Научная статья на тему 'Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе'

Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EFFECTIVE CONTRACT / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL EDUCATION TEACHER / EDUCATIONAL ORGANIZATION MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

Требования к деятельности образовательной организации, определённые государственной политикой Российской Федерации, устанавливают систему требований к персоналу, инструментом выстраивания которой выступает эффективный контракт. Успешность его внедрения зависит от реализации требований профессиональных стандартов, которые введены в соответствии с запросами экономики, построенной на знаниях. Методологической базой перехода к эффективному контракту являются система дескрипторов, определяющая характеристики квалификации, которые составляют основу профессиональных стандартов, а также методы Форсайта, раскрывающие перспективные направления и технологии перехода высшего образования от текущего состояния к стадии развития. Развитие конкуренции на рынке образования, повышение требований к качеству образования со стороны рынка труда предъявляют новые требования к управлению персоналом в образовательной организации в условиях реализации требований профессиональных стандартов, исходя из различения академической, профессиональной, профессионально-педагогической и управленческой квалификации. Профессиональные квалификации, описывающие различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда, определяют обобщённые требования к человеческим ресурсам, дают ориентир образовательных траекторий подготовки профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Requirements of Professional Standards of Pedagogical and Administrative Personnel as the Factor of Transition to the Effective Contract in Higher School

The requirements to the activity of an educational organization determined by a state policy of the Russian Federation define a system of requirements to personnel in which the effective contract is an instrument of its formation. Success of its introduction depends on implementation of professional standards requirements which are defined according to needs of the economy based on knowledge. Methodological base of transition to the effective contract is the system of descriptors defining characteristics of qualification which make a basis of professional standards and also Foresight methods revealing the perspective directions and technologies of higher education transition from current state to a development stage. Development of competition in the education market, increase of requirements to the quality of education from the labor market impose new requirements to human resource management in the educational organization in the conditions of implementation of professional standards' requirements proceeding from distinction of the academic, professional, professional and pedagogical and administrative qualification. The professional qualifications describing various levels of professional education system's interaction with the labor market define the generalized requirements to human resources, give a reference point of educational ways of professional training.

Текст научной работы на тему «Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе»

УДК 378

DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-180-188

Сергей Анатольевич Иванов,

доктор технических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Реализация требований профессиональных стандартов

педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе

Требования к деятельности образовательной организации, определённые государственной политикой Российской Федерации, устанавливают систему требований к персоналу, инструментом выстраивания которой выступает эффективный контракт. Успешность его внедрения зависит от реализации требований профессиональных стандартов, которые введены в соответствии с запросами экономики, построенной на знаниях. Методологической базой перехода к эффективному контракту являются система дескрипторов, определяющая характеристики квалификации, которые составляют основу профессиональных стандартов, а также методы Форсайта, раскрывающие перспективные направления и технологии перехода высшего образования от текущего состояния к стадии развития. Развитие конкуренции на рынке образования, повышение требований к качеству образования со стороны рынка труда предъявляют новые требования к управлению персоналом в образовательной организации в условиях реализации требований профессиональных стандартов, исходя из различения академической, профессиональной, профессионально-педагогической и управленческой квалификации. Профессиональные квалификации, описывающие различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда, определяют обобщённые требования к человеческим ресурсам, дают ориентир образовательных траекторий подготовки профессиональных кадров.

Ключевые слова: эффективный контракт, профессиональный стандарт, педагог профессионального образования, руководитель образовательной организации

Sergey A. Ivanov,

Doctor of Engineering Science, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: [email protected]

Implementation of Requirements of Professional Standards of Pedagogical and Administrative Personnel as the Factor of Transition to the Effective Contract in Higher School

The requirements to the activity of an educational organization determined by a state policy of the Russian Federation define a system of requirements to personnel in which the effective contract is an instrument of its formation. Success of its introduction depends on implementation of professional standards requirements which are defined according to needs of the economy based on knowledge. Methodological base of transition to the effective contract is the system of descriptors defining characteristics of qualification which make a basis of professional standards and also Foresight methods revealing the perspective directions and technologies of higher education transition from current state to a development stage. Development of competition in the education market, increase of requirements to the quality of education from the labor market impose new requirements to human resource management in the educational organization in the conditions of implementation of professional standards' requirements proceeding from distinction of the academic, professional, professional and pedagogical and administrative qualification. The professional qualifications describing various levels of professional education system's interaction with the labor market define the generalized requirements to human resources, give a reference point of educational ways of professional training.

Keywords: effective contract, professional standard, professional education teacher, educational organization manager

180

© С. А. Иванов, 2016

Введение. Введение эффективного контракта в область образования продиктовано необходимостью изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [10] Правительству РФ предписано обеспечить увеличение к 2018 г. средней заработной платы научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования. Эффективный контракт представляет собой трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества государственных образовательных услуг, а также меры социальной поддержки.

Вместе с тем инструмент эффективного контракта может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу образовательной организации, вытекающую из требований к самой деятельности образовательной организации, определённой государственной политикой Российской Федерации в области образования, зафиксированной в законах, программах, стандартах, нормативно-правовых внутривузовских документах. В случае, если эффективный контракт будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательной организации, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников, тексты трудовых договоров станут конкретными и нормативно доказуемыми, что облегчит управленческую работу в образовательной организации и будет работать на достижение её целей.

Методологической базой перехода к эффективному контракту являются система дескрипторов, определяющая характеристики квалификации, которые составляют основу профессиональных стандартов, а также методы Форсайта (сценарный подход, экспертная панель, технологическое картирование), раскрывающие перспективные направления и технологии

перехода высшего образования от текущего состояния к стадии развития. Реальные изменения при введении эффективного контракта возможны при готовности педагогических и управленческих кадров работать в контексте новой философии управления образовательными организациями, которая в большинстве стран предусматривает непрерывное образование, согласно концепции «образование в течение всей жизни». Процесс системного регулирования и стандартизации высшего образования в России является важной составляющей интернациональной гармонизации образовательных систем в условиях объективного процесса интеграции на новом качественном уровне всей системы мира хозяйственных связей [4]. Успешность интернациональной гармонизации образовательных систем на уровне отдельных стран и соответственно конкретных университетов зависит от следующего: реализации принятых на международном уровне общего понимания требований к качеству высшего образования и гарантий качества высшего образования, с которыми гармонизируются национальные образовательные стандарты и директивы [5; 6]; а также адаптации внутренних нормативно-правовых документов образовательной организации к критериям и требованиям, определённым стандартами, директивами, установленным как на международном уровне, так и национальном государственном [1; 13].

Проблема исследования вытекает из потребности в объективной реализации требований, заложенных в профессиональных стандартах, в соответствии с запросами экономики и требованиями реформы профессионального образования [2; 9]. Профессиональные квалификации, описывающие различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда, определяют обобщённые требования к человеческим ресурсам, дают ориентир образовательных траекторий подготовки профессиональных кадров. В свете вышеизложенного целью статьи является определение и обоснование механизмов реализации профессиональных стандартов в условиях повышения эффективности образования и науки, определённых Правительством Российской Федерации, согласно дорожной карте перехода к эффективному контракту в вузе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года была определена стратегическая цель в области образования, направленная на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, а задачей, в свою очередь, выступило развитие систем управления качеством образовательных услуг, формирование современной модели взаимодействия учреждения профессионального образования с работодателями. Механизмом решения данной задачи являются профессиональные стандарты, которые направлены на обеспечение согласования требований к квалификациям рынка труда и сферы образования, создание условий для правового регулирования их взаимодействия. Указом Президента Российской Федерации 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено подготовить и внести до 01.09.2012 г. в Государственную Думу Федерального собрания РФ проект закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов; утвердить до 01.12.2012 г. план разработки профессиональных стандартов; разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. В результате был принят Федеральный закон № 236 от

03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"», определяющий согласно статье 195.1 следующие понятия: профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности; квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от

22.01.2013 г. были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты координируют систему профессионального образования с рынком труда, являются ин-

струментами описания профессиональных квалификаций, развитие которых предусматривает синхронизацию их с опережающей модернизацией экономики. Структура описания профессиональной деятельности специалиста, учитывающая преемственность разных уровней квалификации, предусматривает сопряжение профессиональных стандартов, требований Национальной рамки квалификаций и Федеральных государственных образовательных стандартов. Это способствует переходу от управления профессиями и специальностями к управлению образовательными программами и квалификациями [8]. Кроме того, профессиональные стандарты дают возможность выделить сертифицируемые характеристики профессиональных квалификаций, в которых заинтересованы работодатели.

В плановой системе экономических отношений существовали устойчивые связи профессиональных образовательных учреждений СПО, НПО с предприятиями и практика доучивания выпускников, где квалификация приобреталась в опыте деятельности. В условиях рыночной экономики доучивание выпускников среднего профессионального образования становится невыгодным, и на работу принимают уже высококвалифицированных работников, а низкие и средние квалификации рынок труда не устраивают. Диверсификация производства, быстрая смена технологий определяют необходимость разработки и внедрения новых профессиональных стандартов, получения новых квалификаций, и нормой жизни в таких условиях становится принцип «обучение в течение всей жизни».

В системе высшего образования в связи с внедрением профессиональных стандартов возникает потребность в различении академических, профессиональных, профессионально-педагогических и управленческих квалификаций. Академические квалификации носят общепрофессиональный характер и не влияют на уровень существенных для профессиональной практики трудовой деятельности умений и компетенций, а также на развитие производства и экономики. Профессиональные квалификации в отличие от академических более значимы для работодателей и описываются в терминах результатов обучения. Показательна в этом контексте мысль С. Бергана: «О качестве (квалификации) часто говорят,

что оно и средство для достижения цели, и цель как таковая. В первом случае речь идёт о том, можно ли с её помощью достичь поставленной цели, во втором - об оправданности самой цели. Если цель обучающей программы заключается в том, чтобы научить носителей французского языка анализу английской литературы XVIII в., то данная программа - средство для достижения цели. В рамках программы студенты научатся правильно анализировать английскую литературу XVIII в. в письменной форме; анализ будет проводиться на французском языке, потому что их знание английского ограничено только навыками чтения. Целесообразность данной программы - это уже другой вопрос. Вряд ли такая программа актуальна на сегодняшний день, если только мы не считаем, что навыки активного говорения и письма не требуются выпускникам программ по английскому языку. Это не надуманный пример. По крайней мере, два поколения назад существовало много университетских программ по иностранным языкам, которые концентрировались исключительно на литературе изучаемого языка. Возможность использовать язык на практике рассматривалась в лучшем случае как случайность, в худшем - как несоответствие теоретическим задачам курса. К счастью, времена меняются и понятие целесообразности тоже» [3].

Требования процедуры признания квалификации должны быть едиными для любого претендента вне зависимости от наличия у него документов об образовании и (или) стажа работы. Такую возможность даёт подход learning outcomes («результаты обучения»), активно использующийся сейчас в международной и российской практике. В материалах международной организации CEDEFOP отмечается, что этот подход основан на принципе целесообразности (fit for purpose) [17]. «Результаты обучения» - это описание объективных требований трудовой деятельности, которые могут быть освоены в процессе выполнения образовательной программы или в процессе самообразования. Их освоение ведёт к получению определённой квалификации, значимой для рынка труда.

Подведение итогов проверки наличия квалификации предполагает ответ «да» или «нет». Привычное тяготение к традиционной оценочной шкале - пятёркам, четвёр-

кам и тройкам - здесь обессмысливается, поскольку квалификация (готовность к действию) не может быть «второй свежести». Если действия испытуемого не соответствуют установленным нормам в полной мере, то признание у него квалификации невозможно. Факт соответствия предмета оценивания установленным показателям и критериям (а, следовательно, и наличие квалификации) должен определяться любым экспертом объективно и однозначно.

В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1282 Минобрнауки России разработаны и направлены 25.03.2014 г. № АК-6361/02 Методические рекомендации для корректировки планов мероприятий «дорожных карт» повышения качества и эффективности в сфере образования и науки. Корректировка дорожных карт с изменениями в сфере образования и науки осуществлялась с учётом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2013-2014 гг. В корректируемом плане мероприятий определены основные количественные характеристики подведомственной сети образовательных (научных) организаций по годам до 2018 г. Среди направлений деятельности вузов в 2014-2016 гг. определено: 1) обеспечение функционирования независимой оценки качества образовательных организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и Методическими рекомендациями Минобрнауки России (письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. № АП-1994/02); 2) внедрение системы оценки качества (образования, научной деятельности): участие в рейтингах, процедурах профессионально-общественной аккредитации, участие в конкурсах на получение грантов.

Исследование международного контекста независимой оценки качества образования как продукта и услуги в условиях изменений в сфере высшего образования, соотнесённых с переходом к эффективному контракту в вузе, предусматривает изучение и внедрение опыта, накопленного в международной практике использования таких методов, как оценка, аудит, аккредитация, ранжирование [7; 17]. В Забайкаль-

ском государственном университете оценка качества образования осуществлялась при сертификации СМК вуза в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008. При участии в конкурсе Министерства образования и науки «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» проводился внешний аудит сильных и слабых сторон деятельности вуза в соответствии с требованиями Модели Европейского фонда управления качеством (EFQM) [15], Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) [15]. Аккредитация как метод независимой оценки качества образования применялась в ЗабГУ при общественной аккредитации вуза и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Согласно требованиям Европейской ассоциации обеспечения качества в высшем образовании профессионально-общественная аккредитация является инструментом признания или непризнания соответствия качества и уровня подготовки выпускников организации по образовательной программе запросам потребителей или образовательной деятельности самого учреждения необходимым международным требованиям и стандартам.

Профессионально-общественная аккредитация определяет не только порядок взаимодействия вуза с работодателями и содержание профессиональных образовательных программ, но и ставит акцент на ответственности научно-педагогических работников за реализацию образовательной программы.

Независимую оценку качества образования в АККОРК прошли образовательные программы ЗабГУ: «Социология», «Дизайн», «Сервис», «Инфокоммуника-ционные технологии и системы связи», «Педагогическое образование» (профиль «Географическое образование»), «Горное дело». Аккредитацию на соответствие утверждённым отраслевым профессиональным стандартам в Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в 2012 году прошли программы по юриспруденции (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Критерии АИОР предусматривают единый подход к профессионально-общественной аккредитации образовательных

программ различных уровней, что стимулирует согласованность и преемственность образовательных программ для создания в России единого пространства инженерно-технического образования, соответствующего мировой практике.

Профессионально-общественную аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России прошли образовательные программы ЗабГУ по подготовке специалистов «Горное дело», «Строительство уникальных зданий и сооружений» и получили «Европейский знак качества» Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования ENAEE.

Ввиду того, что АИОР является членом авторитетных международных организаций по аккредитации инженерных образовательных программ International Engineering Alliance и ENAEE, аккредитация образовательных программ, осуществляемая АИОР, считается международной и признаётся во всех странах-подписантах данных соглашений (http://www.ieagreements.org, http://www. enaee.eu). Выпускники образовательных программ, аккредитованных по критериям, соответствующим международным стандартам, имеют в перспективе возможность пройти процедуру регистрации в международных регистрах International Engineering Technicians Register (выпускники с квалификацией «техник»), International Engineering Technologists Register (выпускники с квалификацией «прикладной бакалавр»), APEC Engineer Register и International Professional Engineers Register (выпускники с квалификацией «бакалавр/специалист»).

Профессионально-общественная аккредитация уполномоченными организациями способствует, во-первых, снятию рисков отставания вузов от международных требований к качеству высшего образования; во-вторых, обеспечивает совершенствование структуры образовательных программ; в-третьих, способствует развитию кадрового потенциала высшего образования. Подготовка к аккредитации по международным стандартам и правилам и её информационное сопровождение, а также продолжительный опыт внутреннего самообследования являются мощным стимулом для развития всех участников образовательного процесса.

Ранжирование (рейтингование) является элементом независимой оценки, в ходе

которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям. Для выявления своих сильных и слабых позиций Забайкальский государственный университет прошёл независимую оценку, добровольно приняв участие в апробации модельной методологии ранжирования российских вузов, проводимой Национальным фондом подготовки кадров.

В апробации модельной методологии рейтингования российских вузов участвовали 103 российских университета (1 -ведущий университет, 8 - федеральных, 29 - национальных исследовательских и 31 университет, программы стратегического развития которых были поддержаны МОН РФ, а также 35 других российских вузов). По результатам мониторинга для ЗабГУ (среди 35 других российских вузов) был сформирован профайл с результатами 6 типов ранжирований, в котором представлено краткое описание полученных распределений, отмечены сильные и слабые стороны вуза в соответствии с полученными результатами по каждому из 6 направлений ранжирования и краткий вывод о конкурентных преимуществах учебного заведения внутри своей категории.

В общей выборке Забайкальский государственный университет согласно профайлу университета занимал средние позиции по таким направлениям деятельности, как «Трансфер знаний» и «Научно-исследовательская деятельность». Эти позиции обеспечиваются средними значениями индикаторов как в общем ранжировании 103 вузов, так и в ранжировании 35 вузов группы «Другие», таких как: «Доля доходов из внебюджетных источников»; «Доля студентов очной формы обучения, участвовавших в НИР»; «Доля ППС с учёной степенью кандидата и доктора наук». По направлению «Взаимодействие с регионом» указывалось, что у вуза высокое значение показателя «Процент выпускников, работающих в регионе» как в ранжировании 103 вузов, так и в ранжировании группы университетов «Другие». Для повышения своих позиций по этому направлению деятельности университету рекомендовалось расширять партнёрство с региональными организациями. В дальнейшем при планировании мероприятий по развитию ЗабГУ университетом учитывались свои позиции профайла по направлениям «Обучение

и преподавание» и «Международная деятельность». Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесённые с этапами перехода к эффективному контракту, определённые Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2620-р от 30.12.2012 г., включают в себя реализацию программ стратегического развития образовательных организаций высшего образования.

Стратегические направления повышения качества образования в ЗабГУ предусматривали отбор актуальных перспективных направлений деятельности вуза на основе сотрудничества с ведущими экспертами страны в сфере высшего образования в процессе разработки и реализации экс-пертно-аналитических проектов в вузе.

В процессе стратегического сценирова-ния на основе методологии Форсайта [11; 14] оцениваются возможные пути развития отдельных направлений повышения качества образования в вузе. Сценарии предлагались экспертами по принципу «снизу вверх» или «сверху вниз» и базировались на анализе будущих альтернативных траекторий повышения качества образования в вузе. Сценарный анализ по повышению качества образования имел целью построение нормативных внедрений по широкому спектру тем, касающихся как фундаментальных и прикладных исследований, так и технологий управления образовательным процессом и персоналом, развитием материально-технической базы и инфраструктуры вуза.

Сессия стратегического сценирования совместно с Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) рассматривали «Условия долгосрочного партнёрства ЗабГУ и корпораций в формировании горного и энергетического образовательного кластеров» и перспективы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ с участием АНО «Институт опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса».

Реализация стратегических направлений повышения качества образования предусматривает применение в данном эмпирическом исследовании методов Форсайта (разработка сценариев, технологические дорожные карты, библиометрический ана-

лиз), которые направлены на приращение социально-экономических благ. Разработка сценариев предполагала создание сценариев развития профессиональной подготовки кадров для тех или иных технологических областей, базирующихся на анализе будущих возможностей и альтернативных траекторий их развития в условиях кластерного взаимодействия.

Экспертные панели, применяемые Национальным фондом подготовки кадров, считаются базовым методом форсайт-методологии и обеспечивают информационную открытость процесса Форсайта для субъектов образовательного процесса. Основным преимуществом этого метода является взаимодействие между представителями различных научных дисциплин и областей деятельности, трудно организуемое в иных условиях. В ЗабГУ при независимой оценке качества образования привлекались независимые эксперты как отечественных ассоциаций и агентств, так и представители международных европейских агентств по оценке качества на основе мультистандарт-ного подхода.

Технологическая дорожная карта как метод Форсайта предполагала очерчивание круга проблем и участников форсайт-проекта. Дорожная карта иллюстрирует этапы перехода от текущего состояния к стадиям развития. Основное применение метода в данном исследовании заключа-

ется в определении главных элементов развития качества высшего образования, которые из рецессивных способны превратиться в доминантные.

Необходимость согласованного видения долгосрочных целей вуза, сценирова-ние стратегических направлений повышения качества образования опирались на дорожную карту «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утверждённую Правительством РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р.

В связи с утверждением профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 608н в Забайкальском государственном университете разрабатывается план мероприятий по реализации данного стандарта, определяющего характеристику квалификации, необходимый уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы педагогов профессионального образования. Рассматривается проведение на этой основе аттестации научно-педагогических работников, определяющей показатель повышения эффективности и качества услуг, результата деятельности вуза, соотнесённого с этапом перехода к эффективному контракту.

Список литературы

1. Дугарова Д. Ц., Старостина С. Е. Управленческие решения по повышению качества образовательных программ вуза в условиях сопряжения сферы образования и сферы труда // Ученые записки ЗабГУ Сер. Профессиональное образование. 2015. № 6. С. 52-60.

2. Похолков Ю. П., Пушных В. А., Герасимов С. И. Аккредитация образовательных программ -основа качества инженерного образования // Качество образования. 2011. № 7-8. С. 60-63.

3. Bergan S. Qualifications - Introduction to a concept. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2007. 274 p.

4. Higher education outcomes assessment for the twenty-first century / ed. by Peter Hernon, Robert

E. Dugan, Candy Schwartz. Libraries Unlimited (an Imprint of ABC-CLIO, LLC), 2013. 257 p.

5. Higher education policy. An international comparative perspective / ed. by L. Goedegebuure,

F. Kaiser, P. Maassen, L. Meek, F. van Vught, E. de Weert // Pergamon Press. 2013. 362 p.

6. The concept of Excellence in higher education / M. Brusoni, R. Damian, J. Griffol Sauri, S. Jackson, H. Komurcugil, M. Malmedy, O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel // ENQA occasional paper. Brussels, 2014. 46 p.

7. Zou Y Quality of higher education: organizational and educational perspectives. A study in the Chinese context. River Publishers, 2013. 182 p.

Источники

8. Ассоциация юристов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alrf.ru/blog/ html5-blank/blazheev-viktor-vladimirovich (дата обращения: 15.02.2016).

9. Национальный центр профессионально-общественной аккредитации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =412&lang=ru (дата обращения: 25.03.2016).

10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.base.garant. ru/70170950/#help (дата обращения: 23.03.2016).

11. Ian Miles. Methods in Technology Foresight UNIDO Regional Initiative on Technology Foresight [Электронный ресурс]. Gebze (Turkey), 2007. Режим доступа: http://www.vision.cer.uz/Data/lib/readings/ manuals_and_toolkits/DEV_F0RESIGHT_METH0DS_EN_Nov2007.pdf (дата обращения: 02.04.2016).

12. Method for the Improvement of the Quality of Higher Education in Accordance with the EFQM Model [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.enqa.eu (дата обращения: 23.03.2016).

13. Motova G., Pykko R. Russian Higher Education and European Standards of Quality AssuranceEuropean [Электронный ресурс] // Journal of Education. 2012. Vol. 47. P. 25-36. Режим доступа: http://www.onlinelibrary.wiley.com /doi/10.1111/j.1465-3435.2011.01505.x/pdf (дата обращения: 15.03.2016).

14. Saritas O. Systemic Foresight Methodology [Электронный ресурс] // Forth International Seville Conference on Future-Oriented Technology Analysis. Режим доступа: http://www.foresight.jrc.ec.europa. eu/fta (дата обращения: 19.03.2016).

15. The role of the European Association for Quality Assurance in Higher Education ENQA latest developme - PowerPoint PPT [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.translate.yandex. ru/?text (дата обращения: 25.03.2016).

16. The shift to learning outcomes. Policies and practices in Europe. Cedefop Reference series [Электронный ресурс]. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 170 p. Режим доступа: http://www.cedefop.europa.eu/EN/Files/3054_en.pdf (дата обращения: 25.03.2016).

17. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2016_trends_ edu-2016-en (дата обращения: 09.02.2016).

References

1. Dugarova D. C., Starostina S. E. Upravlencheskie reshenija po povysheniju kachestva obrazovatel'nyh programm vuza v uslovijah soprjazhenija sfery obrazovanija i sfery truda // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Professional'noe obrazovanie. 2015. № 6. S. 52-60.

2. Poholkov Ju. P., Pushnyh V. A., Gerasimov S. I. Akkreditacija obrazovatel'nyh programm - osnova kachestva inzhenernogo obrazovanija // Kachestvo obrazovanija. 2011. № 7-8. S. 60-63.

3. Bergan S. Qualifications - Introduction to a concept. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2007. 274 p.

4. Higher education outcomes assessment for the twenty-first century / ed. by Peter Hernon, Robert

E. Dugan, Candy Schwartz. Libraries Unlimited (an Imprint of ABC-CLIO, LLC), 2013. 257 p.

5. Higher education policy. An international comparative perspective / ed. by L. Goedegebuure,

F. Kaiser, P. Maassen, L. Meek, F. van Vught, E. de Weert // Pergamon Press. 2013. 362 p.

6. The concept of Excellence in higher education / M. Brusoni, R. Damian, J. Griffol Sauri, S. Jackson, H. Komurcugil, M. Malmedy, O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel // ENQA occasional paper. Brussels, 2014. 46 p.

7. Zou Y. Quality of higher education: organizational and educational perspectives. A study in the Chinese context. River Publishers, 2013. 182 p.

Istochniki

8. Associacija juristov Rossii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.alrf.ru/blog/html5-blank/ blazheev-viktor-vladimirovich (data obrashhenija: 15.02.2016).

9. Nacional'nyj centr professional'no-obshhestvennoj akkreditacii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =412&lang=ru (data obrashhenija: 25.03.2016).

10. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 g. № 597 «O meroprijatijah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru/70170950/#help (data obrashhenija: 23.03.2016).

11. Ian Miles. Methods in Technology Foresight UNIDO Regional Initiative on Technology Foresight [Jelektronnyj resurs]. Gebze (Turkey), 2007. Rezhim dostupa: http://www.vision.cer.uz/Data/lib/readings/ manuals_and_toolkits/DEV_FORESIGHT_METHODS_EN_Nov2007.pdf (data obrashhenija: 02.04.2016).

12. Method for the Improvement of the Quality of Higher Education in Accordance with the EFQM Model [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.enqa.eu (data obrashhenija: 23.03.2016).

13. Motova G., Pykko R. Russian Higher Education and European Standards of Quality AssuranceEuropean [Jelektronnyj resurs] // Journal of Education. 2012. Vol. 47. P. 25-36. Rezhim dostupa: http://www.onlinelibrary.wiley.com /doi/10.1111/j.1465-3435.2011.01505.x/pdf (data obrashhenija: 15.03.2016).

14. Saritas O. Systemic Foresight Methodology [Jelektronnyj resurs] // Forth International Seville Conference on Future-Oriented Technology Analysis. Rezhim dostupa: http://www.foresight.jrc.ec.europa. eu/fta (data obrashhenija: 19.03.2016).

15. The role of the European Association for Quality Assurance in Higher Education ENQA latest developme - PowerPoint PPT [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.translate.yandex.ru/7text (data obrashhenija: 25.03.2016).

16. The shift to learning outcomes. Policies and practices in Europe. Cedefop Reference series [Jelektronnyj resurs]. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 170 p. Rezhim dostupa: http://www.cedefop.europa.eu/EN/Files/3054_en.pdf (data obrashhenija: 25.03.2016).

17. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation. 2016 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2016_trends_ edu-2016-en (data obrashhenija: 09.02.2016).

Библиографическое описание статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванов С. А. Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе // Ученые записки ЗабГУ Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 180-188. DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-180-188.

Reference to the article

Ivanov S. A. Implementation of Requirements of Professional Standards of Pedagogical and Administrative Personnel as the Factor of Transition to the Effective Contract in Higher School // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Philosophy. Cultural Studies. Sociology. Social Work. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 180-188. DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-180-188.

Статья поступила в редакцию 14.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.