Научная статья на тему 'Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий'

Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4255
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жеребцов Алексей Петрович

Рассматриваются особенности квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий и проблемные вопросы юридического анализа этого состава преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жеребцов Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий»

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий

алексей петрович жеребцов

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета,

e-mail: uglaw@yandex.ru

Рассматриваются особенности квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий и проблемные вопросы юридического анализа этого состава преступления.

The article examines the features of qualification of smuggling of alcoholic beverages and tobacco products and the problematic issues of legal analysis of this corpus delicti.

Ключевые слова: контрабанда, алкогольная продукция, табачные изделия, квалификация, ответственность

Key words: smuggling, alcoholic beverages, tobacco products, qualification, responsibility

С целью защиты гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в сфере экономической деятельности Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий»1 УК РФ был дополнен ст. 2002 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». Законодатель криминализировал незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества алкогольной продукции или табачных изделий, совершенное в крупном размере.

Таким образом, была предпринята попытка с помощью уголовно-правовых мер решить задачи широкого спектра. Это защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, обеспечение законного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, защита рынка от контрабандного товара, пресечение теневого оборота алкогольной продукции и табачных изделий, недопущение недобросовестной конкуренции, контроль безопасности товаров для окружающей среды и здоровья населения.

Данной уголовно-правовой нормой реализованы положения:

Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 1563-р2, о предотвращении незаконной торговли табачными изделиями (в частности, посредством повышения ответственности за контрабанду табачных изделий);

Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р3. Согласно этому документу мерой реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, в частности, является усиление государственного контроля за оборотом алкогольной продукции.

Объектом анализируемого преступления выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и установленный порядок перемещения алкогольной продукции и табачных изделий через таможенную границу Таможенного союза. Предмет пре-

2016. № 1

ступления - алкогольная продукция и табачные изделия.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» к алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ4.

Видами алкогольной продукции являются спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. В связи с этим к предмету преступления по ст. 2002 УК РФ не следует относить:

этиловый спирт (спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головную фракцию этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый дистилляты);

спиртосодержащую продукцию (пищевую или непищевую, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции).

Незаконное перемещение этих веществ через таможенную границу Таможенного союза должно получить иную правовую оценку, в том числе уголовно-правовую. Например, контрабанда этилового спирта (синтетического, технического или пищевого), непригодного для производства алкогольной продукции и внесенного в Список ядовитых веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 964), подлежит квалификации по ст. 2261 УК РФ независимо от объема перевозимой продукции.

Для признания контрабандой незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции не

имеет значения то, как она была упакована: в производственную, транспортную или потребительскую тару.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»5 табачными изделиями являются продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы его можно было использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. К видам табачных изделий относятся сигареты, сигары, сигариллы, папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, трубочный, сосательный (снюс), жевательный, нюхательный, биди, кретек, насвай и другие табачные изделия. В ст. 2002 УК РФ законодатель отказался от термина «табачная продукция», которая в силу п. 22 ст. 2 названного Технического регламента представляет собой табачное изделие, упакованное в потребительскую тару. Таким образом, факт незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза не упакованных в потребительскую тару табачных изделий не имеет значения для квалификации деяния как контрабанды.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере. В силу ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) таможенной границей Таможенного союза являются пределы его территории, которую составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов Союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены ТС обладают исключительной юрисдикцией (далее - таможенная территория).

Подпункт 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет перемещение товаров через таможенную границу как ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз с этой территории. Товаром признается любое движимое имущество, в том числе носители информации, валюта государств-членов Союза, ценные бумаги и валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также другие перемещаемые

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подп. 35 п. 1).

Незаконным следует признавать перемещение алкогольной продукции или табачных изделий через таможенную границу или покушение на такое перемещение, совершенное следующими способами: вне установленных мест, в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения, а также поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации (подп. 19 п. 1 ст. 2 ТК ТС). Нельзя перемещать алкогольную продукцию или табачные изделия через таможенную границу вне установленных мест, т. е. минуя пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-членов ТС либо иные места, определенные законодательством государств-членов ТС (ст. 151 ТК ТС).

В силу п. 1 ст. 175 ТК ТС таможенные операции (действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза), сопряженные с помещением товаров под таможенную процедуру, производятся в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут осуществляться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов при условии удовлетворения мотивированного запроса декларанта либо таможенного представителя (п. 2 ст. 175 ТК ТС). В иных случаях перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в установленных пунктах пропуска должно признаваться незаконным как совершенное в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах.

Под сокрытием от таможенного контроля следует понимать любые действия виновных, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение незаконно перемещаемых алкогольной продукции или табачных изделий либо утаить их подлинные свойства или количество (в частности, придание вида другого товара, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды транспортных средств), в результате которых таможенный орган не может обнаружить их путем обычного визуального осмотра.

Таможенное декларирование - это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров, которое осуществляется согласно гл. 27 ТК ТС. Умышленное предоставление недостоверных сведений при декларировании алкогольной продукции либо табачных изделий или неисполнение законной обязанности по их декларированию признается соответственно недостоверным декларированием или недекларированием алкогольной продукции или табачных изделий. Использованием документов, содержащих недостоверные сведения, использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации в целях контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий следует считать действия виновных, направленные на обман таможенных органов относительно правомерности перемещения данных товаров через таможенную границу.

Документы могут содержать недостоверные сведения относительно любых обстоятельств перемещения алкогольной продукции или табачных изделий через таможенную границу. Исключением выступает недостоверное декларирование, при котором документы являются подлинными, но заявленные в них данные не соответствуют действительности. К таковым могут относиться документы, на основании которых заполнена таможенная декларация (п. 1 ст. 183 ТК ТС).

Идентификация товаров, емкостей, транспортных средств, помещений и других мест производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами (ст. 109 ТК ТС). Под поддельными средствами идентификации следует понимать как полностью фиктивную идентификацию, произведенную виновным, так и незаконное внесение изменений в существующую идентификацию путем исправления маркировки, частичного удаления идентификационного знака, проставления поддельной печати и т. п. Использование относящихся к другим товарам средств идентификации представляет собой перенос средств идентификации таких товаров

уголовное право и уголовный процесс

2016. № 1

на алкогольную продукцию или табачные изделия. Данные средства идентификации отвечают установленным требованиям, но не являются основанием для перемещения алкогольной продукции или табачных изделий через таможенную границу.

Чтобы контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий перестала быть экономически «выгодной» для криминального бизнеса, законодатель снизил крупный размер в отношении деяний, предусмотренных ст. 2002 УК РФ (примеч. 1), по сравнению с аналогичным признаком в статьях гл. 22 УК РФ, установив, что деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость алкогольной продукции или табачных изделий превышает 250 тыс. руб. (в большинстве преступлений в сфере экономической деятельности крупный размер составляет сумму более 1 млн 500 тыс. руб.).

Необходимо учитывать, что согласно примеч. 2 к ст. 2002 УК РФ при расчете крупного размера из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции или табачных изделий подлежит исключению та часть их стоимости, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована. Данное правило должно распространяться и на конфискацию алкогольной продукции и табачных изделий, являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в крупном размере. То есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства на основании обвинительного приговора не подлежит та часть алкогольной продукции и табачных изделий, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.

В настоящее время без письменного декларирования алкогольную продукцию и табачные изделия через таможенную границу Таможенного союза могут переместить только граждане для личного потребления в объемах, установленных Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения тамо-

женных операций, связанных с их выпуском», к которому в 2014 г. присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Следует обратить внимание на то, что чч. 2 и 3 анализируемой статьи не предусматривают такого признака, как контрабанда алкогольной продукции или табачных изделий в особо крупном размере, что можно признать недоработкой законодателя.

Квалифицирующими признаками деяния по ст. 2002 УК РФ являются совершение его группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2), а также организованной группой (ч. 3). Данные признаки в статьях гл. 22 УК РФ, как правило, признаются соответствующими совершению деяния в особо

Принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства на основании обвинительного приговора не подлежит та часть алкогольной продукции и табачных изделий, которая таможенным законодательством таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована

крупном размере в преступлениях, где крупный размер выступает конститутивным признаком состава преступления (ч. 2 ст. 171, ч. 2, 4, 6 ст. 1711, ч. 2 ст. 172, ч. 2 ст. 178, ч. 3 ст. 1911,

ч. 2 ст. 193, ч. 2 ст. 194, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 2001 УК РФ).

Состав преступления, предусмотренного ст. 2002 УК РФ, является формальным. Преступление окончено с момента незаконного перемещения алкогольной продукции или табачных изделий через таможенную границу в крупном размере или попытки такого перемещения. Контрабанда алкогольной продукции или табачных изделий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется соответственно по п. «а» ч. 2 или по ч. 3 ст. 2002 УК РФ.

Субъектом контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий является любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Это

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

может быть декларант, уполномоченное лицо таможенного представителя или таможенного перевозчика, иное лицо, перемещающее товар через таможенную границу, и т. д. В случае совершения контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий должностным лицом с использованием своего служебного положения его действия охватываются п. «б» ч. 2 ст. 2002 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Субъективная сторона анализируемого преступления предполагает только прямой умысел. Виновный осознает, что нарушает таможенное законодательство и незаконно перемещает через таможенную границу алкогольную продукцию или табачные изделия в крупном размере вне установленных мест, в неустановленное время работы таможенных органов, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, а также поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, и желает этого.

Кроме того, отметим, что ст. 2002 УК РФ не распространяется на случаи незаконного перемещения алкогольной продукции или табачных изделий через государственную границу Российской Федерации, не совпадающую с таможенной границей Таможенного союза (т. е. при перемещении указанных товаров внутри Таможенного союза), поскольку в связи с принятием ТК ТС на внутренних границах государств-участников ТС был убран таможенный контроль.

1 Официальный интернет-портал правовой информации: URL: http://www.pravo.gov.ru.

2 СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 5118.

3 Там же. № 2. Ст. 264.

4 Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции: постановление Правительства РФ от 28 июня 2012 г. № 656.

5 СЗ РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.