Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ'

ЗАРУБЕЖНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрабанда / алкогольная продукция / табачные изделия / законодательство о контрабанде / зарубежные страны / smuggling / alcoholic beverages / tobacco products / legislation on smuggling / foreign countries

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.Н. Зайцева

В данной статье рассмотрена ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий в зарубежных странах, а также особенности правового регулирования данной ответственности. В частности, рассмотрены основные аспекты законодательных актов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, касающиеся контрабанды. Приведены основные различия правого регулирования в России и иных странах незаконного перемещения через таможенную границу алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Представлены предложения по изменению российского законодательства с учетом опыта других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION ON LIABILITY FOR SMUGGLING OF ALCOHOLIC BEVERAGES AND (OR) TOBACCO PRODUCTS

This article discusses the responsibility for the smuggling of alcoholic beverages and (or) tobacco products in foreign countries, as well as the specifics of the legal regulation of this responsibility. In particular, the main aspects of the legislative acts of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia and the Kyrgyz Republic concerning smuggling are considered. The main differences between the legal regulation in Russia and other countries of illegal movement of alcoholic beverages and (or) tobacco products across the customs border are given. Proposals for changing Russian legislation are presented, taking into account the experience of other countries.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

ЗАРУБЕЖНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ

ИЗДЕЛИЙ

О.Н. Зайцева, магистрант Санкт-Петербургский университет МВД (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-62-65

Аннотация. В данной статье рассмотрена ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий в зарубежных странах, а также особенности правового регулирования данной ответственности. В частности, рассмотрены основные аспекты законодательных актов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, касающиеся контрабанды. Приведены основные различия правого регулирования в России и иных странах незаконного перемещения через таможенную границу алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Представлены предложения по изменению российского законодательства с учетом опыта других стран.

Ключевые слова: контрабанда, алкогольная продукция, табачные изделия, законодательство о контрабанде, зарубежные страны.

В 2014 г. был заключен новый договор о Евразийском экономическом союзе между странами участниками: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российская Федерация. В 2015 г. к этому союза присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика [1].

Таким образом, для проведения сравнительного анализа зарубежного законодательства об ответственности за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий нами будут изучены соответствующие законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики.

В Республике Беларусь нет конкретной статьи, которая бы устанавливала отдельно ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Согласно ст. 288 Уголовного кодекса Республики Беларусь, контрабанда - это «незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в крупном размере товаров, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 3281 и 3331 настоящего Кодекса» [2]. В данном случае законодатель не стал кон-

кретизировать предмет преступления, чтобы применить норму к неограниченному количеству правовых ситуаций, то есть, контрабандным может быть любой товар, в том числе алкогольная продукция и табачные изделия, при условии незаконного перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров и, если стоимость перевозимого товара исчисляется в крупном размере.

Особенностью правового регулирования ответственности за контрабанду по законодательству Республики Беларусь является возможность применения уголовной нормы к лицу, совершившему административное правонарушение, при условии, что в течение года после наложения административного взыскания, им будет совершено такое же нарушение. Российское уголовного законодательство вместе с тем не содержит аналогичной нормы, позволяя совершать административные правонарушения в области таможенного дела, без риска быть привлеченными к уголовной ответственность в случае повторного совершения административного правонарушения.

Другой особенностью является то, что белорусский законодатель учел факт прекращения деятельности Евразийского эко-

номического сообщества и подписания нового Договор о Евразийском экономическом союзе. В результате в Уголовный кодекс Республики Беларусь были внесены соответствующие изменения, согласно которым контрабанда - это незаконное перемещение товаров в крупном размере именно через таможенную границу Евразийского экономического союза». Российский законодатель оставил в прежней редакции ст. 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, как «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза». Концептуальной разницы в этом нет, но следовало бы привести эту норму в соответствии с международным договором.

Уголовный кодекс Республики Казахстан также не содержит отдельной нормы об ответственности за контрабанду алкогольной продукции и табачных изделий. Казахстанский законодатель пошел по тому же пути, что и белорусский законодатель, оставив перечень предмета контрабанды неопределенным для эффективного применения нормы к неограниченному количеству правовых ситуаций.

Согласно ст. 234 Уголовного кодекса Республики Казахстан, экономической контрабандой является «Перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в ст. 286 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием либо с указанием заведомо недостоверных сведений в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары или в заявлении о совершении операций в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, по-

мещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе с представлением недействительных документов, поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения» [3].

Статья 234 УК Республики Казахстан и Статья 200.2 УК РФ регулируют ответственность за схожие преступления, но имеют некоторые различия, в частности, обе статьи относятся к преступлениям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу, но статья УК РФ описывает конкретный вид контрабанды.

Важно отметить, что статья 200.2 УК РФ является более конкретизированной, чем статья 234 УК Республики Казахстан, поскольку содержит четкие критерии для определения крупного размера контрабанды и предусматривает ответственность за контрабанду конкретных видов товара.

Уголовный кодекс Республики Армении также не содержит какой-либо конкретики относительно рассматриваемого деяния. Диспозиция статьи 215 Уголовного кодекса Республики Армения изложена достаточно лаконично, описывая контрабанду, как деяние в виде «перемещения через таможенную границу Республики Армения товаров, культурных или иных ценностей, за исключением товаров или ценностей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием таможенных и иных документов, если оно совершено в крупных размерах» [4].

Основным различием между статьей 215. Контрабанда УК РА и статьей 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий УК РФ, является то, что первая статья относится к контрабанде любых товаров, культурных или иных ценностей в Республике Армения, а вторая - к контрабанде алкогольной продукции и (или) табачных изделий через границу Таможенного союза.

Законодатель Кыргызской Республики при изложении состава контрабанды решил использовать тот же способ изложения статьи, что казахстанский законодатель, назвав состав контрабанды экономи-

ческой контрабандой, сразу сделав акцент на тех общественных отношениях, которым причиняется вред в результате совершения преступления. Согласно ст. 231 Уголовного кодекса Кыргызской Республики под экономической контрабандой понимается «перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов в значительном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием» [5].

Статья 231 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и статья 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации обе регулируют уголовную ответственность за контрабанду товаров через границу. Однако, есть ряд отличий между этими двумя статьями.

Первое отличие состоит в том, что статья 231 УК Кыргызской Республики касается перемещения товаров и других предметов через таможенную границу Евразийского экономического союза в целом, а статья 200.2 УК Российской Федерации касается перемещения алкогольной продукции и(или) табачных изделий через таможенную границу Таможенного союза.

Второе отличие заключается в том, что статья 231 УК Кыргызской Республики содержит более детальное описание различных видов контрабанды и их соответствующих наказаний, в то время как статья 200.2 УК Российской Федерации ограничивается описанием одного вида контрабанды - перемещение алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере.

Третье отличие состоит в размере наказания. В Кыргызской Республике за перемещение товаров и иных предметов иногда может быть предусмотрено наказание в виде исправительных работ, причем не только в крупном, но и в меньшем размере контрабанды. В Российской Федерации же наказание связано со стоимостью контрабандного товара, и только для крупных

размеров этой стоимости виновному грозит лишение свободы.

Четвертое отличие заключается в том, что статья 231 УК Кыргызской Республики содержит положения об освобождении от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты причитающихся таможенных платежей в двукратном размере, включая пени, с оформлением в таможенном отношении товаров и иных предметов, являющихся предметом контрабанды, за исключением перемещения товаров или иных предметов помимо таможенного контроля. В Российской Федерации подобных положений об освобождении от уголовной ответственности нет.

В целом, статья 231 УК Кыргызской Республики более детально регулирует уголовную ответственность за контрабанду, и при этом предоставляет больше возможностей для различных наказаний в зависимости от вида контрабанды и ее размера. Статья 200.2 УК Российской Федерации ограничивается перемещением конкретных видов товаров и устанавливает наказание только на основе стоимости контрабанды.

Сравнивая представленные статьи об контрабанде уголовных кодексов России, Казахстана, Армении, Кыргызской Республики и Республики Беларусь, можно сделать следующие предложения.

С учетом опыта других стран и с целью более четкой формулировки статьи 200.2 УК РФ, можно предложить внести следующие изменения:

1. Ввести точные критерии для определения крупного и особо крупного размера контрабанды на основе стоимости перемещаемых товаров;

2. Уточнить процедуру исключения стоимости, разрешенной к перемещению без декларирования, при расчете размера незаконно перемещенных товаров;

3. Заменить словосочетание таможенный союз на Евразийский экономический союз;

4. Ввести специальное условие для освобождения от уголовной ответственности, если лицо добровольно уплатило причитающиеся таможенные платежи в двукратном размере, включая пени, с оформ-

лением в таможенном отношении товаров 5. Убрать упоминание о конкретных то-

и иных предметов, являющихся предметом варах (алкоголь, табак), заменить их более контрабанды, за исключением перемеще- общим термином «товары и иные предме-ния товаров или иных предметов помимо ты», для эффективного применения нормы таможенного контроля; к неограниченному количеству правовых

ситуаций.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (ред. от 24.03.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2015, № 0001201501160013.

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09 июля 1999 г. № 275-З (ред. от 9 марта 2023). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275 (дата обращения: 28.08.2023).

3. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-У (ред. от 24.07.2023).

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252&pos=5;-110#pos=5;-110 (дата обращения: 28.08.2023).

4. Уголовный кодекс Республики Армения от 18.04.2003. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=rus (дата обращения: 28.08.2023).

5. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 28.10.2021 № 127 (ред. от 25.07.2023).

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112309?cl=ru-ru (дата обращения: 28.08.2023).

FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION ON LIABILITY FOR SMUGGLING OF ALCOHOLIC BEVERAGES AND (OR) TOBACCO PRODUCTS

O.N. Zaitseva, Graduate Student

St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article discusses the responsibility for the smuggling of alcoholic beverages and (or) tobacco products in foreign countries, as well as the specifics of the legal regulation of this responsibility. In particular, the main aspects of the legislative acts of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia and the Kyrgyz Republic concerning smuggling are considered. The main differences between the legal regulation in Russia and other countries of illegal movement of alcoholic beverages and (or) tobacco products across the customs border are given. Proposals for changing Russian legislation are presented, taking into account the experience of other countries.

Keywords: smuggling, alcoholic beverages, tobacco products, legislation on smuggling, foreign countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.