Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
информация / информационное обеспечение / безопасность / правоохранительная деятельность / правоохранительные органы. / information / information support / security / law enforcement / law enforcement agencies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпов Азамат Илгизович

Реформирование правоохранительных органов обусловливает важность вопросов внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым можно значительно повысить продуктивность правоохранительной деятельности. В связи с этим, несмотря на отечественные достижения в деле информационного обеспечения служебной деятельности правоохранительных органов, особое значение приобретает изучение международного и зарубежного опыта применения информационных технологий и учета его в совершенствовании информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности. В статье исследован зарубежный опыт применения информационных технологий в правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN LAW ENFORCEMENT

The reform of law enforcement agencies determines the importance of the introduction of the latest information and communication technologies, which can significantly increase the productivity of law enforcement activities. In this regard, despite the domestic achievements in the field of information support for the official activities of law enforcement agencies, it is of particular importance to study international and foreign experience in the use of information technologies and take it into account in improving information and analytical support for law enforcement. The article examines the foreign experience of using information technologies in law enforcement.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

ЗАРУБЕЖНЫЙ опыт применения информационных

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FOREIGN EXPERIENCE IN THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN

LAW ENFORCEMENT

УДК 351.7

Латыпов Азамат Илгизович, Магистрант 2 курса, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, latypovazamat@gmail .com

Latypov Azamat Ilgizovich, 2nd year undergraduate student, Sterlitamak branch of Bashkir State University, latypovazamat@gmail.com

Аннотация

Реформирование правоохранительных органов обусловливает важность вопросов внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым можно значительно повысить продуктивность правоохранительной деятельности. В связи с этим, несмотря на отечественные достижения в деле информационного обеспечения служебной деятельности правоохранительных органов, особое значение приобретает изучение международного и зарубежного опыта применения информационных технологий и учета его в совершенствовании информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности. В статье исследован зарубежный опыт применения информационных технологий в правоохранительной деятельности.

Annotation

The reform of law enforcement agencies determines the importance of the introduction of the latest information and communication technologies, which can significantly increase the productivity of law enforcement activities. In this regard, despite the domestic achievements in the field of information support for the official activities of law enforcement agencies, it is of particular importance to study international and foreign experience in the use of information technologies and take it into account in improving information and analytical support for law enforcement. The article examines the foreign experience of using information technologies in law enforcement. Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, безопасность, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы. Keywords: information, information support, security, law enforcement, law enforcement agencies.

Сегодня информационное обеспечение правоохранительных органов требует совершенствования для эффективного и успешного противодействия преступлениям против жизни и здоровья человека, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также в экономической, экологической и других сферах. Все более актуальными становятся проблемы, порождаемые транснациональной преступностью. Сюда относятся терроризм, торговля людьми и сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконная торговля наркотиками, незаконная торговля оружием, отмывание денег, подделка платежных средств. Считаем вполне справедливым мнение о том, что международное полицейское сотрудничество следует рассматривать сегодня как один из компонентов взаимодействия государств в сфере борьбы с преступностью, что само по себе является важной частью международных отношений [1, с. 239]. Это вызывает необходимость интеграции отечественных информационно-аналитических систем в международные, что обуславливает необходимость совершенствования этих систем в соответствии с технологическим уровнем требований развитых стран и в первую очередь стран Европейского Союза.

При исследовании зарубежного опыта применения информационных технологий в правоохранительной деятельности особого внимания заслуживает опыт Соединенного Королевства Великобритании. Реализация этих отношений во время предупреждения правонарушений и их быстрого раскрытия в Великобритании обеспечивается введением новейших компьютерных видеонаблюдений, созданных благодаря финансированию городских администраций и частных предприятий.

С 2013 года в Национальное уголовное агентство передана информационная система The National Policing Improvement Agency (NPIA). Доступ к ней имеют все территориальные полицейские силы Великобритании, полиция Северной Ирландии (PSNI), Британская транспортная полиция (BTP), полицейская служба Шотландии, Национальная служба идентификации (NIS), Национальное агентство по преступности (NCA), Служба безопасности (MI-5) и Секретная разведывательная служба (МЬ6), Ассоциация начальников полиции (ACPO) и другие.

Национальная база данных ДНК уголовной разведки Великобритании создана в 1995 году. Ежемесячно она растет на 30 000 образцов, поступающих с мест совершения преступлений, взятые полицейскими у подозреваемых, арестованных и лиц, которые содержались под стражей в полицейском участке. Она находится в ведении Министерства внутренних дел Великобритании. Данные, содержащиеся в NDNAD, принадлежат полицейскому органу, который предоставил образец для анализа. NDNAD Великобритании в своем роде является главной и самой большой в мире базой данных судебных ДНК и содержит данные относительно примерно 10% населения, по сравнению с 0,5% в США [2, c.1516].

Среди информационно-аналитических систем правоохранительных органов Франции в первую очередь хотелось бы остановиться на программном комплексе ANACRIM, который используется многими спецслужбами как этой страны, так и других стран Европейского Союза. Национальной жандармерией ANACRIM используется для анализа состояния преступности. В базу данных

внесены данные относительно лиц, мест, событий и другие связанные с ними сведения, например телефонные номера, автомобили и т.п. Указанное программное обеспечение позволяет установить связь между всеми записями в базе данных, а вывод предоставляется в виде графической презентации. Это позволяет аналитикам сформулировать соответствующие гипотезы или составить запрос, чтобы заполнить пробелы или проверить некоторые интеллектуальные предположения.

В марте 2011 года французский парламент принял закон, направленный на обеспечение внутренней безопасности «Loppsi II», ставший основой для модернизации нормативно-правовых актов, касающихся информационно-телекоммуникационного обеспечения. Так, введена уголовная ответственность за кражу личных данных в ходе расследования преступлений, связанных с детской порнографией, полиции предоставлено право подключения к Интернету и телефонным линиям, а также обращения к провайдерам для фильтрации Интернет-соединения и тому подобное. Также принятым законодательным актом разрешено создание информационной платформы, соединяющей многочисленные государственные базы данных [4, а2].

В Федеративной Республике Германия функция центрального органа по обеспечению информацией и установлению контактов между всеми полицейскими органами и службами страны в области борьбы с преступностью возложена на Федеральную уголовную полицию, которая фактически является центром сбора и электронной обработки необходимых полиции данных (уголовные учета, материалы дактилоскопической регистрации). Как в рассмотренных выше странах, правоохранительные органы Федеративной Республики Германия активно используют телекоммуникационные средства и вводят инновационные компьютерные технологии для эффективного и качественного информационного обеспечения своей служебной деятельности. Большой интерес вызывает база данных OneDOJ, которая находится на вооружении всех звеньев правоохранительной системы Соединенных Штатов Америки, отечественных аналогов которой не существует. Электронный доступ

ко всем уголовным делам страны вызывает большой интерес для расследования любых серийных преступлений, для установления сообщников или места нахождения лица, объявленного в розыск, и тому подобное. Безусловно, требуют изучения и постепенного внедрения программные комплексы, позволяющие перевести бумажное делопроизводство во всех сферах правоохранительной деятельности в цифровой режим в соответствии с современными требованиями. Тем более, что без их применения не может идти и речи о создании и внедрении баз данных, аналогичных OneDOJ.

Информационное обеспечение правоохранительных органов зарубежных государств условно можно разделить на несколько групп. В то же время следует заметить, что некоторые из них не имеют аналогов в нашей стране. Во-первых, это информационно-поисковые базы данных, содержащие сведения в отношении лиц или имущества, связанных с тем или иным преступлением, а именно: подозреваемые и осужденные, лица, объявленные в розыск, лица, склонные к сексуальным или насильственным преступлениям, пропавшие без вести, а также похищенное имущество, транспорт, документы и тому подобное. Ко второй группе относятся базы данных отпечатков пальцев, ДНК и других биометрических параметров; любых оболочек боеприпасов и тому подобное, предназначенные для проведения автоматического сравнительного анализа. К третьей группе относятся информационно-аналитические программные комплексы, такие как TECS или ANACRIM, позволяющие устанавливать связи между какой-либо информацией в отношении лица, подлежащего проверке с целью построения версий, прогнозов относительно поведения и другое. К четвертой группе целесообразно отнести системы отслеживания дорожного движения или телекоммуникационных связей.

Пятую группу составляют статистические программные комплексы [3? C. 78]. Таким образом, представляется целесообразным наладить сотрудничество с правоохранительными ведомствами Европейского Союза и США с целью усовершенствования существующих отечественных аналогов и разработки новых, отвечающих мировым стандартам. Кроме того, необходимо создать

условия для повышения материально-технической составляющей информационного обеспечения всех звеньев правоохранительной системы России и их эффективного использования в целях создания программных комплексов с использованием инновационных технологий.

Литература

1. Ахунзянов Е.М. Инновационные цифровые технологии в правоохранительных органах // Конкурс молодых ученых. Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 239-242.

2. Горошко И.В., Бондаренко Ю.В. Современные вызовы информатизации и правоохранительная деятельность // XIII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2019. Сборник трудов XIII Всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ-2019. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. 2019. С. 1516-1519.

3. Малюгина А.В., Ануфриева А.Н. Возможности оптимизации и совершенствования деятельности полиции России, связанные с применением технологических инноваций (анализ зарубежного опыта) // European Journal of Natural History. 2020. № 4. С. 78-84.

4. Олейник А.С., Мокроусов А.С., Янина А.В. Использование информационных технологий визуализации данных в практической деятельности правоохранительных органов // Московский экономический журнал. 2016. № 4. С. 2-4.

5. Петрова В.Ю., Торопов В.А., Карпа Ю.С. Зарубежный опыт использования геоинформационных систем в деятельности правоохранительных органов // Информатика и безопасность современного общества. 2019. № 2 (8). С. 1830.

References

1. Akhunzyanov E. M. Innovative digital technologies in law enforcement agencies / / Competition of young scientists. Collection of articles of the VI International Research Competition. Penza, 2020. pp. 239-242.

2. Goroshko I. V., Bondarenko Yu. V. Modern challenges of informatization and law enforcement activity / / XIII All-Russian meeting on problems of VSPU management-2019. Proceedings of the XIII All-Russian Meeting on VSPU Management Problems-2019. V. A. Trapeznikov Institute of Management Problems of the Russian Academy of Sciences. 2019. pp. 1516-1519.

3. Malyugina A.V., Anufrieva A. N. Opportunities for optimizing and improving the activities of the Russian police, related to the use of technological innovations (analysis of foreign experience) / / European Journal of Natural History. 2020. No. 4. pp. 78-84.

4. Oleinik A. S., Mokrousov A. S., Yanina A.V. The use of information technologies for data visualization in the practical activities of law enforcement agencies. 2016. No. 4. pp. 2-4.

5. Petrova V. Yu., Toropov V. A., Karpa Yu. S. Foreign experience of using geoinformation systems in the activities of law enforcement agencies / / Informatika i bezopasnost sovremennogo obshchestva. 2019. No. 2 (8). pp. 1830.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.