Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ
МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ
НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: специалисты в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, инженеры-технологи в области нанотехнологий и наноматериалов, энергоресурсосберегающих технологий, инновационное развитие, инновации, инженерное
образование
Определена роль специалистов-инженеров в условиях перехода России на инновационную модель развития. Проанализирован опыт США в решении проблемы повышения престижа инженерной профессии.
Key words: specialists in area of chemistry and technology ofpolymeric and composition materials, engineers-technologists in area of nanotechnologies and nanomaterials, energyresources-saving technologies, innovative development, innovations, preparation of engineers.
The role of specialists in the highly technological areas of industry (chemistries and technologies of polymeric and composition materials, energysaturated materials, nanotechnologies and nanomaterials, energyresources-saving technologies, and also area of the complex mastering of resources of hydrocarbon raw material) in the conditions of passing of Russia to the innovative model of development is certain. Experience of the USA in the decision of problem of increase of prestige of engineers-technologists is analysed.
Сегодня, когда мир лихорадит экономический кризис, существенно сократились темпы роста основных экономик, Россия, как и многие другие страны, оказалась в сложной ситуации, преодоление которой возможно исключительно на основе инновационного пути развития.
Президент России Д.А. Медведев 8 апреля 2008 года на встрече с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей сказал: «Мы поставили перед собой довольно непростую задачу - обеспечить переход России на инновационную модель развития и к 2020 году по объему экономики войти в пятерку ведущих стран мира». Позже он назвал приоритетные направления, за счет развития которых будет проводиться модернизация экономики. Это: энергоэффективность, энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. И, конечно же, также остается приоритетным «нанотехнологическое направление».
В мировой практике под инновациями понимаются успешно реализованные новые идеи и изобретения, которые способствуют существенному повышению производительности, качества товаров (услуг), конкурентоспособности и т.п. Именно инновации являются
двигателями прогресса. В технической сфере инновации определяются как применение изобретений либо как использование уже известных технических решений в областях, для которых они первоначально не предназначались. И здесь ключевую роль должны играть инженеры, создающие новизну. Это, в первую очередь, инженеры-технологи в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, энергонасыщенных материалов, нанотехнологий и наноматериалов, энергоресурсосберегающих технологий, а также области комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья.
Известно множество определений, объединяющих инженерный и научный труд -научно-технический прогресс, научно-технические нововведения и т.п. Особенно часто они употребляются, когда речь идет о проблемах так называемой инновационной экономики. Между тем труд инженера и труд ученого принципиально различны: ученый исследует природу, чтобы открыть общие принципы и законы бытия, тогда как инженер применяет уже установленные законы и принципы для решения стоящих перед обществом проблем. Инженер не открывает «новизну», он ее создает. Причем не важно, что это за область экономики: энергетика, космос или медицина.
Вместе с тем, российский инженерный корпус продолжает постепенно деградировать, падает качество инженерного образования, снижается престиж инженерных профессий. Особенно это касается высокотехнологических областей промышленности: «Дефицит кадров остается серьезным барьером для того, чтобы Россия серьезно занималась нанотехнологиями», - заявил Д. Медведев.
Данная ситуация побуждает искать новые подходы к качественному изменению состояния всей системы российского инженерного образования. Безусловно, для перехода на инновационную модель развития нужны экономические инновации, но все же «кадры решают все».
К концу 80-х годов США столкнулись с подобной проблемой снижения престижа инженерной профессии и нехватки квалифицированных технических специалистов для нужд экономики, сокращения количества поступающих на инженерные программы выпускников средней школы. Там, как и в нашей стране, молодое поколение предпочитало школы бизнеса и юриспруденцию. Но инновационная экономика, к созданию которой США приступили в тот период, требовала увеличения именно технических кадров высшей квалификации. И благодаря тому, что проблему удалось вовремя выявить, поставить на общественное обсуждение и предложить адекватные меры ее решения, ситуация в целом была нормализована. К 2006 г. на 20% по сравнению с 2000 г. увеличилось количество выпускников с инженерными специальностями по программам бакалавриата, на 40% больше было присуждено ученых степеней докторов наук, сохранилось число выпускников-магистров.
Сегодня в США существует хорошо отработанная система подготовки инженерного персонала и его встраивания в национальную экономику [1]. В этой системе происходит четкое разделение функций между образовательными учреждениями, которые организуют и обеспечивают учебный процесс, и представляющими интересы рынка рабочей силы профессиональными инженерными ассоциациями. Именно последние через свой коллективный орган - АВЕТ - и процедуру аккредитации формируют требования как к программам инженерного обучения, так и к получаемым результатам, то есть качеству знаний выпускников. В свою очередь, работа как первых, так и вторых находится под пристальным контролем независимых от системы образования государственных органов - Советов по лицензированию инженерной деятельности штатов. На все это накладывается личная юридическая ответственность профессиональных инженеров за результаты своего труда.
В этой системе университеты обеспечивают образовательную часть процесса в соответствии с требованиями, которые формулируются профессиональным инженерным сообществом. Качество образования контролируется независимыми от университетов органами государственной сертификации профессиональных инженеров. При этом процедуры контроля и его параметры также формируются профессиональным инженерным сообществом.
Г.Кочетков [2] обозначает этапы становления специалиста как профессионального инженера. Чтобы начать карьеру, американскому инженеру необходимо получить степень бакалавра в области инженерных или естественно-научных дисциплин. Этого вполне достаточно для того, чтобы приступить к процедуре сертификации и получения звания профессионального инженера. Но можно также получить более высокие степени - магистра или доктора наук. Реже студенты получают академическую степень собственно инженера (нечто среднее между магистром и доктором наук), для получения которой студент должен окончить магистерскую и затем специальную программу с написанием квалификационной работы или сдачей специального экзамена. Причем если для получения степени доктора претендент должен написать научную работу, то для получения степени инженера - решить практическую инженерную проблему.
Но в любом случае степени ’’master of engineering”, ’’bachelor of engineering”, ’’engineering doctorate” являются научными, их обладатели не могут называть себя инженерами и предлагать инженерные услуги без прохождения профессиональной сертификации, так как в США профессия инженера относится к разряду регулируемых. Профессиональным называется инженер, который имеет право индивидуально предлагать инженерные услуги на открытом рынке и отвечает за результаты своих действий в соответствии с законом. Отличительным признаком профессионального инженера является его право скреплять производимые расчеты, чертежи, отчеты личной подписью и печатью, что означает принятие юридической ответственности за возможные последствия использования предлагаемых технических решений. Приобрести такое право можно только при получении официального сертификата, выданного уполномоченным органом, и регистрации.
Сегодня инженерная профессия становится престижной в глазах молодых американцев, а прием на инженерные отделения американских университетов, в последние годы стабильно растет.
В этой связи нам представляется полезным дальнейшее изучение американского опыта организации подготовки инженеров, в том числе специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов.
Литература
1. Валеева, Н.Ш. Педагогические условия реализации зарубежного опыта формирования профессиональной компетентности будущего инженера / Н.Ш. Валеева, Н.И. Самойлова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - №3. - С. 293-299.
2. Кочетков, Г. Инновационная экономика и инженерный корпус. Опыт США и уроки для России / Г. Кочетков // Человек и труд. - 2008. - №6-7.
© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, valeeva@kstu.ru; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. той же кафедры.