Научная статья на тему 'Зарубежный опыт использования суверенных фондов как основной формы распределения рентных доходов'

Зарубежный опыт использования суверенных фондов как основной формы распределения рентных доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханунов А.И., Сапожникова О.А.

В работе рассматривается сущность суверенных фондов, как основной формы распределения рентных доходов на примере суверенных фондов Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов и России. В статье отмечается значимость суверенных фондов в мировой экономике как самых современных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт использования суверенных фондов как основной формы распределения рентных доходов»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕНТНЫХ ДОХОДОВ

© Ханунов А.И.* *, Сапожникова О.А.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В работе рассматривается сущность суверенных фондов, как основной формы распределения рентных доходов на примере суверенных фондов Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов и России. В статье отмечается значимость суверенных фондов в мировой экономике как самых современных институтов.

Суверенный фонд в настоящее время представляет собой действенный финансовый инструмент для финансирования региональных инвестиционных проектов. На 2014 г., по данным Sovereign Wealth Fund Institute, существует более 60 фондов, а совокупный объем их активов оценивается в $ 6365,8 млрд. Существуют различные определения суверенных фондов, как государственных структур и одновременно крупнейших мировых инвесторов. Ряд ученых под суверенными фондами подразумевают государственные активы, не являющиеся ни традиционными государственными пенсионными фондами, ни резервными активами, поддерживающими национальные валюты [1]. Такие ученые как В. Делвин и Б. Браммит отмечают, что «суверенный фонд» является общим понятием, используемым для описания специализированного сбережения, как правило, обособленные от государственного бюджета [2].

Ловери С. определяет суверенные фонды как государственные инвестиционные механизмы, которые формируются из иностранной валюты и управляются отдельно от иных публичных финансовых резервов [3]. Кроме этого, в мировой практике существуют различные определения Суверенных Фондов. Среди них: суверенный Фонд - это фонд, который находится в собственности и под контролем государства и инвестиционные стратегии которого включают покупку иностранных активов; суверенный Фонд - это финансовый инструмент, находящийся в собственности государства, который аккумулирует, управляет и распоряжается общественными средствами, инвестируя в широкий круг активов различного типа; суверенный фонд - это фонд, контрольным пакетом которого владеет какое-либо государство. Су-

* Профессор, кандидат экономических наук, профессор.

* Доцент, кандидат экономических наук, доцент.

8

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

веренный фонд, как правило, образуется в случае высокого торгового профицита при экспортных операциях того или иного государства. Чаще всего, это экспорт природных ресурсов (нефти, газа) и других (промышленных) товаров. Продажа на внешнем рынке товара приводит к тому, что у государства на руках остается большое количество иностранной валюты. Если ввезти всю заработанную валюту в страну и раздать ее населению, это приведет к высокому предложению иностранной валюты внутри страны, падению курса ввезенной валюты относительно рубля, что немедленно скажется на повышении цены экспортных товаров на иностранных рынках и приведет к неизбежному витку трудно контролируемой внутренней инфляции. Поэтому, наиболее передовые страны-инвесторы, используя время благоприятной для них торгово-экономической конъюнктуры, направляют излишки валютной выручки в суверенные фонды. С другой стороны, суверенные фонды можно рассматривать как крупнейших в мире инвесторов, вкладывающих свои средства в покупку иностранных активов, доли акций в компаниях за рубежом, т.е. суверенные фонды это и есть реальные компании [4]. Мы стоим на позиции определения суверенных фондов как основной формы распределения и перераспределения природной ренты, как ложной социальной стоимости, не связанной с реальными затратами труда, в частности, газовой и нефтяной, в тоже время фонды пополняются и за счет других видов рент, земельной, интеллектуальной. Функции же выполняемые суверенными фондами стран представлены в табл. 1.

Пополняясь, в большей степени, за счет нефтегазовых доходов, страны стараются зарабатывать и на инвестициях. Инвестиционные стратегии суверенных фондов вызывают дискуссии в научном сообществе. Низкая информационная прозрачность деятельности многих Фондов осложняет оценку их инвестиционного поведения и это ведет к росту настроений протекционизма. Индекс прозрачности Линабурга-Мадуэлла был разработан в Институте фондов национального благосостояния Карлом Линабургом и Майклом Мадуэллом. Индекс прозрачности Линабурга-Мадуэлла является международно-признанным методом ранжирования прозрачности в отношении управления и использования суверенных фондов. Разработка этого индекса сейчас еще не завершена. Минимальная оценка фонда - это единица. Однако разработчики считают, что минимально приемлемая оценка - это 8, только 15 стран удовлетворяют этим требованиям. Оценка прозрачности может меняться, поскольку фонды периодически публикуют дополнительную информацию. Кроме того, один и тот же принцип может значительно отличаться у разных стран по весу и значимости предоставляемой информации [5].

Государственный Пенсионный Фонд Норвегии имеет рейтинг 10 по индексу Линабурга-Мадуэлла, что вполне подтверждается многочисленными отчетами, открытыми данным на официальном сайте Банка Норвегии, которые и позволили провести столь подробный анализ.

Мировая экономика и международные экономические отношения

9

Таблица 1

Функции стабилизационных фондов стран (территорий), имеющих значительный сырьевой сектор экономики

Тип фонда, примеры Функции Источники ресурсов Способы аккумулирования / размещения средств

Бюджетные стабилизационные фонды (Фонд макроэкономической стабилизации, Вене -суэла) Основная - компенсация влияния на бюджет снижения мировых цен на сырье, дополнительная -регулирование эмиссии Часть рентных платежей при превышении мировыми ценами на соответствующий вид сырья порогового значения Средства на счетах, иностранные активы

Фонды будущих поколений (Государственный нефтяной фонд, Норвегия; Резервный фонд для будущих поколений, Кувейт; Нефтяной фонд, Оман) Накопление средств для компенсации долгосрочных негативных сдвигов в ресурсной базе бюджета и/или его социальных обязательствах Рентные платежи, доходы от финансовых инвестиций за счет средств фондов, в ряде случаев - другие доходы (от приватизации, прочих видов налогов и др.) Иностранные активы, в ряде случаев - внутренние инвестиции вне нефтяной промышленности

Распределительные фонды (Постоянный фонд Аляски) Основная - обеспечение участия граждан в получении доходов от природной ренты, дополнительная - долгосрочное накопление средств Рентные платежи, доходы от инвестиций за счет средств фондов Средства на счетах, иностранные

В свою очередь, Abu Dhabi Investment Authority, будучи вторым после Норвегии крупнейшим стабилизационным фондом в мире, имеет индекс прозрачности равный 5.

Неоднозначная оценка влияния суверенных фондов на объекты инвестиций, проявляющегося в изменении курсов, волатильности и ликвидности ценных бумаг, рыночной оценки кредитного риска объекта инвестиций, стратегического управления компаниями, не получила достаточного освещения в трудах российских ученых. Резервные фонды все чаще прибегают к сотрудничеству в сфере инфраструктурных проектов с вложениями, которые не под силу осуществить частной компании.

Мировое сообщество в поисках инструментов контроля над различными фондами стран, закрепила на международном уровне Принципы Сантьяго, поставившие во главу прозрачность суверенных фондов. Именно показатель прозрачности позволяет отслеживать риски инвестиций не только гражданами данной страны, но и странами-реципиентами, так как инвестиции стран могут иметь и политический контекст и, таким образом, представлять угрозу для национальной безопасности. Впервые создаваемые суверенные фонды имели различные направления деятельности. Несмотря на то, что первым стабилизационным фондом считается Kuwait Investment Authority, созданный в 1953 году Шейхом Абдуллой Ал-Салем Аль-Саба [6], в 1854 го-

10

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ду в штате Техас в США начал свое существование Texas Permanent School Fund с уставным капиталом в 2 миллиона долларов. Фонд вкладывал и вкладывает свои средства в систему образования штата Техас. В 1876 году в этот фонд была вложена половина всех земель, принадлежащих штату, и с тех пор он извлекает из этих земель доходы, которые в конечном счете формируют суверенный фонд. Фонд существует только за счет этих доходов и не претендует на доходы штата. Упорядочение суверенных фондов страны идет по убыванию размеров фондов, так первое место занимает с большим отрывом от второй суверенный фонд штата Аляска. Название «перманентный» означает, что в сумме это примерно 3 % от федерального бюджета США, из этого следует, что из-за региональных суверенных фондов нет принципиального перераспределения бюджетных потоков. Второе место занимает уже известный нам суверенный школьный фонд Техаса, источником средств которого теперь являются не только операции с землей и недвижимостью, но и поступления нефтегазовой ренты.

Особое место среди мировых суверенных фондов занимает суверенный фонд Норвегии, именуемый Government Pension Fund - Global, состоит из двух отдельных фондов под руководством Правительства Норвегии: Государственный Пенсионный Фонд - Global (бывший The Government Petroleum Fund); Государственный Пенсионный Фонд - Норвегия (бывший The National Insurance Scheme Fund) [7]. Работа норвежского нефтяного директората основана на следующих базовых принципах: нефть, как ресурс принадлежащий всему обществу, должен распределяться во благо всего общества и данный институт в лице нефтяного директората должен обеспечивать эффективность экономики и благосостояние людей [8].

Демографическая ситуация складывалась в Норвегии таким образом, что эксперты прогнозировали активное старение населения, что влекло за собой увеличение доли пенсионных выплат до 15 % ВВП к 2030 году. Текущее управление Фондом возложено на центральный банк Норвегии.

Государственный пенсионный фонд - Глобальный обладает рядом особенностей. В-первых, средства фонда подлежат использованию только в качестве трансфертов в бюджет центрального правительства на основании резолюции Стортинга (парламента Норвегии). В свою очередь, не нефтяной бюджетный дефицит должен составлять 4 % от величины активов фонда. Во-вторых, все средства фонда инвестируются за пределами страны, и обычно фонд никогда не имеет контрольного пакета акций инвестируемых компаний. Напротив, обычно процент акций, находящийся во владении фонда, очень небольшой в каждой компании (не более 5 %), что позволяет снизить риски. В-третьих, немалую роль в управлении фондом играет Совет по этике, который следит за соблюдением этических норм в процессе управления фондом. Так, средства фонда не разрешено вкладывать в военную промышленность.

Мировая экономика и международные экономические отношения

11

Фонд пополняется не только за счет нефтегазовой ренты [9], а так же

- доходов от нефтяной деятельности, которые перечисляются из бюджета центрального правительства;

- доходов от средств фонда и чистых доходов от финансовых транзакций, связанных с нефтяной деятельностью.

Поступление средств в фонд связано с достижением профицита государственного бюджета (вследствие освобождения от уплаты доходов в бюджет нефтяной отрасли). Изначально все доходы, включая доходы от нефти, консолидируются в бюджете, а решение о переводе части средств на счет фонда принимается каждый год с учетом исполнения бюджета. Средства фонда вложены в иностранные ценные бумаги, часть которых представлена облигациями с фиксированным доходом (50-70 %), а часть - акциями зарубежных компаний (30-50 %), не занятых в нефтяном секторе. Такой подход позволяет сгладить влияние скачков мировых цен на нефть. Причем инвестирование средств фонда в отдельные корпорации не должны превышать 3 % стоимости голосующих акций или акционерного капитала. Особенностью Норвежского Пенсионного Фонда является инвестирование во все регионы мира (см. рис. 1).

Австралия и Океания Северная Америка

Ближний Восток

-]kr 63 995 633 785,00 * I

_ kr 9 653 990

I 231,00

kr 983 950 140 002,00

Латинская Америка Европа Азия Африка

T]kr 63 769 916 -' 732,00

..........kr495 3 64 953

- \ 710,00

_ kr 21 313 182 ] 654,00

kr 1 490 537 501 862,00

Рис. 1. Вложения Норвежского Пенсионного Фонда (распределение по регионам мира), нор. кр., 2014 г. [10]

Норвежский Пенсионной Фонд владеет акциями 63 российских предприятий разных сфер экономической деятельности - от промышленности до услуг. Как свидетельствует мировой опыт, распределение ренты, сакку-мулированной в суверенных фондах, идет по двум базовым направлениям: либо в инвестиционные программы, либо равномерно рента распределяется на всех членов общества (например, Аляска). Самую большую процентную

12

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

долю, по сравнению к прочим инвестициям в российский предприятия, Норвежский фонд имеет в ВТБ, которая составляет 4,6 %. В свою очередь, акций Сбербанка всего 0,72 % [11]. Согласно отчету Norges Bank суммарная рыночная стоимость акций ВТБ составляет $ 912 673 621.2 (см. рис. 2).

ОАО "Кузбасская топливная компания' (Сырье)

2,68%

ОАО "МРСК Юга" (Услуги

2,97%

"ГАЗ" авто (Товары потребления)

2,77%

ОАО "Армада" (Технологии)

ВТБ (Финансы

2,99%

]4,60%

0,00% 1,00% 2,00% 3,00% 4,00% 5,00%

Рис. 2. Крупные вложения Government Pension Fund Global в российские предприятия, 2014 г.

Примечательно то, что на втором месте по объему вложений после ВТБ стоит известная ИТ-компания оАо «Армада» - 2,99 %. ОАО "АРМАДА" (ММВБ-РТС: ARMD) - инновационная российская ИТ-компания, специализирующаяся на разработке программного обеспечения и оказании ИТ-услуг [12]. Сегодня ценные бумаги группы «Армада» торгуются на ММВБ-РТС под общим тикером ARMD и компания является абсолютным лидером в России по числу проектных менеджеров, обладающих сертификатом PMP (Project Management Professional). Система менеджмента качества группы сертифицирована по международным стандартам ISO 9001:2008 (и проходит ежегодный аудит) с 2000 года. Аудит финансовых результатов группы «Армада» по МСФО выполняет компания ЗАО АК «Деловой Профиль», входящая в Топ-10 аудиторских компаний России по версии РА «Эксперт» [13].

Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) - суверенный фонд благосостояния, принадлежащий эмирату Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты, основанный для инвестиционных целей правительством Абу-Даби, активы которых эксперты оценивают от $ 650 млрд. до $ 875 млрд. и в свяри с этим фонд оказывает огромное влияние на международные финансы.

В 2008 году ADIA была сопредседателем Международной рабочей группы 26 суверенных фондов, которая опубликовала «Generally Accepted Principles and Practices of Sovereign Wealth Funds», известных как Santiago

Мировая экономика и международные экономические отношения

13

Principles. Эти принципы были созданы, чтобы продемонстрировать странам и международным финансовым рынкам, что суверенные фонды благосостояния имеют ясную внутреннюю структуру и управление и что их инвестиции осуществляются только с целью получения экономической выго-nbi.ADIA является крупнейшим суверенным фондом в мире и инвестирует на всех международных рынках в акции, коммерческие и государственные облигации, инфраструктуру и недвижимость, частные инвестиционные фонды, хедж-фонды и трейдеров (commodity trading advisers). Глобальный портфель ADIA разделен на несколько подфондов, инвестирующих в активы определенного класса. Для каждого класса активов фонд имеет своих управляющих и финансовых аналитиков. Около 70-80 % активов фонда управляются внешними управляющими и за последние несколько лет структура активов и пассивов фонда стала достаточно сложной.

При достаточно высоких ценах на нефть арабские инвестиции за границей, прежде всего, капитала стран - экспортеров нефти, будут увеличиваться. Однако в плане их географической направленности имеются новые тенденции. Это, прежде всего, стремление арабских инвесторов перенаправить часть вложений вместо США на Европу, возрастание интереса к вложениям в Азию и Россию.

Россия в этом аспекте выступает едва ли не единственной альтернативой для долгосрочных арабских инвестиций, хотя арабскому капиталу нужны надежные гарантии. Можно констатировать возросшую активность арабских экономических служб в проработке направлений инвестиционного сотрудничества с Россией в последние годы. Среди них в первую очередь недвижимость, строительство, торговля, финансы, нефтехимия, транспортные системы.

В настоящее время Abu Dhabi Investment Authority, в Северной Америке фонд инвестирует от 35 % до 50 % своих средств, в странах Европы - от 25 % до 35 %, в развитых странах Азии - от 10 % до 20 %, в развивающихся странах мира - от 15 % до 25 %.

В акции компаний на территории развитых стран Abu Dhabi Investment Authority инвестирует от 35 % до 45 % своих финансовых ресурсов. В то же время в развивающихся странах на покупку акций компаний фонд выделяет от 10 % до 20 % средств, которыми он располагает. Что касается финансовых инструментов, в государственные облигации суверенный фонд вкладывает от 10 % до 20 % своих активов, в хедж-фонды - от 5 % до 10 %, в недвижимость - от 5 % до 10 %, в компании, не размещающие ценные бумаги на бирже, от 2 % до 8 %, в акции компаний с небольшой капитализацией -от 1 % до 5 %. До 10 % своих активов Abu Dhabi Investment Authority держит в наличных деньгах [14].

Наполняется фонд из средств нефтяной компании Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC), а также за счет отчислений правительством

14

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

излишков бюджета эмирата Абу-Даби. В случае дефицита бюджетных средств правительство эмирата может воспользоваться деньгами суверенного фонда.

Подобно многим крупным институциональным инвесторам, суверенный фонд Абу-Даби придерживается весьма консервативной стратегии вложений своих средств, отслеживая изменения основных мировых индексов фондового рынка, таких как S&P 500. Такая инвестиционная стратегия позволила фонду показывать устойчиво положительные результаты своих вложений на протяжении многих лет. Согласно данным инвестиционного фонда, за последние 20 лет средняя годовая доходность инвестиций ADIA составила примерно 6,5 %.

И, если Government Pension Fund - Global - самый богатый фонд с самыми прозрачными транзакциями, то Abu Dhabi Investment Authority к прозрачности не стремится, несмотря на индекс Линабурга-Мадуэлла равный 5. Согласно материалам Abu Dhabi Investment Authority, в Северной Америке фонд инвестирует от 35 % до 50 % своих средств, в странах Европы - от 25 % до 35 %, в развитых странах Азии - от 10 % до 20 %, в развивающихся странах мира - от 15 % до 25 %. Фонд управляет сверх доходами эмирата от экспорта нефти, которые оцениваются почти в $ 1 трлн. 20-летние и 30-летние годовые ставки доходности портфеля ADIA по состоянию на 31 декабря 2009 года достигают 6,5 % и 8 % соответственно. ADIA является одним из крупнейших суверенных фондов в мире.

Фонды штатов США являются удачным примером формирования резервов субъектов страны и, по праву, эта система может быть заимствована Россией с нашей федеративной системой. Самым богатым и благополучным штатом в этой связи является штат Аляска и его фонд Alaska Permanent Fund с активами на сумму $ 49,5 млрд. Большая часть ренты, полученной в сфере нефтедобычи, направляется в экономику на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также на создание Постоянного фонда. В него входит 25 % всех доходов штата от лицензионных и рентных платежей, а также роялти, бонусы, федеральные платежи по минеральным ресурсам в части, которая причитается штату. Это своего рода резерв, обеспечивающий развитие штата. Он предназначен для обеспечения общественных нужд, а также для страхования доходов от инфляции. Средства фонда могут быть использованы администрацией только после общего голосования всех жителей на референдуме и обсуждения данного вопроса в различных политических и общественных организациях, а также в прессе. Ежегодно примерно 10 % доходов фонда идут на выплату дивидендов жителям штата.

Современная санкционная политика Запада и украинский кризис ударили по крупнейшему в мире фонду национального благосостояния, Суверенному фонду Норвегии, и по Суверенному Фонду России. а его квартальный доход от инвестиций составил всего 1,7 %.и 9,7 % убытка по инве-

Мировая экономика и международные экономические отношения

15

стициям в гособлигации России, сообщил фонд в своем отчете [15]. Это самый низкий показатель доходности Суверенного фонда Норвегии со II квартала 2013 г. В I квартале его доход от инвестиций в акции составил 1,5 %, в инструменты с фиксированной доходностью и недвижимость - 2 %. Для сравнения: по итогам прошлого года доход фонда составил 15,9 %, что является вторым результатом в его 18-летней истории.

Ранее в апреле руководитель фонда Ингве Слингстад говорил, что фонд внимательно отслеживает риски по российским инвестициям на фоне введения США и Евросоюзом санкций против России. При этом в последние месяцы фонд увеличивал вложения в российские гособлигации накануне их включения в стратегический портфель в конце I квартала. Гособлигации России и Турции, номинированные в национальных валютах, были включены в индекс Barclays 31 марта этого года, вследствие чего они и вошли в стратегический портфель, говорится в отчете фонда [16].

Безусловно, российский опыт использования суверенного фонда намного скромнее чем Суверенных фондов Норвегии и ОАЭ и в основном служит для решения вопросов макроэкономической стабилизации.

Список литературы:

1. Дораев М. Суверенные фонды как субъекты международного рынка капиталов [Электронный ресурс] // Academia: электронный научный журнал. - 2012. - 8 февраля. - Режим доступа: https://www.academia.edu/ 2141535/_Sovereign_Wealth_Funds_as_Participants_of_International_Capital_ Market_Legal_Issues (дата обращения: 15.04.14).

2. Devlin W., Brummitt B. A Few Sovereigns More: The Rise of Sovereign Wealth Funds. EconomicRound-up (Spring 2007) [Электронный ресурс]. -P. 119-136. - Режим доступа: http://search.informit.com.au/documentSumma-ry;dn=282954022550056;res=IELBUS (дата обращения: 15.04.2014).

3. Lowery. C. Remarks on Sovereign Wealth Funds and the international financial system. US Department of the Treasury [Электронный ресурс]. -2007. - Режим доступа: http://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pa-ges/hp1174.aspx (дата обращения: 15.04.2014).

4. Алектораская М.М. Анализ суверенного фонда РФ [Электронный ресурс] // Проблемы региональной экономики: электронный научный журнал. -2013. - 23 марта. - Режим доступа: http://regec.ru/artides/2013/vol1/Lpdf (дата обращения: 29.04.2014).

5. Allie E. Bagnall and Edwin M. Truman. Progress on Sovereign Wealth

Fund Transparency and Accountability: An Updated SWF Scoreboard [Electronic resourse] // Peterson Institute for International Economics. - 2013. - Режим доступа: http://www.iie.com/publications/pb/pb13-19.pdf (дата обращения

12.05.2014).

16

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

6. History of the KIO [Электронный ресурс] // official website of Kuwait Investment Authority. - 2014. - Режим доступа: http://www.kia.gov.kw/En/ KIO/About/Pages/default.aspx.

7. Законом Норвегии № 123 от 21 декабря 2005 года Государственный нефтяной фонд был переименован в Государственный пенсионный фонд -Глобальный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Серегина С. Создание и использование стабилизационного фонда -проблема макроэкономической политики // Российский экономический журнал. - 2013. - № 1.

9. Provisions on the Management of the Government Pension Fund. As of 8 October 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regjerin-gen.no/pages/1719656/governmentPensionFundact.pdf (дата обращения: 6.05.2014).

10. Составлено автором на основании Geographical Spread, official website of Norges Bank.

11. Government Pension Fund Global HoldinG oF equities at 31 december 2013 // official website of Norges Bank. - 2013.

12. О компании [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «Армада». - 1999-2014. - Режим доступа: http://www.armd.ru/ru/about_group/ about_group/ (дата обращения: 12.05.2014). - загл. с сайта.

13. «Эксперт РА»: лидером роста на рынке ИКТ в 2012 году стал сектор разработки ПО [Электронный ресурс] // Рейтинговое агенство «Эксперт». -

2013. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/news/show/4508 (дата обращения: 21.05.2014).

14. Абу-Даби рассказал о своих деньгах [Электронный ресурс] // Экономические известия - электронный журнал. - 2010. - Режим доступа: http://world.eizvestia.com/full/4193619 (дата обращения: 18.05.2014).

15. 1Q|2014 GPFG [electronic resourse] // official website of Nordes Bank. -2002-2014. - Режим доступа: http://www.nbim.no/globalassets/reports/2014/ q1/2014_q1_eng.pdf (дата обращения: 19.05.2014).

16. Суверенный фонд Норвегии потерял почти 10 % на российских гособлигациях [Электронный ресурс] // Ведомости - информационный журнал. -

2014. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/26056691/suve-rennyj -fond-norvegii-poteryal-pochti- 10-na-vlozheniyah-v#ixzz3 3 9xpqxNN (дата обращения: 27.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.