Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОРОНАВИРУС / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / AGRICULTURE / STATE SUPPORT / CORONAVIRUS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Наталья Владимировна

Автором проведен анализ мер и методов государственной поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях коронавируса в странах Европейского Союза. Целью данного исследования являлось обоснование необходимости использования зарубежного опыта для снижения влияния последствий пандемии коронавируса на российских сельхозтоваропроизводителей. В статье исследованы рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (Food and Agriculture Organization of the United Nations), касающиеся снижения воздействия последствий коронавируса на национальные экономики. К основным рекомендациям относятся следующие: открыть и развивать международную торговлю; принимать меры, которые защищают национальную цепочку поставок продовольствия; необходимо сосредоточить внимание на потребностях наиболее уязвимых слоев населения и расширить программы социальной защиты, включая дополнительное государственное финансирование наиболее пострадавших от пандемии коронавируса слоев населения; со всеми необходимыми мерами предосторожности обеспечивать сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами и посадочным материалом, комбикормами для сельскохозяйственных животных - поддерживать жизнеспособность сельскохозяйственных цепочек поставок любыми средствами, обеспечивая при этом безопасность и благополучие всех, кто участвует в создании цепочки стоимости. Кроме того, ключевой рекомендацией является развитие международного сотрудничества, так как в мире производится достаточно продуктов питания для обеспечения всего населения планеты пищей. Далее в статье показаны конкретные меры, которые принимаются правительствами в условиях коронавируса, на примере стран Европейского союза. Опираясь на ранние исследования автора, показано, что в сложившихся условиях российскому правительству также целесообразно придерживаться анализируемых рекомендаций, адаптируя практический опыт Евросоюза для российских условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN SUPPORTING AGRICULTURE AND FOOD INDUSTRY IN CONDITIONS OF CORONAVIRUS

The author analyzes the measures and methods of state support for agriculture and food industry in the conditions of coronavirus in the European Union. The purpose of this study was to justify the need to use foreign experience to reduce the impact of the consequences of the coronavirus pandemic on Russian agricultural producers. The article examines the recommendations of the Food and agriculture organization of the United Nations (Food and Agriculture Organization of the United Nations) concerning reducing the impact of the effects of coronavirus on national economies. The main recommendations are: open and develop international trade; take measures that protect the national food supply chain; it is necessary to focus on the needs of the most vulnerable segments of the population and expand social protection programmes, including additional public funding for the most affected segments of the population; with all necessary precautions, provide agricultural producers with seeds and planting materials, feed for farm animals -maintain the viability of agricultural supply chains by any means, while ensuring the safety and well-being of all those involved in the creation of the value chain. In addition, a key recommendation is the development of international cooperation, since the world produces enough food to provide the entire population of the planet with food. The article goes on to show specific measures taken by governments in the context of coronavirus, using the example of countries in the European Union. Based on the author's early research, it is shown that in the current conditions, it is also advisable for the Russian government to adhere to the analyzed recommendations, adapting the practical experience of the European Union for Russian conditions.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.today/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/36ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Малышева Н.В. Зарубежный опыт поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях коронавируса // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/36ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Malysheva N.V. (2020). Foreign experience in supporting agriculture and food industry in conditions of Coronavirus. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/36ECVN420.pdf (in Russian)

УДК 338.43.02 ГРНТИ 06.51.02

Малышева Наталья Владимировна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия Доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2625-6381 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=697317

Зарубежный опыт поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях коронавируса

Аннотация. Автором проведен анализ мер и методов государственной поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях коронавируса в странах Европейского Союза. Целью данного исследования являлось обоснование необходимости использования зарубежного опыта для снижения влияния последствий пандемии коронавируса на российских сельхозтоваропроизводителей. В статье исследованы рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (Food and Agriculture Organization of the United Nations), касающиеся снижения воздействия последствий коронавируса на национальные экономики. К основным рекомендациям относятся следующие: открыть и развивать международную торговлю; принимать меры, которые защищают национальную цепочку поставок продовольствия; необходимо сосредоточить внимание на потребностях наиболее уязвимых слоев населения и расширить программы социальной защиты, включая дополнительное государственное финансирование наиболее пострадавших от пандемии коронавируса слоев населения; со всеми необходимыми мерами предосторожности обеспечивать сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами и посадочным материалом, комбикормами для сельскохозяйственных животных - поддерживать жизнеспособность сельскохозяйственных цепочек поставок любыми средствами, обеспечивая при этом безопасность и благополучие всех, кто участвует в создании цепочки стоимости. Кроме того, ключевой рекомендацией является развитие международного сотрудничества, так как в мире производится достаточно продуктов питания для обеспечения всего населения планеты пищей.

Далее в статье показаны конкретные меры, которые принимаются правительствами в условиях коронавируса, на примере стран Европейского союза. Опираясь на ранние исследования автора, показано, что в сложившихся условиях российскому правительству также целесообразно придерживаться анализируемых рекомендаций, адаптируя практический опыт Евросоюза для российских условий.

Ключевые слова: сельское хозяйство; государственная поддержка; коронавирус; зарубежный опыт

Мировая пандемия коронавируса повлияла на все экономические сферы, в том числе и на сельское хозяйство в России. По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, на российских аграриев влияют три основных фактора: снижение курса рубля, изменение потребления и разрыв глобальной цепи поставок в связи с ограничениями передвижения между странами [1].

Есть несколько источников воздействия на мировую экономику.

Во-первых, рынки более интегрированы и взаимосвязаны, при этом китайская экономика дает 16 % мирового ВВП. Таким образом, любые экономические потрясения, поразившие Китай, имеют гораздо более серьезные последствия для мировой экономики.

Во-вторых, к снижению экономического роста или экономической рецессии приводят шоки предложения из-за заболеваемости и смертности от вирусной инфекции СОУГО-19, а также усилия по сдерживанию эпидемии, которые ограничивают мобильность, увеличивают затраты на ведение бизнеса из-за ограниченных цепочек поставок.

И если до конца 2019 года экономисты положительно оценивали рост национальных и мировой экономик [2-5], то уже в марте ОЭСР снизила свой прогноз глобального экономического роста на 2020 год с 2,9 % до 2,4 %, что будет самым низким уровнем со времен финансового кризиса десять лет назад, предупредив, что длительная и более интенсивная эпидемия коронавируса может даже сократить этот показатель вдвое - до 1,5 %1.

В-третьих, спрос также упадет из-за более высокой неопределенности, повышенных мер предосторожности, мер сдерживания и роста финансовых затрат, которые уменьшают возможность финансирования бизнеса и социальной сферы стран.

Наконец, наблюдается значительная девальвация обменного курса по отношению к доллару США, что также затронет страны, зависящие от импорта.

Глобальные продовольственные рынки не защищены от этих событий. Однако они, вероятно, пострадают меньше, чем другие секторы, которые больше подвержены логистическим сбоям и ослабленному спросу, такие как рынки путешествий, производства и энергии2. Но, учитывая сложность цепочек добавленной стоимости продуктов питания и важность торговли и транспорта, это может сделать их чрезвычайно уязвимыми.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разработала рекомендации для национальных правительств. Чтобы поддержать фермеров и их организации в ближайшие месяцы, рекомендует ФАО, важно разрешить передвижение сезонных рабочих и транспортных операторов через внутренние и международные границы. Еще одна передовая практика - определить логистические центры ближе к производителям, например, создать

1 Novel Coronavirus (COVID-19) // FAO, 2020. URL: http://www.fao.org/2019-ncov/q-and-a/impact-on-food-and-agriculture/en/.

2 Market monitor. No. 80 - July 2020 // Agricultural Market Information System (AMIS). URL: http://www.amis-outlook.org/fileadmin/user_upload/amis/docs/Market_monitor/AMIS_Market_Monitor_current.pdf.

Введение

Рекомендации ФАО

новые складские помещения, куда фермеры могут доставлять свою продукцию без необходимости выходить на рынки. По возможности рекомендуется местным рынкам оставаться открытыми, вводя строгие меры физического дистанцирования внутри и за пределами рынков. Целесообразно переместить рынки в более крупные помещения, обеспечив при этом соответствующую инфраструктуру для поддержания качества и безопасности пищевых продуктов3.

Упреждающие меры имеют первостепенное значение и будут стоить меньше в то время, когда будут крайне необходимы экономические ресурсы. Это вдвойне верно, учитывая растущие ожидания глобальной рецессии. В последние годы замедление или сокращение темпов экономического роста было связано с ростом уровня голода в 65 из 77 стран, как предупреждали ФАО и партнеры в Докладе о состоянии продовольственной безопасности и питания в мире за 2019 год.

Чтобы избежать сбоев в цепочке поставок и производстве продуктов питания, ФАО призывает все страны:

• держать международную торговлю открытой и принимать меры, которые защищают свою цепочку поставок продовольствия (от получения таких ресурсов, как семена, до предоставления мелким фермерам доступа к рынкам для продажи своей продукции);

• сосредоточить внимание на потребностях наиболее уязвимых слоев населения и расширить программы социальной защиты, включая денежные переводы;

• поддерживать жизнеспособность и функционирование своих внутренних цепочек поставок продовольствия;

• принимая все необходимые меры предосторожности, семена и посадочный материал должны продолжать поступать к мелким фермерам; комбикорма для животноводов; и ресурсы аквакультуры для рыбоводов, поддерживать жизнеспособность сельскохозяйственных цепочек поставок любыми средствами, обеспечивая при этом безопасность и благополучие всех, кто участвует в пищевой цепочке.

Кроме того, ключевое значение имеет международное сотрудничество. В мире достаточно продуктов питания, и локальных кризисов можно избежать с помощью сотрудничества и открытой торговли. Кризис 2008 года наглядно показал, что запрет на экспорт губителен для всех. Такие запреты отрицательно влияют как на доставку еды туда, где она необходима, так и на доход тех, кто ее производит. Необходимо сознавать, что глобализация и интернационализации мировой экономики обладает синергетическим эффектом при решении ряда проблем, касающихся финансовой и социальной сфер экономики [6-7].

Подробнее о рекомендациях:

1. Страны должны удовлетворять неотложные потребности в продовольствии уязвимых слоев населения.

Это может быть удовлетворение чрезвычайных потребностей в продовольствии; корректировка и расширение программ социальной защиты; корректировка программ школьного питания, чтобы продолжать доставку школьных обедов в малообеспеченные семьи, даже когда школы закрыты.

3 Responding to the impact of the COVID-19 outbreak on food value chains through efficient logistics. // FAO. 2020. Rome. URL: http://www.fao.org/documents/card/en7c/ca8466en.

Например, после прекращения поддерживаемых ФАО программ школьного питания в Латинской Америке и Карибском бассейне ФАО призвала правительства региона принять меры по поддержке детей, чьи семьи испытывают большие трудности с доступом к продуктам питания, и обеспечить доступ детей к питательной пище. Предлагаемые меры включали раздачу продуктов питания наиболее уязвимым семьям, расширение программ социальной защиты; освобождение от налогов на основные продукты питания семей с детьми школьного возраста, особенно работников наиболее пострадавших секторов экономики; доставка свежих продуктов от местных фермеров и рыбаков; использование цифровых инструментов (приложений с географической привязкой) для улучшения связи в точках доступа для доставки еды, сроков распределения и мер по снижению риска COVID-19.

2. Страны должны усилить свои программы социальной защиты.

Это может повлечь за собой увеличение сумм трансфертов людям, уже получающим социальную помощь, посредством единовременной выплаты (до полномасштабного воздействия кризиса в качестве раннего действия по смягчению последствий) или обеспечение множественных выплат, чтобы помочь семьям удовлетворить свои основные потребности; предоставление дополнительных прав для компенсации потери дохода, например, мелкими производителями; если отсутствие продовольственной безопасности станет чрезвычайно серьезным из-за массовых увольнений, сокращения денежных переводов и т. д., изучение использования продовольственных банков могло бы стать вариантом - не только путем прямого предоставления продовольствия правительством, но и за счет пожертвований от частных лиц, сетей солидарности, неправительственных организаций; обеспечение возможности систем мобильных платежей предотвращать перебои в доставке денежных пособий из-за ограничений на передвижение; вливание средств в сельское хозяйство,

Многие правительства уже ввели или усилили защитные меры для борьбы с последствиями пандемии для средств к существованию людей.

3. Странам следует повысить эффективность и попытаться сократить связанные с торговлей издержки.

К ним относятся запрет на меры, ограничивающие торговлю и мобильность товаров; уменьшение пищевых отходов и потерь; устранение узких мест в логистике; немедленный анализ вариантов торговли и их вероятных последствий; снижение ограничений на использование запасов; снижение импортных тарифов; временно снизить НДС и другие налоги; при необходимости, пересмотреть налоговую политику в отношении импортируемых товаров, чтобы компенсировать потенциальное увеличение затрат (из-за девальвации обменного курса), и оценить потенциальные последствия девальвации обменного курса.

В целом, избежание каких-либо торговых ограничений было бы полезно для предотвращения ухудшения местных условий, уже подвергшихся мерам реагирования на COVID-19, продовольствием и кормами, а также материалами для сельского хозяйства и рыболовства.

Также важно, что укрепление продовольственной безопасности стоит на повестке дня более богатых стран, в которых в настоящее время регистрируются наиболее частые сообщения о случаях COVID-19. В некоторых случаях меры изоляции могут серьезно повлиять на доходы наиболее уязвимых слоев населения.

Лица, определяющие политику каждого государства, должны отслеживать тенденции и избегать случайного ужесточения условий поставок продовольствия. Цифровые технологии призваны сыграть роль в предупреждении проблем и сглаживании временного дефицита, а также в повышении устойчивости пищевых цепочек, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Новые технологии могут облегчить взаимодействие между спросом и предложением,

что будет иметь большое значение для скоропортящихся товаров (например, фруктов, овощей, рыбы и водных продуктов).

Опыт Евросоюза

Европейская комиссия Евросоюза отмечает, что фермеры и производители сталкиваются с целым рядом трудностей. Обеспечение продовольственной безопасности остается одним из приоритетов Европейской комиссии, поэтому она находится в тесном контакте со странами ЕС и отраслевыми организациями для мониторинга ситуации и своевременного реагирования.

Для поддержки всех заинтересованных сторон сельскохозяйственных экономических отношений Комиссия предпринимает действия, близкие по содержанию к рекомендациям ФАО4:

• обеспечение эффективной цепочки поставок продуктов питания;

• меры прямой поддержки фермеров и сельской местности;

• исключительные меры поддержки рынка;

• меры по упрощению и повышению гибкости общей межгосударственной сельскохозяйственной политики (common agricultural policy, CAP).

1. Рекомендации по обеспечению эффективной цепочки поставок продуктов питания

А. Создание «зеленых коридоров»

Комиссия тесно координирует свою деятельность со странами ЕС, чтобы обеспечить функционирование единого рынка товаров путем создания «зеленых коридоров». Эти зеленые коридоры, созданные в ключевых пунктах пересечения границ, позволят поставщикам продуктов питания проходить пограничный контроль не более 15 минут. Теперь пропуск разрешен для всех товаров, в том числе для агропродовольственных товаров.

Б. Сезонные сельскохозяйственные рабочие квалифицируются как «критически важные работники» для поддержки аграрного сектора

Европейская комиссия опубликовала практические рекомендации, согласно которым временные работники могут беспрепятственно добираться до своих рабочих мест. Сезонные рабочие имеют решающее значение для сельскохозяйственного сектора с точки зрения функций сбора урожая, посадки и ухода, особенно в текущем сезоне - в условиях всеобщей борьбы с пандемией коронавируса.

2. Прямая поддержка фермерам и сельской местности

А. Гибкость использования финансовых инструментов для развития сельскохозяйственных регионов

Фермеры и другие бенефициары развития сельских районов смогут воспользоваться кредитами или гарантиями для покрытия операционных расходов в размере до 200 000 евро на

4 По материалам Европейской комиссии URL: https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/farming_en. Страница 5 из 9

очень благоприятных условиях, таких как предельно низкие процентные ставки или удобные графики платежей.

Б. Комиссия предлагает дополнительное финансирование развития села

Новая временная мера позволит странам ЕС, у которых есть оставшиеся фонды развития сельских районов, осуществлять дополнительные выплаты фермерам и малым агропродовольственным предприятиям в 2020 году. Страны ЕС могут предложить поддержку в размере до 5000 евро на фермера и до 50 000 евро на малое и среднее предприятие (МСП).

В. Более высокие финансовые выплаты

Чтобы увеличить денежный поток европейских фермеров, Европейская комиссия увеличит финансовые выплаты в рамках общей сельскохозяйственной политики (CAP): поддержка доходов с 50 % до 70 %; выплаты на развитие сельских районов - с 75 % до 85 %. Фермеры начнут получать эти выплаты уже с середины октября 2020 года.

Г. Более высокий уровень государственной помощи фермерам и предприятиям пищевой промышленности

В соответствии с временными мерами государственной помощи, установленными Европейской комиссией, фермеры теперь могут получить помощь в размере до 100 000 евро на ферму; предприятия пищевой промышленности и сбытовые компании могут получить выплаты в размере до 800 000 евро.

Эти суммы могут быть получены в рамках государственной программы «de minimis» -это тип национальной поддержки сельскохозяйственного сектора, в рамках которого выплаты могут быть предоставлены без предварительного одобрения Комиссии в размере 20 000 евро (или в исключительных случаях 25 000 евро).

3. Исключительные рыночные меры

A. Поддержка частных логистических операторов

Чтобы стабилизировать рынок после временного сокращения доступных поставок, Комиссия будет поддерживать частные склады для молочных (сухое обезжиренное молоко, масло, сыр) и мясных (говядина, баранина и козье мясо) продуктов.

Б. Временное отступление от правил конкуренции ЕС

Комиссия разрешит отступление от определенных правил ЕС о конкуренции, доступных в соответствии со статьей 222 правил организации общих рынков, для секторов молока, цветов и картофеля. Это позволяет операторам самоорганизовываться и реализовывать рыночные меры на своем уровне в течение максимум 6 месяцев. Например, молочному сектору будет разрешено коллективно планировать производство молока, а цветочному и картофельному сектору будет разрешено выводить продукты с рынка. Также будет разрешено хранение продукции у частных логистических операторов. Изменение потребительских цен будет тщательно отслеживаться комиссией, чтобы избежать неблагоприятных последствий для потребителей.

B. Гибкость межгосударственной программы поддержки рынка

Комиссия обеспечит гибкость в реализации общеевропейских программ поддержки рынка вина, фруктов и овощей, столовых оливок и оливкового масла, пчеловодства и др. Эта гибкость направлена на ограничение доступного предложения в каждом секторе, чтобы привести к перебалансировке рынков. Кроме того, это позволит переориентировать приоритеты финансирования на меры кризисного управления.

4. Гибкость CAP

Страны ЕС и фермеры сталкиваются с практическими трудностями при выполнении определенных требований в рамках общей межгосударственной сельскохозяйственной политики CAP, и Европейская комиссия стремится решить эти проблемы с помощью ряда конкретных мер.

А. Продление срока подачи заявок на финансирование в рамках СAP

Срок подачи заявок будет продлен на месяц, предоставляя фермерам больше времени для заполнения заявки как на пособие по доходам, так и на выплаты в целях развития сельских районов.

Б. Меньше проверок на месте

Страны ЕС проводят регулярные проверки деятельности сельскохозяйственных предприятий и предприятий пищевой промышленности, чтобы гарантировать соблюдение условий безопасности. Однако в нынешних исключительных обстоятельствах крайне важно минимизировать физический контакт между фермерами и инспекторами, что поможет снизить административную нагрузку и избежать ненужных задержек.

Таким образом, становится очевидным, что поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях коронавируса в странах Европейского союза заключается в снижении бюрократических барьеров, уменьшении государственных проверок и увеличении прямого финансирования фермерских хозяйств и прочих сельскохозяйственных предприятий.

Кризис, связанный с последствиями пандемии коронавируса, безусловно, скажется на российском агросекторе. И, как показывает европейский опыт, сельское хозяйство и пищевая промышленность потребуют дополнительных мер государственной поддержки. Исследования автора и других российских экономистов показывают, что на протяжении многих десятилетий государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей преимущественно сводилась к реализации неэкономических мер воздействия [7-11].

Считаем, что сегодня, в сложившихся условиях пандемии, государственная поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей должна предусматривать не столько административное воздействие, сколько прямое финансирование хозяйств. Это поможет им выйти из сложившегося кризиса и успешно развиваться в дальнейшем.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлакова Е. Сельскому хозяйству предсказали новую волну импортозамещения // Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti). URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2G2G/G5/G6/82971G-volnu-importozamescheniya.

2. Масленников В.В. Оценкa прогноза социально-экономического развития российской федерации на период 2О19-2О24 годов (сентябрь, 2О19 г.) / Масленников В.В., Сорокин Д.Е., Aбдикеев Н.М., Aбрaмoвa МА. и др. // Финансы: теория и практика. 2О19. Т. 23. № 5 (113). С. 126-13G.

3. Звонова ЕА. Финансиализация мировой экономики: новейшие тренды и проблемы регулирования // Российский экономический журнал. 2О2О. № 2. С. 69-8G.

4. Aбрaмoвa МА. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2О2О год и период 2О21 и 2О22 годов: мнение экспертов Финансового университета / Aбрaмoвa МА., Дубова С.Е., Звонова ЕА., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Масленников В.В., Пищик В.Я.// Экономика. Налоги. Право. 2G2G. Т. 13. № 1. С. 6-19.

5. Lin J.Y. China and the Global Economy (Asia economic policy conference) //Federal Reserve Bank of San Francisco. 2G2G. URL: https://www.frbsf.org/economic-research/files/Lin.pdf.

6. Медведева М.Б. Мировая торговая система в условиях глобализации / Глебова A.r., Медведева М.Б., Миронова В.Н., Новицкая A.A., Стародубцева Е.Б., Сидоренко Т.В., Чувахина Л.Г., Поспелов В.К. Москва, 2О2О.

7. Снигирева Г.Д., Малышева Н.В. Особенности формирования системы методов государственной поддержки в современных условиях // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II международной научно-практической конференции в 2-х частях. 2О16. С. 561-57G.

8. Малышева Н.В. Совершенствование методов и направлений государственной поддержки сельскохозяйственных организаций (по материалам Кировской области) // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Кубан. гос. аграр. ун-т. Краснодар, 2О17.

9. Snigireva G., Malysheva N., Adamaitis L., Gamulinskaya N., Zonova N. Systematic approach to the evaluation of state support efficiency on the basis of the integrated index // В сборнике: MATEC Web of Conferences. 2О18. С. О5О68.

1G. Лукашенко И.В., Ивановская Ж.В., Глебова A.r. Валютные аспекты интеграции в рамках евразийского экономического союза // Экономика. Бизнес. Банки. 2О2О. № 4 (42). С. 39-5G.

11. Фаринюк Ю.Т., Глебова A.r. Направления развития российского AПК в свете новой Доктрины продовольственной безопасности России // В сборнике: Инновационные подходы к развитию науки и производства регионов. Сборник научных трудов по материалам Национальной научно-практической конференции. 2О19. С. 3О6-3Ю.

Malysheva Natalia Vladimirovna

Vyatka state university, Kirov, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2625-6381 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=697317

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Foreign experience in supporting agriculture and food industry in conditions of coronavirus

Abstract. The author analyzes the measures and methods of state support for agriculture and food industry in the conditions of coronavirus in the European Union. The purpose of this study was to justify the need to use foreign experience to reduce the impact of the consequences of the coronavirus pandemic on Russian agricultural producers. The article examines the recommendations of the Food and agriculture organization of the United Nations (Food and Agriculture Organization of the United Nations) concerning reducing the impact of the effects of coronavirus on national economies. The main recommendations are: open and develop international trade; take measures that protect the national food supply chain; it is necessary to focus on the needs of the most vulnerable segments of the population and expand social protection programmes, including additional public funding for the most affected segments of the population; with all necessary precautions, provide agricultural producers with seeds and planting materials, feed for farm animals -maintain the viability of agricultural supply chains by any means, while ensuring the safety and well-being of all those involved in the creation of the value chain. In addition, a key recommendation is the development of international cooperation, since the world produces enough food to provide the entire population of the planet with food.

The article goes on to show specific measures taken by governments in the context of coronavirus, using the example of countries in the European Union. Based on the author's early research, it is shown that in the current conditions, it is also advisable for the Russian government to adhere to the analyzed recommendations, adapting the practical experience of the European Union for Russian conditions.

Keywords: agriculture; state support; coronavirus; foreign experience

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.