Научная статья на тему 'Интернационализация инженерного образования в технических колледжах США'

Интернационализация инженерного образования в технических колледжах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА / ПРОГРАММЫ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ОБМЕНУ СТУДЕНТАМИ / INTERNATIONALIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / ECONOMY GLOBALIZATION / GLOBAL COMPETENCE OF THE MODERN ENGINEER / THE PROGRAM ON THE INTERNATIONAL EXCHANGE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Г. Б., Валеева Н. Ш.

Определена актуальность интернационализации подготовки инженеров. Проанализирован опыт интернационализации инженерного образования в американских вузах.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Г. Б., Валеева Н. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

iews of scientists, employers, experts at preparation of modern engineers are analysed. Components of global competence of engineers in the conditions of globalization are defined. Ways of formation of global competence at graduates of technical colleges are offered.

Текст научной работы на тему «Интернационализация инженерного образования в технических колледжах США»

УДК 378

Г. Б. Хасанова, Н. Ш. Валеева

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖАХ США

Ключевые слова: интернационализация инженерного образования, глобализация экономики, глобальная

компетентность современного инженера, программы по международному обмену студентами.

Определена актуальность интернационализации подготовки инженеров. Проанализирован опыт интернационализации инженерного образования в американских вузах.

Key words: internationalization of engineering education, economy globalization, global competence of the modern engineer, the program on the international exchange of students.

Views of scientists, employers, experts at preparation of modern engineers are analysed. Components of global competence of engineers in the conditions of globalization are defined. Ways of formation of global competence at graduates of technical colleges are offered.

Происходящие в мировой экономике процессы глобализации приводят к тому, что выпускники технических вузов в процессе своей профессиональной деятельности регулярно взаимодействуют с коллегами и клиентами со всего света. Поэтому для них жизненно важно в период обучения приобрести навыки, необходимые для эффективной карьеры на международной арене. Поскольку технические специалисты с большой долей вероятности могут работать в международных командах, выполняющих исследование, проектирование и внедрение инноваций, им нужно во время последнего курса обучения знакомиться с другими культурами, нравами и традициями, чтобы в последующем лучше понимать культурные отличия. Кроме того, даже работая постоянно в США, они выезжают в зарубежные командировки или работают со специалистами других стран посредством телекоммуникационных технологий и, следовательно, должны быть готовы к международным контактам. В связи с этим почти четверть всех студентов технических колледжей США выезжают в зарубежные стажировки во время обучения в бакалавриате или проходят международные интернатуры и магистратуры. Поэтому возникает необходимость интернационализации инженерного образования, которая в итоге повысит конкурентоспособность будущих инженеров за счет их готовности к работе в роли системных интеграторов и менеджеров проектов, работающих в команде специалистов самых разных национальностей.

Знакомство с подходами других культур к инженерному проектированию и их понимание является одним из важнейших компонентов международного образовательного опыта. У хорошего технического образования всегда был международный компонент, так как проблемы, с которыми сталкиваются инженеры, не ограничиваются национальными рамками. Развитие глобальной корпоративной рабочей среды усиливает важность интернационализации.

Известно, что любая экономика основана на производстве продуктов, востребованных потребителями. Чтобы удовлетворять глобальные потребности, инженеры должны понимать не только нужды американских потребителей. Поскольку в настоящее время американские компании строят свои представительства и заводы по всему миру, появилась потребность в инженерах, которые могут не только идентифицировать и выявлять потребности своих клиентов, но делать это в сотрудничестве с заграничными коллегами. Поэтому современные технические специалисты должны уметь приспосабливаться к зарубежной среде, быть мобильными, гибкими, готовыми к риску. Кроме того, сегодняшние коммуникационные технологии способствуют росту глобальной рабочей силы и приводят к тому, что иностранные инженеры, обладая таким же уровнем квалификации, как их американские

коллеги, в то же время они готовы работать за более низкие зарплаты, что, безусловно, очень выгодно для работодателей.

Усиление тенденции глобализации способствует развитию международных интернатур, изучению мирового опыта и инженерных добровольческих программ. Международные интернатуры обучают студентов различным культурам и подходам к техническому решению задач в международном контексте, а также обеспечивают возможность развития языковых навыков.

Наряду с тем, что образование за границей обычно сосредотачивается на культурных компонентах, оно также помогает студентам развить независимость и коммуникабельность, которые необходимы для профессионального развития. Растущая тенденция в обеспечении глобальной перспективы реализуется через программы волонтерства, такие как «Инженеры без границ», участвуя в которых студенты применяют свои технические знания и навыки к решению проблем реального мира. Мало того, что участие студентов в подобных программах дает им понимание ценностей различных культур и традиций, оно делает их более эффективными деловыми людьми, развивая у них умения контролировать, договариваться и работать в команде профессионалов.

Итак, как же и почему началась интернационализация образования? Во-первых, интернационализацию инженерного образования потребовала интернационализация рынка. Те университеты и компании, которые осознали эту потребность, начали свою деятельность в данном направлении более 20 лет назад. Сегодня высшая техническая школа в США старается сделать международные обучающие программы более доступными. Если в начале этого процесса только 3% студентов имели международный опыт, то сегодня эта цифра выросла до 35%, и в настоящий момент наблюдается рост доступных международных программ.

Так, инженерная академия в лице своего официального представителя - Управления Аккредитации по Разработке и Технологии (Accreditation Board for Engineering and Technology - сокращенно ABET) считает, что главное для инженеров - это умение работать в мультидисциплинарных командах и эффективно общаться. В связи с этим происходит пересмотр критериев аккредитации инженерного образования, о чем говорится в исследовании, проведенном ABET. По данным этого исследования, студенты, участвовавшие в международных программах, продемонстрировали большую открытость к разнообразным идеям и людям, а также более глубокое понимание глобальных социальных проблем, которые могут возникнуть в результате определенных технических решений. Теперь уже и Федеральное правительство признало необходимость интернационализации образования и оказывает поддержку в учреждении стипендий на международные исследования в различных областях как для бакалавров, так и для магистров.

Углубление интернационализации технического образования возможно за счет усиления сотрудничества американских университетов с иностранными, расширения количества программ, включающих творческие и нетрадиционные возможности; увеличения количества изучаемых языков (например, китайского); учреждения университетского городка за границей, чтобы облегчить обучение и проживание студентов, сделать их более комфортными.

Важность и необходимость интернационализации технического образования на сегодняшний день уже осознана многими, однако только 10-15% американских технических образовательных учреждений внедряют в свою деятельность эту идею. В этих вузах уже созданы условия для формирования глобальной компетентности [1], которая позволяет выпускникам стать гражданами мира и участвовать в решении глобальных проблем. Сложность здесь заключается в том, чтобы интегрировать международные программы в учебные планы подготовки инженеров и соотнести их с учебными планами зарубежных вузов, чтобы в итоге процесс формирования профессиональной компетенции сохранил свою целостность и непрерывность.

Наряду с этими продвинутыми вузами есть еще и такие, в которых бытует мнение, что обучение за рубежом - это только дополнительные каникулы для студентов, и не имеет ничего общего с формированием их как профессионалов. Однако их становится все меньше, так как студенты выбирают для своего обучения прогрессивные университеты, в которых они сумеют получить все необходимые для современного инженера компетенции.

Американские вузы спонсируют такие консорциумы, как Американское Общество Инженерного Образования, в котором теперь есть международное подразделение, собирающее и распространяющее информацию о возможностях получения международного технического образования, способствующее студенческим международным обменам в 85 странах. А Спонсируемый Институтом Международного Образования (IIE) глобальный Технический Образовательный Обмен (Global E3) является программой международного обмена для студентов технических университетов, предоставляющей им возможность заработать кредиты, взятые за границей, участвовать в конкурсе на стипендии, совершенствовать языковые навыки, подготовиться к карьере на мировом рынке. С помощью этой программы студенты многих образовательных учреждений США имеют возможность получить качественное инженерное образование.

Литература

1. Валеева, Н.Ш. К проблеме подготовки специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов в условиях глобализации / Н.Ш.Валеева, Г.Б.Хасанова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №6. - С. 287-289.

2. Friedman, Thomas L. The World is Flat: A Brief History of the Twenty-First Century / Thomas L. Friedman. - New York: Farrar, Straus and Giroux, 2005.

© Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, ufkbz58@mail.ru; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф. зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, vnaila53@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.