Научная статья на тему 'Исторические аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций в России'

Исторические аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТОРЫ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENT / GOVERNMENT REGULATION / INVESTORS / FOREIGN DIRECT INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Никита Владимирович

Основной объектисследования государственное регулирование иностранных инвестиций в исторической ретроспективе. Рассматривается вопрос биполярного влияния иностранных инвестиций на экономику Российского государства. Кроме того, автор акцентирует внимание на значимости, контролирующей функций государства в процессе иностранных инвестиционных вложений. Освещается нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие юридических лиц субъектов РФ и иностранных организаций. Определяется понятие прямых иностранных инвестиций, государственное регулирование которых является приоритетной задачей для отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of state regulation of foreign investment in Russia

The main object of the study is state regulation of foreign investment in historical retrospect. The problem of the bipolar effects of foreign investment on the economy of Russia is considered, besides the author emphasizes the importance of control functions of the state in foreign investments. The regulatory framework governs the interaction of legal persons -subjects of Russian and foreign organizations. The concept of foreign direct investment, government regulation is defined as a priority for domestic economy.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций в России»

УДК 330.322(091) н. В. КУЗНЕЦОВ

Омский государственный педагогический университет

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ____________________________________

Основной объект исследования — государственное регулирование иностранных инвестиций в исторической ретроспективе Рассматривается вопрос биполярного влияния иностранных инвестиций на экономику Российского государства Кроме того автор акцентирует внимание на значимости контролирующей функций государства в процессе иностранных инвестиционных вложений Освещается нормативноправовая база, регулирующая взаимодействие юридических лиц — субъектов РФ и иностранных организаций Определяется понятие прямых иностранных инвестиций государственное регулирование которых является приоритетной задачей для отечественной экономики. Ключевые слова иностранные инвестиции государственное регулирование инвесторы, прямые иностранные инвестиции.

Каждой исторической эпохе и каждому государству соответствует некий уникальный набор внешних (привходящих) и внутренних (конституциональных) факторов, которые определяют характер воздействия иностранного капитала на экономику страны. Действительно, например, модель рентабельности прекрасно работала в 1950-е гг. в США, но уже в следующем десятилетии она потеряла свою актуальность. Или, например, модель В. Леонтьева была адекватна условиям первых лет после крушения колониальной системы, но в современных условиях ее применение вызвало бы большие трудности [1]. В данной связи особую актуальность приобретает краткое рассмотрение участия иностранного капитала в экономической жизни России, взятое в исторически обозримом отрезке времени, начиная с эпохи формирования капиталистических отношений.

Вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. участие иностранного капитала в экономической жизни Российской империи было фрагментарным. Это объяснялось отсутствием законодательной базы, необходимостью получения личного разрешения императора, а также отсутствием правовых гарантий иностранному инвестору. Несмотря на принятие в 1863—1865 гг. законов, регламентирующих деятельность иностранных предпринимателей в России, носивших декларативный характер, условия для полноценного участия иностранного капитала в экономической жизни России появились только в 1898 г. с уравнением в правах отечественных и зарубежных предпринимателей и снятием сословного запрета (к торговле в России допускались только лица, принадлежавшие к купеческому сословию). Исключение составляла оборонная промышленность, в которой участие иностранного капитала не допускалось. Таким образом, первым примером государственного регулирования деятельности иностранного инвестора после декларации равенства его прав с предпринимателем отечественным становится ограничение по отраслевому принципу [2].

Следующим важным шагом, направленным на защиту экономических интересов России, стало ограничение активности иностранных инвесторов по географическому или региональному принципу. Так, иностранным предпринимателям запрещалось приобретать земли в областях, прилегающих к Китаю, в Приамурье и Приморье.

Такая рестриктивная норма содержится в законодательствах многих стран и сегодня. Она направлена на обеспечение интересов национальной безопасности и предотвращения возможных негативных последствий отчуждения приграничных территорий [3].

Еще одним способом государственного регулирования деятельности иностранного капитала являлись его ограничения по национальному признаку. Так, периодически вводились запреты на участие в определенных отраслях капиталов, имевших германское, японское или китайское происхождение.

Переживаемый кризис в настоящее время в условиях нефтяного бума, когда большая часть валютных доходов государства образуется за счет торговли углеводородным сырьем на международных рынках, имеет свой исторический аналог: до 1917 г. Российская империя была крупнейшим в мире экспортером нефти, а в самой России нефть занимала третье место по вкладу в формирование валютных резервов государства. Но при этом в 1914 г. большинство из торгующих нефтью юридических лиц, зарегистрированных на территории России, контролировались иностранным капиталом, а доля добычи и торговли нефтью, приходившаяся на иностранные компании, составляла соответственно 54 и 75 %.

Нельзя не отметить позитивную роль иностранного капитала в экономике России на рассматриваемом этапе ее развития. Иностранные инвестиции и концессии способствовали привлечению не только финансовых средств, но и новых технологий, что сказалось на развитии капитализма в России в целом. Развитие экономики России позволяло не только

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

аккумулировать иностранные инвестиции, но и самостоятельно осуществлять вложения собственных средств в производства на территории других стран. При этом основной поток российского инвестиционного капитала направлялся в такие страны, как Китай, Персия и Монголия. Всего за период бурного развития российского капитализма с 1886 по 1914 г. было вывезено около 2,3 млрд руб. [4], (что составляет примерно 35 млрд долларов США в современных ценах).

В начале 1918 г. I Пленум ВСНХ положил начало государственному регулированию иностранных инвестиций в советский период развития национальной экономики, приняв решение о предпочтительном праве государства на закупку у иностранных концессионеров производимой на территории РСФСР продукции. Эта работа получила свое продолжение в постановлении СНК СССР от 21 августа 1923 г. «Об общих экономических и юридических условиях концессии», создается Главный концессионный комитет при СНК СССР.

Введение НЭПа существенно облегчило иностранному капиталу доступ в молодую советскую экономику. Всего за годы НЭПа было получено 2 211 заявок от иностранных инвесторов, из которых были отобраны только 163, на основе которых и были заключены концессионные договоры. К концу 1927 г. концессионный капитал составлял от всего промышленного капитала СССР менее 1 %, реализованная продукция концессионных предприятий — всего 1 % от всей реализованной продукции. По некоторым оценкам на 1 октября 1928 г. иностранный капитал в российской промышленности был представлен всего лишь 60 млн рублей, в то время как только в 1913 г. иностранными инвесторами в российскую промышленность было вложено 1 343, 5 тыс. рублей [5] (или более 20 млрд долларов США по курсу того времени).

С окончанием НЭПа можно говорить и об окончании участия иностранного капитала в экономической жизни СССР. Вплоть до второй половины 1980-х гг. иностранный капитал в народнохозяйственный оборот нашей страны не допускался. В то же время нельзя не отметить, что сам СССР являлся экспортером капитала. И, несмотря на то, что экспорт советского капитала осуществлялся, зачастую исходя из политических, а не экономических соображений, отрицать факт его влияния на экономики стран СЭВ, отдельных развивающихся стран Азии и Африки нельзя. Другой формой участия СССР в мировом обороте капитала является создание смешанных торговых обществ за рубежом.

В течение 30 лет, предшествовавших распаду СССР, было создано около 100 подобных обществ. Следующим шагом либерализации отношения советской экономики к иностранному капиталу стало разрешение на создание совместных предприятий на территории СССР. Нормативными правовыми актами, закреплявшими это право, стали постановления Совета министров СССР от 13 января 1987 г, № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и от 13 января 1987 г. № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».

Эти постановления создавали правовую базу для деятельности иностранных юридических лиц на

территории СССР, фактически придавая иностранным инвестициям легальный статус впервые за всю историю СССР со времени отказа от нэпа.

Нормы, регулировавшие деятельность иностранных инвесторов по созданию и дальнейшему функционированию совместных предприятий, отличались известным либерализмом. Например, равные права представителей учредителя с советской и с зарубежной стороны занимать высший руководящий пост в создаваемом совместном предприятии, чего не могут обещать иностранному инвестору, например, Швейцария или Япония.

В п. 16 постановления СМ СССР № 48 и в п. 21 постановления СМ СССР № 49 устанавливалось, что «председателем совета (правления) или генеральным директором совместного предприятия, международного объединения или организации может быть как советский, так и иностранный гражданин. При этом иностранный гражданин может занимать только одну из указанных должностей».

Следующим важным шагом по пути диверсификации форм международного экономического сотрудничества и либерализации режима для иностранного инвестиционного капитала стало заключение соглашений с зарубежными государствами о защите иностранных капиталовложений. В 1989 г. были заключены соглашения с ведущими капиталистическими странами Европы — ФРГ, Францией, Великобританией и др. В настоящее время Российская Федерации продолжает активно использовать этот международный правовой инструмент стимулирования экономического сотрудничества.

И наконец, 10 декабря 1990 г. приняты «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР», а 1 сентября 1991 г, вступил в силу Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [6].

Указанный закон впервые легально определил понятия иностранного инвестора (ст. 1) иностранных инвестиций (ст. 2).

В семи главах указанного закона регламентировались различные вопросы создания и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями (глава 3), видов и условий деятельности предприятий с иностранными инвестициями (глава 4), приобретения иностранным инвестором долей участия в предприятиях, акций и иных ценных бумаг (глава 5), приобретение иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями прав пользования землей и других имущественных прав (глава 6), а также осуществлению иностранных инвестиций в свободных экономических зонах (глава 7).

Для целей государственного регулирования иностранных инвестиций большой интерес представляют нормы ст. 5 указанного закона, а также глава 2, которая определяла государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. В ст. 5 провозглашен примат норм международных договоров РСФСР, что является важным условием благоприятного инвестиционного климата. Глава 2 (ст.ст. 6—11) посвящена вопросам предоставления льгот, гарантий и защиты иностранным инвесторам. Так, ст. 6 «Правовой режим иностранных инвестиций» устанавливает, что «иностранные инвестиции на территории РСФСР пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается настоящим законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории РСФСР. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по

их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим законом».

Таким образом, в приведенной норме видна преемственность по отношению к нормативным правовым актам СССР, гарантировавшим неприменение дискриминирующих норм к иностранным инвесторам.

Ст. 7 указанного закона устанавливает гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и должностных лиц; ст. 8 предусматривает механизмы компенсации ущерба и возмещения убытков иностранным инвесторам.

Таким образом, первыми шагами в отношении иностранных инвестиций, предпринятыми Российским государством по пути рыночных преобразований, стало придание иностранным инвестициям национального режима. Вместе с тем такие факторы, как нестабильная политическая ситуация, системный экономический кризис, высокие фискальные, административные и криминальные риски, характерные для 1990-х гг., а также неразвитая инфраструктура привели к тому, что Россия проиграла в конкурентной борьбе за иностранные инвестиции и вчерашним партнерам по СЭВ, и Китаю и другим развивающимся странам и странам с переходными экономиками, например, таким странам Латинской Америки, как Мексика и Бразилия, или так называемым молодым «азиатским тиграм» — странам Юго-Восточной Азии с бурно развивавшимися инвестиционными рынками.

Особую актуальность приобретают проблемы дестабилизации инвестиционного рынка и экономической ситуации вообще в случае, когда речь идет об иностранном инвесторе. Известна роль зарубежных инвесторов в экономических кризисах, потрясавших развивающиеся страны Латиноамериканского региона и страны Юго-Восточной Азии [7].

При этом совсем не обязательно, чтобы иностранный инвестор осуществлял краткосрочные спекулятивные финансовые вложения. Вне зависимости от типа и вида инвестиций, в случае осуществления деятельности иностранным инвестором возможен ряд злоупотреблений и потенциальных угроз стабильности национальной экономики [8].

После кризиса 1998 г. объемы финансовых инвестиций резко сократились. Однако начиная с 2000 г. их динамика существенно улучшилась. Объемы прямых иностранных инвестиций превосходили объемы портфельных иностранных инвестиций на несколько порядков, а доля портфельных иностранных инвестиций остается пренебрежимо малой по сравнению с последними.

Также следует отдельно упомянуть такой вид иностранных инвестиций, как прочие иностранные инвестиции. В соответствии с данными государственного статистического наблюдения под прочими иностранными инвестициями понимаются инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, к которым относятся, в частности, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т. д.), банковские вклады [9].

Этот вид инвестирования не предполагает участия собственно самого иностранного инвестора в эконо-

мической жизни страны, региона, отрасли. Вместо новых технологий, оборудования, новых трудовых навыков, задействуемых в конкретном производственном процессе, в качестве инвестиций выступают только обезличенные финансовые средства, направляемые уже российскими резидентами на какие-то внутренние цели. С учетом того, что получение подобных кредитов во многих случаях осуществляется под гарантии каких-либо органов власти, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы, единственным применяемым в таком случае методом государственного регулирования подобной инвестиционной деятельности является административный метод. В последние годы российский частный бизнес самостоятельно, без каких-либо гарантий государства привлекает значительные кредитные ресурсы из-за рубежа, что вызывает определенные опасения государства, но вмешаться в этот процесс оно не может.

И в целях настоящей статьи здесь правильнее говорить о кредитовании, субсидировании, а не об инвестировании, как это зачастую делается отечественными авторами [10].

Таким образом, исключив из числа объектов государственного регулирования иностранных инвестиций, рассматриваемых в настоящей статье, инвестиции — финансовые и портфельные, как имеющие слишком малый удельный вес, а инвестиции прочие, как не отвечающие основному критерию частных инвестиций — самостоятельности их осуществления инвестором — принимаем прямые иностранные инвестиции (ПИИ) за единственный вид иностранных инвестиций, государственное регулирование которых и является приоритетной задачей государственного регулирования иностранных инвестиций вообще. В процессе осуществления ПИИ существует ряд потенциальных угроз экономической безопасности.

Так, возможно, такое поведение иностранного инвестора, когда он, осуществляя прямые инвестиции, стремится получить прибыль за счет эксплуатации производственных мощностей предприятия-реципиента (или сырьевой базы) любой ценой и в течение короткого времени. В этом случае инвестор использует все возможности максимизации прибыли без учета долгосрочной перспективы деятельности предприятия-реципиента. Происходит преждевременный износ средств производства, выработка сырьевой базы, эрозия социальной сферы предприятия.

Другой потенциальной опасностью для национальной экономики является такое поведение прямого иностранного инвестора, когда им движет стремление получения прибылей на родине за счет использования производственных мощностей приобретенного предприятия. Это осуществляется посредством переноса основных фондов с территории страны-реципиента инвестиций на территорию страны, резидентом которой является инвестор. Такой вариант развития событий возможен и в том случае, когда иностранный инвестор является монополистом в своей отрасли и несет риск перепроизводства. В этом случае он заинтересован инвестировать средства в предприятие, но не с целью его развития, наоборот, с целью его поглощения и контроля за его производственными мощностями. Разновидность такого монополистического поведения является отстранение от конкурентной борьбы на мировых рынках. Другой разновидностью поглощения, маскируемого под прямые иностранные инвестиции, является захват передовых технологий иностранным

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

инвестором. В этом случае также имеет место не направленная на развитие приобретаемого предприятия инвестиционная деятельность, а стремление обеспечить доступ к высокотехнологичному продукту. И, наконец, такой вид неконструктивного поведения иностранного инвестора, при котором инвестирование осуществляется с целью решения не производственных, а неких иных задач, например, получения доступа к сырьевой базе для перекачки сырья за границу, или получения контроля над ним, или обеспечения осуществления экологически опасных производственных действий, осуществление которых в стране происхождения капитала невозможно, и т.д.

Библиографический список

1. Леонтьев, В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика : пер. с англ. / В. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1990. - 416 с. - 18БК 5-250-01257-4.

2. Вознесенская, Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) / Н. Н. Вознесенская. — М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2001. - 220 с. — 18БК 5-900785-51-3.

3. Ибрагимов, С. Об инвестиционном процессе в Казах-

стане / С. Ибрагимов // Общество и экономика : информ.-аналит. журн. — 2009. — № 7. — С. 61.----¡ББК 0207-3676.

4. Булатов, А. С. Создание и функционирование компаний с российским капиталом за рубежом / А. С. Булатов. — М. : МГИМО (У), 2002. — 60 с. — КБК 3-40638-861-2.

5. Нешатаева, Т. Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная практика Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации / Т. Н. Нештаева. — М. : Издательская группа «Закон», 2001. — С. 28 — 44.

6. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР». — 1991. — № 29. — Ст. 1008.

7. Седов, С. Международное движение капитала: глобальное воздействие региональных кризисов / С. Седов // Общество и экономика : информ.-аналит. журн. — 2010. — № 2. — С. 63 — 76. — ¡ББК 0207-3676.

8. Паштова, Л. Г. Основы реализации инвестиционной деятельности с позиций обеспечения экономической безопасности / Л. Г. Паштова. — М., 2001. — 64 с. — КБК 5-31700379-2.

9. Статистический сборник // Инвестиции в России. 2009. — М. : Росстат, 2010. — 182 с.

10. Абрамов, С. И. Управление инвестициями в основной капитал / С. И. Абрамов. — М. : Издательство «Экзамен», 2007. — 543 с. — !8БК 5-94692-082-0.

КУЗНЕЦОВ Никита Владимирович, аспирант кафедры экономики и менеджмента в образовании. Адрес для переписки: е-шаД: n.v.kyznetsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2011 г.

© Н. В. Кузнецов

Книжная полка

Анурин, В. Ф. Социология : учебник для вузов / В. Ф. Анурин, А. И. Кравченко. — СПб. : Питер, 2011. — 432 с. — Гриф МО РФ. — ISBN 978-5-88782-167-2.

Данный учебник содержит целостное, полное и глубокое описание основных фактов и теоретических положений современной социологии — одной из самых молодых и быстро развивающихся наук, обязательное изучение которой сегодня предусмотрено государственным стандартом для всех специальностей высшего образования. Учебник написан в строгом соответствии с образовательным стандартом МО РФ, но при этом — живо, занимательно, интересно; текст содержит четкие определения описываемых явлений, понятий, гипотез и закономерностей, снабжен большим количеством рисунков, таблиц и схем; после каждой главы приводятся контрольные вопросы, а в конце книги — глоссарий. Учебник может быть использован студентами различных специальностей — как естественнонаучных и технических, так и гуманитарных.

Гейц, И. В. «Зарплатная» отчетность : практическое пособие / И. В. Гейц. — М. : Дело и сервис (ДиС), 2011. — 160 с. — ISBN 978-5-8018-0572-6.

В предлагаемом издании рассматриваются вопросы формирования показателей отчетных форм, которые организации и иные работодатели должны представлять в рамках исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное социальное страхование. Среди рассматриваемых форм — регистр учета по НДФЛ, справка (ф. 2-НДФЛ), индивидуальная карточка по учету выплат и страховых взносов, расчеты в Фонд социального страхования РФ (форма-4 ФСС РФ) и Пенсионный фонд РФ (форма РСВ-1 ПФР). Анализируются актуальные моменты, связанные с представлением персонифицированной отчетности. Формирование отчетных форм рассмотрено на практических примерах, что выгодно отличает данное издание от общетеоретических измышлений по данной тематике. Особое внимание уделено формированию нового регистра учета по налогу на доходы физических лиц. Книга адресована практикующим бухгалтерам, аудиторам, специалистам налоговых органов, государственных внебюджетных фондов и иных контрольно-ревизионных подразделений. Будет полезна преподавателям и студентам учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.