Научная статья на тему 'Зарубежные методы оценки высшего профессионального образования'

Зарубежные методы оценки высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова П. С., Окунева Т. Г.

Вступление России в Болонский процесс до сих пор является одной из наиболее актуальных тем в рамках высшего профессионального образования. Поэтому представляется целесообразным провести анализ методов оценки, применяющихся за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежные методы оценки высшего профессионального образования»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

До настоящего времени интеллектуальная собственность не выделялась в качестве системной составляющей человеческого капитала. Однако, на мой взгляд, только при наличии интеллектуальной собственности в отношениях работника и работодателя можно говорить о возникновении человеческого капитала.

Библиографическая ссылка

1. Устинова К. А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты : анализ этих элементов позволяет сформировать представление о накопленном потенциале личности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3.

© Малиновская Е. А., 2014

УДК 378

П. С. Садыкова Научный руководитель - Т. Г. Окунева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вступление России в Болонский процесс до сих пор является одной из наиболее актуальных тем в рамках высшего профессионального образования. Поэтому представляется целесообразным провести анализ методов оценки, применяющихся за рубежом.

Невозможно не акцентировать внимание на эффективность высшего профессионального образования, неотъемлемым элементом которого является постоянное проведение оценки его качества. Рассмотрение зарубежного опыта позволит понять, насколько данные методики оптимальны для России, и какие шаги необходимо сделать на пути к качественному высшему образованию.

Говоря о методиках оценивания высшего образования, следует отметить, что основными авторами в данном процессе с европейской стороны являются Европейская Ассоциация Университетов, Европейская Сеть по Обеспечению Качества Высшего Образования, Европейская Комиссия, Национальный Союз Студентов Европы, а также национальные агентства и ассоциации, университеты и министерства. В США основная роль отводится самим университетам, причем во многих есть собственные оценочные центры и независимые оценочные организации [2].

Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование. Рассмотрим более детально каждый из методов [1]:

1. «Оценка» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается параллельно другим методам, таким как, например, аудит. На Западе распространены несколько видов оценки. Первой можно выделить «оценку предмета» - она акцентируется на качестве определенного предмета, как правило, по всем программам, где этот предмет преподается. Второй -«оценка программы» - она фокусируется на деятельности в рамках учебной программы. Третий - «оценка учебного заведения» - здесь изучается качество работы вуза, его организация, финансовые вопросы, управление, материально-техническая база, а также преподавательская и исследовательская работа. Последний вид - «оценка темы» - изучает качество или практику конкретной образовательной темы, напри-

мер, консультации студентов. Наиболее распространенными оценками, используемыми и в Европе, и в США, являются оценка программ и учебного заведения [1].

2. «Аккредитация» - в последнее время особенно активно применяется в Европейской системе обеспечения качества образования, в частности в Германии, Норвегии и Нидерландах. Необходимо отметить, что оценка и аккредитация - это разные вещи. В отчете Европейской Сети по Обеспечению Качества Высшего Образования за 2001 год, аккредитация была охарактеризована по следующим признакам: аккредитация должна признавать или не признавать, что тоже возможно, что программа университета или он сам отвечают требованиям стандарта. Также аккредитация включает в себя оценку на основе ранжирования, данные основываются на критериях качества и всегда «двоичны» - это всегда либо «да», либо «нет». Последнее время аккредитация получила особое распространение: в Германии аккредитуются все новые учебные программы, это позволяет, по мнению ЕСОК, сделать институты более гибкими в создании новых программ; в Нидерландах недавно появилась Национальная Организация по Аккредитации, которая занимается внешней оценкой университетов [1].

3. «Аудит» - метод, в рамках которого должны быть оценены сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом учебном заведении. Делается это, в основном, для того, чтобы обеспечить мониторинг и улучшить деятельность вуза, преподавание и организацию. Традиционно аудит наиболее распространен в Великобритании и Ирландии [1].

4. «Ранжирование» является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям или темам. Это, по мнению Европейской Ассоциации Университетов, ведет к постоянному обмену положительным

Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

опытом. Это наиболее молодой и неизученный метод в рамках оценивания [1].

Основными принципами, на которых строится оценка, являются самостоятельность и независимость от государства и других вузов в выборе процедур оценки, применении самооценки, внешней оценки экспертами и опубликовании отчета. В рамках Европейской системы оценки качества эта модель получила название «четырехступенчатой».

Один из наиболее сложных вопросов в ходе проведения оценки - это проблема выбора образовательных индикаторов и систем показателей. Система разработки показателей такая же, как при разработке показателей в экономической или социальной сферах. Проблема образовательных индикаторов заключается в сложности определения критериев качественного образования, так как не существует прямых показателей, указывающих на эффективность или неэффективность этого процесса. Здесь необходимо учитывать данные и относительно студентов, и относительно преподавательского состава. Индикаторы обычно группируются по показателям условий осуществления образовательной деятельности (концепция учебного заведения, кадры, образовательные ресурсы), показателям процесса (управление вузом, содержание образовательных программ, социальная инфраструктура), показателям результата (качество подготовки бакалавров, магистров, уровень трудоустройства, эффективность исследовательской деятельности) [3].

Делая вывод, хотелось бы отметить, что основными способами оценки в рамках американской системы являются оценка вузов профессиональными экспертами, оценка через специализированную аккредита-

цию и самооценка, а в рамках Европы - это оценивание и аккредитация, часто со стороны государственных агентств, таких как Финский совет по Оценке высшего образования, Национальный комитет по Оценке Франции и т. д.

России необходимо разработать такую методику оценки высшего профессионального образования, чтобы были охвачены все стороны образовательного процесса. Постоянный анализ зарубежных методов оценки высшего профессионального образования поможет в разработке методики, так как количество методов увеличивается из года в год.

Библиографические ссылки

1. The Danish Evaluation Institute «Quality procedures in European Higher Education », An ENQA survey, ENQA Occasional Papers 5. European Network for Quality Assurance in Higher Education, Helsinki [Электронный ресурс]. URL: http://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2013/06/procedures.pdf (дата обращения: 8.02.2014).

2. Европейская Ассоциация Обеспечения Качества в высшем образовании. Стандарты и руководства к системам обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://new.bstu.by/~opo/data/eustand.pdf (дата обращения: 8.02.2014).

3. Кликунов Н. Д. // Роль студентов и молодых специалистов в общественной оценке деятельности негосударственных вузов (анализ российских и зарубежных практик) : сб. материалов. М., 2013. 140 с.

© Садыкова П. С., 2014

УДК 331.101.3

Б. Д. Санданова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Приведены основные характеристики систем оплаты труда, применяемых на промышленных предприятиях, перечислены достоинства и недостатки каждой системы.

Системы мотивации и стимулирования, применяемые на большинстве промышленных предприятий, включают две группы методов: материальные и нематериальные.

Нематериальные методы мотивации и стимулирования направлены на формирование моральной удовлетворенности работников, повышение лояльности к предприятию. С точки зрения предприятия эти методы наиболее приемлемы, так как не требуют больших материальных затрат. Но для построения эффективной системы мотивации и стимулирования, основанной на нематериальных методах, необходима хорошо налаженная обратная связь и детальное изучение мо-тивационных типов работников.

Материальные методы направлены на поощрение эффективного и высокопроизводительного труда, исполнительности, творчества и инициативности. Глав-

ным методом материального воздействия для работников является заработная плата. Поэтому формирование эффективной системы мотивации и стимулирования работников невозможно без построения оптимальной системы оплаты труда.

Несмотря на различия в отраслях существуют базовые системы оплаты труда, применяемые на промышленных предприятиях: сдельная оплата труда, фиксированный оклад, минимальный фиксированный оклад плюс сдельная оплата, фиксированный оклад плюс ежемесячная переменная часть.

Сдельная оплата труда. При сдельной системе оплаты труда устанавливается норматив оплаты за каждую единицу произведенной продукции или выполненной операции, соответствующей установленным требованиям качества. Часто к производственному нормативу добавляют временной, т. е. изготовление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.