Научная статья на тему 'Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности'

Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / DIGITAL LITERACY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИКТ / FOREIGN ICT TRAINING PRACTICES / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / INTERNET COMMUNITY / ДРАЙВЕР ИННОВАЦИЙ / INNOVATION DRIVER / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / DIGITAL CONTENT / DIGITAL COMPETENCE TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелов Николай Афанасьевич, Литун Виктория Валерьевна

В статье изложен опыт обучения цифровой грамотности населения в отдельных зарубежных странах в контексте реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ от 28.07.2017 г. №1632-р. В качестве источника послужили доклад и рекомендации Совещания министров по цифровой экономике стран членов международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на тему: «Навыки для цифрового мира» (2017 г.). В докладе систематизированы формы и методы стран членов ОЭСР за более чем 10-летний период проведения работ по обучению населения цифровой компетенции [1]. В данной статье сделан акцент на ключевых вопросах организации этой работы, источниках финансирования, методах и формах сотрудничества бизнеса и государственных структур и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in teaching digital literacy

The article describes the learning experience of the digital literacy in the individual foreign countries in the context of the implementation of the Program "Digital economy of the Russian Federation", approved by the Government of the Russian Federation from 28.07.2017, No. 1632-p. As the source the report and recommendations of the Ministerial Meeting on the digital economy of the member countries of the Organization for economic cooperation and development (OECD) on the topic: "Skills for the digital world" (2017) were used. The report systematized the forms and methods of OECD member countries for more than 10-year period of work on training the population of digital competence [1]. This article focuses on the key issues of the organization of this work, sources of funding, methods and forms of cooperation between business and government agencies, etc.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности

Горелов Н.А.1, Литун В.В. 2 3

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

2 Концерн Р-Про, Санкт-Петербург, Россия

3 Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия

В статье изложен опыт обучения цифровой грамотности населения в отдельных зарубежных странах в контексте реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ от 28.07.2017 г. №1632-р. В качестве источника послужили доклад и рекомендации Совещания министров по цифровой экономике стран - членов международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на тему: «Навыки для цифрового мира» (2017 г.). В докладе систематизированы формы и методы стран - членов ОЭСР за более чем 10-летний период проведения работ по обучению населения цифровой компетенции [1]. В данной статье сделан акцент на ключевых вопросах организации этой работы, источниках финансирования, методах и формах сотрудничества бизнеса и государственных структур и др.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, цифровая грамотность, информационно-коммуникационные технологии, обучение цифровым компетенциям, зарубежные практики обучения ИКТ, интернет-сообщество, драйвер инноваций, цифровой контент.

Foreign experience in teaching digital literacy

GorelovN.A.1, Litun V.V. 23

1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia

2 Concern R-Pro, Russia

3 ITMO University, St. Petersburg, Russia

АННОТАЦИЯ:

Введение

овет по стратегическому развитию и приоритетным про ектам при Президенте РФ включил Программу «Цифровая экономика РФ» в перечень основных направлений стратегического развития РФ на 2017-2030 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632). Предполагается также развивать российскую систему цифровых технологий не в замкнутом контуре, а с учетом интересов партнеров по ЕАЭС,

ШОС и БРИКС.

Сверхзадача программы - создание условий для развития общества знания в РФ, роста благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг, а также повышения безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Чрезвычайно емкими и перспективными являются цели программы. Это создание экосистемы цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровой форме выступают ключевым факторов производства во всех сферах социально-экономической деятельности, включая взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; создание условий институционального и инфраструктурного характера, устранение препятствий к развития высокотехнологических бизнесов; повышение конкурентоспособности на глобальном рынке отдельных отраслей и экономики в целом.

Программа по развитию цифровых технологий учитывает и компетентно дополняет цели и задачи, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы и принятых документов стратегического планирования: прогноза и стратегии научно-технологического развития РФ до 2030 г.; стратегии развития информационного общества в РФ до 2030 г., отраслевых актов, а также документов Евразийского экономического союза. При этом Программа исходит из того, что «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором про-

ABSTRACT:_

The article describes the learning experience of the digital literacy in the individual foreign countries in the context of the implementation of the Program "Digital economy of the Russian Federation", approved by the Government of the Russian Federation from 28.07.2017, No. 1632-p. As the source the report and recommendations of the Ministerial Meeting on the digital economy of the member countries of the Organization for economic cooperation and development (OECD) on the topic: "Skills for the digital world" (2017) were used. The report systematized the forms and methods of OECD member countries for more than 10-year period of work on training the population of digital competence [1]. This article focuses on the key issues of the organization of this work, sources of funding, methods and forms of cooperation between business and government agencies, etc.

KEYWORDS: digital economy, digital literacy, information and communication technologies, digital competence training, foreign ICT training practices, Internet community, innovation driver, digital content

JEL Classification: 129, L86, 031, 032, 033 Received: 11.06.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gorelov N.A. (gorelov330inbox.ru )

CITATION:_

Gorelov N.A., Litun V.V. (2018) Zarubezhnyy opyt obucheniya naseleniya tsifrovoy gramotnosti [Foreign experience in teaching digital literacy]. Ekonomika truda. 5. (2). - 343-350. doi: 10.18334/et.5.2.39177

изводства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы» [2].

Основная ценность информационной экономики - информация, полученная в результате обработки больших объемов данных. Для этого нужны собственные телекоммуникационные системы и современные технические средства, алгоритмы обработки данных (программное обеспечение), знания, компетенции и навыки работников. Кто сможет грамотно использовать «большие данные», чтобы повысить эффективность различных видов производств, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг, тот получит преимущество в конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках.

Прежде чем перейти к опыту отдельных стран, выделим общие подходы, принципы и методы организации обучения населения цифровой грамотности за рубежом.

1. Для координации работ по профессиональному обучению населения цифровой грамотности, разработке учебно-методической литературы, программ для различных уровней обучения, наглядных пособий, электронных версий учебных материалов во всех странах ОЭСР созданы совместные с представителями крупного бизнеса организационные структуры - комитеты, департаменты и т.п., которые непосредственно осуществляют организацию этой работы. Главное, что прослеживается во всех странах ОЭСР, - это тесное взаимодействие государственных органов и бизнеса. Даже трудно сказать, кто больше заинтересован в информатизации общества - власть или бизнес. Но забота в первую очередь о своей стране как главная цель бизнеса просматривается во всех странах - членах ОЭСР. Во Франции и других государствах это положение закреплено в конституции [3]. Со стороны государства координацию работ по обучению цифровой грамотности населения осуществляют, как правило, Министерство труда и Министерство образования; на местах - государственные органы управления и органы самоуправления.

Организационно обучение профессиональным навыкам в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) осуществляют: высшие учеб-

ОБ АВТОРАХ:_

Горелов Николай Афанасьевич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.э.н, проф., почетный профессор (gore[ov330inbox.ru).

Литун Виктория Валерьевна, директор по маркетингу, ассистент (vlitunßlist.ru).

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горелов Н.А., Литун В.В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 343-350. doi: 10.18334/et.5.2.39177

ные заведения в рамках учебных планов, направлений и специализаций; средние учебные заведения (школы, колледжи, гимназии и т.п.); специальные учебные заведения; корпоративные системы обучения; некоммерческие благотворительные организации; национальные службы занятости, входящие в институциональную инфраструктуру министерства труда и др.

2. Принятая ОСЭР концепция обучения населения цифровой грамотности исходит из того, что широкое распространение цифровых технологий в повседневной жизни требует от людей умения использовать и обрабатывать сложную информацию, думать системно и принимать взвешенные решения с учетом экономических последствий, постоянно обновлять свои навыки, чтобы соответствовать быстрым техническим изменениям на рабочем месте и сделать более содержательным использование этих технологий в целях повышения производительности труда [4].

3. Обучение подразделяется на три уровня: овладение общими навыками использования информационно-коммуникационных технологий для профессиональных целей; овладение навыками программирования, разработки приложений и управления сетями ИКТ; овладение дополнительными навыками для выполнения задач, связанных с использованием ИКТ, в том числе непарадигмальных.

4. Во всех без исключения странах ОЭСР наблюдается широкий доступ к качественным ресурсам обучения большей части населения, гибкий график работы курсовой сети, онлайн-курсов и др. Обучение бесплатное. Службы занятости совместно с бизнесом предоставляют полную информацию о рынке труда не только для обучающихся, но и для всех желающих. Практически везде отмечено высокое качество интернет-образования. Для признания результатов дистанционного обучения и оценки его качества в службах занятости совместно с представителями бизнеса работают комиссии, которые сертифицируют полученные обучающимися знания и предлагают им соответствующую работу [5] (Бакктапоу, 2006).

5. ОЭСР разработала всеобъемлющую систему навыков, которые помогают странам определить сильные и слабые стороны своих национальных систем, провести их бенчмаркинг на международном уровне, а также разработать политику, способную превратить лучшие навыки в лучшие рабочие места и рост производительности труда. Такой подход позволяет, во-первых, более точно определить вид навыков, необходимых в цифровой экономике, путем согласования рамок для цифровой грамотности и межстранового анализа существующих наборов данных и разработки новых; во-вторых, включить эти изменения в учебные программы подготовки учителей соответствующего профиля; в-третьих, использовать эти навыки в онлайн-курсах, новых инструментах обучения, практических и методических материалах и др.

6. В настоящее время в мире профессии в области ИКТ являются одними из наиболее динамичных, и предполагается, что спрос на специалистов будет существенно возрастать. В странах ОЭСР в 2017 г. их удельный вес составлял около 5% всех занятых работников. Среди них доля женщин не превышала 2%. По мнению работодателей,

цифровые технологии вытесняют рутинные задачи и увеличивают спрос на нестандартные профессиональные навыки работников. В связи с этим прогнозируются навыки в области ИКТ, которые должны развиваться, чтобы соответствовать новым требованиям на работе. Это обстоятельство важно учитывать в учебных программах и их периодической корректировке [6] (Shvab, 2017).

Как отмечается в докладе ОЭСР, «студенты должны подготовить себе рабочие места, которые еще не существуют, новые технологии, которые еще не были изобретены, и проблемы, которые еще не признаны в качестве таковых».

7. Комитет по цифровой политике ОЭСР отметил важность некоторых компетенций и требований к обучению, которые хотя и не создают специальных навыков, но чрезвычайно ценны для работы на протяжении многих веков. В частности, Комитет указал на три широких направления: познавательный домен, в том числе когнитивных процессов, знаний и творчества; внутриличностный домен, в том числе интеллектуальной открытости, трудовой этики и уверенности в себе; межличностный домен, в том числе совместной работы, сотрудничества в условиях кросс-культурной среды [7] (Kastels, 2016).

В рекомендациях ОЭСР также отмечается, что, наряду с познавательными навыками, необходимо со школы воспитывать у молодежи социальные и эмоциональные навыки работы в коллективе, с клиентами, для достижения своих целей и др.

8. Ключевое место в развертывании обучения цифровым технологиям занимает подготовка учителей и инструкторов по ИКТ. С этой целью используются государственные и частные учебные заведения, практикующие специалисты в области ИКТ, специализированные организации по ИКТ, инженеры компаний, банков и других частных структур бизнеса. Созданное, например, в Великобритании интернет-сообщество учителей (TES) распространило свою деятельность во всех странах ОЭСР и насчитывает в настоящее время более 8 млн пользователей. Платформа TES обеспечивает доступ к учебным материалам, передовой практике обучения, предоставляет возможность обмениваться идеями на интернет-форумах в зависимости от области знаний.

Во Франции создан сертификат C2I2E на соответствие профессиональной компетенции учителей в области преподавания ИКТ (новые рамки компетенций), которые применяются практически во всех странах ОЭСР.

национальные программы для цифрового включения населения в странах оэср

Один из самых высоких среди стран ОЭСР уровень цифровизации общества наблюдается в Норвегии, где 87% населения в возрасте от 9 до 89 лет пользуются Интернетом в течение дня; молодежь (16-24) - 99%; старшее поколение (67-89) - 70%. В настоящее время здесь реализуется амбициозная программа обучения сплошной цифровой грамотности населения, независимо от пола, возраста, занятости, образования и места проживания.

Первоначально органы власти совместно с крупным отраслевым бизнесом реализовали программу подготовки и обучения преподавателей и инструкторов по ИКТ по всей стране. Большую роль в продвижении лучших практик, методического обеспечения и тесного сотрудничества между региональными участниками программы играет научно-практический журнал «Экономика труда», издаваемый за счет крупного бизнеса. В целом по стране программа координируется Министерством труда, а на местах - органами самоуправления. Для разработки местных и региональных инициатив, подготовки и обновления учебно-методических материалов существует система различных грантов.

Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Ирландия и другие страны придерживаются в обучении населения цифровой грамотности программы-минимум, охватывающей следующие области цифровой компетенции (программа БЮСОМРБгате'^гк - основы для разработки и понимания цифровой компетенции). Информация: идентифицировать, определять местонахождение, получать, хранить, организовывать и анализировать цифровую информацию с точки зрения ее актуальности и цели; связь: умение общаться в цифровой среде, совместно использовать ресурсы с помощью онлайн-инструментов, взаимодействовать с сообществами и сетями кросс-культурной осведомленности; создание контента: создавать и редактировать новое содержание (от обработки текста до изображений и видео); безопасность: использовать средства индивидуальной защиты данных и цифровой идентификации; решение проблем: определять цифровые потребности и ресурсы, принимать обоснованные решения и выбор подходящих инструментов с целью реализации концептуальных задач с помощью цифровых средств.

Указанные рамки программы-минимум используются также для повышения квалификации учителей в части расширения цифровой компетенции.

Во всех странах ОЭСР решающую роль в реализации национальных и международных программ развития навыков в области ИКТ играет частный сектор экономики. Формы участия бизнеса в этой работе самые разные, включая корпоративное обучение, создание специальных программ, финансирование курсовой подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Широкое распространение получили программы комплексного подхода 1Т-обучения путем наставничества и коучинга.

В Ирландии действуют системы повторной интеграции долгосрочных безработных путем профессиональной подготовки в области ИКТ. Существуют также благотворительные организации (Баз^гаск), которые работают в тесном сотрудничестве с ирландскими государственными ведомственными учебными учреждениями, местными органами самоуправления, обеспечивая обучение пользованию ИКТ на разных уровнях в тесном контакте с крупными работодателями. В Канаде, Германии и других странах для ищущих работу можно открыть личный кабинет, куда будут приходить

сведения о вакантных рабочих местах нужного профиля и соответствующих формах обучения. Онлайновые базы данных о вакансиях охватывают более 50% заявленных предложений о трудоустройстве. В настоящее время в ОЭСР ведущая массовая образовательная платформа (МООСз) охватывает более 17 млн обучающихся, система ЕБХ- 5,3 млн.

Большую роль в образовательном процессе играют специальные телепрограммы, радио, Интернет, ежемесячные выпуски информационных материалов комитетов (департаментов) стран, осуществляющих координацию работ по обучению цифровой грамотности населения, специальный научно-практический журнал «Экономика труда».

заключение

Сегодня Россия пока не входит в группу лидеров по развитию цифровой экономики, уступая по многим показателям - уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, освоению ПК-технологий и др. Имеется серьезный дефицит кадров в области цифровой экономики, особенно на уровне органов местного самоуправления и на предприятиях, наблюдается неэффективное использование высокопроизводительного оборудования. Так, средний коэффициент загрузки высокопроизводительного оборудования на российских предприятиях составляет около 30%, тогда как минимальная норма для рентабельности применения - 60% [8] (Gorelov, Korableva, 2018).

Отмеченное выше касается не только физического, но и интеллектуального труда. Цифровой контент становится важной частью управления нематериальными активами, источником искусственного интеллекта, что позволяет созданным на его основе машинам выполнять действия познавательного характера, распознавать шаблоны в больших наборах данных и уже превосходить людей в некоторых когнитивных функциях.

Цифровые преобразования в экономике, управлении, медицине, образовании, повседневной жизни населения являются драйвером для инноваций, роста жизненного уровня и социального благосостояния граждан. Поэтому обществу очень важно осознать, что переход на новые технологии неотвратим, следовательно, необходимо развивать способность к постоянному обучению, освоению новых знаний и технологий. От этого будет зависеть успех и благосостояние всей страны. Пока Россия сильно зависит от сырьевых рынков, медленно осуществляет импортозамещение и исправление ошибок прошлого.

Главный побудительный мотив перехода к цифровой экономике - стремление сохранить и преумножить рыночные преимущества России, ее интеллектуальный потенциал, расширить и повысить качество производимых экономических продуктов, поднять уровень благосостояния населения [9] (Gorelov, 2018).

ИСТОЧНИКИ:

1. Stimulating digital innovation for growth and inclusiveness. Report. Oecd. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote

=DSTI/ICCP(2015)18/FINAL&docLanguage=En

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряжением

Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р.

3. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Юнеско. [Электронный ресурс].

URL: http://www.intelros.ru/pdf/doklad_yunesko_2005_k_obshzestvam_znaniya.pdf]

4. Наука. Технологии. Человек // Вопросы философии. 2015. - С. 5-39.

5. Бахманов А. «Общества знания» - светлое будущее всего человечества. Forum-msk.

org. [Электронный ресурс]. URL: http://forum-msk.org/material/fpolitic/6684.html

6. Шваб К. Четвертая промышленная революция / Пер. с англ. - М.: Издательство «Э»,

2017.

7. Кастельс М. Власть коммуникации / уч. пособие. Пер. с англ. Н.М. Тылевич. - М.:

ГЭВШЭ, 2016. - 563 c.

8. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Проблемы производительности в контексте форми-

рования наукоемкой цифровой экономики // Российское предпринимательство.

- 2018. - № 19. - С. 2749-2758. - doi: 10.18334/rp.18.19.38343.

9. Горелов Н.А. Общество знания и цифровых технологий: новый этап научно-техни-

ческого прогресса. - СПб: Издательство СПбГЭУ, 2018. - 260 c.

REFERENCES:

(2015). Nauka. Tekhnologii. Chelovek [Science. Technologies. Man] Questions of philosophy. 5-39. (in Russian).

Gorelov N.A. (2018). Obschestvo znaniya i tsifrovyh tekhnologiy: novyy etap nauchno-tekhnicheskogo progressa [Knowledge society and digital technologies: a new stage of scientific and technological progress] SPb.: Izdatelstvo SPbGEU. (in Russian).

Gorelov N.A., Korableva O.N. (2018). Problemy proizvoditelnosti v kontekste formirovaniya naukoemkoy tsifrovoy ekonomiki [Performance issues in the context of formation of a knowledge-based digital economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). 2749-2758. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38343.

Kastels M. (2016). Vlast kommunikatsii [Power of communication] M.: GEVShE. (in Russian).

Shvab K. (2017). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution] M.: Izdatelstvo «E». (in Russian).

Stimulating digital innovation for growth and inclusiveness. ReportOecd. Retrieved from http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=D STI/ICCP(2015)18/FINAL&docLanguage=En

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.