ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ШВЕЦИИ
Н.Б. ГРИЩЕНКО, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора страховой компании «Ермак»
С 10 по 30 октября 2004 г. в Стокгольме (Швеция) проходил международный курс для специалистов страховых компаний «Стратегический менеджмент в страховании». Его организатором выступала Страховая консалтинговая компания
— Insurance Training and Consulting in Stockholm BICON AB>. В настоящей публикации одного из участников курса рассматриваются основные принципы создания, функционирования и реформирования системы социального страхования в Швеции.
Страхование — и государственное, и частное
— является важнейшей частью экономики Швеции в целом. У страны долгая история развития системы социального обеспечения, которая в основном сформировалась за прошлое столетие. Краткая история социальной защиты Швеции включает следующие этапы:
1890 г. - появление первого социального законодательства, включающего добровольное страхование от болезней;
1901 г. - впервые введено страхование от производственных травм (от несчастных случаев на производстве);
1914 г. - введение первой национальной базовой пенсионной системы по возрасту и инвалидности;
1917 г. — введение первого профессионального пенсионного плана, основанного на соглашении между социальными партнерами;
1948 г. — введение детских пособий;
1955 г. — введение национального вида страхования от болезни, с выплатой денежного
* Статья впервые опубликована в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». — 2005. -№5(125).
1 Международный курс «Стратегический менеджмент в страховании» проводился при финансовой поддержке Шведского агентства по международному сотрудничеству и развитию SIDA — www.sida.se. Информация об организации BICON представлена на ее сайте — www.bicon.org.
пособия, зависящего от уровня заработка, и дотационной системы здравоохранения;
1960 г. - введение национальной пенсионной программы, зависящей от уровня заработка;
1962 г. — введение всеобъемлющего национального законодательства о социальном страховании;
1964 г. — ссуды на содержание для неполных семей;
1974 г. — введение страхования родителей с компенсацией от потери заработка;
1977 г. — новая схема страхования — страхование от несчастных случаев на производстве (покрывает несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания);
1978 г. — введен в действие закон «О работе и рабочих условиях»;
1984 г. — сбор отчислений был передан от ведомств, занимающихся социальным страхованием, национальному налоговому управлению;
1999 г. — введена новая национальная пенсионная программа, основанная на отчислениях от заработков в трудовой период, и частично накопительная;
2000 г. — новая организация системы социального страхования.
♦ В настоящее время стоимость всей системы общественного благосостояния, здравоохранения и социальных служб составляет около 36 % валового внутреннего продукта (ВВП). Стоимость социального страхования, включая страхование от безработицы и семейные пособия, составляет приблизительно 20 % от ВВП. В 2003 г. доля социального страхования в ВВП страны составляла 17 % (исключая страхование по безработице), а доля в доходах семьи — 27 %. Динамика выплат сектора социального страхования в процентах к ВВП приведена на рис. 1.
о-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1965 1970 1975 1980 1985 1990 1 992 1995 2000 2003 годы
Рис. 1. Выплаты сектора социального страхования, % к ВВП, 1965-2003 гг.
Другая возможность продемонстрировать масштаб социального страхования заключается в таких данных: пособия, выплачиваемые как компенсации заработка, составляют примерно 25% всего уровня индивидуального потребления. То есть, в среднем, одна четвертая часть всего потребления гражданина страны приходится на национальную систему социального страхования.
Расходы на социальное страхование составили в 2003 г. более 400 млн шв. крон. Структура расходов на социальное страхование по видам приведена на рис. 2.
Социальное страхование финансируется, главным образом, за счет отчислений работодателей и работников, недавно введенных государственных выплат в связи с пенсией по возрасту, доходов от инвестированного пенсионного капитала, государственных бюджетных ассигнований. Отчисления и взносы достигают примерно двух третьих общей суммы выплат. Та часть, что финансируется за счет налогов, составляет менее одной четвертой, а доля дохода, получаемая из национального пенсионного фонда и идущая на выплату пенсий, соответствует примерно одной десятой годовых затрат.
14,5% - финансовая подержи семьям
3,6% - финансовая
поддержка нетрудоспособным
2Д - администрация
0,2% • мероприятия по улучшению состояния здоровья
28,9% ■ финансовая поддержка в случае
временной нетрудоспособности
0,3% ■ прочие выплаты
50,3% ■ финансовая поддержка престарелым
Доли в финансировании социального страхования в Швеции в 2003 г. распределялись следующим образом: работодатели — 77 %, государственный бюджет — 22 %, работники — 1 %, выплаты от накопительной составляющей — 0 %. В табл. 1 приведена налоговая нагрузка по финансированию социального страхования по категориям трудоспособного населения (занятости).
Таблица 1
Налоговая нагрузка по финансированию социального страхования за 2004 г.,%
Вид социального Работо- Заня- Работ-
страхования датели тые ники
Пенсия по старости 10.12 10.21 7
Пенсия по потере кормильца 1.7 1.7 —
Страхование по болезни 11.08 11.81 —
Страхование родителей 2.2 2.2 _
Несчастные случаи 0,68 0,68
на производстве
Коллективные выплаты 3.7 1,16 —
Общий налог на заработную плату 3,13 3,13 -
Всего... 32.70 30.89 7
Таким образом, основная нагрузка приходится на работодателей, и ставки для них достаточно высоки. Общие сведения, отражающие основные социальные показатели и характеризующие уровень жизни населения в Швеции в целом, приведены в табл.2.
Таблица 2
Общие показатели социального состояния Швеции, 2004 г.
Население, чел. 9 000 000
Общее число рабочей силы. чел. 4 203 000
Обычная продолжительность рабочей недели, ч 40
Коэффициент занятости (занятое население / общее число рабочей силы), % Мужчины - 77,4 Женщины - 73,1 Итого - 75.3
Занятые неполный рабочий день, % Мужчины — 7,3 Женщины - 22,3
Коэффициент безработных (данные по безработице, без учета проходящих обучение и т.д.), % 6,1
Средняя продолжительность жизни Мужчины — 77,5 Женшины - 87.1
Средняя расчетная продолжительность жизни для 65-летних Мужчины — 16,5 Женщины - 20,1
Средний фактический возраст выхода на пенсию Мужчины - 63 Же.ншины - 63
Рис. 2. Структура расходов на социальное страхование по видам, 2003 г.
Шведская модель предусматривает взаимодействие трех составляющих системы социального обеспечения — общественных программ, схем коллективного страхования и частного страхования. Примеры взаимодействия трех составляющих системы социального обеспечения приведены в табл. 3. Если представлять распределение всего страхового рынка как состоящее из четырех уровней (сегментов): частного индивидуального, частного группового, коллективного, базового социального, то для США характерным
Таблица 3
Примеры взаимодействия трех составляющих системы социального обеспечения
Три составляющих, основные отрасли Общественные программы Схемы коллективного страхования Частное страхование
Семьи и дети Страхование родителей. Детские пособия. Поддержка семьи. Жилищные субсидии Дополнительные денежные пособия для родителей
Период трудовой деятельности Страхование на случай болезни. Пособие на реабилитацию. Пособие по нетрудоспособности. Пособие по производственному травматизму. Пособие по безработице. Пенсия по потере кормильца. Жилищные субсидии Дополнительная страховка при производственном травматизме. Выплаты по болезни и страховая пенсия по нетрудоспособности. Страхование гражданской ответственности водителя автотранспортного средства независимо от виновника столкновения Дополнительные частные страховые полисы. Групповое страхование. Индивидуальное добровольное страхование
Меры защиты Шведский закон о работе и рабочих условиях Соглашения и положения
Люди старшего возраста Национальная пенсия по возрасту (солидарная и накопительная) Дополнительные пенсионные схемы Дополнительные частные страховые полисы. Страхование пенсии. Страхование жизни
будет преобладание именно первых трех (в частном секторе), а для Швеции почти равное разделение первых двух от последних (коллективного трудового и базового социального).
Основные задачи системы социального страхования Швеции можно определить как «классические». Социальное страхование характеризуется тем, что оно политически обусловлено, обязательно для всех и позволяет перераспределять средства между группами общества и в течение временных периодов.
Одним из основных принципов в организации социального страхования Швеции является принцип прибылей и убытков. Первые шаги в направлении принятия государством ответственности за социальное страхование были предприняты в конце 1800-х гг. Идея, заключающаяся в охвате всех граждан единой системой, начала политически воплощаться в период между 1910 и 1920 гг. И только в 1960-х гг. была введена универсальная пенсионная система, учитывающая уровень заработка, в основе которой лежит принцип, обусловливающий, что размер вознаграждения должен полностью соответствовать уровню ранее получаемого дохода. В 1974 г. произошло реформирование системы страхования от болезни в соответствии с принципом, при котором размер денежных пособий должен быть прямо пропорционален утраченному уровню дохода. В настоящее время так называемый принцип утраты дохода применяется в каждой схеме индивидуального социального обеспечения, стра-
2 Например, 300 000 крон — это сумма, приблизительно на университета, в то время как 200 000 крон соответствуют средг
хующей от потери дохода: страхование родителей, страхование от болезни, страхование от производственных травм, пенсии по нетрудоспособности, страхование от безработицы, пенсии по возрасту.
Общественные программы предоставления денежных выплат покрывают потери до определенного максимума, который ежегодно корректируется согласно изменениям индекса потребительских цен. Для лиц, уровень дохода которых превышает установленный максимум, важную роль играют коллективно согласованные дополнительные схемы страхования. В настоящее время предельный размер пособий, таких как в случае болезни и денежных выплат для родителей, несколько ниже, чем 300 000 крон в год, а денежные выплаты по безработице составляют около 200 000 крон в год2. Однако метод индексации приводит к постепенному снижению реального уровня предельного размера пособий по сравнению с ростом реальных доходов, и эта проблема сейчас обсуждается. Так, если не предпринимать никаких действий, то пенсии/пособия, зависящие от уровня заработка, постепенно превратятся в базовые, одинаковые по размеру для все большего числа людей, получающих доход.
Другим принципом системы социального страхования Швеции является принцип общего и индивидуального. Общественная система страхования является общей в нескольких смыслах; она на равных условиях охватывает все население. Страхование в большей степени финансируется за счет
10 % меньшая, чем средняя заработная плата преподавателя
ему уровню оклада обычного секретаря в офисе.
пропорциональных отчислений от заработков и налогов, и условия одинаковы для всех. Все родители, например, получают детские пособия одного размера, независимо от их финансового положения. Аналогично лицо, получающее более высокий уровень дохода, имеет право на равную экономическую поддержку на нетрудоспособного ребенка наравне с родителями, финансовое положение которых хуже. Общий подход при страховании, основанном на учете уровня дохода, заключается в том, что люди делают одинаковые процентные отчисления от дохода для получения такой же страховой компенсации.
Организационная инфраструктура страхования в Швеции развита и включает помимо страховых организаций и правительственных структур и другие организации. Ведомствами в системе социального страхования Швеции выступают:
• парламент и правительство (министерство здравоохранения и социальной помощи), которые принимают законы и исполняют их;
• государственное управление социального страхования (ГУСС), отвечающее за надзор за страховыми кассами и издающее директивы;
• управление премиальных пенсий, которое работает с премиальными пенсиями (личные счета, информация и т.д.);
• страховые кассы, решающие вопросы социальной помощи и предоставляющие общественную помощь. В Швеции действуют 21 региональная страховая касса, 230 местных (локальных) страховых касс, 15 100 работников. Инфраструктура страховой отрасли в целом
(и для частного, и для социального страхования) включает: Шведское страховое общество (.ОТ*), Шведскую ассоциацию страховых компаний (/7-), Ассоциацию морских андеррайтеров, Моторное бюро, Бюро По расследованию мошенничества в страховании, Ассоциацию страховых брокеров, Шведскую ассоциацию работодателей в страховой отрасли, Ассоциацию по борьбе с мошенничеством в страховании, Ассоциацию по противопожарной безопасности, Шведский институт страхования, Бюро защиты прав потребителей страховых услуг, Профсоюз занятых в страховой отрасли и финансах.
В системе социального страхования достаточно развиты информационные технологии: используются порядка 7 500 программ, около 17 тыс. персональных компьютеров объединены в сеть, и 30 млн сообщений рассылаются ежегодно. При
этом в перспективе планируется модернизация информационных технологий (ИТ): усовершенствование систем обработки сообщений, а также в связи с реформой пенсионного обеспечения. В перспективе также будет усовершенствовано электронное обслуживание, обслуживание по телефону и страхование родителей по Интернету.
Стоит отметить, что шведская модель предусматривает самостоятельное обращение человека по Интернету (телефону) с сообщением о факте своего заболевания (временной нетрудоспособности), что является основанием для оплаты больничного. При этом не исключены случаи страхового мошенничества, но это не относится ко всем видам помощи: только к ведомственному страхованию и в основном для персонального страхования родителей.
Выплаты и пособия в системе социального страхования Швеции очень разнообразны. Приведем их примеры из доклада Бьярне Альмстрема (В] а те АЫз^от):
• финансовая защита семей, детей и инвалидов — пособие на ребенка, дополнительное пособие на ребенка, увеличенное пособие на ребенка, пособие по содержанию, пособие на семью, пособие на квартиру, пособие на усыновление, выплаты (наличными) по беременности, выплаты (наличными) родителям: временное пособие, пособие по уходу, пособие по инвалидности, пособие на автомобиль инвалидам, пособие на помощь инвалидам;
• пенсионные выплаты — пенсия по старости, пенсия вдове, дополнительная пенсия, увеличенная дополнительная пенсия,специальная пенсия по утере кормильца, неполная пенсия, дополнительные выплаты пенсионерам на квартиру, добровольное страхование, пенсия ребенку;
• финансовая защита в случае болезни — пособие (наличными) по болезни, страхование мелких предпринимателей, страхование заработной платы при работе в выходные дни, пособие по уходу за близкими родственниками, пособие (наличными) в случае производственной травмы, аннуитет и пособие на погребение в результате травмы на производстве, пенсия по нетрудоспособности, пенсия по временной потере трудоспособности, стоматологическая помощь, здравоохранение в ЕС, пособие на случай потери трудоспособности на производстве, реабилитация, превентивные меры;
• другие выплаты — ежедневные выплаты (наличными) призывникам, выплаты (наличными) семьям призывников, пособие на транспортные расходы определенным категориям нетрудоспособных, выплаты на хобби. Несмотря на очевидные плюсы действующей модели социального страхования, она, по мнению преподавателей курса, была далеко не идеальной. На примере Швеции ведущей тенденцией в этом вопросе выступает углубление и диверсификация взаимодействия государственной и частной системы социального страхования. Однако это стратегическая задача не только для Швеции, но и для большинства других стран. Одна из перспектив в таком взаимодействии между социальным и частным страхованием — развитие компетенции и поддержание благосостояния — начинает уже реализовываться в Швеции через специальные накопительные счета. Другая перспектива - это внедрение новой пенсионной системы, состоящей из смешанной части (выплат из текущего дохода) и накопительной части. В пенсионной системе Швеции в настоящее время происходит реформирование, основные причины которого «известны»: старение населения, высокий уровень безработицы (чуть более 6%), низкая экономическая конъюнктура. Так, в 2000 г 100 работающих «содержали» 30 пенсионеров, а в 2025 г. 100 работающих будут «содержать» уже 41 пенсионера.
Старая пенсионная система состояла из двух частей: базовой пенсии, размер которой не зависел от уровня предыдущего дохода, и дополнительной пенсии, для получения которой требовался 30-летний стаж деятельности, приносящей доход, и полученная таким образом в распоряжение сумма зависела от величины заработанного дохода за «лучшие» 15 лет. Это схема солидарной пенсионной системы, когда отчисления одного года в принципе идут на оплату пенсий в том же году.
В новой системе весь заработок от занятий, приносящих доход, за весь период работы, будет давать право на получение пенсии. Все отчисления по этой схеме будут добавляться к пенсии. Пенсионные отчисления собираются вместе с налогами, и работник, и работодатель отчисляют по половине суммы. В новой системе предполагаются два основных вида пенсий: 1) исчисляемая по размеру заработка, которая выплачивается в рамках солидарной системы и 2) страховая пенсия, инвестируемая в фонды, выбираемые застрахованными лицами. Размер выплат в новую пенсионную систему составляет 18,5 % от
доходов плательщика, из них 16 %, отчисляемых от дохода работника, выплачиваются по солидарной пенсионной схеме. Оставшиеся 2,5 % полностью идут в накопительную страховую пенсионную программу, где лица, копящие пенсионные средства, могут выбрать свой фонд для инвестирования из примерно 500 существующих. Для лиц с низким уровнем дохода или без дохода отсутствие дополнительной пенсии будет покрываться гарантированной пенсией. В солидарной пенсионной системе потенциальные пенсии индексируются ежегодно относительно среднего роста дохода в обществе. В страховой резервной пенсионной программе индексирования не проводится, так как такие изменения здесь покрываются доходом от инвестирования. Шведская система пенсионных инвестиционных фондов — открытая, здесь есть и шведские, и международные фонды, которые должны отвечать требованиям директив Евросоюза и не включать производных ценных бумаг. На одного индивида приходится около 5 фондов. Вкладчик может в любое время изменять фонды через Интернет или по телефону, не уплачивая при этом сборов по их изменению и налогов на полученный доход.
В Швеции существуют еще и дополнительные пенсии в рамках коллективных соглашений, т. е. профессиональные пенсионные программы, которые бывают правительственные (для госслужащих), муниципальные и кооперативные. Новое законодательство о пенсионном страховании вступило в силу в 1999 г., а в 2000 г. впервые сделан выбор индивидуальных фондов по новой накопительной пенсионной системе. Расчетные варианты размера пенсий по двум системам приведены на примере ниже:
• из текущего дохода 800 млрд дол. США =
150 000 дол./чел.
• накопительная 16 млрд дол. США = 2 900
дол./чел.
Через 20 лет:
• из текущего дохода 1 000 млрд дол. США =
182 000 дол./чел.
• накопительная 270 млрд дол. США = 49 000
дол./чел.
В рамках курса были рассмотрены и другие важные вопросы социального страхования, знакомство с которыми, безусловно, позволит глубже понимать такие актуальные вопросы и учитывать их в практике страхования. В заключение приведем сайты, посвященные социальному страхованию в Швеции: www.rfv.se. www. forsakringskassan.se, www.ppm.nu.