338.43
Б01: 10.21779/2500-1930-2016-31-2-34-45 Ахмедова Л.А., Булатова У.Б.
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций и возможности его использования
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected], [email protected]
В условиях интеграции российской экономики в глобализационные процессы приоритетное направление получают вопросы, связанные с повышением привлекательности инвестиционного климата. Это справедливо как для Российской Федерации в целом, так и для ее регионов.
Изменение структуры объемов инвестиции, с одной стороны, и необходимость увеличения эффективности инвестиций в целях обеспечения развития национальной экономики, с другой стороны, влекут за собой необходимость в совершенствовании государственного регулирования инвестиционной сферы, а в частности - процессов привлечения иностранных инвестиций, что в свою очередь обусловило растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию эффективных форм и методов государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.
В статье проводится сравнительный анализ эффективности инвестиционной политики и ее особенности в разрезе зарубежных стран. Изучен опыт государственного регулирования привлечения прямых иностранных инвестиций такими странами, как Китай, США, Япония и Южная Корея.
Анализируются процессы, характеризующие особенности привлечения иностранных инвестиций в зарубежных странах с целью выявления основных подходов к организации государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества и инструментов его осуществления.
Ключевые слова: инвестиционная активность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, регион.
Задача повышения инвестиционной активности как фактора экономического роста и придания устойчивости позитивным сдвигам в динамике инвестиций в основной капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционные процессы. Это воздействие может выражаться как в прямом участии государства в финансировании инвестиционных проектов, так и в стимулировании инвестиционной деятельности предприятий, что предполагает применение механизмов экономического регулирования - налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и др.
Вопрос о выборе инструментов проведения макроэкономической и инвестиционной политики в государстве является достаточно актуальным на современном этапе развития экономики. Следует отметить, что исторически, по мере развития общества и государства, изменялись и подходы к решению этого вопроса, а вместе с ними подвергались пересмотру и инвестиционные модели. Различные концепции и теории макроэкономического регулирования в каждой стране имеют свои особенности развития, с учетом национального менталитета, и являются продуктом развития экономических отношений, общества, промышленности.
При этом государственное вмешательство в инвестиционные процессы в условиях рыночной экономики всегда ограничено, оно необходимо и целесообразно только для
того, чтобы переломить неблагоприятные тенденции, инвестиционную непривлекательность отдельных регионов и отдельных отраслей, пассивность хозяйствующих субъектов в сфере инвестиционной деятельности.
Потребность в совершенствовании государственного регулирования процессов привлечения иностранных инвестиций обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию его эффективных форм и методов.
Определенную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта. Цель его проведения - выявление основных подходов к организации государственного регулирования процессов привлечения иностранных инвестиций.
Обратимся прежде всего к Китаю, учитывая, что среди развивающихся стран он является ярким примером страны, преуспевшей в привлечении иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в Китае являются одним из важнейших факторов экономического роста, о чем ярко свидетельствуют темпы экономического развития КНР, которая на сегодняшний день представляется мировым лидером по привлечению иностранного капитала. В результате проводимой правительством политики по стимулированию притока иностранных инвестиций за последнее десятилетие в Китай поступило около 25 % от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны [3, с. 3]. Именно поэтому нельзя не обратить внимания на его инвестиционную политику.
Еще в конце 1970-х годов правительство Китая приняло решение сделать сферу привлечения иностранных инвестиций приоритетным направлением всей политики государства. Эта страна первой решилась на реализацию идеи создания «специальных экономических зон» (в провинциях Гуандонг и Фуян). Эти зоны отличались как либеральным налоговым режимом, так и значительным снижением административных барьеров на пути открытия и ведения нового бизнеса. Большое значение в успехе созданных экономических зон имели инвестиции из Гонконга и Тайваня в экономику Китая. Уже к концу ХХ в. в эти зоны привлекалось более 50 % всех иностранных инвестиций.
Успех китайских специальных экономических зон (далее - СЭЗ) привлекает пристальное внимание всего мира, поскольку они являются испытательной базой экономических реформ Китая и находятся в авангарде гармоничного сочетания плановой и рыночной экономики. Создание СЭЗ вызвало приток иностранных инвестиций, но в то же время создало огромный разрыв в экономическом развитии прибрежных и центральных провинций, а также привело к эффекту так называемого «раундтриппинга» (вывоз и обратный ввоз) инвестиций. Поэтому в 1992 г. была принята новая политика по отношению к иностранным инвестициям, которая сместила акценты со специального режима для иностранных инвесторов в сторону превращения Китая в страну, привлекательную для иностранных компаний. В рамках данной стратегии Китай предложил инвесторам множество преференций. Все проекты иностранных инвестиций в Китае оценивались и классифицировались в соответствии с каталогом по проектам, связанным с прямыми иностранными инвестициями, исходя из четырех категорий: поощряемые, ограничиваемые, запрещаемые, разрешаемые.
Для Китая иностранный капитал играет важную роль в развитии национальной экономики, поскольку иностранные компании импортируют в страну новые технологии. Именно поэтому на стимулирование привлечения иностранного капитала направлен целый комплекс мер государственной поддержки. Правительство Китая предприняло экономические реформы для поощрения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные и капиталоемкие проекты в соответствии с целями промышленной
политики страны. В результате эффективной деятельности государства по привлечению иностранного капитала Китай добился успеха по завоеванию зарубежных рынков. Приоритет отдавался экспортоориентированным проектам, а также производству нового оборудования и материалов с использованием новых технологий, в т. ч. проектам, которые были нацелены на разработку месторождений китайских природных ресурсов или использование относительно дешевой рабочей силы. Доля вложений в сельское хозяйство до сих пор остается невысокой.
Правительство Китая также вложило средства в так называемые «сети для экспорта». Это были приоритетные сектора экономики (в частности легкая промышленность и электроника), которым выделялись субсидии для модернизации заводов и приобретения сырья. Цель программы - улучшение качества и повышение количества китайских экспортных товаров. В «сетях» компаниям, которые более чем на 25 % контролировались иностранцами, предоставлялись особые льготы и доступ к кредитам Центрального банка Китая. Сейчас подобные компании производят более 80 % китайских экспортных товаров.
Оценивая действия китайских властей, связанные со стимулированием процессов привлечения инвестиций, отметим, что основным побудительным мотивом инвестирования в китайскую экономику является низкая стоимость факторов производства, особенно рабочей силы, что привлекает иностранные инвестиции, а также определяет растущий спрос на китайском рынке, притягивающем эти инвестиции.
Существуют и другие - объективные факторы, способствующие притоку иностранного капитала в Китай. Среди них стоит выделить:
- большую емкость внутреннего рынка;
- огромные ресурсы;
- благоприятные валютные курсы;
- выгодные тарифные ставки;
- политическую стабильность.
Стоит отметить и наличие льгот, предоставляемых совместным предприятиям, включающие:
- освобождение от уплаты подоходного налога на 5 лет после начала своей деятельности;
- право беспошлинного ввоза сырья и средств производства;
- право свободного вывоза за границу прибыли, процентов и дивидендов.
В случае национализации КНР несет материальную ответственность перед страной - экспортером капитала, что проявляется в незамедлительной выплате компенсации и переводе ее за границу.
В конце 2006 г. в Китае была объявлена новая государственная политика, которая предусматривала переход от количественного подхода в привлечении прямых иностранных инвестиций к качественному. Специальный упор был сделан на переход от иностранных инвестиций, направляемых на производство дешевых экспортных товаров и сборочные производства, к инвестициям в сектора с высокой долей добавленной стоимости. Также пресекалось безудержное и неразборчивое стремление к привлечению иностранных инвестиций местными органами власти, а также ужесточались экологические требования к проектам, осуществляемым иностранными фирмами [7].
Очень важным мероприятием на пути Китая к успеху по завоеванию зарубежных рынков стало создание четкой системы информирования всех инвесторов. Открыто большое количество интернет-ресурсов, рассказывающих о возможностях инвестиро-
вания в китайские предприятия и содержащих контакты потенциальных партнеров по бизнесу. В результате деятельности подобных проектов появляются интернет-сайты, рекламирующие исключительно китайские товары для зарубежных покупателей.
Сегодня КНР стремится проводить гибкую политику по отношению к иностранному капиталу. Это проявляется в сочетании поощрительных мер с ограничительными, а административный контроль не противоречит активному использованию экономических рычагов и стимулов в целях воздействия на территориальное и отраслевое размещение капитала. Как итог - иностранный капитал стал важным долговременным фактором экономического процветания страны.
В настоящее время экономика России немного напоминает китайскую экономику в начальные годы реформ: и Россия, и Китай осуществляли переход от плановой экономики к рыночной экономике, обе страны имеют обширную территорию, различные регионы обоих государств не могут синхронно реформироваться и сбалансированно развиваться. Поэтому многие российские экономисты выступают за заимствование и использование опыта Китая для планирования развития отечественной экономики.
Изучение китайского опыта позволяет внести коррективы в экономическую политику Российской Федерации. Для применения китайского опыта в российских условиях целесообразно использовать такие инструменты государственной политики, как активизация роли государства, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. В России имеет смысл использовать с учетом национальных особенностей, цивилизационной стратегии развития лишь некоторые элементы экономики и политики Китая, а не копировать в точности модель управления.
Примером успешного использования иностранных инвестиций может служить Япония и Южная Корея, которые на первых стадиях своего развития активно использовали программы прямого кредитования приоритетных отраслей промышленности. В настоящее время эти страны достигли наиболее высоких темпов экономического роста. Для сравнения следует отметить, что на Филиппинах, где финансовая система существенно либерализована и сфера прямой государственной поддержки финансовыми ресурсами крайне ограничена, процесс развития экономики менее успешен.
Обращают на себя внимание меры, принятые правительством Японии по поддержке развития национальной экономики, благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению на мировых рынках цен на сырье и топливо. Такой подход позволил Японии избежать кризисов и обеспечить динамичное развитие экономики. В последние годы XX столетия в Японии были разработаны и в значительной степени реализованы шесть крупных проектов стимулирования ускорения развития экономики, прежде всего, за счет увеличения инвестиционной активности в реальном секторе. Основой практической реализации этих проектов явились прямые инвестиции и правительственные кредиты.
Японская модель государственной инвестиционной политики основана на отношениях партнерства между государством и инвесторами. При этом государство осуществляет финансирование частных инвестиционных проектов, используя контроль над банковской системой, стимулирует и мобилизует инвестиционные ресурсы, активно использует систему льготного кредитования промышленных корпораций в обмен на четкое выполнение корпорациями принятых на себя обязательств.
Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению иностранных инвестиций, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиций, идущих в Китай и другие динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Результатом проводимых мер стал существенный рост иностранных инвестиций, а в 2001-2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около 10 млрд долл. США [18, с. 6].
Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность. Инвестиции в промышленность составили 38 % от общего объема иностранных инвестиций, 60 % было направлено в сектор услуг (в основном на развитие здравоохранения, оснащение канализации и водоснабжения, а также вывоз мусора).
После азиатского финансового кризиса Корея приняла новую политику стимулирования прямых иностранных инвестиций, которая предусматривала предоставление инвесторам широкого набора стимулов. Они включали освобождение от налогов и их снижение, финансовую поддержку на цели найма работников и их обучения, денежные гранты на НИОКР-проекты, освобождение предприятий на определенный период от арендной платы за землю или же ее снижение. Основные налоговые привилегии предоставлялись проектам в области высоких технологий, НИОКР, имеющим статус поддерживающих развитие отрасли, или же предприятиям, расположенным в зонах иностранных инвестиций. Данные привилегии включали налоговые каникулы по налогу на прибыль, предоставляемые сроком на 5 лет с момента получения прибыли, и последующее сокращение на 50 % данного налога сроком на 2 года. Для такого рода проектов также выделялась финансовая поддержка на цели найма работников и их обучения и т. д.
Понимая, что предоставление иностранным компаниям помощи и после их прихода в страну может служить средством повышения привлекательности Кореи для иностранных инвестиций, правительство создало Офис инвестиционного омбудсмена в дополнение к Агентству по привлечению инвестиций (КОТЯЛ). Офис инвестиционного омбудсмена помогает иностранным компаниям преодолевать бюрократические препоны и добиваться решения вопросов, изложенных в жалобе. Как правило, жалобы касаются налогообложения и тарифов, регулирования на рынке труда, таможенных процедур и торговли и т. д.
В целом законодательные и экономические стимулы в инвестиционной политике стран Азии способствовали подъему депрессивных отраслей, многофункциональному развитию территорий, реконструкции и модернизации крупных производств, решению социально-экономических и экологических проблем.
Заслуживает внимания и опыт США в повышении конкурентоспособности экономики и инвестиционной привлекательности страны за счет стимулирования инноваций и возможности его применения в России. Кроме того, для США (так же, как и для России) характерна существенная региональная дифференциация.
Несмотря на долговой и финансово-экономический кризис, США по-прежнему остаются страной с крупнейшей национальной экономикой в мире. Оценивая динамику общего объема прямых иностранных инвестиций по всему миру за 2015 г., необходимо отметить, что США занимают первое место, потеснив Китай с Гонконгом1 (рис. 1).
1 Данные доклада Конференции ООН (ЮНКТАД).
Россия 1,7
Франция 44
Канада 45
Бразилия 56
Индия 59
Сингапур 65
Нидерланды 90
Китай
Гонгонг
США
136
163
384
объем инвестиций
100
200
300
400
500
0
Рис. 1. Динамика общего объема прямых иностранных инвестиций за 2015 г.
Высокий уровень конкурентоспособности экономики США достигнут во многом потому, что стимулирование притока инвестиций в научную деятельность и развитие новых технологий - одна из ключевых функций органов власти на всех уровнях. Вместе с тем государство берет на себя и около половины расходов на НИОКР, финансирует более половины всех фундаментальных исследований. Остальные средства предоставляются частными корпорациями, университетами и иностранными инвесторами, вклад которых также значителен [14].
Обусловлено это тем, что развитие инвестиционного потенциала отдельных штатов и страны в целом всегда определялось как одно из ключевых направлений деятельности органов власти всех уровней.
Все множество методов, используемых в США на разных уровнях власти в целях развития инвестиционного потенциала своих регионов, можно условно разделить на три группы:
1) прямые финансовые стимулы:
- предоставление дотаций, грантов, займов и кредитов правительствами штатов;
- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
2) косвенные финансовые стимулы:
- льготы по налогообложению;
- налоговые изъятия;
- скидки;
- инвестиционные налоговые кредиты и т. д.;
3) нефинансовые стимулы:
- развитие инфраструктуры;
- прозрачная информационная политика и др. [13, с. 60].
Опыт проведения инвестиционной политики в США характеризуется тем, что государственная поддержка американских экспортеров является преимущественно ин-
формационной: создан ряд государственных сайтов, содержащих подробную информацию для руководителей американских компаний о потенциальных возможностях экспорта товара и о зарубежных рынках сбыта. По инициативе правительства разработан специальный интернет-портал (www.export.gov) для размещения данных о заключенных торговых договорах с зарубежными инвесторами и информации о новых возможностях для американского бизнеса.
Властями штатов, муниципалитетов и других административно-территориальных образований широко используется и информационно-рекламный метод привлечения промышленных инвестиций через средства массовой информации, породивший явление, именуемое «конкуренция бургомистров». Они обеспечивают инвесторов подробной информацией о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе налогообложения, ценах на недвижимость и пр.
Правительства штатов информируют инвесторов об издержках приобретения земли и строительства, транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспективах развития рынков сбыта, т. е. дают им всю необходимую информацию для принятия решения в пользу реализации на рекламируемых территориях своих инвестиционных проектов.
В США в значительной мере развит механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), позитивный эффект от которого проявляется посредством:
- создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов, с одной стороны, и институтов науки и исследований - с другой;
- объединения финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий.
Например, широко применяется кооперация университетов, федеральных ведомств и лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, финансово-кредитных учреждений в следующих формах:
- государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок;
- инновационно-технологические партнерства.
Таким образом, слаженная политика на всех уровнях власти способствует созданию в США благоприятного инвестиционного климата. Такой подход и сделал эту страну одной из наиболее инвестиционно привлекательных для разных групп инвесторов.
Рассмотренные подходы к активизации иностранных инвестиций в названных странах нужно оценивать в более широком контексте изменений, происходящих в международной экономической деятельности. Суть этих изменений в наиболее общем виде заключается в следующем:
- возникают условия для более легкого доступа к иностранным рынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способов проникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашения подрядного типа, франчайзинг;
- расширение рынков создает благоприятные возможности для экономического роста компаний, но в то же время усиливает конкуренцию в региональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному поддержанию своей конкурентоспособности;
- ТНК получают возможность маневрировать принадлежащими им материальными и нематериальными активами в разных странах, добиваясь их максимально эффективного использования в интересах всей структуры;
- изменяется сравнительное значение разных факторов, влияющих на размещение прямых иностранных инвестиций (так, с общим понижением тарифных и нетарифных барьеров роль данного фактора с позиций его влияния на направление инвестиций уменьшается, в то же время возрастает значение таких факторов, как состояние инфраструктуры, различия в общих издержках, административные и налоговые условия для деятельности иностранного капитала).
Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России явно отразились на настроениях иностранных инвесторов. Эксперты, связанные с деятельностью иностранных компаний, отмечают в 2014-2015 годах сокращение инвестиционных проектов, инициируемых и реализуемых иностранными инвесторами на территории России. Кризисные явления четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России. К традиционным проблемам, связанным с государственным управлением и бюрократией, добавляется неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем, а также неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.
Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов. На сегодняшний день наблюдается высокая дифференциация по уровню инвестиционной привлекательности регионов, которая, в свою очередь, ведет к расширению проблемных территорий, ослаблению экономических взаимосвязей между регионами, нарастанию противоречий, ведущих в конечном счете к дезинтеграции национальной экономики.
Однако иностранные компании, работающие в России, отмечают, что инвестиционный климат в регионах значительно улучшился в последние годы. Большую роль в этом процессе играет внедрение Регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив (документ определяет требования к органам власти по работе с инвесторами), дорожных карт по улучшению инвестиционного климата, и набора показателей эффективности деятельности в этой области, включаемых в оценку деятельности губернаторов. Вторым фактором, повышающим интерес регионов к иностранным инвестициям, является усиление региональной конкуренции за инвестиции на фоне ухудшения макроэкономической ситуации.
Эти факторы привели к тому, что региональные власти начали уделять больше внимания как аспектам, связанным с инвестиционным климатом, так и взаимоотношениям с инвесторами. Органы исполнительной власти в регионах эффективно работают над улучшением инвестиционного климата. Иностранные компании подчеркивают, что если раньше региональные власти старались дистанцироваться от трудно поддающихся влиянию крупных иностранных компаний, то сегодня ситуация меняется. Все чаще региональные власти готовы серьезно бороться за инвесторов, подтверждать заинтересованность конкретными действиями, и количество таких регионов увеличивается [7].
Внедрение Регионального инвестиционного стандарта и региональных рейтингов инвестиционной привлекательности Агентством стратегических инициатив создают
стимулы для улучшений и ориентиры для компаний, которые только планируют вести деятельность в России.
Внедрение этих практик показывает, что со стороны власти есть понимание важности создания привлекательного делового климата и эффективной работы с инвесторами (наравне с такими задачами, как обеспечение социальной стабильности). Повышение интереса регионов к иностранным инвестициям все еще ограничивается чрезмерной централизацией власти, а также особенностями бюджетной системы (в части распределения налогов).
Безусловным лидером инвестиционной привлекательности среди регионов России, с точки зрения инвесторов, является Республика Татарстан. В числе наиболее привлекательных регионов отмечаются также Калужская и Тульская области. Власти указанных регионов прилагали значительные усилия для улучшения инвестиционного климата, сокращения бюрократических процедур, повышения открытости для инвесторов, создания удобной и привлекательной инфраструктуры.
Анализ инвестиционной деятельности на уровне макрорегиона (СКФО) показывает наличие внутри него критической разницы между различными субрегионами (рис. 2).
Несмотря на довольно высокий инвестиционный потенциал СКФО, обусловленный значительными рекреационными ресурсами и избыточными, а следовательно недорогими трудовыми ресурсами, существуют также факторы, которые оказывают сильное негативное влияние не инвестиционную привлекательность округа. Это такие факторы, как неопределенность экономической ситуации, высокий процент коммерческого кредита, недостаток финансовых средств, сложность получения кредита, отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы.
Инвестиции в основной капитал по субъектам СКФО в 2008-2015 гг.
1
1 ■ 1 1
1 .1 .1 1 А 1
пшппкт)'»
2009 2010
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия-Алания
Чеченская Республика
С Ставропольский край
250000
200000
2013
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по субъектам СКФО (в фактически действовавших ценах, млн руб.)
Оценивая динамику иностранных инвестиций в РД, необходимо отметить, что они в республику поступают в весьма ограниченном объеме и в основном как доля в уставной капитал совместных предприятий. Большинство реализуемых в РД проектов с иностранным участием сводится лишь к приобретению оборудования и технологий за рубежом. Сотрудничество с иностранными инвесторами в части реализации приоритетных инвестиционных проектов в большей степени остается на уровне меморандумов о намерениях, и вопросы привлечения иностранных инвестиций в приоритетные и прорывные отрасли экономики по-прежнему стоят на повестке дня и, как представляется, в практическую плоскость реализации они могут быть переведены при содействии федерального центра [10].
Главная трудность на современном этапе - перелом инвестиционного мышления. В некоторых регионах власти по-прежнему работают с инвесторами «в парадигме командно-административных методов», но сталкиваясь с корпоративными стандартами западных компаний, они готовы менять свои подходы. Повышение интереса региональных органов власти к привлечению иностранных инвесторов отражается и в восприятии компаниями различных аспектов делового климата.
Изученный зарубежный опыт регулирования прямых иностранных инвестиций позволяет дать ряд рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций в регионы РФ, и в частности в РД.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, необходимо адаптировать законодательную базу, регулирующую деятельность иностранных инвесторов, к западным нормам. При разработке законов максимально учитывать опыт других стран, рекомендации и требования международных организаций, регулирующих привлечение иностранных инвестиций.
Важно поощрять отдельные, значимые для экономики России виды деятельности, в т. ч. осуществлять стимулирование экспорта конкурентоспособной продукции (обрабатывающей промышленности, экспортоориентированной и/или импортозамещающей) и импорта новых технологий.
По примеру всех изученных стран необходимо акцентировать внимание на привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологичное и наукоёмкое производство, так как поступление передовых иностранных технологий и обновление основных производственных фондов повысит уровень квалификации и производительность рабочей силы.
Таким образом, реализовывая комплекс мер по улучшению организационно-правовых условий для инвестиционной деятельности с учетом зарубежного опыта, регионы могут повысить эффективность привлечения иностранных инвестиций.
Литература
1. Ахмедова Л.А., Булатова У.Б. Оценка уровня инвестиционного потенциала в Северо-Кавказском федеральном округе // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№ 4-1 (69-1). - С. 300-304.
2. Булатова У.Б., Ахмедова Л.А. Модель экономики региона с учетом влияния макроэкономических тенденций на инвестиционную активность Республики Дагестан // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 229-232.
3. Ван Гуаншэн. Иностранный капитал в экономике КНР // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». URL: http: // www.vasilievaa.narod.ru/ptpu/current/htm/.
4. Гаджиев Н.Г., Гумбатова С.И. Исследование государственного регулирования в аграрном секторе (зарубежный опыт) // Научный обозреватель. - 2016. - № 5. -С. 6-9.
5. Гаджиев Н.Г., Махмудов М.К., Абдулсамедов Т.А Организационно-экономические аспекты инвестиционной деятельности в регионе (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 32. - С. 2427.
6. Исаева Ш.М., Джабраилова Д.М. Анализ альтернатив принятия инвестиционных решений // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. Сб. научных трудов 4-й Межд. научно-практической конференции: в 3 т. / отв. ред. Горохов А.А. -2014. - С. 119-121.
7. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов URL: http: // www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf.
8. Китайское информационное агентство Синьхуа. URL: http: // www.russian.xinhuanet.com.
9. Магомедова З.О., Аджиева Н.К. Основные направления инвестиционного и инновационного развития Республики Дагестан // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. - 2011. - № 6. - С. 253-255.
10. Навроцкая Н.А., Сопилко Н.Ю. Трансформация инвестиционно-производственного пространства как условие экономической интеграции // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 15. № 2. С. 63-69.
11. О состоянии и перспективах международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан. URL: http: // www.mid.ru/ru.
12. Седаш Т.Н., Бирюков А.В. Использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов // Финансы и кредит. 2013. - № 38 (566). - С. 59-65.
13. Смитиенко Б.М. Мировая экономика. - М.: Юрайт. Высшее образование,
2009.
14. Сулейманова Д.А. Особенности анализа инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов региона // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. - 2014.
- № 5. - С. 99-101.
15. Сулейманова Д.А., Рабаданова С.Р. Методологические подходы к оценке инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-3 (52-3). - С. 538-541.
16. Султанов Г.С. Формы улучшения инвестиционного климата как базиса формирования эффективной инвестиционной политики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2 (53-2). - С. 278-280.
17. Точицкая И. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций: обзор международного опыта и рекомендации для Беларуси. Аналитическая записка. Исследовательский центр ИМП. - Минск, 2009.
18. Arsakhanova Z.A., Sultanov G.S. Business Economics. - 2013. - Т. 2-12, № 2-41.
- С. 309.
19. Foreign direct investments in China: some lessons for other countries // IME policy discussion paper / international monetary fund. - Washington D.C., 2012.
Поступила в редакцию 11 июля 2016 г.
UDC 338.43
DOI: 10.21779/2500-1930- 2016-31-2-34-45
The possibility of using international experience in foreign investment attraction
L.A. Akhmedova, U.B. Bulatova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; [email protected], [email protected]
Under the conditions of the Russian economy's integration into the globalization processes such priority issues as the increase of investment climate attractiveness are becoming popular. This is true both for the Russian Federation as a whole as well and for its regions.
The change of the investments volume structure, and the need to increase the investment efficiency for the national economy development entail the need to improve the state regulation of the investment sphere and the process of attracting foreign investments in particular. This attributes to the growing interest of Russian researchers to the study of effective forms and methods of state regulation of foreign investment.
The article presents a comparative analysis of the efficiency of the investment policy, especially in the context of foreign countries. The experience of state regulation of foreign direct investment by such foreign countries as China, the US, Japan and South Korea have been studied.
Characteristic features of attracting foreign investment in other countries have been analyzed in order to identify the main approaches to the state regulation of international investment cooperation and the means of its implementation.
Keywords: investment activity, investment potential, investment risk, the region.
Received 11 July, 2016