Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ - УЧАСТНИЦАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ - УЧАСТНИЦАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / РАЗЛИЧИЕ / ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Девиченский Михаил Вячеславович

В условиях современного мира, проистекающих экономических процессов, направленных на интеграцию стран -участниц ЕАЭС, особенного внимания заслуживает проблема создания единообразия норм законодательства, в том числе уголовной ответственности за совершение контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий. Государства, являющиеся участниками ЕАЭС, после заключения Договора об особенностях административной и уголовной ответственности за совершение противоправных действий, вытекающих в нарушении правовых норм, регулируемых ЕАЭС, приняли обязательства по созданию мер, направленных на внесение изменений в законодательства внутри стран и созданию унифицированной правовой платформы, направленной на пресечение незаконных перемещений указанных товаров через государственные границы стран - участниц ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Девиченский Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PENALTIES FOR SMUGGLING ALCOHOL AND TOBACCO PRODUCTS IN RUSSIA AND THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

In the modern world, the resulting economic processes aimed at the integration of the EAEU member states, special attention should be paid to the problem of creating uniformity of legislation, including criminal liability for smuggling of alcohol and tobacco products. The states that are members of the EAEU, after the conclusion of the Treaty on the specifics of administrative and criminal liability for committing illegal actions resulting in violation of legal norms regulated by the EAEU, have committed to create measures aimed at amending legislation within countries and creating a unified legal platform aimed at preventing illegal movement of alcohol and tobacco products across the state borders of the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ - УЧАСТНИЦАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-109-113 © М.В. Девиченский, 2021

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ - УЧАСТНИЦАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Михаил Вячеславович Девиченский,

аспирант кафедры уголовного права и процесса Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (392000, Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33)

E-mail: inchewetrust@mail.ru

Научный руководитель: Р.Б. Осокин, начальник факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В условиях современного мира, проистекающих экономических процессов, направленных на интеграцию стран -участниц ЕАЭС, особенного внимания заслуживает проблема создания единообразия норм законодательства, в том числе уголовной ответственности за совершение контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий. Государства, являющиеся участниками ЕАЭС, после заключения Договора об особенностях административной и уголовной ответственности за совершение противоправных действий, вытекающих в нарушении правовых норм, регулируемых ЕАЭС, приняли обязательства по созданию мер, направленных на внесение изменений в законодательства внутри стран и созданию унифицированной правовой платформы, направленной на пресечение незаконных перемещений указанных товаров через государственные границы стран - участниц ЕАЭС.

Ключевые слова: контрабанда, преступление экономической направленности, Евразийский экономический союз, сравнительный анализ, различие, проблемы унификации.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PENALTIES FOR SMUGGLING ALCOHOL AND TOBACCO PRODUCTS IN RUSSIA AND THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Mihail V. Devichenskiy,

Graduate Student of the Department of Criminal Law and Process Tambov State University named after G.R. Derzhavin (392000, Tambov, ul. Internatsionalnaya, d. 33)

Abstract. In the modern world, the resulting economic processes aimed at the integration of the EAEU member states, special attention should be paid to the problem of creating uniformity of legislation, including criminal liability for smuggling of alcohol and tobacco products. The states that are members of the EAEU, after the conclusion of the Treaty on the specifics of administrative and criminal liability for committing illegal actions resulting in violation of legal norms regulated by the EAEU, have committed to create measures aimed at amending legislation within countries and creating a unified legal platform aimed at preventing illegal movement of alcohol and tobacco products across the state borders of the EAEU member states.

Keywords: smuggling, crime of economic orientation, Eurasian economic Union, comparative analysis, difference, problems of unification.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Девиченский М.В. Сравнительная характеристика наказаний за совершение контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий в России и странах - участницах Евразийского экономического союза. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):109-13.

Для достижения целей странами - участницами ЕАЭС в области создания базы единообразия мер правового характера, направленных на пресечение преступной деятельности в области контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий, особенного внимания заслуживает проведение сравнительно-правового изучения и анализа имеющихся средств, созданных для противодействия контрабанде, которая является одной из более крупных

проблем, создающих проблемы национальным экономикам участниц ЕАЭС. Рассматривается вопрос о некотором разногласии действий, предпринимаемых указанными странами к созданию единообразного правового механизма, а также неимение действенной системы борьбы с рассматриваемым преступным деянием.

Следует отметить, что, изучая зарубежный опыт стран ЕАЭС относительно специфики назначения

№ 1 /2021

Вестник экономической безопасности

109

наказаний за совершение контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий, представляется целесообразным рассмотреть общие и отличительные признаки регламентации ответственности за эти преступления. Зарубежный опыт изучали многие исследователи в сфере своих научных интересов, что позволило сформулировать вывод о положительных и отрицательных аспектах как отечественного, так и зарубежного законодательства, а также предложить авторские рекомендации о возможности заимствования позитивного опыта технико-юридического конструирования норм УК [1, с. 305-308; 2, с. 89-96; 3, с. 66-71; 4, с. 213-220].

Основываясь на данных при проведении сравнительного анализа норм уголовной ответственности за контрабанду алкогольной продукции и табачных изделий в Российской Федерации, Республиках Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии выявлены различия при установлении определения понятия данного преступления, указывающие как на содержание диспозиции, так и на различия санкций, что является неукоснительной причиной стагнации в области борьбы с контрабандой указанных товаров.

Преступная деятельность на постсоветском пространстве достигла колоссальных масштабов. При проведении правового анализа и выявлении проблем в области экономической безопасности все большее количество ученых приходит к единому мнению о всплеске уровня теневой экономики и росту преступных посягательств на экономические отношения ЕАЭС [7, с. 205-215].

В связи с этим, для достижения общенациональных целей участникам ЕАЭС крайне необходимо принять ряд исчерпывающих мер, направленных на создание и принятие единообразного правового документа, который послужит регулятором повышения эффективности борьбы с проявлением контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий на пространстве ЕАЭС. Подвергаются анализу нормы уголовного законодательства, указанной экономической и союзнической организации.

Истоком к данному обстоятельству послужили процессы экономической интеграции стран - бывших республик СССР и создание единой таможенной территории Белоруссии, России, Казахстана, к которым в 2015 году примкнули и Киргизия с Арме-

110_ - Вестник экономич

нией. В рамках союза, была создана унифицированная организация, регулирующая взаимовыгодную торговлю с отсутствием таможенных пошлин, экономических ограничений, за исключением специальных мер. Наряду с данным условием, союзники пришли к проявлению преступной деятельности на своем пространстве в области контрабанды, вытекающей из отработанных схем к реализации данного преступления, так и к его совершенствованию [6].

Контрабандой по смыслу отечественного закона, как и в союзных государствах, принято понимать перемещение товаров через границу ЕАЭС, без прохождения таможенного контроля, равно как с сокрытием товаров от него, или же предъявление поддельных документов при прохождении таможенного контроля, либо при неправильном декларировании [5, с. 47-51]. Субъектом контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий в Российской Федерации признается физическое лицо, достигшее возраста на момент совершения преступления шестнадцати лет, и являющееся декларантом.

31 декабря 2014 года Федеральным законом № 530-Ф3, была внесена в УК РФ статья 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», предусматривающая установление наказания за контрабанду вышеуказанных товаров в крупном размере, которым признается цена табачных изделий и (или) алкогольной продукции, которая превышает 250 000 рублей. Для целей данной статьи законодателем понижен «крупный размер» по сравнению с другими статьями экономического характера, отведенными в УК РФ, а именно в статьях главы 22, где «крупный размер» в большинстве преступлений данной направленности составляет свыше 1 500 000 рублей. Данное условие фактически указывает на снижение доходности в области теневой экономики от совершения контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий1.

В статье 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации видны разграничения наказания за совершение данного преступления. Так в ч. 1 ст. 200.2 УК РФ - наказание за совершение контрабанды ука-

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173188/

жой безопасности - № 1 / 2021

занных выше товаров в крупном размере выглядит в виде взыскания на сумму от 300 000 рублей до одного миллиона рублей или составляет заработную плату, как и другой доход осужденного от одного года до трех лет. Также могут быть назначены принудительные работы сроком до пяти лет или на аналогичный срок лишением свободы. Часть вторая гласит о наказании за контрабанду, которая совершена группой лиц по предварительному сговору, или лицом при использовании служебного положения и наказание предусмотрено - лишение свободы сроком от трех лет до семи, а также штраф, суммой до одного миллиона рублей или в виде размера дохода за три года или без него. В части третьей статьи указано наказание за контрабанду организованной группой в виде лишения свободы сроком от семи лет до двенадцати со штрафом до двух миллионов рублей или в размере официального дохода за пять лет или без него, с ограничением свободы до двух лет или без него1 . В Уголовном законодательстве Казахстана в рамках рассматриваемого вопроса можно выделить следующую норму - это ст. 234 - «Экономическая контрабанда», согласно которой признано считать перемещение отдельных товаров/других предметов в крупном размере через границу союзной организации, как и ограниченных или запрещенных к перемещению через границу предметов, которые должны перемещаться по определенным правилам, и, если оно сокрыто контроля таможни или перемещено без него, либо с использованием обмана и предоставляя поддельные средства таможенной идентификации или же с неправомерным декларированием, либо с предоставлением заведомо ложных сведений о совершении операции при перемещении через границу ЕАЭС предметов и ценностей. Часть первая указанной статьи регламентирует наказание за совершение экономической контрабанды и представляет собой наложение штрафа в размере до восьмидесяти минимальных размеров оплаты труда либо исправительными работами, либо привлечением лица к обязательным общественным работам на срок до 80 часов, или арестом на срок до 20 суток, с конфискацией имущества или без. Часть второй предусматривает неоднократность, с использованием служебного положения, применения

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 /9cee3e08a76317a88adbddab280b65fcb45a54c8/

№ 1 /2021

насилие в отношении лица, пограничного или таможенного органа, или же в особо крупном размере, или группой лиц по предварительному сговору. Наказание за совершение данного преступления, если присутствуют квалифицирующие признаки, представлено в виде штрафа размером до трех тысяч расчетных показателей за месяц или в виде исправительных работ в таком же размере, либо назначение общественных работ до восьмисот часов, либо ограничением свободы сроком до трех лет, либо же реальным лишением свободы также на три года, с полной конфискацией имущества. В части третьей указаны условия контрабанды совершенной лицом, выполняющим государственные функции, либо лицом, выполняющим данные функции, либо должностным лицом, или находящимся на ответственной государственной работе, если они связаны исполнением служебной работы, либо преступной группой и наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок от трех дет до восьми с обязательной конфискацией имущества, а если она совершена лицом, выполняется представителем государства, либо лицом выполняющим таковые функции, либо лицом, находящимся на ответственной государственной работе, если они связаны с выполнением служебного долга - с пожизненным лишением права находиться на ответственных должностях или выполнять некоторые функции2. В уголовном законе Республики Киргизия экономическая контрабанда представляет собой незаконную транспортировку через границу союза в крупном размере товаров или предметов, которая совершена без сокрытия от органов таможенного контроля либо с сокрытием или же предъявлением поддельных документов или средств связанных с таможенной идентификацией или связана с недостоверным декларированием, то наказывается исправительными работами четвертой категории или же штрафом пятой категории, или лишением свободы первой категории с полным лишением права занимать заниматься определенной деятельностью или состоять в определенной должности сроком до двух лет со штрафом первой категории. Контрабанда, которая совершена в особо крупном размере, а также должностным лицом при исполнении им служебных обязанностей, а равно как с применением насилия, не создающего опас-

2 https://kodeksy-kz.com/ka/ugolovnyj_kodeks/234.htm

111

Вестник экономической безопасности

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности для жизни или здоровья работнику органов таможенного контроля. Вторая часть статьи указывает на санкцию за совершение контрабанды в особо крупном размере, либо с использованием своего служебного положения или же применяя не опасное для жизни и здоровья насилия в отношении сотрудника органов таможенного контроля, либо же группой лиц по предварительному сговору, и, наказание за данную особенность контрабанды назначается в виде штрафа шестой категории, либо же реальным лишением свободы второй категории с обязательным лишением права выполнять определенную работу сроком до двух лет и с обязательным штрафом второй категории1.

Примечание настоящей статьи гласит об экономической контрабанде, которой признается данное преступление, совершенное исключительно в крупном размере, с учетом стоимости товаров, пересекаемых через границу, и, если стоимость таковых существенно выше установленного законами Республики Киргизия принципами расчетных показателей на момент совершенного преступления в пять тысяч раз. Особо крупным размером принято считать стоимость, превышающую в десять тысяч раз.

Также, если данное преступление совершено впервые, либо же в добровольном порядке уплачены все таможенные платежи, в том числе штрафы и пени, а товары и ценности, оформлены должным образом в таможенном отношении, то лицо ответственности не подлежит. Рассматривая вопрос об уголовной ответственности за контрабанду экономической направленности в Республике Беларусь, отсутствует норма, предусматривающая ответственность за контрабанду алкогольной и табачной продукции. Однако ответственность за данное преступление наступает по общим основаниям, предусмотренным ст. 228 УК Республики Беларусь. Часть 1 ст. 228 УК Беларуси, излагает понятие контрабанды - это незаконное перемещение через границу союза товаров в крупном размере, которые запрещены или ограничены к перемещению. Наказание законом Беларуси предусмотрено за контрабанду выглядит в виде штрафа или же ограничения свободы сроком до трех лет или же реальным лишением свободы на такой же срок. Часть третья настоящей

1 https://onHne.zakon.kz/m/document?doc_ id=34350840#sub id=2230000

статьи представляет наказание, за совершение контрабанды группой лиц по предварительному сговору или же если она совершена повторно или же лицом, совершавшим преступления в данной области либо е лицом, которое воспользовалось своим служебным положением либо же применяя насилие в отношении лица, работающего от имени государства в области таможенного или пограничного контроля и наказывается реальным лишением свободы сроком от пяти лет до десяти с наложением штрафа или без него. За совершение контрабанды по части четвертой статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от семи лет до двенадцати со штрафом или без, и, в случае если данная контрабанда совершена организованной преступной группой2. В уголовном законодательстве Республики Армения также отсутствует специализированный состав контрабанды, поэтому ответственность наступает на общих условиях ст. 215 УК Республики Армения, где контрабандой признается перемещение через таможенные посты Республики Армения товаров, культурных и других ценностей и если оно совершено в крупных размерах и наказывается наложением штрафа размер которого начинается от 50 до 1000 кратного размера МРОТ либо лишением свободы на срок не свыше пяти лет. Также в частях третьей и четвертой, наказание предусмотрено за контрабанду, которая совершена лицом с использованием своих должностных полномочий, либо же лицом которое на момент совершения преступления было освобождено от работы в области таможенного или пограничного контроля, либо в случае применения насилия к сотруднику таможенных органов и представляет собой лишение свободы сроком от шести лет до десяти с применением конфискаци-онных мер или без них, либо же в составе организованной группы - наказание на срок от восьми до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой. В части пятой указывается изложение понятия крупного размера, которым необходимо считать стоимость товаров превышающую 2000 размер МРОТ3.

Таким образом, подвергнув сравнительному анализу нормы уголовного законодательства на примере вышеуказанных стран, а также исследуя

2 https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/228.htm

3 https://textarchive.ru/c-1116992-p9.html

112

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2021

вопрос унификации мер уголовно-правового характера между ними в области контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий, неотъемлемым негативным показателем является искусственная дестабилизация рынков указанных стран и вмешательство теневого сектора экономики в развитие межгосударственных, торговых отношений, заключающегося в реализации контрафактных и контрабандных данных изделий, исключающих возможность регулирования доходов государств от законной деятельности организаций и предпринимателей. Отсутствие единого представления уголовно-правовой нормы борьбы с отдельным видом контрабанды, заключающейся в незаконном перемещении через границы указанных стран создает явную видимость проблемы при регистрации отдельных видов преступлений экономической направленности, а в частности, при совершении контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий, что не дает конкретной возможности на пространстве ЕАЭС своевременно анализировать количество совершенных преступлений указанной категории и создавать платформу для борьбы с ней при планировании координационной деятельности правоохранительных органов, направленной на минимизацию случаев перемещения через государственные границы незаконным путем алкогольной продукции и табачных изделий. Очевидной остается необходимость при назначении наказания за вышеуказанную форму контрабанды такой меры как штраф, в связи с тем, что наложение его влечет за собой дополнительные доходы в бюджет государства, оставаясь при этом гуманной санкцией за совершение указанного преступления и носит в себе характер предупреждения экономической преступности, а конфискация алкогольной продукции и табачных изделий служит недопущению контрабанды изъятого, сыграет ключевую роль в предотвращении прироста негативных условий для развития национальных рынков стран - участниц ЕАЭС в представленной области.

Литература 1. Осокин Р.Б. Специфика криминализации общественно опасных деяний против нравственности по Уголовному кодексу Испании // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права:

теория и практика. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2012. С. 305-308.

2. Осокин Р.Б. Сравнительно-правовой анализ состава жестокого обращения с животными по уголовному законодательству стран постсоциалистической правовой семьи // Несовершеннолетний как потерпевший и субъект преступных посягательств: уголовно-правовые, криминологические, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты. материалы общероссийской научно-практической конференции. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина 2014. С. 89-96.

3. Осокин Р.Б. Уголовное законодательство австрийской республики об ответственности за преступления против общественной нравственности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 1 (36). С. 66-71.

4. Осокин Р.Б., Кокорев В.Г. Сравнительно-правовой анализ признаков объективной стороны состава нарушения права на свободу совести и вероисповеданий по Уголовному кодексу Российской Федерации и некоторых зарубежных стран // Актуальные проблемы криминологического исследования региональной преступности: материалы IV международной научно-практической конференции. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. С. 213-220.

5. Токарева Е.Н. Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий // Вопросы студенческой науки. Выпуск № 4 (20), апрель 2018. С. 47-51.

6. Международное уголовное право : учебник / А.В. Наумов, А.Г. Кибальник, В.Н. Орлов, П.В. Во-лосюк; под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибальника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 510 с.

7. Урда М.Н., Шевелева С.В., Тененева И.В. Ответственность за контрабанду по уголовному законодательству стран - участниц Таможенного союза: проблемы унификациизаконодательства // Всероссийский криминологический журнал.2017. Т.11, № 1. С. 205-215.

8. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / сост. А.Г. Хлебушкин. 3-е изд. М.: Проспект, 2019. 464 с.

№ 1 /2021

Вестник экономической безопасности

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.