Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
67
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барков Алексей Владимирович, Соколов Алексей Павлович

В статье обосновываются методологические подходы к исследованию проблемы, обобщаются результаты научно-исследовательской работы, посвященной изучению зарубежного опыта государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, дается критическая оценка возможности его применения в России. Разработанные научно-практические рекомендации по совершенствованию российского законодательства в данной сфере нацелены на обеспечение устойчивого развития оборонной промышленности. Делается вывод о том, что для совершенствования российской модели правового обеспечения устойчивого развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе представляют интерес американский опыт «контрактов жизненного цикла», партнерские PBL-проекты, британские «устойчивые оборонные закупки» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барков Алексей Владимирович, Соколов Алексей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AND A CRITICALASSESSMENT OF THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

The article substantiates methodological approaches to the study of the problem, summarizes the results of research work devoted to the study of foreign experience of public-private partnership in the military-industrial complex, gives a critical assessment of the possibility of its application in Russia. The developed scientific and practical recommendations for improving Russian legislation in this area are aimed at ensuring sustainable development of the defense industry. It is concluded that in order to improve the Russian model of legal support for sustainable development of public-private partnerships in the military-industrial complex, the American experience of “life cycle contracts”, partner PBL projects, British “sustainable defense procurement”, etc. are of interest.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ»

ЮШШШ«

тшшоттт

DOI 10.475776/2712-7516_2021_1_2_53 УДК 346.7:334.723

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Барков Алексей Владимирович,

доктор юридических наук, профессор, профессор 27 кафедры (гражданского права), Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета Российской Федерации, Россия, г. Москва, е-mail: barkov_a_v@mail.ru

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, доцент, заведующий 27 кафедрой (гражданского права), Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Москва, е-mail: srrpj@mail.ru

В статье обосновываются методологические подходы к исследованию проблемы, обобщаются результаты научно-исследовательской работы, посвященной изучению зарубежного опыта государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, дается критическая оценка возможности его применения в России. Разработанные научно-практические рекомендации по совершенствованию российского законодательства в данной сфере нацелены на обеспечение устойчивого развития оборонной промышленности. Делается вывод о том, что для совершенствования российской модели правового обеспечения устойчивого развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе представляют интерес американский опыт «контрактов жизненного цикла», партнерские PBL-проекты, британские «устойчивые оборонные закупки» и др.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; оборонно-промышленный комплекс; зарубежный опыт.

UDC 346.7:334.723

FOREIGN EXPERIENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AND A CRITICAL

ASSESSMENT OF THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

Barkov Alexey Vladimirovich,

Doctor of Law, Professor, Professor of Department 27 (Civil Law), Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: barkov_a_v@mail.ru

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of Department 27 (Civil Law), Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: srrpj@mail.ru

The article substantiates methodological approaches to the study of the problem, summarizes the results of research work devoted to the study of foreign experience of public-private partnership in the military-industrial complex, gives a critical assessment of the possibility of its application in Russia. The developed scientific and practical recommendations for improving Russian legislation in this area are aimed at ensuring sustainable development of the defense industry. It is concluded that in order to improve the Russian model of legal support for sustainable development of public-private partnerships in the military-industrial complex, the American experience of "life cycle contracts", partner PBL projects, British "sustainable defense procurement", etc. are of interest.

Keywords: public-private partnership; military-industrial complex; foreign experience.

В настоящее время инновационное, устойчивое развитие оборонной промышленности стран Североатлантического Альянса, среди которых ведущие позиции занимают США, Великобритания, Франция и Германия [11], и их потенциального стратегического соперника Китая уже невозможно представить без различных видов партнерских инвестиционных соглашений государства и бизнеса. В Российской Федерации государственно-частное партнерство (ГЧП) в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) находится в стадии формирования. В связи с этим правоприменительный и правотворческий опыт стран, занимающих лидирующие позиции в этом вопросе, может быть востребован для совершенствования российского подхода к правовому обеспечению государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе.

За рубежом оборона и национальная безопасность всегда являлись одной из наиболее перспективных и привлекательных сфер инвестиционной деятельности частного бизнеса [3], показателем степени развитости экономики, конкурентоспособности государства на внутреннем и внешнем рынках. По мнению экспертов, без развитого инструментария ГЧП в оборонной сфере, государствен -ного военного заказа и оборонных научных исследований в США не было бы Кремние-

вой долины, а следовательно, и цифровой экономики, во всем мире надежно сегодня обеспечивающей качество жизни взыскательного потребителя [7].

Многие страны давно оценили возможности государственно-частного партнерства не только в военной области, но и в целом в процессе обеспечения социально-экономического развития и научно-технического прогресса, создав законодательную основу партнерских отношений в промышленности, энергетике, социальной и других сферах. Вместе с тем в различных национальных юрисдикциях единого понимания данных отношений не сложилось, а термин «государственно-частное партнерство» («Public-Private Partnership» (PPP)) в законодательных актах может применяться как для характеристики любых партнерских отношений государства и бизнеса, включая социальное партнерство, так и различных форм инвестиционной деятельности. Есть основание полагать, что в мировой практике государственно-частное партнерство представляет собой правовую рамочную конструкцию, используемую для решения актуальных социально-экономических проблем с применением доступных правовых средств [2, с. 28].

Анализ законотворческих подходов, представленных на международном портале «PUBLIC-PRIVATE-PARTNERSHIP LEGAL

RESOURCE CENTER», содержащем подборку законодательства 148 стран, относящегося к публично-частным проектам [13], дает основание судить о том, что универсального решения не существует и легализация ГЧП, а также совершенствование его инструментов могут осуществляться различными способами. В некоторых странах в зависимости от акцентов социально-экономической политики существуют отдельные специальные законы о государственно-частном партнерстве, устраняющие пробелы в национальном законодательстве или отдельных его видов, например о концессионных соглашениях, имеющих приоритет над отраслевыми законами, в других - эти отношения, основанные на соглашениях, предусматривающих передачу более ограниченного риска, подпадают под традиционные процессы закупки товаров и услуг.

В отечественной литературе на основе анализа типичных признаков, присущих этому уникальному явлению, под государственно-частным партнерством понимается «юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля» [1, с. 477]. При этом акцентируется внимание на том, что ГЧП - это, как правило, долгосрочное партнерское соглашение, предполагающее соинвестирование и разделение рисков между государством и бизнесом, предметом которого является публичная собственность, а также услуги, оказываемые органами власти [3, с. 135].

Изучение зарубежного опыта как эмпирической базы совершенствования российского законодательства о государственно-частном партнерстве в оборонно-промышленном комплексе предполагает наряду с востребованностью арсенала общенаучных и частно-научных методов использование в качестве базового сравнительно-правового метода, определяющего вектор дальнейшего исследования. При этом в условиях отсутствия универсальных методологических подходов к сравнительно-правовому исследованию [4;

5; 8] ученые-компаративисты сходятся во мнении, что одним из первоочередных вопросов, требующих разрешения при организации познавательного процесса, представляется ответ на главные методологические вопросы: что сравнивать (исследовать) и как сравнивать (какие исследовательские подходы должны быть востребованы) [4, с. 147]. От ответа на эти ключевые вопросы будет зависеть выбор методологического аппарата исследования [9], определяющего его архитектонику.

Целью статьи является исследование особенностей зарубежного правоприменительного и правотворческого опыта государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, а также разработка соответствующих научно-практических рекомендаций по совершенствованию российского законодательства на базе критической оценки возможности его применения при формировании концептуальной модели. Достижение этой цели невозможно без конкретного определения границ исследования, то есть его объекта и предмета как значимых элементов методологического аппарата любого исследования.

Представляется, что достаточно обоснованно ограничить объект настоящего исследования изучением правовых моделей государственно-частного партнерства о оборонно-промышленном комплексе зарубежных стран, достигших наиболее заметных результатов в этой сфере, а предмет - научными трудами иностранных и отечественных ученых, российским и зарубежным законодательством, правотворческой и правоприменительной практикой.

В настоящее время наиболее авторитетные исследователи сходятся во мнении, что существуют две альтернативные модели государственного (публичного) частного партнерства: британская и французская [2, с. 11-12; 10], различия которых проявляются в степени государственного контроля над инвестиционной деятельностью в рамках проекта. В Великобритании, являющейся признанным лидером в сфере взаимодействия государства и бизнеса, реализуется частноправовая, либеральная модель, в соответствии с которой государство ограничивалось предоставлением частному бизнесу разрешения (лицензий) на участие в ГЧП, полно-

стью передавая ему предпринимательскую инициативу. Французская модель характеризуется публично-правовой, административной конструкцией, в соответствии с которой государство оставляет за собой контроль над развитием инфраструктуры с этапа проектирования до стадии строительства, включая последующую эксплуатацию объекта государственно-частного партнерства.

Отмечается, что британская модель успешно реализуется в США, французская -в Италии и Японии. В последнее время начали выделять и третью модель, занимающую промежуточное положение между альтернативными моделями ГЧП, так называемую модель «координируемой рыночной экономики», где государство выступает в активной, но преимущественно косвенной роли. Данную модель строят в Германии, Швейцарии и Нидерландах [2, с. 18]. В этих странах активно применяются различные формы партнерства в сфере обороны, в основе которых лежат кооперация и разделение рисков между государством и бизнесом [6].

Следуя апробированному в науке подходу к выделению правовых моделей ГЧП, считаем обоснованным, с методологической точки зрения, сформулировать следующие задачи дальнейшего исследования зарубежного опыта государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, достигнуть которые возможно, на наш взгляд, проведя работу по следующим основаниям:

- выявить сущность британской либеральной модели публично-частного партнерства и особенности ее реализации в военно-промышленном комплексе США;

- определить особенности трансформации французской административной модели государственно-частного партнерства в конструкцию «координируемой рыночной экономики» и ее развития в военно-промышленном комплексе Германии;

- исследовать особенности государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Китая как элемента стратегии «развития военно-гражданской интеграции».

При этом представляется, что при анализе британского и американского опыта следует в первую очередь изучить Private Finance Initiative (частная финансовая ини-

циатива) как правовую основу государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Великобритании и передовой опыт правового обеспечения ГЧП в ВПК Соединенных Штатов Америки. При изучении французского и германского опыта целесообразно будет остановиться на исследовании административной модели государственно-частного партнерства, в частности рассмотреть особенности применения оборонной концессии в французском ОПК, а также особенностях реализации модели ГЧП «координируемой рыночной экономики» в военно-промышленном комплексе Германии. Китайский опыт интересен как элемент стратегии «развития военно-гражданской интеграции», нацеленный на диверсификацию оборонной промышленности.

Несмотря на то, что выделение выше-отмеченных правовых моделей в качестве объекта исследования является в значительной мере условным, так как единая интеграционная политика Североатлантического Альянса в вопросах производства военной техники вносит коррективы в направлении их конвергенции в модели ГЧП США, Великобритании, Франции и Германии как стран-партнеров по блоку НАТО, тем ни менее имеющиеся особенности правоприменительного и правотворческого опыта каждой из стран могут быть предметом сравнительного анализа. При этом опыт Китая, страны, не попавшей в условную научную классификацию моделей ГЧП, также отличается своеобразием в сфере военного сотрудничества и способен оказать влияние на совершенствование российского правотворческого подхода к правовому обеспечению государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, что обусловливает обоснованность включения в архитектонику сравнительно-правового исследования и этого вопроса.

В результате проведенного исследования правоприменительного и правотворческого опыта государственно-частного партнерства в оборонно-промышленных комплексах Великобритании, США, Франции, Германии и Китая как эмпирической базы конструирования российской модели в соответствии с избранным методологическим подходом сформулированы следующие выводы и научно-практические рекомендации.

1. На основе исследования частной финансовой инициативы в Великобритании обосновано:

1) Суть британской модели государственно-частного партнерства, правовое обеспечение которой связано с опубликованной в 1992 г. государственной программой «Частная финансовая инициатива» («Private Finance Initiative» (PFI - 1.0)), заключается в реализации идеи передачи государством частому инвестору в рамках долгосрочного соглашения о партнерстве функции проектирования, строительства, финансирования и управления (эксплуатации) объекта общественной инфраструктуры, находящегося в публичной собственности. При этом в зависимости от условий соглашения собственником объекта ГЧП может является как государство, так и частный инвестор, но риски, связанные с задержкой строительства, перерасходом средств и обслуживанием объекта, всегда в большей степени передаются частному партнеру. Британская модель является классическим примером для Австралии, Израиля, Индии, Испании, Канады, Малайзии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и многих других либерально ориентированных стран, использующих ГЧП для развития социально значимых сфер экономики, включая ОПК. Либеральный, частноправовой характер модели проявляется в том, что основными нормами, регулирующими отношения партнеров в рамках конкретного проекта, являются свободные договорные условия, а не публичные регламенты, которые ограничиваются выдачей разрешения на строительство.

2) В условиях стагнации, вызванной глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг., нападок политической оппозиции, связанных с недостаточной эффективностью ГЧП, правительство Соединенного Королевства было вынуждено пересмотреть программу «Частной финансовой инициативы» PFI-1, приняв обновленную концепцию ГЧП «A New Approach to Public Private Partnerships» (Новый подход к государственно-частному партнерству), получившую название PFI-2. C 1 января 2013 г., с момента старта PFI-2, британская модель ГЧП при сохранении содержания PFI-1 начинает развиваться на новых, более жестких, публичных, для обеих сторон условиях, и ее «либеральность» начинает зна-

чительно уменьшаться, сближая ее с моделью «координируемой рыночной экономики».

Отход от либеральной направленности PFI-2-проекта в направлении усиления публично-правовой составляющей соглашения о ГЧП, обусловил и появление социальных требований к контракту. Для того чтобы справиться с последствиями глобального кризиса, британское правительство приняло решение об изменении всей системы закупок для государственных нужд, включая оборонные поставки. С принятием в 2012 г. закона «О социальных ценностях» органы государственной власти стали обязаны учитывать при проведения закупок не только наилучшее соотношение цены и качества, как ранее, но и еще на предтендерной стадии оценивать предложение по критерию социально-экологической ценности приобретаемой услуги, что придало новый импульс к развитию «устойчивых» оборонных закупок.

3) Концептуальной основой публично-частного партнерства в «устойчивых» оборонных закупках является «Стратегия устойчивого развития Министерства обороны на период 2015-2020 гг.», являющейся подразделом «Стратегии национальной безопасности Великобритании», определяющей устойчивость в качестве одного из приоритетов обороны. Стратегия устанавливает обновленный подход к устойчивому развитию обороноспособности и оборонного бизнеса, более четко вписывая концепцию в планирование и принятие решений на уровне департаментов, а также в будущую операционную модель, способную удовлетворять потребности как настоящего времени, так и будущих поколений.

Во всех соглашениях о ГЧП с Министерством обороны Соединенного Королевства на заключительном этапе жизненного цикла проекта предусматривается условие об утилизации вооружения и военной техники, которые не должны наносить ущерб окружающей среде. Однако конструкция «контрактов жизненного цикла» в сфере закупок для оборонных нужд не является британской новацией, а была заимствована Великобританией и другими странами НАТО из арсенала правовых средств ГЧП США в целях обеспечения устойчивого развития ОПК. Если британская идея использования ГЧП в ряде социально значимых сфер получила развитие в пар-

тнерских проектах США, то на устойчивое развитие оборонной промышленности стран Североатлантического Альянса оказал влияние американский опыт.

2. Обобщение передового опыта правового обеспечения государственно-частного партнерства в военно-промышленном комплексе Соединенных Штатов Америки позволило сделать следующие выводы:

1) В настоящее время США занимает лидирующие позиции в глобальной оборонной промышленности, используя как различные традиционные формы партнерства государства и бизнеса, так и выступая инициатором новаторских решений. Одной из таких новаций является применение в ВПК контрактов жизненного цикла как вида соглашения о закупах для государственных нужд, в рамках которого исполнитель берет на себя дополнительные инвестиционные обязательства по проектированию, строительству, ремонту, эксплуатации и утилизации объекта закупки. Такой контракт является правовым средством реализации концепции стоимости жизненного цикла, которая берет свое начало в Министерстве обороны США. В дополнение к стоимости приобретения оборудования военное министерство хотело знать все расходы, от проектирования до вывода из эксплуатации, которые оно должно было бы нести в программе по оборонным закупкам.

2) В последующем эта идея нашла практическое воплощение в армии США в виде стратегии «Performance based logistics» (PBL) («Инструкции по обеспечению необходимых технико-экономических показателей») для поддержки экономически эффективной системы вооружения, нормативно представленной в виде приложения к Директиве Министерства обороны 5000.01 «Система оборонных закупок» (DoD Directive 5000.01 «The Defense Acquisition System») от 12 мая 2003 г. (в ред. от 31 августа 2018 г.). В настоящее время PBL является доминирующей стратегией поддержки проектов Министерства обороны, с 2001 г. рекомендуемой Quadrennial Defense Review (QDR) (документом (обзором-отчетом), определяющим военную доктрину и оборонные бюджетные запросы США), реализуемой в целях повышения готовности системы вооружений за счет обеспечения производительности на всех этапах ее жизненного цикла, которая

основывается на законодательстве о государственно-частном партнерстве.

3) Вплоть до настоящего времени PBL определяет целевые показатели производительности систем вооружения армий Север-ноатлантического Альянса, обеспечивает распределение обязанностей и стимулы для достижения этих целей, облегчает общее управление жизненным циклом надежности системы вооружения, ее поддержки и общих эксплуатационных затрат. Обеспечение жизненного цикла включает планирование, разработку, внедрение и управление комплексной, доступной и эффективной стратегией PBL, ориентированной на результат. Цель стратегии, которая произвела революцию в системе оборонных закупок, состоит в том, чтобы обеспечить учет всех аспектов жизнедеятельности оборонного проекта на этапах планирования, внедрения, управления и надзора, связанных с приобретением, разработкой, производством, отправкой, поддержкой, эксплуатацией и утилизацией системы вооружения в течение ее жизненного цикла.

4) Принятие стратегии PBL в условиях реализации частной финансовой инициативы PFI сделало узнаваемой американскую модель ГЧП в ВПК, изменило не только систему оборонных закупок в странах НАТО, но и в целом эта идея повлияла на реформирование законодательства о закупках в сфере обороны и безопасности и государственно-частном партнерстве стран Евросоюза, обогатив как британскую, так и французскую модели. Новаторство стратегии заключалось в том, что приобретался конечный результат -эффективность вооружения на всех этапах жизненного цикла, а не конкретные оборонные товары и услуги.

5) Характерной особенностью американской модели ГЧП в ВПК является то, что стержнем этой конструкции и ключевым фактором развития является мощная инфраструктура оборонных инноваций. В настоящее время в соответствии с новой инициативой Министерства обороны США «Третьей компенсационной стратегией» (Third offset strategy) запущена программа по совершенствованию системы оборонных закупок Better Buying Power 3.0 (ВВР-3.0) (Лучшая покупательная способность 3.0), проходящая под лозунгом «достижения конкурентных преимуществ через техническое совершенство и иннова-

ции» [12]. Новая усовершенствованная система оборонных закупок, призванная обеспечить технологическое превосходство США, в первую очередь, над Китаем и Россией, расширяет конкурентоспособность и возможности PBL-проектов, сфокусированных на инновации в военном деле, правовую основу которых по-прежнему составляет государственно-частное партнерство. Третья компенсационная стратегия представляет собой тип конкурентной стратегии, которая стремится сохранить преимущество над потенциальными противниками, отвечая на количественное превосходство смещением акцента на качество вооружения. Это стратегия компенсации количественной неполноценности в обычных силах оборонными инновациями.

6) Основным компонентом этой инициативы является стремление улучшить государственно-частное партнерство военных с инновационными предприятиями частного сектора. Ставка на малые инновационные предприятия в программе по совершенствованию системы оборонных закупок Better Buying Power 3.0 является отличительной чертой ГЧП в инновационной сфере американского ВПК. В поле зрения Пентагона находятся стартапы, основанные на исследованиях в области создания систем искусственного интеллекта и технологий автоматизации, нацеленных на разработку высокотехнологичных проектов, в первую очередь заявленных в «Стратегии смещения». С этой целью Министерство обороны постоянно разрабатывает новые программы. Примером может служить пилотная программа «Научно-исследовательская инициатива оборонного предприятия» (Defense Enterprise Science Initiative - DESI), направленная на поддержание сотрудничества между университетами и частным партнером, крупным инвестором, представителем оборонной промышленности, в области использования фундаментальных исследований. Проекты, финансируемые программой DESI, имеющие двойное (военное и гражданское) назначение, призваны поддержать университетские стартапы с целью поиска инновационных решений проблем обороны и национальной безопасности.

7) В этом подходе наглядно отображается динамика взаимодействия университета,

бизнеса и государства в инновационном развитии ВПК, на каждом этапе создания инновационного продукта, в котором «инновации рождают инновации». Инновационные университеты при поддержке бизнеса генерируют новые идеи, а инновационный продукт, имеющий двойное назначение, создаваемый малыми университетскими инновационными предприятиями, оказывается востребованным в оборонной промышленности, обеспечивая военное превосходство США, при этом коммерциализация продукта, дошедшего до потребителя, гарантирует высокий уровень жизни населения. Инновации двойного назначения при ведущей роли университета, наращивающего коммерциализацию своих исследований, как двигателя этой «тройной спирали», становятся выгодны всем сторонам партнерского соглашения. В настоящее время реализация этого эффективного американского подхода оказывает существенное влияние на развитие правового обеспечения партнерских отношений стран НАТО, трансформируя традиционное представление о двух принципиально различных моделях (британской и французской), унифицируя конструкции соглашений о государственно-частном партнерстве в военно-промышленном комплексе.

3. Исследование французской административной модели государственно-частного партнерства и особенностей применения оборонной концессии в оборонно-промышленном комплексе позволило сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию российского законодательства:

1) В целях обеспечения устойчивого развития ОПК представляется целесообразным, по аналогии с правом Европейского Союза, расширить перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, содержащихся в ст. 24 Закона № 115, за счет включения требования об учете степени социального и экологического воздействия на окружающую среду при осуществлении концессионного проекта.

2) Видится обоснованным, по аналогии с французским законодательством, расширить состав военного имущества, определенного в п. 1.15 ст. 4 Закона № 115 в качестве объектов оборонного концессионного соглашения, включив в него объекты интеллектуальной собственности (опытные об-

разцы вооружения, военной и специальной техники) и информационных технологий, что будет способствовать обеспечению диверсификации предприятий оборонной промышленности.

4. Исследование модели государственно-частного партнерства «координируемой рыночной экономики» и ее реализации в военно-промышленном комплексе Германии позволило сделать следующие выводы:

1) Формирование модели ГЧП «координируемой рыночной экономики» стало следствием эволюции британской и французской моделей, произошло под воздействием законодательства Евросоюза, нацеленного на унификацию европейских подходов к правовому обеспечению партнерства государства и бизнеса.

2) Выявлено, что в Германии наиболее крупными ГЧП-проектами в сфере обороны, примером для которых послужила трансформированная британская PFI-модель, являются проекты в форме совместных государственно-частных компаний, что обусловливает возможность отнесения этой особенности обеспечения нужд Бундесвера к характерным чертам ГЧП в военно-промышленном комплексе Германии.

3) Особенность германской модели, по сравнению с либеральной британской моделью, заключается в более жестком контроле над деятельностью частного партнера. По сравнению с британскими специальными проектными компаниями (SPV) в германских совместных предприятиях доля государственного участия значительно выше и составляет не 10 %, а не менее четверти акционерного капитала. Правила контрольного пакета акций, или «золотой акции», дающие корпоративное право контроля над акцио-

Список литературы:_

нерным обществом, в обязательном порядке присутствуют в германском совместном предприятии, делая ГЧП-проект более управляемым и координируемым со стороны публичного партнера.

5. Китайский опыт представляет интерес для совершенствования законодательства тем, что и Россия, и Китай сегодня находятся на этапе формирования концептуальных основ правового обеспечения развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе. Китай эту проблему решает на основе реализации опыта США, Великобритании, Франции и Германии с учетом особенностей национального законодательства. Именно поэтому следует внимательно следить за ходом китайских реформ, чтобы учиться на ошибках зарубежных партнеров.

6. Доказано, что для совершенствования российской модели правового обеспечения устойчивого развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе интерес представляет в первую очередь американский опыт контрактов жизненного цикла в сфере оборонных закупок, получивший практическую реализацию в стратегии Пентагона «Performancebased logistics» (PBL), а также партнерские PBL-проекты, сфокусированные на военные инновации, обеспечивающие технологическое преимущество армии США, британские «устойчивые оборонные закупки», французские оборонные концессии, как формы изучаемых отношений, германский опыт в форме создания совместных государственно-частных компаний, успешно используемых для обеспечения нужд Бундесвера, накопленный в результате творческого развития британской PFI-модели.

1. Белицкая, А. В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / А. В. Белицкая. - Москва : МГУ. - 2018. - 618 с.

2. Белицкая, А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства : монография / А. В. Белицкая. - Москва : Статут, 2012. - 190 с.

3. Варнавский, В. Г Управление государственно-частным партнерством за рубежом / В. Г Варнавский // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - № 2. - С. 134-147.

4. Ван Хук, Марк. Методология сравнительно-правовых исследований / Ван Хук Марк // Известия Высших учебных заведений. Правоведение, СПГУ. - 2013. - № 3 (308). - С. 121-147.

5. Водянников, А. Ю. Методология сравнительно-правового анализа: история становления, обобщение и классификация основных подходов / А. Ю. Водянников // Ученые записки Таврического национального универ -ситета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». - Том 27 (66). - 2014. - № 3. - С. 32-49.

6. Галиуллина, Г Ф. Законодательная база как основа внедрения ГЧП-проектов (опыт зарубежных стран) / Г Ф. Галиуллина, С. Б. Кузнецова, Л. Б. Мингалеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) (Modern Research of Social Problems). - 2014. - № 3(35).

7. Громковский, В. Инновации и оборонка / В. Громковский. - URL: https://expert.ru/2013/02/19/innovatsii-i-oboronka/ (дата обращения: 23.04.2020).

8. Малиновский, А. А. Методология сравнительного правоведения / А. А. Малиновский // Вестник университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - № 3(19). - С. 9-25.

9. Морозов, С. Ю. Понятийный аппарат методологии цивилистических исследований / С. Ю. Морозов // Методологические проблемы цивилистических исследований : сборник научных статей. Ежегодник. Вып. 3. / Отв. ред. А. В. Габов, В. Г Голубцов, О. А. Кузнецова. - Москва : Статут, 2018. - 376 с.

10. Попондопуло, В. Ф. Модельный закон «О публично-частном партнерстве» для государств - участников СНГ концепция и структура / В. Ф. Попондопуло // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2012. - № 4(28). - С. 112.

11. Шевченко Б. И. Военно-экономическая интеграция стран блока НАТО: состояние, тенденции противоречия. - URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.21769546 (дата обращения: 23.04.2020).

12. Better Buying Power 3.0. Achieving Dominant Capabilities through Technical Excellence and Innovation. - URL: https://www.gsa.gov/ (дата обращения: 02.05.2020).

13. Legal and Regulatory Issues Concerning Public-Private Partnerships / PUBLIC-PRIVATE-PARTNERSHIP LEGAL RESOURCE CENTER. - URL: https:// ppp.worldbank.org/public-private-partnership/legislation-regulation (дата обращения: 23.04.2020).

References:_

1. Beliczkaya A.V. Pravovoe obespechenie gosudarstvennojinvesticionnojpolitiki: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora yuridicheskix nauk. Moskva : MGU, 2018. 618 p.

2. Beliczkaya A.V. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva : monografiya. Moskva : Statut, 2012. 190 p.

3. Varnavskij V.G. Upravlenie gosudarstvenno-chastny'm partnerstvom za rubezhom, Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya, 2012, no. 2, p. 134-147.

4. Van Xuk Mark. Metodologiya sravnitel'no-pravovy'x issledovanij, Izvestiya Vysshix uchebnyx zavedenij. Pravovedenie, SPGU, 2013, no. 3 (308), p. 121-147.

5. Vodyannikov A.Yu. Metodologiya sravnitel'no-pravovogo analiza: istoriya stanovleniya, obobshhenie i klassifikaciya osnovny'x podxodov, Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya «Yuridicheskie nauki», vol. 27 (66), 2014, no. 3, p. 32-49.

6. Galiullina G.F., Kuzneczova S.B., Mingaleeva L.B. Zakonodatel'naya baza kak osnova vnedreniya GChP-proektov (opy't zarubezhny'x stran), Sovremennye issledovaniya social'ny'x problem (e'lektronnyj nauchny'j zhurnal) (Modern Research of Social Problems), 2014, no. 3(35).

7. Gromkovskij V. Innovacii i oboronka. URL: https://expert.ru/2013/02/19/innovatsii-i-oboronka/ (data obrashheniya: 23.04.2020).

8. Malinovskij A.A. Metodologiya sravnitel'nogo pravovedeniya, Vestnik universiteta im. O. E. Kutafina (MGYuA), 2016, no. 3(19), p. 9-25.

9. Morozov S.Yu. Ponyatijny'j apparat metodologii civilisticheskix issledovanij, Metodologicheskie problemy civilisticheskix issledovanij : sbornik nauchnyx statej. Ezhegodnik. Vy'p. 3. / Otv. red. A. V. Gabov, V. G. Golubczov, O. A. Kuzneczova. Moskva : Statut, 2018, 376 p.

10. Popondopulo V.F. Model'ny'j zakon «O publichno-chastnom partnerstve» dlya gosudarstv - uchastnikov SNG: koncepciya i struktura, Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazaxstan, 2012, no. 4(28), p. 112.

11. Shevchenko B.I. Voennoe'konomicheskaya integraciya stran bloka NATO: sostoyanie, tendencii protivorechiya. URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.21769546 (data obrashheniya: 23.04.2020).

12. Better Buying Power 3.0. Achieving Dominant Capabilities through Technical Excellence and Innovation. URL: https://www.gsa.gov/ (data obrashheniya: 02.05.2020).

13. Legal and Regulatory Issues Concerning Public-Private Partnerships / PUBLIC-PRIVATE-PARTNERSHIP LEGAL RESOURCE CENTER. URL: https:// ppp.worldbank.org/public-private-partnership/legislation-regulation (data obrashheniya: 23.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.