Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран'

Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5154
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ШТАТЫ ПОЛИЦИИ / УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ / РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковская Ю.В.

Основной целью реформирования правоохранительных органов является повышение эффективности правоохранительной системы. Важной задачей становится выбор критериев эффективности правоохранительной деятельности. Особое значение в решении этого вопроса имеет анализ зарубежного опыта. В статье рассмотрены показатели, отражающие эффективность зарубежных правоохранительных систем: численность сотрудников, объемы финансирования на правоохранительные органы, динамика преступности, общественное мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быковская Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран»

11 (248) - 2014

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.242

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Ю. В. БЫКОВСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: zima7327 @yandex.ru Московский университет МВД России

Основной целью реформирования правоохранительных органов является повышение эффективности правоохранительной системы. Важной задачей становится выбор критериев эффективности правоохранительной деятельности. Особое значение в решении этого вопроса имеет анализ зарубежного опыта. В статье рассмотрены показатели, отражающие эффективность зарубежных правоохранительных систем: численность сотрудников, объемы финансирования на правоохранительные органы, динамика преступности, общественное мнение.

Ключевые слова: эффективность правоохранительной деятельности, штаты полиции, уровень преступности, расходы на обеспечение деятельности полиции, общественное мнение.

Введение. В последние годы проводится масштабная реформа правоохранительных органов Российской Федерации, основная цель которой — повышение эффективности работы всей правоохранительной системы. К настоящему времени реализован комплекс мероприятий первоначального этапа реформирования. Практика показывает, что хотя реформа дала определенные положительные результаты, тем не менее необходимо дальнейшее проведение преобразований.

В этой связи в процессе реформирования российских правоохранительных органов (и, в частности, полиции) актуальным является анализ вопросов,

касающихся критериев оценки эффективности правоохранительной деятельности. Целесообразным становится исследование опыта зарубежных стран, который дает возможность расширения совокупности имеющихся представлений о направлениях совершенствования правоохранительной системы, позволяет находить наиболее конструктивные решения. Научный интерес к подобным исследованиям имеет вполне очевидное практическое значение. По результатам такого анализа генерируются знания, из которых можно извлечь полезные уроки на будущее, определить ключевые направления проведения реформ. Также можно предвидеть проблемы, которые могут возникнуть при реализации поставленных целей и задач, разработать более полную методологию развития правоохранительной системы, провести своевременные корректировки уже разработанных программ реформирования.

По оценкам экспертов, довольно сложно определить критерии, по которым может быть полно и объективно оценена эффективность деятельности правоохранительных органов того или иного государства. Ведь каждое государство имеет присущие именно ему уровень и специфику, цели и задачи развития. Тем не менее существует ряд показателей, которые успешно применяются в мировой практике для оценки эффективности правоохранительных систем. Так, в докладе «Организация правоохранительной системы в некоторых федеративных стра-

нах мира», подготовленном российским Комитетом гражданских инициатив [1], выделены ключевые направления, по которым может быть дана оценка эффективности деятельности правоохранительной системы государства. К ним, в частности, относятся:

1) криминальная статистика (число убийств и других преступлений на душу населения, раскрываемость преступлений и т. д.);

2) статистика обращений в полицию, структура этих обращений и пр.;

3) количество сотрудников силовых ведомств и их соотношение с численностью населения;

4) система финансирования, соотношение расходов на обеспечение деятельности правоохранительных органов и размеров предотвращенного и возмещенного с помощью полицейских материального ущерба;

5) экономический фактор: максимальное снижение преступности при заданном уровне бюджетных расходов на защиту правопорядка;

6) уровень коррупции в правоохранительных органах;

7) результаты контроля надзорных органов;

8) результаты общественного контроля;

9) результаты опросов общественного мнения;

10) отчеты уполномоченного по правам человека;

11) количество частных охранных структур и их соотношение с численностью сотрудников правоохранительной системы;

12) система замещения должностей в правоохранительных органах — назначаемость или выборность.

К числу наиболее важных показателей, отражающих специфику правоохранительных систем зарубежных стран, ее состояние, эффективность, можно отнести:

• численность сотрудников;

• количество преступлений (зарегистрированных, раскрытых, нераскрытых);

• изменение количества преступлений за определенный период времени;

• объемы финансирования обеспечения деятельности правоохранительных органов;

• доля расходов на обеспечение деятельности полиции в ВВП;

• общественное мнение о деятельности правоохранительных структур, в том числе уровень доверия граждан.

Провести сопоставительный анализ приведенных выше показателей по разным зарубежным странам — это довольно сложная задача. Проблема здесь заключается в том, насколько корректно сравнивать различные показатели, а именно:

— зачастую статистические данные становятся доступными с большим временным сдвигом (несколько лет);

— не с чем сравнивать: не все страны предоставляют аналогичные сведения;

— статистические данные не всегда сопоставимы друг с другом вследствие, например, разницы в составе преступлений, в системе уголовного законодательства, в функциях, возложенных на правоохранительные органы, в частности — на полицию;

— статистические данные не всегда собираются и систематизируются по единой методологии и др.

Наряду с этим перечисленные проблемы не отменяют принципиальной возможности использования информации международной статистики для проведения анализа. Рассмотрим приведенные выше показатели более подробно.

В разных зарубежных странах существенно отличаются друг от друга штаты полиции. В табл. 1 приведены статистические данные о количестве сотрудников полиции ряда зарубежных стран на 100 тыс. чел. населения.

Из анализа данных табл. 1 видно, что значения показателя «количество полицейских на 100 тыс. чел. населения» находятся в достаточно широком диапазоне. Например, в Бахрейне, Монако, на Багамах, в Гренаде, Ливане значение этого показателя попадает в интервал 550—2 000 чел.; в Португалии, Латвии, Чехии, Испании, Израиле, Бельгии — 350—450 чел.; в Сербии, Эстонии, Франции, Шотландии, Австрии, Литве, Албании — 300—350 чел.; в Германии, Бразилии, Австралии, Англии, США, Канаде — 200—300 чел.; в Дании, Финляндии, Азербайджане, Индии — 100—200 чел.

В настоящее время в России количество полицейских на 100 тыс. чел. населения довольно высоко — 546 сотрудников. При этом, например, в Бельгии, Германии, Франции, Австрии, Литве этот показатель в 1,5—2,5 раза ниже, чем в России, а в Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Азербайджане, Аргентине, Индии — в 2,5—4,5 раза ниже. Вместе с тем количество полицейских на 100 тыс. чел. населения в Бахрейне, Монако, Гренаде, Ливане в 1,1—3,6 раза выше, чем в России. Анализ экспер-

Источник: [6, 17, 18]. * По состоянию на 31.12.2010.

** КП — количество полицейских на 100 тыс. чел. населения.

*** Следует иметь в виду, что расчет произведен исходя из численности населения России на 01.01.2013 — 143,3 млн чел. [17], а также установленной штатной численности сотрудников органов внутренних дел РФ — 782 001 чел. [7].

Таблица 1

Количество сотрудников полиции зарубежных стран на 100 тыс. чел. населения*

Страна КП** Страна КП Страна КП Страна КП

Бахрейн 1 978 Сингапур 392 Литва 323 Швейцария 217

Монако 1 466 Испания 387 Ирландия 322 Румыния 213

Гренада 893 Израиль 385 Перу 320 Чили 213

Багамы 771 Словения 383 Люксембург 319 Швеция 216

Ливан 578 Италия 376 Албания 302 Япония 204

Россия*** 546 Мексика 371 Таиланд 297 Канада 204

Кипр 491 Боливия 363 Германия 296 Индонезия 197

Турция 482 Бельгия 356 Эквадор 383 Дания 196

Хорватия 473 Греция 351 Бразилия 282 Аргентина 196

Северная Ирландия 471 Колумбия 344 Австралия 261 Никарагуа 168

Мальта 461 Сербия 340 Англия и Уэльс 252 Норвегия 157

Гонконг 450 Эстония 338 Польша 250 Финляндия 152

Португалия 444 Франция 333 Лихтенштейн 247 Филиппины 136

Казахстан 444 Парагвай 332 Исландия 236 Азербайджан 134

Латвия 432 Шотландия 330 Зимбабве 231 Индия 129

Чехия 418 Австрия 328 США 227 Кения 105

Болгария 393 Белоруссия 325 Нидерланды 224 Бангладеш 87

тов ООН говорит о том, что общемировое среднее значение данного показателя составляет около 300 полицейских на 100 тыс. чел. населения [18]. Рекомендация ООН относительно оптимального значения показателя — 222 полицейских на 100 тыс. чел. населения [3].

Рассматриваемый показатель является одним из ключевых при выработке механизмов повышения эффективности работы правоохранительных органов. Количество сотрудников полиции должно быть оптимальным. С одной стороны, излишняя численность приводит к необоснованному увеличению бюджетных расходов, с другой — нехватка кадров способствует увеличению преступности, снижению раскрываемости преступлений, ухудшению криминальной обстановки в стране.

Анализ показывает, что каждое государство решает вопросы об оптимальном количестве сотрудников полиции, учитывая свои особенности развития и складывающуюся ситуацию.

Интересен опыт Японии в отношении участковых отделений полиции, так называемых «кобан». К «кобан» приписывается постоянный состав сотрудников, которые несут службу в полиции. В городах Японии «кобан» расположены так, что в любое место района полицейские после поступления вызова должны прибыть за считанные

минуты. Учет прибытия полицейских на место преступления рассчитывается очень тщательно. В отчетах Национального полицейского управления Японии отмечается, что в последнее десятилетие увеличилось время прибытия сотрудников полиции на место преступления. В 1998 г. оно было равно

5 мин 48 с, в 1999 г. — 5 мин 54 с, в 2000 г. — уже

6 мин 5 с. Такая ситуация повлекла за собой тщательный анализ причин этого роста. Во многом это было объяснено тем, что за последние годы резко увеличилось количество обращений в «кобан» с мобильных телефонов. В то же время гражданам, вызывающим полицию, стало труднее указать точное место своего нахождения. Такой детальный учет этого показателя объясняется тем, что, по данным полиции Японии, процент раскрытия преступлений по «горячим следам» при прибытии полицейского на место преступления до 3 мин в 1,5—2 раза выше, чем при прибытии через 5—10 мин. В результате высокая оперативность реагирования обеспечивает японской полиции отличные показатели в раскрытии преступлений сравнительно малыми силами [15]. Так, в Японии на 100 тыс. чел. населения приходится в 1,4—1,9 раза меньше полицейских, чем в Германии, Франции или Италии (см. табл. 1).

Таким образом, приведенный пример показывает, что при определении оптимального количес-

Таблица 2

Динамика уголовных преступлений, совершенных в США по видам преступлений в 1992—2011 гг. (на 100 тыс. чел. населения)

Год Численность населения Насильственные преступления Убийства Изна-силова-ние Ограбление Нападения при отягчающих обстоятельствах Преступления против собственности Кража со взломом Воровство Угон автомобилей

1992 255 029 699 757,7 9,3 42,8 263,7 441,9 4 903,7 1 168,4 3 103,6 631,6

1993 257 782 608 747,1 9,5 41,1 256,0 440,5 4 740,0 1 099,7 3 033,9 606,3

1994 260 327 021 713,6 9,0 39,3 237,8 427,6 4 660,2 1 042,1 3 026,9 591,3

1995 262 803 276 684,5 8,2 37,1 220,9 418,3 4 590,5 987,0 3 043,2 560,3

1996 265 228 572 636,6 7,4 36,3 201,9 391,0 4 451,0 945,0 2 980,3 525,7

1997 267 783 607 611,0 6,8 35,9 186,2 382,1 4 316,3 918,8 2 891,8 505,7

1998 270 248 003 567,6 6,3 34,5 165,5 361,4 4 052,5 863,2 2 729,5 459,9

1999 272 690 813 523,0 5,7 32,8 150,1 334,3 3 743,6 770,4 2 550,7 422,5

2000 281 421 906 506,5 5,5 32,0 145,0 324,0 3 618,3 728,8 2 477,3 412,2

2001 285 317 559 504,5 5,6 31,8 148,5 318,6 3 658,1 741,8 2 485,7 430,5

2002 287 973 924 494,4 5,6 33,1 146,1 309,5 3 630,6 747,0 2 450,7 432,9

2003 290 788 976 475,8 5,7 32,3 142,5 295,4 3 591,2 741,0 2 416,5 433,7

2004 293 656 842 463,2 5,5 32,4 136,7 288,6 3 514,1 730,3 2 362,3 421,5

2005 296 507 061 469,0 5,6 31,8 140,8 290,8 3 431,5 726,9 2 287,8 416,8

2006 299 398 484 479,3 5,8 31,6 150,0 292,0 3 346,6 733,1 2 213,2 400,2

2007 301 621 157 471,8 5,7 30,6 148,3 287,2 3 276,4 726,1 2 185,4 364,9

2008 304 059 724 458,6 5,4 29,8 145,9 277,5 3 214,6 733,0 2 166,1 315,4

2009 307 006 550 431,9 5,0 29,1 133,1 264,7 3 041,3 717,7 2 064,5 259,2

2010 309 330 219 404,5 4,8 27,7 119,3 252,8 2 945,9 701,0 2 005,8 239,1

2011 311 591 917 386,3 4,7 26,8 113,7 241,1 2 908,7 702,2 1 976,9 229,6

Источник: [8].

тва сотрудников правоохраны важно учитывать географические масштабы государства, плотность населения, уровень криминализации в стране, а также принимать во внимание политику государства в отношении полицейской службы, приоритеты и направления ее развития, достигнутые результаты предыдущих этапов реформирования.

Например, в США реформы правоохранительных органов идут постоянно. При этом начиная с 1992 г. уровень преступлений сократился в среднем в 2—3 раза (табл. 2).

В настоящее время в США проводится политика увеличения численности сотрудников полиции. Так, по данным Бюро статистики труда США (BLS), в течение 2010—2020 гг. количество полицейских должно вырасти примерно на 7 %. В 2010 г. насчитывалось около 794 300 сотрудников полиции. К 2020 г., по оценкам Бюро статистики труда, общее количество полицейских должно возрасти до 853 100 сотрудников [9].

Другой пример из опыта работы полиции в Великобритании: за последние 20 лет здесь также наблюдается тенденция сокращения количества различного рода преступлений (табл. 3).

При этом начиная с I половины 1990-х гг. в Великобритании проводились реформы, следствием которых было как сокращение, так и увеличение численности сотрудников полиции.

В последнее десятилетие численность сотрудников полиции Великобритании неуклонно росла. В 2000 г. общая численность полицейских составляла немногим более 124 000 чел. В 2001—2002 гг. количество сотрудников полиции достигло рекордного уровня, увеличившись на 3,1 % по сравнению с 2000 г. Это было самое большое увеличение штатов полиции за последние 25 лет. В 2004 г. количество полицейских достигло отметки 140 000 чел. Затем наблюдалось некоторое сокращение численности сотрудников, а в 2006—2009 гг. численность сотрудников вновь стала расти и ко II половине 2009 г. достигла 144 833 чел. В последние несколько лет из-за сокращения бюджета и его дефицита правительство Великобритании приняло решение о сокращении численности полицейских1. По состоянию на 31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Также в Великобритании широко распространено привлечение общественных сил (РСБО), так называемая «общественная поддержка сотрудников полиции» (добровольцы). Труд сотрудников полиции общественной поддержки оплачивается в том же порядке, как и труд сотрудников полиции, но они не

Таблица 3

Динамика уголовных преступлений, зарегистрированных полицией Южного Уэльса (Великобритания), по видам преступлений за 1990—2012 гг. (на 100 тыс. чел. населения)

Год Убийство Нападение Изнасилование Ограбление без оружия Ограбление с применением огне- Кража со взломом Воровство Угон автотран-

стрельного оружия спорта

1990 2,0 511,0 27,6 51,9 26,9 1 010,2 628,8 935,1

1991 1,9 525,8 39,7 53,8 26,1 968,9 624,5 843,5

1992 1,7 533,2 37,3 51,7 24,2 947,1 583,2 661,6

1993 1,8 600,8 34,7 58,7 25,4 965,5 572,5 668,9

1994 1,8 566,1 30,7 68,6 20,1 986,8 612,9 776,7

1995 2,0 633,0 38,2 73,8 31,0 995,7 659,3 767,2

1996 1,9 777,4 50,6 80,0 37,6 1 192,9 701,6 791,8

1997 1,9 852,5 59,4 102,0 64,9 1 262,5 724,6 884,7

1998 1,7 910,5 52,3 102,4 79,7 1 340,4 768,9 847,5

1999 2,0 896,9 49,4 100,0 64,4 1 200,8 716,7 753,3

2000 1,8 949,1 54,2 108,2 67,0 1 258,9 777,4 809,6

2001 1,7 1 031,3 56,5 118,3 78,0 1 206,7 794,2 817,7

2002 1,5 1 068,5 56,8 96,5 51,4 1 044,7 625,2 631,8

2003 1,5 1 062,3 58,2 90,5 43,5 921,8 544,3 520,8

2004 1,1 1 015,3 62,0 70,3 37,7 816,3 443,1 491,9

2005 1,3 1 027,4 58,4 72,1 38,4 723,6 428,0 428,5

2006 1,5 1 027,6 55,8 68,6 35,6 690,0 397,5 413,2

2007 1,2 1 034,2 58,8 67,3 32,9 675,7 353,1 385,5

2008 1,2 1 016,5 59,5 63,5 26,6 632,0 327,5 348,4

2009 1,2 976,5 62,2 53,0 23,4 583,9 269,9 313,3

2010 1,1 947,3 62,2 48,8 20,6 571,3 236,4 280,9

2011 1,2 914,1 60,6 41,2 20,4 541,2 233,9 268,2

2012 1,0 888,0 63,4 38,3 19,2 554,5 222,5 249,5

Источник: [10].

марта 2011 г. численность сотрудников полиции составила 139 110 чел. [13].

В 2012 г. МВД Великобритании заявило о том, что планирует в 2014—2015 гг. сократить бюджетные расходы на содержание полиции на 20 %. Это заявление сразу вызвало обеспокоенность сотрудников тем, скажется ли такое решение на уровне их заработной платы и социальном обеспечении. Но правительство утверждает, что никто не пострадает, экономия средств будет обеспечена за счет оптимизации бюджетных расходов, сокращения затрат на управленческий и административный аппарат.

Наряду с этим еще в мае 2011 г. МВД Великобритании наметило ряд мер, которые включают реструктуризацию деятельности полиции, принятие

имеют всех полномочий, которые имеют кадровые офицеры. Их роль заключается в поддержке работы местной полиции и обеспечении видимого присутствия на улицах.

Такая мера была введена в 2002 г. в ходе реформы полиции и довольно быстро получила распространение. Так, за период с 2005 по 2009 г. численность сотрудников РСБО выросла с 6 214 до 16 814 чел. По состоянию на 31 марта 2011 г. их численность несколько сократилась и составила 15 820 чел.

более сложного подхода к управлению рисками и упрощению процесса регистрации преступлений. В июле 2011 г. Инспекция Ее Величества по делам полиции (ИККЕВ) опубликовала доклад «Адаптация к жесткой экономии», в котором дала оценку готовности власти сократить количество сотрудников полиции до 2015 г. на 16 200 полицейских, а также 1 800 и 16 100 добровольцев (в Англии и Уэльсе соответственно), что в общей сложности составит 34 100 ед. Планируемое сокращение численности полицейских вызвало понятную тревогу и обеспокоенность полицейской ассоциации в Англии и Уэльсе: «Нельзя потерять такое количество сотрудников полиции и в дальнейшем продолжать снижать уровень преступности». Вместе с тем опросы общественного мнения, проводимые в ходе реформы, показали, что большинство интервьюированных респондентов не замечают, как часто они видят полицию в общественных местах [13].

Конечно, результаты преобразований штатов полиции Великобритании еще предстоит оценить через определенный период времени. Однако, го-

Таблица 4

Динамика изменения численности сотрудников полиции зарубежных стран в 1999—2009 гг.

Страна Общая численность Численность сотрудников полиции

сотрудников полиции на 100 тыс. чел. населения

1999 2004 2009 1999 2004 2009

ЕС-27 — — 1 694 601 — — 337,7

Бельгия 36 179 37 008 39 861 354,2 356,0 370,7

Болгария — — 30 807 — — 405,0

Чехия 44 083 47 232 43 472 428,4 462,5 415,3

Дания 10 048 10 483 10 850 189,1 194,2 196,9

Германия 252 230 246 758 245 752 307,5 299,0 299,7

Эстония 3 584 3 520 3 183 259,9 260,5 237,5

Ирландия 11 458 12 209 14 547 307,0 303,0 326,9

Греция 48 981 50 171 50 798 451,0 454,4 453,0

Испания 187 450 198 072 231 801 470,9 467,8 505,8

Франция 227 123 235 792 243 900 388,3 389,7 390,5

Италия 273 422 250 237 245 152 480,5 432,3 411,2

Кипр 4 256 4 903 5 353 623,6 671,3 671,7

Латвия 10 697 9 902 7 114 445,8 427,0 314,6

Литва 13 663 11 526 10 957 386,4 334,5 327,1

Люксембург 1 162 1 352 1 603 271,9 297,2 324,8

Венгрия 29 878 29 516 33 487 291,4 291,8 333,8

Мальта 1 734 1 775 1 847 458,1 443.9 446,6

Нидерланды 32 374 35 996 36 498 205,4 221,4 221,4

Австрия 26 883 27 111 26 623 336,8 333,0 318,6

Польша 98 647 100 770 98 955 255,1 263,9 259,5

Португалия 47 303 47 647 49 152 466,1 454,9 462,5

Румыния 48 106 45 770 45 779 213,9 210,8 212,9

Словения 6 465 7 618 7 842 326,8 381,6 385,9

Словакия 13 957 14 079 14 496 258,8 261,7 267,9

Финляндия 7 960 8 247 8 308 154,3 158,0 156,0

Швеция 16 201 16 891 19 144 183,0 188,2 206,8

Великобритания

В том числе:

— Англия и Уэльс 126 096 139 200 142 151 243,6 263,0 260,2

— Шотландия 14 684 16 001 17 409 286,8 315,7 336,0

— Северная Ирландия 11 240 8 936 7 758 664,4 523,6 435,3

Исландия — 671 667 — 230,9 208,8

Лихтенштейн 72 87 88 224,9 253,7 247,3

Норвегия 7 725 8 169 7 642 173,8 178,5 159,2

Швейцария 14 156 15 473 17 058 196,7 210,1 221,5

Черногория — — 5 454 — — 865,5

Хорватия 22 219 19 634 20 204 490,8 442,0 455,6

Македония — 9 231 9 905 — 454,8 484,3

Сербия — — 32 562 — — 443,9

Турция 345 033 327 371 341 770 524,5 463,1 484,2

Япония 226 401 244 947 251 939 180,4 193,9 199,1

США 637 551 675 734 705 886 228,3 229,8 229,7

Источник: [11].

воря о мировых тенденциях, следует подчеркнуть, что мероприятия, связанные с сокращениями штатов полиции, — это не новшество и не единичный случай. Такие меры отдельные зарубежные государства применяют давно. Однако наряду с этим в зарубежных странах также широко практикуется при

необходимости и увеличение штатов полиции. В этой связи интерес представляют статистические данные об изменении численности сотрудников полиции и численности сотрудников полиции на 100 тыс. чел. населения зарубежных стран за определенный (достаточно протяженный) период времени (табл. 4).

Статистические данные, приведенные в табл. 42, демонстрируют, что в 2009 г. количество сотрудников полиции в странах ЕС-27 находилось на уровне около 1 700 000 ед. Увеличение по сравнению с 2004 г. составило в среднем 2,7 % (при сравнении исключены Бельгия и Болгария) [11].

Отметим, что в некоторых зарубежных странах за рассматриваемый период времени наблюдались довольно существенные сокращения штатов полиции. Так, например, преобразования (более 10 %) затронули страны Балтии и Северную Ирландию. Менее существенные сокращения численности полицейских наблюдались в Германии, Чехии и Австрии (менее 10 %). В остальных государствах (включая страны Евросоюза), таких как Япония, Швейцария, Франция, Швеция и др., отмечается увеличение полицейских штатов.

Таким образом, на основании проведенного анализа политики зарубежных государств в отношении численности полицейских штатов важно подчеркнуть, что каждое государство решает эти вопросы, учитывая огромное количество факторов. При этом важнейшим аргументом в принятии решений об изменении численности сотрудников правоохраны являются возможности бюджета, которые, увы, для всех без исключения стран весьма ограничены. Вместе с тем такой показатель, как размер бюджетных ассигнований на содержание полицейских формирований, не может рассматриваться обособленно от других, не менее значимых показателей эффективности правоохранительных систем, например уровня криминализации в стране.

Заслуживает внимания анализ данных о количестве преступлений, например убийств на 100 тыс. чел. населения, в зарубежных странах (табл. 5).

Анализ данных табл. 5 говорит о том, что в зарубежных странах цифры об уровне преступности, в частности, о количестве убийств, существенно отличаются друг от друга. Причем в развивающихся странах этот показатель гораздо выше, чем в развитых. Например, в Мексике количество убийств на 100 тыс. чел. населения очень высоко — 22,7. При этом количество полицейских на 100 тыс. чел. населения в Мексике составляет 371 чел. (см. табл. 1). Можно предположить, что простое увеличение штатов полиции способно сократить уровень убийств в стране.

Таблица 5

Количество убийств на 100 тыс. чел. населения в зарубежных странах*

2 Данные, приведенные в табл. 1 и табл. 4, несколько отличаются друг от друга. Тем не менее они являются сопоставимыми, имеют схожие тенденции и могут быть использованы для анализа.

Страна КУ** Страна КУ

Сальвадор 69,2 Сирия 2,3

Кот д'Ивуар 56,9 Ливан 2,2

Гватемала 38,5 Азербайджан 2,2

Колумбия 33,4 Израиль 2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доминиканская Республика 25 Румыния 2

Мексика 22,7 Иордания 1,8

Кения 20,1 Кипр 1,7

Эквадор 18,2 Чехия 1,7

Зимбабве 14,3 Беларусь 1,7

Никарагуа 13,6 Канада 1,6

Парагвай 11,5 Словения 1,5

Перу 10,3 Греция 1,5

Боливия 8,9 Марокко 1,4

Казахстан 8,8 Португалия 1,2

Литва 6,6 Ирландия 1,2

Уругвай 5,9 Франция 1,1

Филиппины 5,4 Польша 1,1

Украина 5,2 Швеция 1

Эстония 5,2 Катар 0,9

Таиланд 4,8 Италия 0,9

США 4,2 Дания 0,9

Чили 3,2 Испания 0,8

Шри-Ланка 3,6 Германия 0,8

Аргентина 3,4 Швейцария 0,7

Индия 3,4 Бахрейн 0,6

Турция 3,3 Австрия 0,6

Латвия 3,1 Япония 0,4

Непал 2,8 Сингапур 0,3

Бангладеш 2,7 Гонконг 0,2

Источник: [6]. * По состоянию на 31.12.2011.

** КУ — количество убийств на 100 тыс. чел. населения.

Однако в Чехии и Канаде показатель количества преступлений на 100 тыс. населения одинаков и находится на уровне 1,7. При этом количество полицейских на 100 тыс. чел. населения в Чехии — 418 чел., а в Канаде — в 2 раза меньше — 204 чел.

Говоря о динамике преступности в зарубежных странах, отметим, что, по данным Евростата, в 2009 г. в странах ЕС-27 полицией было зарегистрировано более 28 млн преступлений. Начиная с 2000 г. число зарегистрированных преступлений в большинстве государств ЕС-27 стало расти и в 2002—2003 гг. достигло максимальных значений. Впоследствии значения уровня преступности падали вплоть до 2009 г. Снижение количества зарегистрированных преступлений более чем на 10 % в период между 2003 и 2009 гг. наблюдалось в Великобритании, Польше, Греции и Франции (табл. 6).

Таблица 6

Динамика преступности в зарубежных странах в 1999—2009 гг., тыс. ед.

Страна Количество преступлений

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

ЕС-27 28 159

Бельгия 1 003 963 1 009 1 002 1 006 992 1 014 1 021 1 024 1 044

Болгария 145 149 147 147 144 142 138 136 135 127 138

Чехия 427 391 359 372 358 352 344 336 357 344 333

Дания 494 504 473 492 486 474 433 425 445 477 492

Германия 6 302 6 265 6 364 6 507 6 572 6 633 6 392 6 304 6 285 6 114 6 054

Эстония 52 58 58 53 54 53 53 52 50 51 48

Ирландия 81 73 87 106 103 99 102 103 — — —

Греция 374 369 440 441 442 406 456 464 423 417 387

Испания 1 896 1 853 2 052 2 183 2 144 2 141 2 231 2 267 2 130 2 372 2 335

Франция 3 568 3 772 4 062 4 114 3 975 3 825 3 776 3 726 3 589 3 558 3 521

Италия 2 374 2 206 2 164 2 232 2 457 2 418 2 579 2 771 2 933 2 710 2 630

Кипр 4 4 5 5 7 8 7 8 8 7 7

Латвия 44 50 51 49 52 62 51 62 56 57 57

Литва 77 82 79 73 79 84 82 75 68 72 76

Люксембург 27 23 23 26 26 27 25 26 28 28 32

Венгрия 506 451 466 421 413 419 437 426 427 408 394

Мальта 16 17 16 17 18 18 19 17 15 14 12

Нидерланды 1 309 1 329 1 379 1 402 1 369 1 319 1 337 1 286 1 287 1 261 1 232

Австрия 493 560 523 592 643 644 605 589 594 573 592

Польша 1 122 1 267 1 390 1 404 1 467 1 461 1 380 1 288 1 153 1 082 1 130

Португалия 363 363 372 392 417 416 393 400 399 430 426

Румыния 364 354 340 312 277 232 208 233 281 289 300

Словения 62 68 75 77 77 87 84 90 88 82 87

Словакия 94 89 93 107 112 131 124 115 111 105 105

Финляндия 437 453 430 435 443 445 432 416 436 441 432

Швеция 1 194 1 215 1 189 1 235 1 255 1 249 1 242 1 225 1 306 1 378 1 406

Великобритания В том числе:

— Англия и Уэльс 5 298 5 167 5 522 5 975 6 014 5 638 5 555 5 428 4 951 4 703 4 339

— Шотландия 436 423 421 427 407 438 418 419 386 377 338

— Северная Ирландия 119 120 140 142 128 118 123 121 108 110 109

Исландия — 19 19 20 18 17 12 13 13 15 18

Лихтенштейн 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Норвегия 292 307 300 320 304 288 276 277 272 264 277

Швейцария 355 317 322 357 379 389 353 335 326 323 676

Черногория — — 8 9 9 8 10 10 9 8 8

Хорватия 58 68 78 78 80 85 80 81 76 75 73

Македония — 20 17 18 23 23 23 22 26 28 —

Сербия — 106 122 96 90 100 102 99 105 106 102

Турция 339 337 412 456 496 529 669 978 946 986 —

Япония 2 166 2 443 2 736 2 854 2 790 2 563 2 269 2 051 1 909 1 818 —

США 11 634 11 608 11 877 11 879 11 827 11 679 11 565 11 467 11 295 11 168 10 639

Источник: [11].

Если рассматривать изменение уровня преступности в зарубежных странах во взаимосвязи с изменением штатов полиции, то анализ данных, приведенных в табл. 4 и 6, говорит о том, что к 2009 г. при сокращении количества преступлений численность сотрудников полиции увеличилась на Мальте, в Великобритании; сократилась — в Германии и Польше.

Итак, можно сформулировать некоторые выводы. В настоящее время статистика о преступности и уголовном правосудии, о штатах полицейских формирований отражает разнообразие полицейских и правовых систем стран зарубежья. Безусловно, сравнение статистических данных об уровне преступности разных государств необходимо

рассматривать с учетом динамики показателей во времени. Также необходимо учитывать, что данные о количестве и видах совершенных преступлений могут затронуть целый ряд других факторов, в том числе эффективность системы уголовного правосудия, правила и порядок регистрации преступлений, различия в сроках их регистрации и др. Кроме того, вполне логично предположить, что относительно высокая доля преступлений остается неучтенной.

Проведенный анализ показывает, что невозможно проследить прямую зависимость между количеством совершенных преступлений и численностью сотрудников полиции. Иными словами, нельзя однозначно утверждать, что чем больше сотрудников полиции, тем меньше преступлений. Так же как невозможно с уверенностью сказать о том, что при сокращении количества сотрудников полиции в том или ином государстве закономерно увеличивается уровень преступности. Ведь профессионализм полицейских зависит от уровня их подготовки и переподготовки, а уровень преступности — от состояния экономики страны и многих других переменных факторов.

Вместе с тем исследование зарубежного опыта показывает, что определенные мировые тенденции в отношении численности сотрудников полиции и уровня преступности все же существуют. Как правило, в развивающихся странах (что характерно для Африки и Азии) уровень преступности довольно высок, в то время как в развитых странах (что характерно для Европы, США, Канады, Японии) совершается гораздо меньше преступлений как в абсолютных величинах, так и в расчете на численность населения. При этом развитые страны стремятся придерживаться количества сотрудников полиции (с небольшой дисперсией), рекомендованного ООН. Так, в развитых странах (Западная Европа и США) численность полиции находится в интервале 190—370 единиц на 100 тыс. чел. населения.

Анализируя статистику об уровне преступности зарубежных стран по отношению к России, можно предположить, что в тех странах, где количество полицейских на одно преступление ниже, работа полиции более эффективна, чем в России. Но вместе с тем, как уже отмечалось, при оценке эффективности деятельности правоохранительных органов какого-либо государства важно учитывать всю совокупность факторов, в том числе уровень жизни населения, социально-экономическую обстановку, а также принимать во внимание мнение общества о

деятельности полиции и степень доверия граждан к этой структуре.

Обратимся к анализу статистических данных. В табл. 7 представлены ответы граждан разных зарубежных стран на вопрос: «Чувствуете ли вы себя в безопасности, прогуливаясь в одиночку ночью в городе или местности, где вы живете?».

Из анализа данных табл. 7 видно, что ощущение безопасности, уровень доверия граждан к правоохранительным органам в разных зарубежных странах значительно отличаются друг от друга. Например, в Литве всего 29 % населения чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь в одиночку ночью, в то

Таблица 7

Данные опроса граждан зарубежных стран* на предмет ощущения безопасности в городе или местности, где они проживают, %

Ощущение Ощущение

Страна безопаснос- Страна безопаснос-

ти, % ти, %

Литва 29 Чехия 60

Россия 31 Эстония 60

Украина 31 Италия 61

Кения 35 Польша 61

Боливия 37 Ирландия 62

Доминиканская 38 Португалия 62

Республика

Эквадор 38 Кипр 65

Аргентина 39 Таиланд 65

Парагвай 40 Филиппины 66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гватемала 41 Швеция 69

Зимбабве 41 Израиль 70

Турция 42 Азербайджан 71

Чили 42 Германия 72

Непал 43 Шри-Ланка 72

Перу 43 Япония 73

Сальвадор 43 Индия 74

Коста-Рика 44 Австрия 75

Латвия 44 Марокко 75

Мексика 44 США 75

Колумбия 45 Канада 76

Уругвай 46 Швейцария 76

Кот д'Ивуар 47 Бахрейн 79

Беларусь 48 Грузия 79

Никарагуа 49 Словения 79

Румыния 51 Бангладеш 82

Уганда 51 Дания 83

Казахстан 52 Иордания 84

Ливан 56 Сирия 84

Испания 58 Гонконг 85

Франция 59 Катар 87

Греция 60 Сингапур 98

Источник: [12]

* Представлены положительные ответы: «Да», «Скорее да, чем нет», процент от числа опрошенных.

время как в Дании этот показатель составляет 83 %. При этом следует подчеркнуть, что данный показатель также говорит о степени криминализации общества в той или иной стране. В Литве в 2011 г. число убийств на 100 тыс. чел. населения было равно 6,6, тогда как в Дании — 0,9 (см. табл. 5). В России всего 31 % жителей России чувствуют себя уверенно при ответе на вопрос о безопасности. Данный показатель по России один из самых низких в мире, что может свидетельствовать о недостаточной эффективности работы полиции.

Общественное мнение об эффективности деятельности правоохранительных органов складывается из множества составляющих частей. Так, например, в итоговом отчете Международной ассоциации начальников полиции Администрации Правосудия (Университет Джорджа Мейсона, США) «Общественный имидж полиции» [2] (далее — отчет), опубликованном еще в 2001 г., сделан вывод о том, что общественный имидж полиции является сложным показателем. Он имеет много аспектов, которые сгруппированы по трем основным категориям: 1) общий имидж; 2) восприятие результатов деятельности полиции; 3) восприятие процессов деятельности полиции. В отчете выделены такие элементы, оказывающие влияние на уровень общественного мнения, как опыт взаимодействия граждан с правоохранительными структурами, возраст респондентов, мнение СМИ о деятельности правоохранительных органов, уровень благосостояния граждан, социально-экономическое положение граждан, место проживания (город или сельская местность), результаты ожидания решения проблемных вопросов и др. По этой причине, основываясь только на показателе «общественное мнение», нельзя однозначно утверждать о высокой или низкой эффективности правоохранительных структур. При оценке необходимо учитывать все разнообразие факторов, даже применительно к данному показателю. Так, например, в отчете исследование общественного мнения проведено сквозь призму оценки деятельности полиции, причем речь ведется о результативности и качестве предоставляемых обществу услуг.

Анализируя деятельность полиции зарубежных стран в контексте оказания услуг, следует сказать о том, что важнейшими показателями эффективности работы правоохранительных органов является объем финансирования правоохранительной деятельности, а также доля затрат на содержание полиции в ВВП.

Удельный вес расходов на правоохранительную деятельность в ВВП представлен в табл. 8. Подчеркнем, что в большинстве зарубежных стран расходы на полицию составляют 45—60 % от всех расходов на правоохранительную деятельность [14]. В России эта цифра в 2011 г. составляла 44 %, а в 2012 г. по известным причинам выросла до 63 % [4, 5].

Анализ данных табл. 8 свидетельствует о том, что в развитых государствах показатель расходов на правоохранительную деятельность в ВВП находится на уровне 1—2,5 %, а именно: во Франции — 1,1 %; в Германии — 1,77; США — 2,21; в Великобритании — 2,38 %. В странах Восточной Европы удельный вес расходов на правоохранительную деятельность в ВВП немного выше, причем в среднем достигает 3,1 %. В России удельный вес расходов на правоохранительную деятельность находится в таком же интервале, что и в постсоциалистических странах, и составляет 2,78 %.

Вместе с тем при анализе важно также учитывать расходы государства в расчете на одного сотрудника правоохранительных органов (табл. 9).

Из анализа данных табл. 9 видно, что в развитых государствах расходы на одного сотрудника правоохранительных органов гораздо выше, чем в странах Восточной Европы. В России в 2011 г. уровень расходов государства на одного сотрудника

Таблица 8

Удельный вес расходов на правоохранительную деятельность в ВВП по состоянию на 2009 г.*, %

Страна УВР** Страна УВР

Развитые страны

Великобритания 2,38 Германия 1,77

США 2,21 Австрия 1,59

Испания 2,10 Швеция 1,46

Италия 2,01 Финляндия 1,34

Греция 1,95 Дания 1,14

Нидерланды 1,94 Франция 1,10

Бельгия 1,81 Норвегия 0,97

Постсоциалистические страны

Болгария 3,09 Латвия 2,03

Чехия 2,44 Литва 1,96

Эстония 2,31 Польша 1,96

Словакия 2,19

Страны, входившие в СССР

Россия 2,78 Украина 2,29

Беларусь 2,41 Казахстан 1,95

Источник: [16, 19, 20]. * Данные по России представлены за 2011 г ** УВР — удельный вес расходов на правоохранительную деятельность в ВВП.

Таблица 9

Расходы государств на функционирование полиции из расчета на одного сотрудника полиции по состоянию на 2009 г., тыс. долл.

Страна Расходы на одного сотрудника Доля от ВВП, % Страна Расходы на одного сотрудника Доля от ВВП, %

Развитые страны

Норвегия 247,22 0,50 Швеция 148,11 0,70

Нидерланды 212,69 0,98 Австрия 121,66 0,85

Великобритания 210,30 1,62 Италия 115,10 1,33

Дания 186,87 0,65 Германия 107,75 0,80

Финляндия 179,77 0,62 Испания 92,60 1,46

США 172,00 0,87 Греция 74,16 1,17

Восточная Европа

Эстония 80,16 1,32 Латвия 41,15 1,13

Чехия 51,89 1,18 Литва 30,01 0,89

Венгрия 46,40 1,23 Болгария 25,43 1,61

Польша 42,14 0,97

Страны, входившие в СССР

Россия* 20,59 0,94 Беларусь 6,85 0,93

Источник: [14].

* Данные по России представлены за 2011 г.

полиции был крайне низок — 20,59 тыс. долл. в год. Начиная с 2012 г. расходы на обеспечение социальными гарантиями сотрудников резко повысились. Следовательно, значительно увеличились расходы государства на содержание одного сотрудника полиции. Тем не менее, если рассматривать этот показатель в сравнении с развитыми зарубежными странами, то можно констатировать, что в России уровень финансового обеспечения правоохранительных органов (в частности полиции) все равно остается довольно низким. Так, затраты на одного сотрудника составляют, в частности: в Германии — 107,75 тыс. долл. в год; в США — 172,00; в Дании — 186,67; в Великобритании — 210,30 тыс. долл. в год, т. е. практически на порядок выше, чем в России. Даже в странах Восточной Европы расходы на одного сотрудника полиции в 2—4 раза выше: в Польше — 42,14 тыс. долл. в год; в Чехии — 51,89; в Эстонии — 80,16 тыс. долл. в год.

Вместе с тем, если рассматривать сложившуюся ситуацию с позиций сравнения удельного веса финансирования полиции в ВВП, то картина будет выглядеть несколько иначе (см. рисунок). В развитых государствах удельный вес расходов на содержание полиции значительно ниже, чем в странах Восточной Европы и России.

Заключение. На основе проведенного исследования представим некоторые выводы. У приведенных выше сравнений существует ряд очевидных недостатков. Например, из представленных статистических данных (табл. 1 и 7) видно,

что во многих авторитарных или развивающихся странах штаты полиции невелики, но при этом на высоком уровне находится такой показатель, как ощущение безопасности. Вряд ли такую ситуацию можно объяснить только высокой эффективностью правоохранительной деятельности. Скорее всего, в развивающихся государствах граждане просто привыкли к высокому уровню преступности и не обращают внимания на проявления опасности на улицах, а в авторитарных странах безопасность обеспечивается жестким режимом.

Учитывая все существующие недостатки, можно предположить, что, увы, российская полиция не самая эффективная среди стран мира. Между тем при использовании зарубежного опыта нельзя «копировать» или механически переносить те или иные методы решения проблем в российскую действительность. Необходимо учитывать, что некоторые аспекты реформирования имеют универсальный характер, другие же применимы только при определенных условиях, связанных с политической ситуацией в стране, соответствующим уровнем развития экономики и социальной сферы, традициями, географическим положением, масштабами страны, численностью и плотностью населения, а также уровнем криминализации общества. Ярким примером может служить опыт развитых зарубежных стран: Японии, США, Великобритании, которые развивают и совершенствуют свои правоохранительные системы, учитывая при этом прежде всего именно особенности своей страны.

Источник: [14].

Финансирование полиции в расчете на одного сотрудника полиции (левая шкала, тыс. долл.) и доля расходов на содержание полиции в ВВП (правая шкала, °%)

Вместе с тем существуют объективные предпосылки и причины для применения соответствующего положительного опыта зарубежных стран в ходе проведения российских реформ правоохранительной системы. Они обусловлены тем, что Россия, как и другие страны, вынуждена решать немало одинаковых или схожих проблем — сокращение масштабов преступности; оптимизация штатов полиции; повышение эффективности бюджетных ассигнований, выделяемых на обеспечение деятельности правоохранительных структур; повышение доверия общества к правоохранительным органам; снижение коррупции в органах государственной власти. Более того, изучение практики повышения эффективности правоохранительной деятельности в зарубежных странах позволяет увидеть содержание работы правоохранительных органов и их проблемы как бы изнутри, с позиций незаинтересованных субъектов, что и может помочь при реформировании полиции.

Список литературы 1. Доклад Комитета гражданских инициатив и Фонда ИНДЕМ «Организация правоохранительной системы в некоторых федеративных странах мира» / Авторы доклада П. А. Раевский, С. А. Пархоменко. URL: http://www.indem.ru/proj/rpf/Or-

PraOhrSiFederStra.pdf (дата обращения 30.08.2013).

2. Итоговый отчет Международной ассоциации начальников полиции Администрации Правосудия (Университет Джорджа Мейсона, США) «Общественный имидж полиции». URL: http://www.theiacp.org/The-PubHc-Image-of-the-Police (дата обращения: 15.10.2013).,

3. Международные статистические данные по преступности и уголовному правосудию, 2010. URL: http://www.unodc. org/documents/data-and-analysis/ Crime-statistics/International_Sta-tistics_on_Crime_and_Justice.pdf (дата обращения: 15.10.2013).

4. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ (с

изм. и доп.).

5. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (с изм. и доп.).

6. Официальный сайт Управления ООН по наркотикам и преступности. URL: http:// www.unodc.org/documents/data-and-analysis/statis-tics/crime/CTS12_Criminal_justice_resources.xls (дата обращения: 12.10.2013).

7. О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.04.2013 № 352.

8. Официальный сайт ФБР. URL: http://www. fbi.gov (дата обращения: 21.10.2013).

9. Официальный сайт Бюро статистики труда США. URL: www. bls. gov/; Сайт allp. com (информация о заработной плате). URL: www. allp.com>police-officer-salary (дата обращения: 25.10.2013).

10. Официальный сайт полиции Южного Уэльса. URL: http://www.police.nsw.gov.au (дата обращения: 28.10.2013).

11. Официальный сайт Евростата. URL: http:// epp. eurostat. ec. europa. eu/statistics_explained/index. php?title=File:Police_officers,_1999-2009.png&fileti mestamp=20121109145345.

12. Официальный сайт Исследовательского центра Гэллапа (Gallup). URL: http://www.gallup. com/pon/144083/latin-americans-least-Hkely-feel-safe-walking-alone.aspx# 2 (дата обращения 01.11.2013).

13. Полицейские штаты и работа в полиции // Politics. 2012, июль. URL: http://www. politics. co. uk/reference/police-numbers-and-recruitment (дата обращения 20.10.2013).

14. Правоохранительная деятельность в России: структура, функционирование, пути реформирования // Проект «Российская полиция в сравнительной перспективе: национальные модели и опыт реформ». URL: http://komitetgi. ru/upload/uploaded_ files/irl_4_pravookhrana_4 %20kudrin_part_2_fin. pdf (дата обращения: 26.11.2013).

15. Тебин Н. П. Япония: полицейские должны действовать как мудрые родители // Милиция. 2008. № 10.

16. Федеральное казначейство Российской Федерации. URL: http://roskazna. ru/reports/cb. html (дата обращения 21.11.2013).

17. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru (дата обращения: 20.10.2013).

18. XII Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. URL: http://www. unodc. org/ documents/commissions/CCPCJ_session 19/ AC0NF213_3eV1050608.pdf (дата обращения 28.10.2013).

19. United Nations Statistics Division (UNSD). URL: http://data. un. org/-Data. aspx?q=Governmen t+consumption+expenditure++&d=SNA&f=group_ code %3a301 (дата обращения: 11.01.2013).

20. Bulgaria — National Statistical Institute URL: http://www. nsi. bg/otrasalen. php?-otr=40 (дата обращения 11.01.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

International experience

CRITERIA OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF FOREIGN COUNTRIES POLICE

Iuliia V. BYKOVSKAIA

Abstract

The main purpose of police reform is to increase the effectiveness of law enforcement system. An important task is to choose the criteria for effectiveness of law enforcement. Special value in the decision in this issue is the analysis of foreign experience. The article describes the indicators reflecting the effectiveness of foreign law systems: the number of employees, funding for law enforcement agencies, the dynamics of crime, public opinion.

Keywords: efficiency of law enforcement, police states, crime rate, cost of maintenance of police, public opinion

References

1. Raevskii P.A., Parkhomenko S.A. Organizat-siia pravookhranitel'noi sistemy v nekotorykh federa-tivnykh stranakh mira [Organization of law enforcement

systems in some federal countries]. Doklad Komiteta grazhdanskikh initsiativ i Fonda INDEM — Report of the Committee of Civil Initiatives and INDEM. Available at: http://www. indem. ru/proj/rpf/Or-PraO-hrSiFederStra. pdf. (In. Russ.)

2. Final Report of the International Association of Chiefs of Police Administration of Justice (George Mason University, USA) "The public image of police force". Available at: http://www. theiacp. org/The-Pub-lic-Image-of-the-Police.

3. International statistics on crime and criminal justice in 2010. Available at: http://www. unodc. org/ documents/data-and-analysis/Crime-statistics/Interna-tional_Statistics_on_ Crime_and_Justice. pdf.

4. Federal Law "On the Federal Budget for 2011 and the planning period of 2012 and 2013" of December 13, 2010 № 357-FZ.

5. Federal Law "On the Federal Budget for 2012 and the planning period of 2013 and 2014" of November 30, 2011 № 371-FZ.

6. The official website of the UN Office on Drugs and Crime. Available at: http://www.unodc.org/docu-ments/data-and-analysis/statistics/crime/CTS 12_Crim-inal_jus-tice_resources.xls.

7. Presidential Decree "On the staffing levels of the prosecution of the Russian Federation and bodies of internal affairs of the Russian Federation" of April 12, 2013 № 352.

8. Official site ofthe FBI. Available at: http://www. fbi.gov.

9. Official site of the U. S. Bureau of Labor Statistics. Available at: www. bls. gov/; Website allp. com (information on wages). Available at: www.allp.com> police-officer-salary.

10. The official website for South Wales Police. Available at: http://www. police. nsw. gov. au.

11. The official website of Euro stat. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/in-dex.php?title=File:Police_officers,_1999-2009.png&f iletimestamp=20121109145345.

12. The official site of the Research Center of Gallup (Gallup). Available at: http://www.gallup. com/poll/144083/latin-americans-least-likely-feel-safe-walking-alone.aspx # 2.

13. Police states and police work. Politics. 2012, July. Available at: http://www.politics.co.uk/reference/ police-numbers-and-recruitment.

14. [Law enforcement in Russia: structure, functioning, reformation ways] Proekt "Rossiiskaia politsiia v sravnitel'noi perspektive: natsional'nye

modeli i opyt reform" [Project "Russian police in Comparative Perspective: the national model and experience of reforms"]. Available at: http://komitetgi. ru/upload/uploaded_files/irl_4_pravookhrana_4 % 20kudrin_part_2_fin. pdf. (In. Russ.)

15. Tebin N. P. Iaponiia: politseiskie dolzhny de-istvovat' kak mudrye roditeli [Japan: the police must act as wise parents].Militsiia — Militia, 2008, no. 10.

16. Federal Treasury of the Russian Federation. Available at: http://roskazna. ru/reports/cb. html. (In. Russ.)

17. Federal State Statistics Service. Available at: http://www. gks. ru. (In. Russ.)

18. 12th United Nations Congress on crime prevention and criminal justice. Available at: http://www. unodc. org/ docu-ments/commissions/CCPCJ_ses-sion19/ACONF213_3eV1050608.pdf.

19. United Nations Statistics Division (UNSD). Available at: http://data. un. org/-Data. aspx?q=Gover nment+consumption+expenditure++&d=SNA&f=gro up_code % 3a301.

20. Bulgaria—National Statistical Institute. Available at: http://www. nsi. bg/otrasalen. php?-otr=40.

Iiiliia V. BYKOVSKAIA

Moscow University of Russian Ministry of Internal Affairs Moscow, Russian Federation zima7327@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.