Научная статья на тему 'Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики'

Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кауфман Наталья Юрьевна

В статье рассмотрены предпосылки перехода России к цифровой экономике, в результате чего необходимо формирование новых знаний и эффективное управление этими знаниями. Приведены статистические данные уровня компьютерной грамотности населения, а также направления перехода страны к цифровой экономике с использованием в системе образования современных информационных ресурсов. Автором предложен подход к формированию системы управления знаниями в организациях, который выстраивает в единый процесс ее отдельные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of knowledge management in the context of digital economy development

The article considers the prerequisites for Russia's transition to the digital economy, resulting in the need for the formation of new knowledge and effective management of this knowledge. We present the statistical data on the level of computer literacy of the population, as well as the direction of the country's shift to the digital economy with the use of modern information resources in the education system. The author suggests an approach to creation of knowledge management system in organizations, which builds in a single process its individual elements.

Текст научной работы на тему «Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики

Кауфман Н. Ю.1

1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены предпосылки перехода России к цифровой экономике, в результате чего необходимо формирование новых знаний и эффективное управление этими знаниями. Приведены статистические данные уровня компьютерной грамотности населения, а также направления перехода страны к цифровой экономике с использованием в системе образования современных информационных ресурсов. Автором предложен подход к формированию системы управления знаниями в организациях, который выстраивает в единый процесс ее отдельные элементы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, управление знаниями, конкурентоспособность, экономическое развитие, экономика знаний.

Transformation of knowledge management in the context of digital economy development

Kaufman N. Yu.1

1 Surgut State University , Russia

введение

Конкурентоспособность национальной экономики в условиях научно-технического прогресса и развития инноваций зависит от развития и применения информационных технологий во всех слоях общества, повышая уровень жизни граждан.

Современный этап экономического развития России проходит через модернизацию практически всех отраслей народного хозяйства. Приоритетными отраслями на протяжении многих лет являются производство газа, нефтехимия, металлургия, переработка лесоматериалов, военная промышленность. Эффективность деятельности предприятий, формирование новых рынков, зависит от применения новых технологий, разработки новых товаров и услуг, что выводит их на инновационный путь развития.

О необходимости инновационных преобразований в России серьезно стали заявлять с 2009 года, когда была создана комиссия, затем и Совет по модернизации экономики, введен в действие центр «Сколково» [7].

В условиях инновационного развития актуальность рассмотрения данной темы обоснована распространением информационных технологий, результатом которых является переход к цифровой экономике и как следствие увеличение и изменение роли знаний в обществе. Любое инновационное развитие предприятий проходит через трансформацию генерирования знаний, восприятие новых идей, готовность к созданию новых технологий и их реализацию во всех сферах деятельности, где ведущая роль отводится научным знаниям и инновациям [8] (Novitsky, 2009).

Многими российскими экономистами изучалась концепция технологических укладов. «Технологический уклад» - это конкретный период развития общества, учитывающий накопленные научные знания и практический опыт доминирующего уровня производства. Жизненный цикл каждого уклада состоит из фаз: появления, доминирования и отмирания. Таким образом, функционирование экономики проходит через производство разных технологических укладов, так как жизненный цикл каждого уклада пересекается с другим [2, 16, 18] (Glazev, 2007; Tumina, 2008; Yakovets, Kuzyk, Kushlin, 0).

Следовательно, смена преобладающего источника роста в экономике ведет к новому, очередному, укладу. Первый и второй уклады характеризовались доминированием сырьевых ресурсов, в третьем укладе к сырью присоединилась энергетика, перейдя в четвертый уклад. Пятый уклад - развитие информационных технологий [5] (Kaufman, 2013).

Познание бесконечно

В настоящее время в экономике разных стран происходит развитие шестого технологического уклада, в котором большое внимание уделяется экологической безопас-

ABSTRACT:_

The article considers the prerequisites for Russia's transition to the digital economy, resulting in the need for the formation of new knowledge and effective management of this knowledge. We present the statistical data on the level of computer literacy of the population, as well as the direction of the country's shift to the digital economy with the use of modern information resources in the education system. The author suggests an approach to creation of knowledge management system in organizations, which builds in a single process its individual elements.

KEYWORDS: digital economy, knowledge management, competitiveness, economic development, knowledge economy

JEL Classification: 015, 038, I25 Received: 16.03.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kaufman N. Yu. (ntlrus0gmail.com)

CITATION:_

Kaufman N. Yu. (2018) Transformatsiya upravleniya znaniyami v usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Transformation of knowledge management in the context of digital economy development ]. Kreativnaya ekonomika. 12. (3). - 261-270. doi: 10.18334/ce.12.3.38922

ности, «зеленой» энергетике, здравоохранению, биотехнологиям и нанотехнологиям, системам искусственного интеллекта и др., сопровождающееся, как и в пятом укладе, развитием информационных технологий.

Понятие «новая экономика» часто используется в экономической литературе. В современном экономическом словаре новая экономика трактуется с точки зрения развития высоких технологий во всех отраслях экономики, которые развиваются через интеллектуальную составляющую, используя передовые информационные технологии и решения [13] (Raizberg Lozovskiy, Starodubtseva, 2007). В данных условиях управление знаниями - это новый взгляд на методы управления, организационные механизмы и управленческие приемы, влияющие на конкурентные преимущества предприятий.

Экономика знаний направлена на формирование и распространение знаний в различной форме - в виде компетенций, необходимых для развития инноваций, высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, направленных на развитие отраслей и прочих процессов в экономике. Основной задачей экономики знаний является не только разработка и производство высокотехнологичной продукции, но и использование ее во многих сферах и отраслях [1] (Abdikeev, 2014).

На современном этапе происходит достаточно быстрое развитие информационных технологий, управление которыми требует непрерывного образования и саморазвития. Следовательно, одной из приоритетных задач экономического развития является профессиональное применение во всех сферах деятельности вычислительной техники. Формирование знаний и умений в сфере компьютерной грамотности населения будет являться показателем соответствия его уровня современным требованиям.

Компьютерная грамотность развивается в соответствии с совершенствованием компьютерной техники, соединяя знания теории и практики в области работы с компьютерными системами со знанием информационных технологий, готовностью к использованию профессиональных программ в различных сферах деятельности. Каждому человеку в современном обществе необходимы навыки компьютерной грамотности [15] (Strukova, 0).

Начало экономических преобразований в России перестроило работу многих предприятий, в результате чего, компьютер перестал быть предметом роскоши, облегчая работу во многих сферах деятельности. Это привело к распространению в российских офисах локальных компьютерных сетей, позволяющих организовать коллективный доступ к дорогостоящей периферии, такой как лазерные принтеры и диски большого

ОБ АВТОРЕ:_

Кауфман Наталья Юрьевна, доцент кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом, кандидат экономических наук (nt1rus0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кауфман Н. Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 3. - С. 261-270. сЫ: 10.18334/се.12.3.38922

объема. В результате необходимым условием при приеме на работу стало владение компьютером и прочими необходимыми программами [17] (Frolov, Frolov, 0).

В 2016 году было опубликовано исследование, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD, Organisation for Economie Coopération and Development) среди жителей тридцати трех стран в возрасте от 16 до 65 лет в период с 2011 по 2015 год. Исследование позволило количественно оценить разницу между уровнем компьютерной грамотности широких слоев населения и так называемой «технической элиты».

Были оценены технические способности людей и профессиональные навыки. В результате было выяснено, что 26% населения не используют компьютеров, 14% оказались на нулевом уровне, который включал такую простую задачу, как удалить сообщение электронной почты. 29% взрослого населения способны решать задания 1-го уровня, в который входит умение пользоваться широко известными и распространенными технологиями, например, электронной почтой или веб-браузером.

Соответствуют 2-му уровню 26% людей, которым необходимы навыки использования более специфических программ, например, найти документ, отправленный другим пользователем в сентябре прошлого года. И всего 5% могут выполнять более специфические задачи, требующие дедуктивного рассуждения и интеграции информации, например, составить расписание в специальном приложении [3].

Таким образом, развитие цифровой экономики предполагает изменение уровня знаний и формирование необходимых навыков в данной области. В нашей стране Межведомственной рабочей группой при Минкомсвязи России в соответствии с пунктом 9 поручений председателя правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года» была разработана программа «Цифровая экономика». Цель программы - создать экосистему цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровом виде будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности [12].

Выделены восемь направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года: 1) государственное регулирование; 2) кадры и образование; 3) исследования и разработки; 4) информационная инфраструктура; 5) информационная безопасность; 6) государственное управление; 7) умный город; 8) здравоохранение. Для каждого направления определены цели и задачи.

В рамках нашего исследования интересно развитие направления «Кадры и образование». К 2024 году предусмотрено достижение показателей, представленных на рисунке 1.

Расширенный подход к понятию «цифровая экономика» определяет ее как хозяйственное производство, использующее цифровые технологии._Чтобы обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами, необходимо совершенствовать систему образования, что влечет за собой следующий момент - трансформация традицион-

120 000 человек в год - выпускники образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно- телекоммуникационными технологиями -

800 000 человек в год - количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне

40% - доля населения, обладающего цифровыми навыками

Рисунок 1. Показатели направления «Кадры и образование» Источник: [11]

ных отраслей экономики и как следствие рынка труда. Цифровизация предполагает возникновение новых профессий и их востребованность, для чего необходимы новые качества и знания персонала.

По России существует прогноз развития рынка труда, в результате которого в течение десяти лет примерно для 25 млн рабочих мест будут значительно изменены требования к квалификации и навыкам людей. В новой экономике нужны и новые компетенции - это касается не только теоретических знаний, опыта программирования и работы с данными, но и творческого, аналитического мышления, коммуникативных способностей и умения работать в условиях неопределенности. Примером может служить опыт Сбербанка, который разработал и запустил образовательную программу для сотрудников, по переподготовке кадров.

Человек генерирует новизну

Ясно, что адаптация человека к новым условиям станет постоянным процессом в цифровой экономике. В настоящее время существует множество образовательных курсов повышения цифровых навыков, которые в том числе проводятся и в дистанционной форме. Это означает, что каждый гражданин может регулярно повышать уровень своих компетенций, создавая задел для успешной профессиональной реализации в условиях грядущих трансформаций [10] (Раккотоу, 0).

Использование электронного документооборота продолжается во всех компаниях и ведомствах нашей страны и, по оценкам специалистов, количество услуг, предоставляемых государством в онлайн-режиме, к 2025 году должно составить 80%. Введение беспилотного общественного транспорта к окончанию срока реализации программы должно быть осуществлено в 25 городах России. Для выполнения данной задачи вузам

необходимо увеличивать объем выпускаемых специалистов в сфере компьютерных технологий, а государство, в свою очередь, обещает высочайший уровень поддержки высокотехнологичным предприятиям, ведущим свою деятельность в сфере IT [14] (Romanova T., 0).

В условиях формирования цифровой экономики необходимо эффективное управление знаниями, которое характеризуется высочайшим уровнем развития творческого потенциала человеческой личности как носителя и генератора знаний. В условиях формирования экономики знаний человеческий капитал является главным ресурсом. Увеличивается доля работников умственного труда, содержание труда приобретает умственное, интеллектуальное значение [6] (Kaufman, Shirinkina, 2017).

Каждая компания выбирает свою модель управления знаниями в соответствии с масштабами производства, направлением деятельности, сложившейся организационной культурой. В условиях развития экономики знаний конкурентоспособность предприятий определяется его способностями создавать, перерабатывать, распределять и делиться знаниями и информацией как во внешней, так и во внутренней среде, а также защищать идеи от конкурентов. Таким образом, на основе «новых знаний» происходят изменения в экономике, а также образуется лаг времени между использованием новых знаний и их возникновением.

Для сглаживания и корректировки данных процессов существуют различные модели управления знаниями. В условиях развития цифровой экономики для управления знаниями современной компании представляется возможной использование модели Х. Крмара и Дж. Рехойзера. Данная модель выстраивает в единый процесс отдельные элементы системы управления знаниями - от его получения, распознавания до использования (рис. 2).

Первая фаза актуальна, когда организация ради выхода на более качественный и конкурентоспособный уровень развития хозяйственной деятельности за счет совокупности научных знаний, зависящих от взаимодействия внутренней и внешней среды, нацелена на изменение мышления коллектива, приобретает новые знания, интерпретирует и взаимодействует с уже имеющимися знаниями и информацией.

В данном случае возможно использование такой технологии, как бенчмаркинг. Использование бенчмаркинга позволяет узнать, какие методы управления или технологии производства необходимо изучить и внедрить в компании, чтобы выйти на более конкурентоспособный уровень.

Вторая фаза - управление носителями знаний и информационными ресурсами. Позволяет структурировать полученные знания и определить их место в производственном или управленческом процессе предприятия. Использование современных технологий для доступа к новой информации позволяет сохранить и обеспечить заинтересованным подразделениям доступ к новым знаниям. На данном этапе эффективным будет использование технологии «Сторителлинг», являющейся современной системой формирования интеллектуальных знаний и эмоционального опыта через все

•Управление источниками знаний и информационными источниками

1

м —

Ут •Управление носителями знаний и информационными ресурсами

м =

Ут •Управление предложением знаний 3

м

•Управление спросом на знания

•Управление инфраструктурой обработки знаний, информации и Хг коммуникаций

Рисунок 2. Фазы управления знаниями Источник: [9] (Panikarova, Vlasov, 2015)

4

виды информации и основанной на искусстве древнего опыта рассказывания историй. Концепция сторителлинга является технологией передачи информации, создаваемой руководством под конкретную задачу, при участии службы управления персоналом.

Управление предложением знаний - третья фаза, предполагающая на базе нового знания формирование нового продукта или услуги, т. е. происходит (или не происходит) его адаптация под решение конкретной проблемы предприятия. Таким образом, создается предложение знаний. Данный этап может применять программу «Mind Manager» (MM), создающую карты памяти, с последующей фиксацией презентаций, переговоров, совещаний. Информация сохраняется в виде системы блок-схем с текс-тово-числовым наполнением. Полученные файлы быстро доводятся до сотрудников организации через электронную почту. Mind Manager позволяет:

• находить, анализировать и преобразовывать информацию из разных источников;

• выполнять автоматизацию бизнес-процессов и принимать решения в максимально короткие сроки;

• формировать информацию и доводить ее до сотрудников, вовлеченных в работу над проектом.

Четвертая фаза характеризует управление спросом на знания, анализируются круг проблем и банк новых знаний и их взаимное применение в организации. Сопоставление спроса и предложения знаний позволяет выявить дефицит знаний на предприятии.

Управление инфраструктурой обработки знаний, информации и коммуникаций -пятая фаза, возможна при наличии инфраструктуры обработки знаний, информа-

ции и эффективных коммуникаций компании, которые дают дальнейшее развитие идей. Инфраструктура обработки знаний должна включать современные технологии обработки и обмена информации, непрерывное стимулирование, которое повышает уровень вовлеченности и мотивации всего коллектива, самоуважение сотрудников, уменьшает текучесть кадров и создает в компании атмосферу образованности и компетентности.

Конечно, резкий переход к изменению сознания коллектива может встретить сопротивление со стороны работников компании, поэтому, чтобы обеспечить их восприятие и вовлеченность, возможно использование системы «Кайдзен», в соответствии с которой совершенствование всех процессов в компании должно происходить непрерывно и улучшениями нужно заниматься ежедневно. Осуществление данной системы будет эффективно при условии вовлеченности и концентрации персонала компании на выполняемых заданиях.

Система «Кайдзен» формирует мышление сотрудников с ориентацией на непрерывность данного процесса. Для внедрения данной системы необходимо соответствующее управление, направленное на сосредоточение и поддержание стремления всех сотрудников компании к совершенствованию с возможностью корректировки их усилий в данном направлении [5] (Kaufman, 2013).

Заключение

1. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики смещает ключевой фактор успеха в сторону новых моделей управления технологиями и данными, позволяя оперативно реагировать и моделировать будущее в сфере бизнеса и развития страны. Приобретение новых знаний повышает конкурентоспособность человека, создавая преимущества на рынке труда, увеличивая финансовую стабильность, что в итоге увеличивает человеческий капитал [4] (Kaufman, 2017).

2. Реализация программы в России по развитию цифровой экономики будет эффективной при взаимодействии государства, науки, образования и бизнеса, позволив реализовать потенциал нового технологического уклада. Цифровизация в итоге приведет к появлению новых рынков, имеющих преимущественно сетевую природу и направленных на человека как конечного потребителя.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абдикеев Н.М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие //

Финансы: теория и практика, 2014. - № 5.

2. Глазьев С.Ю. Развитие Российской экономики в условиях глобальных технологиче-

ских сдвигов. Журнал «Золотой Лев». [Электронный ресурс]. URL: http://www.zlev.

ru/111/111_61.htm (дата обращения: 14.03.2018).

3. Как компьютерная грамотность влияет на оптимизацию юзабилити?. Landing Page

Generator. [Электронный ресурс]. URL: https://lpgenerator.ru/blog/2017/01/09/kak-

kompyuternaya-gramotnost-vliyaet-na-optimizaciyu-yuzabiliti/ (дата обращения: 14.03.2018).

4. Кауфман Н.Ю. Роль человеческого капитала в условиях конкурентоспособности

национальной экономики // Новая российская экономика: инвестиции, кластеры, инновации и дорожные карты: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017.

5. Кауфман Н.Ю. Управление инновационным развитием предприятий химическо-

го производства. / диссертация на соискание учен. степ. кандидата экон. наук (08.00.05). - Самарский государственный экономический университет, 2013.

6. Кауфман Н.Ю., Ширинкина Е.В. Особенности формирования управленческих ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новаций в условиях развития человеческого капитала // Фундаментальные исследования, 2017. - № 1..

7. Медведев указал на важность развития инноваций в России. ФБА «Экономика

сегодня» Новости экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://rueconomics. ru/227183-medvedev-ukazal-na-vazhnost-razvitiya-innovacii-v-rossii#from_copy.

8. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические

основы и стратегические приоритеты. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009.

9. Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капита-

лом. - Екатеринбург: Урал, 2015.

10. Пахомов Ю. Как строится проектное управление цифровой экономикой. Микросайт «Государство и ИТ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek. ru/gover/article/detail.php? (дата обращения: 11.02.2018 ).

11. Программа «Цифровая экономика». Цифровая экономика 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://data-economy.ru/education (дата обращения: 11.02.2018).

12. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р (вместе с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации»). Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/27884/ (дата обращения: 11.02.2018 ).

13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007.

14. Романова Т. Цифровая экономика в России. FB.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/334484/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii (дата обращения: 11.02.2018).

15. Струкова Е.А. Компьютерная грамотность как составляющая профессиональной подготовки специалистов. Информио. [Электронный ресурс]. URL: http://www. informio.ru/publications/id1234/Kompyuternaja-gramotnost-kak-sostavljayushaja-professionalnoi-podgotovki-specialistov (дата обращения: 11.02.2018).

16. Тумина Т.А. Инновационное развитие - основа экономического роста. - СПб.: Химиздат, 2008.

17. Фролов А.В., Фролов Г.В. Компьютерная грамотность в России. Frolov-lib.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.frolov-lib.ru/user/articles/msktimes/literacy. html (дата обращения: 11.02.2018 ).

18. Яковец Ю.В. Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Необходимость и особенности разработки долгосрочного прогноза инновационного развития России. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: www.rg.ru/oficial/from_min/gd_99/275.htm (дата обращения: 23.01.2018).

I REFERENCES:

Abdikeev N.M. (2014). Ekonomika, osnovannaya na znaniyakh, i innovatsionnoe razvitie [Knowledge-based economy and innovation development]. Finance. (5). (in Russian).

Kaufman N.Yu. (2013). Upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriyatiy khimicheskogo proizvodstva[Management of innovative development of chemical production enterprises] Omsk. (in Russian). Kaufman N.Yu. (2017). Rol chelovecheskogo kapitala v usloviyakh konkurentosposobnosti natsionalnoy ekonomiki [The role of human capital in a competitive national economy] The New Russian Economy: investments, clusters, innovations and roadmaps. (in Russian). Kaufman N.Yu., Shirinkina E.V. (2017). Osobennosti formirovaniya upravlencheskikh innovatsiy v usloviyakh razvitiya chelovecheskogo kapitala [Features of formation of managerial innovations in the development of human capital]. Fundamental research. (1). (in Russian). Novitskiy N.A. (2009). Innovatsionnaya ekonomika Rossii: Teoretiko-metodologicheskie osnovy i strategicheskie prioritety [Innovative economy of Russia: Theoretical and methodological foundations and strategic priorities] (in Russian).

Panikarova S.V., Vlasov M.V. (2015). Upravlenie znaniyami i intellektualnym

kapitalom [Management of knowledge and intellectual capital] (in Russian). Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. (2007). Sovremennyy

ekonomicheskiy slovar [Modern Economic Dictionary] (in Russian). Tumina T.A. (2008). Innovatsionnoe razvitie - osnova ekonomicheskogo rosta [Innovative development is the basis for economic growth] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.