Научная статья на тему 'Зарубежные образовательные программы американских технических колледжей: форматы, проблемы, лучшие практики'

Зарубежные образовательные программы американских технических колледжей: форматы, проблемы, лучшие практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ / ИНЖЕНЕРЫ-ТЕХНОЛОГИ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И НАНОМАТЕРИАЛОВ / ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДВОЙНАЯ СТЕПЕНЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТАЖИРОВКА / ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / SPECIALISTS IN THE FIELD OF CHEMISTRY AND TECHNOLOGY OF POLYMERIC AND COMPOSITE MATERIALS / EDUCATIONAL ENGINEERING PROGRAMS / DUAL DEGREE / DESIGN TRAINING / TRAINING / FOREIGN INDUSTRIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б.

Проанализировано около 25 образовательных программ американских колледжей. Определены форматы программ подготовки современных инженеров. Выявлены проблемы их реализации и намечены пути решения этих проблем.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

iews of scientists, employers, experts at preparation of modern engineers are analysed. Components of global competence of engineers in the conditions of globalization are defined. Ways of formation of global competence at graduates of technical colleges are offered.

Текст научной работы на тему «Зарубежные образовательные программы американских технических колледжей: форматы, проблемы, лучшие практики»

УДК 378

Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова

ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ АМЕРИКАНСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ:

ФОРМАТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

Ключевые слова: специалисты в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, инженеры-технологи в области нанотехнологий и наноматериалов, энергоресурсосберегающих технологий, образовательные инженерные программы, двойная степень, проектное обучение, стажировка, зарубежная

производственная практика.

Проанализировано около 25 образовательных программ американских колледжей. Определены форматы программ подготовки современных инженеров. Выявлены проблемы их реализации и намечены пути решения этих проблем.

Key words: specialists in the field of chemistry and technology ofpolymeric and composite materials, educational engineering programs, dual degree, design training, training, foreign industrial practice.

Views of scientists, employers, experts at preparation of modern engineers are analysed. Components of global competence of engineers in the conditions of globalization are defined. Ways of formation of global competence at graduates of technical colleges are offered.

В эпоху глобализации вполне естественно, чтобы инженеры работали в многонациональных командах, проектирующих продукты, которые будут производиться в одной части мира, а продаваться и потребляться - в другой. В связи с этим, современный инженер для глубокого понимания других культур должен обладать глобальной компетенцией.

Это приводит к необходимости «интернационализировать» учебные планы подготовки специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, инженеров-технологов в области нанотехнологий и наноматериалов,

энергоресурсосберегающих технологий, включая в них не только естественнонаучные и технические дисциплины, но и возможность межкультурного взаимодействия, позволяющую им стать предпринимателями, готовыми к работе на международном рынке [1]. Инженерное образование должно быть нацелено на решение технических проблем, стоящих перед миром, таких как обеспечение населения Земли чистой водой, сохранение окружающей среды, очистка отходов хозяйственной деятельности человечества, создание условий для сохранения здоровья людей и, в особенности детей, помощь развивающимся странам в приобщении к достижениям современной цивилизации.

Цель данной статьи - проанализировать американские инженерные образовательные программы, чтобы найти ответы на три основных вопроса: 1) какие виды программ существуют в настоящее время, 2) какие проблемы связаны с каждым из этих видов и 3) какие наилучшие методы обучения реализуются в рамках этих программ?

Чтобы ответить на эти вопросы, было рассмотрено около 25 программ, описанных в литературе, в Интернет-ресурсах, а также представленных на 9-ом ежегодном международном семинаре по техническому образованию [9].

При самом поверхностном сопоставлении программ выделяется первый признак классификации - это формат программы. Наиболее часто встречающимися форматами являются следующие:

- двойная степень, когда студент одновременно осваивает две программы: одну - в своем университете, другую - интегрированную- в зарубежном университете за время длительной стажировки в нем;

- обмен осуществляется, в основном, за счет инициативы самих студентов и заключается в том, что студенты различных вузов на паритетных началах проживают за границей и изучают язык и культуру другой страны. В этом случае ни один из вузов, участвующих в программе обмена студентов, не несет дополнительных расходов, а студенты получают углубленный опыт в изучении языков;

- зарубежная производственная практика представляет собой одно-трехнедельный тур по ряду стран с посещением крупных университетов, компаний и предприятий. Этот тип программ в условиях глобализации особенно важен, так как помогает студентам получить представление о современном состоянии развития производства, науки и образования в различных странах и способствует усилению их мотивации для участия в более обширных программах;

- стажировка или интернатура предлагает работу студентам в иностранной компании или в международном отделении американской компании. Этот опыт позволяет студенту изучать многие проблемы помимо профессиональных, такие как коммуникацию, взаимодействие, национальные особенности организации и ведения бизнеса;

- образовательный тур представляет собой четырех- или более недельную групповую поездку студентов под руководством преподавателя в другую страну с целью ознакомления с ее образованием и промышленностью. Поскольку студенты все это время остаются в составе своей группы, они чувствуют себя очень комфортно, но, с другой стороны, это мешает полному их погружению в культуру другой страны;

- субдоговорное партнерство реализуется в домашнем университете на основе его контракта с зарубежным университетом-партнером в формате курсов для студентов, проживающих в университетском городке. Обучение проводят преподаватели зарубежного вуза, как правило, на английском языке в соответствии с утвержденной программой. Эта форма является наименее затратной и для университетов и для студентов;

- проектное обучение предполагает обучение студентов за границей и погружение в культуру другой страны посредством участия в реальном проекте. Этот формат способствует также формированию у студентов интереса к другим международным программам, таким как «Инженеры без границ»;

- исследовательский формат: ряд крупных известных университетов, таких как Массачусетский технологический институт, предоставляют свои научные лаборатории зарубежным студентам для их участия в научно-исследовательских проектах под руководством своих профессоров. Этот формат носит скорее эксклюзивный, нежели массовый характер.

Кроме описанных форматов различные американские университеты реализуют и другие, присущие только им, образовательные программы. Так, Вустерский политехнический институт ^Р1) ежегодно более половины студентов старшего курса отправляет за границу в рамках проектного образования. Здесь используется два вида проектов - главный квалификационный проект (М^Р) и интерактивный квалификационный проект (10Р). Участие в первом предполагает использование всех знаний, полученных в процессе обучения, для решения главной проблемы проекта. Цель второго проекта - изучение последствий применения различных технологий для общества. Проблематика этих проектов самая разнообразная и включает, например, каталогизацию разрушающихся памятников и произведений искусства Венеции, использование солнечной энергии в Таиланде, эффективное использование удобрений в Коста-Рике. Участие студентов в этих проектах позволяет оценить их профессиональную компетентность.

Интересно познакомиться также с образовательными программами, реализуемыми в технических колледжах штата Айова. Прежде всего, это летние программы для студентов, такие как исследовательские курсы в Лондоне, проектное обучение в Германии, изучение химического машиностроения в Испании в рамках международной производственной

практики. Также стоит отметить программы изучения культуры и языков, реализуемые в летний семестр, что дает студентам возможность «заработать» 30 кредитов.

В рамках программы Массачусетского технологического института «Международное предпринимательство, наука и техника» около полутора тысячи студентов, начиная с 1983 года, прошли стажировки и интернатуры в лабораториях и офисах компаний-партнеров из Франции, Германии, Индии, Италии, Японии, Сингапура.

В Питсбурге реализуется уникальная программа под названием «Семестр в море». Студенты живут на борту круизного лайнера и во время остановок посещают производственные компании и культурные достопримечательности, а во время плавания изучают курсы по глобальным производственным системам, по глобальным цепям поставок. Посещение фирм-изготовителей органично дополняют бортовой учебный план.

Технологический университет штата Джорджия открыл программу «Международный план»; студенты-участники этой программы вместо любой дисциплины проходят два модуля за границей, посвященные изучению международных отношений и культуры. Подобная программа имеется и в Мичигане, которая оценивается в 24 кредита, в которые входят также лабораторные исследования за границей.

Университет Цинциннати комбинирует уникальную международную программу стажировки с интенсивным изучением языка. На протяжении пятилетнего срока обучения у студентов запланирована шестимесячная стажировка, которая распределена по разным курсам. Первые шесть недель посвящены интенсивному изучению языков и культуры. Последующие две недели студенты изучают дополнительные курсы, которые улучшают их языковые навыки и просвещают в области истории и политики. И только после этого реализуется основная программа стажировки, посвященная изучению технологий и производственных процессов.

«The Global Engineering Education Exchange (Global E3 )» является международным консорциумом университетов, в который входят 37 американских и 50 неамериканских университетов. Его целью является реализация образовательных программ в формате обмена студентами между университетами; в год реализуется около 200 таких программ.

Итак, краткий обзор международной образовательной деятельности американских университетов показывает, насколько она обширна и востребована студентами. Однако необходимо остановиться на тех проблемах, с которыми сталкиваются университеты и студенты - участники этих программ.

Самая большая проблема заключается в том, что большинство американских студентов не являются двуязычными, что затрудняет их обучение за границей. Для студентов также проблемой становятся дополнительные расходы, связанные с обучением за границей, хотя эту проблему можно решить через соответствующие стипендии. Студентов также пугает удлинение сроков обучение, связанное с участием в зарубежной программе. Значимым фактором является также то, что участие в зарубежной образовательной программе вынуждает студента менять привычную комфортную среду и окружение на неизвестность, что требует от него определенной доли склонности к риску и авантюризму. Для решения этой проблемы часто привлекаются родители, которые хотят, чтобы их ребенок участвовал в программе, и способствуют этому. Однако иногда складывается противоположная ситуация, когда родители препятствуют отъезду своего ребенка, объясняя свою позицию вопросами безопасности и риска для здоровья.

Кроме перечисленных имеются также проблемы, с которыми сталкиваются университеты при реализации международных образовательных программ. Прежде всего, это небольшое количество студентов, участвующих в них; особенно это касается программы обмена, так как она предполагает соблюдение паритета по численности с университетом-партнером.

Проблематичным для университетов также является оценка эффективности реализуемых программ. Технологический университет Джорджии предложил в качестве

инструмента для ее измерения использовать оценку сформированности межкультурной компетентности и глобальной компетентности, которые включают в себя количественные и качественные компоненты.

Анализ проблем, сопровождающих реализацию зарубежных образовательных программ, дает возможность наметить пути их решения. Прежде всего, технические колледжи должны иметь целый набор программ, так как какая-то одна, даже самая лучшая из них, не способна удовлетворить все потребности колледжа. Большинство программ имеет какие-то свои ограничения, потому, имея в своем арсенале целый спектр программ, у колледжа есть возможность подобрать наиболее подходящий вариант для каждого конкретного случая. Более того, участие студента в одной программе может стимулировать его к участию в следующей, более сложной и длительной программе.

Еще один способ повышения эффективности зарубежных образовательных программ американские технические колледжи видят в том, чтобы четко определять цель каждой из них в виде ясного набора желаемых результатов. Недостаточно думать, что если студенты уезжают за границу, то это уже само по себе хорошо, так как они таким образом лучше поймут свое место в этом мире. Более предпочтительно, чтобы такие общие цели трансформировались в более определенные: что студенты должны знать об истории и культуре страны, в которую они выезжают? Что они должны знать о таких проблемах, как коммуникации и интеллектуальная собственность? Каковы проблемы, связанные с сохранением окружающей среды при производстве того или иного продукта? Как решают эти проблемы ведущие компании, производящие данные продукты? Каковы инновационные технологии, способные улучшить качество производимого продукта?

Наличие сформулированных целей, ожидаемых результатов, являются предпосылкой для более четкой образовательной и практической деятельности студентов в зарубежных университетах и компаниях, что повышает эффективность этих программ.

Еще одним шагом в этом направлении американские колледжи считают активную рекламу, программу ранней вербовки учеников средних школ, ориентацию их не только на учебу в каком-то конкретном техническом колледже, но и на участие их в зарубежных образовательных программах этого колледжа. С этой целью к работе со школьниками привлекаются студенты, участвующие в этих программах и способные ярко и информативно об этом рассказать.

Литература

1. Валеева, Н.Ш. Проблемы повышения престижа специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов в условиях перехода экономики на инновационный путь развития / Н.Ш. Валеева, Г.Б. Хасанова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 9. - С. 745-747.

2. Todd, R. Experiences and Observations In Introducing Students To Design and Manufacturing Globalization /R. Todd, S. Magleby, A. Parkinson // J. Manf. Systems. - 2006. - Vol. 24. - № 3.

3. Shuman, L. The ABET «Professional Skills» Can They Be Taught, Can They Be Assesssed / L. Shuman, M. Besterfield-Sacre, J. McGourty. // J. of Engineering Education. 2005. - №1.

4. Steger, M.B. Globalization, A Very Short Introduction / M. B. Steger. - Oxford University Press, 2003.

5. Ferraro, G.P. The Cultural Dimension of International Business, Pearson: Fifth Edition, Prentice Hall, 2006.

© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, vnaila53@mail.ru; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.