Научная статья на тему 'Зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности'

Зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2805
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Александр Петрович

В статье рассматриваются широкий круг вопросов государственного регулирования инвестиционной деятельности. Определяются цели и задачи, которые должно решать государственное регулирование, проводится анализ законодательства в инвестиционно-строительной сфере и опыт его применения в развитых западных странах. Особое место отводится сравнительному анализу особенностей привлечения иностранных инвестиций, в том числе ограничений, направленных на защиту национальной экономики от чрезмерного влияния иностранного капитала, от установления контроля над какой-либо отраслью экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY

The article deals with a wide range of issues of state regulation of investment activity. Defined goals and objectives that should be decided state regulation, an analysis of the legislation in the sphere of investment and construction and experience of its application in the developed Western countries. Special emphasis on the comparative analysis of the features of attracting foreign investment, including restrictions aimed at protecting the national economy from excessive influence of foreign capital from establishing control over a sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности»

Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

РАЗДЕЛ III

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

УДК 338

А.П. Бирюков ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются широкий круг вопросов государственного регулирования инвестиционной деятельности. Определяются цели и задачи, которые должно решать государственное регулирование, проводится анализ законодательства в инвестиционно-строительной сфере и опыт его применения в развитых западных странах. Особое место отводится сравнительному анализу особенностей привлечения иностранных инвестиций, в том числе ограничений, направленных на защиту национальной экономики от чрезмерного влияния иностранного капитала, от установления контроля над какой-либо отраслью экономики.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, государственное регулирование инвестиционной деятельности, иностранные инвестиции, иностранные инвесторы, инвестиционное законодательство, инвестиционный процесс, инвестиционные решения.

Aleksandr INTERNATIONAL EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF IN-

Birjukov VESTMENT ACTIVITY

Annotation: The article deals with a wide range of issues of state regulation of investment activity. Defined goals and objectives that should be decided state regulation, an analysis of the legislation in the sphere of investment and construction and experience of its application in the developed Western countries. Special emphasis on the comparative analysis of the features of attracting foreign investment, including restrictions aimed at protecting the national economy from excessive influence of foreign capital from establishing control over a sector of the economy.

Keywords: investments, investment policy, government regulation of investment activities, foreign investment, foreign investors, investment legislation, investment process, investment decisions.

Правовое государственное регулирование инвестиционной деятельности призвано решать следующие важнейшие проблемы:[4]

■ регулирование экономической активности;

■ сдерживание монополизации;

■ разделение прав и ответственности собственников и управляющих;

■ развитие социальной сферы;

■ обеспечение качества жизни.

В развитых странах единого закона об инвестиционной деятельности, как правило, не существует. Она регламентируется группой законов, относящихся к области экономического, коммерческого, налогового, трудового, административного права. В этих законах находят отражение вопросы:

■ амортизационной политики,

■ налогообложения,

■ статуса корпорации,

© Бирюков А.П., 2014

■ ответственности сторон по коммерческим контрактам,

■ порядка получения лицензий,

■ ответственности перед местным сообществом,

■ нормы взаимоотношения с кредитно-финансовыми учреждениями и др.

Поскольку частный сектор хозяйства составляет основу экономики, неотъемлемым

элементом хозяйственной самостоятельности выступает свобода выбора форм и сфер инвестиционной деятельности. Лишь в исключительных случаях отдельные отрасли в ряде стран полностью или частично закрыты для частных инвесторов, в том числе зарубежных. Основным критерием целесообразности реализации тех или иных инвестиционных проектов является ситуация на рынке. Вместе с тем при принятии инвестиционных решений безусловно учитываются «встроенные» в законы экономические или административные нормы, влияние которых носит косвенный характер и которые создают определенную юридическую и экономическую среду для инвестиционной и другой коммерческой деятельности [2].

В то же время строительные и экологические аспекты инвестиционной деятельности, затрагивающие качество жизни граждан, регулируются достаточно жесткими административными методами.

Так, в Швейцарии за соблюдением норм строительного комплекса следит строительная полиция [1].

В Германии строительное законодательство также обширно и включает в себя [1]:

■ Федеральный закон о строительстве, который определяет порядок подготовки и утверждения планов застройки, получения разрешения на строительство, изъятие земель из обращения, использование построек и т.д.;

■ Закон о санации и развитии городов;

■ Закон о стимулировании жилищного строительства. Определенная часть инвестиционных решений - о скупке фирм, вложений в активы других компаний - может подпадать под действие антимонопольного законодательства, стоящего на страже конкуренции.

В Германии по закону о картелях подлежат регистрации слияния фирм, если при этом их доля на рынке составляет более 20 %.

В современной экономике инвестиционные решения зачастую разрабатываются и принимаются не собственниками, а менеджерами. В связи с этим и встает проблема разграничения прав и ответственности акционеров и управляющих. Эти вопросы четко определены коммерческим законодательством.

Прямое участие государства в инвестиционном процессе происходит на уровне бюджетных расходов центрального правительства и местных органов власти, а также через национализированные предприятия.

Ключевая роль в формировании эффективной структурно-инвестиционной политики и организации инвестиционного процесса принадлежит механизму принятия и реализации инвестиционных решений. В механизме принятия можно выделить три уровня:

■ федеральный (центральный),

■ местный (региональный),

■ корпоративный.

Германия. В ФРГ также отсутствует единый закон и орган, регулирующий иностранные инвестиции. Закон «О внешних экономических связях» (Aussenwirtschaftsgesetz) является лишь основой для регулирования валютных операций и движения капитала. В принципе, все платежи за границу могут производиться свободно любым лицом в любой валюте, нет ограничений на объем и характер сделок.[3]

Согласно этому закону, правительство ФРГ наделяется полномочиями регулировать внешнеэкономические связи и при определенных обстоятельствах вводить ограничения на действие его отдельных статей, в том числе и на иностранное предпринимательство (прямые иностранные капиталовложения). При этом оговаривается, что применяемые ограничения не должны наносить ущерба механизму функционирования экономики страны. Эти ограничения могут применяться для того, чтобы оградить внутренний рынок от ввоза контролируемыми иностранцами фирмами недоброкачественных и низкосортных сельскохозяйственных товаров.

_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

Ограничения могут вводиться и в тех случаях, когда иностранные инвестиции будут оказывать отрицательное воздействие на выполнение обязательств ФРГ по соглашениям, заключенным в рамках международных экономических организаций. Веским мотивом для введения ограничений может служить обеспечение безопасности и внешнеполитических интересов Германии. Согласно законодательству ФРГ иностранным инвесторам предоставляется возможность создавать предприятия в различных формах. Среди них можно выделить акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное торговое товарищество, коммандитное товарищество, индивидуальное предприятие. Филиалы иностранных фирм не наделяются особой правовой формой.

Выбор правовой формы находится в компетенции иностранного инвестора. В принципе он зависит от величины вкладываемого капитала, а также от сферы и характера деятельности создаваемых иностранцами в ФРГ предприятий. Практика показывает, что наиболее удобной, с точки зрения зарубежного инвестора, является самая распространенная в стране правовая форма промышленно-торгового предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Эта форма наиболее характерна для небольших и средних предприятий, а также для дочерних компаний. По сравнению с другими формами процедура учреждения обществ с ограниченной ответственностью более проста, отсутствует обязанность публиковать отчеты о деятельности обществ, ответственность по договорным обязательствам ограничивается размером вклада участника и т.д.

Для создания предприятий с участием иностранного капитала в ФРГ необходимо выполнить ряд существенных правил и предписаний в соответствующих учреждениях земель по месту регистрации фирмы. В частности, необходимо представить учредительский договор, устав. В уставе указываются адрес фирмы, сфера ее деятельности, размер первоначального уставного капитала, номинальная цена, количество и виды акций, состав руководящих органов фирмы, порядок публикации отчетности и другие данные. Функционирование фирмы может начаться лишь после получения ряда лицензий и разрешений.

Фирма должна быть зарегистрирована в органе надзора над предпринимательской деятельностью земельного Министерства экономики. Это ведомство определяет наличие возможных препятствий для регистрации, учитывая складывающуюся коммерческую ситуацию, законодательство об охране окружающей среды и другие факторы. В случае положительного решения выдается сертификат о регистрации. Далее эта фирма должна быть зарегистрирована в местном финансовом органе. Каждая вновь создаваемая фирма включается в торговый реестр, находящийся в местном суде.

Если общая сумма иностранных вложений в учреждаемую фирму превышает 10 тыс. немецких марок в год, то эта фирма должна пройти регистрацию в центральном земельном банке. При найме служащих фирма обязана зарегистрироваться и в местном органе социального обеспечения. Каждая фирма должна стать членом торговой палаты по местонахождению штаб-квартиры. На предприятия с иностранным участием распространяются все положения трудового и социального законодательства ФРГ. Размер заработанной платы рабочих и служащих определяется заключаемым коллективным договором.

Коммерческая и хозяйственная деятельность филиалов иностранных юридических лиц подлежит налогообложению, уровень которого зависит от размеров получаемых доходов и других обстоятельств. Налогообложению подлежит имущество. Кроме того, уплачивается налог на землю (при наличии земельной собственности), налог на зарплату, выплачиваемую сотрудникам, и различные местные налоги.

Франция. Во Франции нет единого специального закона, регулирующего иностранные инвестиции. Основными нормативными актами, затрагивающими иностранные инвестиции, являются следующие [3]:

■ Закон «О финансовых отношениях с заграницей»,

■ Закон «О прямых французских инвестициях за рубежом и иностранных инвестициях во Франции».

Вопросами регулирования иностранных инвестиций непосредственно занимаются Банк Франции, Министерство экономики, финансов и бюджета.

Созданная и действующая на территории Франции иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная, то есть на нее распространяется национальный режим уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот. В законодательстве Франции существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями, что объясняется применением более льготного регулирования в отношениях послед

К прочим иностранным капиталовложениям относятся:

■ займы и гарантии, предоставляемые нерезидентами французским резидентам, которые не относятся к понятию прямых инвестиций;

■ портфельные инвестиции;

■ покупка материальных ценностей высокой стоимости (судов, самолетов и т.д.);

■ инвестиции в недвижимость для личного пользования или перепродажи.

В соответствии с действующим законодательством особое положение среди иностранных инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. Несмотря на значительное упрощение процедуры регулирования иностранных инвестиций во Франции, для большинства операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций на ее территории, по-прежнему требуется предварительное уведомление о намерениях или предварительное разрешение. Для вложения своего капитала в экономику Франции компании и частные лица государств - не членов ЕС должны получать от Министерства экономики, финансов и бюджета «предварительное разрешение». Эта система направлена на ограждение национальной экономики от чрезмерного влияния иностранного капитала, от установления контроля над какой-либо отраслью экономики.

Кроме того, особого разрешения требуют иностранные капиталовложения (в том числе из стран ЕС), если они:

■ направляются в отрасли, деятельность которых в основном контролируется иностранными корпорациями;

■ могут привести к угрозе для национальной безопасности, общественного порядка и здоровья населения;

■ нарушают положения валютно-финансового законодательства страны.

Речь идет об инвестициях в производство и торговлю оружием, военным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхование, в издательское дело, в предприятия связи, радио- и телевещания, в транспорт, в энергетику и добычу полезных ископаемых, в сферу здравоохранения и социального обеспечения и ряд других отраслей.

Система предварительного уведомления властей о намерениях с правом продления сроков «апробации» распространяется, главным образом, на инвесторов из стран-нечленов ЕС в случае приобретения ими участия во французской компании, не находящейся под иностранным контролем (при условии, что объем инвестиций не превышает 10 млн французских франков).

Вместе с тем, существует целый ряд операций с прямыми инвестициями, для осуществления которых не требуется ни предварительного разрешения, ни уведомления о намерениях. Прежде всего, это различные операции, проводимые иностранной фирмой в отношении французской компании, уже находящейся под иностранным контролем (доля иностранного капитала не менее 75 %). В последние годы либерализован и ряд других финансовых операций фирм-нерезидентов на французской территории.

Ликвидация капиталовложений иностранных инвесторов и перевод прибылей из Франции производится без каких-либо ограничений. Однако при переводе средств, образующихся в результате ликвидации иностранной компании, в некоторых случаях необходимо соблюдение определенных формальностей.

Великобритания. В Великобритании отсутствует специальное законодательство об иностранных инвестициях. Вступление Великобритании в ЕС потребовало приведения английского права о компаниях в соответствие с директивами этой организации, и в результате были приняты «Акты о компаниях», которые перерабатываются в среднем раз в пять лет с учетом изменения экономической ситуации. Среди других нормативных актов следует отметить:

■ Акты о финансах (Finance Act),

_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

■ Банковский акт (Banking Act),

■ Акт об арбитраже (Arbitration Act),

■ Закон о сделках с ценными бумагами (Company Securities Insider Dealing Act) и

др.

Иностранные инвесторы пользуются так называемым национальным режимом, то есть осуществляют свою деятельность в том же правовом поле, что и местные компании. Тем не менее, имеются некоторые отступления[5]:

■ во-первых, для иностранцев существуют ограничения на предпринимательскую деятельность в авиакосмической промышленности, на авиационном и морском транспорте, в кинопромышленности, теле- и радиовещании;

■ во-вторых, в соответствии с «Актом о промышленности», переход под иностранный контроль крупных предприятий обрабатывающей промышленности может быть запрещен правительством, если это противоречит интересам страны.

В Великобритании нет валютного контроля, что облегчает экспорт и импорт капитала. Банк Англии лишь регистрирует движение капитала. На английском рынке ссудных капиталов нет ограничений для иностранных заемщиков. Иностранные предприниматели могут использовать различные инвестиционные льготы, существующие в Великобритании. К ним относятся: безвозмездные субсидии, займы, государственные гарантии для получения банковских займов, налоговые скидки.

Библиографический список

1. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. - М., 2003. -447 с.

2. Литягин Н. Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Становление и развитие российского инвестиционного права. - М.: РГГУ, -2014. - 220 с.

3. Механизм государственного регулирования и стимулирования инвестиционно -строительной деятельности в развитых странах и рекомендации по его использованию в России. - М. КЕПС РАН. Отчет № 16-15-233/96. - 1997.

4. Николаев М.А. Инвестиционная деятельность. - М.: Финансы и статистика, 2009. -336 с.

5. Сунита Кикери, Томас Кэньон, Винсент Палмад. Совершенствование инвестиционного климата. Уроки для практиков / Перевод с англ. - М.: Весь мир, 2007. - 136 с.

УДК 338

Т.М. Бронникова К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ ПРИ РЕА-О.В. Питерина ЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация: При реализации проектов оценка стоимости компании может проводится исходя из различных методологических оснований, на основе различных концепций и методов оценки. Данная ситуация создает методологическую основу для существования различных систем оценок одной и той же компании, а соответственно как для переоценки, так и для недооценки стоимости компании в рамках разных сделок и проектов.

Ключевые слова: Стоимость компании, теории стоимости, фондовый рынок, первичное публичное предложение акций, проект, инвестиции, инвестиционный проект

© Бронникова Т.М., Питерина О.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.