УДК 336.143
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Глотова Ирина Ивановна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Акбаева Алина Султановна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ опыта зарубежных стран (Германия, США, Франция) в использовании различных инструментов межбюджетных отношений на региональном уровне. Особое внимание уделяется специфическим чертам системы межбюджетных отношений изучаемых стран с целью поиска путей совершенствования межбюджетных отношений в России на региональном уровне. Целью данной статьи является исследование зарубежного опыта формирования и развития межбюджетных отношений на региональном уровне.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, региональный уровень, муниципальные образования, межбюджетные трансферты, опыт, выравнивание.
Abstract. The article presents a comparative analysis of the experience of foreign countries (Germany, USA, France) in the use of various tools of inter-budgetary relations at the regional level. Special attention is paid to the specific features of the system of inter-budgetary relations of the studied countries in order to find ways to improve inter-budgetary relations in Russia at the regional level.
Key words: inter-budgetary relations, regional level, municipalities, inter-budgetary transfers, experience, alignment.
В бюджетной системе любого государства между органами власти разного уровня существуют межбюджетные отношения вне зависимости от формы государственного устройства. Однако мировой опыт свидетельствует, что межбюджетные отношения в различных странах складываются по-разному. Различия состоят в том, что органы власти разных стран придерживаются различных моделей организации межбюджетных отношений, предусматривают различные принципы, цели и механизмы межбюджетных отношений. Изучение мирового опыта формирования и развития межбюджетных отношений на региональном уровне позволит выделить их общие черты развития и специфику
отдельных стран с целью поиска путей совершенствования межбюджетных отношений в России.
Общепринятыми инструментами, применяемыми для реализации межбюджетных отношений на уровне региона, являются следующие: установление нормативов отчислений от налогов; межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты); использование «отрицательных трансфертов»; распределение расходных полномочий. Данные инструменты позволяют органам власти обеспечить нижестоящие бюджеты доходами, необходимыми для выполнения собственных и делегированных полномочий.
Традиционно многими исследователями, например М.А. Печенская, в силу влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговую систему страны выделяют три модели организации межбюджетных отношений: централизованная, децентрализованная, кооперативная (смешанная) [1, с. 31]. В основе выделения данных моделей лежит степень самостоятельности региональных и местных бюджетов от решений центральных органов власти. Многими исследователями, в частности Ш.А. Идрисовым, отмечается, что вышеназванные модели в чистом виде не применяются ни в одной стране [2, с. 442]. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть опыт использования отдельных инструментов межбюджетных отношений в странах-представителях каждой модели межбюджетных отношений. Сравнительный анализ применения инструментов межбюджетных отношений проведен среди следующих стран: Германия (кооперативная модель), США (децентрализованная модель), Франция (централизованная модель) на основе рассмотрения их отдельных законов, посвященных вопросам межбюджетных отношений, и исследований авторов в данной области [2, с. 450; 3, с. 25-26; 4, с. 183- 184, 191-193]. Результаты изучения кратко представлены далее.
Германия. Для муниципальных образований (общин) Германии установлены распределение доходов от налогов, платежей и сборов, размер которых зависит от условий федеральной земли. Общины имеют возможность использования собственных налоговых поступлений. В отличие от общин, районы не имеют собственных налоговых поступлений, получают отчисления налоговых доходов от общин.
Особенностью Германии является сложная система финансового выравнивания муниципалитетов. Выравнивание преследует две основные цели: устранение диспропорций, связанных с различиями в налоговых поступлениях общин, и помощь административным центрам-общинам, оказывающим услуги для периферии (районам). Основным законом Германии закреплены три вида дотаций муниципалитетам: дотации на текущие расходы; дотации на покрытие особых потребностей; целевые дотации, направленные на инвестиции. В качестве целевых трансфертов в Германии применяются субвенции, которые направлены на компенсацию финансовых потребностей общин в отдельных сферах деятельности. Субвенции занимают небольшую долю ~ 10% от общих доходов общин.
Расходные полномочия закреплены за каждым уровнем власти, но могут исполняться совместно или передаваться друг другу.
США. Муниципалитеты имеют право вводить собственные налоги на основе разрешения штатов. Местные бюджеты обеспечиваются за счет собственных налогов (-70% совокупных доходов). Распределение налогов из центра не осуществляется.
В США практически отсутствует система выравнивания муниципальных бюджетов. В исключительных случаях выделяются трансферты на выравнивание, рассчитанные по законодательно утвержденной формуле с учетом расходных полномочий и собственных ресурсов муниципальных образований. Целевые субвенции федерального правительства в рамках федеральных целевых программ предоставляются напрямую в местные бюджеты, минуя штаты. В США выделяют два вида субвенций муниципалитетам: блок-гранты на финансирование отдельной отрасли или направления расходов (здравоохранение, социальная политика и т.д.) и категорийные гранты на финансирование отдельной программы расходов.
Расходные полномочия четко разделены и закреплены за каждым уровнем власти. Органы власти придерживаются принципа автономии и невмешательства в компетенцию другого уровня власти.
Франция. Основной принцип распределения налоговых поступлений -общее финансирование государством деятельности местных органов власти. При этом законодательные акты центра ограничивают свободу действий местных властей в области финансов.
Распределительную функцию выполняют значительные объемы финансовой помощи местным бюджетам (как целевой, так и нецелевой). Предоставляемые дотации на выравнивание доходов местных бюджетов могут быть использованы по усмотрению местных властей. Увеличение дотаций осуществляется путем их индексации. В большинстве случаев дотации предоставляются автоматически, когда муниципалитет соответствует объективным критериям, закрепленным в законодательных документах. Целевая помощь осуществляется в форме субсидий двух видов: фиксированная субсидия, которая зависит от значимости каждого муниципалитета и количества его жителей, и субсидия на развитие.
Спецификой функционирования системы межбюджетных трансфертов во Франции является широкое использование «горизонтальных трансфертов», когда от более обеспеченных муниципалитетов перераспределяются средства в пользу менее обеспеченных.
Расходные полномочия местного уровня определяются органами власти региона и ограничиваются определенной сферой жизни общества.
Рассмотрев опыт зарубежных стран, относящихся к разным моделям организации межбюджетных отношений, можно сделать вывод, что практически все общепринятые инструменты, используемые в межбюджетных отношениях, применяются рассмотренными странами на региональном уровне независимо от формы государственного устройства и принципов организации бюджетной сферы. Однако, необходимо отметить различия данных стран, заключающиеся в приоритетном использовании того или иного инструмента, выбор которого обусловлен различиями в степени централизации расходных и доходных полномочий и самостоятельности муниципальных образований. Мировой опыт
также показывает, что во всех странах существует проблема дефицитности муниципалитетов, на решение которой направлены выравнивающие трансферты. Важным направлением развития межбюджетных отношений для регионов России может стать использование «горизонтальнных трансфертов» (по опыту Франции) с целью снижения нагрузки на региональные бюджеты и развития межмуниципального сотрудничества.
Список использованных источников:
1. Печенская М.А. Межбюджетные отношения: сущность, оценка, эффективность: учебное пособие / М.А. Печенская, Т.В. Ускова; Федеральное агентство научных организаций, Российская академия наук, Вологодский научный центр РАН. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. - 103 с.
2. Идрисов Ш.А., Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2016. - № 4. - С. 442-454.
3. Исупова С.С. Неналоговые источники финансирования муниципалитетов в Германии // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. - 2017. - № 2. - С. 24-27.
4. Витоль Э.Ю. Межбюджетные отношения: оказание финансовой помощи в контексте финансового выравнивания // Закон. - 2018. - № 12. - С. 175-199.