Научная статья на тему 'Зарубежный опыт: показательные организации здравоохранения'

Зарубежный опыт: показательные организации здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
379
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL CARE / КЛИНИКА МЭЙО / THE MAYO CLINIC / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В США / HEALTH CARE IN THE USA

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Щавелева М. В., Глинская Т. Н., Иванова В. И.

Описан опыт оказания медицинской помощи в одной из крупнейших клиник Соединенных Штатов Америки клинике Мэйо. За 130-летнию историю деятельности в созданной семьей Мэйо клинике количество врачей выросло от 3 до 2706, работающих в трех кампусах; численность административного и обслуживающего персонала достигла 36000 человек, а число выполняемых оперативных вмешательств достигло 76300 в год при 2400 койках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience: demonstration health organizatio

There is described the experience of rendering of medical care in one of the biggest clinics of the USA the Mayo Clinic, created by Mayo brothers. Over the past 130 years the number of doctors in the Mayo Clinic increased from 3 to 2706, who work in three campuses; the number of administrative and service staff reached 36000. The number of surgeries reached 76300 ones per year while the number of beds is 2400.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт: показательные организации здравоохранения»

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Зарубежный опыт:

показательные организации здравоохранения

Щавелева М.В.1, Глинская Т.Н.2, Иванова В.И.1

1Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск 2РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, Минск

Schaveleva M.V.1, Glinskaya TN.2, Ivanova V.I.1

Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk 2National Scientific and Practical Centre of Medical Assessment and Rehabilitation, Minsk

International experience: demonstration health organizations

Резюме. Описан опыт оказания медицинской помощи в одной из крупнейших клиник Соединенных Штатов Америки - клинике Мэйо. За 130-летнию историю деятельности в созданной семьей Мэйо клинике количество врачей выросло от 3 до 2706, работающих в трех кампусах; численность административного и обслуживающего персонала достигла 36000 человек, а число выполняемых оперативных вмешательств достигло 76300 в год при 2400 койках.

Ключевые слова: медицинская помощь, клиника Мэйо, здравоохранение в США.

Summary: There is described the experience of rendering of medical care in one of the biggest clinics of the USA - the Mayo Clinic, created by Mayo brothers. Over the past 130 years the number of doctors in the Mayo Clinic increased from 3 to 2706, who work in three campuses; the number of administrative and service staff reached 36000. The number of surgeries reached 76300 ones per year while the number of beds is 2400. Key words: medical care, the Mayo Clinic, health care in the USA.

Принято считать, что в мире существует три основные системы здравоохранения. Несмотря на различные подходы к финансированию и обеспечению функционирования этих систем, перед ними стоит ряд идентичных проблем, в частности доступности и эффективности оказываемой медицинской помощи [1]. Конечно, основной вклад в решение этих проблем вносится на национальном уровне. Вместе с тем, немало может быть сделано и делается отдельными конкретными организациями здравоохранения. С этой точки зрения всегда интересен и полезен опыт лучших организаций, вне зависимости от способа финансирования системы здравоохранения, в которой они работают. Одна из таких организаций - клиника Мэйо (Соединенные Штаты Америки).

Около 130 лет назад в одном из городков на севере Соединенных Штатов Америки (штат Миннесота) открылась больница, которая в начале прошлого века получила название клиники Мэйо (Mayo Clinic) [2]. Как отмечают Леонард Берри и Кент Селтман, авторы медицинского и управленческого бестселлера, посвященного клинике Мэйо [3], в том, что это учреждение существует до сих пор, нет ничего удивительного. Удивительно то, что больница, открытая в Рочестере - городке, население которого составляло около 5 тысяч человек (для сравнения: население Нью-Йорка на тот момент было около одного мил-

лиона [4]), а сегодня не намного превышает 100 тысяч, превратилась в один из наиболее влиятельных в мире брендов в сфере услуг. Клиника во многом определяет развитие экономики Рочестера, принесла городу мировую известность и еще одно название - «Медицинский город» (Med City) [5]. И это притом что до 1986 г. в штате клиники не было ни одного специалиста по маркетингу, - в течение 1986-1992 гг. эту функцию выполнял всего один сотрудник. Сейчас количество пациентов, которых за год обслуживает Рочестерский комплекс (или кампус, Saint Marys Hospital и Rochester Methodist Hospital [2]), превышает численность жителей самого Рочестера.

Клиника была открыта в какой-то степени вопреки воле ее основателя. В 1883 году над Рочестером прошел разрушительный торнадо [3, 6]. Уильям Уоралл Мэйо (доктор Мэйо) и его сыновья Уильям Джеймс и Чарльз Хоррас оказывали помощь пострадавшим. Их сил не хватало, и доктор Мэйо обратился к сестрам монастыря Святого Франциска. Так было положено начало сотрудничеству семьи Мэйо с монахинями францисканской общины. В дальнейшем именно монахини высказали пожелание построить больницу в Рочестере; их пожертвования стали основой строительства. Доктор Мэйо не соглашался с этой идеей, поскольку больницы считались местом, куда пациенты приходят умирать, а Рочестер слишком мал, чтобы поддерживать работу

такого учреждения [3]. Сестры настаивали, и в конце концов им удалось убедить доктора Мэйо. Больница сразу стала популярной не только в Рочестере, но и у жителей близлежащих территорий, - через 5 лет после открытия (1888) зданию потребовалась первая пристройка [6]. В 1914 году на базе больницы была официально открыта клиника Мэйо [3].

Заслуживают внимания и уважения личностные качества семьи Мэйо. В 1899 г. в редакцию American Jornal of the Medical Sciences, ведущего медицинского издания того времени, поступила статья, в которой сообщалось, что ее автор лично провел порядка 105 операций на желчном пузыре и желчевыводящих путях. Статья принадлежала Уильяму Мэйо. Однако она не была опубликована, поскольку редактор усомнился в ее достоверности. Цифра выполненных операций казалась, мягко сказать, преувеличенной, так как население Рочесте-ра составляло менее 6 тысяч человек [2]; ни один хирург в Филадельфии, городe, население которого в те времена приближалось к миллиону [7], не выполнил такого количества подобных операций.

Аналогичная история произошла и с Чарльзом Мэйо. Наблюдая за работой одного из знаменитых американских хирургов в Чикаго (доктора Ч.Бека), Чарльз назвал количество выполненных им операций при данной патологии, их число превосходило показатель «знаменитости». Только личный приезд доктора

№8^ 2012

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ |41

Ч.Бека в Рочестер и увиденное им в больнице помогли понять, какие колоссальные объемы медицинской помощи оказываются под руководством братьев Мэйо [3].

И отец, и его сыновья были великолепными хирургами и успешными учеными [6]. Первоначальная сфера деятельности доктора Мэйо (1819-1911) - химия. Он был одним из любимых учеников знаменитого Джона Дальтона. У.У. Мэйо родился близ Манчестера, там же получил свое первое образование, а в 1845 г. переселился в Америку. Врачебный диплом доктор Мэйо получил уже в США в университете Миссури, и одним из первых врачей на Западе стал использовать в медицинской практике микроскоп. В 1863 г. семья поселилась в Рочестере, где к доктору Мэйо пришла слава талантливого хирурга. В 1871 г. он провел успешное удаление опухоли яичника. В последующие тринадцать лет он выполнил 36 подобных операций. Им написано большое число работ по различным разделам медицины, в том числе - хирургии.

До 1893 г. Мэйо работали в больнице втроем. Со временем сыновья доктора Мэйо своей высококлассной хирургической практикой и успешным руководством обеспечили превращение больницы, в которой поначалу из врачебного персонала была задействована только их семья, в клинику, занимающую верхние строчки рейтинга лучших клиник США.

Формально после смерти доктора Мэйо (1911 г.) больницу возглавил его старший сын Уильям Джеймс. До этого он вместе с братом Чарльзом обеспечивал развитие ее хирургической части: с 1889 по 1905 г. братья оперировали сами, привлекая только ассистентов. За это время число операций, выполняемых в течение года, возросло почти в 8 раз (с 495 до 3836) [6]. Став руководителем клиники, Уильям продолжал оперировать и заниматься научной работой. К 1925 г. Уильям Джеймс Мэйо опубликовал 221 научную работу по различным разделам медицины.

Чарльз Мэйо проявил исключительную способность к хирургии, освоив офтальмологические операции, затем перешел к хирургии уха, лица, ортопедии и, наконец, к общей хирургии. Он напечатал 162 научных работы (до 1925 г.), не считая работ, опубликованных совместно с братом [5].

Об удивительных личностных качествах семьи Мэйо свидетельствует следующий факт: братья одновременно освободили свои места в совете директоров и официально покинули клинику 31 декабря 1932 г. [3]. Эффективность их деятельности в качестве руководителей

косвенно может быть оценена по высказыванию одного из сотрудников клиники, проработавшего в ней с 1950 по 1992 г.: «Я не знал Иисуса Христа, но знал 12 апостолов» [цит. по 3, с. 43]: ему не удалось застать братьев Мэйо, однако посчастливилось работать вместе с руководителями, которых они избрали и обучили.

Братья Мэйо дважды жертвовали крупные суммы (порядка 15 млн долларов): в 1915 г. - на устройство Mayo Foundation и в 1919 г. - фонда Mayo Properties Association в вечное общественное пользование медицинской помощью в клиниках Рочестера [6].

В завершение своей карьеры Уильям Джеймс Мэйо сформулировал три основных условия, необходимые успешному развитию клиники. Позднее к ним было добавлено еще три. Их сформулировали люди, утверждавшие, что братья Мэйо постоянно руководствовались этими принципами в своей деятельности, хоть и не озвучивали их [3]:

1) непрерывное стремление к идеальному качеству услуг и соблюдение некоммерческих принципов;

2) постоянное искренне желание помочь каждому пациенту;

3) постоянная заинтересованность в профессиональном развитии каждого сотрудника;

4) стремление изменяться в ответ на изменение потребностей общества;

5) постоянное стремление достичь высших результатов, чтобы ты ни делал;

6) абсолютная честность во всех поступках.

Еще одна особенность братьев: они обладали талантом организации научных исследований. Не случайно логотип и устав клиники Мэйо характеризуют ее как «организацию трех щитов»: центральный и самый крупный щит - медицинское обслуживание пациентов; два примыкающих, равных между собой, - медицинские исследования и медицинское образование. Научные работы, подготовленные врачами, трудившимися под руководством братьев Мэйо, собирались ежегодно в сборнике «Collected papers of Mayo clinics», который издается до сих пор.

Семья Мэйо обладала «чутьем на людей» и умением прогнозировать, что сыграло немаловажную роль в становлении и развитии клиники.

В 1907 г. при поддержке братьев Мэйо доктор 1енри Пламмер начал внедрять в больнице интегрированную систему медицинских записей [3, 6]. В силу безусловной целесообразности сегодня эта идея кажется необыкновенно простой:

информация, касающаяся отдельных пациентов и их заболеваний, при необходимости должна быть доступна всей групповой медицинской практике. «Подробные, аккуратные и толковые истории болезней являются самым ценным духовным богатством, которое имеется у клиник, - писал Г.Пламмер, - нужна система, позволяющая в любой момент сыскать все касающееся больного в случае его вторичного поступления и для регулярных письменных запросов, справок и т.п.» [6]. В рамках реализации его идеи сведения о пациентах вместо регистрационных книг отдельных врачей стали концентрироваться в архиве. К 1926 г. в архив клиники, который работал ежедневно (и по воскресеньям) поступало до 1000 историй болезней в день. Истории болезней обслуживали 8 регистраторов, 28 курьеров, 10 статистиков, 2 контролера, проверявших полноту собранных данных, 9 специально хирургических регистраторов и пр. Даже на фоне современных компьютерных технологий это впечатляет. Но начатое Г.Пламмером дело послужило гораздо большему: в современном здравоохранении США действуют сотни групповых медицинских практик, но только в 3% из них работает более 30 врачей, в клинике Мэйо - более 2500 [3]. Конечно, сотрудники клиники - специалисты высокой квалификации, но отличительной особенностью клиники Мэйо является работа этих специалистов в единой команде, основу которой заложил Г.Пламмер.

Что необходимо такой большой команде специалистов? В первую очередь, согласованность действий. В клинике создана централизованная система назначений, начало которой положила интегрированная система медицинских записей. Был создан централизованный отдел назначений: в его деятельности использовались принципы работы успешных промышленных предприятий и концернов (Pullman Сотрапу и др.). С внедрением практики электронных записей и электронного документооборота (самый сложный и дорогой инженерный проект клиники) централизованный отдел назначений был преобразован в отдел рационализации процессов, работу которого обеспечивают 50 инженеров. Идеи программного обеспечения работы отдела позаимствованы у таких элитных компаний, как Boeing и NASA [3].

Одна из особенностей управления клиникой Мэйо: руководящие должности в ней занимают врачи. Система назначения на эти должности в клинике в некоторой степени аналогична нашей: чаще всего их предлагают занять врачам, по-

казавшим высокий профессионализм в лечебной и научной деятельности. Назначение на такую должность предполагает, что на определенный период времени врач «пожертвует» какой-то долей своей лечебной и научной практики ради организационной работы в клинике. Практически все руководящие позиции, которые занимают врачи, имеют «временные ограничения». Как правило, должность заведующего отделением может быть занята одним человеком в течение 8-12 лет. Такое назначение сопровождается определенным увеличением зарплаты, которое сохранится за данным работником на все время работы в клинике. Покидая эту ответственную должность, работник остается с уровнем оплаты труда заведующего отделением, которое он возглавлял. Его не пугает ротация, ведь чаще всего это возможность полноценного возвращения к лечебной и научной работе. Об уровне ответственности заведующих можно судить не только по объемам оказанной лечебно-диагностической помощи, но и по штатному количеству сотрудников. Так, в отделении лабораторной медицины и патологии работает более 2000 человек; в радиологическом отделении, связанном с выполнением компьютерных и магнитно-резонансных исследований, - 230 человек только радиологов, не говоря о других специалистах [3]. Но существуют гораздо более сложные уровни управленческой работы.

В 1908 г. семья Мэйо предложила 21-летнему клерку местного банка Дж. Харвику занять вакантную должность регистратора. За свою 44-летнюю карьеру в клинике Харвик стал ее главным администратором [3]. Именно он совместно с доктором Уильямом разрабатывал принципы руководства, обеспечившие занятие клиникой Мэйо лидирующих позиций на мировом рынке медицинских услуг. С тех пор на всех уровнях руководства клиникой, наряду с людьми, имеющими ученые степени доктора медицины, действуют и специально подготовленные администраторы. И пусть мнение медиков является решающим и определяющим, задача администраторов - обобщение информации, объединение общих усилий, в том числе и руководства.

Важнейшая часть системы руководства клиникой - многочисленные комитеты [3]. Несколько десятков комитетов обеспечивают интегрированную работу различных структурных подразделений. Кроме того, в каждом структурном подразделении существует внутренний комитет. Через обсуждение комитетов

(иногда и по несколько раз) проходят все многочисленные предложения, направленные на совершенствование деятельности клиники. Деятельность комитетов вызывает немало нареканий (одна из серьезнейших проблем их деятельности -затраты времени врачей, в том числе и на прохождение одного и того же документа), но они остаются незыблемой основой руководства клиникой.

О важности деятельности коллегиального управления (комитеты, советы) говорит факт из истории развития клиники, связанный с ее территориальным расширением в середине 80-х годов прошлого века. К Рочестерскому кампусу были присоединены кампусы, расположенные в других штатах - в Джек-сонвиле (штат Флорида) и Скоттсдейле (штат Аризона). В 1985 г. перед открытием этих двух кампусов в штате клиники числилось 8159 человек, в том числе 832 врача. К 1997 г., когда клиника Мэйо функционировала уже на базе трех мощнейших конгломератов, ее штат составил 23182 человека, включая 1527 врачей [3]. Столь бурный рост клиники не только стал свидетельством ее неограниченных возможностей, - он таил в себе большую опасность. Значительные расстояния, привлечение новых сотрудников, финансовые затруднения, возникновение которых всегда возможно, - все это могло привести к изменению лечебной практики и нанести урон существующему брэнду. Тогда совет директоров выступил с идеей разработки и реализации проекта кодификации, определившего «главные элементы модели лечения», которые должны быть сохранены с помощью обучения персонала и поддержания высокого качества обслуживания пациентов - обновленной организации надо было сохранить свои ценности, в том числе условия успешного развития, сформулированные У.Мэйо. О модели лечения, принятой советом директоров, красноречиво сказал один из врачей клиники: «Мы пользуемся этим документом так же, как государство пользуется конституцией. В нем сформулированы принципы, которые делают клинику Мэйо клиникой Мэйо» [3, с.43].

Выше мы писали о сложности управленческой работы и «временных ограничениях», связанных с ней. Один из самых сложных уровней - членство в совете управляющих кампуса, ограничиваемое сроком в 1-2 года.

Сегодня клиника Мэйо - целый индустриальный комплекс, направленный на сохранение и поддержание здоровья и качества жизни пациентов. Он поражает

динамикой развития и масштабами деятельности.

Как указывалось выше, до 1893 г. Мэйо работали в больнице втроем; в 1896 г. в больнице было уже 5 врачей, которые выполняли и научно-исследовательскую работу; в 1920 г. - 296 врачей; в 1987 - 889 врачей; в 2007 г. (уже в трех кампусах клиники) - 2706 [3, 6].

В 1925 г. число коек клиники достигло 1507; оперативные пособия выполнялись в 27 операционных; число операций достигло 25730. К 2007 г. в трех кампусах клиники было развернуто 2400 коек, а число выполняемых оперативных вмешательств достигло 76300; численность административного и обслуживающего персонала составила 36000 человек.

О масштабах деятельности клиники свидетельствует и современная «условная» специализация кампусов. Рочестер-ский кампус - это крупнейший мировой медицинский центр, это значительные объемы работы, общее руководство клиникой. Наконец, это история клиники, подаренные знаменитыми американскими художниками, дизайнерами и архитекторами художественные шедевры, украшающие стены клиники.

Аризонский кампус - это крупнейший комплекс научно-исследовательских институтов: Samuel C.Johnson Medical Research Buildings и Mayo Clinic Collaborative Research Building. Здесь в тесном сотрудничестве с клиницистами разрабатываются и выполняются научно-исследовательские программы в области молекулярной генетики и биологии, по многим другим актуальным направлениям биомедицины, проводятся клинические испытания новейших препаратов, что делает доступными для пациентов новейшие разработки в области фармакологии.

Кампус во Флориде - это многопрофильный больничный комплекс со специализацией по 43 медицинским, преимущественно хирургическим, направлениям, от офтальмологии до ортопедии [2].

Масштабы деятельности клиники (не останавливаясь на финансовых аспектах) поражают. Но особенно восхищает и вызывает уважение уровень и совершенство управления, когда обеспечивается слаженная работа порядка 45 тысяч человек сотрудников и обучающихся, находящихся в разных штатах, когда разрабатываются и внедряются совершенно новые для клиники организационные и управленческие направления, включая создание системы здравоохранения Мэйо и многое другое.

№8^ 2012

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ |дэ

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Сачек М.М., Щавелева М.В., Малахова И.В., Хей-фец Н.Е. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. - 2011. - № 2. - С. 4-13

2. Мэйо клиника (иэ) http://ru.worldtopmd.com/wik: режим доступа 31.01.2012

3. Берри Л, Селтман К. Клиника Мэйо: менеджмент и сервис мирового уровня / пер. с англ. - М., 2010. - 304 с.

4. История Нью-Йорка http://ruwikipedia.org/wiki/Исто-рия_Нью-Йорка: режим доступа 06.02.2012

5. Рочестер http://webcache.googleusercontent.com/ search?q: режим доступа 29.01.2012

6. Мейо http://webcache.googleusercontent.com/ search?q: режим доступа 31.01.2012

7. США на рубеже 19-20 веков: Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки http://www. licey.net/lit/american/usa19: режим доступа 31.01.2012

Поступила 09.02.2012г.

Классификация систем службы врача общей практики за рубежом

Общая практика (ОП) - важная часть системы здравоохранения в большинстве европейских стран. В некоторых из этих стран ОП традиционно была составной частью системы здравоохранения, а после второй мировой войны, когда ее структуры стали более сложными, она постепенно была реорганизована. В других странах структуры ОП разрушаются, поскольку, несмотря на то, что данная практика является важным элементом системы здравоохранения, она не была реорганизована и не была защищена органами власти.

Область деятельности врачей общей практики/семейных врачей (ВОП/СВ)

Пациенты обращаются к своим ВОП/ СВ со всеми медицинскими проблемами на любой стадии развития заболевания и в любое время. Сюда входят педиатрические и гинекологические проблемы, вопрос о которых постоянно дискутируется в ряде стран.

Данные, собранные во многих европейских странах, указывают, что ВОП решают от 80 до 90% медицинских проблем, с которыми к ним обращаются их пациенты.

Для решения остальных 10-20% проблем они используют систему направлений к врачам-специалистам и обращаются за консультацией к специалистам.

Специализация ВОП/СВ - это разносторонняя подготовленность. Рассматривая ситуацию с ВОП/СВ и специалистом/ консультантом, можно сказать, что последний знает почти все о малом, а ВОП знает немного обо всем,

На деле ВОП - это хорошо подготовленный профессионал с очень широким научным кругозором. Он значительно лучше осведомлен о проблемах отоларингологии или кардиологии, чем, скажем, невропатолог. Спектр заболеваний, с которыми ему приходится иметь дело, охватывает все разделы медицины. ВОП прекрасный диагност, решающий многие проблемы до конца. Его искусство диагностики во многих отношениях отличается от диагностиче-

ских процедур, проводимых для части населения, получившей направления к консультантам. Поскольку большинство проблем, с которыми обращаются к ВОП, составляют самокупирующиеся болезни или незначительные недомогания, он очень хорошо подготовлен в сфере использования стратегии тщательных наблюдений.

Различные системы в Европе

Для того чтобы было проще ориентироваться в сложной ситуации, сложившейся в Европе, различные системы разделены на 4 группы. Ниже перечислены эти системы и их основные особенности.

1. Системы, основу которых составляют регистрация и направление больных к врачам-специалистам

В странах, использующих систему регистрации и направления к специалистам, пациентов вносят в список конкретного врача, что способствует установлению длительных постоянных взаимоотношений больного и врача. Всеми медицинскими проблемами первоначально занимается ВОП. К врачу-специалисту, который оказывает медицинскую помощь вторичного уровня, больной направляется в случае необходимости. ВОП действует как координатор направлений к врачам-специалистам или как лицо, регулирующее доступ к медицинским службам вторичного уровня. Получив помощь от врача-специалиста, больной приходит на прием к ВОП. Между специалистами и ВОП/СВ поддерживаются хорошие взаимоотношения. В системе такого типа медицинская помощь вторичного уровня дополняет первичный. Оплата труда врача обычно основывается на системе подушных вознаграждений, хотя во многих странах применяется смешанная система: подушные вознаграждения и гонорары за отдельные услуги.

В трех европейских странах - в Великобритании, Нидерландах и Дании - наиболее развита система регистрации и направления больных к врачам-специалистам.

2. Системы, ориентированные на оказание помощи в больницах

В системах, ориентированных на оказание помощи в стационарах, население получает профилактическую и лечебную медицинскую помощь от медицинских служб первичного уровня, созданных государством. Эти службы расположены главным образом в больницах или поликлиниках. В этой системе принципы персональной и интегрированной медицинской помощи, а также обеспечения постоянной помощи не так значимы, как в системах регистрации и направления к врачам-специалистам. Медицинская помощь оказывается в основном в больницах, доступ к специалистам регулируется медицинскими службами первичного уровня, но пациенты имеют также свободный доступ в поликлиники. В этих системах ВОП получают твердый оклад. В Швеции и Финляндии действуют системы такого типа, именно они в значительной мере послужили моделью для стран Центральной и Восточной Европы.

3. Системы, в которых отсутствуют регламентационные установки, разделяющие ОП/СМ и деятельность врачей-специалистов и служб, ориентированных на оказание помощи в больницах

В странах, в которых нет четкого разделения между первичным и вторичным уровнями медицинской помощи, деятельность врачей-специалистов может осуществляться как в больницах, так и на уровне общин. В системе такого типа специалисты-педиатры, отоларингологи и гинекологи, например, являются прямыми конкурентами ВОП. В странах с данной системой положение общей практики как самостоятельной дисциплины весьма непрочно. Эта слабость проявляется, в частности, в недостаточной подготовке ВОП, в низких образовательных и исследовательских возможностях.

В этой системе конкуренция обусловливает низкий уровень сотрудничества между врачами, оказывающими медицинскую помощь на первичном и вторич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.