Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

259
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / внешнеэкономическая деятельность / импорт / экспорт / экономическое развитие / экономическая безопасность. / foreign trade / foreign economic activity / import / export / economic development / economic security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.В. Леонтьев

мира (Китая, Индии и Бразилии) и их инструменты поддержки экспорта и обеспечения экономической безопасности внешней торговли. Проанализированы существующие инструменты поддержки экспорта и защиты национального производителя от импортной конкуренции. Предложены дополнительные меры и инструменты поддержки экспорта и внешнеторговой деятельности России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN ENSURING ECONOMIC SECURITY OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

The article examines the indicators of foreign trade activity of developing countries (China, India and Brazil) and their tools for supporting exports and ensuring economic security of foreign trade. The existing tools of export support and protection of the national producer from import competition are analyzed. Additional measures and tools to support Russia's export and foreign trade activities in General are proposed.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ»

УДК 338

С.В. Леонтьев,

аспирант S.V. Leontyev,

graduate student

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Чебоксары) Cheboksary cooperative Institute (branch) Russian University of cooperation (Cheboksary)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

FOREIGN EXPERIENCE IN ENSURING ECONOMIC SECURITY OF

FOREIGN TRADE ACTIVITIES AND THE POSSIBILITY OF ITS

APPLICATION IN RUSSIA

Аннотация: В статье рассмотрены показатели внешнеторговой деятельности развивающихся стран мира (Китая, Индии и Бразилии) и их инструменты поддержки экспорта и обеспечения экономической безопасности внешней торговли. Проанализированы существующие инструменты поддержки экспорта и защиты национального производителя от импортной конкуренции. Предложены дополнительные меры и инструменты поддержки экспорта и внешнеторговой деятельности России в целом.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеэкономическая деятельность, импорт, экспорт, экономическое развитие, экономическая безопасность.

Abstract: The article examines the indicators of foreign trade activity of developing countries (China, India and Brazil) and their tools for supporting exports and ensuring economic security of foreign trade. The existing tools of export support and protection of the national producer from import competition are analyzed. Additional measures and tools to support Russia's export and foreign trade activities in General are proposed.

Keywords: foreign trade, foreign economic activity, import, export, economic development, economic security.

В современных условиях глобализации мирового хозяйства внешнеторговая деятельность является важной составляющей экономики государства и его субъектов. Российская Федерация, как и многие развивающиеся страны, принимает меры по повышению эффективности деятельности отечественных производителей на мировом рынке, а также проводит мероприятия, позволяющие обеспечить экономическую безопасность их функционирования на внутреннем рынке [1].

Так как Россия относится к странам с развивающейся экономикой, рассмотрим меры управления и регулирования внешнеторговой деятельности развивающихся стран на примере Китая, Индии и Бразилии.

После присоединения Китая к Всемирной торговой организации (ВТО) главным направлением сферы регулирования внешней торговли в стране стало либерализация внешнеторгового режима [3].

Для товаров, имеющих ограниченный импорт по количеству, в Китае создана система государственного квотирования. Государственное тарифное квотирование действует с 1 января 2007 г. касательно 7 видов сельскохозяйственных товаров (хлопок, пшеница, рис, кукуруза, сахар, шерстяные волокна, шерсть) и 3 видов химических удобрений.

С целью развития экспорта в отношении большого количества товаров не применяются экспортные пошлины. Применение экспортных пошлин в Китае действует в отношении экспорта узкого круга товаров, вывоз которых ограничен или запрещен. Так же, в Китае применяется стандартный порядок возврата НДС экспортерам. Экспортный тариф Китая содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20% - 50% [4].

Действующее законодательство Китая применяет систему импортного и экспортного лицензирования в отношении ряда товаров. Список товаров, требуемых к лицензированию при импорте или экспорте, пересматривается и утверждается ежегодно Министерством коммерции и Главного таможенного управления Китая.

Правительство Китая не ограничивает свободный импорт и экспорт товаров и технологий если иное не предусмотрено законом и административным правилом. Товары и технологии, экспорт или импорт которых ограничен, попадают под контроль, применяющий выдачу квот, лицензий и иные методы регулирования. Импорт и экспорт товаров и технологий, которые подлежат лицензированию, осуществляется по постановлениям Госсовета.

Таким образом, Китай постоянно проводит разностороннюю реформу законодательной базы в области внешнеторговой деятельности для качественного повышения уровня жизни народа и социального и экономического развития государства. Проводится работа по расширению потенциальных возможностей отраслей промышленности и различных предприятий Китая на мировом рынке, а также по обеспечению экономической безопасности сферы деятельности национальных компаний внутри страны, так и за ее пределами.

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Предпринятые развернутые экономические реформы имеют далеко идущие последствия.

Правительство Индии, анализируя стоящие задачи для национальной экономики, утверждает на каждый пятилетний срок внешнеторговую политику, которая определяет внешнеэкономические приоритеты и направления. Учитывая постоянно меняющуюся ситуацию на внутреннем и внешнем рынках, постоянно в нее вносятся требуемые изменения и корректировки.

Основными стратегическими целями внешнеторговой политики Индии являются:

- удвоение удельного веса страны в мировой торговле в 2020 г., прежде всего за счет всемерного наращивания объемов национального экспорта, ее превращение в мировой центр производства товаров и оказания услуг;

- технологическая и инновационная модернизация всех секторов индийской экономики за счёт привлечения иностранных инвестиций и новейших технологий;

- дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, ее освобождение от чрезмерного государственного контроля, сокращение бюрократических процедур и создание атмосферы прозрачности и открытости в этой сфере [5].

В соответствии с Внешнеторговой политикой, Законом о таможенном тарифе от 1962 г. и Правилами возврата таможенных пошлин, акцизов и налоговых сборов от 1995 г. в Индии действует система компенсации экспортерам таможенных пошлин и налоговых сборов, оплачиваемых при импорте товаров и материалов, которые используются для производства экспортной продукции. Данная схема не распространяется на некоторые виды товаров (цемент, хлопчатобумажная пряжа, молоко и молочные продукты, рис, казеин, изделия из золота) [6].

Дополнительно в Индии применяется ряд других налоговых и таможенных льгот для экспортеров в рамках следующих схем торговли:

Схема беспошлинного ввоза сырьевых материалов, особо необходимых для экспортеров.

Схема «фокус-рынок» (Focus Market Scheme и Special Focus Market Scheme), которая предполагает возможность компенсации импортных пошлин на необходимые экспортерам товары в размере 1% от стоимости продукции при экспорте в 125 стран мира.

Схема «фокус-продукт» (Focus Product Scheme), которая предусматривает компенсацию импортных пошлин в размере от 2% до 4% от стоимости экспортируемой продукции (применяется в отношении продукции сельского хозяйства, ювелирной, ручных промыслов, электротехнической, кожевенной и некоторых других отраслей).

Схема компенсации импортных

пошлин (Zero Duty Export Promotion Scheme) в размере 3% стоимости экспортируемой продукции, охватывающая 130 видов текстильной, фармацевтической, машиностроительной продукции.

Схема поддержки экспорта средств производства (Export Promotion Capital Goods Scheme), которая позволяет по сниженной или даже нулевой ввозной ставке осуществлять импорт указанных товаров с целью изготовления экспортной продукции.

Схема субвенций по экспортным кредитам: позволяет экспортерам из классификации малого и среднего бизнеса, производящих товары ручного промысла, ткацких изделий, ковров, детских игрушек, спортивных товаров, готовой одежды, ряд пищевых продуктов получать от правительства субвенцию в размере 2%.

Специальные схемы применяются для ювелирной отрасли, а также для наиболее крупных экспортных компаний, в общем называемых «экспортные» и «торговые» дома.

В Индии также применяются финансовые формы стимулирования экспорта в виде финансово-налоговых льгот и экспортных программ, которые Минпромторг Индии разделил на несколько схем косвенной поддержки экспортеров:

- схема индивидуального регионального содействия штатам в развитии экспортной инфраструктуры (направлена на повышение потенциала региональных экспортно-ориентированных предприятий);

- схема-инициатива доступа на рынок (рассчитана на оказание помощи центральному правительству и правительствам штатов, советам по развитию экспорта, товарным советам и ассоциациям, уполномоченным торговым агентствам, промышленным группам и отдельным экспортерам в проведении маркетинговых исследований и реализации маркетинговых проектов, исследовании экспортного потенциала отдельных отраслей и штатов, возмещение расходов на регистрацию и испытания индийской продукции, производимой на экспорт, изучение практических аспектов взаимодействия с ВТО);

- схема маркетингового содействия (оказывает финансовую поддержку отдельных экспортеров, торговых объединений, экспортных советов при проведении различных мероприятий, направленных на продвижение индийского экспорта за рубежом) [5].

Важную роль в поддержке индийского экспорта играет Индийская корпорация гарантирования экспортных кредитов ECGC (Export Crédit Guarantee Corporation of India Ltd.), которая предоставляет индийским экспортерам различные виды страхового покрытия рисков от неполучения экспортной выручки в силу ряда коммерческих или политических причин, а также гарантии банкам и другим финансовым институтам, осуществляющим кредитование экспортеров на льготных условиях. На долю корпорации приходится более 90% индийского рынка услуг страхования кредитов экспортерам [7].

В 2006 г. Комитет по экономическим вопросам при правительстве Индии одобрил создание Национального счета страхования

экспорта (National Export Insurance Account), управление которым поручено ECGC. Данный счет открыт для обеспечения страховых покрытий экспортных рисков при проведении операций в странах с высокой степенью вероятности таких рисков в рамках реализации дорогостоящих проектов и суммами покрытия рисков, превышающими возможности ECGC [7].

Анализируя работу индийского правительства, можно сделать вывод, что принятые и принимаемые меры государственной поддержки экспортеров в Индии носят положительный характер, обеспечивая экономическую безопасность, чему свидетельствует 7-ое место в рейтинге экономик мира по уровню ВВП (около 20% ВВП составляет экспорт) по итогам 2019 г. [8]. Поскольку на динамику ВВП Индии сильно влияет экспорт продукции сельского хозяйства, машиностроения и химической промышленности.

Федеративная Республика Бразилия - экономически развитое государство Латинской Америки. Отличительной особенностью экономики Бразилии

является развитое сельское хозяйство и промышленное производство, современная добывающая промышленность и сфера услуг. Собственное производство страны обеспечивает до 90% внутреннего спроса на промышленные товары. Более чем на 80% удовлетворяется спрос на машины и оборудование. Целый ряд конкурентоспособных бразильских товаров (воздушные суда, автобусы, автомобили, грузовики, тракторы и дорожно-строительные машины, энергетическое оборудование, электробытовая и электронная техника и др.) поставляется на мировой рынок [9].

Главными направлениями внешнеэкономической политики Бразилии являются обеспечение лидерства страны в Южной Америке через повышение влияния Бразилии в МЕРКОСУР (субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), а также эффективная работа инструментов внешнеэкономической деятельности для решения внешнеэкономических задач. Особое внимание, как правило, уделяется созданию благоприятных условий для роста экспорта товаров и услуг, которые будут способствовать экономическому развитию страны.

В первую очередь стоит выделить Министерство развития, промышленности и внешней торговли (Ministry of Development, Industry and Foreign Trade, MDIC). Министерство осуществляет разработку промышленной и торговой политики, анализирует и консолидирует внешнеторговую информацию, необходимую для осуществления внешнеэкономической деятельности [2].

Другим важным институтом поддержки является Агентство по стимулированию торговли и инвестиций (Trade and Investment Promotion Agency, APEX-Brasil). Это частное независимое агентство, прикрепленное к MDIC, основной задачей которого является увеличение числа экспортирующих фирм и стоимости их экспортной продукции через диверсификацию рынков и продукции. В то время как MDIC играет ключевую роль во внешней торговле, APEX-Brasil отвечает за развитие экспортной стратегии, исполнение этой стратегии наиболее значимыми институтами. С этой целью предоставляется финансовая поддержка, проводится анализ рынка, выявляются наиболее перспективные продукты с точки зрения экспорта, стимулируется развитие инновационных технологий, в Бразилии и за рубежом организуются бизнес встречи, что способствует росту торговых возможностей фирм [10].

APEX-Brasil уделяет особое внимание - поддержке бизнеса, позволяя компаниям сохранять и наращивать свои конкурентные позиции на мировом рынке. Можно выделить основные формы поддержки:

- финансовая и техническая поддержка через секторальные проекты (исследование рынка и проведение различных мероприятий, касающихся стимулирования экспорта);

- организация поддержка участия компаний в торговых миссиях, международных выставках, круглых столах и т.д.).

APEX-Brasil выполняет серьезную работу для стимулирования процесса диверсификации товаров бразильских экспортеров с целью расширения рынков сбыта на африканском, азиатском и европейском континентах.

Помимо вышеуказанных инициатив по поддержке экспорта существуют также другие государственные инициативы и институты программы:

- бразильская служба поддержки микро и малых предприятий (The Brazilian Micro and Small Business Support Service, SEBRAE) путем проведения тренингов и оказания консультационных услуг;

- агентство по исследованиям и проектному финансированию (The Research and Project Financing Agency, FINEP), предоставляющее финансовую поддержку технологическим и инновационным проектам;

- бразильский банк развития (The Brazilian Development Bank, BNDES), предоставляющий займы;

- различные регулярно проводимые государством форумы, способствующие разработке государственными и частными институтами национальной стратегии развития.

Бразилия принимает активное участие в освоении новых зарубежных рынков сбыта товаров и услуг, принимая необходимые меры для поддержки экспортеров и обеспечения экономической безопасности внешней торговли.

На наш взгляд, опыт государственной поддержки экспорта рассмотренных стран требует пристального и детального изучения на предмет возможности и необходимости использования в российской внешнеэкономической политике.

В дополнение предлагаем следующие меры и инструменты развития внешней торговли России:

Повысить результативность работы институтов экспортной поддержки.

Утвердить работу круглых столов секторального сегмента деятельности и сегмента рынков сбыта с целью обмена опытом работы российских компаний на внешних рынках.

Разработать систему планирования экспорта в разрезе региона или предприятия с применением мер финансового, материального и организационного стимулирования за высокие показатели экспортной деятельности.

Добиться высокой конкурентоспособности, и соответственно качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг российскими предприятиями с применением строгого контроля и необходимых мер воздействия.

Использовать целевое субсидирование или финансирование экспортно-ориентированных компаний, вектор которые работают над выпуском высокотехнологичной продукции с применением НИОКР и современного технологического производственного процесса.

Откорректировать в меньшую сторону размер импортных пошлин на дефицитную в стране продукцию.

Мы считаем, что требует изучения не только успешный опыт работы ведущих государств с развитой экономикой, но и опыт развивающихся стран во внешней торговле, что в купе с предложенными инструментами будет способствовать развитию внешнеэкономической деятельности России.

Библиографический список:

1. Леонтьев С.В. Зарубежная практика обеспечения экономической безопасности внешнеторговой деятельности и возможности ее использования в России// Вестник Российского университета кооперации, 2020. №2(40).

2. Урумов Т.Р. Государственная поддержка экспортной деятельности малых и средних предприятий в ведущих развивающихся странах //Экономика и предпринимательство. - 2016. - №. 10-2. - С. 579-584.

3. Официальный сайт министерства коммерции Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mofcom.gov.cn/. (Дата обращения: 07.07.2020).

4. Официальный сайт Главного таможенного управления Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.customs. gov.cn/. (Дата обращения: 07.07.2020).

5. Официальный сайт министерства торговли и промышленности Индии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://commerce.gov.in/. (Дата обращения: 06.07.2020).

6. Официальный сайт Национального портала Индии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.india.gov.in/. (Дата обращения: 06.07.2020).

7. Официальный сайт Индийской корпорации гарантирования экспортных кредитов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ecgc.in/. (Дата обращения: 10.07.2020).

8. Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/. (Дата обращения: 10.07.2020).

9. De Araujo J. T. The BNDES as an Instrument of Long-Run Economic Policy in Brazil / Centro de Estudos de Integracao e Desenvolvimento (CINDES), Rio de Janeiro. - 2018.

10. Silva A. R. Country Paper Brazil / Trabalho apresentado pela Técnica da APEXBRASIL no "Expert Group Meeting on The Promotion of SME Export consortia", na Cidade de Olbia, Itália. - 2005. - pp. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.