УДК 330
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Василий Александрович Черкасов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры экономической теории и истории, e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ зарубежного опыта развития сельского хозяйства. В ходе проведенного анализа представлены меры поддержки развития сельского хозяйства в зарубежных странах. Предложено использовать зарубежный опыт развития сельского хозяйства при проведении агропромышленной политики.
Ключевые слова: самообеспечение; государственное регулирование; органическое сельское хозяйство.
Одним из основных способов обеспечения продовольственной безопасности является поддержка отечественного сельского хозяйства. В России в настоящее время не проводится четкой политики в области развития агропромышленной инфрастуктуры, направленной на долгосрочную перспективу, а уровень поддержки сельского хозяйства значительно уступает уровню развитых стран, что в значительной мере ведет к ограничению физического и экономического доступа населения к качественным продуктам питания. В связи с этим целесообразно взглянуть на то, какими способами осуществляется поддержка развития сельского хозяйства в зарубежных странах.
Даже те страны, которые не имеют достаточных природных условий для ведения сельского хозяйства, типа Швейцарии, стремятся гарантировать самообеспеченность продовольствием не ниже 60 % [1], тогда как это не могло быть достигнуто ими в условиях рыночной конкуренции под влиянием стран, обладающих более удобными природными условиями и более высоким экономическим потенциалом.
Так, сторонниками свободной торговли сельскохозяйственной продукцией выступают США, которые имеют огромные природный и экономический потенциал в данной области производства. Обладая этими преимуществами, США стремятся к ликвидации барьеров на пути продвижения собственной продукции на рынки других стран, пропагандируя лозунг свободной конкуренции.
Защитить внутренний рынок сельскохозяйственной продукции от внешней конъюнктуры помогают помимо таможенных
пошлин компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот. По официальным данным Финляндии, средний таможенный тариф на сельскохозяйственные товары составляет только 11,2 %. Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на импорт, включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж и др., составляет в пересчете к импортной стоимости: говядины свежей и мороженой - 341 %, свинины свежей - 270 %, баранины - 390 %, молока с жиром до 6 % - 144 %, сливок - 454 %, масла сливочного - 566 %, сыра - 305 %, пшеницы - 352 %, ячменя, овса, кукурузы -236 %, тростникового сахара - 307 % [1]. Проведение подобной политики позволяет местным фермерам реализовать свою продукцию по ценам, значительно превосходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самообеспечения продовольствием: пшеницей - 177 %, ячменем -108 %, овсом - 174 %, сахаром - 95 %, молоком - 122 %, говядиной - 109 % [1].
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом - это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села [2]. Цель регулирования - создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социальноприемлемым ценам, охрана окружающей среды. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К
мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:
- прямых государственных компенсационных платежах;
- платежах при ущербе от стихийных бедствий;
- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства.
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
1) ценовое вмешательство на рынке продовольствия;
2) компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства;
3) проведение программ по улучшению межотраслевых и межхозяйственных связей на продовольственном рынке;
4) развитие производственной инфраструктуры - проведение линий электропередач, создание дорожной транспортной сети, рекультивация земель.
Основную роль во всей системе государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах играет поддержание цен, обеспечивающее стабильность доходов производителей, и обеспечение ценового равновесия в отношения сельского хозяйства со смежными с ним отраслями (60 %). На втором месте - прямые выплаты фермерам (23 %) [3].
Государственное регулирование цен включает в себя установление верхних и нижних пределов колебания цен, скупку-продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержание желаемого уровня цен.
В структуре расходов на поддержку сельского хозяйства наибольшая доля прямых платежей отмечается в странах с неблагоприятными условиями производства (в Норвегии, Исландии, Финляндии, Швейцарии). Цель этих выплат: компенсировать своеобразную отрицательную земельную ренту, повышающую издержки производства, например, в гористых и северных районах. Количество и общая площадь ферм, которые классифицировались как менее благоприятные, постоянно росли, и теперь площадь таких ферм составляет почти половину всех сельскохозяйственных угодий в странах ЕС. В Финляндии все хозяйства вообще по-
лучают погектарные субсидии, а севернее 62° широты введены повышенные цены и особые надбавки. Такие же льготные надбавки существуют на севере Швеции [4]. Аналогичная система и в Норвегии. В Австрии, Швейцарии и в горных районах Франции применяется погектарная система дотаций или в расчете на голову скота.
Национальная аграрная политика в странах ЕС проводится в рамках единой аграрной политики, но методы финансирования сельского хозяйства могут иметь и различия. Например, на поддержку производства и рынков в добавление к системе ЕС Дания расходует треть своего сельскохозяйственного бюджета, Великобритания и Ирландия - соответственно 15 и 20 %. Половина национальных сельскохозяйственных бюджетов большинства стран ЕС расходуется на структурную политику (к ней относятся модернизация и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие районов с неблагоприятными условиями). По этим направлениям расходов наблюдаются значительные различия. Например, Великобритания направляет на программы модернизации почти треть своего сельскохозяйственного бюджета, а Нидерланды и Люксембург - менее 10 %. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих фермеров направляется в среднем 10 % от аграрных бюджетов, в т. ч. во Франции -25 %, в Великобритании и Ирландии эта статья расходов незначительна. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10 %, а в Нидерландах - почти 30 % бюджета [2].
Государственное регулирование также включает в себя поддержку финансового обеспечения фермерских хозяйств. Оно осуществляется путем создания сельскохозяйственных кооперативных банков, развития сельской кредитной кооперации, расширения системы ипотечного кредита, установления щадящего налогового режима для сельского хозяйства.
С целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов в развитых странах действует
дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года. Субсидии в странах ЕС достигли 45-50 % стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70 % [2].
Вместе с тем правительства европейских стран участвуют в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в т. н. проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам. Таким образом, политика стран ЕС в аграрном секторе имеет следующие направления: четкая организация рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем.
Правительство США тоже проводит активную политику в области поддержки развития сельского хозяйства, что подтверждают статьи расходов бюджетных средств. Бюджетные средства США выделяются на финансирование следующих программ:
- сельскохозяйственные исследования;
- организация маркетинга и информации о рынках и ценах;
- кредитование;
- консервация и изъятие земель;
- поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;
- поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы;
- субсидирование продовольствия;
- экспортные субсидии;
- международная продовольственная помощь.
Важное место в организации производства и сбыта продукции занимают негосударственные объединения. Особенно велико их влияние в странах с недостаточно благоприятными природными условиями для ведения сельского хозяйства. Это объясняется тем, что объединения позволяют снизить издержки производства, связанные с более высокой себестоимостью продукции, а также внедрять в производство новейшие технологии, финансировать которые небольшие фермерские хозяйства не могут. Так, в Финляндии большинство перерабатывающих
предприятий пищевой промышленности являются кооперативной собственностью. Велика роль кооперативов в обслуживании фермерств. Помимо предоставления кредитов и организации сбыта продукции у фермеров кооперативы осуществляют производственное снабжение фермерских хозяйств (поставляют до 50 % удобрений, 65 % кормов, 40 % техники и топлива) [2]. Такое же большое значение на продовольственном рынке играют кооперативы в Австрии. Во Франции на аграрную политику существенное влияние оказывают профсоюзы, ассоциации частных предпринимателей. Взаимодействие государственных органов и негосударственных объединений развитых стран позволяет составлять более точные прогнозы по ценообразованию и общему развитию продовольственных рынков, разработать и осуществить программы развития сельского хозяйства, обеспечения населения качественными продуктами питания, сохранения окружающей среды.
В настоящее время все большее значение в структуре обеспечения продовольственной безопасности принимает органическое сельское хозяйство. Данный тип ведения сельского хозяйства позволяет добиваться довольно высокой эффективности производства, хотя и уступает в этом компоненте традиционному сельскому хозяйству. Органическое сельское хозяйство включает в себя следующие методы: использование преимущественно органических удобрений, внесение естественных врагов для борьбы с вредителями, применение севооборотов. Подобные методы приводят к поддержанию почвенного плодородия, сохранению в почве баланса элементов, необходимого для будущего урожая. Продукты, получаемые от данного типа производства, не несут в себе генномодифи-цированных изменений, а также накопления пестицидов и других веществ, вредных для здоровья человека, что способствует достижению продовольственной безопасности.
Наиболее активно органическое сельское хозяйство начинает развиваться в 1990-е гг., когда площадь органических сельскохозяйственных угодий увеличивалась в среднем на 30 % в год. В настоящее время в Европе находится четверть всех органических сельскохозяйственных угодий мира (7,4 млн га), ежегодный рост составляет около 7 % [5].
Необходимо отметить, что органическое сельское хозяйство требует больших трудовых затрат, что может отразиться на конечной стоимости продукции. Поэтому ведение органического сельского хозяйства невозможно без общего развития экономики, которое позволяет, с одной стороны, повысить платежеспособность населения, с другой -субсидировать государством и негосударственными объединениями (ассоциации фермеров, крупные сельскохозяйственные кооперативы, профсоюзы и др.) развитие сельского хозяйства.
Для поддержания экономической эффективности органического сельского хозяйства в развитых странах используются различные формы субсидирования фермеров. Во Франции, например, фермеры получают дополнительные субсидии только в течение пяти лет перехода к органическому сельскому хозяйству. При этом первые два года уровень субсидий максимален (при производстве овощей, например, он составляет 511 евро в год на 1 га), следующие два года государственная поддержка сокращается в два раза (255 евро) и в последний год составляет лишь 170 евро. Наиболее высок уровень субсидирования в Швейцарии, где субсидии составляют 625 евро на 1 га, в то время как в Германии данный показатель равен в среднем 500 евро на га [5].
Кроме органического сельского хозяйства широкое распространение получило точное землепользование, играющее важную роль в интенсификации сельского хозяйства, и вследствие чего являющееся фактором в достижении продовольственной безопасности. Данный метод позволяет с помощью новейших технологий и новинок приборостроения, таких как ОР8-приемники, рационализировать использование удобрений, улучшить планирование сельскохозяйственных операций, сократить отрицательное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, достигнув высокой самообеспеченности в результате проведения активной государственной политики в регулировании продовольственного рынка, раз-
витые страны переходят к экологически устойчивым способам использования земельных ресурсов при ведении сельского хозяйства за счет внедрения передовых технологий в производство, а именно: ведения органического сельского хозяйства, использования новейших методов и оборудования, необходимого для точного землепользования.
В ходе анализа зарубежного опыта поддержки развития сельского хозяйства было выявлено, что оно требует вложения больших денежных средств (как со стороны государства, так и негосударственных объединений), регулирования цен на продовольственном рынке, а также создания крупных сельскохозяйственных объединений, тесное сотрудничество которых с государством позволит проводить точный анализ продовольственного рынка для принятия необходимых мер. Проведение данной политики Россией позволит ей более полно использовать имеющиеся ресурсы, скоординировать меж-хозяйственные отношения для постоянного снабжения агропродовольственного рынка ресурсами, тем самым обеспечив доступ населения к продуктам питания, а в перспективе перейти к экологически устойчивым способам использования земельных ресурсов.
1. Сайт Фонда исследования аграрного развития. URL: http://fadr.msu.ru.
2. Аграрное обозрение. 2009. № 3. URL: http:// agroobzor.ru/econ/a-125.html. Загл. с экрана.
3. Иванов В. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях Севера // Вестник Сыктывкарского государственного университета. 2006. № 4. С. 25-29.
4. Гетман А. Аграрная политика Швеции: роль государства в регулировании рыночных отношений // АПК: экономика, управление. 1998. № 8. С. 41-47.
5. Все, что вы хотели знать про органические
продукты - сайт, созданный на основе научных работ А. Мазуровой. URL: http://
organicproducts.narod.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 12.04.2010 г.
UDC 330
FOREIGN EXPERIENCE OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT AS ONE OF THE WAYS OF FOOD SAFETY MAINTENANCE
Vasiliy Aleksandrovich Cherkasov, Tambov state University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Economic Theory and History Department, e-mail: [email protected]
The article presents the analysis of foreign experience of agricultural development. During the analysis ways of support in agricultural development of foreign countries were shown. The use foreign experience in agricultural development at installation agroindustrial policy was suggested.
Key words: self-maintenance; state regulation; organic agriculture.
УДК 331.965+343.88
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
© Михаил Юрьевич Дворецкий
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу предпринимательского аспекта в экономических отношениях на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе формируются новые подходы к анализу хозяйственной деятельности субъектов-предпринимателей на правоохранительном рынке товаров и услуг.
Ключевые слова: рынок правоохранительных услуг; предпринимательская деятельность; предпринимательство в правоохранительной деятельности.
Субъекты предпринимательства представляют собой специфическую часть населения, занятого в хозяйстве страны, базовой основой для которых являются: личная инициатива, формирование бизнеса на смешанных формах собственности, возможность делать выбор из свободных, альтернативных направлений предпринимательской деятельности, использование любых законных методов и способов производства, сбыта товаров и услуг, распоряжение доходами по своему усмотрению.
Предпринимательская деятельность
весьма многообразна по организационноправовым формам, по отраслевой принадлежности, по всем видам деятельности, по предлагаемым товарам и услугам, по конкурентным условиям, в которых она реализуется.
Всестороннее изучение рынка товаров и услуг по многим аспектам на сегодняшний день имеет достаточный характер. Однако до сих пор отсутствовали попытки применить комплексный анализ, позволяющий создать целостное представление о состоянии, проблемах и перспективах развития предпринимательской деятельности, субъектов предпринимательства на рынке правоохранительных товаров и услуг.
Таким образом, объектом исследования в данной статье является предпринимательская
деятельность на рынке правоохранительных товаров и услуг.
Предметом же исследования являются экономические отношения в предпринимательстве, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.
Цель статьи состоит в анализе и разработке концепции предпринимательской среды рынка правоохранительных товаров и услуг в экономической системе России.
Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].
Основой ведения предпринимательской деятельности предприятиями рынка товаров и услуг безопасности являются экономические отношения, функционирующие на рынке услуг безопасности между субъектами хозяйствования. От уровня развития этих отношений в сфере рынка услуг безопасности зависит благосостояние каждого человека, семьи, организации, местного сообщества в целом.