Научная статья на тему 'Влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов'

Влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУД / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО / РЫНОК ТРУДА / DIGITAL ECONOMY / LABOR / QUALITY / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов Дмитрий Валерьевич

В работе представлены основные факторы, влияющие на качество человеческих ресурсов. В качестве методов исследования использовались методы анализа и синтеза, также приемы табличного представления статистических данных. Digital-технологии влияют практические на все аспекты функционирования общества и организации, включая процесс отбора кадров. Предприятие не может обойтись без системы найма, отбора, подбора и поиска кадров, так как создание компетентного и профессионального коллектива является одной из важнейших задач компании. Digital-экономика предъявляет совершенно новые требования к подготовке и компетенциям, то есть к характеристикам трудовых ресурсов. В статье представлены результаты оценки системы отечественного образования. Сделан вывод о том, что необходимо разработать механизм взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Круглов Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of digital technologies on the quality of human resources

The paper presents the main factors affecting the quality of human resources. The methods of research were used methods of analysis and synthesis, as well as methods of tabular presentation of statistical data. Digital technology affects practically all aspects of the functioning of society and organization, including the selection process of personnel. The company cannot do without a system of recruitment, selection, selection and search for personnel, since the creation of a competent and professional team is one of the most important tasks of the company. The digital economy imposes completely new requirements for training and competencies, that is, to the characteristics of the workforce. The article presents the results of the evaluation of the system of domestic education. It is concluded that it is necessary to develop a mechanism for interaction between educational institutions and the labor market.

Текст научной работы на тему «Влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

Влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов

Круглов Д.В. 1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В работе представлены основные факторы, влияющие на качество человеческих ресурсов. В качестве методов исследования использовались методы анализа и синтеза, также приемы табличного представления статистических данных. Digita[-технологии влияют практические на все аспекты функционирования общества и организации, включая процесс отбора кадров. Предприятие не может обойтись без системы найма, отбора, подбора и поиска кадров, так как создание компетентного и профессионального коллектива является одной из важнейших задач компании. Digita[-экономи-ка предъявляет совершенно новые требования к подготовке и компетенциям, то есть к характеристикам трудовых ресурсов. В статье представлены результаты оценки системы отечественного образования. Сделан вывод о том, что необходимо разработать механизм взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, труд, трудовые ресурсы, качество, рынок труда.

The impact of digital technologies on the quality of human resources

Kruglov D.V. 1

1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia

Введение

Главными тенденциями развития мира являются цифровая экономика и процессы глобализации. Digital-технологии влияют практические на все аспекты функционирования общества и организации, включая процесс отбора кадров. Предприятие не может обойтись без системы найма, отбора, подбора и поиска кадров, так как создание компетентного и профессионального коллектива является одной из важнейших задач компании. В свою очередь, успешное решение данного вопроса увеличивает человеческий капитал организации, который является основным фактором конкурентоспособности компании. От того, насколько работоспособные и квалифицированные кадры работают в компании, зависит экономический результат и эффективность этой организации.

В стратегии-2020 Правительством РФ была поставлена задача развития кадрового потенциала в сфере технологий, инноваций, образо-

вания, науки, которая предполагает реализацию следующих мероприятий: формирование стимулов для привлечения специалистов высокой квалификации, творческой молодежи, активных предпринимателей в инновационные секторы экономики. Согласно этой стратегии, у населения должны сформироваться необходимые компетенции инновационной деятельности: готовность и способность к самообучению, переобучению и непрерывному образованию, стремлению к новому, профессиональной мобильности; способность к разумному риску, предприимчивости и креативности, умение работать в команде и самостоятельно; способность к критическому мышлению; способность к профессиональному и бытовому общению на иностранном языке.

На этапе с 2014 по 2020 год предусмотрен рост частного капитала в общем объеме внутренних затрат на разработки и исследования. Предусмотрена поддержка за счет высвобождаемых финансовых ресурсов бизнес-проектов, увеличение финансирования образования, модернизация инфраструктуры digital-экономики.

Статистика показывает, что финансирование гражданской науки из бюджета РФ увеличилось с 2000 года в 3,3 раза и составило 337,9 млрд рублей [2]. Общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств бюджета РФ составил в 2017 году 0,41% ВВП. На 2000-2013 годы приходилось основное увеличение (4,7 раза). В последние 4 года в силу ограничений бюджета наблюдалось снижение в среднем на 8,4% в год. Около 31% от общей суммы было потрачено на фундаментальные исследования

ABSTRACT:_

The paper presents the main factors affecting the quality of human resources. The methods of research were used methods of analysis and synthesis, as well as methods of tabular presentation of statistical data. Digital technology affects practically all aspects of the functioning of society and organization, including the selection process of personnel. The company cannot do without a system of recruitment, selection, selection and search for personnel, since the creation of a competent and professional team is one of the most important tasks of the company. The digital economy imposes completely new requirements for training and competencies, that is, to the characteristics of the workforce. The article presents the results of the evaluation of the system of domestic education. It is concluded that it is necessary to develop a mechanism for interaction between educational institutions and the labor market.

KEYWORDS: digital economy, labor, labor, quality, labor market

JEL Classification: i25, L86, 031, 032, 033 Received: 10.11.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kruglov D.V. (kdvspb0list.ru)

CITATION:_

Kruglov D.V. (2018) Vliyanie digital-tekhnologiy na kachestvo chelovecheskikh resursov [The impact of digital technologies on the quality of human resources]. Ekonomika truda. 5. (4). - 951-958. doi: 10.18334/et.5.4.39631

в 2017 году. На прикладные - 69%, в том числе на образование - 3,4%, общегосударственные вопросы - 4,8%, здравоохранение - 5%, область национальной экономики -55,5%. На долю фундаментальных исследований в 2011-2016 годах приходилось менее 30%. Планируется, что эта доля к 2020 году превысит 40%.

В настоящее время можно констатировать, что существуют проблемы, не позволяющие в полной мере реализовать концепцию инновационного человека и сформировать на рынке необходимый спрос на знания. Это и недостаточное количество проектов и программ, позволяющих привлекать и удерживать таланты, и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Также проблемы, связанные с медленным ростом доли предприятий малого и среднего бизнеса, при сохранении государства как основного работодателя и слабо сформированный рынок венчурных инвестиций, не позволяющий привлекать необходимые инвестиции.

Следует ожидать, что ситуация на рынке в ближайшие 10 лет будет меняться, исходя из технологических, демографических и политических трендов, формируя новые вызовы. Исследователи отмечают, что увеличивается расслоение по уровню доходов внутри страны и между странами; занятость в сегментах работников с низкой квалификацией будет характеризоваться ростом конкуренции за рабочие места; в связи со старением населения к 2025 году изменится характер конкуренции за человеческие ресурсы (у поколения Ъ набор цифровых компетенций); изменятся формы занятости в экономике (возникнет угроза потеря работы теми, кто имеет низкую квалификацию) [5] (Юуаекко, 2016).

Формирующаяся таким образом ^йа1-экономика предъявляет совершенно новые требования к подготовке и компетенциям, то есть к характеристикам трудовых ресурсов в общем и к качеству в частности. Объем digital-экономики растет стремительными темпами с каждым годом. Практически с нуля были запущены глобальные цифровые проекты и созданы крупные цифровые компании [3] (Ооте1оу, 2018). Таким образом, уровень цифровизации в стране за период с 2011 по 2015 гг. вырос почти на 59% [6].

На Всемирном экономическом форуме было сказано, что РФ вышла на 2 место в мире по доступности сотовой связи, по доступности широкополосного интернета - на 10 место, по количеству пользователей интернета - на 6 место в мире и 1 - в Европе. Эти данные говорят о том, что сложились благоприятные условия для расширения деятельности, основанной на digital-технологиях. Необходимо подчеркнуть, что раз-

ОБ АВТОРЕ:_

Круглов Дмитрий Валерьевич, профессор кафедры экономики труда, доктор экономических наук, доцент (kdvspb01ist.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Круглов Д.В. Влияние digita[-технологий на качество человеческих ресурсов // Экономика труда. -2018. - Том 5. - № 4. - С. 951-958. doi: 10.18334М.5.4.39631

витие digital-технологий в мировом масштабе все больше ускоряется, и современные информационные решения вызывают тревогу, связанную с тем, смогут ли алгоритмы и роботы заменить полностью людей. Пока у исследователей нет однозначного ответа на данный вопрос. По разным оценкам, в ближайшие 15-20 лет порядка 50% профессий подвержены риску автоматизации, а это значит, что программные продукты смогут заменить человека там, где имеет место рутинная и техническая работа. По прогнозам отечественных экспертов, за счет влияния digital-технологий на рынок труда к 2030 году появятся порядка 186 новых профессий и исчезнут около 57 «традиционных» [1]. Все это говорит о том, что в сегодняшних реалиях труд человека приобретает новые, более сложные формы.

С одной стороны, «усложнение работ» в профессии позволяет высвободить время для более сложных задач, а с другой стороны, повышаются требования к квалификации работников. К распределению ответственности возникает совершенно новый подход. Раньше индивид отвечал за конкретную задачу, а в сегодняшних условиях придется нести ответственность за несколько процессов разного профиля.

Будущие профессии потребуют от своих работников таких способностей и умений, как:

• использование информационных технологий независимо от сферы деятельности;

• умение работать удаленно;

• умение креативно мыслить;

• быть в готовности менять профессию примерно каждые 10 лет;

• умение самообучаться;

• умение работать с большими объемами данных;

• готовность работать за рубежом в связи с глобализацией.

Таким образом, чтобы человеку быть успешным, недостаточно получить образование одноразово, необходимо обновлять знания на регулярной основе. Обучение может осуществляться не только в образовательной организации, но и в процессе практического опыта в компании работодателя [4] (Ооте1оу, КотаЫеуа, 2018). По оценкам зарубежных ученых, для россиян обучение заканчивается после окончания высшего учебного заведения и не позже 25 лет, затраты на обучение персонала по России меньше, чем в Европе, в 10 раз. Вполне справедливо отмечается и такой факт, что среды, способствующей самореализации и развитию, в нашей стране недостаточно, потому что 6,5% трудоспособного населения получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда. Должная дифференциация в зарплате в зависимости от квалификации персонала не обеспечена.

Исходя из этого, важно обеспечить готовность сферы профессионального образования к сегодняшним реалиям. Используя сложившиеся тренды, сформировать предпосылки для обновления подходов к обучению. Необходимо выделить основные перспективы: обучение в течение жизни; для человека обучение становится домини-

рующим; массовое образование постепенно трансформируется в индивидуальное. Можно констатировать, что ^дИа1-экономика трансформирует структуру университетов и провоцирует появление передовых решений в сфере образования и науки. Совсем недавно массовое появление курсов онлайн воспринималось вузами как неблагоприятный тренд. Сейчас мы наблюдаем, как происходит интеграция данных курсов в процесс образования.

нормы и требования в области качества трудовых ресурсов

Необходимо подчеркнуть, что в странах с развитой рыночной экономикой в процессе трансформации образовательных систем происходит концентрация на развитии когнитивных навыков. Эти государства много внимания уделяют переквалификации своих трудовых ресурсов [7] (^щ^, Vorotynskaya, Pozdeeva, 2017). Что касается отечественной системы образования, государством была поставлена задача ведущим университетам. Им нужно стать локомотивом научно-технологического развития страны. В этой связи необходимо создать творческую среду для увеличения численности талантливых преподавателей и исследователей, которые станут ядром кадрового потенциала в будущем. Это предполагает создание в вузах системы управления талантами и повышения вовлеченности сотрудников в профессиональное развитие.

В докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» была сформулирована «Целевая модель компетенции», включающая социально-поведенческие, цифровые и когнитивные навыки. Без освоения данных компетенций невозможно достигнуть эффективности в 21 веке. Вместе с тем профессиональные стандарты призваны сегодня соединить требования бизнеса с квалификацией выпускников. Стандартизацию рассматривают как средство для обеспечения качества и унификации. В этой связи могут быть разработаны правила, нормы и требования в отношении качества человеческих ресурсов.

Таблица

качество национальных систем образования

страны рейтинг u 21 (национальных систем высшего образования) индекс

США 1 100

Швейцария 2 86,9

Великобритания 3 85,5

Канада 7 80,2

Германия 16 68,8

Франция 18 67,5

Китай 30 52,7

Россия 33 49,9

Источник: составлено автором по материалам "Ranking of National Higher Education Systems

2017"

Мерилом качества подготовки отечественным образованием элиты специалистов для digital-экономики выступают национальные системы высшего образования, включенные в международные рейтинги (табл.)

Как видно из представленной таблицы, российская система образования находится на 33 месте, что заставляет нас задуматься и побуждает к действию. В странах, с которыми сравнивались вузы, значительно больше университетов, входящих в мировые рейтинги. Необходимо прикладывать больше усилий для повышения качества российского образования.

Необходимо подчеркнуть, что кадровое обеспечение инновационного развития на региональном уровне обусловлено ресурсным потенциалом профессионального образования. Эксперты сходятся во мнении, что в дополнение к профессиональным стандартам необходимы инструменты прямого взаимодействия образования и бизнеса. В качестве решения данной задачи специалистам предлагается реализация формы обучения через Сеть, которая позволит рассматривать образовательный процесс в рамках межуниверситетского сотрудничества, обеспечивая проведение научных исследований и мобильность совместных программ. Это позволит создавать на предприятиях капитал, способный реализовывать дальнейшее развитие организации. Университет получает возможность оперативно корректировать и отслеживать образовательные программы, повышая конкурентоспособность. У предприятий появляется возможность оказывать влияние на процесс обучения.

Заключение

В настоящее время наблюдается процесс по созданию национальной системы квалификаций, которая позволит унифицировать требования к занятым в различных отраслях. Однако в условиях digital-экономики требования быстро меняются, и поэтому очень важно отслеживать изменения и формировать гибкий механизм взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда. Все это должно непосредственным образом влиять на качество человеческих ресурсов в нашей стране.

ИСТОЧНИКИ:

1. Агентство стратегических инициатив МШУ «Сколково» Атлас новых профес-

сий. Skolkovo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.

2. Бюллетень Наука, технологии, инновации» Институт статистических исследований

и экономики знаний НИУ ВШЭ. Skolkovo. [Электронный ресурс]. URL: https://www. skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.

3. Горелов Н.А. Общество знания и цифровых технологий: новый этап научно-техни-

ческого прогресса. - СПб: Издательство СПбГЭУ, 2018. - 260 c.

4. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Проблемы производительности в контексте форми-

рования наукоемкой цифровой экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - № 19. - c. 2749-2758. - doi: 10.18334/rp.18.19.38343.

5. Клячко Т.Л. Новые тенденции в развитии образования // Университетское управле-

ние: практика и анализ. - 2016. - № 5. - с. 28-35.

6. Крол А. 5 трендов в образовании, которые формируют будущее. Hr-portal.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/5-trendov-v-obrazovanii-

kotorye-formiruyut-budushchee.

7. Круглов Д.В., Воротынская А.М., Поздеева Е.А. Влияние роботизации на рынок тру-

да // Известия санкт-петербургского государственного экономического университета. - 2017. - № 6(108). - с. 101-105.

REFERENCES:

Gorelov N.A. (2018). Obschestvo znaniya i tsifrovyh tekhnologiy: novyy etap nauchno-tekhnicheskogo progressa [Social science and digital technologies: a new stage of scientific and technological progress]SPb.: Izdatelstvo SPbGEU. (in Russian).

Gorelov N.A., Korableva O.N. (2018). Problemy proizvoditelnosti v kontekste formirovaniya naukoemkoy tsifrovoy ekonomiki [Performance issues in the context of formation of a knowledge-based digital economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (19). 2749-2758. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38343.

Klyachko T.L. (2016). Novye tendentsii v razvitii obrazovaniya [New trends in the development of education]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (5). 28-35. (in Russian).

Kruglov D.V., Vorotynskaya A.M., Pozdeeva E.A. (2017). Vliyanie robotizatsii na rynok truda [The impact of robotics on the labor market]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (6(108)). 101-105. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.