Научная статья на тему 'Зарубежный опыт формирования организационных структур, регулирующих развитие рынков органической продукции'

Зарубежный опыт формирования организационных структур, регулирующих развитие рынков органической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ORGANIC AGRICULTURE / РЫНОК ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ORGANIC PRODUCTS MARKET / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INTELLECTUAL AND INFORMATION SUPPORT / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аварский Наби Далгатович, Таран Василий Викторович, Соколова Жанна Евгеньевна

В настоящее время система государственного регулирования рынка органической продукции в зарубежных странах включает органическую гарантийную систему, интеллектуально информационное обеспечение и финансовую поддержку операторов рынка органической продукции. Однако эффективно функционировать такая система может только при наличии определенных институтов, отвечающих, в том числе, за разработку и выполнение органических стандартов, контроль инспекционных и сертификационных организаций, маркировку органической продукции, а также за различные направления финансовой поддержки. Предметом исследования в данной работе выступают организационные структуры и способы регулирования рынков органической продукции в зарубежных странах. Целью исследования является поиск вариантов формирования наиболее эффективных организационных структур, осуществляющих регулирование развития рынков органической продукции в сельскохозяйственном производстве зарубежных стран. В статье указывается, что в зарубежных странах компетентными в сфере рынка органической продукции могут быть различные институциональные структуры. При этом основными агентами в качестве предложений по совершенствованию регулирования рынков органической продукции могут выступать компетентные органы в форме только министерств, ответственных за развитие сельского хозяйства и агропродовольственную политику. Но в ряде случаев компетенция может быть распределена по различным органам исполнительной власти. Возможны и другие варианты, например, фактическое делегирование полномочий неправительственным организациям, а также создание интегрированных структур, включая только правительственные организации или с участием также неправительственных организаций. Основной областью применения статьи могут являться отраслевые и административные стороны развития региональных рынков органической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аварский Наби Далгатович, Таран Василий Викторович, Соколова Жанна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES REGULATING THE DEVELOPMENT OF MARKETS FOR ORGANIC PRODUCTS

Currently, the system of government regulation of the organic products market in foreign countries includes an organic guarantee system, intellectual and information support and financial support for operators of organic products market. However, such a system can function effectively only if there are certain institutions responsible, including for the development and implementation of organic standards, the control of inspection and certification organizations, the labeling of organic products, as well as for various areas of financial support. The subject of research in this paper is the organizational structures and methods for regulating organic markets in foreign countries. The purpose of research of scientific work is to find the most effective organizational structures and relevant competent bodies on the basis of analysis of experience in regulating the development of markets for organic products in agricultural production of foreign countries. The article points out that in various countries, various institutional structures can be competent in the sphere of organic products market. At the same time, the main agents in the capacity of proposals for improving the regulation of markets for organic products can be the competent authorities in the form of only ministries responsible for the development of agriculture and agri-food policy. But in a number of cases, competence can be distributed to various executive authorities. Other options are possible, for example, the actual delegation of authority to non-governmental organizations, as well as the creation of integrated structures, including only governmental organizations or with the participation of non-governmental organizations. The main area of application of the article may be the sectoral and administrative aspects of the development of regional markets for organic products on the basis of formulated proposals.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт формирования организационных структур, регулирующих развитие рынков органической продукции»

УДК: 005.58:339.13:631.147-021.66(1-87) 10.22394/2071-2367-2018-13-3-154-184

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ РЫНКОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ

ПРОДУКЦИИ

Аварский НД., Таран В.В., Соколова Ж.Е.1

В настоящее время система государственного регулирования рынка органической продукции в зарубежных странах включает органическую гарантийную систему, интеллектуально - информационное обеспечение и финансовую поддержку операторов рынка органической продукции. Однако эффективно функционировать такая система может только при наличии определенных институтов, отвечающих, в том числе, за разработку и выполнение органических стандартов, контроль инспекционных и сертификационных организаций, маркировку органической продукции, а также за различные направления финансовой поддержки.

Предметом исследования в данной работе выступают организационные структуры и способы регулирования рынков органической продукции в зарубежных странах. Целью исследования является поиск вариантов формирования наиболее эффективных организационных структур, осуществляющих регулирование развития рынков органической продукции в сельскохозяйственном производстве зарубежных стран.

В статье указывается, что в зарубежных странах компетентными в сфере рынка органической продукции могут быть различные

Аварский Наби Далгатович - доктор экономических наук, доцент, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно -исследовательский институт экономики сельского хозяйства, адрес: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, e-mail: science@vniiesh.ru

Таран Василий Викторович - доктор экономических наук, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно -исследовательский институт экономики сельского хозяйства, адрес: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, .e-mail: vvt.market @ vniiesh.ru

Соколова Жанна Евгеньевна - доктор экономических наук, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно -исследовательский институт экономики сельского хозяйства, адрес: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2,.e-mail: sze.market @ vniiesh.ru

институциональные структуры. При этом основными агентами в качестве предложений по совершенствованию регулирования рынков органической продукции могут выступать компетентные органы в форме только министерств, ответственных за развитие сельского хозяйства и агропродовольственную политику. Но в ряде случаев компетенция может быть распределена по различным органам исполнительной власти. Возможны и другие варианты, например, фактическое делегирование полномочий неправительственным организациям, а также создание интегрированных структур, включая только правительственные организации или с участием также неправительственных организаций. Основной областью применения статьи могут являться отраслевые и административные стороны развития региональных рынков органической продукции.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, рынок органической продукции, сертификация, интеллектуально-информационное обеспечение, информационно - коммуникационные технологии.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES REGULATING THE DEVELOPMENT OF MARKETS FOR

ORGANIC PRODUCTS

AVARSKYN. D. - Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Scientific Secretary, Head of the Department of Marketing and Product Market Development, Federal Scientific Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Scientific Research Institute of Agricultural Economics (Russian Federation , Moscow), e-mail: science@vniiesh.ru

TARAN V.V. - Doctor of Economic Sciences, Senior Researcher, Head of the Sector of Product and Infrastructure Development, Federal Scientific Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Scientific Research Institute of Agricultural Economics (Russian Federation, Moscow), e-mail: vvt.market @ vniiesh.ru

SOKOLOVA Z.E. - Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher of the Department of International Social and Economic Research of the Agroindustrial Complex, Federal Scientific Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Scientific Research Institute of Agricultural Economics (Russian Federation , Moscow), e-mail: sze.market @ vniiesh.ru

Currently, the system of government regulation of the organic products market in foreign countries includes an organic guarantee system, intellectual and information support and financial support for operators of organic products market. However, such a system can function effectively only if there are certain institutions responsible, including for the development and implementation of organic standards, the control of inspection and certification organizations, the labeling of organic products, as well as for various areas of financial support.

The subject of research in this paper is the organizational structures and methods for regulating organic markets in foreign countries. The purpose of research of scientific work is to find the most effective organizational structures and relevant competent bodies on the basis of analysis of experience in regulating the development of markets for organic products in agricultural production of foreign countries. The article points out that in various countries, various institutional structures can be competent in the sphere of organic products market. At the same time, the main agents in the capacity of proposals for improving the regulation of markets for organic products can be the competent authorities in the form of only ministries responsible for the development of agriculture and agri-food policy. But in a number of cases, competence can be distributed to various executive authorities. Other options are possible, for example, the actual delegation of authority to non-governmental organizations, as well as the creation of integrated structures, including only governmental organizations or with the participation of non-governmental organizations. The main area of application of the article may be the sectoral and administrative aspects of the development of regional markets for organic products on the basis of formulated proposals.

Keywords: organic agriculture, organic products market, certification, intellectual and information support, information and communication technologies.

Во многих странах мира производство, переработка, хранение, транспортировка, оптовая и розничная реализация органической продукции формируются и развиваются уже несколько десятков лет, и обобщающий термин «рынок органической продукции» (organic market) является принятым на международном уровне.

Мировой рынок органической продукции представляет собой совокупность экономических отношений на внутренних рынках (субъектами выступают производители органической продукции в сельском хозяйстве и перерабатывающей отрасли, операторы, оказывающие услуги по реализации органической продукции в оптовой и розничной торговле, конечные потребители и государство), а также отношений на уровне международной торговли органической продукцией и связанными услугами (в основном это услуги по проведению сертификации и инспекции органических производителей).

Однако рынок этот имеет свою специфику, которая связана как с особенностью циркулирующих товаров - органической продукции, так и ресурсным обеспечением прежде всего органического производства.

Сущность органической продукции в общем виде заключается в том, что она производится из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также из сырья, собранного на землях не -сельскохозяйственного назначения, при строгом соблюдении органических стандартов, предусматривающих, в том числе отказ от применения пестицидов и других средств защиты растений химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, ионизирующего излучения, большей части используемых пищевых добавок.

Главной особенностью ресурсного обеспечения органического производства (органическое сельское хозяйство, органическая перерабатывающая отрасль) на рынках органической продукции развитых стран является замещение приобретаемых невозобновляемых ресурсов промышленного происхождения (средств химизации, концентрированных кормов и т.д.) возобновляемыми материальными ресурсами местного происхождения (специально подготовленные органические удобрения, естественная пастбищная растительность, биологические, механические и физические способы защиты растений; в наиболее продвинутых фермерских хозяйствах и предприятиях - использование возобновляемых источников энергии), а также комплексом нематериальных интеллектуально -информационных ресурсов (ноу - хау относительно особенностей органического производства и маркетинга органической продукции, информация о конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков органической продукции, услуги по подготовке квалифицированных операторов данных

рынков и т.д.), широкое использование которых становится все более возможным по мере прогресса в области информационно -коммуникационных технологий.

С учетом специфики рынка органической продукции, новых возможностей повышения эффективности его функционирования, а также имеющихся раньше определений1 отделом аграрного маркетинга и развития продуктовых рынков ФБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ предложено следующее общее определение понятия «рынок органической продукции».

Рынок органической продукции - сегмент агропродовольственного рынка, слабо зависящий от материальных ресурсов промышленного происхождения, с частично выделенными каналами товародвижения, выраженный в системе экономических отношений между производством, переработкой и реализацией (распределением) органической продукции и в отношениях между соответствующими хозяйствующими субъектами и конечными потребителями на основе интеллектуально - информационного взаимовыгодного взаимодействия, все больше опирающегося на использование информационно - коммуникационных технологий2.

История развития мирового рынка органической продукции показывает, что наибольшие успехи в области ее производства и потребления были достигнуты в странах, где государство играет активную роль в организации регулирования данного рынка и различными способами оказывает финансовую поддержку органическим производителям.

При этом растет роль и саморегулирования (в области кооперации органических производителей, кооперации между производителями и потребителями, формировании новых схем оказания сертификационных услуг), но ведущая роль государства продолжает сохраняться.

Необходимость активного участия государства предопределяет специфика органического производства и потребления.

В области производства она связана, во - первых, с наличием переходного периода для органических фермеров (в мире основная часть органических хозяйств трансформировалась из обычных хозяйств, до этого практикующих в основном сельское хозяйство индустриального типа), во

1 Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 443 с.

2Аварский Н.Д., Таран В.В., Рыжкова С.М., Гасанова Х.Н., Силко Е.А. и др. Разработать концепцию развития рынка продукции органического сельского хозяйства России. Отчет НИР/НИОКР. - М.: ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, 2017. - 200 с.

время которого продуктивность угодий может серьезно снижаться, и поэтому без прямой финансовой поддержки обойтись во многих случаях бывает довольно трудно.

Второй фактор - необходимость сертификации и инспекции. Без этого не обойтись, так как без сертификации и без контроля над выполнением установленных органических стандартов рассчитывать на государственную поддержку не приходится. Следует отметить, что сертификационные услуги могут стоить весьма дорого, поэтому государство часто компенсирует фермерам часть необходимых затрат.

Наконец, в-третьих, органические фермеры и переработчики нуждаются в информационно - консультационных услугах и услугах по переподготовке и повышению квалификации. В этой связи государство может оказывать непосредственную организационно - экономическую поддержку на проведение таких мероприятий, а также способствует этому косвенно через развитие научных исследований и базового образования в области органического сельского хозяйства и рынка его продукции.

В сфере потребления органической продукции роль государства прежде всего связана с обеспечением потребителей достоверной информацией о том, что продукция действительно является органической. Это подтверждается признанной маркировкой, в ряде случаев (в основном это относится к развитым странам) наличием информации об органическом происхождении ингредиентов. В последние годы в развитых странах и в некоторых странах с быстро развивающейся экономикой государство все больше внимания уделяет содействию распространения социально значимых органических продуктов питания (детское питание, школьные завтраки), а также развитию систем общественного питания (с участием органической продукции) в государственных структурах (правительственные учреждения, армия и др.).

Результаты исследования. На современном быстро растущем мировом рынке органической продукции (табл. 1) государственное регулирование сосредоточено на трех направлениях.

Ими являются:

1) Разработка и обеспечение функционирования системы, гарантирующей стандарты и качество органической продукции на всех этапах ее движения от производителя к конечному потребителю (органическая гарантийная система).

Таблица 1 - Динамика развития мирового рынка органической продукции1 Table 1 - Dynamics of development of the world market of organic products

Показатели Годы Средние годовые темпы прироста в 2010 -2016 гг., %

2010 2016

Площадь органических сельскохозяйственных угодий, млн. га 35,7 57,8 8,4

Число первичных производителей органической продукции, млн. 1,6 2,7 9,1

Число переработчиков органической продукции, тыс. 43,4 81,1 11,0

Число экспортеров органической продукции 944 6400 37,6

Число импортеров органической продукции 3147 5171 8,6

Объем продажи органической продукции на внутренних рынках в системе розничной торговли, млрд. долл. 59,1 89,7 7,2

Среднедушевой объем потребления органических продуктов питания, долл./чел./год 8,6 12,1 5,9

Число стран с полностью сформированным органическим законодательством 84 87 0,6

Число стран, где есть сертифицированное органическое сельское хозяйство 160 178 1,8

Помимо внутреннего рынка органическая гарантийная система распространяется также на деятельность экспортеров и импортеров органической продукции, а также на «импортируемые» услуги по сертификации. Органическая гарантийная система включает следующие элементы: разработку стандартов, регулирующих производство различных видов органической продукции, сертификацию операторов рынка органической продукции, инспекцию (операторов, а также самих сертифицирующих организаций), аккредитацию (местных и зарубежных сертифицирующих организаций), маркировку органической продукции.

1 Составлена на основе данных: Wilier Helga and Julia Lernoud (Eds.) The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2018; Willer, Helga and Lukas Kilcher (Eds.) (2012) The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2012; FiBL Statistics. Data on Organic Agriculture World - Wide.

2) Интеллектуально - информационное обеспечение развития рынка продукции органического сельского хозяйства включает косвенные мероприятия, связанные с организацией и функционированием профильной науки и профильного базового образования, а также прямое содействие, включающее оказание консультационных услуг, услуг по переподготовке и повышению квалификации органических товаропроизводителей и других операторов рынка органической продукции, обеспечение операторов рынка органической продукции различной информацией о его состоянии. В некоторых случаях государство содействует продвижению органической продукции на рынок путем ее рекламы.

3) Финансовая поддержка развития рынка продукции органического сельского хозяйства. Сюда относятся различные направления прямого и косвенного государственного (надгосударственного, федерального, регионального и муниципального) финансирования операторов рынка органической продукции и научно - образовательной инфраструктуры, необходимой для развития данного рынка.

Все три направления государственного регулирования рынка продукции органического сельского хозяйства, безусловно, важны. Однако в процессе эволюции рынка органической продукции их роль меняется. В фазе Organic 1.0 (характеризовавшейся экспериментальными исследованиями пионерского характера, а также началом выхода производства и реализации органической продукции на коммерческий уровень) и Organic 2.0 (во время которой органическое сельское хозяйство и рынок его продукции стремительно развивались как территориально, так и в сторону углубления специализации) центральную роль играет органическая гарантийная система, за которой следует прямая финансовая поддержка производителей. Однако мировой рынок органической продукции уже примерно с 2014 года вступил в фазу Organic 3.0, ориентированную на сбалансированность экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развития и достижение полной прозрачности всей органической продуктовой цепочки1. На этом этапе стремительно будет повышаться значение интеллектуально - информационной составляющей, тогда как значение первых двух направлений будет постепенно снижаться. В случае с органической гарантийной системой это связано с тем, что в почти половине стран, практикующих органическое сельское хозяйство,

1 Arbenz Markus, Gould David and Stopes Christopher, 2016, Organic 3.0 - for truly sustainable farming and consumption, IFOAM Organics International, Bonn and SOAAN, Bonn. - 28 p. - URL: www.ifoam.bio/organic3zero (дата обращения: 30.03.2018).

полностью сформировано органическое законодательство, а ряд стран (в том числе и Россия) находятся в активном процессе формирования этого законодательства. В случае с финансовой поддержкой ее роль будет снижаться по мере научно - технического прогресса в области органического производства (что позитивно повлияет на рост продуктивности и эффективности), маркетинга органической продукции (скажется на снижении цен на органическую продукцию), а также повышения квалификации операторов рынка органической продукции.

Государственное регулирование рынка органической продукции может эффективно развиваться только при наличии адекватной институциональной базы, то есть наличии государственных или иных органов (которым государство делегировало соответствующие права), осуществляющих управленческие функции в области контроля, финансирования и интеллектуально -информационного обеспечения.

В настоящее время, когда далеко не все еще страны имеют полностью сформированное органическое законодательство, актуальной проблемой является установление компетентного органа власти, который разрабатывает и отвечает за органическое законодательство.

Законы, регулирующие органическое сельское хозяйство и рынки его продукции в том числе, служат для определения роли и функций различных сторон, участвующих в маркировке и оценке соответствия в органическом секторе. Такие стороны обычно включают: государственную организацию, совместный государственно - частный отраслевой орган, частный или общественный орган, уполномоченный реализовывать или координировать реализацию законодательства (компетентный орган власти); консультативный межотраслевой орган, представляющий различные интересы, связанные с различными этапами рыночного движения органической продукции; контрольные органы (органы по сертификации и инспекции), которые уполномочены сертифицировать производственные операции и продукты, соответствующие национальным стандартам или техническим регламентам; органических операторов.

Страны в принципе могут назначать уже существующее национальное учреждение или создать новый орган, который будет отвечать за реализацию органического законодательства.

В любом случае надо принимать во внимание сферу применения и потенциал существующей организации. Товародвижение на органическом рынке должно быть непрерывным, прозрачным и контролируемым, поэтому компетентная

организация должна иметь опыт в области регулирования всей сферы деятельности на рынке органической продукции, аналогичной той, которая регулируется органическим законодательством, то есть в области надзора за производством, переработкой продуктов, их перемещением, маркетингом и торговлей. В современных условиях потенциал такой организации во многих случаях должен обеспечивать также возможность осуществления и надзор в области широкого спектра интеллектуально - информационного обеспечения участников рынка органической продукции.

Классическая ситуация складывается тогда, когда главным компетентным органом на рынке органической продукции является государственный орган, ответственный за управление сельским хозяйством.

В этой связи особый интерес представляет собой опыт США, где Министерство сельского хозяйства (United States Department of Agriculture, USDA) уже в течение многих лет курирует национальное органическое законодательство и оказывает содействие развитию рынка органической продукции по многим направлениям.

Основой государственной поддержки в сфере органической гарантийной системы в США является Национальная органическая программа (NOP), действующая с 2002 года и являющаяся структурной единицей Службы аграрного маркетинга (AMS) МСХ США.

Национальная органическая программа является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Службы аграрного маркетинга. Компетенция AMS позволяет контролировать весь процесс товародвижения органической продукции до конечного потребителя. Фермеры и переработчики, претендующие на обозначение своей продукции как органической, должны пройти обязательную сертификацию на предмет удовлетворения требований стандартам NOP. В настоящее время в функции NOP входят разработка органических стандартов, проведение аккредитации сертифицирующих организаций, инспекционная деятельность на предмет установления соответствия органическим стандартам. Кроме того, под эгидой NOP проводится аккредитация национальных и зарубежных организаций на получение прав на сертификацию органической продукции на территории США1.

NOP также разработал определение органического сельского хозяйства,

1 Магомедов А - Н.Д., Таран В.В., Соколова Ж.Е., Гасанова Х.Н. Государственная поддержка агропродовольственного маркетинга в США // АПК: Экономика, управление. - 2011. - №1. - С.76 - 82; Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 443 с.

которое принято использовать в США: органическое сельское хозяйство (органическое производство) - система, управляемая в соответствии с Законом о производстве органических пищевых продуктов 1990 года и предписаний, содержащихся в Разделе 7, Части 205 Кодекса федеральных правил, в целях соответствия специфике местных условий посредством объединения культурных, биологических и механических методов, стимулирующих циркуляцию ресурсов, поддерживающих экологическое равновесие и сохраняющих биоразнообразие1.

Несмотря на то, что финансирование NOP является дискреционным (то есть необязательным и зависит от AMS), оно осуществляется непрерывно, и в 2010 -2015 финансовые годы его объем варьировался в пределах 7 - 10 млн. долл.2 надзор над более чем 80 сертифицирующими организациями и примерно 28 тыс. операторами рынка органической продукции, из которых 70% функционируют на территории США3.

Следует отметить, что при разработке органических стандартов и других вопросов содействия развитию рынка органической продукции AMS и NOP действуют не изолированно, а в сотрудничестве с другими организациями. В частности, при разработке органических стандартов большую консультативную роль играет независимый от МСХ США Национальный Совет по Органическим Стандартам (National Organic Standard Board, NOSB). Осуществляется также тесное взаимодействие со всеми региональными Министерствами сельского хозяйства на уровне штатов и с рядом федеральных правительственных учреждений, в том числе с Агентством по охране окружающей среды (EPA), Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), Федеральной торговой комиссией (FTC).

В настоящее время направления деятельности NOP определяются стратегическими целями, проистекающими из общего взгляда NOP на развитие рынка органической продукции (основанного на честности и прозрачности товародвижения от фермы до «стола» потребителя и доверии потребителей к маркировке органической продукции) и видения своей миссии (обеспечить подход, основанный на честности и прозрачности в отношении органических продуктов в США и по всему миру).

1 Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 443 с.

2 Магомедов А - Н.Д., Таран В.В., Соколова Ж.Е., Гасанова Х.Н. Государственная поддержка агропродовольственного маркетинга в США // АПК: Экономика, управление. - 2011. - №1. - С.76 - 82.

3 Agricultural Marketing Service. National Organic Program. Strategic Plan 2015 - 2018. - 2015. - April. - URL: http://www.ams.usda.gov/nop. (дата обращения: 01.04.2018).

Поэтому не случайно, что в списке достижений NOP за период 2009 - 2014 гг. фигурируют органический аудит, успехи в борьбе с фальсификацией при органической сертификации, а также содействие в сфере установления двусторонних межгосударственных соглашений об эквивалентности органических стандартов (в том числе с Канадой, 2009 г.; ЕС, 2012 г.; Японией,

2014 г.; Республикой Корея, 2014 г.; Швейцарией, 2015 г.), что позволило в значительной степени оживить международную торговлю.

Дальнейшее содействие обеспечению честности и прозрачности (в частности доверия к органической маркировке, формирования конкретных технологий, содействующих обеспечению честности и прозрачности при проведении сертификационных процедур и выполнении программ) заложено в двух из пяти стратегических задач NOP на период 2015 - 2018 гг. Среди других задач: содействие облегчению доступа операторов на рынок органической продукции, а также совершенствование организации и повышение качества кадрового состава NOP1.

В области интеллектуально - информационного обеспечения рынка органической продукции основную роль в МСХ США играет блок по научным исследованиям, образованию и экономике. В этом блоке особо следует отметить Национальный институт по продовольствию и сельскому хозяйству (NIFA), являющийся полноценным структурным подразделением МСХ. У NIFA весьма внушительный бюджет (1,5 млрд. долл. на 2016 финансовый год), из которых 87% приходятся на проведение и финансирование (через гранты) научных исследований и образовательных услуг, а также услуг по повышению квалификации2.

Непосредственно интеллектуально - информационное содействие органическому сельскому хозяйству осуществляется через гранты, предоставляемые NIFA по двум программам. Наиболее крупная программа -Содействие научным исследованиям в органическом сельском хозяйстве и повышению квалификации (OREI). В 2015 финансовом году на нее было выделено 17,3 млн. долл. 20 университетам и другим организациям. Вторая программа - Программа органических трансформаций (ORG) с бюджетом на

2015 финансовый год 3,8 млн. долл. (7 университетов и организаций)3.

1 Agricultural Marketing Service. National Organic Program. Strategic Plan 2015 - 2018. - 2015. - April. -URL: http://www.ams.usda.gov/nop. (дата обращения: 01.04.2018).

2 NIFA. Factsheet. USDA. - URL: https://nifa.usda.gov/.(дата обращения: 05.04.2018).

3USDA Organization Chart. U.S. Department of Agriculture. - URL: https://www.usda.gov/sites/default/files/documents/usda - organization - chart.pdf. (дата обращения: 04.04.2018).

В том же блоке МСХ США содействие интеллектуально - информационному обеспечению органического сектора производится также через другие три подразделения. Так, Служба экономических исследований (ERS) осуществляет аналитические исследования рынков органической продукции в США и за рубежом.

Служба сельскохозяйственных исследований (ARS) имеет в своей структуре Программу производства органической растениеводческой продукции (Organic Crop Production Programme), одной из функций которой является управление исследовательской и образовательной деятельностью в сфере органического растениеводства в западной части США.

В настоящее время в структуру ARS входит Национальная сельскохозяйственная библиотека (NAL). В составе NAL функционирует Информационный центр по альтернативным сельскохозяйственным системам (AFSIC). AFSIC был создан в 1985 году и был одним из первых подразделений МСХ США, занимающихся вопросами органического и устойчивого сельского хозяйства1. В настоящее время он специализируется на комплексе профильных библиотечных услуг, накапливая, структурируя, предоставляя доступ и обеспечивая информацией, относящейся к альтернативным сельскохозяйственным системам растениеводческого и животноводческого направления. Непосредственно в области «органической» тематики AFSIC занимается вопросами производства органической продукции, сертификации и маркетинга. На своем сайте AFSIC организует также интерактивное общение, например, путем предоставления развернутых ответов на наиболее часто задаваемые вопросы, в том числе: «Что такое органическое производство?», «Что представляют собой органические производственные системы и методы производства?», «Как мне найти людей, занимающихся производством органической продукции, и соответствующие организации?», «Кто может организовать содействие в финансировании моего органического предприятия?», «Где можно найти информацию о конференциях, семинарах и симпозиумах по «органической» тематике?»2.

Аналитические справки о состоянии органического сектора за рубежом предоставляет Служба сельского хозяйства зарубежных стран (FAS), входящая

1 About AFSIC. Home » Information Center » Alternative Farming Systems Information Center » About AFSIC. - URL: https://www.nal.usda.gov/afsic/about - afsic - 1. (дата обращения:: 03.04.2018).

2 Organic Production/Organic Food: Information Access Tools. Compiled by Mary V. Gold. Alternative Farming Systems Information Center. National Agricultural Library.U.S. Department of Agriculture. -Reviewed April 2016. - URL http://www. Nal.usda.gov/afsic. (дата обращения:: 06.04.2018).

в блок МСХ США по вопросам фермерских хозяйств и зарубежного сельского хозяйства. Ее функция весьма важна, поскольку в аналитических справках оцениваются возможности экспорта и импорта органической продукции в отношении США1.

Таким образом, вопросами «органики» в той или иной степени занимаются 5 из 19 структурных подразделений (служб, агентств, инспекций и т.д.) МСХ США. Кроме США еще во многих странах развитие рынка органической продукции находится в компетенции государственных органов, ответственных за управление сельским хозяйством. Среди них: Албания, Аргентина, Болгария, Германия, Венгрия, Дания, Италия, Польша, Республика Македония, Румыния, Тунис, Турция, Украина, Хорватия, Франция, Чехия, ЮАР2.

В этих странах в составе министерств, ответственных за управление сельским хозяйством, часто выделяется одно или несколько структурных подразделений и (или) непосредственно подчиняющихся организаций с четко выраженными функциями по регулированию рынка органической продукции. Приведем несколько примеров по странам ЕС.

В Германии Федеральное министерство сельского хозяйства и продовольствия (Federal Ministry of Food and Agriculture, нем. BMEL) является компетентным органом на рынке органической продукции, ответственным за выполнение органического законодательства ЕС, а также национального органического законодательства. В структуре министерства функционирует Немецкое федеральное агентство по сельскому хозяйству и продовольствию (German Federal Agency for Agriculture and Food, нем. BLE), в функции которого входят регистрация и консультирование частных компаний, которые намереваются использовать национальный лейбл для сертифицированной органической продукции. BLE также ответственно за аккредитацию частных сертифицирующих организаций, действующих на территории Германии3.

В Дании общим компетентным органом является Министерство окружающей среды и продовольствия (Ministry of Environment and Food). Сельское хозяйство также входит в сферу управления данного министерства. В составе

1 Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 443 с.

2 Elisa Morgera, Carmen Bullón Caro, Gracia Marín Durán Organic Agriculture and the Law. - FAO, Rome, 2012. FAO Legislative Study 107. - 307 p.; Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

Министерства окружающей среды и продовольствия Дании конкретными вопросами регулирования рынка органической продукции занимаются два структурных подразделения.

Одним из них является Сельскохозяйственное агентство Дании (Danish Agricultural Agency, Danish AgriFish Agency), которое ответственно за инспекцию органических фермеров и поставщиков в основном средств производства (в том числе удобрений, кормов, семян) для органического сельского хозяйства. Вторая структура - Датское ветеринарное и продовольственное управление (Danish Veterinary and Food Administration, DVFA) - инспектирует органические продовольственные компании. В 2009 году DVFA запустило программу маркировки органической кухни, предоставляемой общественными кухнями, ресторанами, детскими садами, школами. Маркировка имеет градацию в зависимости от процентного содержания органических ингредиентов: «золотой» лейбл (90 - 100%), «серебряный» лейбл (60 - 90%), «бронзовый» лейбл (30 -60%)1.

В Болгарии Министерство сельского, лесного хозяйства и продовольствия (Ministry of Agriculture, Food and Forestry, MAFF) является законодательно установленным компетентным органом, ответственным за выполнение национального и европейского (для стран ЕС) органического законодательства. Функции контроля производства и мониторинга возложены на структурное подразделение министерства - Управление органическим сельским хозяйством и производством растениеводческой продукции (Directorate Organic Agriculture and Crop Production). Функции контроля товародвижения органической продукции (включая маркировку и обеспечение информации об органической продукции на прилавках магазинов) на внутреннем рынке, регулирование импорта органической продукции из третьих стран, а также экспорта органической продукции из Болгарии делегированы подчиняющемуся MAFF Болгарскому агентству безопасного питания (Bulgarian Food Safety Agency, BFSA). BFSA имеет региональные подразделения и инспекционные посты на границе. Большое внимание уделяется контролю за органически сертифицированными сельскохозяйственными животными. Для этого в составе BFSA действует специальное Управление по контролю за состоянием сельскохозяйственных животных и кормов (Animal Health and Wefare and Feed Directorate). Перемещение «органических» сельскохозяйственных животных внутри страны контролируется, в том числе в

1 Facts. The Danish Veterinary and Food Administration. Ministry of Environment and Food of Denmark. -2015, December. - 56p. - URL: https://www.foedevarestyrelsen.dk/english/SiteCollectionDocuments/ Ledelsessekretariatet/Fact - Book - DVFA - 2015.pdf. (дата обращения: 15.04.2018).

сотрудничестве с Министерством внутренних дел Болгарии1.

В Польше Министерство сельского хозяйства и развития сельских территорий (Ministry of Agriculture and Rural Development) в соответствии с законом об органическом сельском хозяйстве 2009 года является ответственным органом за выполнение национального органического законодательства и органического законодательства стран ЕС. Также министерство непосредственно занимается вопросами аккредитации частных сертификационных организаций. В то же время министерству подчиняется Инспекция качества сельскохозяйственных и продовольственных товаров (Agricultural and Food Quality Inspection, AFQI) с более широкими функциями на рынке органической продукции. В частности, в функции AFQI входит контроль сертификационных и инспекционных услуг, выдача разрешений производителям (переработчикам) органической продукции закупать по импорту органическую сельскохозяйственную продукцию из третьих стран, не входящих в список Европейской Комиссии, инспектировать органическую продукцию, импортируемую из третьих стран, собирать и хранить информацию о производителях органической продукции, выдавать лицензии органическим товаропроизводителям на исключения из общих правил органического производства в соответствии с Регламентом Комиссии (ЕС) № 889/20082.

Для некоторых стран, так же как и для США, характерно участие научно -исследовательских институтов в регулировании рынка органической продукции.

Так, например, во Франции Министерство сельского хозяйства, продовольствия и лесного хозяйства (Ministry of Agriculture, Food and Forestry) несет ответственность за выполнение национального и наднационального органического законодательства, в то время как Национальный институт происхождения и качества (National Institute of Origin and Quality, INAO) -организация, являющаяся частью данного министерства и отвечающая за контроль французской сельскохозяйственной продукции с защищенным

1 Annual Report for 2014 on Checks Carried out on Animal Welfare at farms and During Transport Pursuant to Commissions Decisions 2006/778/EC and 2013/188/EU. Ministry of Agriculture and Food. Bulgarian Food Safety Agency. Ref. Ares(2015)2001785 - 12/05/2015. — 11p. - URL: www.babh. government.bg. (дата обращения: 23.03.2018).

2 Agricultural and Food Quality Inspection. IJHARS. General Information. - 2016. - April. - 18p. -URL: http://www.yhar - s.gov.pl/pliki/A - pliki - z - glownego - katalogu/ethernet/2016/ Agricultural and Food Quality Inspection - General Information.pdf. (дата обращения: 10.04.2018); Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

географическим статусом, является компетентным органом в области аккредитации и мониторинга деятельности честных организаций, занимающихся сертификацией производства органической продукции1.

В ряде стран министерства, ответственные за сельское хозяйство, играют более ограниченную роль в управлении рынком органической продукции. Они, например, могут делегировать полномочия неправительственным организациям или разделять их с другими органами исполнительной власти.

В первом случае в качестве примера приведем Великобританию. В Великобритании Министерство окружающей среды, продовольствия и вопросов сельских территорий (The Department for Environment, Food and Rural Affairs, Defra) разработало стандарты для рынка органической продукции, а также финансирует профильные научные исследования, проводимые рядом общественных, частных организаций и институтов. Однако фактически Defra делегировало основную часть полномочий в области регулирования рынка органической продукции Почвенной ассоциации (Soil Association), основанной еще в 1946 году и базирующейся в настоящее время в городе Бристоль. Почвенная ассоциация зарегистрирована как благотворительная организация и финансируется на добровольные пожертвования и членские взносы. В сфере содействия развитию рынка органической продукции Почвенная ассоциация разрабатывает органические стандарты и осуществляет контроль над ними. Стандарты охватывают практически весь рынок органической продукции. В частности, такие сферы деятельности, как органическое полеводство и животноводство, органическое садоводство, органическая аквакультура, органическое лесоводство, органическая торговля (специализируются на этической торговле - «ethtical trade»), переработка органических продуктов, производство органических продуктов здорового питания и органической косметики, органическое текстильное производство. В последнем случае Почвенная ассоциация играет лидирующую роль в разработке Глобальных органических текстильных стандартов (Global Organic Textile Standards, GOTS). Органические стандарты Почвенной ассоциации весьма жесткие, и, по мнению экспертов, они жестче стандартов Defra и ЕС в первую очередь в области применения пестицидов, минеральных удобрений, а также в области охраны здоровья и гуманного обращения с сельскохозяйственными животными2.

1 Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

2 Соколова Ж.Е., Таран В.В. Гасанова Х.Н. Нематериальные ресурсы развития рынка продукции органического сельского хозяйства в странах ЕС // Экономика сельского хозяйства России. - 2015.

Органические стандарты Почвенной ассоциации периодически пересматриваются и совершенствуются, однако во всех случаях организация учитывает реальные возможности операторов рынка органической продукции, как национальных, так и зарубежных.

Почвенная ассоциация как сертифицирующая организация является весьма респектабельной и признается во всем мире. Это определяется тем, что, во -первых, в 1967 году она разработала первую в мире органическую сертификационную систему, а во - вторых, Почвенная ассоциация является одной из пяти организаций - основателей в 1972 году главной международной организации - Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM).1.

В настоящее время в составе Почвенной ассоциации действует дочерняя компания Soil Association Certification Ltd (SACL), непосредственно оказывающая услуги по сертификации примерно 4,5 тыс. органическим фермерским хозяйствам по всему миру. По некоторым оценкам, SACL сертифицирует более 80% всей органической продукции Великобритании2. В общем, под эгидой Почвенной ассоциации сертифицируется органическая продукция, производимая в фермерских хозяйствах, на перерабатывающих предприятиях, предприятиях легкой промышленности (производство текстиля), в рыболовстве, в индустрии продуктов здорового питания и косметики, реализуемая в ресторанах и других системах общественного питания, а также хранящаяся и распределяющаяся через логистические центры.

В сфере содействия интеллектуально - информационному обеспечению рынка органической продукции Великобритании Почвенная ассоциация осуществляет в том числе сбор, обработку и распространение информации (в виде докладов) о ситуации на рынке органической продукции и различных проблем органического сельского хозяйства (в частности, был выпущен доклад о том, как обеспечивается занятость на органических фермах и в сельском хозяйстве, ориентированном на местных потребителей), проводит научные исследования (одно из важнейших направлений - научное обеспечение разработки органических стандартов), рекламирует органическое сельское

- №10. - С. 92 - 103; Soil Association. From Wikipedia, the free Encyclopedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Soil_Association. (дата обращения: 08.04.2018).

1 Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 443 с.; Soil Association. From Wikipedia, the free Encyclopedia - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Soil_Association. (дата обращения:: 08.04.2018).

2 Soil Association. From Wikipedia, the free Encyclopedia - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Soil_Association. (дата обращения:: 08.04.2018)._

хозяйство и органическую продукцию в средствах массовой информации. Под эгидой Почвенной ассоциации также осуществляется ряд образовательных программ. Среди них следует отметить совместную с другими благотворительными организациями программу Партнерство в области питания для жизни («The Food for Life Partnership»), направленную на изменение культуры питания через обучение (в сторону органических продуктов) на уровне небольших поселений, образовательных учреждений; Органическую фермерскую школу («Organic Farm School»') - серию курсов по обучению населения производству органической продукции для собственного потребления; программу Профессионального обучения органическому сельскому хозяйству («Organic Apprenticeship Scheme») фермеров (в течение двух лет, включая проведение семинаров)1.

Разделение полномочий в регулировании рынка органической продукции демонстрируют, например, Австрия, Чехия, Швеция, а также страны с быстро развивающейся экономикой Индия, Китай и Бразилия.

Австрия имеет полностью сформированное органическое законодательство, удовлетворяющее базовому регламенту Совета (ЕС) № 834/2007 и обеспечивающее качественное функционирование органической гарантийной системы посредством сертификации и инспекции производителей. Инспекционная система контролируется через Австрийское агентство по здравоохранению и контролю над качеством продуктов питания (AGES), управляемое совместно с Федеральным министерством здравоохранения и по делам женщин (Federal Ministry of Health and Women's Affairs) и Федеральным министерством сельского, лесного хозяйства, окружающей среды и управления водными ресурсами (Federal Ministry of Agriculture, Forestry Environment and Water Management, нем. BMLFUW). AGES, в свою очередь, делегирует соответствующие права на инспекцию и разрешение права на маркировку органического продукта частным инспекционным органам2.

В институциональном плане оказание финансового содействия органическому производству в Австрии осуществляется через Агроэкологическую программу Австрии (The Austrian Agri - environmental Programme, нем. ÖPUL), которая курируется BMLFUW, однако финансирование

1 Магомедов А - Н.Д., Таран В.В., Соколова Ж.Е., Гасанова Х.Н. Государственная поддержка агропродовольственного маркетинга в США // АПК: Экономика, управление. - 2011. - №1. - С.76 - 82.

2 Соколова Ж.Е., Аварский Н.Д., Таран В.В. Развитие рынка органической продукции в Австрии в условиях глобальных климатических изменений // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. -№5. - С.92 - 105; Kranzler Andreas. Organic Agriculture in Austria - Development and Structures. -FiBL. - 11/09/2007. - 27p. - URL: www.fibl.org. (дата обращения: 23.04.2018).

непосредственно осуществляется через специально уполномоченную государственную компанию AMA - Marketing. Официальный логотип для органической продукции в Австрии устанавливается с разрешения AMA -Marketing1.

В Австрии государство наряду с частными организациями активно участвует в управлении интеллектуально - информационным обеспечением рынка органической продукции, в частности научной, а также образовательной деятельностью.

Со стороны государства этими вопросами занимаются семь федеральных институтов и организаций. К научным организациям федерального подчинения относятся: Центр сельскохозяйственных исследований и образования Раумберг - Гумпенштейн (Agricultural Research and Education Centre Raumberg - Gumpenstein), в структуре которого функционирует Институт органического сельского хозяйства и биоразнообразия сельскохозяйственных животных (Institute of Organic Farming and Farm Animal Biodiversity); Федеральный институт сельскохозяйственной экономики (Federal Institute of Agricultural Economics); Федеральный институт неблагоприятных для хозяйственного использования и горных районов (Federal Institute for Less - favoured and Mountainous Areas); Федеральное агентство управления водными ресурсами (Federal Agency of Water Management); Австрийское агентство здравоохранения и безопасности продуктов питания (Austrian Agency for Health and Food Safety, AGES); Федеральный комитет помологии и виноградарства Клостернойбург (Federal Office for Pomology and Viticulture Klosterneuburg); Федеральный колледж и исследовательский центр садоводства Шёнбрунн (Federal College and Research Centre for Horticulture Schonbrunn)2.

В Чехии основным компетентным органом является Министерство сельского хозяйства (Ministry of Agriculture, MoA), которому помимо обеспечения действия национального Закона об органическом сельском хозяйстве (Organic Farming Act) в том числе приданы функции контроля деятельности частных инспекционных и сертификационных организаций. В функции MoA входят также обучение инспекторов, регистрация органических фермеров и переработчиков, выплаты субсидий органическим товаропроизводителям.

1 Соколова Ж.Е., Аварский Н.Д., Таран В.В. Развитие рынка органической продукции в Австрии в условиях глобальных климатических изменений // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. -№5. - С.92 - 105.

2 Соколова Ж.Е., Таран В.В. Гасанова Х.Н. Нематериальные ресурсы развития рынка продукции органического сельского хозяйства в странах ЕС // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - №10. - С. 92 - 103.

Последние осуществляются через специально созданное для этих целей агентство. Часть функций контроля над инспекцией и сертификацией возложена на Центральный институт инспекции и тестирования в сельском хозяйстве (Central Institute for Supervising and Testing in Agriculture, чешск. ÙKZÙZ). Этот институт был основан MoA и в настоящее время ему и подчиняется. Сфера деятельности ÙKZÙZ сосредоточена на первичном производстве в органическом растениеводстве и животноводстве. ÙKZÙZ осуществляет инспекцию органических ферм на предмет предоставления субсидий. Сертификационные услуги он не предоставляет, но собирает сведения о соответствующих спорных моментах (при проведении органической сертификации частными организациями предоставляет их в MoA, которое, в свою очередь, принимает решение о наказании фермерских хозяйств, нарушающих правила ведения органического сельского хозяйства).

Однако важную роль в регулировании рынка органической продукции в Чехии играет также созданный еще в 1993 году Чешский институт аккредитации (Czech Accreditation Institute, CAI). В настоящее время CAI находится под управлением Министерства промышленности и торговли (Ministry of Industry and Trade, MIT). В его функции входит собственно аккредитация органических сертификационных и инспекционных организаций, а также разработка систем аккредитации с учетом международных правил1.

В Швеции вопросами регулирования рынка органической продукции занимаются различные органы исполнительной власти. Таких органов, как минимум, три. Первый и основной орган - это современное суперминистерство -Министерство предпринимательства и инноваций (Ministry of Enterprise and Innovation), в котором в том числе имеется так называемая область деятельности по делам сельских территорий (Rural Affairs), в ведение которой входят, в частности, вопросы, относящиеся к развитию растениеводства, животноводства, рыболовства, охоты, лесного хозяйства, а также продовольственная политика. В этой области функционируют в настоящее время две структуры, в ведение которых в том числе входят непосредственно вопросы, связанные с развитием рынка органической продукции. Шведская комиссия по сельскому хозяйству (Swedish Board of Agriculture) отвечает за

1 Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения:: 11.04.2018); Urban J. Organic Agriculture in the Czech Republic (Country Report 2011). Central Institute for Supervising and Testing in Agriculture (UKZUZ), Brno, CZ. - 10p. - URL: http://orgprints.org/20991/1/Urban_2012_Organic_Agriculture_ in_the_Czech_Republic.pdf. (дата обращения: 06.04.2018)._

вопросы, связанные с органическим сельским хозяйством, органической аквакультурой, а также импортом органических кормов и семян, и формулирует регламенты, соответствующие требованиям национального органического законодательства, а также регламентам ЕС. Шведское национальное продовольственное агентство (Swedish National Food Agency) является компетентным органом по всем вопросам, связанным с органическими продуктами питания (включая их импорт), а также формирует регламенты по вопросам своей компетенции.

Второй орган - Министерство финансов (Ministry of Finance) Швеции, в структуру которого входит Шведское агентство по потребительским вопросам (Swedish Consumer Agency). Эта государственная структура отвечает за вопросы, связанные с торговлей органической продукцией, и обеспечивает интересы ее потребителей.

Третий орган - Министерство иностранных дел (Ministry for Foreign Affairs) Швеции. Этим министерством в сотрудничестве с упомянутым выше Министерством предпринимательства и инноваций сформирована и функционирует Шведская комиссия по аккредитации и подтверждению соответствия (Swedish Board for Accreditation and Conformity Assessment, Swedac). В компетенцию Swedac входят вопросы аккредитации и контроля деятельности органических сертификационных и инспекционных организаций на территории Швеции.

Регулирование рынка органической продукции в Швеции во многом носит инновационный характер, поскольку практически во всех непосредственно компетентных органах на уровне подразделений, непосредственно занимающихся вопросами развития данного рынка, существуют подразделения, связанные с ИКТ - обеспечением. В Шведской комиссии по сельскому хозяйству - Департамент ИТ, в Шведском национальном продовольственном агентстве и Шведской комиссии по аккредитации и подтверждению соответствия - сектор ИТ и обслуживания.

В регулировании рынка органической продукции Швеции активное участие принимают неправительственные и частные организации. Так, Федерация фермеров Швеции (Federation of Swedish Farmers) публикует методические рекомендации (носящие добровольный характер) по конкретному выполнению органических стандартов Швеции и ЕС на территории страны.

Кроме этого в Швеции функционируют две частные организации - KRAV и Swedish Demeter Association, являющиеся филиалом международной организации по биодинамическому сельскому хозяйству - Demeter International.

Данные организации имеют свои стандарты и маркировку, признаваемые не только в Швеции, но и за ее пределами. Более известна KRAV, и ее лейбл установлен на 80% органических продуктов, реализуемых на внутреннем рынке Швеции. KRAV также устанавливает стандарты на производство органической продукции в областях, не охваченных органическим законодательством ЕС, в частности, в рыболовстве и ресторанном бизнесе1.

В Китае разделение полномочий между государственными организациями связано с развитием в стране двух рынков альтернативной агропродовольственной продукции: собственно органической продукции и рынка так называемых зеленых продуктов питания (green food), производство которых осуществляется в экологически чистых условиях с минимальным (или совсем без них) использованием средств химизации, но не обладает правами на установление органического логотипа.

В 1995 году Управлением охраны окружающей среды Китая (SEPA) были подготовлены первые стандарты по сертификации органических продуктов. За год до этого Нанкинским институтом наук по охране окружающей среды (Nanjing Institute of Environment Sciences) был создан Центр развития органического продовольствия (OFDC), которому SEPA предоставило право усовершенствовать первый вариант органических стандартов.

В конце 2003 года управление программами по развитию органической гарантийной системы в Китае было передано от OFDC новой созданной организации - Управлению сертификации и аккредитации (CNCA) при Главном управлении контроля качества, инспекции и карантина (General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine, AQSIQ), являющемуся департаментом (на уровне министерства) Государственного Совета КНР. CNCA в настоящее время тесно сотрудничает с 9 министерствами и департаментами Китая, включая Министерство сельского хозяйства (Ministry of Agriculture, MOA).

Само же MOA регулирует в основном рынок зеленых продуктов питания. Под юрисдикцией MOA находится созданный еще в 1992 году Центр развития зеленых продуктов питания (China Green Food Development Center, CGFDC), разработавший свои стандарты, собственную систему сертификации и инспекции, свою маркировку зеленой продукции.

Однако CGFDC в части интеллектуально - информационного обеспечения также содействует развитию рынка органической продукции. Так, после 1992

1 Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

года он стал одной из немногих национальных организаций, занимающихся вопросами консультаций и обучения, а также научно - техническими разработками в области развития данного рынка. Несколько позднее упомянутый выше OFDC наряду с другим государственным центром - Центром исследования и развития органического чая (OTRDC) - стал активно оказывать бесплатные консультационные услуги на рынке органической продукции Китая1.

В Бразилии разделение полномочий в области управления рынком органической продукции осуществляется между внутренним рынком и экспортом. В настоящее время Бразилия является страной с полностью разработанным и введенным в действие законодательством в области органического сельского хозяйства. Стратегия бразильского правительства в области развития органического сельского хозяйства внутри страны направлена на устойчивое развитие сельской местности. С начала первого десятилетия текущего века соответствующие усилия предпринимаются Министерством сельского хозяйства, животноводства и снабжения (Ministry of Agriculture, Livestock, and Supply, португ. MAPA) в сотрудничестве с местными и региональными органами исполнительной власти, с различными неправительственными организациями и фермерскими союзами, причем государственные структуры активизируют свое участие в этом процессе. MAPA является преемником бывшего Министерства сельского хозяйства и продовольственного снабжения, в котором еще в 1999 году была издана специальная Нормативная Инструкция (IN07/1999), которая регламентировала органические технологии в растениеводстве, животноводстве, переработке сельскохозяйственной продукции, торговле, а также маркировку органической продукции.

В рамках поддержки интеллектуально - информационной составляющей данного рынка большую роль в проведении профильных научных исследований играют аффилированная с MAPA государственная структура -Корпорация Бразильское предприятие по исследованиям в сельском хозяйстве (EMBRAPA), а также находящийся под управлением Министерства по науке, технологиям, инновациям и коммуникациям (Ministry of Science, Technology, Innovation and Communication, MCTIC) Национальный совет по научному и технологическому развитию. Образование по тематике развития рынка продукции органического сельского хозяйства осуществляется в том числе и в

1 Аварский Н.Д., Соколова Ж.Е., Таран В.В. Маркетинг органической и экологически безопасной продукции: опыт Китая // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - №4. - С. 87 - 100.

ряде государственных университетов Бразилии, среди которых можно отметить Федеральный сельский университет Рио - де - Жанейро (курс агрономия со специализацией «органическое сельское хозяйство»; получение степеней магистра и PhD), Федеральный университет Сан Карлос (обучение по специальности «органическое сельское хозяйство»; получение степеней магистра и PhD), Федеральный университет Санта Мария.

За развитие внешней торговли органической продукцией в Бразилии отвечает Министерство развития, промышленности и внешней торговли (Ministry of Development, Industry and Foreign Trade, португ. MDIC) Бразилии, которое через свое структурное подразделение - Агентство по содействию торговли и инвестициям (Apex - Brasil) - курирует специальную программу Organics Brasil, целью которой является укрепление внешнеторговых позиций Бразилии на мировом рынке органической продукции1.

В Индии действующее органическое законодательство в основном сложилось уже в начале нулевых годов нынешнего века. Основной регулирующий документ - Национальная программа по органическому производству (NPOP) была разработана нынешним Министерством торговли и промышленности (Ministry of Commerce and Industry) Индии, которое несет за нее ответственность. Данное министерство создало также специальный Национальный управляющий комитет по органическому производству (NSCOP), членами которого являлись в том числе представители компетентного органа в области сельского хозяйства (на сегодняшний день это Министерство сельского хозяйства и благосостояния фермеров - Ministry of Agriculture and Farmers Welfare), а также структур, в ведении которых находятся пищевая и перерабатывающая промышленность, лесное хозяйство, природоохранные проблемы, наука и технологии, сельское развитие, внешняя торговля.

Еще в начале нулевых годов текущего века NSCOP поставил цель разработать национальную политику, включающую разработку органических стандартов и аккредитацию сертификационных организаций.

По вопросам органической аккредитации была создана Национальная комиссия по аккредитации, в которую первоначально входило шесть аккредитационных агентств, среди них было основное агентство с весьма широкой специализацией, выходящей за рамки рынка органической продукции

1 Соколова Ж.Е. Особенности развития рынка продукции органического сельского хозяйства в странах БРИКС: Обзорн. информ. Центр международных социально-экономических исследований АПК. - М., 2016. - 92 с.

и являющейся наиболее известной не только в Индии, но и за ее пределами. Это созданная еще в 1985 году Служба по развитию экспорта сельскохозяйственной и переработанной продукции продовольственного назначения (Agricultural and Processed Food Products Export Development Authority, APEDA)1. В настоящее время APEDA входит в состав Министерства торговли и промышленности Индии2. Остальные агентства - более узкоспециализированные и ориентированы на отдельные виды органической продукции, в том числе органический кофе, какао, чай, кокосовые орехи, орехи кешью, специи и пряности. В области интеллектуально - информационной составляющей рынка органической продукции институциональное участие государства проявляется через созданный правительством Индии Национальный центр по органическому сельскому хозяйству (National Centre for Organic Farming) в городе Газиабад (штат Уттар Прадеш (Uttar Pradesh)) с шестью региональными центрами. Следует также отметить, что APEDA и другие государственные институциональные структуры Индии (такие, например, как Министерство сельского хозяйства и благосостояния фермеров) в настоящее время осуществляют программы по обучению и повышению квалификации для органических товаропроизводителей и сертификационных организаций3.

Существуют страны, где единственным компетентным органом в области контроля над выполнением органического законодательства является не орган, ответственный за агропродовольственную политику, а иной орган исполнительной власти. Так, в Нидерландах таким компетентным органом, ответственным за выполнение органического законодательства ЕС и национально - органического законодательства, является Министерство по делам экономики и проблемам климата (Ministry of Economic Affairs and Climate Policy). Основная часть полномочий делегирована аккредитованной и контролирующей все товародвижение органической продукции организации Skal Biocontrole, в ведении которой находится сертификация и инспекция производства органической продукции.

1 Agricultural & Processed Food Products Export Development Authority. Ministry of Commerce and Industry, Government of India. - URL:www.apeda.gov.in/apedawebsite/index.html. (дата обращения: 15.03.2018).

2 Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

3 Соколова Ж.Е. Особенности развития рынка продукции органического сельского хозяйства в странах БРИКС: Обзорн. информ. Центр международных социально-экономических исследований АПК. - М., 2016. - 92 с.

На территории Нидерландов действует органический логотип, принятый в странах ЕС. Однако многие органические продукты маркируются логотипом частной организации Foundation EKO Quality Mark. Требования этой организации к органическому производству выше, чем в регламентах ЕС. То же относится к действующему на территории Нидерландов филиалу Demeter International (Demeter Foundation)1.

В некоторых странах, учитывая межотраслевой и «сквозной» характер рынка органической продукции, создаются комплексные институциональные структуры по его регулированию. Такие структуры могут иметь широкие (выходящие далеко за пределы рынка собственно органической продукции) функции, но могут носить исключительно профильный характер.

В первом случае следует отметить Канаду, где до 2006 года отсутствовало органическое законодательство на федеральном уровне, но существовал так называемый Канадский органический стандарт (Canadian Organic Standard), который был разработан Комитетом по органическому сельскому хозяйству Канадской генеральной комиссией по стандартам ^GSB). В свою очередь, СGSB является правительственным агентством в составе Министерства общественных работ и государственной службы (Ministry of Public Works and Government Services). Впоследствии СGSB трансформировала Канадский органический стандарт в Национальный органический стандарт (NOS). Первоначально NOS носил добровольный характер, однако положение изменилось, когда в конце 2006 года на федеральном уровне был принят Регламент по органическим продуктам (Organic Products Regulation), ставящий своей целью обязательную сертификацию органической продукции для внутреннего рынка и предназначенной для экспорта. Наконец в середине 2009 года обязательный характер Регламента по органической продукции вступил в силу, а ответственность за исполнение и совершенствование органического законодательства была возложена на Канадское агентство продовольственной инспекции (Canadian Food Inspection Agency, CFIA).2 Сама же CFIA была создана в 1997 году с целью объединения различных инспекционных служб, направленных на обеспечение (через регулирующие программы) безопасности пищевых продуктов, жизнедеятельности растений и животных. В настоящее время это интегрированная правительственная структура с участием

1 Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

2 Elisa Morgera, Carmen Bullón Caro, Gracia Marín Durán Organic Agriculture and the Law. - FAO, Rome, 2012. FAO Legislative Study 107. - 307 p.

федеральных министерств: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Канады (Agriculture and Agri - Food Canada), Министерства инноваций, науки и экономического развития Канады (Innovation, Science and Economic Development Canada) и Министерства здравоохранения Канады (Health Canada). Министр здравоохранения Канады является ответственным за функционирование CFIA.

Второе направление реализуется на Филиппинах, где ответственность за формирование и управление органическим законодательством возложена на Национальный совет по органическому сельскому хозяйству (National Organic Agriculture Board), ^стоящий из представителей заинтересованных органов власти, неправительственных организаций, а также производителей органической продукции1.

Выводы. Приведенное выше исследование компетентных органов, ответственных за органические стандарты и контроль за их выполнением в ряде стран мира, различающихся по характеру государственного устройства и уровню социально - экономического развития, показывает, с одной стороны, многообразие форм этого регулирования, а с другой - активное участие государства в данном процессе. Институциональный фактор весьма важен для рынка органической продукции в России, развивающегося в условиях еще формирующегося органического законодательства.

В плане институциональной поддержки развития рынка органической продукции в России можно использовать различные варианты с учетом имеющегося зарубежного опыта, социально - экономических, а также географических условий развития данного рынка. Можно, например, создать при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Центр развития рынка органической продукции, в том числе с правами по разработке органических стандартов, аккредитации сертифицирующих организаций, проведения инспекционных функций, консультаций, мониторинга, информационного обеспечения или делегировать соответствующую компетенцию общественной или частной организации, или профильному отраслевому союзу. Учитывая существующую ситуацию (наличие департаментов, курирующих пищевую, перерабатывающую промышленность, качество продукции, агропродовольственные рынки, тот факт, что разработка базового Федерального закона «О производстве органической продукции» велась в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, а также и то, что Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и

1 Там же.

переподготовки кадров агропромышленного комплекса МСХ России уже предлагает обучающие программы в области органического сельского хозяйства), первый вариант в настоящее время представляется наиболее предпочтительным.

Библиография/References:

1. Аварский Н.Д., Соколова Ж.Е., Таран В.В. Маркетинг органической и экологически безопасной продукции: опыт Китая // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - №4. - С. 87 - 100.

2. Магомедов А-Н.Д., Таран В.В., Соколова Ж.Е., Гасанова Х.Н. Государственная поддержка агропродовольственного маркетинга в США // АПК: Экономика, управление. - 2011. - №1. - С. 76 - 82.

3. Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 443 с.

4. About AFSIC. - URL: https://www.nal.usda.gov/afsic/about-afsic-1. (дата обращения: 03.04.2018).

5. Agricultural and Food Quality Inspection. IJHARS. General Information. -2016. - April. - 18p. - URL: http://www.ijhar-s.gov.pl/pliki/A-pliki -z-glownego-katalogu/ethernet/2016/ Agricultural and Food Quality Inspection-General Information.pdf. (дата обращения: 10.04.2018).

6. Agricultural Marketing Service. National Organic Program. Strategic Plan 2015 - 2018. - 2015. - April. - URL: http://www.ams.usda.gov/nop. (дата обращения: 01.04.2018).

7. Agricultural & Processed Food Products Export Development Authority. Ministry of Commerce and Industry, Government of India. - URL: http://www.apeda.gov.in/apedawebsite/index.html. (дата обращения: 15.03.2018).

8. Annual Report for 2014 on Checks Carried out on Animal Welfare at farms and During Transport Pursuant to Commissions Decisions 2006/778/EC and 2013/188/EU. Ministry of Agriculture and Food. Bulgarian Food Safety Agency. Ref. Ares(2015)2001785 - 12/05/2015. - 11p. - URL: www.babh.government.bg. (дата обращения: 23.03.2018).

9. Arbenz Markus, Gould David and Stopes Christopher, 2016, Organic 3.0 - for truly sustainable farming and consumption, IFOAM Organics International, Bonn and SOAAN, Bonn. - 28 p. - URL: https://www.ifoam.bio/organic3zero. (дата обращения: 30.03.2018).

10. Elisa Morgera, Carmen Bullón Caro, Gracia Marín Durán Organic Agriculture and the Law. - FAO, Rome, 2012. FAO Legislative Study 107. - 307 p.

11. Facts. The Danish Veterinary and Food Administration. Ministry of Environment and Food of Denmark. - 2015, December. - 56p. - URL: https://www.foedevarestyrelsen.dk/english/SiteCollectionDocuments/Ledelsessekret ariatet/Fact - Book - DVFA - 2015.pdf. (дата обращения: 15.04.2018).

12. Kranzler Andreas. Organic Agriculture in Austria - Development and Structures. - FiBL. - 11/09/2007. - 27p. - URL: https://www.fibl.org. (дата обращения: 23.04.2018).

13. NIFA. Factsheet. USDA. - URL: https://nifa.usda.gov/.(дата обращения: 05.04.2018).

14. Organicexpoinfo. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL). Last Update: 01/09/2017. - URL: http://www.organicexport.info/about.html. (дата обращения: 11.04.2018).

15. Organic Production/Organic Food: Information Access Tools. Compiled by Mary V. Gold. Alternative Farming Systems Information Center. National Agricultural Library.U.S. Department of Agriculture. - Reviewed April 2016. - URL http://www.Nal.usda.gov/afsic. (дата обращения: 06.04.2018).

16. Soil Association. From Wikipedia, the free Encyclopedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Soil_Association. (дата обращения: 08.04.2018).

17. Urban J. Organic Agriculture in the Czech Republic (Country Report 2011). Central Institute for Supervising and Testing in Agriculture (UKZUZ), Brno, CZ. -10p. - URL: http://orgprints.org/20991/1/Urban_2012_Organic_Agriculture_in_the_ Czech_Republic.pdf. (дата обращения: 06.04.2018).

18. USDA Organization Chart. U.S. Department of Agriculture. - URL: https://www.usda.gov/sites/default/files/documents/usda-organization-hart.pdf. (дата обращения: 04.04.2018).

1. Avarskiy, N.D., Sokolova, ZH.Ye., Taran, V.V. (2017) Marketing organicheskoy i ekologicheski bezopasnoy produktsii: opyt Kitaya [Marketing of organic and environmentally safe products: the experience of China] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Economics of Russian agriculture]. - №4. - P.87-100. (In Russ.)

2. Magomedov, A-N.D., Taran, V.V., Sokolova, ZH.Ye., Gasanova, KH.N. (2011) Gosudarstvennaya podderzhka agroprodovol'stvennogo marketinga v SSHA [State support of agro-food marketing in the US] // APK: Ekonomika, upravleniye [AIC: Economics, management]. - №1. - P. 76 - 82. (In Russ.)

3. Sokolova, ZH.Ye. (2012) Teoriya i praktika razvitiya mirovogo rynka produktsii organicheskogo sel'skogo khozyaystva [Theory and practice of development of the world market of products of organic agriculture]. - M.: Izdatel'stvo IP Nasirddinova V.V. - 443 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sokolova, ZH.Ye., Avarskiy, N.D., Taran, V.V. (2017) Razvitiye rynka organicheskoy produktsii v Avstrii v usloviyakh global'nykh klimaticheskikh izmeneniy [Development of organic products market in Austria in the context of global climate change] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Economics of Russian agriculture]. - №5. - P. 92 - 105. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.