Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс (АПК) / государственное регулирование АПК / сельскохозяйственная продукция / льготное кредитование / субсидии / страхование урожая / формы поддержки / agro-industrial complex / state regulation / agricultural products / preferential lending / subsidies / crop insurance / forms of support

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Светлана Казбековна Чиназирова

В условиях западных санкций и ограничений на экспорт продуктов питания государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственной отрасли становятся особенно актуальными. Они помогают обеспечить надежное и стабильное снабжение населения продуктами питания, а также поддерживают экономическую устойчивость страны. В таких условиях государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственной отрасли становятся еще более важными. Они позволяют обеспечить независимость от импорта продуктов питания и сохранить продовольственную безопасность страны. Государственная поддержка может включать в себя финансовую помощь, субсидии на покупку сельскохозяйственной техники и оборудования, льготные кредиты, налоговые преференции и другие меры, способствующие сельскохозяйственным предприятиям развиваться, модернизироваться и повышать производительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE GOVERNMENT REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

In the context of Western sanctions and restrictions on food exports, state regulation and support of the agricultural sector are becoming especially relevant. They can ensure a reliable and stable supply of food to the population, as well as support the economic stability of the country. So, state regulation and support of the agricultural sector are of a great importance. So, that ensures the independence from food imports and preserve the country’s food security. State support may include financial assistance, subsidies for the purchase of agricultural machinery and equipment, preferential loans, tax preferences and other measures that promote agricultural enterprises to develop, modernize and increase productivity.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 338.436.33

ББК 65.32-43

Ч 63

DOI: 10.53598/2410-3683-2023-1-315-43-49

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

(Рецензирована)

Светлана Казбековна ЧИНАЗИРОВА,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия.

svetlana. 777715@mail. ru

Аннотация. В условиях западных санкций и ограничений на экспорт продуктов питания государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственной отрасли становятся особенно актуальными. Они помогают обеспечить надежное и стабильное снабжение населения продуктами питания, а также поддерживают экономическую устойчивость страны. В таких условиях государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственной отрасли становятся еще более важными. Они позволяют обеспечить независимость от импорта продуктов питания и сохранить продовольственную безопасность страны. Государственная поддержка может включать в себя финансовую помощь, субсидии на покупку сельскохозяйственной техники и оборудования, льготные кредиты, налоговые преференции и другие меры, способствующие сельскохозяйственным предприятиям развиваться, модернизироваться и повышать производительность.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК), государственное регулирование АПК, сельскохозяйственная продукция, льготное кредитование, субсидии, страхование урожая, формы поддержки.

Для цитирования: Чиназирова С.К. Зарубежный опыт государственного регулирования АПК// Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023. Вып. 1 (315). С. 43-49. DOI: 10.53598/2410-3683-2023-1-315-43-49.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

FOREIGN EXPERIENCE OF THE GOVERNMENT REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Svetlana K. CHINAZIROVA,

Adyghe State University, Maykop, Russia

svetlana. 777715@mail. ru

Abstract. In the context of Western sanctions and restrictions on food exports, state regulation and support of the agricultural sector are becoming especially relevant. They can ensure a reliable and stable supply of food to the population, as well as support the economic stability of the country. So, state regulation and support of the agricultural sector are of a great importance. So, that ensures the independence from food imports and preserve the country's food security. State support may include financial assistance, subsidies for the purchase of agricultural machinery and equipment, preferential loans, tax preferences and other measures that promote agricultural enterprises to develop, modernize and increase productivity.

Keywords: agro-industrial complex, state regulation, agricultural products, preferential lending, subsidies, crop insurance, forms of support.

For citation: Chinazirova S.K. Foreign experience of the government regulation of the agro-industrial complex // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2023. No. 1 (315). P. 43-49 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2023-1-315-43-49.

Зарубежный опыт государственного регулирования агропромышленного комплекса (АПК) различен в разных странах и может включать различные меры и инструменты. Причем эти различия носят и методологический, и организационный характер.

Например, в США государственное регулирование АПК осуществляется через федеральное министерство сельского хозяйства (иБОА). Оно предоставляет финансовую поддержку фермерам, разрабатывает и реализует программы по обеспечению продовольственной безопасности, контролирует качество и безопасность продукции, а также проводит исследования и разработки в сельском хозяйстве.

В Европейском союзе государственное регулирование АПК осуществляется через общую сельскохозяйственную политику (ОСП). Она включает в себя финансовую поддержку фермерам, регулирование цен и рынков сельскохозяйственной продукции, охрану окружающей среды, обеспечение качества и безопасности продукции.

В Китае государственное регулирование АПК осуществляется через Министерство сельского хозяйства и сельского развития. Оно включает в себя финансовую поддержку фермерам, разработку и реализацию программ по повышению производительности и качества сельскохозяйственной продукции, контроль за использованием земли и водных ресурсов.

В Японии государственное регулирование АПК осуществляется через Министерство сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства. Оно включает в себя финансовую поддержку фермерам, разработку и реализацию программ по повышению производительности, улучшению качества и безопасности продукции, а также поддержку малых и семейных ферм.

В каждой стране государственное регулирование АПК может быть уникальным и адаптированным к особенностям национального аграрного сектора. Однако общая цель такого регулирования обычно заключается в обеспечении стабильности и развития сельского хозяйства, поддержке фермеров, обеспечении продовольственной безопасности и устойчивости агропромышленного комплекса. Например, в Республике Беларусь государственное регулирование АПК осуществляется через ряд нормативных актов, которые определяют меры государственной поддержки для аграрного сектора [1].

Одним из основных нормативных актов является Закон Республики Беларусь «О развитии сельского хозяйства и сельской местности». В этом законе определены основные принципы и цели государственной политики в сфере сельского хозяйства, а также меры государственной поддержки, направленные на стимулирование развития агропромышленного комплекса.

Другим важным нормативным актом является Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке аграрного производства». В этом законе определены меры государственной поддержки, такие как предоставление субсидий и льготных кредитов для развития сельскохозяйственного производства, компенсации затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, а также субсидирование страховых взносов. Также в Беларуси действует ряд программ и проектов, направленных на развитие агропромышленного комплекса. Например, программы развития животноводства, растениеводства, переработки сельскохозяйственной продукции и другие.

Важным элементом государственной поддержки АПК в Беларуси является система государственных закупок сельскохозяйственной продукции по государственным ценам. Это позволяет обеспечить стабильный спрос на сельскохозяйственную

продукцию и защитить интересы фермеров. Кроме того, в законодательстве Республики Беларусь детально прописаны меры экономической поддержки предприятий АПК, которые включают:

— целевое финансирование из бюджетов разных уровней;

— создание специальных фондов поддержки предприятий АПК;

— обеспечение паритета цен на продукцию, поставляемую сельскохозяйственными организациями;

— помощь предприятиям со стороны государственных организаций;

— государственная поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства [2].

Таким образом, государственное регулирование АПК в Республике Беларусь

осуществляется через ряд нормативных актов и мер государственной поддержки, направленных на стимулирование развития агропромышленного комплекса и поддержку фермеров.

В странах Европы и США государственная поддержка сельского хозяйства также осуществляется через ряд нормативных актов и программ. Но в Европейском союзе (ЕС) существует Общая сельскохозяйственная политика (ОСП), которая предусматривает меры поддержки для аграрного сектора. ОСП включает в себя различные инструменты, такие как прямые платежи фермерам, субсидии на развитие сельскохозяйственных предприятий, финансирование программ развития сельской местности и другие меры.

В Соединенных Штатах Америки (США) государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется через Федеральную фермерскую программу. Эта программа предоставляет финансовую помощь фермерам в виде прямых платежей, субсидий на страхование урожая, кредитов и других форм поддержки.

Кроме того, в Европе и США существуют различные программы развития сельского хозяйства, направленные на повышение эффективности производства, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, поддержку малых и средних фермерских хозяйств, защиту окружающей среды и другие цели. Также в этих странах применяются более эффективные механизмы государственных закупок сельскохозяйственной продукции для обеспечения стабильного спроса и поддержки фермеров. Об этом свидетельствует тот факт, что одними из крупнейших современных производителей продукции сельского хозяйства являются именно страны Европейского Союза (около 11% объема производства продукции от общемирового объема) и США (10% мирового объема производства) [3].

В целом поддержка сельского хозяйства европейскими и американскими странами направлена на обеспечение устойчивого развития аграрного сектора, поддержку фермеров и обеспечение продовольственной безопасности. В Европейском союзе очень важна ценовая политика, которая закреплена в нормативных актах многих европейских стран, особенно во Франции, Германии, Италии, Испании, Греции и Португалии. Целью этой политики является обеспечение справедливых и стабильных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые позволяют сельскохозяйственным производителям получать прибыль и поддерживать устойчивое развитие отрасли.

Ценовая политика включает в себя различные механизмы, такие как установление минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию, предоставление субсидий и государственной поддержки сельскохозяйственным производителям, а также регулирование импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции. Одним из основных инструментов ценовой политики Европейского союза является система прямых платежей для сельскохозяйственных производителей. Эти выплаты

предоставляются производителям в виде компенсации разницы между рыночной ценой и ценой полученного ими продукта.

Таким образом, производители могут получать стабильный доход и планировать свою деятельность, основываясь на предсказуемом доходе. Кроме того, ценовая политика в странах Европейского Союза также включает механизм регулирования импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции. Например, установление импортных тарифов и квот на сельскохозяйственную продукцию может помочь защитить отечественных производителей от ненужной конкуренции со стороны импорта.

Важным аспектом ценовой политики в странах Европейского Союза также является сотрудничество между государствами-членами в определении общих правил и норм ценовой политики. Это позволяет обеспечить единый рынок сельскохозяйственной продукции и предотвратить нежелательные искажения конкуренции. Ценовая политика Европейского союза играет важную роль в поддержке сельскохозяйственного сектора, обеспечении стабильных доходов производителей и поддержке устойчивого развития сельских районов. Однако такого рода ценовая политика может вызвать конфликты и споры с другими странами, особенно в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Это связано с тем, что высокие цены на сельскохозяйственную продукцию в ЕС могут создавать препятствия для импорта из других стран, нарушая принципы свободной торговли.

В целом государственное регулирование сельского хозяйства в странах Европейского Союза обусловлено необходимостью обеспечения стабильности сельского хозяйства, поддержки малых и средних фермерских хозяйств и защиты окружающей среды. Однако его использование должно быть сбалансированным и соответствовать правилам международной торговли. В дополнение к установленной ценовой политике Европейский Союз также осуществляет таможенное регулирование, которое придерживается протекционистской тенденции препятствовать импорту сельскохозяйственной продукции из других стран.

Например, Европейский Союз может ввести высокие тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции, что делает ее более дорогой для потребителей и создает препятствия для конкуренции со стороны других стран. Кроме того, в рамках таможенного надзора могут быть сформулированы технические и фитосанитарные требования, которые могут быть непреодолимыми для сельскохозяйственных производителей в других странах. Эти требования могут быть использованы для ограничения поступления импортной сельскохозяйственной продукции на европейский рынок.

Таким образом, в дополнение к ценовой политике таможенное регулирование в Европейском Союзе также может быть использовано в качестве инструмента предотвращения импорта и поддержки отечественного сельскохозяйственного сектора. Однако эти меры могут вызвать конфликты и споры с другими странами в ВТО.

Кроме того, льготное кредитование в странах Европы является одним из инструментов государственной поддержки сельского хозяйства. Через специальные программы и фонды фермерам предоставляются кредиты на льготных условиях с более низкими процентными ставками или сроками погашения. Это способствует получению сельскохозяйственными предприятиями необходимых финансовых ресурсов для развития и модернизации производства, приобретения оборудования или земли. Льготные кредиты могут предоставляться либо через государственные банки или фонды, либо через коммерческие банки, которые получают государственные гарантии или субсидии. Такие программы могут быть

страновыми или региональными, и их условия и требования могут варьироваться в разных странах.

Целью льготного кредитования является стимулирование развития сельского хозяйства, повышение его конкурентоспособности и устойчивости, а также поддержка малых и средних фермерских хозяйств. Это также может быть связано с целями продовольственной безопасности, охраны окружающей среды и развития сельских районов. Поэтому льготные кредиты являются важным инструментом государственной поддержки сельского хозяйства, помогая фермерам развивать предприятия и справляться с финансовыми трудностями, связанными с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции.

Интересна также государственная поддержка агропромышленного комплекса Китая (АПК), которая также имеет свои особенности. Во-первых, сельское хозяйство играет важную роль в экономике Китая, особенно в области занятости и продовольственной безопасности. Государственный надзор позволяет поддерживать стабильность сельского хозяйства, обеспечивать достаточное производство сельскохозяйственной продукции и предотвращать нестабильность цен на продовольствие.

Во-вторых, государственный надзор за агропромышленным комплексом Китая направлен на сокращение разрыва между городом и сельской местностью и улучшение жизни и доходов сельского населения. Например, государство предоставляет субсидии и льготы сельским жителям, финансирует развитие инфраструктуры в сельской местности, а также предоставляет кредиты и другие финансовые ресурсы сельскохозяйственным предприятиям.

В-третьих, государственное регулирование АПК в Китае также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и внедрение новых технологий. Например, государство инвестирует в исследования и разработки в сельском хозяйстве, поддерживает внедрение современных методов обработки земли, использование современной техники и механизации производства.

Однако государственная поддержка АПК в Китае также вызывает некоторые проблемы и вызовы. Например, она может приводить к перепроизводству определенных сельскохозяйственных товаров и нерациональному использованию ресурсов. Также государственная поддержка может быть неравномерно распределена между различными регионами и фермерами, что может создавать неравные условия для конкуренции.

На долю сельского хозяйства приходится 7,4% ВВП и 25,4% занятости в экономике [4]. Средняя площадь хозяйств составляет менее одного гектара. Быстро развивается крупномасштабное производство, включая кооперацию и корпоративные бизнес-подразделения.

Производство продукции растениеводства составляет 67% от общего объема отрасли. Импортируемые Китаем агропродовольственные товары — это в основном низкосортные продукты, используемые в качестве сырья в отечественной пищевой промышленности. Хотя импорт превышает экспорт сельскохозяйственной продукции, Китай значительно увеличил свои поставки. За последние два десятилетия он увеличился более чем в пять раз. В 2022 году экспортная выручка достигла 88,58 млрд долларов США (рис. 1).

В целом государственная поддержка АПК в Китае имеет свои особенности, связанные с обеспечением продовольственной безопасности, улучшением жизни сельского населения и повышением эффективности сельскохозяйственного производства. Однако ее использование должно быть сбалансированным и учитывать потребности различных регионов и фермеров.

Рис. 1 — Китайский экспорт сельскохозяйственных продуктов (Китай) [4]

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) в странах-участницах действует система национальных мер поддержки сельскохозяйственных предприятий. Эта система регулирует уровень и вид государственной поддержки, которую страны могут оказывать своим сельскохозяйственным секторам. Система мер национальной поддержки определяет различные виды национальной поддержки, такие как субсидии на производство, экспортные субсидии, государственные закупки и прямые выплаты производителям. В нем также устанавливаются ограничения на уровень и количество государственной поддержки, чтобы не дать отдельным странам получить неоправданные конкурентные преимущества. Целью системы национальных мер поддержки в рамках ВТО является обеспечение справедливой и предсказуемой торговой среды для всех стран-участниц и поддержка устойчивого развития сельскохозяйственного сектора.

Однако, несмотря на существование этой системы, некоторые страны могут использовать различные способы обхода ограничений и продолжать оказывать ненадлежащую государственную поддержку своим сельскохозяйственным секторам. В этом случае другие страны могут обратиться в ВТО для разрешения споров и защиты своих интересов. В целом система национальных мер поддержки сельскохозяйственных предприятий в рамках ВТО является важным инструментом обеспечения справедливой торговой среды и защиты интересов всех стран-участниц [5].

Следует также отметить, что в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) государственное регулирование и поддержка аграрного сектора особенно важны. ЕАЭС — это таможенный союз, в котором установлены единые правила торгово-экономического сотрудничества между государствами-членами. Это означает, что государства-члены ЕАЭС должны координировать свою сельскохозяйственную политику для обеспечения единого рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции. Национальные нормативные акты позволяют государствам-членам ЕАЭС контролировать импорт и экспорт продовольствия и устанавливать правила для внутреннего рынка. Это помогает предотвратить ненужную конкуренцию и нехватку продовольствия, а также защитить интересы сельскохозяйственных производителей.

Государственная поддержка сельскохозяйственного сектора в рамках ЕАЭС может включать финансовую помощь, субсидии на инвестиции в сельское хозяйство,

обучение и консультирование сельскохозяйственных предприятий, а также разработку специальных планов и проектов развития сельского хозяйства. Сотрудничество между государствами-членами в области сельскохозяйственных исследований, разработки новых технологий и обмена опытом также является важным аспектом национальной поддержки сельского хозяйства в рамках ЕАЭС. Это позволяет повысить эффективность производства и улучшить качество сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственного сектора в рамках ЕАЭС играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских районов и экономической устойчивости в государствах-членах.

Примечания:

1. Муслимова С. Ю. Эффективное сельскохозяйственное производство — главное звено в обеспечении продовольственной безопасности страны и региона // Вектор экономики. 2020. № 5 (23). С. 52.

2. Папцов А. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах ВТО//АПК: экономика, управление. 2021. № 11.1. С. 69-72.

3. Серогодский В. Э. Анализ зарубежного опыта государственного регулирования АПК // Международный правовой курьер. 2022. № 2. С. 15-18.

4. Дмитриева М. А. Агропромышленный комплекс в зарубежных странах // Использование инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2018. С. 51- 54.

5. Чиназирова С. К. Развитие аграрных предприятий в условиях инновационных преобразований агропромышленного комплекса // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. Вып. 2. С. 98-103.

References:

1. Muslmova S. Yu. Effective agricultural production is the main part of product security of the region and country/The vector of economy. 2020. № 5 (23). P. 52.

2. Puptsov A. State support of agriculture in developed countries VTO 11 ACC: economy, management. 2021. № 11.1. P. 69-72.

3. Serogodsky V. A. Analysis of foreign experience of state regulation AIC11 International law guide. 2022. № 2. P. 15-18.

4. Dmitrieva M. A. Agricultural complex in foreign countries// Innovation technologies use in the developing and realization of economic reforms: materials of International scientific and practical conference. Ufa: Aeterna, 2018.P. 51- 54.

5. Chinazirova S. K. The development of agrarian companies in the conditions of innovative reforms of agricultural complex // Bulletin of the Adyghe State University. 2005. Vol. 2. P. 98-103.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 18.03.2023; одобрена после рецензирования 24.03.2023; принята

к публикации 03.04.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 18.03.2023; approved after reviewing 24.03.2023; accepted for publication 03.04.2023.

© C.K. Чиназирова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.