ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 342 ББК 67. 400 (3)
Т 92
Тхаркахо М.М.
Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы
теории
(Рецензирована)
Аннотация:
В предлагаемой статье анализируются теоретические аспекты функционирования органов конституционного контроля. Делается вывод о том, что охрана конституции является деятельностью всех субъектов права по обеспечению реализации норм конституции в общественных отношениях. Однако наиболее существенным в защите конституции является судебный конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными органами конституционного контроля.
Ключевые слова:
Конституционализм, конституция, закон, верховенство, судебный конституционный контроль, американская модель конституционного контроля, европейская модель конституционного контроля, государство, органы конституционного контроля, компетенция, конституционный суд, верховный суд.
Проблема соответствия нижестоящих норм вышестоящим существует везде, где действует писаное право, на вершине которого находится конституция.
Но, как известно, положения конституции не всегда должным образом воплощаются в жизнь. Поэтому государство создает систему и механизм правовой защиты конституции. Защита конституции является деятельностью всех субъектов права по обеспечению реализации норм конституции в общественных отношениях. Такая функция, может быть, возложена на органы государственной власти, выполняющей разные задачи. Так, охрану и защиту конституции, в том числе мерами конституционного контроля, осуществляют следующие органы публичной власти: глава государства, парламент,
правительство и другие органы исполнительной власти, прокуратура, органы местного самоуправления.
Наиболее действенным в охране конституции является судебный конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными органами конституционного контроля.
Законодательное определение полномочий общих судов по осуществлению конституционного контроля осуществляется с разной степенью полноты. В одних странах такое полномочие является результатом самой судебной практики на основе толкования своей компетенции, в других регламентируется в общей форме либо путем перечисления конкретных правомочий [3].
В некоторых конституциях содержатся нормы о создании и компетенции специальных органов по проверке конституционности нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, Польша, Португалия, ФРГ). Специализированные органы конституционного контроля обладают конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством конституционного судопроизводства. Как правило, они призваны обеспечивать соблюдение основополагающих норм, содержащихся в конституции. Под контроль обычно подпадают, прежде всего, законы, их разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными органами; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; внутригосударственные договоры; разрешение споров о компетенции между высшими органами государства, между органами федерации и ее субъектов, между центральной властью и автономиями, местными властями; акты судебных органов; акты и действия общественных объединений; индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц, международные договоры, действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности; организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов в высшие органы государственной власти; создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.
В большинстве стран мира учреждены и действуют конституционные суды. В современных условиях компетенция конституционного суда в национальных государствах разнообразна и индивидуальна [2]. Например, в соответствии со статьей 93 Основного закона 1949 года Федеральный конституционный суд Германии обладает весьма широким кругом полномочий. Применительно к федерации в целом осуществляет: толкование конституции по поводу споров об объеме прав и обязанностей высшего федерального органа или других участников, которые Основным законом наделяются собственными
правами; регулирование взаимоотношений федерации и ее субъектов, а в некоторых случаях и земель между собой. Применительно к взаимоотношениям федерации и ее субъектов возложено разрешение дел о соответствии права земли федеральному закону в сфере конкурирующего законодательства; рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу нарушения законом прав на самоуправление, проверяет конституционность деятельности политических партий. Этот суд вправе принимать постановления об отстранении от должности Президента республики за умышленное нарушение им Основного закона и других законов, если дело возбуждено одной из палат Парламента, об отстранении от должности федерального судьи в случае нарушения им Основного закона или посягательств на конституционный строй Г ермании [4].
И российские и германские теоретики неоднократно подчеркивали определенную сложность правовой природы Федерального конституционного суда, указывая на его двойственность. С одной стороны, это высший конституционный орган федерации, а с другой - это федеральный суд. Разрешая вопросы применения конституционного права, Федеральный конституционный суд реализует принадлежащую ему функцию защиты Конституции - Основного закона ФРГ.
Согласно статье 161 Конституции Испании Конституционный суд обладает юрисдикцией на всей испанской территории и компетентен рассматривать заявления о неконституционности законов и иных нормативных актов, имеющих силу закона, принимать ходатайства по поводу нарушения прав и свобод граждан, разрешать конфликты о компетенции между государством и автономными сообществами или между последними, разрешает другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией [5].
В Италии осуществляемое Конституционным судом правосудие направлено согласно статьям 134 и 75 Конституции 1947 года на следующие четыре цели. Во - первых, рассмотрение и разрешение споров о конституционности законов и актов, имеющих силу закона, в особенности по жалобам государства на областные законы и по жалобам областей на законы государства. Кроме того, конституционному контролю подлежат правительственные и министерские регламенты, предварительно проверяемые Счетным судом. Во - вторых, в полномочия Конституционного суда входит и разрешение споров о компетенции между государством и областями, а также между областями. В - третьих, этот Суд выносит также решения по обвинениям в государственной измене или в посягательстве на Конституцию, выдвинутым против Президента Парламентом на совместном заседании его палат. В - четвертых, согласно статьям 75, 123 Конституции Суд решает вопросы о допустимости референдума [1].
На Украине полномочия Конституционного Суда довольно многочисленны. Он осуществляет контроль проектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, законов, его разновидностей; регламентов и иных актов, принятых Верховной Радой; нормативных правовых актов органов исполнительной власти; нормативных правовых актов органов местного самоуправления; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности; организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов в высшие органы государственной власти; дает заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента с поста в порядке импичмента [7].
Полномочия Конституционного Суда Литовской Республики установлены в статьях 102 и 105 Конституции 1992 года.
В статье 102 говорится, что «Конституционный суд принимает решения о соответствии законов и других актов Сейма Конституции, актов Президента Республики Правительства Конституции и закона». Кроме того, он представляет заключения относительно того имелись ли нарушения законов о выборах, позволяет ли состояние здоровья Президента Республики исполнять им в дальнейшем свои обязанности, не противоречат ли международные договоры либо конкретные действия членов Сейма и государственных лиц Конституции 1992 года [6].
Таким образом, главной задачей конституционного контроля является наблюдение за соответствием принимаемых парламентом законов конституционным нормам. Решения конституционных судов выносятся от имени государства, действуют на всей его территории и имеют общеобязательную силу, обеспечивая верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства.
По своему охвату решения конституционных судов могут быть весьма разнообразными, иметь больший или меньший объем. В современном мире существуют конституционные суды, в ведении которых находятся лишь ограниченные сферы применения и толкования основного закона. Однако более распространенными являются системы, при которых под надзор отдан весь конституционный спектр отношений. Поэтому при принятии решений конституционные суды оказывают воздействие на все стороны конституционного регулирования, то есть на толкование и применение конституционных прав и свобод и их гарантий, применение принципов деятельности в федеративных государствах, оказывают влияние на организацию и деятельность местного управления и самоуправления. Если конституционным судам предоставлено право проверки соответствия заключаемых государством международных договоров основному закону, то в этом случае проявляется очевидное влияние этих органов на международную деятельность государства.
Примечания:
1. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. М.: Норма, 2007. С. 256.
2. Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. М., 2007. С.
178.
3. Конституционное право: новейшие зарубежные исследования. М., 2006. С. 57.
4. Конституции государств Европы. М., 2001. С. 341.
5. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 2006. С.
392.
6. Конституционный контроль в зарубежных странах / отв. ред. В.В. Маклаков.
М.: Норма, 2007. С. 433.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум М.: Юристъ, 2007. С. 129.