Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка бизнеса / малый и средний бизнес / пандемия / state support for business / small and medium-sized businesses / pandemic

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А Мартынова, И.А. Мисинёва

В статье рассматривается международный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, реализуемый правительствами Франции, Великобритании, Сингапура и Новой Зеландии. Данные меры свидетельствуют о высокой гибкости и адаптивности государственных систем ведущих экономик, в кризисных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article examines the international experience of state support for small and medium-sized businesses in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic, namely, an overview of state support measures for businesses implemented by the governments of France, Great Britain, Singapore and New Zealand in an emergency situation. These measures demonstrate the high flexibility and adaptability of the state systems of the leading economies in crisis conditions.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

УДК 658

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

А. А Мартынова Научный руководитель - И. А. Мисинёва

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: mart99siste@mail.com

В статье рассматривается международный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, реализуемый правительствами Франции, Великобритании, Сингапура и Новой Зеландии. Данные меры свидетельствуют о высокой гибкости и адаптивности государственных систем ведущих экономик, в кризисных условиях.

Ключевые слова: государственная поддержка бизнеса, малый и средний бизнес, пандемия

FOREIGN EXPERIENCE OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED

BUSINESSES

А.А. Martynova Scientific supervisor - I. A. Misineva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mart99siste@mail.com

The article examines the international experience of state support for small and medium-sized businesses in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic, namely, an overview of state support measures for businesses implemented by the governments of France, Great Britain, Singapore and New Zealand in an emergency situation. These measures demonstrate the high flexibility and adaptability of the state systems of the leading economies in crisis conditions.

Keywords: state support for business, small and medium-sized businesses, pandemic

В 2020 году мир столкнулся с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. По оценкам экспертов Центра исследования риска в Judge Business School при Кембриджском университете, карантинный период в большинстве стран приведет к глобальному кризису, и мировая экономика понесет убытки в размере 82 трлн долл. [1]. Пандемия стала новым вызовом для мировой экономики и экономики каждого государства по отдельности. Правительства многих стран ввели жесткие ограничительные меры для граждан, тем самым приостановив работу большинства фирм, значительно ослабив малый и средний бизнес.

Франция является одним из лидеров в сфере поддержки и развития бизнеса в Европе. Затрагивая тему работы французских компаний малого и среднего бизнеса в условиях эпидемии коронавируса, следует отметить условия поддержки предпринимателей со стороны государства. Введение государством ограничительных мер по работе предприятий во Франции привело к беспрецедентному замедлению экономики. Потери оцениваются в размере 60 миллиардов евро в месяц, а падение потребления домашних хозяйств уже

(Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

сократилось на 18%, также не удалось избежать и частичной безработицы, которая затронула 5,7 миллиона работников [2]. Франция активно инвестирует в свою систему образования, отводя на это 5% ВВП. Так страна стремится создать высококвалифицированную, способную к адаптации рабочую силу, которая может осваивать новые технологии, необходимые для повышения производительности труда. Следует отметить отношение государства к проектам-стартапам, которые начали свою деятельность еще до пандемии. Так, государство ввело в силу пакет поддержки в размере 4 млрд евро ($4,3 млрд), чтобы помочь стартапам пережить пандемию коронавируса. Такое решение было вызвано тем, что стартапы составляют от одной шестой до одной пятой всех рабочих мест, созданных сегодня во Франции. План включает 80 миллионов евро для финансирования стартапов. Эти средства будут софинансироваться частными инвесторами на общую сумму не менее 160 миллионов евро. Также по плану 2 млрд евро пойдут на предоставление государственных гарантий по кредитам, чтобы заимствования стоили дешевле для молодых предпринимателей. Остальная часть пакета будет реализована в виде налоговых льгот.

В чрезвычайных условиях пандемии Правительство Сингапура за счет национальных резервов обеспечило поддержку бизнеса и граждан через бюджеты программ «Единство», «Устойчивость» и «Солидарность» на общую сумму 160 млрд. долларов (32% от ВВП). Государство выплатило три четверти первых 4600 долларов заработной платы во всех секторах. Стоит отметить, что поддержка оказывается всем гражданам Сингапура, им выплатили 600 долларов. Для граждан с доходом менее 28 000 долларов в год было выплачено 1200 долларов [4]. Все эти меры государственной поддержки позволили сингапурским компаниям сохранить рабочие места. Основные расходы государственных бюджетов были направлены на сохранение рабочих мест и поддержку бизнеса. К концу мая 2020 года было выплачено 5,6 млрд. долларов [6]. Помимо этого, будут выделены дополнительные 500 млн. долл. в виде заработной платы в рамках расширенной поддержки. В целом, к октябрю 2020 года 16,2 млрд. долл. были направлены компаниям малого и среднего бизнеса в рамках «Схемы поддержки рабочих мест» и «Схемы кредитования заработной платы». Отдельно стоит отметить, что малый и средний бизнес сферы здравоохранения и образования получает большую государственную поддержку для внедрения технических решений для обеспечения эффективной удаленной работы, таких как платформы для видео-консультаций и онлайн-обучения. Кроме того, в 2020 году было объявлено о возмещении подоходного налога с предприятий, и будет расширен ряд налоговых режимов в рамках системы корпоративного налогообложения. Никаких заявлений не потребуется и для отсрочки подоходного налога на 3 месяца. Также, сингапурским предприятиям будет легче получить доступ к оборотному капиталу с помощью компонента «Ссуды на оборотный капитал». Дополнительной мерой является то, что квалифицированные коммерческие объекты, которые в большей степени пострадали от вспышки COVID-19, не платят налог на имущество. К ним относятся отели, обслуживаемые апартаменты, туристские достопримечательности, магазины и рестораны. Кроме этого, правительство разработало программу отпусков, согласно которой работодатель получает 100 долл. в день на каждого пострадавшего от болезни работника, подобная практика распространяется и на самозанятых лиц. Дополнительно выделено 48 000 миллионов долларов на курсы повышения квалификации для самозанятых [5]. Подводя итог, можно сделать вывод, что Правительство Сингапура активно борется с последствиями пандемии, помогая бизнесу и гражданам своей страны.

В чрезвычайных условиях, вызванных пандемией COVID-19, Правительством Великобритании во избежание банкротства и сохранения рабочих мест, была разработана финансовая схема Bounce Back Loan Scheme (BBLS), согласно которой бизнес любого размера мог получить льготные кредиты.

В условиях пандемии COVID-19 Правительством Новой Зеландии были оперативно запущены следующие программы государственной поддержки предпринимателей: программа субсидирования заработных плат для поддержки работодателей, включая индивидуальных предпринимателей, пострадавших от пандемии. Работодатель может подать заявление на покрытие затрат на заработные платы сотрудников за 12 недельный период. После окончания действия этой программы, можно получить новое субсидирование -Subsidy Wage Extension [3]. Эта мера должна поддержать работодателей и сотрудников, чье положение после первой программы не улучшилось. COVID-19 Leave Support Scheme: эта мера поддержки предназначена также для работодателей, чьи сотрудники не могут работать на рабочем месте, если им рекомендовано Министерством здравоохранения оставаться дома, или если они не могут работать удаленно. COVID-19 Small Business Cash Flow Loan (SBCS) SBCS направлена на поддержу малого бизнеса, ожидаемые доходы которого снизились из-за пандемии. Предприятия, для получения финансирования, должны иметь не более 50 сотрудников. Максимальный размер кредита составляет NZ$10000, а также NZ$1800 на каждого сотрудника. Таким образом максимальный размер финансирования может достигать NZ$100 000. Процентная ставка равняется 3% в год, но в случае погашения в течение года, проценты не будут взиматься.

Изучение показало, что государственная поддержка бизнеса правительствами Франции, Великобритании, Сингапура и Новой Зеландии в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 базируется на масштабных программах стимулирования: монетарной и фискальной в исполнении правительства, выделяющего пособия и льготные кредиты самозанятым и предприятиям. В Европе, Сингапуре и Новой Зеландии государство незамедлительно взяло на себя все фиксированные расходы малых и средних предприятий, благодаря этому возможно восстановление национальных рынков труда уже в среднесрочной перспективе.

Библиографические ссылки

1. Эксперты предрекли мировой экономике потерю долл.82 трлн. за 5 лет из-за пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/709463 (дата обращения 27.03.2021)

2. Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 7 (июль).

3. COVID-19 Wage Subsidy Extension. Work and Income [Электронный ресурс]. URL: https://www.workandincome.govt.nz/covi d-19/wage-subsidy-extension/index.html

4. Российско-Сингапурский Бизнес-Союз [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsbu.org/gospodderzhkabiznesa/1383-mery-podderzhki-biznesa-inaseleniya-v-singapure-v-svyazi-skoronavirusom.html

5. Coping with COVID-19: Economic measures for companies and workers // Gov.sg. -[Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.sg/article/4-ways-theresilience-budget-is-helping-singaporesbusinesses-stay-afloat

6. Budget 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.singaporebudget.gov.sg./budget_2020/budget-speech/a-respondingto-challenges-in-a-new-decade#s3

© Мартынова А. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.