Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ / ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ / НЕУЛУЧШЕННАЯ СТОИМОСТЬ / РЕЙТИНГОВАЯ СТОИМОСТЬ / РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылаева Алёна Владимировна, Кольченко О.В.

В статье проанализирован опыт кадастровой оценки земельных участков и их улучшений в ряде зарубежных стран. Результаты анализа структурированы по критериям: ответственность за оценку, объект, принцип, периоды проведения оценки, система определения стоимости, механизм оспаривания. Сделан вывод о целесообразности учитывать положительный опыт расчета стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения в иностранных государствах в ходе разработки и реализации стратегических направлений развития системы кадастровой оценки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN CADASTRAL ASSESSMENT OF REAL ESTATE OBJECTS

The article analyzes the experience of cadastral valuation of land plots and their improvements in a number of foreign countries. The results of the analysis are structured according to the criteria: responsibility for the assessment, object, principle, assessment periods, cost determination system, contestation mechanism. It is concluded that it is expedient to take into account the positive experience of calculating the value of real estate for tax purposes in foreign countries in the course of developing and implementing strategic directions for the development of the cadastral valuation system in Russia.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ»

001: 10.24412/2072-4098-2022-12255-38-48

Зарубежный опыт кадастровой оценки объектов недвижимости *

А.В. Пылаева

профессор кафедры градостроительства и пространственного развития Государственного университета по землеустройству, доктор экономических наук (г. Москва) О.В. Кольченко

оценщик 1-й категории ООО «Группа комплексных решений» (г. Нижний Новгород)

Алёна Владимировна Пылаева, alena.pylaeva@gmail.com

Испания

В Испании проведение кадастровой оценки регулируется Законом о кадастре недвижимости (Королевский законодательный указ от 5 марта № 1/2004 об утверждении пересмотренного текста Закона о кадастре недвижимости) [1]. Кадастровая стоимость определяется для каждого объекта недвижимости на основании данных кадастра и состоит из кадастровой стоимости земли и кадастровой стоимости зданий. Процедура кадастровой оценки общего характера может быть инициирована только по истечении не менее пяти лет с даты вступления в силу кадастровых стоимостей, полученных в результате предыдущей массовой оценки, и в любом случае осуществляется по истечении 10 лет с указанной даты.

Определение кадастровой стоимости проводит Главное управление кадастра (La Dirección General del Catastro (DGC) de España) при Министерстве финансов и государственного управления через Центральную службу - Генеральное подуправление по оценке и инспекции (La Subdirección General de Valoración e Inspección). Кадастровая стоимость не может превышать рыночную стоимость, поэтому к ней применяется понижающий коэффициент 0,5 процента. Кроме того, следует отметить, что

результаты кадастровой оценки могут ежегодно индексироваться посредством использования коэффициентов, утвержденных законами об общих государственных бюджетах. Для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости проводится исследование рынка недвижимости и, как правило, учитывается следующее:

• местоположение объекта недвижимости;

• вид использования объекта недвижимости, его физическое состояние и возраст, историко-художественный характер здания;

• значения рыночной стоимости, цен сделок, предложений объектов недвижимости, стоимости строительства зданий.

В Испании кадастровая стоимость служит налоговой базой для налога на недвижимое имущество (Impuesto sobre Bienes Inmuebles - IBI), который является местным налогом. Городские советы могут устанавливать налоговые ставки от 0,4 до 1,1 процента для городской недвижимости и от 0,3 до 0,9 процента для загородной недвижимости. При расчете налогооблагаемой базы для налога на недвижимое имущество применяется убывающая ежегодно (в течение десяти лет) скидка. Такая скидка равна 90 процентам от прироста кадастровой сто-

Окончание. Начало см. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 12.

*

имости в первый год ее действия после общей переоценки, 80 процентам - во второй год и так до 0 процентов в десятый год. Для лучшего понимания приведем пример.

Пример расчета налогооблагаемой базы для налога на недвижимое имущество на десятилетний период

Примем, что кадастровая стоимость объекта недвижимости в 2020 году составляла 30 000 евро. С 1 января 2021 года после общей процедуры массовой оценки вступила в силу новая кадастровая стоимость равная 45 000 евро. Налоговая база в следующие 9 лет будет ежегодно индексироваться посредством применения коэффициента, установленного законом об общих государственных бюджетах. Примем значение этого коэффициента равным 1,02 для всех последующих десяти лет. В таком случае формула расчета налогооблагаемой базы для налога на недвижимое имущество будет иметь следующий вид:

Налогооблагаемая база = = Налоговая база - К х (КС2021 - КС2020), где Налоговая база = КС2021 х 1,02", причем п = 0, 1, 2, 3, ..., 9 в 1, 2, 3, ..., 10-й прогнозный год соответственно;

К = 0,9; 0,8; 0,7; 0,6; 0,5; 0,4; 0,3; 0,2; 0,1; 0,0 в 1, 2, 3, ..., 10-й прогнозный год соответственно;

КС2020 - кадастровая стоимость объекта недвижимости в 2020 году (30 000 евро);

КС

2021

кадастровая стоимость объекта недвижимости в 2021 году (45 000 евро).

Пример расчета налогооблагаемой базы для налога на недвижимое имущество для десятилетнего периода в Испании приведен в таблице 5.

Что касается обжалования кадастровой стоимости, то в этой стране действует судебное урегулирование споров о результатах ее определения. В течение одного месяца с даты уведомления о кадастровой стоимости налогоплательщики имеют право предъявить иск о ее оспаривании в региональный хозяйственно-административный суд (TEAR) или в Центральный хозяйственно-административный суд (TEAC), расположенный в Мадриде (в зависимости от величины кадастровой стоимости). Отметим вступившие в силу с 2022 года нововведения, касающиеся ряда налогов.

В 2021 году Правительство Испании утвердило Закон от 9 июля № 11/2021 о мерах по предотвращению налогового

Таблица 5

Пример расчета налогооблагаемой базы для налога на недвижимое

имущество в Испании

Год Формула для расчета налогооблагаемой базы Величина налогооблагаемой базы, евро

2021 45 000 х 1,020 - 0,9 х (45 000 - 30 000) 31 500,00

2022 45 000 х 1,021 - 0,8 х (45 000 - 30 000) 33 900,00

2023 45 000 х 1,022 - 0,7 х (45 000 - 30 000) 36 318,00

2024 45 000 х 1,023 - 0,6 х (45 000 - 30 000) 38 754,36

2025 45 000 х 1,024 - 0,5 х (45 000 - 30 000) 41 209,45

2026 45 000 х 1,025 - 0,4 х (45 000 - 30 000) 43 683,64

2027 45 000 х 1,026 - 0,3 х (45 000 - 30 000) 46 177,31

2028 45 000 х 1,027 - 0,2 х (45 000 - 30 000) 48 690,86

2029 45 000 х 1,028 - 0,1 х (45 000 - 30 000) 51 224,67

2030 45 000 х 1,029 - 0,0 х (45 000 - 30 000) 53 779,17

мошенничества и борьбе с ним [2], согласно которому с 1 января 2022 года налогооблагаемой базой по налогу на передачу прав собственности (Impuesto sobre Transmisiones Patrimoniales - ITP) и документально оформленные правовые акты (Actos Jurídicos Documentados - AJD), а также по налогу на наследство и дарение (Impuesto sobre Sucesiones y Donaciones - ISD) будет служить эталонная (базовая, справочная) стоимость (el valor de referencia) объектов недвижимости в том случае, если она превышает цену сделки, указанную в документах. Обязанность по ее ежегодному определению одновременно во всех муниципалитетах возложена на Главное управление кадастра. До нововведения налогооблагаемой базой по указанным налогам являлась реальная стоимость объектов недвижимости (то есть цена, согласованная между покупателем и продавцом).

Расчет эталонной (базовой) стоимости осуществляется следующим образом:

• территория каждого муниципального образования разделяется на зоны, однородные территориальные районы оценки;

• в каждой зоне и для каждого вида использования определяется эталонный (типовой) объект недвижимости;

• для эталонных (типовых) объектов недвижимости рассчитываются средние стоимости в зависимости от зон их расположения и видов использования на основе цен продаж недвижимости;

• определяется базовая стоимость всех объектов недвижимости (объектов оценки) на основе средней стоимости соответствующих эталонных объектов с учетом различий между ними. Например, если здание (объект оценки) отличается от здания (эталонного объекта) возрастом, состоянием, то для расчета базовой стоимости указанного объекта оценки применяются корректировки к стоимости типового объекта.

Налогоплательщики имеют право оспорить эталонную (базовую) стоимость. Следует подчеркнуть, что до 2022 года, если фискальные органы были не согласны с реальной стоимостью объектов недвижимости, являющейся налогооблагаемой базой по ряду налогов, то они должны были инициировать проверку этой стоимости и доказать, что она не соответствует рыночной стоимости. Сейчас же бремя обжалования эталонной стоимости возложено на налогоплательщиков.

Эстония

В Эстонии существует земельный налог, налогооблагаемой базой для которого служит кадастровая стоимость земельных участков. Она определяется в соответствии с Законом об оценке земли (вступил в силу 5 марта 1994 года) [3]. Государственная кадастровая оценка земли проводится Земельным департаментом (отделом оценки недвижимого имущества), действующим при Министерстве окружающей среды. Регулярная оценка финансируется из государственного бюджета.

Виды деятельности Земельного департамента в области оценки недвижимого имущества:

• проведение регулярной оценки земли;

• ведение базы данных сделок;

• составление статистики рынка недвижимости и обзоров рынка для населения;

• ведение карты качества и оценки земли;

• выдача лицензий на проведение оценки земли;

• оценка неосвоенных земель для общественных целей;

• консультирование государственных и муниципальных органов по вопросам оценки недвижимого имущества;

• участие в работе Эстонской ассоциации оценщиков недвижимости.

Земельный департамент имеет право заключать договоры с оценщиками земли, ко-

торым выдана соответствующая лицензия на деятельность. Функции участников процесса определения кадастровой стоимости земельных участков приведены в таблице 6.

В Эстонии определение кадастровой стоимости земли в рамках государственной кадастровой оценки до 2022 года осуществлялось в 1993, 1996 и 2001 годах. 15 марта 2022 года вступил в силу Закон о внесении изменений в Закон об оценке земли, Закон о земельном налоге и другие законы, со-

гласно которому государственная кадастровая оценка земли должна быть проведена в 2022 году и в дальнейшем будет проводиться каждые четыре года. Результаты государственной кадастровой оценки 2022 года были обнародованы 31 октября 2022 года, а их вступление в силу должно произойти 31 декабря 2022 года. Однако земельный налог, рассчитанный уже на основе новых значений кадастровой стоимости участков, будет начислен в 2024 году.

Таблица 6

Функции участников процесса определения кадастровой стоимости земельных участков 1

Участник Функция участника

Земельный департамент Назначает оценщиков земли в соответствии с Законом об оценке земли Предоставляет оценщикам земли исходные данные, необходимые для оценки Организует формирование карты зон плодородия обрабатываемых земель Дает разъяснения о применении методики оценки Выполняет надзор за деятельностью оценщиков земли Проверяет соответствие результатов оценки требованиям законодательства Разрешает споры о результатах определения кадастровой стоимости Представляет результаты оценки Министру окружающей среды

Оценщики Собирают, систематизируют и анализируют данные, необходимые для оценки В сотрудничестве с представителем волостной или городской управы определяют ценовые зоны и рассчитывают стоимость земель в ценовых зонах по видам назначения Составляют карту ценовых зон местного самоуправления, перечень стоимости земель по ценовым зонам, видам назначения и сельскохозяйственным угодьям В сотрудничестве с волостной или городской управой организуют публичную демонстрацию результатов оценки Вносят исправления в результаты оценки в необходимых случаях (после рассмотрения предложений, претензий от заинтересованных лиц) Оформляют результаты оценки и пояснительную записку, прилагаемую к ним

Волостная или городская управа Назначает представителя на период проведения кадастровой оценки Уточняет и согласовывает с оценщиками земли границы ценовых зон и стоимости земельных участков Совместно с оценщиками земли организует публичный показ результатов оценки и передает оценщикам земли предложения, претензии от заинтересованных лиц Утверждает обоснованные исправления и дополнения, внесенные оценщиками земли, исходя из результатов кадастровой оценки Разрешает претензии, связанные с определением видов использования земель, возникшие при обнародовании результатов оценки

1 Таблица составлена авторами с использованием данных источника [4].

Чтобы нивелировать последствия возможного резкого увеличения кадастровой стоимости земли, законом установлено правило, согласно которому земельный налог не может увеличиваться более, чем на 10 процентов ежегодно. Другими словами, если даже кадастровая стоимость земельного участка в результате очередной государственной кадастровой оценки станет больше, например, в несколько раз, то налог на землю возрастет не более, чем на 10 процентов. Кроме того, от уплаты этого налога по-прежнему будут освобождены собственники земельных участков под жилую застройку.

В настоящее время в Эстонии действует Методика регулярной оценки земли [5] (постановление вступило в силу 15 июля 2022 года). Кадастровая оценка земли проводится исходя из видов целевого назначения земельных участков. Оценщик выбирает метод в соответствии с рыночной ситуацией, сложившейся на момент оценки, и имеющимися исходными данными. Как правило, используется метод сравнения сделок (рыночной стоимости). В этой стране все земельные участки разделяются на восемь классов местонахождения. В рамках ГКО 2022 года для расчета кадастровой стоимости были использованы сделки купли-продажи незастроенных земельных участков, проведенные в период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2022 года.

Необходимо отметить, что указанным законом внесены поправки и в принципы, и в методологию государственной кадастровой оценки. Так, при оценке земли в 2022 году были рассчитаны кадастровые стоимости каждого земельного участка, а не только стоимости 1 квадратного метра (1 гектара) земель в ценовых зонах. Дело в том, что до принятых изменений органы местного самоуправления в соответствии с Порядком исчисления налогооблагаемой стоимости земли [6] самостоятельно проводили расчет стоимости конкретных земельных участков в целях определения размера земельного налога на основании результа-

тов государственной кадастровой оценки, другими словами, на основании стоимости в ценовых зонах.

Приведем формулу расчета, указанную в Порядке исчисления налогооблагаемой стоимости земли, которую применяли органы местного самоуправления:

Нк = Н * Б,

где Нк - налогооблагаемая стоимость земельного участка;

Н - значение стоимости в ценовой зоне (в евро за гектар или квадратный метр земельного участка) в зависимости от вида использования земельных участков;

Б - площадь земельного участка по земельному кадастру.

Таким образом, в результате государственной кадастровой оценки 2022 года были рассчитаны налогооблагаемые стоимости каждого земельного участка. Оценщики земли в сотрудничестве с волостной или городской управой организуют публичную демонстрацию результатов оценки не менее чем на 20 календарных дней - до 30 сентября года проведения оценки. Заинтересованные лица имеют возможность в течение 10 дней после даты обнародования результатов определения кадастровой стоимости направить заявление (предложения, претензии) в адрес оценщиков через волостную или городскую управу. Требования, указанные в заявлении, должны быть обоснованы заинтересованным лицом.

После рассмотрения обращения оценщики земли принимают решение внести необходимые исправления в результаты оценки или оставить кадастровую стоимость без изменения. В течение одного месяца со дня получения ими предложения, претензии они обязаны направить ответ автору заявления, в который должны включить в том числе обоснование своего решения. В случае если прошло более 10 дней после даты обнародования результатов определения кадастровой стоимости, заинтересованные лица тоже могут оспорить результаты

оценки. Однако в этом случае возражение необходимо подавать в Земельный департамент и следует внести залог. Земельный департамент обязан известить заинтересованное лицо о результатах рассмотрения обращения в течение одного месяца со дня его поступления в департамент. Залог возвращается автору возражения, если его требования обоснованы и будут исполнены, в противном случае залог возвращается частично, за вычетом расходов, которые понес Земельный департамент в связи с рассмотрением заявления.

Латвия

В Латвии ежегодным местным налогом на недвижимое имущество облагаются земельные участки и объекты капитального строительства на основе их кадастровой стоимости. Ставки указанного налога в соответствии с Законом «О налоге на недвижимость» [7] устанавливают муниципалитеты в размере от 0,2 процента до 3 процентов от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кроме того, кадастровые стоимости используются и для ряда других целей (например для расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности).

Нормативными правовыми актами, касающимися государственной кадастровой оценки, являются Закон о государственном кадастре недвижимости от 1 декабря 2005 года [8] и Правила кадастровой оценки (постановление Кабинета Министров от 18 февраля 2020 года) (далее - Правила кадастровой оценки от 2020 года, Правила от 2020 года) [9]. Кадастровую оценку проводит Государственная земельная служба, которая является учреждением прямого управления и подчиняется Министру юстиции. При определении кадастровой стоимости могут применяться метод сравнения сделок, метод капитализации доходов и метод затрат. Информация о сделках на рынке недвижимости должна использо-

ваться не менее чем за последние два года. Государственная земельная служба ведет базу данных рынка недвижимости в Информационной системе государственного кадастра недвижимого имущества (далее -Кадастровая информационная система), анализирует рыночные цены на земельные участки и их улучшения (сделки купли-продажи, аренды, стоимость строительства, цены предложений). Кадастровая стоимость рассчитывается для всех объектов недвижимости, зарегистрированных в Кадастровой информационной системе. Процесс кадастровой оценки включает:

1) определение базы кадастровых стоимостей;

2) расчет кадастровой стоимости.

База кадастровой стоимости - это совокупность данных, необходимых для расчета кадастровой стоимости: базовые значения и поправочные коэффициенты, определяемые на основе анализа рынка недвижимости по группе объектов оценки в относительно однородной территории (ценовой зоне).

Следует отметить, что Государственная земельная служба в ходе кадастровой оценки взаимодействует с представителями органов местного самоуправления для получения необходимой дополнительной информации с целью установления ценовых зон и базовых стоимостей в них (стоимостей одного квадратного метра, определяемых в соответствии с ценами на рынке недвижимости для группы земельных участков и их улучшений). Кадастровая стоимость рассчитывается с учетом следующих данных:

1) база кадастровой стоимости;

2) сведения, характеризующие объект оценки;

3) цели использования объекта оценки;

4) обременения объекта оценки.

На кадастровую стоимость земельного участка наиболее существенное влияние оказывают его местоположение, вид использования, обременения, площадь, а на кадастровая стоимость объекта капиталь-

ного строительства - его местоположение, назначение, физическое состояние, материал стен, наличие коммуникаций. При оценке сельскохозяйственных земель и лесных угодий также учитывается их качество. Государственная кадастровая оценка проводится согласно действующему законодательству раз в четыре года. Однако до 2025 года кадастровые стоимости «заморожены», и для их расчета используется база кадастровой стоимости, утвержденная постановлением Кабинета министров от 23 декабря 2014 года № 838 «Положение о базе кадастровой стоимости на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы», определенная на основании сделок на рынке недвижимости в 2012-2013 годах и в соответствии с уже недействующими Правилами кадастровой оценки (постановление Кабинета Министров от 18 апреля 2006 года).

Новые Правила кадастровой оценки (постановление Кабинета Министров от 18 февраля 2020 года) будут использоваться только уже при расчете базы кадастровой стоимости на 2025-2028 годы.

Приведем некоторые нововведения в кадастровой оценке, отраженные в Правилах от 2020 года:

• описан порядок проверки соответствия кадастровой стоимости уровню рыночных цен (статьи 31 и 32 Правил кадастровой оценки от 2020 года);

• разработана таблица «Группировка зданий для кадастровой оценки» (Приложение 1 Правил кадастровой оценки от 2020 года). Базовая стоимость здания (стоимость одного квадратного метра, определяемая в соответствии с ценами на рынке недвижимости) должна устанавливаться в ценовых зонах для каждой группы или подгруппы, указанной в этой таблице. Ранее она рассчитывалась для большего количества типов объектов недвижимости, приведенных в действовавшем на момент оценки постановлении Кабинета Министров «Правила классификации зданий».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это нововведение направлено на сокращение числа групп зданий посредством объединения мелких групп и, как следствие, на уменьшение количества базовых стоимостей;

• внесен алгоритм определения нормативной площади участка под застройку многоквартирных домов. Она рассчитывается посредством умножения общей площади здания на один из коэффициентов (в зависимости от количества надземных этажей здания), представленных в Приложении 4 Правил кадастровой оценки от 2020 года. Для части земельного участка под застройку многоквартирных домов, площадь которой равна разнице общей площади земельного участка и нормативной площади, при определении кадастровой стоимости применяется понижающий коэффициент;

• установлена необходимость учета в оценке периодов строительства зданий: до 1914 года, с 1915 по 1945 год, с 1946 по 1990 год, с 1991 по 2000 год, с 2001 по 2014 год, с 2015 года. Поправочные коэффициенты по этому фактору приведены в Приложении 5 Правил кадастровой оценки от 2020 года;

• информация о кадастровой стоимости объектов оценки, а также о ценах на рынке недвижимости, использованных для ее определения, должна публиковаться на сайте Государственной земельной службы до утверждения результатов кадастровой оценки Кабинетом Министров.

В Латвии действует досудебный порядок урегулирования споров о результатах определения кадастровой стоимости. Налогоплательщик вправе подать заявление в Государственную земельную службу для пересмотра КС принадлежащего ему объекта недвижимости, а основанием для такого обращения могут служить только неверные данные об объекте оценке, которые были применены в процессе расчета его када-

стровой стоимости. Представим описанные особенности зарубежного опыта кадастровой оценки объектов недвижимости в виде сравнительной таблицы (см. табл. 7 на с. 20), в которую включена в том числе соответствующая информация по некоторым странам, опыт ГКО которых в рамках настоящей статьи не был подробно описан, но был изучен авторами по материалам [10-15].

К настоящему времени назрела объективная необходимость в развитии государственной кадастровой оценки в Российской Федерации. Изменения, произошедшие в ее системе, связанные с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», не принесли ожидаемого эффекта. Проблема качества результатов определения кадастровой стоимости продолжает оставаться актуальной. Владение информацией о зарубежном опыте кадастровой оценки объектов недвижимости будет способствовать более успешному достижению целей совершенствования нормативных правовых, теоретических, методологических положений ГКО и повышения экономической обоснованности кадастровой стоимости в Российской Федерации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Real Decreto Legislativo 1/2004, de 5 de marzo, por el que se aprueba el texto refundido de la Ley del Catastro Inmobiliario. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2004-4163 (дата обращения: 10.02.2022).

2. Ley 11/2021, de 9 de julio, de medidas de prevención y lucha contra el fraude fiscal. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2021-11473 (дата обращения: 10.02.2022).

3. Maa hindamise seadus. URL: https:// www.riigiteataja.ee/akt/MHS (дата обраще-

ния: 10.02.2022).

4. Maa korralise hindamise kord. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/73011 (дата обращения: 10.02.2022).

5. Maa korralise hindamise metoodika. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/112072022001 (дата обращения: 05.12.2022).

6. Maa maksustamishinna arvutamise kord. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/13353655 (дата обращения: 10.02.2022).

7. Par nekustamä Jpasuma nodokli. URL: https://likumi.lv/ta/id/43913-par-nekustama-ipa suma-nodokli (дата обращения: 10.02.2022).

8. Nekustamä Jpasuma valsts kadastra li-kums. URL: https://likumi.lv/ta/id/124247-nekus tama-ipasuma-valsts-kadastra-likums (дата обращения: 10.02.2022).

9. Kadasträläs vertesanas noteikumi. URL: https://likumi.lv/ta/id/312662-kadastralas-verte sanas-noteikumi (дата обращения: 10.02. 2022).

10. Ejendomsvurderinger. URL: https:// www.vurdst.dk/ejendomsvurderinger/ (дата обращения: 10.02.2022).

11. Ejendomsvurderingsloven. URL: https:// www.retsinformation.dk/eli/lta/2020/1449 (дата обращения: 10.02.2022).

12. Fastighetstaxering. URL: https://www. skatteverket.se/privat/fastigheterochbostad/fast ighetstaxering.4.18e1b10334ebe8bc80003523. html (дата обращения: 10.02.2022).

13. Kiinteistöjen arvostaminen kiinteistövero-tuksessa. URL: https://www.vero.fi/syventavat-vero-ohjeet/ohje-hakusivu/48219/kiinteistöjen-arvostaminen-kiinteistöverotuksessa5/ (дата обращения: 10.02.2022).

14. Laki varojen arvostamisesta verotuk-sessa. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/ 2005/20051142 (дата обращения: 10.02.2022).

15. Nekilnojamojo turto vertinimas valstybés reikméms. URL: https://www.registrucentras.lt/ ntr/vertinimas/ (дата обращения: 10.02.2022).

о

Таблица 7

Особенности зарубежного опыта кадастровой оценки объектов недвижимости

Страна Ответственность за оценку Объект оценки Система определения КС (нерыночная, рыночная) / Принцип оценки (текущее использование, НЭИ) Период проведения оценки Механизм оспаривания

Австралия Генеральные оценщики (кроме ACT), в ACT - Комиссар налоговой службы ЗУ, в некоторых штатах - ЗУ и ЕОН (ЗУ + ОКС) Рыночная / НЭИ Зависит от штата, территории (см. табл. 4) Досудебный и судебный

Новая Зеландия Генеральный оценщик ЗУ и ЕОН (ЗУ + + ОКС) 1 раз в 3 года

Испания Главное управление кадастра ЕОН (ЗУ + ОКС) Рыночная / Текущее использование 1 раз в 5-10 лет, но КС могут ежегодно индексироваться Судебный

Эстония Земельный департамент ЗУ 1 раз в 4 года, но с 2001 года КС «заморожена» до 2024 года Досудебный

Латвия Государственная земельная служба ЗУ, ОКС 1 раз в 4 года, но с 2016 года КС «заморожена» до 2025 года

Дания Датское оценочное агентство (в составе Налогового управления Министерства по налогам и сборам) ЗУ и ЕОН (ЗУ + + ОКС) Рыночная / Текущее использование (если нет информации о конкретном виде использования, то НЭИ) По четным годам - жилая недвижимость, по нечетным годам - нежилая недвижимость Досудебный и судебный

Литва Государственное предприятие -Центр Регистров ЗУ, ОКС Рыночная / Текущее использование 1 раз в 5 лет (очередная оценка ЗУ - в 2022 году, ОКС - в 2025 году)

Финляндия * Муниципальные налоговые службы Каждый год

Швеция Налоговое управление Швеции ЕОН (ЗУ + ОКС) 1 раз в 6 лет - основная оценка (через 3 года после основной оценки - упрощенная переоценка)

* В Финляндии для определения кадастровой стоимости земельных участков (ЗУ) применяется, как правило, сравнительный подход (местоположение является одним из факторов стоимости); для ОКС - затратный подход, местоположение при этом не учитывается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.