Научная статья на тему 'Зарубежные передовые практики развития компетентностного родительства: конкретизация понятий современного образовательного пространства'

Зарубежные передовые практики развития компетентностного родительства: конкретизация понятий современного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РОДИТЕЛЬСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СФЕРА СЕМЬИ / РОДИТЕЛЬСТВА И ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова И. С.

Существующие в педагогических исследованиях фрагментарность и разрозненность представлений о компетентностном родительстве, о передовых практиках развития компетентностного родительства требуют конкретизации этих понятий, актуальных в современном международном образовательном пространстве, это обусловило научный интерес автора в данном направлении. Осуществлен критический анализ зарубежных научных исследований и практикоориентированных программ образования родителей для уточнения сущности термина «практики родительства», который является частотным в зарубежном педагогическом дискурсе. Установлено, что данное понятие современного образовательного пространства признано профессиональными сообществами и социальными институтами в сфере семьи, родительства и детства в разных странах Европы. Выделены общие положения, которые составляют основу зарубежных передовых практик родительства. В работе представлены и раскрыты три характеристики: признание развития компетентностного родительства как передовой социально-образовательной практики, которая не существует вне контекста, наиболее близкого семье; эти практики обладают родителецентрическим характером, специфическая черта которого институционализация; наличие разнообразия передовых практик развития компетентностного родительства. Обозначенные характеристики являются общими, выражают единую цель изучаемых передовых практик в современном образовательном пространстве развитие родительских компетентностей через совместные действия родителей и профессионалов в контексте наиболее близком каждой семье. Авторская интерпретация зарубежных передовых практик развития компетентностного родительства способствует конкретизации понятий в сфере семьи, родительства и детства, что необходимо и важно, как для расширения научного поля в русле компаративных педагогических исследований, так и для обогащения международного профессионального педагогического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежные передовые практики развития компетентностного родительства: конкретизация понятий современного образовательного пространства»

Зарубежные передовые практики

развития компетентностного родительства: конкретизация понятий современного образовательного пространства

Данилова Ирина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры романских языков, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», [email protected]

Существующие в педагогических исследованиях фрагментарность и разрозненность представлений о компетентностном родительстве, о передовых практиках развития компетентност-ного родительства требуют конкретизации этих понятий, актуальных в современном международном образовательном пространстве, это обусловило научный интерес автора в данном направлении. Осуществлен критический анализ зарубежных научных исследований и практикоориентированных программ образования родителей для уточнения сущности термина «практики родительства», который является частотным в зарубежном педагогическом дискурсе. Установлено, что данное понятие современного образовательного пространства признано профессиональными сообществами и социальными институтами в сфере семьи, родительства и детства в разных странах Европы. Выделены общие положения, которые составляют основу зарубежных передовых практик родительства. В работе представлены и раскрыты три характеристики: признание развития компетентностного родительства как передовой социально-образовательной практики, которая не существует вне контекста, наиболее близкого семье; эти практики обладают родителецентрическим характером, специфическая черта которого - институционализация; наличие разнообразия передовых практик развития компетентностного родительства. Обозначенные характеристики являются общими, выражают единую цель изучаемых передовых практик в современном образовательном пространстве - развитие родительских компе-тентностей через совместные действия родителей и профессионалов в контексте наиболее близком каждой семье. Авторская интерпретация зарубежных передовых практик развития ком-петентностного родительства способствует конкретизации понятий в сфере семьи, родительства и детства, что необходимо и важно, как для расширения научного поля в русле компаративных педагогических исследований, так и для обогащения международного профессионального педагогического дискурса. Ключевые слова: компетентностное родительство, передовые практики развития компетентностного родительства, образовательное пространство, профессиональный педагогический дискурс, сфера семьи, родительства и детства.

0

сч

в)

01 Z

Введение. В международном образовательном пространстве понятия родительство (в русском языке), parenthood, parenting, parentality (в английском языке), parentalite (во французском языке) характеризуют сферу семьи, детства и воспитания, репрезентируют социально-образовательные запросы общества к современным семьям, родителям и воспитательным практикам [6; 10]. В настоящее время мы можем говорить о том, что в зарубежном педагогическом дискурсе компетент-ностное родительство определяется установкой: быть родителем «здесь и сейчас, а не потенциально», она обусловлена способностью и желанием исполнять роль родителя. Потребности развития ребенка, родительская способность к адаптивности, средовые положительные или негативные воздействия являются тремя взаимосвязанными элементами [1], которые определяют компетент-ностного родительства, практики его развития в международном образовательном пространстве.

Сегодня совершенно очевидно, что развитие компетентностного родительства, представляя собой социальную и образовательную реальность, но остается в педагогической науке недостаточно изученным явлением, которое обладает динамичным характером, постоянно изменяющимся во времени и пространстве. Именно поэтому, появление новых инициатив развития такого родитель-ства в сфере родительского образовании в одной стране находит своих сторонников в других странах мира, каждый раз актуализируя в научно-образовательных сообществах вопросы: «Как из всего многообразия существующих инициатив определить передовую практику родительства? Что характеризует действительно передовую практику?» Решение этих вопросов является чрезвычайно важным для современной педагогической науки и расширения международного научного дискурса, способствует созданию эффективной межкультурной профессиональной коммуникации и научному взаимопониманию исследователей и профессионалов в сфере семьи, детства и воспитания.

Данная работа продолжает научный поиск автора в логике педагогического компаративистики, обусловленный необходимостью педагогической концептуализации компетентностного родитель-

ства, ориентирована на выявление передовых практик развития этого родительства в зарубежном сообществе и уточнение контекста их реализации в международном образовательном пространстве.

Исследовательские вопросы:

- конкретизировать сущность понятия «практики родительства» в зарубежном педагогическом дискурсе;

- выделить и раскрыть общие характеристики зарубежных передовых практик развития компе-тентностного родительства, которые в современном международном образовательном пространстве объединяют социальные институты, профессиональные сообщества и государства для поддержки современного родительства.

Цель исследования. Представить развитие компетентностного родительства как передовую социально-образовательную практику в зарубежном сообществе, обозначив и конкретизировав тезаурус изучаемых понятий в зарубежном педагогическом дискурсе для обогащения профессионального педагогического дискурса в сфере семьи, родительства и детства.

Методы исследования:

- аналитический подход способствовал отбору и обобщению научных понятий, репрезентирующих передовые практики родительства в зарубежном образовательном пространстве, воссоздают их социально-образовательный контекст;

- критических анализ, ориентированный на синтез в изучении аутентичных источников научной литературы и программ родительского образования, позволил выявить и конкретизировать основные характеристики передовой социально-образовательной практики развития компетент-ностного родительства, обусловливающие общие интерпретации этого вида родительства в зарубежном научно-образовательном сообществе.

Результаты исследования и их обсуждение.

В профессиональном тезаурусе европейской социальной и образовательной политики в сфере семьи и родительства к сегодняшнему дню сформировалась определенная методология передовых практик родительства, которую разделяют профессиональные сообщества и социальные институты разных стран Европы [9]. В разработке методологии данного направления признанное лидерство принадлежит Французской Республике, в которой в 2012 году появилось первое и полное для того времени издание «Гид передовых практик поддержки родительства» [5].

Во Франции существует многолетний национальный консенсус в понимании важности комплексной поддержки всех семьей с детьми, независимо в какой форме они образованы. В этом направлении консолидация усилий государства, бизнеса, общественности, семей основана на принципах партнерства. В отличие от ряда европейских стран, где поддержка родительства реализуется в логике ориентации на конкретный и определенный контингент родителей и семьи, во Французской Республике действует принцип уни-

версализма, который выступает за взаимодействие и поддержка всех родителей без исключения.

Анализ аутентичных зарубежных исследований в сфере семьи, родительства и детства позволил нам установить, что в европейском научно-педагогическом сообществе термина «практики родительства» обозначает факт осуществления деятельности при соблюдении определенных правил, определенных принципов, на которых строится образование родителей. С этих позиций, мы выделяем правила или формализованные принципы как основу образовательной деятельности, нацеленной на опыт их родитьства. Их соблюдение, с одной стороны, выражает то, каким образом должна эта деятельность выстраиваться; с другой - отражает отношение к этой деятельности. Считаем возможным интерпретировать эти правила в логике комптентностного родительства следующим образом: развитие компетентностного родительства требует структурированности и систематичности, предполагает деятельностный характера, а именно: быть родителем «здесь и сейчас» [3], чтобы создавать и расширять компетентност-ный опыт родительства.

Проведенное в ходе данного исследования обобщение дефиниций термина «передовые практики родительства», представленных в документации национальных агентств по оценке и качеству социальных и медико-социальных учреждений, программах образования родителей, разнообразных профессиональных сообществ зарубежных странах, способствовало его педагогическому осмыслению. Мы предлагаем рассматривать передовую практику родительства как профессиональные действия, объединяющие акторов, социальные институты и профессиональные сообщества, услуги и ресурсы для удовлетворения ожиданий и потребностей родителей и семей, для которых эти действия реализуются.

Нами установлено, что передовые практики родительства в международном образовательном пространстве базируются на следующих положениях, которые объединяют зарубежные социальные институты и профессиональные сообщества в сфере семьи, родительства и детства:

- наличие консенсуса профессионалов вокруг способов действий в соответствии с ожиданиями и потребностями пользователей (родителей и семей);

- выбор и внедрение способов профессиональных действий с учетом потребностей и ожиданий пользователей. Это обусловливает ценностною и смысловую составляющие действий профессионалов, которые ориентированы на процесс их непрерывного профессионального развития и совершенствования;

- наличие и признание свода правил и принципов, сформулированных в терминах, описывающих способы действия, которые профессиональное сообщество принимает и реализует для осуществления конкретной деятельности в целях удовлетворения ожиданий и потребностей пользователей.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

в)

01 Z

Передовые практики родительства в настоящем, направленные на согласованность между знаниями и действиями профессионалов и родителей, служат руководством для создания новых в будущем. Востребованные сегодня передовые практики позволяют профессионалам в сфере семьи, родительства и детства рассмотреть различные существующие сценарии действий и выбрать тот, который наилучшим образом будет соответствовать актуальным ресурсам и контексту, наиболее близким семье. В международном образовательном пространстве передовые практики родительства расширяются, взаимодополняются, а иногда и противостоят друг другу.

В логике исследования мы сфокусировали наше внимание на передовых практиках развития компетентностного родительства, которые являются актуальными в современном образовательном пространстве в зарубежных странах. Их критический анализ позволил нам выявить и раскрыть общие характеристики, которые в международном образовательном пространстве являются объединяющими для зарубежных профессиональных сообществ и социальных институтов.

Первая характеристика - признание развития компетентностного родительства как передовой социально-образовательной практики, которая не существует вне контекста, наиболее близкого семье, родителям и ребенку. Мы выделяем два вектора ее выражения и реализации в социально-образовательной реальности. Социальный вектор: такая практика предполагает любую форму государственного «вмешательства» в лице уполномоченных социальных институтов и профессиональных сообществ с целью поддержки родителей в контекстах, удовлетворяющих все детские потребности (витальные, эмоциональные, образовательные, культурные, социальные и др.). Образовательный вектор: такая практика выражается в совместных взаимных действиях профессионалов и родителей в определенном образовательном контексте, нацеленном на развитие родительских компетентностей и/или приобретение новых и важных для выполнения ими образовательной миссии.

Вторая характеристика - передовые практики развития компетентностного родительства обладают родителецентрическим характером, специфическая черта которого - институционализация. В настоящее время это социальное явление является широко распространенным в зарубежных странах, оценивается как «поворотный момент» (фр. un tournant; анг. parenting turn) в европейской семейной политике, стало основой создания межсетевого взаимодействия в сфере семьи, родительства и детства. Так, во Франции Межведомственное семейное бюро (Interministerial Family Office) обеспечивает координацию и мониторинг служб и практик поддержки родителей на разных уровнях (государственном, региональном, депар-таментальном, городском). В Испании и Италии разработкой программ и практик родительского образования занимаются исключительно академи-

ческие сообщества университетов конкретного региона страны при тесном межведомственном взаимодействии образовательных учреждений этого региона за счет средств государства и/или частного спонсорства. В Португалии участие в образовательных программах является обязательным для тех родителей, которые получают минимальный гарантированный доход, или для тех, кто считает это социально необходимым. В Швеции уполномоченными за организацию образовательных практик по поддержке родительства являются региональные и местные структуры и профессиональные сообщества в сфере семьи, образования [4]. В зарубежных странах общностью целей и механизмов реализации процесса институционализации определяют его динамизм. Это подтверждает, что родительство и развитие родительских компетентно-стей является одним из важнейших направлений в семейной политике стран Европы и заботой государства, в целом.

Третья характеристика - наличие разнообразия передовых практик развития компетентностного родительства. Она обусловлено контекстом государственной семейной политики в сфере поддержки семей в конкретной стране и специфическими национально-образовательными представлениями о родителях, их образовательной миссии, родительских компетентностях, способах приобретения и развития опыта компетентностного роди-тельства. В международном образовательном пространстве мы отмечаем широкую палитру формальных и неформальных направлений поддержки семей, которые способствуют формированию практик родительства.

В профессиональном педагогическом дискурсе в сфере семьи, родительства и детства разнообразие передовых практик воспринимается как богатство и как способ предоставить всесторонние возможности, которые способны удовлетворять многочисленные потребности и запросы современных родителей. Это является частью политики «социальных инвестиций», которая в настоящее время востребована в зарубежном образовательном пространстве многих стран. Именно поэтому, мы можем констатировать, что в каждой конкретной стране существуют передовые практики развития компетентностного родительства, которые поддерживаются теоретическими исследованиями и/или практическими образовательными проектами. Компетентностное родительство требует не только доброй воли, но также знаний и опыта, поэтому зарубежные передовые практики ищут новые способы и формы развития родительских компетентностей, совершенствуют существующие, модифицируют их в соответствии с контекстом и национально-образовательными традициями, профессиональными убеждениями и миссиями уполномоченных социальных институтов [2].

Развитие компетентностного родительства как передовая социально-образовательная практика актуализирует и укрепляет саму идею компетентностного родительства, которая распространяется на всех лиц, взаимодействующих с родителями и

их детьми в разных контекстах «окружающей среды ребенка и семьи» [8]. В ней именно родителю отводится активная роль в соответствии с основополагающим принципом: «признание родителя как актора, обладающего компетентностями для осуществления родительской роли и функции» [5]. Это предполагает отказ от стигматизации, стандартизации и различных предписаний в отношении современного родительства. В передовых практиках развития компетентностного родитель-ства такое признание выступает своеобразным «месседжем» родителям, которые, проявляя собственные родительские компетентности, способны создать более прочную социальную связь семьи и общества, сделать ее более продуктивной для обеспечения нового, качественного, компетент-ностного родительства в интересах и от имени ребенка. Что будет способствовать улучшению качества жизнедеятельности детей, родителей, семей в целом в современном многоликом сообществе.

Мы утверждаем, что зарубежные передовые практики компетентностного родительства нацелены на его развитие, актуализируют существующие родительские компетентности, содействует развитию новых. Они призваны обогащать родительский опыт, раскрывая ресурсы и предоставляя возможности родителям выполнять их родительские обязанности, демонстрировать и приобретать родительские компетентности для улучшения качества детского обучения, воспитания и развития, качества жизни семьи и окружающей реальности в целом.

Мы считаем, что в международном образовательном пространстве передовые практики развития компетентностного родительства являются своеобразной педагогической реакцией и ответом на необходимость обновления образовательной системы, включая родительское образование, в котором нуждаются научно-образовательные сообщества XXI века все стран без исключения. Они представляют интерес для зарубежных и российских исследователей, их изучение способствует концептуализации понятия «компетентностное родительство» в рамках компаративных педагогических исследований. Для социальных институтов и профессиональных сообществ эти передовые практики являются источником и стимулом совершенствования поддержки и развития родительства в современной парадигме компе-тентностного образования.

Заключение.

1. Обосновано, что в международном образовательном пространстве передовая практика ро-дительства характеризуется профессиональными действиями, объединяющими акторов, социальные институты, профессиональные сообщества, разнообразные услуги и ресурсы, которые нацелены на удовлетворение ожиданий и потребностей родителей и семей как потребителей, заказчиков современного родительского образования. Конкретизация сущности изучаемого понятия в зарубежном педагогическом дискурсе способствует обогащению профессиональных знаний в сфере поддержки семей и родительства.

2. Установлено, что в европейском образовательном пространстве сформировалась определенная методология передовых практик родительства, ведущая роль в ее разработке принадлежит Франции, позиции которой признаны и поддерживаются рядом европейских стран (Испанией, Италией, Португалией, Швецией). Раскрыты общие положения, составляющие основу передовых практик родитель-ства, в соответствии с которыми зарубежные социальные институты и профессиональные сообщества в сфере семьи, родительства и детства организуют и реализуют взаимные профессиональные действия в образовании родителей.

3. Выделены и раскрыты три характеристики передовых практик развития компетентностного родительства, которые в зарубежном научно-образовательном сообществе отражают их общую нацеленность на развитие родительских компе-тентностей через совместные действия родителей и профессионалов в контексте наиболее близком каждой семье. Это способствует конкретизации изучаемых понятий зарубежного педагогического дискурса, расширению профессионального тезауруса в сфере семьи, родительства и детства.

4. В современном международном образовательном пространстве передовой практикой развития компетентностного родительства следует считать ту, которая, объединяя акторов, ресурсы, услуги, наилучшим образом адаптирована к потребностям всех, а именно: к потребностям родителей, детей и профессионалов. Необходимо, чтобы они воспринимали эту практику не как подавляющую креативность и автономность, а наоборот, как ту, которая их поддерживает, развивает, стимулирует к непрерывному образованию.

5. Развитие компетентностного родительства представлено автором как передовая социально-образовательная практика в зарубежном сообществе, это в рамках педагогической компаративистики создает картину современного родительства, обогащает новыми знаниями отечественный педагогический дискурс, ориентирует и определяет дальнейшие стратегические и тактические задачи родительского образования, поддержки родительства в современном образовательном пространстве.

Литература

1. Данилова И.С. К вопросу о сущности понятия «компетентностное родительство» в педагогическом зарубежном дискурсе. Современное педагогическое образование. № 4. 2018. С. 3-11.

2. Орехова Е.Я., Данилова И.С. От профессиональной компетентности учителя к компетентност-ному родительству. Начальное образование. Т. 7. № 2. 2019. С. 33-38.

3. Berger M. L'échec de la protection de l'enfance, Paris, Dunod, 2003, p. 222.

4. Child Protection. Rethinking the Role of Parents? La revue internationale de l'éducation familiale. L'Harmattan. No 39, 2016/1. 172 p.

5. Guide de bonnes pratiques de soutien à la parentalité. Fédération nationale des associations d'accueil et de réinsertion sociale. 2012.

о о и n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X

s m

6. Jacques-Vazquez B., Sitruk P., Raymond M. Evaluation de la politique de soutien à la parentalité (MAP volet 1), Rapport, Inspection générale des affaires sociales, 2013. Retrieved from http://www.Igas.gouv.fr/spip.php7article301 (12.07.2019).

7. Larivée S. J. L'implication des parents dans le cheminement scolaire de leur enfant. Comment la favoriser ? Éducation & formation, e-297. 2012. PP. 3348.

8. Martin C. La question familiale face à la montée des incertitudes. In Castel R. et Martin C. (dir.) Changements et pensées du changement. Échanges avec Robert Castel, Paris, La Découverte, 2012. PP. 246-260.

9. Rapport «Aider les parents à être parents. Le soutien à la parentalité, une perspective internationale» (2012). ^ordonné par Marie-Pierre Hamel et Sylvain Lemoine en collaboration avec Claude Martin. Centre d'analyse stratégique de la République Française, n 50.

10.The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (2017). In the Future Academy (Ed.), 5th icCSBs January 2017 The Annual International Conference on Cognitive -Social, and Behavioural Sciences (09- 11 January 2017) (pp. 1283). Retrieved from http://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2017.01.2

Foreign best practices of the development of competence parenting: specification of the concepts of the modern educational environment Danilova I.S.

Tula State Leon Tolstoy Pedagogical University In pedagogical research the fragmentation and confusion of ideas about competence parenting and the best practices of the development of competence parenting require specification of these concepts that are relevant in the modern international educational environment. This led to the author's scientific interest in this direction. To clarify the essence of the term "parenting practice", which is frequent in the foreign pedagogical discourse, a critical analysis of foreign scientific research and practice-oriented parent education programs was carried out. It was found that this concept of the modern educational environment is recognized by professional communities and social institutions in the field of family, parenthood and childhood in different countries of Europe. The general provisions that form the basis of foreign best parenting practices were highlighted. The paper presents and discloses three characteristics: recognition of the development of competence parenting as an advanced socio-educational practice that doesn't exist outside the context; these practices are a parent-centric character whose specific feature is institutionalization; a variety of best practices for the development of competence parenting. These characteristics are common and express the common goal of the best practices in the modern educational environment - the development of parental competencies through the interaction of parents and professionals in the context closest to each family. The author's interpretation of foreign best practices of the development of competence parenting contributes to the specification of concepts of the field of family, parenthood and childhood. This is necessary and important, both to expand the scientific field in the context of comparative pedagogical research, and to enrich the international professional pedagogical discourse.

Keywords: competence parenting, best practices of the development of competence parenting, educational environment, professional pedagogical discourse, the field of family, parenting and childhood. References

1. Danilova I.S. To the question of the essence of the concept of

"competency-based parenthood" in pedagogical foreign discourse. Modern teacher education. No. 4. 2018.S. 3-11.

2. Orekhova E.Ya., Danilova I.S. From professional competence of

a teacher to competent parenthood. Primary education. T. 7. № 2. 2019.S. 33-38.

3. Berger M. L'échec de la protection de l'enfance, Paris, Dunod,

2003, p. 222.

4. Child Protection. Rethinking the Role of Parents? La revue internationale de l'éducation familiale. L'Harmattan. No 39, 2016/1. 172 p.

5. Guide de bonnes pratiques de soutien à la parentalité. Fédération nationale des associations d'accueil et de réinsertion sociale. 2012.

6. Jacques-Vazquez B., Sitruk P., Raymond M. Evaluation de la

politique de soutien à la parentalité (MAP volet 1), Rapport, Inspection genérale des affaires sociales, 2013. Retrieved from http: //www.Igas. gouv.fr/spip.php?article301 (07/12/2019).

7. Larivée S. J. L'implication des parents dans le cheminement scolaire de leur enfant. Comment la favoriser? Éducation & formation, e-297. 2012. PP. 33-48.

8. Martin C. La question familiale face à la montée des incertitudes.

In Castel R. et Martin C. (dir.) Changements et pensées du changement. Échanges avec Robert Castel, Paris, La Découverte, 2012. PP. 246-260.

9. Rapport "Aider les parents à être parents. Le soutien à la parentalité, une perspective internationale "(2012). ^ordonné par Marie-Pierre Hamel et Sylvain Lemoine en collaboration avec Claude Martin. Center d'analyse stratégique de la République Française, n 50.

10. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (2017). In the Future Academy (Ed.), 5th icCSBs January 2017 The Annual International Conference on Cognitive-Social, and Behavioural Sciences (09 - 11 January 2017) (pp. 1-283). Retrieved from http://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2017.01.2

e w e>

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.