система» г. Москва. АИБС «МАРК-Б01_» относится к системе третьего поколения и является продолжением развития АИБС семейства под общим названием «МАРК». Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение ЭК, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, учет библиотечного фонда и обслуживание пользователей.
АИБС «МАРК-Б01_» имеет несколько модулей: администратор, каталогизация, поиск, комплектование, книгообеспеченность, абонемент. Информационно-библиотечный центр ВИАПИ им. А.А.Ни-конова приобрел два главных модуля: администратор и каталогизацию. Модуль «Администратор» -это подсистема, которая осуществляет администрирование системы и БД и выполняет функции по адаптации системы к нуждам пользователей. Подсистема реализована внутри локальной сети.
Модуль «Каталогизация» - подсистема, с помощью которой осуществляется создание и ведение электронного каталога (ЭК), научная и техническая обработка поступивших документов, ведение инвентарного и без инвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм, проверка на дублетность и др. Доступ к подсистеме осуществляется внутри локальной сети.
Совместно с ЦНСХБ РАСХН было проведено обучение по использованию АИБС «МАРК-Б01_», а
также работа по наполнению электронного каталога информационно-библиотечного центра ВИАПИ им. А.А. Никонова. Общий фонд ИБЦ насчитывает 6668 тыс. экземпляров, который содержит отечественные и иностранные книги, диссертации, авторефераты диссертаций, научно-техническую документацию, периодические и продолжающиеся издания и др. документы по актуальным проблемам АПК. На сегодняшний день работа по наполнению ЭК продолжается, количество записей составляет более 3 тыс. названий.
В ходе реализации работы по автоматизации всех библиотечных процессов в ИБЦ ВИАПИ им. А.А.Никонова рассматривается задача о создании сервера для программы «МАРК-Б01_» - это позволит каждому научному сотруднику института осуществлять информационный поиск в библиотечном фонде по интересующей теме исследования со своего рабочего места.
Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что автоматизация библиотечных процессов научных сельскохозяйственных библиотек НИИ и работа по совершенствованию информационного обеспечения научных работников должна проводиться в тесной координации с головной библиотекой отрасли ЦНСХБ РАСХН, которая в свою очередь должна эффективно осуществлять функции центрального звена отраслевой системы информационного обеспечения АПК.
ЗАРУБЕЖНАЯ СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ О.А. Александрова, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета
«Если трудно дается учеба, то нужно подумать, стоит ли ее продолжать сразу. Может, лучше поработать на производстве, набраться опыта, а потом прийти учиться на магистра?».
Нередко в резюме зарубежных специалистов можно встретить биографические данные авторов: степень бакалавра получил в одном учебном заведении, степень магистра - в другом, иногда даже по разным направлениям. Зарубежная система двухуровневой подготовки дает свободу маневра.
Уже более пяти лет российские вузы присоединяются к европейским стандартам образования. Болонское соглашение воплощается постепенно: у него хватает и сторонников, и противников.
Англосакская система высшего профессионального образования считается одной из эффективных в мире. Отличительной особенностью подготовки специалистов по данной системе является тесная взаимосвязь предприятий, университетов, исследовательских центров и независимых профессиональных ассоциаций и сообществ.
Англосакская система высшего образования состоит из ступеней:
- степень бакалавра (BS - Bachelor of Science или BA - Bachelor of Arts) - примерно соответствует незаконченному высшему образованию. Для получения этой степени нужно учиться в университете 4 года;
- степень магистра (MS - Master of Science или MA - Master of Arts) - несколько более высокий уровень, чем стандартное пятилетнее высшее образование в России. Получение степени магистра занимает, в среднем, два года после получения диплома бакалавра, т.е. в общей сложности 6 лет обучения в университете;
- магистр управления в области бизнеса (MBA - Master of Business Administration), а также другие степени в области бизнеса (MIM, MMS). Бизнес-образование является отдельной строкой в иерархии зарубежных дипломов. Степень MBA является не ученой, а скорее «профессиональной», она подтверждает наличие определенных практических навыков в области бизнеса;
- ученая степень Ph.D (Doctor of Philosophy) - «нечто» среднее между кандидатом и доктором наук. Обучение требует от 4 до 6 лет после завершения первого этапа образования, т.е. получения диплома бакалавра. Аналогичная степень присуждается и в области бизнеса - DBA (Doctor of Business Administration).
Абитуриенты за рубежом, решившие получить высшее образование, обычно подают документы в несколько университетов одновременно, затем выбирают из тех вузов, которые готовы их принять. Зачисление в университет происходит на основании следующих факторов: средний балл в школе, место в «академической иерархии» класса (т.е. соотнесение среднего балла будущего студента и его одноклассников), рекомендации учителей и результаты национальных стандартизированных тестов. В течение первого года студенты изучают различные общеобразовательные курсы, после чего выбирают будущую специальность, а несколько позже - более узкую специализацию.
Отличительная черта образования по болонской системе - значительная самостоятельность студентов при выборе части академических дисциплин. Каждый студент сам заполняет свой учебный план, придерживаясь определенной системы правил: существуют так называемые «обязательные» предметы, не сдав экза-
мен по которым студент не получит диплом, а есть предметы, которые можно выбирать. Студенты в обязательном порядке изучают такие дисциплины как высшая математика, физика, химия и т.д., а часть специальных предметов выбирают сами, исходя из собственных академических интересов. Для изучения многих сложных специальных предметов требуется предварительная подготовка: необходимо сдать экзамены по курсам предыдущего уровня. Например, чтобы записаться на курс «Agricultural Management» - «Менеджмент в сельском хозяйстве», студентам необходимо изучить основы экономики, бухгалтерского учета и др.
Одна из основных задач зарубежного сельскохозяйственного образования - сделать специалиста более конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. Для достижения этой цели зарубежные университеты руководствуются принципами:
1) программы обучения для будущих сельскохозяйственных специалистов составляются так, чтобы избежать слишком узкого взгляда на проблемы отрасли. На любом уровне подготовки (степень бакалавра или магистра) будущие фермеры изучают основы бизнеса, в первую очередь, получают финансовую подготовку. Другой обязательный предмет в любых программах по сельскому хозяйству, проблемам отрасли
- основы экологии. В индивидуальный учебный план входит и несколько гуманитарных курсов (литература, политология, история и т.п.), а выбор этих курсов предоставляется студентам;
2) основа образования - принцип непрерывности, постоянного обучения и повышения квалификации. Университет или колледж, особенно на этапе получения степени бакалавра, не ставят перед собой задачу полностью подготовить специалиста для работы в той или иной области, дать ему все необходимые для будущей работы знания. Цель первого этапа образования - дать возможность студенту сориентироваться в различных аспектах выбранной специальности, понять, в какой области ему интересно работать. Значительную часть необходимых знаний и практических навыков обладатель университетского диплома любого уровня получает уже во время работы, когда продолжает учиться и повышать свой профессиональный уровень.
Сегодня важная особенность двухступенчатого высшего образования для специалистов АПК -это междисциплинарный подход, расширение специализации студентов. Так, в последние годы в США несколько сократилось количество специализированных программ высшего образования, которые готовят специалистов исключительно для сельской отрасли, хотя значительное количество таких программ по-прежнему существует. Студенты теперь чаще, чем раньше, получают диплом инженера широкого профиля, дающего право работать в самых разных областях. Отсутствие узкой специализации оставляет специалисту определенную свободу при выборе сферы деятельности.
При обучении в магистратуре (MS) и аспирантуре (Ph.D) специализация становиться достаточно узкой, обучение идет по принципу углубленного изучения отдельных дисциплин. Все программы уровня MS и Ph.D обязательно включают проведение самостоятельных научных исследований и сдачу государственного экзамена по специальности, как правило, и устного, и письменного. Программы магистерского уровня ориентированы на подготовку высококвалифицированных практиков, которые впоследствии будут заниматься не самостоятельными научными изысканиями, а практической работой. Многократный предварительный отсев (бака-
лавриат, магистратура) обеспечивает хорошее качество аспирантов. РИ.О - это научная степень, для ее получения необходимо написание диссертации, которую нужно защитить по окончании учебы. Специалисты с дипломами РИ.О обычно разрабатывают новые технологии, ведут научно-исследовательскую работу.
Возможный уровень образования и основные специальности сельскохозяйственной отрасли, по которым ведется подготовка студентов в университетах США, представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Основные специальности сельскохозяйственной отрасли США*
Уровень образования Специальность / Университет
MBA Агробизнес / Университет штата Небраска, Линкольн
MS, MBA Агробизнес / Г осударственный университет штата Иллинойс
BS, MS Менеджмент в пищевой промышленности / Государственный университет штата Мичиган
BS, MS Управление агробизнесом / Г осударственный университет штата Мичиган
MBA Управление агробизнесом / Г осударственный университет Миссиссипи
* В таблице приведены отдельные университеты, готовящие специалистов для сельскохозяйственной отрасли.
Образование за рубежом - это, прежде всего, бизнес, конкуренция в котором очень высока. Университеты конкурируют между собой за лучших студентов, ученых и преподавателей, получение грантов. Диплом дорогого, престижного университета означает лучшие возможности трудоустройства, работу в преуспевающей компании, перспективы карьерного роста, более высокую оплату труда. Крупные зарубежные предприятия нанимают на работу выпускников университетов, занимающих первые строчки в различных рейтингах, а у выпускников небольших неизвестных колледжей шансы получить работу в крупной компании минимальны.
Выбирая учебное заведение, будущий студент, учитывая и другие факторы, может основываться на рейтинге университета. Например, ежегодный рейтинг американских университетов, колледжей, отдельных программ подготовки специалистов различных уровней (BS, MS, Ph.D) составляет американский еженедельный журнал US News and World Report (www.usnews.com).
Рейтинг зарубежных университетов строится на совокупной оценке различных количественных (1-5) и качественных (6-7) показателей:
1) финансовое положение университета;
2) количество студентов и преподавателей;
3) уровень подготовки первокурсников, средние значения по стандартизированным тестам и средний балл в школе;
4) финансовая помощь университету со стороны бывших выпускников;
5) конкурс при поступлении;
6) академическая репутация;
7) качество преподавания.
Отдельные специальные рейтинги существуют для программ уровня бакалавра и магистерских программ. Критерии, используемые в этих рейтингах, отличаются от принципов оценки университетов: здесь больший акцент делается на научно-исследова-
тельской работе, оценивается возможность общения студентов с преподавателями, учитывается соотношение количества студентов и профессоров.
После получения диплома бакалавра или магистра, приобретя опыт практической работы, многие специалисты продолжают свое образование в бизнес-школах, так как недостаток знаний в сфере бизнеса сдерживает профессиональный рост специалиста. Специализированных программ MBA для аграриев не существует. Во время обучения в бизнес-школах студенты изучают общие закономерности бизнеса, но при желании могут прослушать любые курсы по проблематике сельскохозяйственной отрасли. Например, студент, который специализируется на изучении финансов, но планирует работать в сельскохозяйственной отрасли, может посещать курсы по аграрному законодательству, основам экологии и т.д. В табл. 2 представлен рейтинг бизнес-школ США.
При составлении рейтингов бизнес-школ важными факторами являются: полученные студентами результаты стандартизированных тестов GMAT (Graduate Management Admission Test); конкурс при поступлении; академическая репутация университета (учитываются мнения деканов бизнес-школ и ведущих профессоров); оценка рекрутинговых компаний; средняя заработная плата выпускников; размер компенсационного пакета, предложенный работодателем (медицинская страховка и т.д.); процент выпускников, устроившихся на работу на момент окончания университета и через три месяца после окончания учебы.
Таблица 2 - Рейтинг бизнес-школ США*
Место в рейтинге Название бизнес-школы
1 Стенфордский университет
2 Гарвардский университет
3 Северо-западный университет штата Иллинойс
4 Университет Пенсильвании
5 Массачусетский технологический институт
6 Университет «Коламбия»
7 Калифорнийский университет
8 Университет Дюка (штат Северная Каролина)
9 Чикагский университет
10 Университет Мичигана
* В рейтинге представлена первая десятка американских бизнес-школ.
Любой зарубежный университет, даже если он сравнительно невелик и его название не встречается в национальных рейтингах оценки высших учебных заведений, это, прежде всего, научно-исследовательский центр. В университетах ведутся фундаментальные научные исследования, развивается отраслевая наука. Крупные предприятия поручают проведение сложных дорогостоящих исследований именно университетским лабораториям.
Крупные зарубежные предприятия заинтересованы в повышении качества подготовки будущих специалистов, поэтому и финансируют научно-исследовательскую работу в университетах, помогают оборудовать лаборатории. Например, в университетах около каждой лаборатории может висеть табличка, указывающая, какое именно предприятие предоставило оборудование.
Благодаря финансовой поддержке предприятий, многие зарубежные университеты проводят уникальные исследования. В проведении таких исследований могут участвовать студенты, приобретая бесценный опыт самостоятельной научной работы.
После окончания университета, получения диплома и выхода на работу, специалист может продолжать учиться, так как знания и опыт работы - это основные конкурентные преимущества специалиста.
Большую роль в повышении квалификации специалистов-аграрников играет сельскохозяйственное консультирование, которое на профессиональной основе широко распространено в современном мире. Оно осуществляется в разных сферах экономики и принимает различные формы.
Уникальным примером системы сельскохозяйственного консультирования является система extension (Extension Service) в США, действующая уже более 90 лет. Основой консультационной деятельности в США является концепция продолженного обучения (Extension Education). Полученные однажды знания не абсолютны, потребность в новых знаниях существует постоянно, процесс обучения человека происходит непрерывно, что обусловлено постоянным изменением условий существования человека, изменением его позиций в обществе и др. факторами. В этом случае система продолженного обучения выступает как возможность пополнения знаний. Согласно американскому законодательству по созданию системы extension, целью сельскохозяйственного консультирования является распространение и поддержка применения полезной и практической информации, связанной с сельским хозяйством, экономикой домашнего хозяйства и другими областями среди населения США, не обучающегося в колледжах и университетах.
У зарубежных специалистов-аграрников есть и другой способ профессионального совершенствования - профессиональные сообщества и получившие аккредитацию при таких сообществах образовательные программы. Каждый год здесь преподается множество специальных курсов по проблемам сельской отрасли. Каждый курс основан на результатах новейших научных исследований. Полная информация о всех курсах (автор, научные достижения и основные публикации, цели и задачи курса, содержание курса) заранее размещаются в сети Интернет, поэтому каждый специалист может заблаговременно составить свое расписание таким образом, чтобы иметь возможность посетить интересующий его курс. Каждый курс читается 1-2 дня. На курсах повышения квалификации в течение года возможно изучить несколько предметов.
Таким образом, непрерывное обучение и повышение квалификации рассматриваются специалистами зарубежных предприятий как инвестиции в собственное будущее.
Учитывая все достоинства зарубежной системы сельскохозяйственного образования, необходимо учитывать, что одномоментный переход от российской одноступенчатой системы образования к зарубежной двухступенчатой невозможен. Реформирование российской одноступенчатой системы образования будет продолжаться ближайшие годы, что потребует грандиозных моральных затрат профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала. И сегодня нельзя к обучению относиться единообразно; нельзя утверждать, что все известно, все правильно.
Источники
1. Интернет-ресурс: www.usnews.com;
2. Интернет-ресурс: www.agriculture.ilstu.edu;
3. Интернет-ресурс: www.mbaa.unl.edu;
4. Интернет-ресурс: www.aec.msu.edu;
5. Интернет-ресурс: www.agecon.msstate.edu.