УДК 338.43
РЕГУЛИРОВНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
© Р.Ш. Абакарова1
Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 367008, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.
Рассмотрен мировой опыт финансовой поддержки аграрного сектора экономики. Показана практика эффективно используемых в США и странах Европейского союза (ЕС) инструментов прямой и косвенной поддержки отрасли. Аграрное производство практически во всех странах ЕС представляет собой относительно надежный вид бизнеса с невысоким фактором риска, что достигается за счет регулярного воздействия государства на внутренний рынок. В свою очередь в России могут быть использованы инструменты регулирования и поддержки сельскохозяйственной отрасли, применяемые в экономически развитых странах. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: государственное регулирование; зарубежный опыт государственного регулирования; сельское хозяйство; государственная поддержка; аграрный сектор.
REGULATION OF AGRICULTURE. POSITIVE SIDES OF FOREIGN EXPERIENCE R.Sh. Abakarova
Dagestan State Institute of National Economy, 5 D. Ataev St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008, Russia.
The article considers the international experience in financial backing of the agrarian sector of economy. It shows the instruments of direct and indirect support of agriculture effectively used in the United States and in the EU countries. In almost all EU countries, agricultural production is a relatively reliable type of business with a low risk factor. It is achieved through regular influence of the state on the domestic market. In its turn, Russia can employ some tools for agricultural sector regulation and support used in economically developed countries. 5 sources.
Keywords: government regulation; foreign experience of state regulation; agriculture; state backing of the agrarian sector.
В большинстве стран мира одним из приоритетных направлений экономической политики является государственное регулирование сельского хозяйства, в его рамках принимаются конкретные законодательные акты, на основе которых вырабатываются эффективные программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного производства, но и всех сфер агробизнеса, а также развитие сельских территорий.
Роль государства в современной рыночной экономике весьма значительна. Историческая практика и экономическая теория показывают, что государственное регулирование отраслей экономики является основой их стабильного развития. Цель государственного управления в области экономики - создание условий для эффективного функционирования предприятий национального хозяйства.
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. С недавнего времени явно прослеживается возросшее внимание государства к проблемам сельского хозяйства, так как от степени развития и уровня эффектив-
ности функционирования сельскохозяйственного производства во многом зависят сбалансированность экономики, политическая обстановка в стране, ее продовольственная независимость. По уровню и эффективности государственной поддержки сельского хозяйства можно говорить о развитости и благополучии государства.
Рассмотрим государственное регулирование агропромышленного комплекса (АПК) за рубежом. Механизм государственного регулирования отрасли в зарубежных странах отличается большим разнообразием используемых инструментов. Многие специалисты в области сельского хозяйства уверены, что для нашей страны интересен и полезен опыт государственной поддержки сельского хозяйства зарубежных стран, в особенности с развитой экономикой. Они обращают внимание на такие меры, как:
- поддержание уровня цен на многие виды сельскохозяйственной продукции;
- выделение дотаций на 1 га земельной площади, условную голову скота;
- льготное кредитование крестьян путем частичной компенсации действующей процентной ставки из бюджетных средств;
- установление льготного налогообложения сель-
1Абакарова Рабият Шамсудиновна, преподаватель кафедры налогов и налогообложения, тел.: (8722) 565669, 89884689571, e-mail: [email protected]
Abakarova Rabiyat, Lecturer of the Department of Taxes and Taxation, tel.: (8722) 565669, 8(988)4689571, e-mail: [email protected]
скохозяйственных организаций;
- финансирование научных исследований в области сельского хозяйства;
- развитие сельской инфраструктуры;
- разработка и принятие нормативно-правовых актов в области сельского хозяйства.
Показательно, что в развитых странах, таких как Япония, страны-члены ЕС, и др., государство регулярно оказывает поддержку сельскому хозяйству. Условно государственную поддержку АПК Евросоюза можно разделить на две составляющие: защита рынков и развитие сельских территорий. Под второй составляющей понимают не только социальное развитие территорий, но и развитие сельскохозяйственного производства, домашних хозяйств населения [4].
В настоящее время лидирующие позиции по производству и потреблению сельскохозяйственной продукции в мире заняли США и страны-члены ЕС: они обеспечивают более половины мирового экспорта продукции аграрного сектора. Механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей стран Европейского союза включает:
- регулирование рыночной цены, обеспечивающей рентабельность производства;
- выплаты в зависимости от целевого использования субсидий;
- выплаты в зависимости от размера посевных площадей;
- различные компенсационные выплаты;
- применение штрафных санкций к сельскохозяйственным производителям, не выполняющим экологические требования к организации и ведению производства.
Основными целями аграрной политики США являются увеличение уровня производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, поддержка сельхозтоваропроизводителей как на внутреннем рынке, так и за его пределами, обеспечение сбалансированности питания населения страны. Переход от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным на основе широкого внедрения машинной техники и использования минеральных удобрений является важным фактором капитализации фермерского сельского хозяйства США, где развитие этой отрасли экономики носит индустриальный характер, что обеспечивает США преимущество в мировом сельскохозяйственном производстве.
Для надежного обеспечения населения продовольствием необходимы меры государственного регулирования сельскохозяйственного производства, о чем и свидетельствует реализация аграрных политик в США, странах Евросоюза и других развитых странах, которые направляют на поддержку села 65-70% ВВП, произведенного в аграрном секторе (Россия - не более 12%). Уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий в странах Евросоюза за последние годы составил 300 долл. США, в Японии -473, в США - 324, в Канаде - 188, а в России - только 10 долл. США.
Главную роль в системе государственного регули-
рования продовольственного снабжения в развитых странах играет поддержание уровня цен и ценового равновесия. В большинстве развитых стран, в том числе и в США, программы поддержки фермеров осуществляются по каналам министерств сельского хозяйства. В программы поддержки входят субсидирование экспорта, прямые выплаты фермерам, меры по контролю над уровнем цен, объемами производства и другие формы косвенного субсидирования фермерских хозяйств. Сельское хозяйство ярко выделяется среди секторов американской экономики, являясь движущей силой роста экспорта, создания новых рабочих мест и развития национальной конкурентоспособности. Кроме того, неуклонно повышается мировой спрос на американскую сельскохозяйственную продукцию.
Как видим, экономическая политика государства играет важнейшую роль в развитии сельского хозяйства США. Государство участвует как в формировании спроса на продовольствие и сырье внутри страны, так и в стимулировании экспорта сельскохозяйственной продукции. Способствуя успешному развитию сельского хозяйства и других сфер АПК, государство тем самым осуществляет социальную защиту всего населения посредством поддержания низких цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье. В связи с этим опыт формирования и функционирования системы государственной поддержки аграрного сектора США, особенно определение перспективных ее направлений, представляет значительный интерес для отечественной практики.
Государственное регулирование аграрного сектора в странах ЕС происходит на основе единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Цели ЕСП следующие:
- повышение производительности в сельском хозяйстве;
- стабилизация рынка;
- бесперебойные поставки продовольствия;
- обеспечение достойного уровня жизни фермеров;
- обеспечение разумных цен для потребителей.
Основные инструменты включают регулирование
сельскохозяйственных цен, прямые платежи фермерам и таможенное регулирование экспорта и импорта.
В последнее время в Японии - второй экономической державе мира, особое внимание уделяется повышению качества продукции, что является важной составляющей неценовой конкурентоспособности: в последние годы Япония активно занялась продвижением своей сельскохозяйственной продукции (фрукты, рис, грибы, мускатный орех) на мировой рынок. Ее главный козырь - высокое качество. Для его обеспечения предпринимаются серьезные меры по предупреждению распространения инфекционных болезней скота и птицы. Кроме того, для повышения уровня самообеспеченности продовольствием в Японии проводится кампания, направленная на увеличение потребления отечественной продукции: широко пропагандируются так называемый «японский тип питания»,
движение «одна деревня - один продукт».
Характерной особенностью нынешнего этапа стратегического преобразования структуры сельского хозяйства Китая является решение целого комплекса задач. Это прежде всего повышение качества и конкурентоспособности продукции агросферы как на внутреннем, так и на внешнем рынках, расширение ее ассортимента в соответствии со спросом населения. Китайские специалисты отобрали ряд видов продукции, которым отдается предпочтение, а именно: специализированные сорта пшеницы, кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, яблоки, апельсины, коровье молоко, а также говядина и баранина, продукция водных промыслов и т.д. Аграрное производство в Китае мелкотоварное, недостаточно конкурентоспособное, особенно на фоне западных производителей, которые не только лучше технически вооружены, но и получают от государства огромные субсидии. Большинство китайских экспортеров продовольствия - это мелкие предприятия, у которых отсутствует инфраструктура для проведения торговых операций за рубежом. Особой государственной поддержкой пользуются производители зерна, так как это направление в Китае традиционно считают приоритетным в обеспечении продовольственной безопасности страны.
С целью государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства Китая используются следующие меры: прямые платежи и субсидии, налоговая политика, совершенствование рыночной инфраструктуры, инвестиции в развитие сельской инфраструктуры, кредитование сельских товаропроизводителей, охрана земель, поддержка научно-исследовательской деятельности в сельском хозяйстве, обеспечение экологической безопасности продуктов питания, ценовая поддержка. На данный момент государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства Китая базируются на стандартных методах, принятых во многих странах мира с учетом особенностей и возможностей государства. Основные усилия направлены на вопросы экологии, повышения качества жизни в сельских районах и обеспечения конкурентоспособности китайского сельского хозяйства [2]. В 2010 г. в КНР основное внимание было уделено «гармонизации отношений между городом и деревней», в первую очередь с помощью стимулирования деревенского спроса.
Аграрный сектор Евросоюза активнее защищается от импорта, интенсивно поддерживает экспорт сельхозпродукции, больше средств расходует на поддержание цен, тогда как США в большей степени использует прямые платежи. Современная система государственного регулирования аграрного сектора Китая находится на стадии формирования и испытывает жесткую конкуренцию со стороны США и ЕС. Китай, США и страны ЕС финансируют экологические программы и развивают рыночную и производственную инфраструктуры. Это позволяет оказывать масштабную поддержку фермерам названых государств и обходить запреты ВТО (особенно в США). Оценка госу-
дарственного регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах свидетельствует о взвешенной и продуманной аграрной политике, позволяющей конкурировать на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать высокую эффективность сельскохозяйственного производства.
Государственная поддержка сельхозпроизводства в развитых странах - это мощный рычаг проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве. Большое разнообразие инструментов, используемых в механизме государственного регулирования отрасли, обусловлено национальными особенностями развития сельского хозяйства, позициями страны на мировом рынке и другими факторами.
В развитых странах (США, страны Евросоюза) в совокупной поддержке сельского хозяйства высока доля бюджетных средств, чего нельзя сказать о нашей стране. Чтобы государственная поддержка в России стала более эффективной, необходимо использовать положительный опыт государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом (в области страхования, льготного кредитования и других областях).
Государственная поддержка аграрной сферы в развитых зарубежных странах основана на сочетании экономических и административных методов управления.
Административные методы включают государственные программы, директивное планирование (пятилетние планы, ежегодные планы социально-экономического развития), инструменты внешнеторговой политики (сертификация импорта, квотирование и лицензирование). Они направлены не только на повышение эффективности государственного регулирования, но и на предотвращение нецелевого использования бюджетных средств.
Экономические методы представлены двумя группами: прямые и косвенные.
К мерам прямого государственного воздействия относятся инструменты финансово-бюджетной политики:
- прямые субсидии, включая развитие производственной инфраструктуры и социальной сферы села;
- осуществление ирригационных проектов, рекультивации земель;
- создание фермерских объединений;
- государственные компенсационные платежи;
- выплаты за ущерб от стихийных бедствий;
- платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.); финансирование НИОКР, образования и повышения квалификации в сельской местности.
К косвенным мерам государственного регулирования сельского хозяйства относятся:
- инструменты ценовой политики (в том числе госзакупки, мониторинг цен на средства производства, гарантированные закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции);
- инструменты налоговой политики (льготный режим налогообложения - преференции);
- инструменты финансово-кредитной политики (льготное кредитование, компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества, развитие сельских финансовых учреждений нового типа);
- инструменты внешнеторговой политики (импортные тарифы, пошлины).
Сравнительный анализ объемов господдержки сельского хозяйства в России, США и ряде стран Западной Европы свидетельствует о том, что по многим реализуемым в нашей стране государственным программам и проектам приоритетное положение АПК носит декларируемый характер [3]. Совокупная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей от стоимости валовой сельскохозяйственной продукции в экономически развитых странах и государствах ЕС составляет 32-35%, в то время как в России - не более 7%, что соответствует уровню развивающихся стран.
Как уже отмечалось, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используются различные экономические инструменты (дотации, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования не только сельского хозяйства, но и всего агропромышленного комплекса, а также формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности. Несмотря на то что Россия находится в несколько иных условиях, чем
развитые страны, рассмотренный выше опыт весьма полезен для дальнейшего исследования.
Также важно государственное регулирование и в привлечении прямых иностранных инвестиций. За последние два десятилетия многие страны отменили большинство ограничений для иностранных инвестиций и сделали акцент на разработке и внедрении мер, которые должны способствовать их привлечению. В частности, большинство стран гарантируют иностранным фирмам юридическую защиту капиталовложений, режим наибольшего благоприятствования, равный подход, а также свободный перевод прибылей, репатриацию капитала и справедливое разрешение споров. Актуально в этом контексте принятие и совершенствование законодательства о конкуренции, призванного обеспечить эффективное функционирование рынка.
Таким образом, создание конкурентоспособного агропродовольственного производства невозможно без усиления роли государства и поддержки аграрного сектора экономики. Как свидетельствует опыт последних десятилетий, государство в зарубежных странах, постепенно перейдя от прямых к косвенным инструментам регулирования экономики в сельском хозяйстве, проводит высокоэффективную политику защиты внутреннего производителя, даже несмотря на новые условия миропорядка, главным из которых является всемирная глобализация [5].
В целом сложившаяся ситуация говорит о необходимости коренной перестройки аграрной политики России. Практика показала, что только высокоэффективные механизмы государственного регулирования экономики могут обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность отрасли. Об этом убедительно свидетельствует общемировая тенденция усиления роли государства в развитии аграрного сектора [1].
Статья поступила 16.10.2014 г.
Библиографический список
1. Абакарова Р.Ш. Современное состояние государственного регулирования аграрного сектора экономики // Казанская наука. 2012. № 2. С. 39-41.
2. Колесняк И.А. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 6. С. 306-309.
3. Климова Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах // Научный
журнал КубГАУ. 2013. № 9. С. 713-729.
4. Петрова С.Ю., Фролова О.А. Государственное регулирование агропромышленного производства с учетом опыта зарубежных стран // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (102). С. 126-131.
5. Фролова О.А., Васильева С.Ю. Государственное регулирование сельского хозяйства: зарубежный опыт // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 76-83.