Научная статья на тему 'Направления развития инженерного образования в США'

Направления развития инженерного образования в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ СОВЕТ США / ПРОГРАММЫ / НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ И РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США / PROGRAMS TO SUPPORT AND DEVELOPMENT OF ENGINEERING EDUCATIONIN THE U.S / ENGINEERING / ENGINEERING EDUCATION / THE NATIONAL SCIENCE BOARD OF THE UNITED STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанов В. П., Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б., Шакуров Р. Х.

Проанализированы проблемы инженерного образования в США, рассмотрены рекомендации для Национального научного совета США с ц елью стимулирования и распространения инноваций в области инженерного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабанов В. П., Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б., Шакуров Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering education problems in the USA are analysed, recommendations for National scientific council of the USA for the purpose of stimulation and distribution of innovations in the field of engineering education are considered

Текст научной работы на тему «Направления развития инженерного образования в США»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378

В. П. Барабанов, Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова,

Р. Х. Шакуров

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Ключевые слова: инженерия, инженерное образование, Национальный научный совет США, программы, направленные на

поддержку и развитие инженерного образования в США.

Проанализированы проблемы инженерного образования в США, рассмотрены рекомендации для Национального научного совета США с ц

елью стимулирования и распространения инноваций в области инженерного образования

Keywords: engineering, engineering education, the National Science Board of the United States, programs to support and development

of engineering educationin the U.S.

Engineering education problems in the USA are analysed, recommendations for National scientific council of the USA for the purpose of stimulation and distribution of innovations in the field of engineering education are considered

Инженерия является ключевым компонентом научно-технических инноваций, от которых зависит экономика и национальная безопасность страны. Поэтому Национальный научный совет США выражает озабоченность по поводу долгосрочных тенденций, которые влияют на кадровые ресурсы США в области техники. К ним относятся: зависимость от иностранных студентов и рабочих, снижение интереса у граждан США к инженерной карьере и образованию, демографические проблемы и др. В связи с этим Национальный научный совет начал уделять большое внимание инженерному образованию и подготовил несколько докладов Национальной инженерной академии, такие как «Инженер 2020: развитие инженерии в новом

столетии», «Обучение инженера 2020: адаптация инженерного образования к новому столетию» [1]. Кроме того, осенью 2005 и 2006 годов было проведено два семинара по обсуждению вопросов развития инженерии и инженерного образования, главным выводом из которых стал тезис: сохранение статус-кво в области инженерного образования США не является достаточным в свете новых вызовов, а требует изменения его глобального контекста. На семинарах также были выработаны перспективные программы и стратегии развития инженерных школ и инновационных программ [2]. Рассмотрим их.

Изменение глобального контекста инженерной деятельности требует внесения изменений в содержание инженерного образования [3]. В настоящее время рынки, компании и цепи поставок все больше приобретают международный характер, а инженерные услуги могут быть предоставлены по более низкой стоимости во многих других странах, нежели в США. То есть за счет более низкой стоимости инженерных услуг в других странах происходит снижение затрат на производство определенных товаров.

В связи с этим, для того, чтобы быть востребованными американские инженеры должны

обладать какими-то новыми навыками

(компетенциями), которыми не обладают зарубежные инженеры [4]. Например, инженерное мышление должно быть таким, чтобы решать не только традиционные инженерные задачи, но и быть в состоянии учитывать человеческий фактор, а также факторы окружающей среды. В дополнение в аналитическим навыкам, развитие которых обеспечивает нынешняя система образования, в новых условиях инженеру необходимо обладать способностью к инновациям, умениями работать в мультикультурной среде, способностью понимать бизнес-контекст инженерной деятельности, коммуникативными навыками, лидерскими качествами, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям и стремлением к непрерывному самообразованию.

Студенты инженерных специальностей США также нуждаются в подготовке к работе в сфере менеджмента и маркетинга. Инженеры должны быть адаптивными лидерами, деятельность которых опиралась бы на глубокое понимание управленческой деятельности и знание современной техники. Реформирование инженерного образования в этом направлении может улучшить перспективы трудоустройства инженеров, привлекать и удерживать талантливых студентов из всех социально-демографических групп населения США и подготовить их к решению сложных инженерных и социальных проблем в будущем.

Еще одним фактором, определяющим интерес к инженерной деятельности и инженерному образованию, является характер их восприятия потенциальными студентами и их родителями. Данные опросов показывают, что деятельность инженеров в общественном сознании ассоциируется с экономическим ростом и обороноспособностью страны, и в значительно меньшей степени с проблемами улучшения здоровья, качества жизни и окружающей среды [5]. И это несмотря на

конструктивный вклад инженеров, который они внесли в прошлом веке в решение проблем очистки воды, улучшения экологии среды обитания человека, создания новых материалов и источников энергии. Такое восприятие инженерии привлекает к ней людей, увлеченных математикой и естественными науками, но не людей, стремящихся к работе в команде и нацеленных на решение социальных проблем. В результате довольно многие молодые люди, особенно женщины, не связывают свою карьеру с инженерной профессией. Инженерная деятельность

представляется непривлекательной также для многих талантливых и творческих людей, которых отпугивает ее строгая регламентированность и рациональность .

В отличие от бытующего в обществе мнения, Национальный научный совет считает, что для инженерной деятельности настало прекрасное время, и для следующего поколения американских инженеров открываются огромные возможности. Это обусловлено тем, что появляются новые сферы деятельности инженеров, такие как нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и логистика. Бесконечный ряд новых интересных технологий и продуктов ждут своего развития и модификации инженерами. Для приведения в соответствие общественного мнения с реальными возможностями инженерной деятельности Совет прикладывает сознательные и последовательные усилия.

Еще одна проблема инженерного образования

- это сохранение контингента студентов, которые изначально избрали инженерную специальность. Количество выпускников составляет не более 60% от числа поступивших в технические колледжи. Наибольшая текучесть приходится на первые два курса, так как здесь преобладают такие учебные дисциплины, как математика и естествознание, и мало внимания уделяется инженерным дисциплинам и практике [6]. Такое содержание обучения на младших курсах приводит к тому, что студенты воспринимают это как ограничение их разнообразных интересов, которые у их друзей с других отделений, наоборот, расширяются и развиваются.

Среди других мер, направленных на изменение этой ситуации, можно назвать Федеральную программу поддержки студентов, обучающихся по инженерным специальностям и проводящим исследования в области техники. Она включает в себя стипендии, гранты, а также мероприятия, связанные с усилением социального контекста инженерной деятельности. Предлагается уже на ранних стадиях обучения вовлекать студентов в исследования, обеспечить их возможностью общения со специалистами-практиками,

наставниками, создать для них комфортную социальную и культурную среду.

Ведущие инженерные школы реализуют и другие программы (как учебные, так и внеучебные) по привлечению и закреплению студентов в технических университетах. К ним относятся: организация студенческих исследований; учеба за рубежом; стажировки; участие в работе студенческих

и профессиональных организаций; работа в междисциплинарных и даже международных командах по подготовке проектов; предоставление различных траекторий карьерного роста; участие в добровольческом движении и социальных проектах. Ранее аналогичную проблему успешно решили медицинские учебные заведения за счет проведения подобной политики; им удалось добиться впечатляющих результатов в формировании студенческого контингента и его сохранении, а кроме того, соотношение мужчин/женщин на сегодняшний день там составляет 50:50.

Национальный научный фонд США (N8?) планирует расширить и активизировать свои усилия с целью стимулирования и распространения инноваций в области инженерного образования [1]. N8? обладает уникальными возможностями для поддержки инноваций в инженерной мысли для решения широкого круга вопросов, чем традиционно технических. За последние два десятилетия N8? уже сделал значительные инвестиции в широкий спектр мероприятий по улучшению инженерного образования, таких как: программа усиления

взаимодействия субъектов инженерного образования, создание Центра инженерных исследований, развитие системы повышения квалификации преподавателей. N8? также финансирует программы привлечения студентов инженерных специальностей к научноисследовательской деятельности, в результате чего усилился приток выпускников в аспирантуру. Выделяя стипендии на стажировки и научные исследования, N8? способствует развитию

последипломного инженерного образования. Хотя эти программы оцениваются как эффективные и полезные, они не смогли привести к системным, принципиальным изменениям в решении проблемы пробуждения в обществе интереса к инженерной деятельности. Кроме того, даже лучшие практики, применяемые в рамках Программы, нелегко распространяются на все сообщество инженерный вузов, и нередко ограничиваются применением лишь в крупнейших ведущих технических университетах.

Итак, какие же наиболее общие рекомендации были сформулированы для N8? с целью поддержки и развития инженерного образования в США? [2]/

Прежде всего, следует продолжать программу для студентов младших курсов для закрепления их в колледже, а в дальнейшем для поступления в аспирантуру.

N8? следует разрабатывать партнерские программы с федеральными агентствами, такими как национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Департаментом энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Необходимо также расширить круг участников программы, включив в их число представителей искусства, гуманитарных и социальных наук для подготовки всесторонне развитых инженеров, способных понимать не только технику и технологии, но и их экономический, политический и исторический контексты.

Еще одно направление деятельности N8? -это развитие программы по расширению участия и улучшению положения женщин в академической науке и инженерной практике.

Для изменения отношения к инженерным специальностям у выпускников школ и их родителей N8? проводит семинары для школьных учителей, знакомя их с новейшими достижениями техники, инновационными технологиями и результатами их применения, с известными учеными и специалистами-практиками. После окончания семинара учителя возвращаются в школы и способствуют созданию положительного отношения к инженерному образованию и технической карьере у своих учеников.

Одной из своих задач Фонд видит популяризацию интересных начинаний,

распространение передового опыта в области инженерного образования через базы данных и вебсайты, содержащие подробную информацию об успешных программах и достигнутых результатах. Здесь же может размещаться информация, помогающая студентами планировать собственную карьеру.

N8? также оказывает поддержку программам, расширяющим область интересов студентов технических колледжей за счет междисциплинарных курсов и семинаров, направленных на пересечение технологии и экономики [8]. Поддержку также получают программы, нацеленные на формирование и развитие глобальной компетенции у будущих

инженеров, наличие которой резко повышает их возможности в международном пространстве [9].

Все приведенные в статье направления деятельности Национального научного фонда уже дают позитивные результаты, а появление новых программ и направлений позволяет надеяться, что в обозримом будущем можно ожидать нового всплеска интереса в США к инженерному образованию и инженерной карьере.

Литература

1. National Academy of Engineering, Educating the Engineer of 2020: Adapting Engineering Education to the New Century. The National Academies Press, Washington, DC, 2005.

2. National Science Board, 2020: Vision for the National

Science Foundation. VA: National Science Foundation,

Arlington, 2005.

3. Г.Б. Хасанова, Н.Ш. Валеева, Вестник Казан. технол. унта, 12, 224-226 (2011).

4. Н.Ш. Валеева, Г.Б. Хасанова, Вестник Казанского

технологического университета, 6, 287-290 (2011).

5. F.P. Morgeson, M.A.Campion, J.Levashina, International Journal of Selection & Assessment, 17(2), 203-218 (2009).

6. W.B. Davidson, H.P. Beck, M. Milligan, Journal of College Student Development, 50(4). 373-390 (2009).

7. K.S.Pittenger, M.C.Miller, J. Allison, Business

Communication Quarterly, 69(3), 257-263 (2006).

8. V. Tinto, Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, №8(1), 1-19 (2006-2007).

9. Н.Ш. Валеева, Г.Б. Хасанова, Вестник Казан. технол. унта, 9. 745-748 (2010).

© В. П. Барабанов - д-р хим. наук,, проф. каф. физической и коллоидной химии КНИТУ, barabanov@kstu.ru; Н. Ш. Валеева

- д-р пед. .наук, проф., зав.каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, kaspp@mail.ru; Г. Б. Хасанова- д-р пед. наук, проф. той же кафедры; Р. Х. Шакуров - д-р психол. наук, проф. той же кафедры.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.