Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВО / ГАРАНТИИ / СТАНДАРТ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Полушкина Т. М., Акимова Ю. А.

Известно, что традиционные методы ведения сельского хозяйства, такие как использование химикатов, выращивание одной культуры длительное время на одних и тех же площадях и другие приводят к снижению плодородия почв, сокращению объемов производства, повышению содержания остатков химических удобрений и других химических элементов в сельскохозяйственной продукции. Мировой опыт в области разработок систем стабильного обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией в долгосрочной перспективе привел к идее органического сельского хозяйства, основной целью которого является максимальное использование в земледельческой практике естественных биологических процессов и производство качественных продуктов питания. В статье рассматривается опыт развития органического сельского хозяйства в странах Европейского Союза и США. Анализируется система государственного регулирования развития органического сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Полушкина Т. М., Акимова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду).

Участники хозяйственных обществ могут также нести иные обязательства, которые предполагает действующее законодательство.

Права участников хозяйственных обществ отвечают обязанностям, так как невозможно наделение правами без возложения определенных обязанностей, в первую очередь, обязанностей имущественного характера.[3]

Участники хозяйственного общества осуществляют такие права, как:

[1]

- участие в управлении делами общества

- принятие участия в распределении прибыли;

- получение информации о деятельности общества, а также ознакомление с его документацией в соответствии с порядком, установленном в учредительных документах;

- получение при ликвидации общества части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимости.

Подводя итог, стоит отметить, что каждый участник хозяйственного общества должен осуществлять свои права и нести связанные с ними обязанности. Участник хозяйственного общества может быть исключен из его состава в случае систематического невыполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей либо совершение действий (бездействия), препятствующих достижению целей общества.

Использованные источники.

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1

2. Хозяйственное право: учебное пособие/ Под ред. А.Г. Чепурного. -М.: Юнити, 2012. - 383с.

3. Виневская, Н.Ю., Таракин А.В. Ответственность акционеров (участников) хозяйственных обществ: 4-ая Международной научно-практической конференция: актуальные вопросы развития современного общества, сборник статей в 4-х томах. 2014. С. 216-220.

Полушкина Т.М., д.э.н.

профессор Акимова Ю.А., к.э.н.

доцент

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Россия, г. Саранск ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Аннотация. Известно, что традиционные методы ведения сельского

хозяйства, такие как использование химикатов, выращивание одной культуры длительное время на одних и тех же площадях и другие приводят к снижению плодородия почв, сокращению объемов производства, повышению содержания остатков химических удобрений и других химических элементов в сельскохозяйственной продукции. Мировой опыт в области разработок систем стабильного обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией в долгосрочной перспективе привел к идее органического сельского хозяйства, основной целью которого является максимальное использование в земледельческой практике естественных биологических процессов и производство качественных продуктов питания. В статье рассматривается опыт развития органического сельского хозяйства в странах Европейского Союза и США. Анализируется система государственного регулирования развития органического сельского хозяйства.

Ключевые слова. Органическое сельское хозяйство, государство, гарантии, стандарт, продовольственное обеспечение, окружающая среда.

Развитие научно-технического прогресса приблизило человека к осуществлению давней мечты - снижению зависимости от окружающей среды и изменению ее в своих целях. Но, увы, не только это во многом становится причиной нарушения природных взаимосвязей и разрушения всей системы окружающей среды.

Сегодня около 40% площадей сельскохозяйственных угодий по всему земному шару можно классифицировать как деградированные. Каждый год в результате эрозионных процессов в мире выводится из сельскохозяйственного оборота 10 млн га пахотных земель, в результате засоления при ирригации еще 10 млн га/год плодородных земель. Не менее 60 млн. га становятся практически непригодными для сельскохозяйственного использования в результате климатических изменений.

Функционирование аграрного сектора экономики в современных условиях хозяйствования должно приобретать качественно иной характер с целью постепенного перехода на новый, экологически ориентированный путь развития.

В качестве альтернативы увеличивающейся интенсификации сельского хозяйства в 30-е и 40-е годы прошлого века в основных индустриальных странах - Великобритании, Германии, Японии и США появилось новое направление экологического сельского хозяйства - органическое, сущность которого связана не только с опорой на органические ресурсы (например, на органические удобрения), а скорее с «органичностью» по отношению к окружающей естественной и культурной среде.

Органическое сельское хозяйство, согласно Национальному Органическому Совету по Стандартам США - это экологическая система

управления производством, которая поддерживает и усиливает биологическую вариативность, биологические циклы и биологическую активность почвы. Это основано на методах управления, которые восстанавливают, обслуживают и усиливают экологическую гармонию [4].

В соответствии с терминологией Международной организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству FAO, органическое земледелие это - комплексная система управления производством, которая стимулирует и усиливает благополучие аграрной экосистемы, включая биологическое разнообразие, биологические циклы и биологическую активность почвы, что достигается использованием всех возможных агрономических, биологических и механических методов в противоположность применению синтетических материалов для выполнения специфических функций внутри системы [9].

Следует заметить, что в различных странах для обозначения сельскохозяйственной практики, отвечающей принципам органического сельского хозяйства, используют различные термины:

- органическое сельское хозяйство (земледелие) - Англия, США, Украина;

- биологическое сельское хозяйство - Австрия, Германия, Грузия, Швейцария, Италия, Франция;

- природное сельское хозяйство - Финляндия;

- экологическое сельское хозяйство - Швеция, Норвегия, Дания, Испания;

- экологически чистое сельское хозяйство - Эстония [2].

В 2005 г. на Генеральной ассамблее Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (International Fédération of Organic Agriculture Movements, IFOAM) в г. Аделаида (Австралия) были приняты основные принципы органического сельского хозяйства (principles of organic agriculture), первый из которых, принцип здоровья, подразумевает, что органическое сельское хозяйство должно поддерживать и улучшать здоровое состояние почвы, растения, животного, человека и планеты как единого и неделимого целого. Второй, экологический принцип, предполагает, что органическое сельское хозяйство должно основываться на принципах существования естественных экологических систем и природных циклов, работая, сосуществуя с ними и поддерживая их. Согласно, третьему принципу, справедливости, органическое сельское хозяйство должно служить гарантией справедливости отношений между людьми и с учетом окружающей среды и жизненных возможностей. Наконец, принцип заботы о будущих поколениях провозглашает, что управление органическим сельским хозяйством должно носить предупредительный и ответственный характер для защиты здоровья и благополучия нынешних и будущих поколений и окружающей среды [1].

Стоит заметить, что переход на ведение органического сельского хозяйства вовсе не означает упрощение, и совсем не исключает комплексный подход к решению поставленных задач с использованием современных методов и инструментов, а лишь вводит некоторые ограничения, к примеру, на использование минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, ГМО и пр., использование чего, по сути, наносит вред здоровью природы и человеку как ее части.

Не случайно мировые продажи органической продукции за последние десять лет выросли во много раз, что является прямым доказательством увеличения интереса к ней со стороны населения, как экологически чистой и полезной для здоровья. Для нашей страны, где почти половина сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах на принципах хозяйствования, близких к органическим, это может иметь чрезвычайно важное значение.

Кроме того, в России, где популярность к сельскому образу жизни является одной из самых низких в Европе, органическое сельское хозяйство может изменить сложившиеся на протяжении десятилетий негативные тенденции и заложить основы к устойчивому развитию сельских территорий.

Достаточно обширный опыт в этом направлении накоплен зарубежными странами. В частности развитие агротуризма, создание агропансионов, где практикуется здоровый образ жизни, потребление органических продуктов питания и т.д. [2].

Согласно данным FiBL и ШОАМ, несмотря на быстрые темпы роста, органическое сельское хозяйство занимает пока в целом весьма скромное место в структуре всего мирового сельского хозяйства. В 2013 г. доля органических сельскохозяйственных угодий в мире составляла всего лишь примерно 0,98%. Тем не менее, в ряде стран оно уже активно конкурирует с другими направлениями сельскохозяйственного землепользования.Если рассматривать состояние органического сельского хозяйства по отдельным странам, то крупнейшие площади, органических сельскохозяйственных земель находятся в Австралии (17,2 млн га), Аргентине (3,2 млн га) и США (2, 2 млн га). Россия занимает 37 место в общем рейтинге стран по площади сельскохозяйственных угодий с 144 254 га, находясь в соседстве с Эстонией и Эфиопией. Причем по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение площади на 1997 га или 1,4% [8].

Так по континентам, доля органических сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий, наибольшая в Океании и на 2013 г. составляет 4,1% от общей площади. В Европейском Союзе 5,7 % сельхозугодий является органическим. Тем не менее, некоторые страны достигают более высоких значений. Ведущими странами по данному показателю в мире являются Фолклендские острова (36,3%), Лихтенштейн

(31%) и Австрия (19,5%).

Год от года наблюдается увеличение числа хозяйств - производителей органической продукции, так если в 2011 их число составляло 1,8 млн. в мире, то в 2013 уже 2 миллиона. В России по данным на 2013 год работают 70 товаропроизводителей органической продукции.

Как известно, степень развитости применения методов органического сельского хозяйства непосредственно зависят от степени разработанности нормативно-правовой базы, регулирующей рынок продукции органического сельского хозяйства. В наибольшей степени такая база разработана в странах ЕС и США.

В странах ЕС система нормативно-правового регулирования рынка органической продукции функционирует на национальном уровне - на основе местных законодательств, программ и планов действия и наднациональном (региональном) уровне - на основе: правил (регламентов) высших органов исполнительной власти - Совета ЕС и Комиссии ЕС. Следует отметить, что регламенты ЕС обязательны и приоритетны для всех стран - членов союза. Национальное законодательство может только ужесточать общие требования для стран ЕС, но не ослаблять их.

Первым обобщающим документом, регулирующим рынок органической продукции на уровне ЕС, стал Регламент Совета (ЕЭС) № 2092/91 по органическому производству сельскохозяйственных продуктов и указаниям, относящимся к соответствующим сельскохозяйственным продуктам и кормам, опубликованный в 1991 г. и принявший силу закона в 1993 г. Затем он постоянно корректировался, и в результате в июле 2007 г. был принят новый базовый Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 г. по органическому производству и маркировке органических продуктов и отмене Регламента Совета (ЕЭС) № 2092/91 [6]. Он, в свою очередь, также уточнялся и дополнялся, а окончательно Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 принял силу закона 1 января 2009 г..

Данный Регламент ЕС закладывает фундамент для устойчивого развития органического производства, одновременно гарантируя бесперебойное функционирование внутреннего рынка, обеспечивая честную конкуренцию, что оправдывает доверие потребителей и защищает их интересы.

Был также установлен обязательный логотип ЕС для упакованной продукции органического сельского хозяйства, начиная с середины 2010 г. В целом по новым правилам ЕС органическим может считаться продукт, если не менее 95% его ингредиентов имеют органическое происхождение. В случае, если в обычных сельскохозяйственных и продовольственных продуктах имеются органические компоненты, они также обязательно должны быть выделены с указанием места происхождения.

24 марта 2014 г. в Брюсселе Европейская комиссия утвердила План

действий по развитию органического производства в Европейском Союзе (Action Plan for the future of Organic Production in the European Union) на ближайшее десятилетие. План предусматривает более полное информирование фермеров о политике ЕС в плане развития сельских районов и органического сельского хозяйства, укрепление связей между научными исследованиями и инновационными проектами для производства органической продукции в ЕС. Также предусматривается поиск новых и реформирование существующих мер по поддержке производителей органической продукции [5].

Из анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих процессы производства и реализации органической продукции в странах ЕС, следует, что эффективность сложившейся в странах ЕС органической гарантийной системы во многом обеспечивается развитой системой инспекции, охватывающей технологию органического производства, факторы производства и конечную органическую продукцию.

Данную инспекцию в Европе осуществляют известные инспекционные и (или) органические сертифицирующие организации - это, в частности, Soil Association (Великобритания), Organic Farmers and Growers (Великобритания), SKAL (Нидерланды), KRAV (Швеция), Agencebio (Франция), Demeter International (Германия и германоязычные страны), Bioland (Германия), BIOHELLAS (Греция), DIO (Греция), Irish Organic Farmers and Soil Association (Ирландия), Association sans but lucratif - ASBL (Бельгия).

После сертификации происходит проверка, и операторы рынка в течение срока, не ниже установленного на минимальном уровне Регламентами ЕС, должны соответствующим образом обеспечивать производственный цикл, прежде чем они смогут продавать свою продукцию как органическую. Каждого оператора органического рынка полностью проверяют не реже одного раза в год на соответствие всему перечню правил, установленных в Регламентах ЕС, причем ежегодные проверки происходят и после окончания переходного периода. Проверки включают в том числе: документацию (план и отчет о ведении органической деятельности), взятие проб (почвенных, анализов сельскохозяйственных животных, готовой продукции), проверку условий содержания животных, различных параметров состояния полей, многолетних насаждений, пастбищных угодий, теплиц, складов, и т.д. Следует отметить, что любой оператор и его предприятие или хозяйство могут подвергаться дополнительным инспекционным проверкам.

Восстановление статуса обходится довольно дорого, поэтому все хозяева и владельцы органических предприятий материально заинтересованы в строгом соблюдении законодательства [3].

В США формирование органической гарантийной системы началось в

1990 г. с принятием Закона о производстве органических продовольственных продуктов (The Organic Foods Production Act of 1990 -OFPA) [7]. Была создана Служба сельскохозяйственного маркетинга (Agricultural Marketing Service, AMS) при МСХ США, которая управляла Национальной органической программой (National Organic Program, NOP).

Компетенция этой службы распространяется на весь процесс товародвижения органической продукции до конечного потребителя. Это разработка органических стандартов, проведение аттестации сертифицирующих организаций, а также инспекция на предмет соответствия органическим стандартам.

Структура американских стандартов на органическую продукцию в основном аналогична соответствующей европейской структуре и включает определение термина «органический», регламентацию производственной деятельности, а также установление градаций по маркировке органической продукции.

Наиболее известными среди американских национальных агентств по сертификации органической продукции являются Organic Crop Improvement Association, CCOF, Oregon Tilth, Quality Assurance International (QAI), Indiana Certified Organic.

Инспекционная деятельность по выполнению органических стандартов в США действует довольно жестко. Кроме штрафов за нарушение органических стандартов, проверяются и сами агентства по сертификации.

Роль государства в развитии рынка органической продукции в развитых странах Запада не ограничивается только сертификационной и инспекционной деятельностью. Большое развитие также получили методы финансовой поддержки развития производства органической продукции, как направления, обладающее несомненным преимуществом для общества, как с экологической, так и с социальной (фактор «здорового образа жизни», поддержание традиционного, «пасторального» образа сельской местности) точек зрения, а также как фактора диверсификации продовольственного рынка, открывающего новые возможности для предпринимательства и обеспечивающего потребителей более разнообразными продуктами питания.

Так, в странах ЕС органическое сельское хозяйство в значительной степени поддерживают за счет прямого субсидирования производителей, которое осуществляют в соответствии с установленными принципами Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy, CAP).

Поддержка производства органической продукции со стороны государства оказывается в странах ЕС не только на наднациональном, но и национальном уровне. В Норвегии, к примеру, заявлено о необходимости увеличения потребления органических продуктов питания до 15% в их общем объеме. При этом государство поддерживает развитие органического

сельского хозяйства при помощи субсидий, выплачиваемых непосредственно фермерам и через финансовую поддержку организаций органического движения. Отдельным направлением поддержки можно считать специальные образовательные курсы по ведению органического сельского хозяйства водном из учебных центров университета Хельсинки. Центр проводит обучение по органическому производству длительностью от двух до двадцати недель. Прохождение данных курсов является обязательным для получения финансовой поддержки со стороны государства. Дополнительный интерес к опыту ЕС связан с

четко выраженным наднациональным региональным аспектом, что важно для формирования и развития органического сельского хозяйства и рынка органической продукции на постсоветском пространстве, в том числе в рамках Таможенного Союза Беларуси, Казахстана и России, а также Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Таким образом, опыт зарубежных стран по развитию органического сельского хозяйства весьма ценен для России с точки зрения возможности его преломления к российским условиям. Законодательство этих стран регламентирует вопросы, связанные с методами ведения органического сельского хозяйства (внесение удобрений, использование средств защиты растений, кормов и т.д.), стандартами при переработке (допустимые ингредиенты), основаниями для различных видов финансовой поддержки, в том числе маркетингом органической продукции, и, наконец, стандартами маркировки конечной органической продукции, приобретаемой населением.

Использованные источники:

1. Алтухов А. И. «Зеленая» агроэкономика : монография / А. И. Алтухов, В. И. Нечаев, Б. Н. Порфирьев ; под ред. Б. Н. Порфирьева. - М. : Издательство РГАУ - МСХА, 2013. - 247 с.

2. Дитерих М. Устойчивое развитие сельских территорий : учеб. пособие / М. Дитерих, А. В. Мерзлов ; под ред. М. Дитериха, А. В. Мерзлова. -М. : Эллис Лак, 2013. - 680 с.

3. Соколова Ж. Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства : монография/ Ж. Е. Соколова. - М. : Издательство ИП Насирддинова В. В.. - 2012. - 443 с.

4. Экологизация сельского хозяйства (перевод традиционного сельского хозяйства в органическое) / С.В. Щукин [и др.]. Серия обучающих пособий «RUDECO. Переподготовка кадров в сфере развития сельских территорий и экологии». М., 2012. - 196 с.

5. Action Plan for the future of Organic Production in the European Union : Brüssels, 24.03.2014 - URL:http://ec.europa.eu/agriculture/organic/docu-ments/eu-policy/european-action-plan/act_en.pdf

6. Council Regulation (EC) No. 834/2007 of 28 June 2007 on organic production and labelling of organic products and repealing Regulation (EEC) No. 2092/91. -

URL : http : //www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp?file_id=199667

7. The Organic Foods Production Act of 1990. - URL: http://www.ams.usda. gov/AMSv 1.0/getfile?dDocName=STELPRDC5060370

8. The World of Organic Agriculture. - URL: https: //www.fibLorg/fQeadmin/documents/shop/1663-organic-world-2015 .pdf

9. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2015 : Research Institute of Organic Agriculture FiBL & IFOAM - Organics International - URL: https://www.fibl.org/fQe-admin/documents/shop/1663-organic-world-2015 .pdf

Попов Д.В.

проректор по экономическому развитию Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия

Россия, г.Новосибирск

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ ВУЗОВ В 2015 ГОДУ

Аннотация: Рассмотрено влияние нормативной базы и политики Российской Федерации на соотношение доходов и расходов в бюджетах ВУЗов. Установлено, что на протяжении последних 2-ух лет наблюдается прогрессивный рост доли заработной платы в расходной части. При этом темп роста доходов ВУЗов в несколько раз меньше темпа роста их расходов. Для ликвидации дефицита бюджетов мы рекомендуем перевести сотрудников ВУЗов на эффективные контракты.

Ключевые слова: бюджет, расходы, ВУЗ, заработная плата, эффективный контракт.

В 2015 г. в связи с дефицитом денежных средств в федеральном бюджете Российской Федерации, большинство бюджетных высших учебных заведений попало в ситуацию, когда поступающих денежных средств недостаточно для покрытия финансовых обязательств и потребностей ВУЗов.

О недостаточности бюджетных средств для покрытия запланированных расходов ВУЗов и о проведении сокращения бюджетного финансирования неоднократно заявлял министр финансов РФ Силуанов: «Мы предлагаем сократить расходы по всем статьям, кроме оборонной, на 10%» [1]. Эту идею он повторил в ходе Гайдаровского форума-2015. Он сообщил, что Минфин будем оптимизировать государственный бюджет и стоит задача на 10% сократить расходы министерств и ведомств [2]. Можно предположить, что в ближайшей перспективе дефицит бюджетов учреждений, финансируемых из федерального бюджета, сохранит свою актуальность.

Проблеме дефицита бюджета в ВУЗах посвящено много работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.