Научная статья на тему 'Зарубежный опыт организации и осуществления аудиторской деятельности'

Зарубежный опыт организации и осуществления аудиторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3972
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ БУХГАЛТЕРОВ / НЕЗАВИСИМЫЙ АУДИТ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АУДИТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СФЕРА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емченко Л. Ю.

Статья посвящена исследованию двух основных концепций регулирования аудиторской деятельности в зарубежных странах. Особое внимание уделяется федеральному законодательству, государственной политике и профессиональным организациям, которые обеспечивают надлежащее функционирование аудиторских систем в разных странах. Сочетание вышеупомянутых концепций представляются более благоприятным подходом для аудиторской системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт организации и осуществления аудиторской деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

судов общей юрисдикции областного уровня в субъектах РФ производится из числа лиц, победивших на выборах в соответствующем субъекте РФ по избранию кандидатов на должности судей федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ».

Следовательно, при таком варианте изменению подлежат и ряд иных норм законов, регулирующих вопросы наделения кандидатов судейскими полномочиями. Возникнет необходимость принятия на региональном уровне отдельного положения о порядке выборов кандидатов на должность судьи федерального суда соответствующего субъекта РФ. Но все это можно отнести к второстепенным техническим вопросам. Важно то, насколько готово профессиональное юридическое сообщество к восприятию предлагаемых достаточно радикальных идей в качестве новелл в законодательство, регулирующее структуру организации судебной власти. Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // «Российская газета». № 29. 11.02.2011.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

5. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // «Российская газета». № 49. 11.03.2015.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

7. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.11.2015) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 170.

© Евлоев Т А., 2016

УДК 340

Емченко Л.Ю.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию двух основных концепций регулирования аудиторской деятельности в зарубежных странах. Особое внимание уделяется федеральному законодательству, государственной политике и профессиональным организациям, которые обеспечивают надлежащее функционирование аудиторских систем в разных странах. Сочетание вышеупомянутых концепций представляются более благоприятным подходом для аудиторской системы России.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Аудиторская деятельность, концепции развития аудиторской деятельности, институт присяжных бухгалтеров, независимый аудит, негосударственные аудиторские организации, сфера аудиторской деятельности, профессиональная организация аудиторов

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Исследователи выделяют в зарубежной практике две различные концепции регулирования аудиторской деятельности[3].

Первая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где государство не участвует в регламентации этих отношений вообще, а аудиторская деятельность в известной степени саморегулируется. Аудит здесь ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется в основном профессиональными аудиторскими объединениями. Для саморегулируемой модели принципы, нормы, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношений между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности.

Очевидно, что до недавнего времени регулирование аудиторской деятельности строилось по первой модели. Исследователи отмечали, что «в России выбрана модель с сильным государственным регулированием. Законодательно определены все важнейшие элементы системы регулирования: сущность и цели аудита, субъекты аудита, их права, обязанности и ответственность; сформулированы критерии обязательного аудита и др. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, утверждение правил (стандартов) в соответствии с законом отнесены к компетенции государственных органов» [7].

По мере развития экономических отношений возникает необходимость не только в воздействии государства на рынок аудиторских услуг, но также включения механизмов саморегулирования. В 1998 г. Правительство РФ подготовило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в которой важное место было отведено развитию саморегулируемых профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов.

Принятие ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ свидетельствует о переходе государственного регулирования аудиторской деятельности в России ко второй модели, где значительна роль саморегулирования. Это делает актуальным анализ зарубежного опыта саморегулирования данной сферы общественных отношений. Наиболее развит такой опыт в США и Великобритании.

В Великобритании на начало 2000 года основными «игроками» в области регулирования аудиторской деятельности являлись: Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (TCAEW), Институт присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI).

Институт присяжных бухгалтеров Шотландии является старейшим в мире профессиональным объединением бухгалтеров: с 1854 года все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера, которая дает право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих соответствующих аудиторской профессии.

Немногим моложе Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, основанный в 1880 г. Он является крупнейшей профессиональной организацией бухгалтеров Великобритании; участвует в разработке стандартов профессионального обучения, проведении профессиональных аттестаций, контроле качества услуг.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (Institute of Chartered Accountants in Ireland, ICAI), основанный в 1888 году - профессиональная организация бухгалтеров. Участвует в разработке стандартов профессионального обучения, проведении профессиональных аттестаций, контроле качества услуг, предоставляемых присяжными бухгалтерами.

Членство в одном из указанных институтов, а также в Ассоциации дипломированных бухгалтеров дает право заниматься аудитом бухгалтерской финансовой отчетности. В Великобритании тремя ведущими профессиональными объединениями в целях осуществления контроля качества создан Объединенный отдел мониторинга (JMO).

В США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики аудита. Главное отличие здесь состоит именно в присутствии негосударственного регулирования аудиторской деятельности.

В 1886 г. в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, давший начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. В частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью [6].

Американский аудит в связи со сверхвысокими темпами развития американского бизнеса конца XIX в. - начала XX в. нуждался в быстрых проверках, а следовательно, в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали применять «тестовый аудит», сбор свидетельств о деятельности фирм -партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Учитывая интересы инвесторов, они стали уделять больше внимания оценке актива и пассива. Все эти новшества отражали расширение задач аудита, который не ограничивался больше проверкой канцелярской точности. В США развивался независимый аудит в современном смысле слова, необходимость его диктовалась в значительной мере спросом кредиторов, особенно банков, на надежную финансовую информацию, на основе которой они могли принимать решения о предоставлении кредита. Спрос кредиторов, главным образом банков, привел к расширению задач аудита и разработке новых методов аудита и подходов к стандартизации. [6]

В настоящее время в США функционируют профессиональные негосударственные аудиторские организации двух типов. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (возник в 1887 г.). Американский институт присяжных бухгалтеров США (AICPA) устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами. У AICPA три главных функции: установление стандартов и правил, исследования и публикации, непрерывное обучение.

Существуют также профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров.

Таким образом, в США сформировалась сфера аудиторской деятельности, практически полностью основанная на саморегулировании. Вместе с тем, ряд скандалов, связанных с крупнейшими субъектами экономической сферы США, показал, что в системе абсолютного саморегулирования существуют явные недостатки. Проверка деятельности аудиторских фирм повлекла цепочку банкротств. Таким образом, становится очевидным, что абсолютное саморегулирование не является лучшим методом контроля качества аудиторской деятельности.

В специальной литературе обращается внимание на тот факт, что Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров и еще 8 публичных аудиторских компаний объявили в начале 2000-х годов о создании новой организации - Центра качества аудита (the Center for Audit Quality, CAQ) с целью оказания помощи инвесторам в условиях глобализации финансовых рынков и усложнения финансовой системы. Общее направление работы Центра будет заключаться в повышении доверия аудиторской деятельности в США за счет повышения его качества. Это планируется осуществлять путем внесения конструктивных предложений, касающихся основополагающих ценностей аудиторской профессии, таких как честность, объективность, доверие. Центр качества аудита выступит связующим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

звеном между аудиторскими компаниями и ключевыми фигурами корпоративного сектора и инвесторами -целью «переговоров» станет обсуждение наиболее важных для функционирования рынков капитала вопросов. Подобные дискуссии планируется проводить на регулярной основе. Членство в новой организации является открытым для всех аудиторских компаний, зарегистрированных в совете по надзору за учетом в публичных компаниях (Public Company Accountig Oversight Board, PCAOB). Управление Центром будет осуществлять совет, в состав которого войдут исполнительный директор AICPA, исполнительные директора шести крупнейших аудиторских компаний и еще двух аудиторских фирм, не имеющих постоянного членства, а также наиболее значимые фигуры американской деловой общественности (инвесторы и главы коммерческих структур). [6]

Таким образом, в США пришли к мнению о необходимости существования (функционирования) единого центра контроля качества за аудиторской деятельностью.

Повышению роли саморегулируемых организаций в Европе отчасти способствовала политика «приватизации» государства, или приватизации функций публичного управления, под которой понимаются адаптация к государственному управлению организационных форм, заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функций частному сектору.

В континентальной Европе также развиваются элементы аудиторского саморегулирования.

Признанные квалифицированные аудиторы Германии в 1932 году самостоятельно объединились в профессиональную организацию, так называемый Institut der Wirtschaftsprüfer. Организация профессионального самоуправления аудиторов в Германии призвана представлять профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг, а также осуществлять надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей. Палата аудиторов имеет семь представительств в федеральных землях, которые содействуют главному представительству, но не имеют юридической самостоятельности.

Профессиональная организация аудиторов Швеции - Foreningen Auktoriserade Revisorer (FAR) - издает рекомендации по вопросам бухгалтерского и аудиторского дела. Хотя эти рекомендации не являются обязательными, на практике они оказывают большое влияние на деятельность специалистов. FAR объединяет уполномоченных присяжных бухгалтеров-аудиторов, общая численность которых составляет около 1400 человек. Хотя для этих специалистов членство в FAR не является по закону обязательным, большинство из них в эту организацию вступают, хотя членские взносы очень высокие. FAR публикует рекомендации по вопросам бухгалтерского и аудиторского дела, а также издает большое количество реферативно-справочной литературы на английском языке, в которой объясняются шведские бухгалтерские реалии.

Вместе с тем, многие европейские страны не собираются отказываться от сильного государственного и общественного контроля за деятельностью аудиторов.

Так, во Франции имеются две основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров по счетам.

Палата бухгалтеров-экспертов была создана в 1942 г. Спустя три года деятельность палаты была регламентирована правительственным декретом. Сейчас палата находится под опекой министра экономики и финансов.

Национальная компания комиссаров по счетам регулирует аудиторскую деятельность и объединяет аудиторов и аудиторские фирмы в регионах. Аудиторы и аудиторские фирмы Франции свои членские взносы перечисляют региональным отделениям, а региональные отделения - Национальной компании комиссаров по счетам. Все эти и другие требования во Франции закреплены законодательно и являются обязательными к выполнению.

Основное отличие между бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок бухгалтерского учета и отчетности в акционерных обществах, вторые назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах. Комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки, профессия эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется правительственными органами.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Кроме названных организаций с 1 августа 2003 г. действует Высший совет по аудиту (Haut Conseil du Commissariat aux Comptes), который является внешним государственным органом по отношению к профессии аудитора. Высший Совет Аудита назначает специализированные консультативные комиссии. При необходимости привлекает экспертов для помощи в разработке своих решений.

В полномочия Высшего Совета Аудита Франции входит обеспечение надзора за профессией, а также проверка поддержания надлежащим образом этики и независимости аудиторов.

В целом мировой опыт регулирования аудиторской деятельности показывает, что развитие саморегулирования профессии позволяет обеспечивать единые требования, условия и качество осуществления аудита на территории отдельного государства при создании одного саморегулируемого аудиторского объединения, наделенного соответствующими полномочиями, либо нескольких подобных объединений при условии выработки ими единых подходов и консолидации своей профессии.

В то же время нельзя отказываться от государственного регулирования аудиторской деятельности. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости разумного сочетания государственного регулирования и саморегулирования рынка аудита в целях сохранения баланса частного и публичного интереса в аудиторской деятельности и развития аудиторской профессии. Список использованной литературы

1. Аганина Р.Н. Применение международных стандартов в аудиторской деятельности // «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, № 4.

2. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005.

3. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011 // СПС КонсультантПлюс.

4. История финансового законодательства России (под ред. И.В. Рукавишниковой). Ростов-на-Дону. 2003.

5. Кизилов А.Н. Особенности становления и этапы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 26

6. Лабынцев Н.Т., Моложавенко И.С. Регулирование аудиторской деятельности за рубежом // Аудиторские ведомости, 2009, № 6.

7. Миронова О.А., Азарская М.А. Роль государства в регулировании аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2007. № 12.

8. Судаков С.В. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации // Экономический анализ. Теория и практика. 2007. № 16.

© Емченко Л.Ю., 2016.

УДК 343.2

М.Г. Кислицына

Студент

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет г. Новосибирск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Аннотация

В статье освещаются некоторые проблемы квалификации действий (бездействия), совершенных в состоянии крайней необходимости, рассматриваются позиции учёных по дискуссионным вопросам, формулируются предложения, реализация которых могла бы способствовать разрешению описанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.