УДК 327
С. Г. Киселев, А. Б. Опокин
Киселев С. Г., доктор философских наук; профессор кафедры политологии
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; е-таН: ksg56@mail.ru
Опокин А. Б., старший преподаватель Государственного университета управления; е-таН: alopokin@yandex.ru
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье исследуется зарубежный опыт борьбы с коррупционными проявлениями на государственной службе, прежде всего, опыт государств с наименьшими показателями коррупции - Дании, Финляндии, Сингапура, Новой Зеландии, Швеции и др. Авторы исходят из позиции, что антикоррупционная борьба - действенный инструмент повышения эффективности государственной службы. Рассматриваются иностранные подходы, программы и инструментарий борьбы с коррупцией в среде государственных служащих. Обращается внимание на целесообразность использования зарубежных методик в процессе противодействия коррупции в российской государственной службе.
Ключевые слова: государственная служба; госслужащий; коррупция; противодействие коррупции; зарубежный опыт.
S. G. Kiselev, Ä. В. Opokin
KiselevS.G., Doctor of Philosophy (Dr. habil), Prof., Department of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty); Moscow State Linguistic University;
Prof. at the Department of international security and foreign policy of Russia Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); e-mail: ksg56@mail.ru
OpokinA. В., Senior Lecturer of State University of Management; e-mail: alopokin@yandex.ru
FOREIGN EXPERIENCE IN FIGHTING CORRUPTION IN PUBLIC SERVICE
The article examines the foreign experience of fighting corruption in the public service, first of all, the experience of the states with the lowest indicators
of corruption - Denmark, Finland, Singapore, New Zealand, Sweden, and others. The authors proceed from the position that the fight against corruption in the public service is an important and complex direction of improving the quality of public service, fulfilling the duties assigned to them by society and the state. Foreign approaches, programs and tools for fighting corruption among civil servants are considered. Attention is drawn to the expediency of using foreign methods in the process of combating corruption in the Russian public service.
Key words: public service; public servant; corruption; corruption prevention.
Введение
Актуальность исследования данного вопроса обусловливается некоторыми весьма значимыми обстоятельствами.
Во-первых, коррупция - крайне негативное социальное явление, язва, разъедающая государство, народ, общество в целом, и препятствующая его развитию.
Во-вторых, в ряде стран накоплен значительный опыт противодействия коррупционным проявлениям, использование которого способно принести очевидную пользу российскому обществу и государству. Согласно Индексу восприятия коррупции за 2019 г. Российская Федерация занимает в нем невысокое 137-е место.
Цель исследования - изучить зарубежный опыт борьбы с коррупцией на предмет целесообразности его использования в процессе противодействия коррупционным проявлениям в российской государственной службе.
Задачи исследования:
- краткий анализ опыта борьбы с коррупционными проявлениями на государственной службе в других государствах;
- исследование процесса антикоррупционной деятельности в государствах с наименьшими показателями коррупции - Дании, Финляндии, Сингапуре, Новой Зеландии, Швеции и др.
- выявление позитивных зарубежных подходов, программ, методик, эффективно использованных в процессе противодействия коррупции, которые целесообразно использовать в российской государственной службе.
Методология исследования основана на комплексном методе исследования, позволяющем охватить основные стороны антикоррупционной деятельности. Системно-функциональный метод способствовал выявлению характерных особенностей функционирования государственной службы в свете противодействия коррупции.
Сравнительный анализ обеспечил исследование аналогичных параметров в разных странах; осуществить их сопоставление и оценку.
Противодействие коррупционным проявлениям на государственной службе в странах с невысоким уровнем
коррупции
Борьба с коррупцией актуальна и характерна не только для российской жизни, но и для других государств. Данная проблема приобрела практически глобальный характер [Литвяк, Нескородова 2013, с. 147148]. Это обстоятельство вынуждает разрабатывать программы, способы и методы борьбы с коррупцией среди государственных служащих.
Рассмотрим опыт стран с невысоким показателем коррупции и выделим примечательные подходы, методики и инструменты.
Дания. Лидером Индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2019 г., составляемого ежегодно (с 1995 г.) международной неправительственной организацией Transparency International, является Дания. Антикоррупционная законодательная база страны весьма развита и постоянно совершенствуется, причем, как правило, в сторону ужесточения ответственности, в том числе уголовной. К примеру, только за последние годы сроки уголовного наказания за коррупционные проявления на государственной службе увеличились с трех до шести лет лишения свободы.
Антикоррупционной борьбе в значительной степени способствует высокий уровень самосознания и ответственности датчан, успешно формируемый государством, в том числе при помощи СМИ на принципах гласности и открытости. Эффективно действует Кодекс чести чиновников. Специальные контрольно-надзирающие органы обеспечивают прозрачность движения финансов (в том числе доходов и расходов чиновников) и публичность (при помощи средств массовой коммуникации). В то же время государственные служащие обеспечены высоким уровнем государственной социальной защиты (бесплатные услуги медицины и образования, высокие зарплаты и госпенсии, различные социальные гарантии).
Новая Зеландия. Вторую позицию в рейтинге Transparency International на данный момент занимает Новая Зеландия (как и Дания, набрала 87 баллов). В стране создано несколько государственных органов по противодействию коррупции, основные из которых -Управление по борьбе с серьезными мошенничествами (The Serious
Fraud Office, SFO), в ведении которого - выявление и борьба с крупными коррупционными проявлениями, причиняющими наиболее серьезный вред государству и обществу. SFO имеет весьма широкие возможности (например, полномочия руководителя службы выше, чем у директора новозеландской полиции). SFO самостоятельно открывает расследование дел в случае антикоррупционных проявлений, публикует результаты в СМИ. В стране удалось создать эффективно действующую систему требований к чиновникам и мониторинга их деятельности. Одно из объяснений данному феномену - прозрачность, открытость и публичность антикоррупционной борьбы.
Интересным антикоррупционным инструментом представляется курируемая Министерством юстиции программа «Скажи нет взяточничеству и коррупции!», вовлекаемая в эту сферу всех жителей страны. Каждому жителю созданы условия участия в антикоррупционной борьбе: каждому доводятся рекомендации и инструкции, что делать в случаях обнаружения антикоррупционных проявлений; каждый может обратиться с соответствующим заявлением, причем в электронном виде, как на сайт SFO, так и на сайт полиции; каждому обеспечивается анонимность [Bribery and corruption URL].
Финляндия. Финляндия имеет весьма низкий уровень коррупции на госслужбе (3-е место в Индексе восприятия коррупции за 2019 г.). Коррупция в Финляндии рассматривается как опасное деяние, уголовно наказуемое. Роль инструмента гражданского контроля играют СМИ. Госконтроль осуществляют правоохранительные органы и органы судебные. Большое внимание обращается на этические нормы и воспитание. Наконец, формируются условия, неблагоприятствующие возникновению коррупции, а также условия, позволяющие успешно бороться с ней.
Сингапур. Далее в рейтинге - Сингапур, являющийся страной с очень низким уровнем коррупции. Сингапур выделяется своей антикоррупционной стратегией, которая характеризуется последовательностью действий и строгостью наказаний, вплоть до смертной казни. 50 с небольшим лет назад, в Сингапуре, в момент образования страны в 1965 г., был очень высокий уровень коррупции. Но ее удалось снизить за счет жестких методов. Было принято весьма строгое законодательство. Образован орган государственной власти с почти неограниченными полномочиями под названием «Бюро по расследованию коррупции». Деятельность государственных служащих строжайше контролируется (проверяются их финансы, счета и т. п.), но вместе с тем хорошо оплачивается.
Швеция. В этом государстве с низким уровне коррупции установлены этические стандарты (довольно высокие) для госслужащих. И государство добилось их выполнения. Честность - социальная норма среди шведских госслужащих. Государство обращает пристальное внимание на социально-экономических меры. Зарплаты госслужащих достойные. Небезынтересно, что не так давно высокопоставленные госслужащие получали больше рабочих в 12-15 раз, а теперь разница лишь двукратная, но случаев коррупции при этом почти нет [Литвяк, Нескородова 2013,с.148-149].
Нидерланды - государство с весьма низким уровнем коррупции, где функционирует заслуживающая внимания комплексная система, включающая вовлеченность в антикоррупционную деятельность всех органов государственной власти, элементы гражданского общества, средства массовой коммуникации, прозрачность, открытость, различные отчеты, например, ежегодный доклад министра внутренних дел о фактах коррупции. Государственные служащие, допустившие коррупционные правонарушения, лишаются всех льгот, включая пенсионные.
Германия. В Германии детально регламентированы негативные последствия ненадлежащего выполнения госслужащим его служебных обязанностей. В целом к госслужащему в Германии предъявляются довольно высокие требования; вместе с тем обеспечивается достойный уровень жизни, стабильность места службы, карьерный рост.
США. В США обязанностью госслужащего является информирование соответствующих органов о случаях злоупотреблений и коррупции. Госслужащие могут получать иной доход за услуги и работу, не входящую в его служебные обязанности, кроме госслужащих, назначаемых Президентом США.
Госслужащие в США обязаны представлять информацию о своих финансах и имуществе (полный заработок, гонорары, доходы от движимого и недвижимого имущества, проценты по вкладам, дивиденды, финансовые доходы от неправительственных организаций; подарки, полученные от каких-либо лиц или организаций, в том числе в качестве питания, угощения в ресторанах, оплаты транспорта, проживания в гостиницах, договоренности с организациями о возможной работе; список всех компаний и организаций, в том числе некоммерческих, с которыми госслужащий сам или через супругу или через несовершеннолетних детей имеет отношения и сохраняющийся финансовый интерес, список кредиторов, наличие недвижимости.
С целью проверки этих сведений создаются специальные комиссии, которые могут проводить расследование, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. А госслужащие высоких должностей обязаны проходить процедуру проверки на полиграфе [Литвяк, Нескородова 2013, с. 148-149].
Китай. Обратим также внимание на антикоррупционную борьбу в КНР, значительно способствующую, особенно в период с 1978 г., заметному социально-экономическому росту.
В Китае уделяется чрезвычайно большое внимание борьбе с коррупцией, для чего в 1978 г. создан специальный орган - Центральная комиссия Компартии Китая по проверке дисциплины, а в 2007 г. -Государственное управление по предупреждению коррупции, с задачами анализа причин коррупции, методов борьбы с коррупцией, госконтроля над госслужащими, совершенствования законодательства по борьбе с коррупцией. Наказания за коррупцию очень строгие, вплоть до смертной казни. Проводятся публичные казни коррумпированных чиновников.
Для борьбы с коррупцией в Китае активно используется ротация кадров во всех без исключения органах госвласти и на всех уровнях, которой занимается Министерство кадров - для этого подготовлен многочисленный кадровый резерв.
Заключение
Таким образом, проблема борьбы с коррупцией на государственной службе актуальна не только для России, но и для других стран, в которых накоплен немалый позитивный опыт в данной сфере публично-государственной деятельности. В зависимости от стра-новых особенностей (ментальных и государственно-правовых) эта борьба характеризуется, в одних случаях, мягкими методами ведения, в иных - строгими. Важно изучать и предметно учитывать зарубежный опыт по борьбе с коррупцией, особенно опыт стран с низким уровнем коррупции, заключающийся в заслуживающих внимания комплексных системах мер борьбы с коррупцией, передовых подходах и эффективном инструментарии.
В условиях обострения межгосударственной конкурентной борьбы необходимо усиливать российские позиции в этом вопросе (в Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2019 г. Россия «набрала» лишь 28 баллов из 100. Выше показатели у Китая,
Индии, Бразилии, значительно выше у США (70 баллов), Германии,
Франции, Великобритании), в том числе укрепляться за счет использования зарубежного опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Киселев С. Г., Опокин А. Б. Государственная служба и борьба с коррупцией // Проблемы права. 2019. № 1. С. 28-29.
Киселев С. Г. Антикоррупционная составляющая правового статуса госслужащего // Проблемы права. 2016. № 3. С. 94-97.
Киселев С. Г., Опокин А. Б., Томилина Е. Е. Обоснование баланса в соотношении должного и возможного в статусе государственного служащего // Проблемы права. 2019. № 2. С. 114-117.
Литвяк Л. Г., Нескородова И. С. Опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. С. 147-149.
Черкашина Е. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа, 2014. С. 77-80.
Bribery and corruption: Saying no. Ministry of justice. URL: www. justice. govt. nz/publications/global-publications/b/publication/bribery-and-corruption-saying-no (дата обращения: 21.12.2019).
REFERENCES
Kiselev S. G., Opokin A. B. Gosudarstvennaja sluzhba i bor'ba s korrupciej // Problemy prava. 2019. № 1. S. 28-29.
Kiselev S. G. Antikorrupcionnaja sostavljajushhaja pravovogo statusa gossluzha-shhego // Problemy prava. 2016. № 3. S. 94-97.
Kiselev S. G., Opokin A. B., Tomilina E. E. Obosnovanie balansa v sootnoshenii dolzhnogo i vozmozhnogo v statuse gosudarstvennogo sluzhashhego // Problemy prava. 2019. № 2. S. 114-117.
Litvjak L. G., Neskorodova I. S. Opyt zarubezhnyh stran v bor'be s korrupciej // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2013. № 6. S. 147-149.
Cherkashina E. A. Korrupcija v Rossii: prichiny vozniknovenija i metody bor'by // Pravo: sovremennye tendencii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. Ufa, 2014. S. 77-80.
Bribery and corruption: Saying no. Ministry of justice. URL: www. justice. govt. nz/publications/global-publications/b/publication/bribery-and-corruption-saying-no (data obrashhenija: 21.12.2019).