Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной России'

Роль государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2801
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Татьяна Васильевна, Оганян Левон Артакович

В статье рассматривается проблема государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, проанализированы факторы, влияющие на эффективность данного процесса, с учетом особенностей российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатова Татьяна Васильевна, Оганян Левон Артакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN MODERN RUSSIA

The problem of state regulation of investment activity in Russia is considered in thе article, moreover, there are analyzed the factors affecting the efficiency of the process, taking into account the features of Russian economy.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной России»

УДК: 338.242.4:330.322(045)

ТВ. филатова РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Л.А. Оганян ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, проанализированы факторы, влияющие на эффективность данного процесса, с учетом особенностей российской экономики.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственное регулирование инвестиций.

Tatyana Matova THE ROLE OF STATE REGULATION

Levon Oganyan OF INVESTMENT ACTIVITY IN MODERN RUSSIA

Abstract. The problem of state regulation of investment activity in Russia is considered in thе article, moreover, there are analyzed the factors affecting the efficiency of the process, taking into account the features of Russian economy.

Keywords: investment activity, government regulation of investment activity.

Современное состояние экономики дает немало оснований для особого внимания к роли государства в экономической сфере. Тенденция развития рыночных принципов делает актуальным вопрос об изменении этой роли в регулировании инвестиционной деятельности. В условиях кризиса и дестабилизации экономики особое значение приобретают методы и формы воздействия государства на инвестиционный процесс. Разработка новой концепции регулирования данного процесса может определить возможность выхода страны из состояния кризиса. Именно в результате резкого увеличения капиталовложений можно будет реализовать структурную перестройку производства и улучшить его технический уровень, а также осуществить крупные социальные программы. Таким образом, совершенствование системы воздействия государства на инвестиционную деятельность и его регулирование должно являться основным приоритетом в современной экономической политике с целью вывода страны из системного застоя и создания предпосылок для дальнейшего устойчивого развития экономики.

В любой экономической системе стран с рыночной экономикой центральную роль в определении долгосрочной динамики ее роста играют инвестиции. Инвестиции способствуют качественному обновлению основного капитала и технического базиса экономики. Термин «инвестиции» образован от английского слова «investment», что означает вклад, капиталовложение. Более широкое определение инвестиций - это долгосрочные вложения капитала в различные отрасли экономики внутри страны, так называемые «внутренние инвестиции», и за границей («заграничные инвестиции»). Они находят свое отражение в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, ценных бумаг, вложений в имущество, интеллектуальную собственность, вещные права и другие ценности.

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности следует понимать осуществление органами государственной власти мер, направленных на регулирование процессов реализации инвестиций.

Государство, регулируя инвестиционную деятельность, выполняет несколько функций одновременно. Первой функцией является стимулирование или ограничение общего объема капиталовложений частного бизнеса. Можно сказать, что это основная макроэкономическая функция государства по управлению инвестициями и инвестиционным процесом в развитой рыночной экономике, которая осуществляется через налоговую, амортизационную и кредитно-денежную политики. Вторая функция - это стимулирование инвесторов во вложение средств в определенные предприятия, отрас-

© Филатова Т.В., Оганян Л.А., 2014

ли или сферы деятельности посредством предоставления налоговых и кредитных льгот, к примеру, с помощью инвестиционного кредита. Третьей функцией является непосредственное вмешательство государства в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупных корпораций.

Выделяют различные классификации и виды инвестиций. В первую очередь выделим инвестиции, классифицирующиеся по объекту инвестирования, такие как:

1) реальные инвестиции - прямое приобретение реального капитала, выраженного в раз-

личных формах:

- материальные ресурсы (средств труда, земли и т.д.);

- ремонт и обновление основных фондов;

- нематериальные ресурсы (интеллектуальная, научно-техническая продукция, права

пользования, лицензии и т.д.);

вклады в человеческий капитал (наука, образование, воспитание);

2) финансовые инвестиции - косвенная покупка капитала за счет вложения средств в фи-

нансовые активы:

- ценные бумаги, пифы, депозиты, валюта и т.д.;

- предоставленные кредиты;

- лизинг [1].

Далее инвестиции можно классифицировать по основным целям инвестирования:

1) прямые инвестиции - вклады в уставные капиталы предприятий с целью непосредственного управления и контроля объекта инвестирования;

2) портфельные инвестиции - вложения в экономические активы, пассивное владение ими с целью получения прибыли, выраженной в форме прироста стоимости объекта инвестирования, также в виде дивидендов, процентов и других денежных выплат.

По срокам вложений инвестиции разделяются на 3 категории:

1) краткосрочные - до одного года;

2) среднесрочные - 1-3 года;

3) долгосрочные - более 3-х лет.

Также инвестиции отличаются по формам собственности на инвестиционные ресурсы:

1) частные (граждане и негосударственные предприятия);

2) государственные - вложения, произведенные федеральными и муниципальными органами власти за счет бюджетных, внебюджетных и заемных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями посредством использования собственных финансовых источников;

3) иностранные - вложения иностранных государств, физических и юридических лиц;

4) совместные - инвестиции, осуществляемые отечественными и иностранными субъектами;

5) смешанные - долевое инвестирование при участии таких субъектов, как государство, регионы, муниципальные образования, юридические и физические лица.

На современном этапе развития экономики широкое распространение получила классификация инвестиций по территориальному признаку:

1) внутренние инвестиции - вложения средств в объекты в пределах данной страны;

2) внешние инвестиции - вклады в объекты иностранных государств.

Интерес к проблемам регулирования инвестиционного процесса в России главным образом возникает в связи с рядом хозяйственных проблем: необходимостью модернизации промышленной инфраструктуры и совершенствования частного сектора, конверсией военно-промышленного комплекса (ВПК), располагающего современными технологиями производства, недостаточной государственной поддержкой прикладных и фундаментальных исследований [3].

Все больше на первый план выходят проблемы именно правового обеспечения, так как имен-

но право является гарантом для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Ведь часто сомнения в надежности законодательной базы служат причиной для воздержания от инвестиционной деятельности в данной стране и вынуждают инвесторов придерживаться выжидательной политики. Поэтому также откладывается осуществление уже готовых инвестиционных проектов на долгий срок. Таким образом, наличие в отчественном законодательстве современных международных стандартов и подходов и стабильность правового регулирования определяют состояние инвестиционного климата в России.

На рисунке представлена иерархическая схема существующих нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих инвестиционный процесс.

Международный договор Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации

Федеральные нормативно-правовые акты

Законы РФ Постановления правительства Указы Президента РФ

1 г

Административно-территориальные нормативно-правовые акты

Законы субъектов РФ Акты органов местного самоуправления

1 г

Производственно-отраслевые документы

Правила Инструкции

Рис. Структура НПА

На данный момент инвестиционная деятельность в России регламентируется следующими Федеральными законами РФ:

1) № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»;

2) № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»;

3) № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»;

4) № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)»;

5) № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

6) № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях РФ».

Несмотря на общую объективность положений, содержащихся в данных правовых нормах, существует ряд проблемных вопросов. К примеру, в законе об инвестиционной деятельности, упомянутом выше, необходима корректировка списка субъектов инвестиционной деятельности. Как указа-

но в данном нормативно-правовом акте, ими могут быть инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Однако, по мнению многих экспертов в данной области исследования, пользователей объектов капитальных вложений нельзя относить к субъектам инвестиционного процесса, так как это в действительности противоречит самой сути инвестиционной деятельности, которая заключается в инвестировании субъектами капитала, в то время как пользователи, по-другому можно сказать, потребители объектов инвестирования не осуществляют такую деятельность, таким образом не могут быть признаны субъектами данного процесса.

Государственное регулирование инвестиционной политики имеет две линии направленности:

1) глобально ориентированная, предполагающая максимально возможную свободу перемещения через границы капитала, товаров и услуг, сведение функций государства к защите прав частной собственности, прав личности, подавлению негативных эффектов рынка (инфляция, стихийные явления и пр.);

2) национально ориентированная, которая не отрицает объективности глобализации как современной формы интернационализации производства, но ставит под сомнение практику механического применения в российских условиях неолиберальной модели глобализации (чрезмерную либерализацию экономики монетаризма и др.) [2].

В целях защиты национальных интересов отечественных производителей и потребителей государство осуществляет меры, принятые в международной практике:

1) сфера земельных отношений, в которых исключаются права собственности нерезидентов на сельскохозяйственные земли;

2) банковская сфера, где предусмотрена квота Центрального банка на совокупный иностранный капитал, на включение нерезидентов в руководящий состав;

3) страховая сфера, где существует потолок на совокупный капитал участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховых компаний, ограничиваются отдельные виды страховой деятельности и страхового посредничества;

4) валютная сфера, где сохраняются отдельные регулирующие акты, направленные на поддержание курса национальной валюты и импортно-экспортные операции;

5) топливно-энергетическая сфера, где пока действуют ограничения на владение совокупным капиталом и регулируется рынок;

6) сфера транспортной инфраструктуры, в которой иностранным компаниям запрещаются отдельные виды деятельности (перевозка пассажиров и др.), ограничено владение капитала в авиапредприятиях, введен тариф на импортируемую летную технику и др.

Возвращаясь к проблемам развития инвестиционных процессов, следует упомянуть актуальную тему создания экономических зон с благоприятными налоговыми условиями для иностранных предприятий, так называемых оффшоров и оффшорных зон. Суть их заключается в предоставлении иностранным компаниям льгот и низкого процента налогообложения с целью привлечения их для регистрации своей фирмы на данной территории, в то время как физически предприятие остается и осуществляет свою деятельность в предыдущей стране и не меняет локацию. Таким образом, страна-оффшор получает прибыль с платы за регистрацию фирмы и с налогов, хоть и небольших, при нулевом использовании своих ресурсов. Появляются оффшорные инвестиции, т.е. средства, выведенные из страны в оффшорную зону, а затем обратно возвращенные для дальнейшего осуществления экономической деятельности фирмой. По сути, данные средства не являются в действительности иностранными вложениями, однако во всех статистиках при подсчете объемов инвестирования в страну извне они учитываются и занимают более половины общего объема инвестиций (см. табл.).

Таблица

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за I полугодие 2013 г. [4]

Накоплено на конец июня 2013г. В том числе Справочно поступило в I полугодии 2013г., млн долл.

всего, млн долл. в % к итогу прямые, млн долл. портфельные, млн долл. Прочие, млн долл.

Всего инвестиций 370634 100 115689 6831 248114 98795

из них по основным странам-инвесторам 312487 84,3 85900 5304 221283 70262

в том числе:

Нидерланды 66548 18,0 22956 153 43439 11165

Кипр 76739 21,2 52769 1795 22175 16455

Люксембург 47989 12,9 1194 219 46576 892

Китай 32228 8,7 1383 15 30830 4609

Соединенное Королевство (В еликобритания) 24855 6,7 2292 2947 19616 8692

Германия 19812 5,3 10811 17 8984 2981

Ирландия 18655 5,0 365 2 18288 5055

Франция 15786 4,3 2493 34 13259 9158

США 11491 3,1 2772 768 7951 7554

Япония 10483 2,8 803 5 9675 488

Если проанализировать таблицу, можно увидеть, что основная часть иностранных инвестиций приходится на известные нам территории с налоговыми льготами, такие как Нидерланды, Кипр, Великобритания (острова Мен, Джерси, Гернси, Виргинские о-ва), Люксембург и другие.

В заключении следует вновь отметить значимость влияния государства на инвестиционный процесс как один из определяющих факторов дальнейшего развития экономики России в условиях глубокого инвестиционного кризиса и дестабилизации экономики. Необходимы незамедлительное совершенствование инвестиционной политики, модернизация промышленного производства и развитие частного сектора экономики. Наиболее важной задачей и целью в настоящий момент является переориентирование российской экономики на инновационный путь развития; производственный сектор должен преобладать над добывающим.

Библиографический список

1. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Бизнес как объект воздействия государственной власти // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2008. - № 2. - С. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кузьминова О.А. Направления развития инвестиционной политики в России // Вестник московской государственной академии делового администрирования. - 2012. - № 4.

3. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2009. - № 1-2. - С. 9.

4. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.