ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
У.Н. Момунов1, канд. экон. наук, доцент
Н.Ж. Маталиева2, преподаватель
А.С. Шатманова3, аспирант
1Ошский технологический университет
2Институт энергетики и инновационных технологий
3Международный университет имени К.Ш. Токтомаматова
^Кыргызстан, г. Ош)
2(Кыргызстан, г. Таш-Комур)
3(Кыргызстан, г. Жалал-Абад)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-3-14-18
Аннотация. В предлагаемой научной статье рассмотрены мировой опыт регулирования государством сельского хозяйства. По результатам исследования зарубежного опыта государственного регулирования сельского хозяйства, таких стран, как США, Китай, страны ЕС, Россия, Узбекистан выявлены возможности их применения в развитии аграрного бизнеса Кыргызстана.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агробизнес, политика, механизм, инструменты, рынок, инвестиции, зарубежный опыт, поддержка, регулирование.
В развитых странах аграрному сектору несмотря на то, что он занимает незначительное место в структуре экономики, уделяется особое внимание. Причем весь спектр аграрной политики (экономической, технической инвестиционной) направлен на обеспечение конкурентоспособного агросектора. Это достигается также сбалансированным развитием всех отраслей аграрного сектора. Причем опережающими темпами развивается сфера переработки, хранения, транспортировки и реализации сельхозпродукции, т.е. сфера агробизнеса.
Государственное регулирование аграрного сектора за рубежом - это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития аграрного сектора, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охраны окружающей среды.
Экономическая политика государства направлена на создание экономических предпосылок пропорционального развития сельскохозяйственного производства и регулиро-
вания продовольственного рынка. Основную роль в системе экономического регулирования аграрного сектора в этих странах играет поддержка определенного уровня цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей. Государство компенсирует сельскохозяйственным производителям отклонение от рыночной цены в размерах, необходимых для их деятельности на определенном уровне доходности [1, 2].
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза 41 превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами - в США, Канаде, странах ЕС [8].
Наибольший интерес представляет опыт США по государственному регулированию и поддержке аграрного сектора, поскольку аграрные реформы, осуществляемые в Кыргыз-
стане, в основном, проводились по американскому образцу. Механизм государственного регулирования агросектора США включает следующие основные элементы: прямые компенсационные выплаты сельхозтоваропроизводителям государственных дотаций и субсидий; систему поддержки цен на сельхозпродукцию, предусматривающую установление минимальных гарантированных цен; меры по регулированию агропродовольственных рынков; обеспечение кредитования сельхозпроизводителей под залог сельскохозяйственной продукции путем предоставления компенсационных выплат; государственное кредитование начинающих фермеров, не имеющих доступа к банковскому кредиту; субсидирование правительственных программ поддержки развития отдельных отраслей аграрного сектора.
Важно также отметить, что выделение дотаций и субсидий в США производится по принципу высокой доходности. Так как более прибыльными являются, как правило, крупные по размерам землепользования фермеры, естественно, большая доля дотаций приходится на корпоративный сектор агросектора США. Наибольшие выплаты пришлись на крупные фермы, объем реализации продукции каждой из которых в среднем превысил 200 тыс. долл. США. В настоящее время на 7% крупных сельхозпредприятий США приходится 45% правительственных субсидий, а 76% мелких фермерских хозяйств получают лишь 14% дотаций [4].
В сельском хозяйстве США существуют два вида цен государственной поддержки: целевые (гарантированные) и залоговые (залоговые ставки).
Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации: в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Так, в связи с кризисом 1980-1985 гг. бюджетные расходы на сельское хозяйство в 1986 г. составили 58,7 млрд. долл. или 5,9% от всего федерального бюджета. Конец 80-х годов был благоприятным для сельского хозяйства, и уровень государственного субсидирования заметно снизился, составив в 1989 г. 52 млрд. долл., или 4,6% федерального бюд-
жета. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ:
- сельскохозяйственные исследования;
- организация маркетинга и информации о рынках и ценах;
- кредитование;
- консервация и изъятие земель;
- поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;
- поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы;
- субсидирование продовольствия;
- экспортные субсидии;
- международная продовольственная помощь.
В структуре расходов федерального бюджета, выделяемых на сельское хозяйство, главными являются два направления:
1) программы стабилизации доходов (на них приходится около 60% бюджетных расходов по статье «Сельское хозяйство»);
2) программы сельскохозяйственных исследований и обслуживания науки.
Необходимо отметить, что наибольшую долю помощи (около 70% бюджетных средств) получают относительно крупные хозяйства, обеспечивающие высокую эффективность ведения производства, а фактически бюджетным финансированием охвачена одна треть американских ферм.
В странах ЕС также придается большое значение бюджетной поддержке фермерских хозяйств. Субсидии в странах ЕС достигли 4550% стоимости произведенной фермерами товарной продукции [4].
Но в странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ори-ентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.
Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии -70%, в России - лишь 3,5%. В США на разви-
тие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли.
В странах ЕС фермеры имеют право субсидий на сельскохозяйственное страхование. Государственная поддержка страхования в широких масштабах осуществляется, например, во Франции, где создан Национальный гарантийный фонд для компенсации ущерба от крупных сельскохозяйственных бедствий. Средства фонда формируются на 50% за счет бюджета и на 50% - за счет страховых взносов фермеров. В Испании государственные субсидии на уплату страховых взносов составляют от 20 до 50%. В некоторых странах ЕС, где сельскохозяйственное производство стабильно, государственная поддержка страхования не применяется. В Канаде при страховании сельскохозяйственных культур 50% страховых взносов производит фермер, 25% -федеральное правительство и 25% - правительства провинций. При страховании доходов фермеров бюджетные субсидии составляют 67%
Одним из важных достижений рыночных стран является система переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. В Западной Европе центры переработки перемещены в кооперативы (в особенности в Скандинавии и Нидерландах), профессиональные (во Франции) или государственно-кооперативные (в Англии и других странах с британскими экономическими традициями - Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии) объединения. Даже в США, с их наиболее развитыми частнокапиталистическими институтами, треть продовольствия проходит через них. В ряде стран (включая Японию) участие в кооперативах является обязательным для фермеров. Это позволяет в значительной мере поставить под контроль весь процесс ценообразования. Широко распространенной практикой является фиксация государством уровня рентабельности и доходов на всех ступенях прохождения продовольствия, чтобы избежать появления сверхприбылей; на это направлена и налоговая система. Активная политика борьбы со сверхприбылями становится особенно актуальной в кризисные периоды.
Для анализа и оценки направлений государственного регулирования земельных отношений в Кыргызской Республике небезын-
тересно будет рассмотреть опыт реформирования земельных отношений в ряде стран мира.
Заслуживает внимания опыт Канады по развитию механизмов земельного оборота с посредничеством государства или общественных организаций. В 70-е гг. ХХ в. в Канаде получил развитие институт земельной аренды у государства. Его введение было связано с учреждением Земельного банка, созданного для улучшения механизма передачи земли фермерским семьям при ее продаже фермерами, уходящими от дел. Приобретенные за наличную оплату по рыночной цене такие земли государство посредством Банка предоставляло затем в аренду.
Интерес представляет и китайский опыт реформирования и регулирования земельных отношений, начатый в этой стране в 80-х гг. XX столетия. До реформы 88% земельного фонда страны находилось в собственности государства, а 12% - кооперативной (общественной) собственности. Сохранив незыблемыми формы собственности на землю, Китай за прошедшие годы значительно продвинулся по пути реформирования земельных отношений и создания земельного рынка.
Государство жестко регулирует процессы, связанные с продлением сроков земельной аренды, разрешением возмездной передачи права пользования землей с согласия стран и созданием хозяйств более крупных масштабов (размеры землепользования), зон защиты сельскохозяйственных земель. При этом государство берет в свои руки процесс возмездной передачи прав пользования землей на установленный срок и право жесткого контроля над всей цепочкой вхождения земли в обращение - от передачи до освоения и эксплуатации. В целом, также нельзя не отметить того обстоятельства, что, наряду с развитием рыночных отношений в землепользование в Китае идет процесс усиления государственного регулирования земельных отношений. По нашему мнению, это связано с малоземельно-стью и необходимостью обеспечить соответствующий контроль над всевозрастающими финансовыми поступлениями в госбюджет от передачи прав пользования землями [3].
Главный фактор успешности китайских реформ - наличие сильной политической воли китайского правительства, которое сумело
выработать продуманную и взвешенную стратегию эволюционного пути развития страны, учитывающую особенности исторического, политического и социально-экономического развития [5].
Из стран СНГ в области регулирования земельных отношений представляет определенный интерес опыт России и Узбекистана. В соседнем с нами государстве - Узбекистане -земля является общенациональным богатством, продажа земли в частную собственность запрещена. Имеется некоторая схожесть в развитии земельных отношениях и землепользовании с Китаем. Широко развивается рыночное использование прав пользования в землепользовании, что обусловливает своеобразие формирования многоукладной сельской экономики, где костяком частного сектора являются дехканские хозяйства (личные хозяйства населения). Отличительная особенность землепользования в Узбекистане состоит также в ограниченности земельных ресурсов, оно базируется в основном на поливных землях, обслуживаемых мощной ирригационной системой. Поэтому в стране сохранена жесткая система административного регулирования земельных отношений, в которой элементы экономического регулирования еще не нашли достаточного развития.
Исторический опыт развития земельных отношений в России, имеющий определенную практику развития частного землепользования в дооктябрьский период, а также особенности землепользования в условиях социализма, наличие огромных земельных ресурсов, особенности их использования на различных уровнях федеративного государства накладывают отпечаток на своеобразие развития земельных отношений и ее регулирование. Рыночная система землепользования характери-зируется относительной развитостью и достаточной степенью государственного регулирования земельных отношений. Причем в вопросах регулирования земельных отношений в России приоритет отдается региональным органам и органам местного самоуправления.
Реформирование сельского хозяйства в Кыргызской Республике, выразившееся в отказе от государственного регулирования сельскохозяйственного производства в целях ускоренного перехода к рынку, разрушило также отработанную систему защиты сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей от влияния неблагоприятных условий производства [7]
Сельское хозяйство Кыргызстана, по сравнению с аграрным сектором ряда развитых зарубежных стран, характеризуется повышенной потребностью в государственной поддержке и регулировании. Она обусловлена более низким, чем в ряде зарубежных стран, биоклиматическим потенциалом сельскохозяйственных земель, малоземельностью, повышенными транспортными расходами на перевозки производственных ресурсов аграрного производства и его продукции, а также необходимостью в капиталовложениях для преодоления, усугубленного кризисом 1990-х гг. технико-технологического отставания отрасли.
Введение частной земельной собственникам и развитие рыночных форм землепользования поставило ряд вопросов по управлению земельными ресурсами в Кыргызской Республике. Прямые методы регулирования, сформировавшиеся за годы преимущественно административных методов управления экономикой, в новых условиях оказались неэффективными. Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных участков стимулирует земельной оборот, в том числе куплю-продажу земли.
Таким образом, государственное регулирование аграрного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования аграрного сектора и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.
Мировой опыт экономического регулирования аграрного сектора и земельного рынка свидетельствует о необходимости серьезной корректировки проводимой в республике аграрной политики в сторону взвешенного и продуманного участия государства в регулировании производственных процессов в от-
расли с помощью экономических методов и Без государственного регулирования и фи-
механизмов. С целью обеспечения устойчиво- нансовой поддержки не будет развития в аг-го и конкурентоспособного развития аграрно- рарном секторе. го сектора, продовольственной безопасности страны.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Улучшение инновационно-инвестиционного механизма в сельском хозяйстве Кыргызской Республики / М.Ж. Абдиев, Г.А. Маметова, Батыр уулу А. // Инновационное развитие экономики, 2021-№.5 -С.7-12
2. Абдиев М.Ж Зарубежный опыт инвестиций в сельском хозяйстве / М.Ж. Абдиев, Т.Э. Керимбаева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - №7. - С. 6-10.
3. Варламов А.А., Комов Н.В. Государственное регулирование земельных отношений. - М.: Колос, 2000. - 229 с.
4. Кучуков Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой // Экономист. - 2002. - №11. - С. 91-94.
5. Мусаева Дж.А. Теория и практика экономики переходного периода. - Бишкек: Илим, 2008. -113 с.
6. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития / Под.ред. М.Б. Кенжегузина. - Том 1. - Алматы, 2001. - С. 26.
7. Abdiev, M.Z., Toktorov, K.K., Abdrakhmanov, O.E., Momunov, U.N., Ergeshov, K.A. (2024). Ways to Improve the Innovative Development of Kyrgyz Agriculture. In: Popkova, E.G., Bogoviz, A.V., Sergi, B.S., Kaurova, O.V., Maloletko, A.N. (eds) Sustainable Development of the Agrarian Economy Based on Digital Technologies and Smart Innovations. Advances in Science, Technology & Innovation. Springer, Cham. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-031-51272-8_9.
8. Abdiev, M.Z. (2019). Prospects for Development of Kyrgyzstan's Food Market in the Conditions of Integration in the EAEU. In: Popkova, E. (eds). Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Studies in Computational Intelligence, Vol. 826. Springer, Cham. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-13397-9_88.
FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF AGRICULTURE
U.N. Momunov1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
N.J. Matalieva2, Lecturer
A.S. Shatmanova3, Postgraduate
1Osh Technological University
2Institute of Energy and Innovative Technologies
3International University named after K.Sh. Toktomamatova
1(Kyrgyzstan, Osh)
2(Kyrgyzstan, Tash-Komur)
3(Kyrgyzstan, Jalal-Abad)
Abstract. The proposed scientific article examines the world experience of state regulation of agriculture. Based on the results of a study of foreign experience in state regulation of agriculture, in countries such as the USA, China, EU countries, Russia, and Uzbekistan, the possibilities of their application in the development of agricultural business in Kyrgyzstan were identified.
Keywords: agriculture, agribusiness, policy, mechanism, tools, market, investment, foreign experience, support, regulation.