Научная статья на тему 'Зарубежный и отечественный опыты формирования фондов социального страхования'

Зарубежный и отечественный опыты формирования фондов социального страхования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3231
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД / СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА / ПОСОБИЕ / INTERNATIONAL ASSOCIATION OF SOCIAL SECURITY / SOCIAL FUND / SOCIAL SECURITY PAYMENT / ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ю. В., Обухова О. В., Гажаева А. В.

Представлена история развития социального страхования в странах Западной Европы, США, принципы построения системы социального страхования, виды социальных выплат, разнообразие программ социального страхования. Описано правовое регулирование социального страхования в странах Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International and domestic experience in social security forming funds

There is presented a history of how social security system developed in Western countries and USA, principals of building social security system, types of social security payments. There is a description of legal regulation of social security system in European countries

Текст научной работы на тему «Зарубежный и отечественный опыты формирования фондов социального страхования»



Ю.В. Михайлова, О.В. Обухова, А.В. Гажева,

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

УДК 614.2

Михайлова Ю.В., Обухова О.В., Гажева A.B. Зарубежный и отечественный опыты формирования фондов

социального страхования (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва)

Аннотация: Представлена история развития социального страхования в странах Западной Европы, США, принципы построения системы социального страхования, виды социальных выплат, разнообразие программ социального страхования. Описано правовое регулирование социального страхования в странах Европы. Ключевые слова: Международная ассоциация социального обеспечения, социальный фонд, социальная выплата, пособие.

В 1880-х годах Германия стала первой страной, создавшей на основании закона систему социального страхования, введя тем самым понятие пособия как права, применимого к промышленной рабочей силе в целом. Несколько лет спустя подобные системы были введены в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Чили и Уругвай). Существующие модели страхования были расширены, в них были включены новые риски, покрываемые, например, пособиями по безработице, увеличено число охваченных социальным обеспечением групп населения. Преобладающее место занимали страховые системы, однако на ранних этапах создавались и программы, финансируемые из налоговых поступлений. В Северных странах были защищены все жители, а не только работники. Мировой экономический кризис в конце 20-х—начале 30-х годов и принятая впоследствии политика посткризисного восстановления дали новый импульс развитию программ социального обеспечения. В 30-е годы происходило дальнейшее укрепление систем социального обеспечения, главным образом в Европе и Америке.

В период Второй мировой войны и в послевоенные годы происходило серьезное преобразование систем социального обеспечения на национальном, региональном и международном уровнях.

В истории XX века можно выделить 4 основные модели социального страхования: модель Бисмарка, модель Бевериджа, советскую и частно-корпоративную. Первые три обнаруживают между собой существенное сходство и противостоят четвертой.

Самую давнюю историю имеет модель Бисмарка, используемая до сих пор в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции и Италии. Осно-

Ю.В. Михайлова, О.В. Обухова, А.В. Гажева, 2013 г.

енеджер №5

вана она на принципе сбора страховых тарифов без участия налоговых органов. В соответствии с этой моделью государство законодательно исключает из сферы своей компетенции, например, обязанность компенсации ущерба от производственных несчастных случаев и возлагает ее на структуры, управляемые представителями работодателей и работников. Внутри юридически очерченных рамок и под контролем государственных органов конкретную работу ведут бесприбыльные корпорации (товарищества) «публичного права».

Характерной для Великобритании и Ирландии, а также для некоторых других стран Северной Европы модели Бевериджа, напротив, присуще включение бюджета социального страхования в систему государственных бюджетов. Одним из основополагающих принципов этой доктрины является принятие государством на себя защиты от рисков утраты трудоспособности в результате старения, инвалидности, по безработице, болезни, потери кормильца. Вся система социального обеспечения предполагает сотрудничество между государством и индивидуумом, при этом государство не должно подавлять инициативу и ответственность граждан.

Эти идеи были развиты на Филадельфийской 26-й сессии Международной конференции труда, на которой были приняты Рекомендации 1944 года об обеспечении дохода и о медицинском обслуживании. Данными рекомендациями предлагается обеспечить гарантированный доход лицам, потерявшим трудоспособность, оплачиваемую работу или кормильца; унифицировать системы социального страхования и увеличить их охват в отношении всех трудящихся, включая сельское население и самостоятельно занятых лиц, распространить медицинское обслуживание на все население.

Следует отметить, что такое расширение государственных гарантий в области социального обеспечения разрабатывалось в годы, когда все европейские страны, участвовав-

шие во Второй мировой войне, испытывали значительные экономические трудности, и достижение социальной стабильности рассматривалось ими как фактор экономического роста. Отмеченные Рекомендации разрабатывались тогда, когда ныне действующего законодательства еще не было, но в их основу заложено ожидаемое развитие событий.

Главное в «советской модели» — тотальная роль государства в деле обеспечения компенсации реализованных социальных рисков. Государство на основе прямого изъятия части доходов предприятий перераспределяет вновь созданную стоимость в общенациональном масштабе, руководствуясь мотивами не столько страхования, сколько уравнивания материального положения различных категорий работников и поддержки социально уязвимых групп граждан для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы.

При всех очевидных различиях этих трех моделей они обнаруживают следующие общие существенные моменты. Сумма собранных в течение года взносов полностью расходуется к его концу на социально-страховые цели и цели социального обеспечения (за вычетом части, попавшей в резервы) в качестве возмещения тем застрахованным, для кого страховое событие состоялось в данном году или в предшествующий период. Все три модели построены, следовательно, так, будто затраты на социальное страхование — «неизбежное зло», непроизводительны и требуют минимизации.

По определению Международной ассоциации социального обеспечения, мероприятия социальной защиты могут включать в себя программы социального страхования, социальной помощи, универсальные программы, взаимной выгоды схемы, национальные сберегательные фонды и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой являются частью системы социального обеспечения страны.

| 1. Неоплачиваемый (6)

2. Ответственность работодателя (45)

□ 3. Социальное страхование (90)

4. Смешанный тип: работодатель или социальное страхование (27)

I 5. Смешанный тип: социальное страхование и социальная помощь (3)

6. Всеобщее покрытие (1)

Рис. 1. Законодательные нормы, касающиеся оплаты отпуска по беременности и родам. Типы программ во всем мире, 2009 г.

Социальное обеспечение определяется как совокупность программ социальной защиты, установленных законодательством, или любые другие обязательные договоренности, которые обеспечивают людей с доходом степень безопасности при столкновении с обстоятельствами старости кормильца, нетрудоспособности, инвалидности, безработицей и воспитанием детей. Оно также может предоставлять доступ к лечебному или профилактическому медицинскому обслуживанию.

В настоящее время установленные законом пособия по беременности и родам занимают третье место в системе денежных пособий социального обеспечения после пособий в случае производственной травмы и пенсионных пособий. Расширение охвата социальным обеспечением в случае беременности и родов содействует обеспечению дохода и

расширению доступа к медицинской помощи матерям и детям в уязвимый период их жизни. Международный опыт показал также, что коллективное финансирование денежных пособий по беременности и родам посредством социального страхования способствует устранению препятствий для занятости молодых женщин.

Программы социальной помощи сыграли важную, хотя и длительное время не признаваемую роль в области социального обеспечения. Эти программы были направлены на обеспечение доступа женщин к медицинскому обслуживанию в период до, во время и после родов, оказание медицинских услуг их детям, а также предоставление денежных пособий во время отпуска по беременности и родам.

Нормы закона по охране материнства существуют в большинстве стран (90% стран с

высокими доходами, 80% — со средними доходами и более 50% — с низкими доходами).

Однако эти положения, как правило, применяются только в отношении женщин, занятых в формальном секторе экономики, поэтому во многих странах со средними и низкими доходами лишь меньшинство женщин, относящихся к этой категории, пользуются помощью в рамках систем охраны материнства. В то же время ряд инициатив направлен на распространение пособий по беременности и родам на работниц вне формального сектора.

На рис. 1 показаны типы существующих почти в 180 странах программ, по которым имеются данные. Большинство этих программ относятся по своему типу к схемам социального страхования: они существуют в двух третях стран и составляют 52% программ, включающих этот компонент как основной или являющихся самостоятельными программами; в других странах они существуют в качестве дополнения к программам, финансируемым работодателем, или программ оказания помощи. В более четверти стран мира пособия по беременности и родам в период декретного отпуска должны выплачиваться непосредственно работодателем (так называемая ответственность работодателя), как установлено законодательством в трудовом кодексе или аналогичных правовых положениях.

Дальнейшее расширение охвата социальным обеспечением в случае беременности и родов будет содействовать обеспечению дохода и расширению доступа к медицинской помощи матерям и детям в уязвимый период их жизни. Международный опыт показал также, что коллективное финансирование денежных пособий по беременности и родам посредством социального страхования способствует устранению препятствий для занятости молодых женщин

В Соединенных Штатах национальной программы не существует, поэтому пособия могут предоставляться на уровне штатов.

В Австралии введение в действие программы предоставления оплачиваемого отпу-

ска в связи с беременностью и родами было предусмотрено на 1 января 2011 г.

В большинстве стран мира существуют те или иные формы пособий в случае производственного травматизма или профессиональных заболеваний. В большинстве стран несчастные случаи на производстве стали первыми случаями, охватываемыми социальным обеспечением; эти программы нередко тесно связаны с правилами в области безопасности и гигиены труда. Многие системы также включают профилактические элементы, направленные на повышение безопасности на рабочем месте. Однако охват ограничен работниками сектора формальной экономики, и даже в этом секторе фактический охват довольно низок и распространяется лишь на определенную часть регистрируемых и подлежащих компенсации несчастных случаев.

Программы предоставления пособий в случае производственного травматизма часто построены на основе внесения взносов, образующих отдельный фонд или составляющих часть других программ социального обеспечения. В силу существования связи между рисками и профилактикой травматизма на рабочем месте программы компенсации за производственную травму во многих странах существуют отдельно от других программ и финансируются только за счет взносов работодателей. Ставки взносов обычно устанавливаются дифференцированно в зависимости от уровня риска несчастного случая или заболевания в различных сферах экономической деятельности.

Законодательно установленный охват на глобальном уровне составляет, по оценкам, менее 40% экономически активного населения. Однако существуют значительные региональные различия в установленном законом охвате. В Центральной, Восточной и Западной Европе, а также в странах СНГ и Северной Америки программами компенсации за производственную травму охвачено приблизительно три четверти от общей численности экономически активного населе-

ния, в то время как в Африке и Азии эта целевая группа охвачена приблизительно только на 20% (в основном в рамках страхования ответственности работодателя).

Системы социального обеспечения на случай производственной травмы в значительной степени содействуют обеспечению защиты людей от финансовых рисков, связанных с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, а также восстановлению их трудоспособности путем быстрого доступа к медицинской помощи. Как указывалось выше, страхование на случай производственного травматизма часто было и продолжает оставаться одной из отраслей социального страхования, имеющих первоочередное значение, как, например, в Камбодже, где недавно созданный Национальный фонд социального обеспечения включает отрасль страхования на случай производственного травматизма.

Социальное страхование в странах Западной Европы

Все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

В Германии, Франции, Бельгии и Люксембурге системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобится помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд.

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы —

поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат. Однако в перечисленных странах государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Великобритания, Дания, Ирландия отличаются от вышеперечисленных тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах

медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет ряд функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни:

— риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание как в общественном, так и в частном секторах;

— риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации;

— риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией, и другие формы социального обслуживания;

— риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги;

— риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие;

— риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных;

— риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения;

— риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

Социальное страхование в Соединенных Штатах Америки (США)

Система социального обеспечения в США сложна и многообразна. Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.

Государственная система социального обеспечения в США четко подразделяется на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 года и поправками к нему, принято объединять под названием «Общая федеральная программа» (ОФП).

Программы социального страхования — это программы, в фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специального налога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе. К программам социального страхования относятся: страхование по старости (пенсии), страхование по утрате кормильца, страхование по безработице,

Все пособия в рамках ОФП финансируются за счет налога на социальное страхование, который в равных долях взимается с наемных рабочих и с предпринимателей.

Менеджер

Однако фактически основная часть налога выплачивается трудящимися, поскольку предприниматели находят способы перекладывания своей доли на их плечи, в частности, путем уменьшения на соответствующую сумму заработной платы. Налоговая ставка, по которой взимается взнос на социальное страхование, устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, для предпринимателей — в процентном отношении к фонду выплаченной зарплаты. Налоговая ставка постоянно растет. В отличие от подоходного налога, который носит прогрессивный характер (растет по мере роста доходов), налог на социальное страхование является регрессивным. Он взимается по единой налоговой ставке, начиная с первого заработанного доллара и далее в пределах налоговой базы.

Характерной чертой государственной системы социального страхования является постоянная тенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинами. Экономические кризисы системы социального страхования вынуждают серьезно повышать налог на социальное страхование. Дальнейшие перспективы роста этого налога выглядят еще более угрожающими, в частности, в связи с демографическими сдвигами в сторону «постарения населения».

Социальное обеспечение в Швеции

Система социальной защиты населения является стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Если принять всю сумму расходов на социальное обеспечение за 100%, то, доля в ней центрального правительства составляет 27%, местных органов власти — 31%, бюджетов предприятий — 41%, а доля застрахованных — всего 1%.

В настоящее время Швеция — единственная страна в мире, где доля государственных расходов на социальное обеспечение в ВНП превышает 42%.

Наиболее важными видами социального обеспечения являются пенсии (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, на детей, малообеспеченным семьям, многодетным семьям, различные семейные пособия, на жилье, на получение образования, по безработице).

При рождении ребенка родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет, разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 1 8 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. В целом средняя шведская семья с учетом всех пособий, но без вычета налогов имеет доход в 25-28 тыс. крон (свыше 3 тыс. долл.) + 640 крон на каждого ребенка в месяц. Помимо общих пособий по болезни, система медицинского страхования предусматривает также пособие родителям по нетрудоспособности в связи с болезнью детей, которое выплачивается в случае, если при болезни ребенка до 12 лет в семье с несколькими детьми мать находится в ожидании еще одного ребенка, а отец остается дома. В этом случае пособие по болезни выплачивается отцу, осуществляющему уход за ребенком. Срок выплаты пособия ограничен не нормами социального законодательства, а длительностью болезни ребенка. Каждый из родителей имеет право на пособие по болезни ребенка в возрасте до 12 лет сроком до 60 дней в году, а от 12 до 16 лет — по заключению врача. Предусматривается вариант неполной занятости на рабочем месте (с 8 до 6 часов в день) с соответствующим снижением заработной платы. В среднем этой услугой в рамках системы медицинского страхования пользуются как отцы, так и матери от 6 до 7 дней в году.

В заключение следует отметить, что, наряду с системой государственного медицинского страхования, в Швеции существует небольшой сектор добровольного (частного) медицинского страхования, доля которого в общей структуре расходов здравоохранения не превышает

2,5%. Столь малая доля частного медицинского страхования (по сравнению с другими странами ЕС) объясняется прежде всего трудностями снижения издержек для частных страховых компаний, которые вызваны высоким уровнем налогообложения в этой области.

UDC 614.2

Mihailova U.B., Obuhova O.V., Gajeva A.V. International and domestic experience in forming social security

funds (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow)

Annotation: There is presented a history of how social security system developed in Western countries and USA, principals of building social security system, types of social security payments. There is a description of legal regu lation of social security system in European countries.

Keywords: International association of social security, social fund, social security payment, allowance.

Здравоохранение в цифрах

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗ

огласно результатам последнего рейтинга, дольше всех живут испанские женщины, средняя продолжительность жизни которых составляет 85 лет. Недалеко от них ушли француженки, которые живут не намного меньше испанок, — у них 84,8 года. А нижнюю строчку рейтинга среди женщин занимают жительницы Киргизии, средняя продолжительность жизни которых не превышает 73 лет.

К сожалению, разрыв между средним количеством прожитых лет у мужчин и женщин довольно велик. Мужчины, как правило, живут на несколько лет меньше. Например, первое место принадлежит долгожителям мужского пола из Израиля. Они живут в среднем 80,1 года. Британцы занимают вторую строчку — их продолжительность жизни 78,4 года. А третье место остается за испанцами — у них 78,8 года. Как это ни печально, но нижнюю строчку в этом списке занимают мужчины-россияне, которые в среднем доживают лишь до 62,8 года.

Эксперты отмечают, что в целом продолжительность жизни у граждан представленных стран выросла с 1980 года на пять лет. При этом обращается внимание на тот факт, что сохраняется большой разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин. В общем зачете женщины доживают до 80 лет, в то время как мужчины — лишь до 72,5 года.

80% жителей Европы и Средней Азии умирают от болезней сердца, рака и хронической обструктивной пневмонии. Основными причинами смерти тех, кто умер в возрасте до 65 лет, являются инфаркты и инсульты, 20% людей умирают от рака, травмы и отравления уносят 9% жизней. Основными факторами риска являются, по данным экспертов, табакокурение и злоупотребление алкоголем, от которых умирают 6,5% людей.

Источник: NEWSru Israel, NEWSru.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.